Роль иностранных инвестиций в развитии экономики КНР
Освоение зоны Пудун займет, как планируется, несколько десятилетий.
Осуществление проекта на современном этапе пользуется поддержкой центрального
правительства КНР[19].
В настоящее время развернута большая кампания по привлечению иностранного
капитала. К 1996 г, в Пудуне создано около 4 тыс. предприятий с участием
иностранного капитала с общим объемом капиталовложений 11 млрд.долл. С
получением предприятиями зоны права непосредственного ведения внешнеторговых
операций вырос торговый оборот Пудуна: в 1995 г. он составил 6,9 млрд.долл[20]. В настоящее время трудно
оценить реальные перспективы формирования Пудуна как крупного финансового
центра в АТР. Многое, безусловно, будет зависеть от стабильного развития китайской
экономики, отношений КНР со странами Запада, международными финансовыми
организациями. При этом интерес к программе строительства Пудуна в мире заметно
возрос.
В целом же, на наш взгляд, зону Пудун можно отнести к яркому примеру
нового подхода к привлечению иностранного капитала в осуществлении
внешнеэкономической политики. Речь идет о расширении привлечения прямых
зарубежных инвестиций в сферу производства, технологического и
научно-технического сотрудничества, финансов, страхования, банковского дела,
аренды земли. Успешная реализация проекта позволит говорить о реальном
формировании, наряду с южными приморскими районами, второго
центра открытой политики Китая. Распространение внешнеэкономической
открытости в первой половине 1990-х гг. затронуло внутренние, прежде всего
приграничные, провинции Северо-восточного Китая, положив начало формированию
"нового северного пояса
открытости"
вдоль границы Китая с Россией, КНДР, Монголией. В эти годы в рамках СЭЗ
открытых приморских городов были созданы тринадцать зон свободной
(беспошлинной) торговли. Помимо традиционных в мировой практике консигнационных
складов, ЗСТ играют также роль "свободных" портов, дополнительных
производственных площадей для иностранных компаний, источника привлечения иностранного
капитала в финансовую, банковскую сферы, страхование и сферу услуг[21].
Таким образом, практика проведения открытой внешнеэкономической
политики привела к созданию в КНР к середине 1990-х годов многоступенчатой,
имеющей свои приоритетные направления и внутренние связи открытой структуры
(приморская полоса открытых районов - полоса районов вдоль р. Янцзы -
приграничная полоса открытых районов - открытые внутренние центры).
Протянувшись с севера на юг, этот передовой край открытой политики включает 354
города и уезда общей площадью 550 тыс.кв.км. (5,6% территории страны) с
населением около 330 млн.чел. (27,2% населения страны) и насчитывает 11 форм
территориальной открытости Китая, охватывающих практически весь современный
арсенал типов зон: торговые таможенные зоны, зоны экспортного производства,
свободные порты, транзитные зоны, технопарки, страховые и банковские зоны,
комплексные зоны производственной направленности с привлечением иностранного
капитала[22].
Несмотря на то, что в настоящее время СЭЗ переходят на самоокупаемость,
государство по-прежнему участвует в финансировании отдельных крупных объектов,
проводя селективную структурную политику. Ставя перед собой стратегическую цель
развития экспортных технико- и наукоемких отраслей полного цикла, Китай на практике,
с учетом местных условий, применяет гибкий подход, предусматривающий переход от
трудоемкого через капиталоемкое к наукоемкому производству. СЭЗ Шэньчжэнь,
например, нацелена на гонконгский капитал и уже сформирована как его
торгово-финансовый посредник, Сямэнь опирается на инвестиции из Тайваня и
развивается по пути "открытого" порта, Чжухай ориентирован на
соседнее Макао и делает упор на туристический бизнес. В
Шаньтоу
преобладают трудоемкие экспортные производства, сельское хозяйство. На Хайнане
признано рациональным также развивать трудоемкие отрасли сельского хозяйства,
легкой и пищевой промышленности. Специфический статус позволил СЭЗ добиться
значительных успехов по сравнению с внутренними районами Китая. В зонах гораздо
быстрее, чем в среднем по стране, растут занятость, уровень жизни и
квалификация рабочих и служащих. СЭЗ явились уникальной по масштабам школой
современного управления экономикой, позволили Китаю приобрести опыт
взаимодействия с мировым рынком, успешно сыграли роль полигона реформ,
стимулировали перестройку организации внешнеэкономической деятельности страны и
реформу экономической системы. Главным же положительным результатом открытых
районов за истекший период стало не достижение макроэкономической эффективности
(этого следует ожидать в ближайшем будущем) и даже не привлечение передовой
технологии, а косвенный эффект мощного использования этнического фактора хуацяо
в качестве важного инструмента будущей интеграции в КНР Гонконга, Макао и, не
исключено, Тайваня.
В целом опыт Китая убеждает, что создание свободных экономических зон
служит важным, а в ряде случаев - незаменимым элементом системы активного
включения страны в мирохозяйственные связи, первым шагом в расширении
открытости экономики. Конечно, не стоит абсолютизировать их значение - зоны как
элемент системы сами не в состоянии решить все проблемы, их успешное развитие
возможно лишь в рамках активной внешнеэкономической политики, подкрепленной
регулирующей ролью государства, включая законодательное обеспечение. Польза от
СЭЗ носит комплексный характер, ее нельзя сводить к получению сиюминутной
отдачи в виде валютных поступлений и привлечения новейших технологий. Требуются
время и немалые усилия для достижения этих целей. Создание СЭЗ невозможно без
значительных собственных и внешних капиталовложений для формирования
инфраструктуры. Проще, конечно, создавать зоны закрытого "оазисного"
типа, но стратегически перспективнее - зоны, опирающиеся на существующий
экономический и научно-технический потенциал.
Однако потенциал развития СЭЗ небезграничен, и для продолжения реформ
необходимо последовательно распространять преференциальную экономическую
политику на другие регионы страны. Ход дальнейшей реализации стратегии развития
приморских районов Китая в решающей степени будет зависеть, с одной стороны, от
перспектив реформы экономической системы и с другой - определяться новыми
тенденциями развития мирового хозяйства. Масштабность целей и задач стратегии
при всей их проблематичности и ее долгосрочный характер позволяют рассматривать
данную стратегию не только как логическое продолжение политики открытости, но и
как важный рубеж в поисках максимально эффективных путей развития страны.
Достижение этих целей связывается и, во многом, зависит от дальнейшего
привлечения и успешного использования иностранных инвестиций. Поступательное
развитие СЭЗ не мыслимо без внешних капиталовложений, усиления связей с
зарубежными партнерами и всеобъемлящей интеграции КНР в мировое экономическое
сообщество.
Глава 3.
Проблемы и перспективы привлечения и использования
иностранных инвестиций в экономике КНР.
3.1 Эволюция законодательной базы привлечения
иноионвестиций.
Вследствие влияния азиатского финансового кризиса уровень поступления в
экономику Китая иноинвестиций несколько сократился. Объем использованных за
1998 г. инокапиталов составил 54 млрд.долл., что на 13% меньше, чем в
предыдущем году. Общая сумма инокапвложений в экономику КНР – 414 млрд.долл.
