Роль кредитования в развитии торгового предприятия
Экономический рост при слабом развитии финансового рынка и
значительной доле самофинансирования имеет свои ограничения, особенно с учетом
высокого уровня налогообложения. Негативно сказывается на малом
предпринимательстве отсутствие прозрачной и развитой системы небанковского
кредитования.
По оценкам предпринимателей основными проблемами
(препятствиями) при получении заемных средств, являются (в порядке
ранжирования): высокая процентная ставка; отсутствие отсрочки по выплате
процентов; отсутствие (недостаток) залогового обеспечения; сложности в
оформлении документов; длительность принятия решения о предоставлении средств; неясные
(неоткрытые) критерии предоставления кредита; коррупция. Многие из названных
проблем характерны как для малого, так и для крупного бизнеса. Однако, для
малого они более ощутимы и значимы.
Улучшение доступа субъектов малого предпринимательства к финансово-кредитным
ресурсам видится как путем развития банковского кредитования, так и через
создание системы небанковского кредитования. Однако, учитывая, что система
небанковского кредитования практически отсутствует и для ее создания требуется
сравнительно длительное время, первостепенное внимание следует сконцентрировать
на развитие услуг со стороны банковской системы, способной дать быстрый эффект.
Наиболее востребованной и эффективной, с позиции малого
предпринимательства, является система микрокредитования. В Беларуси она
получила развитие, во многом, благодаря кредитной линии и технической помощи
Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), которая реализуется через
банки-агенты: ОАО «Белгазпромбанк» и ОАО «Приорбанк». За период с 2002 года по этой
линии предоставлено более 1000 микрокредитов в размере до 50 тыс. долларов США
каждый. Однако это не могло удовлетворить всех желающих. Так, по информации ОАО
«Белгазпромбанк», заявки на получение кредита по имеющимся ресурсам
удовлетворяются примерно на 30%.[23]
Отсюда первейшая задача для эффективно работающих банков –
это доступ к ресурсам по приемлемым ценам. Поэтому необходимо продолжить работу
в международных финансовых и других организациях по привлечению ресурсов для
микрокредитования из некоммерческих и коммерческих источников. К этой работе
следует привлечь негосударственные организации и коммерческие банки.
Законодательством РБ (Банковский кодекс, статья 148)
установлено, что исполнение обязательств по кредитному договору может
обеспечиваться:
-
гарантийным
депозитом денег,
-
страхованием
кредитодателем риска невозврата кредита,
-
переводом
на кредитодателя правового титула (на имущество и имущественные права),
-
залогом
недвижимого и движимого имущества,
-
поручительством,
-
гарантией
-
и иными
способами, предусмотренными законодательством и договорами.
Однако, в большинстве случаев используется залог, а другие из
указанных форм обеспечения обязательств используются в редких исключениях. Это
связано с ограничениями, установленными в Указе Президента от 24.05.1996г. №
209 «О мерах по регулированию банковской деятельности в Республике Беларусь», а
также установленными рекомендациями Национального банка РБ по уровню ставок,
марже и другими обстоятельствами.
Сдерживающими моментами для принятия в залог недвижимости
является то, что банки работающие по микрофинансированию («Белгазпромбанк») не
включены в перечень банков, утвержденных Указом Президента РБ № 718 от
07.12.1999г., которые могут быть залогополучателем земельных участков,
находящихся в собственности юридических и физических лиц, при выдаче кредитов
этим лицам. Это не позволяет банком принимать в залог (ипотеку) индивидуальные
жилые дома и коттеджи. Согласно п. 3 ст. 321 Гражданского кодекса РБ ипотека
здания или сооружения допускается только с одновременной ипотекой по тому же
договору земельного участка, на котором находится это здание или сооружение.
Таким образом, кроме залога жилого дома необходимо осуществить залог земельного
участка[22].
Что касается залога движимого имущества, то имеется
необходимость упростить процедуры регистрации транспортных средств, являющихся
обеспечением по кредитам предприятий малого и среднего бизнеса.