(240 млрд. долл. – прямые инвестиции). В КНР действует свыше 150 тыс.
предприятий с инокапиталом. Несмотря на азиатский кризис, финансовая система
Китая сохраняет устойчивость. Остановлена инфляция (цены выросли на 0,8% в 1997
г. и снизились на 2,6% в 1998 г.). Китай уверенно удерживает второе (после США)
место в мире по ежегодным объемам привлечения иноинвестиций. Иноинвестиции в
КНР на 90% являются прямыми, то есть, вложены не в ценные бумаги, а
непосредственно в капитал СП. Зарубежные инвесторы допускаются к приобретению
лишь акций китайских предприятий под жестким госконтролем (специальные акции
для зарубежных инвесторов выпустили чуть более 100 предприятий КНР).
Спекулятивные вложения в гос. и иные облигации зарубежных капиталов не
допускаются. Перевод средств за границу иноинвесторами в каждом отдельном
случае требует разрешения учреждений валютного контроля КНР. В 1998 г. Китай
оставался крупнейшим получателем кредитов МБРР и АзБР, по линии которых в 1998
г. в КНР поступило соответственно свыше 2,5 млрд. и 1 млрд.долл. Пекин
продолжал широкое привлечение инокапиталов также с помощью различных
правительственных займов западных стран.
Несмотря на значительные объемы
привлекаемого инокапитала в КНР, его макроэкономическая эффективность и
масштабы пока относительно невелики. Более 70% действующих СП рентабельны, до
трети от их общего числа – убыточны или имеют низкую экономическую
эффективность. Доля СП в общем объеме промышленного производства – 14%. Размеры
освоенных предпринимательских инвестиций на душу населения, хотя и увеличились
до 36 долл. (1998 г.), превысив средний уровень в развивающемся мире,
значительно уступают, к примеру, новым индустриальным экономикам (150 долл.).
Другая проблема – нежелание крупнейших промышленно-развитых стран предоставлять
КНР современную технику и технологию, зачастую использование ими в отношении
Китая тактики “выпавшего технологического звена”, когда роль китайской стороны
ограничивается простой сборкой, подключением к производственному процессу на
его последних стадиях. Важным резервом увеличения притока капиталовложений
является расширение круга инвесторов. Пока же большинство их приходится на долю
Гонконга и Макао. Около двух третей привлекаемых зарубежных капвложений
приходится на приморские районы стран Иноинвесторов беспокоит неполное
законодательство, наличие многих “закрытых” инструкций, затрудняющих свободное
предпринимательство, сложный порядок взимания налогов и недостаточная правовая
защита интересов вкладчиков, отсутствие арбитражной системы разрешения споров
(китайцы предпочитают ей неформальные консультаций сторон), неполная
конвертируемость юаня, обязательность экспорта и затруднения с реализацией
товаров на внутреннем рынке, бюрократизм и коррупция в рассмотрении вопросов,
вмешательство чиновников. Велика зависимость СП от китайских ведомств по найму рабочей
силы, снабжению сырьем, водой, электроэнергией, аренде помещений и т.п., что
отражается в монопольных ценах и увеличивает затраты.
В сложившийся ситуации экономическая стратегия Китая призвана адекватно
учитывать как успехи, достигнутые в реформировании национальной экономики, так
и имеющиеся трудности и проблемы. Формирование “социалистической рыночной
экономики” в качестве основного ориентира развития общества в ближайшие годы
предполагает прежде всего переход от преимущественно административного к
преимущественно рыночному механизму распределения экономических ресурсов. В
инвестиционной сфере речь идет, во-первых, о повышении эффективности
макроконтроля при существенном сокращении непосредственного вмешательства
государства в организацию и регулирование инвестиционного процесса на
предприятиях”; во-вторых, о наполнении реальным экономическим содержанием
созданных в последние полтора десятилетия в этой области квазирыночных структур
и механизмов (индикативное планирование капитальных вложений, система
инвестиционного кредитования, фондовый рынок, открытые конкурсные торги на
сооружение объектов и т.д.); и, в-третьих, о благоприятном инвестиционном
климате для национальных и зарубежных инвестиций.
С учетом характера и особенностей развития инвестиционной сферы Китая в
80-90 гг. выявились следующие основные направления ее дальнейшего
реформирования:
1.Оптимизация объема и структуры иностранных инвестиций.
Потребность Китая в привлечении новых
иностранных капиталов имеет тенденцию к возрастанию ввиду начавшегося в
середине 90-х годов существенного ( в1995г.- 10млрд.долл.) оттока за границу
иностранных финансовых средств, связанных с репатриацией прибыли работающих в
Китае совместных и полностью иностранных предприятий.
В этих условиях, с учетом глубокой
укорененности иностранного капитала в экономике КНР, происходит постепенный
переход от политики предоставления иностранным вкладчикам капитала особо
льготных условий инвестирования к политике выравнивания инвестиционного климата
для иностранных и отечественных предприятий при общей либерализации рыночной
среды. Помимо национального строительного рынка зарубежные компании начинают
допускаться к системе внутренней торговли и материально-технического
обеспечения, строительству крупных инфраструктурных объектов (железные дороги,
порты и т.д.), а также к развитию внутреннего рынка услуг, включая
кредитно-финансовую сферу, страхование, операции с недвижимостью, туризм,
рекламную деятельность и т.д;
2.Ограничение сферы охвата государственных инвестиционных
программ объектами, финансирование которых
осуществляется с использованием бюджетных средств, в пользу иностранного
капитала;
3. Кардинальная реформа государственного сектора путем
создания системы крупных современных конкурентноспособных компаний и
одновременно активного реструктурирования мелких и средних предприятий;
В общем виде
официальная политика в отношении к иностранным инвестициям была изложена в докладе председателя
Государственного Комитета по
планированию развития КНР Цзэн Пэйяня на 2-ой сессии ВСНП 9-го созыва (март 1999 г.). В отношении привлечения иностранного
капитала в докладе говорится о необходимости
применять общепринятые на мировых рынках правила и нормы:
-
всемерно открывать новые каналы финансирования;
-
постепенно уравнивать подходы к зарубежным и отечественным производителям;
- активно привлекать капиталы от транснациональных
корпораций;
- оптимизировать
структуру зарубежных инвестиций;
-поощрять их вложения в
центральные и западные районы, агросферу, гидромелиорацию, транспорт,
энергетику, добычу сырья, защиту окружающей
среды;
- постепенно
трансформировать режим управления зарубежными инвестициями, переходя от утверждения инвестируемых объектов к направляющей политике;
-
улучшать инвестиционную среду;
-совершенствовать
управление ценными бумагами, контролировать их размеры, структуру; углублять
прогнозирование и плановое управление займами,
используемыми кредитами, долгами и их обслуживанием.
Инвестиции позволяют
успешно решать задачи модернизации, создания новых рабочих мест (число занятых
в этом секторе достигло 17,5 млн. чел.), повышения конкурентоспособности
национальной экономики на мировом рынке и ее интеграции в систему
мирохозяйственных связей.
С
начала 1998 г. частично восстановлены налоговые льготы по импортным таможенным
пошлинам и НДС в отношении предприятий с участием инокапитала, ввозящих в
страну или производящих высокотехнологичное оборудование, а также осваивающих
технико- и наукоемкие проекты, пользующиеся поддержкой китайского
правительства.
Расширен действующий с
1995 г. список отраслей, предназначенных для льготного зарубежного
инвестирования, с акцентом на агропромышленные технологии, сочетающие развитие
сельского хозяйства с энергетикой, транспортом, добычей и переработкой
природных ресурсов. Ведущее место в списке занимают новейшие, в т.ч.
энергосберегающие, технологии, оборудование и материалы в отраслях
промышленности и инфраструктуры, имеющие как внутренний спрос, так и сбыт на
мировом рынке. Особое внимание иновкладчиков обращается на внутренние
центральные и западные районы страны, где в целях освоения природных и трудовых
ресурсов “открыты” все административные центры провинций и авт. районов, а
также район “Трех ущелий” в бассейне р. Янцзы. Разработано и опубликовано более
500 законов и законоположений, касающихся экономической деятельности иностранных
граждан в Китае, что создало первичную законодательную базу и предоставило
юридические гарантии иностранцам, вкладывающим капитал в Китае. В июле 1995 г
опубликованы "Временные положения по регулированию направлений зарубежных
инвестиций" и "Каталог приоритетных хозяйственных объектов для
привлечения зарубежных капиталовложений", в которых топливо и энергетика, транспорт, важные ресурсы и
материалы, новая аграрная техника и
новые технологии отнесены к числу тех объектов, где поощряются инвестиции из-за рубежа. Некоторые другие
отрасли, например внешняя торговля, воздушный транспорт, внутренняя торговля,
финансы, а также добыча, выплавка и
обработка благородных металлов, отнесены к числу объектов второй категории. В прошлом вложение
зарубежного капитала в них вообще
запрещалось, теперь это допускается в отдельных случаях.
Этап финансового
стимулирования капиталовложений из-за рубежа заканчивается. На смену этой
политике, как считают в Пекине, должны прийти меры по улучшению инвестиционного
климата и открытию внутреннего рынка для зарубежных предпринимателей, включая
широкий доступ продукции предприятий с участием инокапитала внутри страны, предоставление
им национального режима, либерализацию валютного регулирования и т.д. В этих
целях правительство КНР намерено несколько “приоткрыть” для инвесторов сферу
розничной и внешней торговли, туризма, аудиторских услуг, финансов и др. Будут
также усилены меры правовой защиты иноинвестиций, включая права
интеллектуальной собственности, антимонопольное, антидемпинговое и
антисубсидиционное законодательство. При этом Пекин намерен продолжать жестко
контролировать приток иноинвестиций в отраслевом и территориальном аспектах,
тесно координируя этот процесс с перестройкой экономической структуры и
стратегией развития страны и ее отдельных отраслей.
О
привлечении иностранного капитала в туристический бизнес. В конце 1998 г.
власти приняли решение разрешить создание в Китае туристических компаний с
участием иноинвестиций. Правила их образования и деятельности подготовлены
совместно МВТЭС КНР и Госуправлением по туризму. Предусматривается, что
китайской стороне должно принадлежать не менее 51% капитала таких компаний.
Предъявляются жесткие требования: к иностранному участнику – годовой
оборот не менее 50 млн.долл., наличие собственной системы резервирования
авиабилетов и гостиничных номеров, полное членство в признанной национальной
ассоциации туристических фирм; к китайскому участнику – годовой оборот не
менее 50 млн.юаней (6 млн.долл.), количество ежегодно принимаемых иностранных
туристов за последние три года – не менее 30 тыс.
Заявки
на создание СП в Китае уже подали ряд турфирм из США, ФРГ, Японии и Гонконга. В
1998 г. КНР посетили 63,4 млн. интуристов, доход от них составил 12,6
млрд.долл., количество внутренних туристов – 694 млн.чел., доход – 239
млрд.юаней (29 млрд.долл.). По оценкам, совокупный доход КНР от внешнего и
внутреннего туризма в 1999 г. может достиг 45 млрд.долл.
Внешняя торговля. Согласно данным таможенной
статистики КНР, объем внешней торговли страны в 1998 г. составил 319 млрд.долл.
и сократился по сравнению с 1997 г. на 1,8 %. Китайский экспорт в 1998 г.
составил 182 млрд.долл., сохранившись на уровне 1997 г., а импорт сократился на
3,8% и составил 137 млрд.долл. Сальдо торгового баланса страны составило 45
млрд.долл., увеличившись на 4,7 млрд.долл. по сравнению с 1997 г.
К числу основных
характерных особенностей развития внешней торговли КНР в 1998 г. можно отнести
следующие. Абсолютно преобладающей формой внешнеторговых операций Китая
продолжали оставаться импорт сырья и полуфабрикатов, с их переработкой внутри
страны и последующим экспортом. Доля таких операций во внешнеторговом обороте
страны в первом полугодии составила 53,3%, увеличившись на 1% по сравнению с
соответствующим периодом предыдущего года. Общий объем экспортных операций в
рамках давальческой переработки и сборки составил за 11 мес. 1998 г. 92,6 млрд.долл.,
что на 3,4% больше, чем за тот же период 1997 г. Импорт этой категории
продукции в первом полугодии составил 33,1 млрд.долл. (прирост 2,1%), а по
итогам 11 мес. – 61,67 млрд.долл. (падение на 1,9%). Сократились объемы
экспортных операций в рамках “обычной” торговли с расчетами в СКВ. По итогам 11
мес. обычный экспорт сократился на 4,4% и составил 66,6 млрд.долл. Доля обычной
торговли в импорте КНР по итогам 11 мес. выросла до 29,4% против 27,1 % в
предыдущем году.
Госпредприятия утратили лидирующую роль в
экспортно-импортных операциях. Внешнеторговый оборот предприятий с участием
инокапитала по итогам 6 мес. 1998 г. сравнялся с внешнеторговым оборотом
госпредприятий и составил 73,3 млрд.долл. Экспорт предприятий с участием
инокапитала составил 36,9 млрд.долл. (рост 12%), а импорт – 36,5 млрд.долл.
(рост 6,4%). Наиболее стремительный рост внешнеторгового оборота наблюдался на
частных инопредприятиях; так прирост экспорта и импорта составил соответственно
21% и 19%.
Учитывая столь колоссальное нарастание
специалистами выдвигаются предложения о тщательной разработке стратегии,
принципов, единого плана в отношении
экспорта и импорта, единой льготной политики, четкого разделения прав и
обязанностей в этой сфере деятельности между государственными органами и предприятиями, которые должны
превратиться в правомочных субъектов
во внешнеторговых операциях. Девизом, по мнению специалистов, должно
стать правило для всех единый план, единые и совместные действия в зарубежье.
3.2.Основные направления размещения и использования
иностранных инвестиций на
перспективу.