Представляется целесообразным разработать механизм гарантий,
обеспечивающий разделение рисков между государством, кредитными организациями и
малыми предприятиями. На использование гарантийных схем при кредитовании
действующих МП, располагающих собственными активами и имеющих определенную
кредитную историю, следует направить средства республиканского и местных фондов
финансовой поддержки предпринимательства, создав при этом гарантийные фонды.
Ресурсы для них должны предусматриваться в соответствующих бюджетах и
программах государственной поддержки предпринимательства, как и предусмотрено
п. 3.2. Указа Президента РБ от 19.07.96г. № 262. К участию в гарантийных фондах
должны привлекаться средства банков и других коммерческих и донорских
организаций.
2.2. Нормативно-правовая база кредитования
С
1 июля 2004 г. вступила в силу новая Инструкция о порядке предоставления
(размещения) банками денежных средств в форме кредита и их возврата,
утвержденная постановлением Правления Нацбанка РБ от 30.12.2003 № 226 (Инструкция).
Инструкцией значительно изменен порядок и условия
предоставления (размещения) банками и небанковскими кредитно-финансовыми
организациями (далее – банки) денежных средств в форме кредита юридическим и
физическим лицам [22].
Наиболее
существенные изменения следующие:
разрешено предоставление кредитов на текущие (расчетные) и
карт-счета кредитополучателей – юридических и физических лиц;
предоставлено право банкам самостоятельно определять
целесообразность осуществления контроля за целевым использованием кредитов;
отменено ограничение по максимальному сроку кредитования (1
год) с использованием кредитных карточек, а также по использованию кредитных
карточек в иностранной валюте;
предоставлено право банкам самостоятельно определять
процедуру проверки платежеспособности кредитополучателей;
увеличена величина микрокредитов с 2000 до 7500 базовых
величин (сейчас в эквиваленте около 83 тыс. долл.);
установлена новая классификация кредитов;
изменены сроки кредитования, отменены максимальные пределы по
срокам кредитования и по срокам пролонгации кредитов;
отменено кредитование по специальным ссудным счетам;
разрешено банкам совершать уступку требования задолженности
по кредиту не только другим банкам, но и любым юридическим лицам;
отменены ограничения по кредитованию предприятий, работающих
с убытками.
Постановлением Правления Нацбанка РБ от 28.07.2004 № 117
"О внесении дополнения в Инструкцию о порядке предоставления (размещения)
банками денежных средств в форме кредита и их возврата", вступившим в силу
с 1 июля 2004 г., конкретизировано, что:
счета по учету кредитной задолженности открываются
кредитополучателям;
основанием для их открытия и закрытия являются кредитные
договоры.
Данное дополнение позволило однозначно толковать счета по
учету кредитной задолженности кредитополучателей как счета импортеров в рамках
подп. 2.2 Указа Президента РБ от 04.01.2000 № 7 "О совершенствовании
порядка проведения и контроля внешнеторговых операций", которым
установлено, что расчеты по внешнеторговым договорам, предусматривающим импорт
товаров (работ, услуг), осуществляются только со счетов импортеров, за
исключением случаев, когда платежи осуществляются со счетов нерезидентов РБ,
либо если иное определено Президентом РБ или по его поручению Советом Министров
и Нацбанком РБ. По данному вопросу Нацбанком РБ было направлено банкам письмо
от 24.08.2004 № 31-14/1907 "О перечислении кредитных средств со счета по
учету кредитной задолженности кредитополучателя".
Инструкцией установлено, что кредиты физическим лицам на
строительство (реконструкцию) или приобретение объектов недвижимости
предоставляются только в безналичном порядке, иные кредиты физическим лицам –
как в безналичном порядке, так и наличными денежными средствами в случаях и
размерах, предусмотренных локальными нормативными правовыми актами банка.
Данная норма в соответствии с постановлением Правления Нацбанка РБ от
17.05.2004 № 79 "О порядке предоставления (размещения) банками денежных
средств в иностранной валюте в форме кредита и их возврата" разрешает предоставление
потребительских кредитов физическим лицам и наличной иностранной валютой, если
такое решение будет принято банком.
В связи с этим Нацбанк РБ направил банкам письмо от
22.07.2004 № 04-23/533 "О предоставлении кредитов в наличной иностранной
валюте", в котором разъяснил, что согласно ст. 23 Закона РБ "О
валютном регулировании и валютном контроле" одним из основных направлений
валютного контроля является определение соответствия проводимых валютных
операций валютному законодательству.