Привлечение и использование
иностранных инвестиций будет оставаться одной из стратегических задач
внешнеэкономической политики КНР. Достижение поставленных целей по
преобразованию отсталого облика Китая до 2020 г. в кругах, отвечающих за
развитие народного хозяйства, не мыслится без привлечения в крупных масштабах
иностранных инвестиций.
Учитывая
и проблемы, вызываемые импортом иностранных инвестиций, в научных и руководящих
кругах считают, что политика массового привлечения иностранного капитала в
Китай будет продолжаться. В конце нынешнего века и в предстоящие 10-20 лет XXI
века, заявляет вице-президент Академии общественных наук Ван Лолинь,
использование Китаем иностранных инвестиций по-прежнему будет расти
сравнительно высокими и стабильными
темпами.
Огромные суммы денег, особенно в иностранной валюте, были и будут нужны повсеместно, во всех областях
экономического и социального развития, в том числе для:
-
проведения рыночных реформ, создания системы современных предприятий, транснациональных, трансрегиональных
компаний, глобализации экономики
КНР;
-
осуществления следующего этапа индустриализации и глубокой научно-технической
реконструкции народного хозяйства, наращивания импорта новейшей техники и современных технологий;
-
строительства взаимоувязанных грандиозных систем инфраструктуры;
-
создания современных отраслей народного хозяйства (автомобиле- и самолетостроение и др.);
-
широкого развития фундаментальных и прикладных наук, НИОКР, подготовки кадров инженеров, конструкторов,
управленцев, ученых всех необходимых для страны специальностей;
-
глобализации экономики, внедрения ее в мировое разделение труда и т.д.;
-
укрепления обороноспособности, развития космонавтики и космических исследований.
Предшествующие
20 лет реформ выявили одну из неизвестных ранее черт китайской экономики способность поглощать колоссальную массу
иностранных инвестиций в форме зарубежной техники, оборудования, технологий, научных
знаний и т.д., колоссальную емкость внутреннего рынка для иностранной техники. В публикациях даются данные по
отдельным отраслям КНР потребности в иностранных инвестициях. Выше уже
говорилось, что Китай за 5 лет смог бы
освоить на сооружение инфраструктуры 750 млрд. долл.
Серьезные надежды возлагают на иностранные инвестиции
ведомства по возведению и развитию автомагистралей,
железных дорог, электроэнергетики, авто- и авиастроения,
электроники, современной связи, информатизации, космонавтики и т.п. Так,
бывшее министерство электроэнергетики, превращенное в 1998 г. в компанию, на
9-ю пятилетку планировало довести долю иностранного капитала в
инвестициях с 10 до 20%. Строители автомагистралей в те же 5 лет рассчитывали
получить из-за рубежа 30 млрд. долл., а ведомство, занимающееся электроникой,
— 6 млрд. долл. Транспортники просчитали, что в совокупных инвестициях,
вкладываемых в отрасль в 1996—2000 гг. иностранные инвестиции должны составить 9,1%, в 2001—2010 гг. — 9,2%, в 2011—2020
гг. — 9,7%10. На завершение строительства скоростной железной дороги
Пекин— Шанхай требуется 10 млрд.
долл.
Отслеживая ситуацию на
мировых фондовых рынках, китайские специалисты оценивают ее весьма
благоприятный для Китая. В последние годы, по их подсчетам, транснациональные
инвестиции равнялись 320 млрд- долл. США, ежегодный оборот денежного капитала
превышал 800 млрд. долл., а в 1995 г. достиг 995 млрд. долл. Отсюда делается
вывод о том, что ссудный процент будет сравнительно низкий. С точки зрения
емкости рынка капиталов, экономического роста, уровня грамотности рабочей силы,
уровня заработной платы, состояния
социально-политической ситуации в стране Китай имеет преимущества перед
другими странами. Поэтому у Китая есть возможность продолжать в крупных
размерах привлекать иностранный капитал.
Несмотря
на большие надежды в долгосрочной перспективе на получение крупных иностранных
инвестиций в китайскую экономику, китайские экономисты и хозяйственники весьма
трезво учитывают новую обстановку в этой сфере как на мировых финансовых
рынках, так и внутри страны. Финансовый кризис в ЮВА серьезно затронул и
экономику КНР в сфере внешней торговли и в сфере внешних инвестиций. 80%
поступающих в КНР инвестиций приходится на страны Восточной (Япония,
Республика Корея, Тайвань, Сянган) и Юго-Восточной Азии и только 15—20% на
страны Западной Европы, США и Канаду. Поэтому ожидалось сокращение инвестиций
из Японии, Республики Корея, Тайваня, Сянгана и Сингапура. Новую струю в
мировую финансовую сферу должно внести появление евроденег.
Существенные изменения
происходят и в экономике КНР. Раньше регионы и предприятия безоглядно
стремились использовать иностранные инвестиции для упрочения своего
экономического положения. Но с переходом к созданию крупных объединений
предприятий, трансрегиональных и транснациональных компаний стала быстро
нарастать потребность не в средних и малых по величине капиталах, а в крупных
вложениях, которые можно получить только от крупных иностранных монополий и
банков. Причем непременным условием получения кредитов является обеспечение их
необходимой современной техникой и
новейшими технологиями. Поэтому общим местом среди ученых-экономистов и
практиков стали высказывания, что Китай должен продолжать активно использовать
иностранный капитал, как можно скорее преобразовать свой отсталый технический
облик, через транснациональные инвестиции импортировать передовую технику, что
должно стать эффективным каналом повышения собственных потенциальных
возможностей технического развития и освоения. Считается, что не входя в
международное сотрудничество этот скачок КНР трудно осуществить.
Эволюционирует
официальная политика в отношении к иностранным предприятиям. Правительством
ставится задача шаг за шагом уравнять в экономическом отношении (налоги,
сертификация продукции, защита окружающей среды и др) иностранные предприятия с
национальными. Это в первую очередь затронет получаемую на иностранных
предприятиях прибыль и, естественно, интересы иностранных инвесторов.
И политики, и
экономисты в КНР, отмечая большие заслуги в развитии экономики, приобретение
опыта хозяйствования и управления привлекаемого мелкого и среднего иностранного
капитала, приходят к выводу, что
предприятия, созданные на "распыленном" ("малом")
капитале не смогут решить проблемы своего существования и развития, лишившись
привилегий. И впредь, как полагают некоторые экономисты, мелкие и средние
капиталы в КНР в таких огромных масштабах не будут востребованы. Иностранные инвестиции должны соответствовать изменениям на
китайском рынке.
Стратегия открытости предполагает не только
глобализацию китайской экономики, но и ее
регионализацию. Последняя в прогнозный период должна проводиться в двух
направлениях - внутреннем и внешнем. В первом случае весь Китай делится на 7
экономических районов, которые должны специализироваться
на определенных видах промышленного производства и интегрироваться в единую
народнохозяйственную систему с единым общенациональным рынком.
Стратегия глобализации китайской экономики подразумевает вхождение китайской
экономики в целом в мировое хозяйство, в мировой рынок, независимо от того, где
тот или иной сегмент рынка находится, будь-то в Европе, Азии, Америке и т.д.
Стратегия регионализации имеет конкретную региональную направленность. Теоретическим ее обоснованием стали расхожие принципы: "экономика и наука без
границ", "взаимодополняемость экономик".
Суть концепции регионализма
вовне заключается в создании региональных интернациональных экономических
районов, в которые входили бы, с одной стороны,
приграничные провинции Китая, а с другой, - приграничные районы сопредельных
государств. Таких зон вокруг Китая создается шесть. Первая зона с центром в Тяньцзине обращена в сторону
Бохайского залива и двух корейских государств, вторая с центром в
Шанхае направлена на Японию; объектом третьей зоны с центром в Гуанчжоу
является ЮВА, четвертой с центром в
Куньмине — районы Южной Азии.
Два региональных интернациональных экономических
района создаются на границах СНГ. Один с центром в Харбине. В него должны войти
провинции Хэйлунцзян, Цзилинь, северная часть пров.
Ляонин и восточная часть Внутренней Монголии, а со стороны России - районы
Забайкалья и Приморья. Другой район с центром в Урумчи должен включить со
стороны Китая пров. Шэньси, Ганьсу, Цинхай, автономные районы Нинся, Синьцзян,
западную часть Внутренней Монголии, а со стороны СНГ Казахстан и республики
Средней Азии - Киргизию, Узбекистан, Таджикистан, Туркмению. В совокупности все эти районы должны образовать
"Большой Запад".
Китайские руководящие и научные круги вынашивают
большие замыслы в отношении России,
Сибири и республик Средней Азии. Развал Советского Союза
многими в Китае был воспринят как редкостный шанс для него, которым необходимо
непременно воспользоваться. По существу, образование интернациональных экономических районов означает интеграцию их своими ресурсами а быстро набирающую силу и испытывающую
возрастающий дефицит энергии и сырья
китайскую экономику. Во исполнение этих планов заключено уже не одно соглашение о строительстве нефте- и
газопроводов, переброске электроэнергии
как из России, так и из республик Средней Азии. Завершается строительство "Нового шелкового пути" —
железнодорожной магистрали от г.Ляньюньгана
(севернее Шанхая) до Г.Роттердама длиною в 10,9 тыс. км., при этом включаются построенные ранее Турксиб,
железнодорожная сеть Средней Азии и
Закавказья протяженностью более 20 тыс. км. С окончанием строительства Китай выходит на просторы Казахстана и
Средней Азии, Южного Урала, богатые
энергетическими и минеральными ресурсами. Весьма благоприятные условия
складываются для Китая: деиндустриализация России и других стран СНГ, превращение гигантского агропромышленного комплекса
нередко с новейшими заводами и электростанциями в огромные груды искореженного ржавого железа среди обширных картофельных
полей. Самоуничтожение
промышленности СССР означало устранение конкурента не только для Запада, но и для Китая.
Известно из докладов ученых, представителей правительства, что в Китае прорабатывается план, как использовать
сложившуюся ситуацию. Китайская
промышленность выросла и быстро растет. В докладе на сессии ВСНП в марте 1999 г. Дзэн Пэйянь говорил о
необходимости развития производства
за рубежом на давалъческих материалах, способствуя тем самым экспорту оборудования, сырья и услуг (т.е. рабочей
силы). Еще яснее эту идею развивал в
своем докладе в Отделении экономики РАН в сентябре 1999 г. начальник управления внешних отношений проф. Пэй
Чжанхун. По его словам, в настоящее
время в КНР появились инвестиционные ресурсы в виде избыточного оборудования, машин, приборов, которые можно
экспортировать за границу, создавать
производство, используя местные ресурсы. Готовые изделия могут как реализовываться на месте, так и
экспортироваться в третьи страны. "Россия
представляет идеальное место для Китая, где можно создавать [китайское]
производство и развивать торговлю", — утверждал докладчик.
3.3.Роль вступления КНР в ВТО для развития иноинвестиций.
Всеобщая тенденция интернационализации хозяйственной жизни
и международной торговли
диктует Китаю необходимость активно интегрироваться в мировое хозяйство и систему международных
экономических отношений. В рамках данной
внешнеэкономической стратегии в середине 80-х гг. начались переговоры по присоединению КНР к ГАТТ,
своеобразной конституции мировой
торговли, на страны-участницы которой приходится более 85% китайской внешней торговли.
С
1982 г. КНР принимала участие в работе органов ГАТТ в качестве наблюдателя с правом совещательного голоса. В
1984 г. Китай стал участником действующего
в рамках ГАТТ Международного соглашения по торговле текстилем на правах
развивающейся страны. В июле 1986 г. КНР подала заявку на восстановление своего
статуса договаривающейся стороны в ГАТТ. В мае 1987 г. была, образована рабочая группа ГАТТ по рассмотрению китайской
заявки. Начались сложные длительные переговоры по этому вопросу.
За восемь лет до преобразования ГАТТ в ВТО а987-1994) состоялось 19 заседаний рабочей группы ГАТТ по Китаю. К маю
1993 г. Китай подготовил усовершенствованный
вариант меморандума по внешнеторговой системе и ответы на более чем 4,5 тыс. вопросов о
функционировании национального внешнеэкономического комплекса. В рамках
заседаний рабочей группы началось обсуждение
экономической политики КНР, а в ходе двусторонних переговоров с делегациями
стран - проблем доступа на рынок.
Длительный
затяжной характер переговоров по вступлению КНР в ГАТТ/ВТО был предопределен, с одной стороны, сложностью и уникальностью
экономических преобразований в Китае,
заключающихся в постепенном переходе от административно-централизованной
экономики к рыночному хозяйству,
отвечающем требованиям ВТО. Активизация переговоров КНР с ВТО шла параллельно с
углублением экономических реформ в Китае, реализацией конкретных
мероприятий в этой области, укреплением его экономики и внешнеэкономического сектора. Поэтому неслучайно, что
всплески переговорной активности
пришлись на 1993-1994 гг. и на конец 90-х годов.
Участие Китая в ВТО, несомненно, послужит улучшению условий его торговли,
увеличит и дифференцирует экспорт, стабилизирует рынки сбыта и расширит их
географию, потребует повышения качества продукции до общемирового уровня. Более
открытый доступ на рынок получат основные, наиболее конкурентоспособные, товары китайского экспорта - текстиль, одежда,
игрушки, электроника, керамические и пластмассовые изделия, продукция химической и фармацевтической промышленности. При
этом, что существенно, статус развивающейся страны в ВТО, за который
ратует Китай, дает свободное право стране-участнице сохранять в силе в течение
трех лет после присоединения к организации, с возможным продлением срока
переговоров, импортные таможенные тарифы, лицензирование импорта и другие
ограничения в целях защиты молодых отраслей промышленности, обеспечения
равновесия платежного баланса и т.д.
В целом, по оценкам Всемирного Банка и ОЭСР, присоединение Китая к ВТО даст ему
возможность увеличить свой экспорт в течение десяти лет на 38%, а валовой
внутренний продукт - на 1,8-2,5 Полноправное членство Китая в ВТО также
расширит его торговлю услугами, активизирует привлечение иностранных инвестиций
на китайский рынок, улучшит доступ к передовым технологиям. Это благотворно
отразится на общей структуре
промышленности, повысит ее технический уровень, будет стимулировать
реформы обновление законодательной базы, расширение открытости национальной экономики.