Статьей 27 вышеназванного Закона предусмотрено, что банки и
небанковские кредитно-финансовые организации осуществляют контроль за
проведением их клиентами валютных операций.
Следует отметить, что банк обязан осуществлять контроль за
проведением валютных операций и в тех случаях, когда в соответствии с
локальными нормативными правовыми актами банка контроль за целевым
использованием кредита не осуществляется.
Порядок продажи резидентами иностранной валюты на внутреннем
валютном рынке установлен Правилами совершения валютно-обменных операций
банками, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на внутреннем
валютном рынке Республики Беларусь, утвержденными постановлением Правления
Нацбанка РБ от 31.01.2002 № 16 (далее – Правила № 16).
Согласно Правилам № 16 при продаже иностранной валюты
зачисление белорусских рублей производится на текущий (расчетный) счет.
Зачисление белорусских рублей от продажи иностранной валюты может
осуществляться на иные счета в случаях, предусмотренных законодательством РБ,
либо при наличии разрешения Нацбанка.
Инструкцией не предусмотрена продажа кредитных средств,
полученных в валюте, с возможностью зачисления поступивших от их продажи
белорусских рублей на субсчета, открытые специально для данных целей.
Принимая во внимание изложенное, Нацбанк РБ направил банкам
письмо от 09.07.2004 № 04-23/509 "О предоставлении кредитов в иностранной
валюте", которым разъяснил, что с даты вступления в силу Инструкции (1
июля 2004 г.) у банков отсутствуют правовые основания для открытия клиентам
субсчетов в белорусских рублях для зачисления полученных от продажи иностранной
валюты денежных средств, а также возможность осуществлять продажу иностранной
валюты с зачислением белорусских рублей на открытые до указанной даты субсчета.
Кроме того, Нацбанк РБ в связи с этим информировал, что все
субсчета в белорусских рублях, открытые в соответствии с п. 9 Правил размещения
банками Республики Беларусь денежных средств в форме кредита, утвержденных
постановлением Правления Нацбанка РБ от 24.05.2001 № 116, подлежат закрытию.
В соответствии с пп. 18, 34 и 35 Правил № 16 Нацбанк РБ
письмом от 23.07.2004 № 31-14/1758 "Разрешение на осуществление
валютно-обменных операций" разрешил до 1 января 2005 г. юридическим лицам
и индивидуальным предпринимателям Республики Беларусь:
при покупке иностранной валюты перечисление средств в
белорусских рублях в оплату покупаемой иностранной валюты со счета по учету
кредитной задолженности кредитополучателя с последующим перечислением на
специальный счет для хранения купленной на внутреннем валютном рынке
иностранной валюты;
при продаже иностранной валюты перечисление иностранной
валюты со счета по учету кредитной задолженности кредитополучателя с
последующим перечислением белорусских рублей на текущий (расчетный) счет либо
на счета третьих лиц на цели, предусмотренные кредитным договором.
Порядок оформления операций по продаже иностранной валюты со
счета по учету кредитной задолженности кредитополучателя с последующим
перечислением белорусских рублей на счет третьего лица, текущий (расчетный)
счет кредитополучателя на цели, предусмотренные кредитным договором, разъяснен
письмом Нацбанка РБ от 27.09.2004 № 19-18/162 "Об оформлении операций по
продаже иностранной валюты", в соответствии с которым перечисление
денежных средств со счета по учету кредитной задолженности на счет валютной
позиции или транзитный счет для продажи иностранной валюты рекомендовано
оформлять платежным поручением кредитополучателя с указанием в поле
"Назначение платежа" дополнительно назначения платежа, во исполнение
которого осуществляется продажа иностранной валюты, номера и даты документа,
являющегося основанием для перевода денежных средств, необходимых банковских
реквизитов третьего лица или кредитополучателя.