Членство в ВТО предоставит КНР в более
отдаленной перспективе возможность оказывать реальное влияние на ход мировых
экономических процессов и достичь более
высокого уровня национальной экономической безопасности. Впечатляющие инициативы были выдвинуты Китаем по
существенному
расширению доступа иностранного
капитала на свой рынок услуг. В частности, в финансовой сфере отделения
иностранных банков смогут открывать счета в местной
валюте для китайских юридических и физических лиц соответственно через 2
и 5 лет после вступления КНР в ВТО. Через пять лет после вступления Китая
будут сняты географические ограничения в отношении доступа иностранных
банковских и страховых организаций на китайский рынок (на данный момент иностранцы могут открывать
банковские и другие финансовые учреждения
только в 24 городах и районах Китая, а операции с юанем осуществляются лишь в
шанхайском районе Пудун и Шэньчжэне в отношении иностранных контрагентов)
и сразу после вступления – количественны лимиты по предельной численности учреждений, работающих на китайском рынке. Это позволит иностранным банкам и их отделениям
через определенный переходный период
осуществлять сделки с китайскими компаниями и частными лицами в юанях
практически по всей стране.
В области страхования жизни верхний порог иностранного участия с момента присоединения к ВТО повышен до 50%, а в
других видах страхования и перестрахования - до 51%. Правда, далеко не
все зарубежные страховые компании смогут
беспрепятственно работать на китайском рынке, при выдаче им лицензий
китайской стороной будут учитываться "разумные критерии",
зафиксированные в китайско-американских соглашениях (количество лицензий не ограничивается).
Китай согласился допустить на свой рынок иностранных
туроператоров для оказания полного набора услуг, а также иностранный
гостиничный бизнес, причем сняв ограничения по
100-процентному зарубежному участию в этом секторе.
После
своего вступления в ВТО КНР заявила о готовности присоединится к соглашению по информационным технологиям и полностью устранить к 2005 г. тарифы на эту продукцию
(персональные компьютеры, полупроводники, телекоммуникационное
оборудование и т.п.), которые в настоящее время
составляют в среднем 13%. К 2005 г. также будут отменены все количественные ограничения импорта этого вида продукции.
Доля
участия иностранных инвесторов в телекоммуникационных компаниях в КНР к моменту вступления страны в ВТО
возрастет до 49%, а спустя два года ~ до 50%. На большее, правда,
китайская сторона не сочла возможным согласиться (американцы в апреле 1999 г.
требовали себе контрольный пакет акций в этой сфере)11. К уже
освоенной области продаж оборудования на
китайском рынке иностранные компании получат право участия в реализации
на территории КНР кино- и видеопродукции (ежегодное число закупаемых американских фильмов возрастет с 10 до 20), а
также на правах совместного с китайской стороной участия - в
строительстве, собственности и деятельности
кинотеатров через три года после вступления Китая в ВТО.
Серьезной уступкой, сделанной Китаем в отношении США, явилось согласие Пекина на то, что США будут продолжать
рассматривать китайскую экономику в
качестве нерыночной при проведении антидемпинговых расследований в
течение 15 лет после присоединения КНР к ВТО. Правда, китайская сторона при этом зарезервировала возможность
обсуждения вопроса о "рыночности"
отдельных отраслей своей экономики. Здесь уместно напомнить, что ЕС и Австралия уже отказались от методологии "нерыночной
экономики" в антидемпинговых расследованиях с КНР, когда определение
стоимости китайского экспортного товара исчислялось на основе издержек
третьих стран по производству аналогичной
продукции.
Анализ пекинских договоренностей свидетельствует о
том, что сделанные Китаем уступки
повлекут за собой немалые проблемы, связанные с обострением
конкуренции на внутреннем рынке, особенно в автомобилестроении, нефтехимии и сельском хозяйстве, где и без того
сохраняется непростое положение. Открытость рынка приведет к закрытию
сотен неэффективных госпредприятий. По
оценкам вашингтонского Института международной экономики, объемы
производства в отраслях промышленности и сельского хозяйства, пользующихся высокой протекционистской
поддержкой, сократятся на треть, число безработных за пять лет может достигнуть
11 млн. человек, в том числе в сельском хозяйстве - 9,6 млн. человек
(сокращение занятых на 3,6%), а в автомобильной
отрасли количество рабочих мест сократится на 14,5%. Одновременно доходы сельского населения к 2005 г.
снизятся на 2,1%12.
Вместе с тем китайская сторона устами ее руководителя Цзян Цзэминя назвала заключенное соглашение с США
взаимовыгодным и "выигрышным" для обеих сторон, открывающим
пути Китаю в ВТО, улучшающим его торговые связи и китайско-американские
отношения в целом В Китае небезосновательно рассчитывают на выигрыш по многим
параметрам, прежде всего в сфере расширения экспорта, увеличения притока
иностранных инвестиций и передовых
технологий
По американским оценкам, показатели внешней торговли КНР могут уже к 2005 г
удвоится и достигнуть 600 млрд. долл По расчетам Всемирного Банка, к 2020 г.
внешнеторговый оборот Китая достигнет 10% от общемирового объема и выведет
страну на второе место в мире по этому показателю после США14. Рост
торговли ожидается вследствие увеличения продаж трудоемкой продукции (бытовой
электроники, игрушек, текстиля, готовой одежды, обуви и т.п), которая обладает относительным преимуществом на мировом рынке, прежде
всего в области ценовой конкуренции. Так, китайский экспорт готовой одежды и
текстиля, на который приходится 1/4 часть всех товарных поставок КНР за рубеж,
в результате отмены квот после 2005 г, по оценкам гонконгских специалистов,
может удвоиться до 70 млрд долл в год. По расчетам Центра исследования проблем развития при Госсовете КНР, в
случае присоединения к ВТО показатель роста ВВП Китая в 2005 г будет выше на
1,5 % пункта Прирост потребления в том же году за счет членства в ВТО составит
0,6 % пункта, экспорта - 26,9 % пункта, импорта - 25,8 % пункта, а инвестиций -
1,8 % пункта. К 2007 г число занятых в текстильной промышленности увеличится на
23,6%, а в производстве готовой одежды - на 52,3%, доходы городского населения
при этом увеличатся на 4,6%. Ожидается также, что потеря части бюджетных
доходов из-за снижения ввозных пошлин будет компенсирована за счет
существенного расширения легального
импорта, прежде всего акцизных товаров, с оплатой пошлин (спиртные напитки, сигареты).
Итак, можно с полной уверенностью сказать, что китайское
руководство делает большую ставку на привлечение иностранного капитала в
будущем. Целевому использованию инвестиций из-за рубежа отводится особого
важная роль в поступательном развитии экономики Китая на, еще как минимум,
ближайшие 10-20 лет. Китайское правительство будет всячески благоприятствовать
притоку иностранного капитала, создавать приемлемые условия для инвесторов, не
отказываясь, в тоже время, от селективного метода допуска на свой внутренний
рынок.
Заключение
Итак,
подведем общий итог и сделаем вывод после рассмотрения вопроса о роли
иностранных инвестиций в развитии экономики КНР. Зарубежный капитал, как мы
убедились, сыграл важную роль в становлении и эволюции современной экономики
Китая. Политика привлечения и задействования иностранных финансовых потоков, на
которую делали ставку руководители Китая, оправдала все надежды и даже
превысила прогнозируемый ранее результат. Рациональное комбинирование
открытости экономического сектора и государственного контроля создало
оптимальные условия для оздоровления производства, наращиванию потенциала и
созданию новейших отраслей современной экономики.
Конечно, время, когда иноинвестиции текли в Китай рекой, уже прошло. На
первых порах инвесторам предоставлялись всевозможные льготы, ибо экономика
Китая остро нуждалась даже не столько в “инъекции” капиталом, сколько в полном
“курсе лечения”. Капитал был допущен во многие сектора хозяйства страны, за исключением
тех, которые отвечают за национальную безопасность государства. Сейчас же
соответствующие органы разрабатывают концепции методов селективного подхода
допуска инвесторов. Хотя Китай и заинтересован во все большем своем вовлечении
в мировое хозяйство, он опасается впасть в зависимость от стабильности и
колебаний внешних рынков. Оптимальность модели экономики Китая для региона
доказана ее устойчивостью от воздействий финансового кризиса, охватившего
Юго-Восточную Азию в 1997-1998 годах. И тем не менее, китайские экономисты
связывают с иностранным капиталом большие надежды относительно развития
экономики своей родины. И в этом можно убедиться, ознакомившись со
статистическими прогнозами финансистов КНР, где указаны примерные объемы
будущих вложений и отрасли, где они будут размещены. И среди отраслей
экономики, куда предположительно в основном будет направляться капитал из-за
рубежа, преобладают те, где было бы необходимо применение новейших
технологий. Иностранцы уже сейчас охотно вкладывают огромные средства не
только в производство, но и в телекоммуникационные и инфраструктурные отрасли.
Таким образом, по статистике 1995 г, Китай занимает второе место в мире по
привлечению прямых зарубежных инвестиций. С начала 80-х гг. центральное и
местные правительства Китая предприняли все возможные меры для привлечения
материальных и людских ресурсов на строительство аэропортов, автотрасс, систем связи, электростанций, объектов
водоснабжения, что обеспечивает благоприятные условия для создания в
Китае предприятий с иностранным капиталом, вместе с тем Китай проявляет
гибкость в привлечении зарубежных инвестиций Экономические процессы в самой
многонаселенной стране планеты - Китайской Народной Республике - закономерно
привлекают пристальное внимание международного сообщества.
Беспрецедентная динамика роста
валового внутреннего продукта, продемонстрированная Китаем в последнее
двадцатилетие, завоевание мирового лидерства по производству зерна, мяса, угля,
стали, цемента, телевизоров оказались возможны благодаря политике модернизации
и реформ, провозглашенной Дэн Сяопином и его сторонниками и претворяемой в
жизнь китайским народом.
Одним из важнейших составных элементов этой политики стало
поступательное, последовательное открытие страны внешнему миру. Внимательно
изучая и творчески применяя международный опыт создания специальных
экономических зон, привлечения иностранного капитала, облагораживания структуры
экспорта, Китай, стартовав с 32-го места в дореформенном 1978 г., сумел за годы
реформ в 15 раз увеличить объем внешней торговли - с 20,6 до 325 млрд. долл. -
и в 1998 г. вошел в десятку ведущих торговых держав мира.35 Впечатляют и
достижения Китая в привлечении прямых иностранных инвестиций - по их ежегодному
объему КНР в 1990-е годы устойчиво занимала второе место в мире вслед за США, а
доля этих инвестиций в совокупных вложениях средств в основные фонды в стране
составляет ныне 15%.
Постепенное наращивание масштабов и глубины взаимодействия Китая с мировой
экономикой привело ко все большему вовлечению страны в геоэкономические
процессы глобализации и регионализации. В данном контексте представляют особый
интерес перипетии переговоров о вступлении КНР во Всемирную торговую
организацию, ее деятельность в форуме "Азиатско-тихоокеанское экономическое
сотрудничество", весьма поучительные для России.
Разумеется, было бы неверно рассматривать развитие
внешнеэкономического комплекса Китая на протяжении двух последних десятилетий
как исключительно "историю успеха". Реальная ситуация не дает
оснований для столь односторонней оценки, ведь даже самые бесспорные достижения
подчас имели и негативную сторону. Так, создание на территории страны двухсот
тысяч предприятий с иностранными инвестициями сопровождалось фактической
уступкой иностранным производителям части внутреннего рынка Китая. В ближайшие
годы ожидается снижение притока зарубежных инвестиций в КНР, поскольку до 85%
их объема шло из азиатских стран и территорий, в той или иной степени
затронутых финансовым кризисом. Наконец, в самом Китае отчетливо осознают свои
слабые стороны: по состоянию на 1998 г. КНР по уровню конкурентоспособности
заняла только 36-е место из 49 обследованных стран. При этом наибольшую
конкурентоспособность на мировом рынке имеют, как правило, трудоемкие
производства с относительно низкой добавленной стоимостью, а в экспорте
технически сложных и капиталоемких изделий с высокой добавленной стоимостью
китайская продукция пока значительно менее конкурентоспособна.
Именно задача усиления конкурентоспособности на мировых
рынках товаров, капиталов, услуг ныне выдвигается, судя по всему, на
центральное место во внешнеэкономической политике Китая. Можно ожидать, что уже
в ближайшей перспективе ставшее поговоркой выражение "Развитие Китая неотделимо
от мира, равно как и мировое развитие не обойдется без Китая" обогатится
новыми сюжетами, деталями и нюансами.
Список
использованной литературы:
1. Авдокушин Е.
Теоретические основы экономической реформы в КНР. М.,1991.
2. Карлусов В.
Частное предпринимательство в Китае. М., 1996.
3. Китайская Народная Республика.
Политика, экономика, культура. 1995-1996 гг. М., 1997.
4. Манежев С.А. ”Иностранный
капитал в экономике КНР” М. 1990.
5.
Михеев В. Китай в свете тенденции глобализации и азиатского
регионализма.
Восток.Журнал. М. 1999. №2
6.
"Мировая экономика. Экономика зарубежных стран",
под ред. д-ра экон. Наук, проф. В.П.
Колесова и д-ра экон. наук,
проф. М.Н. Осьмовой, Москва, 2000.
9.
Наумов И. Глобализация и регионализация и экономика КНР.
Проблемы Дальнего
Востока. Журнал. М. 1999. № 7
10. Новоселова Л.В. “Инвестиционная
политика и экономическая реформа в КНР”. М. 1996.
11. Пащенко Е.Г. "Экономическая
реформа в КНР и гражданское право", Москва, 2000.
12. Пивоварова Э. Строительство
социализма со спецификой Китая, Поиск пути. М., 1992.