Перечисление белорусских рублей со счета рублевого
эквивалента валютной позиции или транзитного счета рублевого эквивалента за
проданную иностранную валюту на счет третьего лица, на текущий (расчетный) счет
кредитополучателя рекомендовано оформлять платежным поручением или мемориальным
ордером банка с указанием в поле "Назначение платежа" наименования
кредитополучателя, назначения платежа, номера и даты документа, являющегося
основанием для перевода денежных средств в пользу третьего лица
(кредитополучателя).
В письме от 17.08.2004 № 04-23/604 "О запросах банков по
кредитованию" Нацбанк РБ разъяснил следующее.
1. Счета, открытые до вступления в силу Инструкции как
"ссудные", по действующим кредитным договорам с 1 июля 2004 г.
функционируют в режиме счетов по учету кредитной задолженности
кредитополучателя на тех же балансовых счетах.
2. В соответствии с п. 11 Инструкции микрокредитование
осуществляется по упрощенной процедуре на сумму, не превышающую 7500 базовых
величин, установленных законодательством Республики Беларусь на момент
заключения кредитного договора.
Так как при кредитовании путем открытия кредитной линии,
кредитовании по счету-контокорренту сумма кредита устанавливается в кредитном
договоре определением лимита выдачи и лимита задолженности, и лимит
задолженности, и лимит выдачи не могут превысить 7500 базовых величин. При
предоставлении одному кредитополучателю нескольких микрокредитов указанное
ограничение по сумме кредита действует в отдельности по каждому кредитному
договору.
3. В соответствии с п. 16 Инструкции не допускается
предоставление банком денежных средств в форме кредита путем зачисления
денежных средств на счет кредитополучателя – юридического лица при наличии
расчетных документов в картотеке к внебалансовому счету "Расчетные
документы, не оплаченные в срок", за исключением случая, когда в указанной
картотеке отсутствуют расчетные документы, имеющие приоритет по очередности
исполнения платежей над расчетным документом, оплачиваемым за счет кредита.
Указание в п. 16 Инструкции на конкретный счет, на который
перечисляется сумма кредита, позволяет сделать вывод о том, что проверка
наличия картотеки должна осуществляться только в отношении данного счета.
4. При оформлении платежных инструкций при предоставлении
кредита банкам следует руководствоваться следующими нормами законодательства:
в соответствии с абзацем вторым п. 1 Инструкции банк
предоставляет денежные средства в форме кредита от своего имени и за свой счет;
счет по учету кредитной задолженности кредитополучателя в
соответствии с абзацем восьмым п. 1 Инструкции открывается банком клиенту;
в соответствии с п. 13 Инструкции предоставление банком
денежных средств в форме кредита осуществляется в соответствии с условиями
кредитного договора в безналичном порядке путем перечисления банком денежных
средств на счет кредитополучателя на основании платежной инструкции банка либо
на счета третьих лиц на основании платежной инструкции кредитополучателя
(платежной инструкции третьего лица, акцептованной кредитополучателем).
Заполнение реквизитов платежных инструкций осуществляется в
соответствии с Инструкцией о банковском переводе, утвержденной постановлением
Правления Нацбанка РБ от 29.03.2001 № 66.
5. При кредитовании путем открытия кредитной линии в
соответствии со ст. 153 Банковского кодекса РБ кредит предоставляется в
согласованных сторонами по кредитному договору размере кредита и размерах
частей кредита в течение срока, установленного в договоре.
Таким образом, волеизъявление кредитополучателя на размер
отдельных частей (траншей) кредита должно содержаться в кредитном договоре.
При кредитовании предоставлением возобновляемой кредитной
линии в качестве указанных размеров кредита и отдельных траншей кредита могут
рассматриваться установленные кредитным договором лимиты выдачи и
задолженности.
6. В соответствии с п. 2 ст. 392 Гражданского кодекса РБ банк
и кредитополучатель обязаны привести условия действовавших на 1 июля 2004 г.
кредитных договоров в соответствие с Инструкцией, в частности установить сумму
кредита при кредитовании путем открытия кредитной линии определением лимита
выдачи и лимита задолженности. При этом лимит выдачи устанавливается с учетом
сумм, предоставленных до 1 июля 2004 г.