13. Потапов М.А. "Внешнеэкономическая политика Китая: проблемы и
противоречия", 1998.
14. Потапов М. Проблемы присоединения
Китая к ВТО: плюсы и минусы. Проблемы
Дальнего Востока. Журнал. М.
2000. №5
15. Потяков В. Китай на пути в
мировое сообщество. Проблемы Дальнего Востока. Журнал.
М. 1999. № 4.
16. Салицкий А.И Китай и мировое
сообщество. Проблемы Дальнего Востока. Журнал. М.
2000. №3
17. Салицкий А.И. КНР: мирохозяйская
стратегия, политика, практика.Восток.Журнал. М.
1999. № 5
18. Гоцзи цзинмао сяоси, 2.05.1997. Журнал на кит.яз.
19. Чжан Чжаоюй.
Экономическая политика открытости и внешнеэкономическая
Основные
знания)/Под ред. Ли Ааньцта. Пекин, 1995, с.287.
21. Чжунго тунцзи чжайяо за 1986-2000 гг. (Краткий статистический
справочник Китая). Пекин, 1986-2000.
22. Beijing Review, 1983, No 15, р.7.
23. China engagement, World Bank, 1998. P. 63-64. (на
англ.яз.).
24.“ China*s foreign trade and economic
cooperation: carrying forward the past and open a new chapter for the future”. Pekin. 2001.
25. ChinaDaily,
30.07.1986.
26. China
Daily, 11.07.1996; Гоцзи цзинмао сяоси, 27.06.1996, 1.07.1997
27. China's Economic Dilemmas in the 1990s: The Problems of Reforms,
Modernization and
Interdependence. Volume2. Wash., 1991, p.800-803.
28. China Daily. Business Weekly, 2.02.1997.
29. FanGang.” Jinjiuhuazhongdebupingdengwenti”.Xinhua.1997.
(“Проблема неравенства в
процессе глобализации” на кит.яз.)
30. “ Lai Hua tuozi zhengci jian da.”
Beijing. 2001. (“Целевое использование инвестиций в
Китае.”, (на кит.яз).
[1] В целом на 1991-95 гг. приходится почти 90% общего
количества созданных совместных предприятий и 80% объема их иностранного
капитала (South China Morning Post, 11.02.1996).
1 При этом следует иметь в виду, что объемы фактически освоенных
капиталовложений несколько завышены китайской статистикой, главным образом
вследствие т.н. квазииностранных инвестиций, когда китайские предприятия в
целях получения налоговых и прочих льгот создают за рубежом (преимущественно в
Гонконге, вывозя как легально, так и нелегально денежный капитал) дочерние
предприятия, которые затем основывают "совместные " предприятия со
своей материнской компанией. Доля такого "иностранного" капитала, по
оценкам
американских специалистов, доходит до 25%.
официального общего объема привлекаемых в КНР инвестиций (China Quarterly,
1995, Nol44, p.1067.) Не совсем ясно также, входит ли реинвестируемая прибыль и
исключаются ли репатриируемые доходы из объемов инвестиций, как это делается в
международной практике. Что касается согласованных инвестиций по соглашениям,
то они еще меньше отражают реальную картину: освоенные инвестиции гораздо
меньше согласованных, однако последние являются хорошим
2 К примеру, в сфере розничной торговли в 11 крупных
городах разрешено создание совместных с иностранным капиталом супермаркетов и
магазинов (в Пекине – японский "Яохань", германский
"Люфтханза-Юи", американские "Бенетон"и "Баскин-
Роббинс"), которым, однако, разрешено импортировать товары в размере не
более, чем 30% от объема продаж. Согласно индивидуальному плану действий в
рамках АТЭС Китай обязался в ближайшие 20 лет расширить доступ иностранных
банков в финансовую и денежную сферу, либерализовать страховой и фондовый
рынок, а также розничную и оптовую торговлю.
1
Подсчитано по: Чжунго тунцзи чжайяо за 1986-2000 гг. (Краткий справочник
Китая). Пекин, 1986-2000
1 Принятие НБК в БМР состоялось в сентябре
1996 г. (с 1984 г. центральный банк Китая имел деловые отношения с БМР и
участвовал в качестве гостя в годовых собраниях банка)
[7] Излишние инвалютные запасы, однако, оказывают и негативное влияние на
экономику, заключающееся в усилении инфляционного давления, поскольку по
действующему механизму валютного регулирования ЦБК скупает излишки валюты, что
вызывает рост денежной массы и необходимость проведения жесткой кредитной
политики. Размеры валютных запасов, превышая оптимальный для экономики уровень,
создают потенциальную возможность ревальвации юаня, обменный курс которого
поддерживается государством. В свою очередь, труднодоступность и дороговизна
кредита осложняет работу предприятий негосударственных укладов. Государство тем
самым препятствует удешевлению импорта, сдерживает его рост, обеспечивая
скрытую поддержку национальных производителей-экспортеров (госпредприятий и
внешнеторговым объединений).
[8] На них приходится до 80% зарубежных,
преимущественно гонконгских, инвестиций в СЭЗ.
[9] Отличительной
особенностью развития СЭЗ явилось достаточно равномерное использование
различных источников капиталовложений. Так, за 1980-е годы прямые
государственные ассигнования в Шэньчжэне составили 1,6% всех инвестиций,
средства центральных и провинциальных ведомств, а также китайских предприятий -
11,1%, накопления самой зоны - 40,4%, внутренние кредиты - 19,3%, иностранные
капиталовложения - 21,0%. См.: Гельбрас В.Г. Экономическая реформа в КНР. М.,
1990, с.167-169).
[10] И 1989-1990 гг. Шэньчжэнь отчислял Центру 20%
валютного дохода, с 1991 г. ему вновь разрешено оставлять себе 100%.
[12] Так, в 1979-84 гг. государственные
капиталовложения в Шэньчжэне составили 1,6 млрд.ю. против 1,1 млрд.ю.
иностранных инвестиций (BeijingReview, 1991, No 14, р.19).
[14] Наиболее развитой СЭЗ Шэньчжэнь, например,
только к 1987 г. удалось добиться положительного сальдо внешнеторгового
баланса.
[15] Подробнее о хозяйственном механизме и
инвестиционном режиме этих районов см.: Потапов М. А. Указ.соч., с. 92-97;
Чжунго лиюн вайцзы цзичу чжиши (Привлечение иностранного капитала в КНР.
Основные знания) /Под ред. Ли Ааньцина. Пекин, 1995, с.268-330.
[17] Чжунго лиюн вайцзы цзичу чжиши (Привлечение
иностранного капитала в КНР. Основные знания)/Под ред. Ли Ааньцта. Пекин, 1995,
с.287.
[18] Подробно о хозяйственном механизме зоны Пудун
см.: Потапов М.А. Указ.соч., с. 98-105.
[19] Стоит отметить, что планы создания за счет средств
центрального бюджета специального фонда развития района Пудун вызывают
раздражение со стороны СЭЗ, развивавшихся до сих пор без централизованного
бюджетного финансирования, а также внутренних районов, претендующих на средства
госбюджета для развития своей инфраструктуры.