Вместе с тем в письме на запрос одного из банков Нацбанк РБ
разъяснил, что банк вправе установить лимит выдачи и без учета сумм, выданных
до 1 июля 2004 г., если в кредитном договоре предусмотрено, что лимит выдачи
устанавливается с 1 июля 2004 г. и распространяется на суммы кредита,
выдаваемые с 1 июля 2004 г.
В ответах отдельным банкам Нацбанк РБ также высказал свое
мнение по следующим вопросам кредитования:
1) порядок открытия и закрытия на основании кредитного
договора счета по учету кредитной задолженности кредитополучателя
устанавливается банком самостоятельно в локальных нормативных правовых актах
согласно требованиям законодательства.
Кроме того, при полном исполнении обязательств по кредитному
договору банк может как закрыть счет по учету кредитной задолженности
кредитополучателя, так и использовать его в дальнейшем для отражения
задолженности того же кредитополучателя по новым кредитам, что должно быть
предусмотрено в кредитном договоре.
По вопросу о необходимости формирования юридического дела по
открытому счету по учету кредитной задолженности следует руководствоваться гл.
3 Правил организации бухгалтерского учета и отчетности в банках Республики
Беларусь, утвержденных постановлением Правления Нацбанка РБ от 31.10.2001 №
288, а также п. 14 Инструкции, поскольку Правила открытия банками счетов
клиентам в Республике Беларусь, утвержденные постановлением Правления Нацбанка
РБ от 28.09.2000 № 24.12, на порядок открытия данных счетов не
распространяются;
2) по вопросу о проведении банком контроля за наличием у
кредитополучателя просроченной (сомнительной) задолженности по ранее полученным
кредитам, в т.ч. в других банках, Нацбанк считает, что банк вправе предусмотреть
процедуру осуществления такого контроля в своем локальном нормативном правовом
акте.
Банк может проверить наличие просроченной (сомнительной)
задолженности у кредитополучателя в других банках, в частности, на основании
данных, предоставленных кредитополучателем, до заключения кредитного договора,
путем сверки данных баланса кредитополучателя и предоставленных им справок из
других банков, где имеется непогашенная задолженность по кредитам;
3) в соответствии с п. 13 Инструкции предоставление банком
денежных средств в форме кредита осуществляется в соответствии с условиями
кредитного договора в безналичном порядке путем перечисления денежных средств
на счет кредитополучателя на основании платежных инструкций банка либо на счета
третьих лиц на основании платежной инструкции кредитополучателя (платежной
инструкции третьего лица, акцептованной кредитополучателем).
Учитывая изложенное, операции по переводу иностранной валюты
со счета по учету кредитной задолженности на транзитный счет для продажи
иностранной валюты могут оформляться платежным поручением кредитополучателя
либо мемориальным ордером банка в случае, предусмотренном п. 13 Инструкции о
банковском переводе, утвержденной постановлением Правления Нацбанка РБ от
29.03.2001 № 66;
4) порядок кредитования торговых и снабженческо-сбытовых
организаций системы Белорусского республиканского союза потребительских
обществ, установленный п. 1 постановления Правления Нацбанка РБ от 28.06.2004 №
102 "Об особенностях кредитования организаций системы Белорусского республиканского
союза потребительских обществ", распространяется на вышеуказанные
организации, кредитовавшиеся до 1 июля 2004 г. как по специальным ссудным
счетам, так и по возобновляемым кредитным линиям.
Коллизий между нормами Указа Президента РБ от 22.07.2004 №
343 "О некоторых мерах по ликвидации просроченной задолженности
отечественным товаропроизводителям за производимые ими сельскохозяйственную
продукцию и продовольственные товары" и постановления Правления Нацбанка
РБ от 28.06.2004 № 102 "Об особенностях кредитования организаций системы
Белорусского республиканского союза потребительских обществ", по мнению
Нацбанка, не имеется.
Указом предоставлено право организациям торговли и
потребкооперации до 40% поступающих на их текущие (расчетные) счета денежных средств
направлять в первоочередном порядке для расчетов с отечественными
товаропроизводителями за производимые ими сельскохозяйственную продукцию и
продовольственные товары.
При
этом следует отметить, что установленная законодательством очередность платежей
с текущих (расчетных) счетов предприятий действует независимо от особенностей
их кредитования.
2.3. Порядок проведения кредитных
операций
Традиционно ключевым направлением деятельности банка является
кредитование. Доля кредитов клиентам в активах банка возросла до 53 % и в целом
соответствует стандартной структуре активов ведущих универсальных банков
Европы.
Основная
часть кредитов предоставлена в иностранной валюте. Отличительное направление
кредитной работы банка – кредитование инвестиционных проектов малых и средних
предприятий в рамках реализации кредитной линии Европейского банка
реконструкции и развития.
Кредитный
договор – юридический документ, регламентирующий взаимоотношения между банком и
заемщиком при выдаче кредита, определяющий взаимные обязательства и
экономическую ответственность сторон. Договор кредита должен быть заключен в
письменной форме. (Приложение В) Банковское кредитование основывается на
соблюдении основных принципов кредитования: платности, срочности возвращаемых
кредитных ресурсов, дифференцированности и обеспеченности.
Принцип
платности предполагает, что заемщик должен внести кредитору определенную плату
за временное заимствование у него денежных средств для своих нужд. Механизм
реализации данного принципа в хозяйственной деятельности банка определяется
через процентные ставки по кредитным договорам. Процентная ставка – это плата,
получаемая банком-кредитором от заемщика за пользование заемными средствами,
включая оказанные при выдаче кредита услуги.
Принцип
срочности возвращаемых кредитных ресурсов означает, что заемщик обязан
возвратить кредитору полученную сумму кредита.
Для оформления кредита хозяйствующий субъект представляет в
банк кредитный пакет, включающий следующие документы:
Для
рассмотрения вопроса об осуществлении кредитной операции
клиент должен представить следующие документы.
1.
Информационные документы
1.1. Заявка на кредит (ходатайство) на осуществление кредитной операции на имя
директора филиала №6 Глухова Юрия Александровича (Приложение
1).
1.2. Анкета клиента (Приложение Б)
2. Информация о финансовом состоянии
2.1.Годовой бухгалтерский баланс со всеми
приложениями к нему (подтвержденный аудиторской проверкой, если имеется), пояснительной
запиской и расчетом стоимости чистых активов.
2.2.Бухгалтерский баланс на последнюю отчетную
квартальную дату с отчетом о прибылях и убытках (ф. № 2).
2.3.Расшифровки к бухгалтерскому балансу на последнюю отчетную дату:
2.3.1. Дебиторской и кредиторской задолженности (с выделением дебиторов и
кредиторов, доля которых составляет более 5% от общей
задолженности с указанием сроков образования задолженности), с выделением суммы просроченной задолженности в общем размере дебиторской
и кредиторской задолженности.
2.3.2. Расшифровка займов, выданных клиентом с указанием: заемщика, суммы,
срока, даты возврата, валюты займа и способа обеспечения обязательств по возврату
займа.
2.3.3. Расшифровка займов, полученных клиентом с указанием заимодавца, суммы,
срока, даты возврата и валюты займа.
2.3.4. Расшифровка
других статей баланса по требованию банка.
2.3.5. Копии действующих кредитных договоров, договоров лизинга, факторинга,
гарантий, договоров поручительства за третьих лиц и договоров, обеспечивающих
обязательства по ним.
3. Документы по проекту
3.1.Бизнес-план проекта либо описание сделки,
включающее в себя технико-экономическое обоснование и прогноз движения денежных
средств на срок осуществления кредитной операции.
3.2.Копии договоров на приобретение ТМЦ в
подтверждение финансируемых сделок при необходимости с предоставлением
счетов, инвойсов, паспортов сделок, таможенных деклараций, товарно-транспортных
накладных и т.п.
3.3.Копии договоров на реализацию с основными покупателями.
3.4.При кредитовании на финансирование капитальных вложений -
документы, по финансируемому проекту.
3.5.При финансировании лизинговых проектов
необходимо предоставить правоустанавливающие документы продавца на объект
лизинга, если поставщик является резидентом РБ или РФ; свидетельство о
регистрации поставщика объекта лизинга,
протокол о назначении руководителя поставщика объекта лизинга.
4. Документы по обеспечению обязательств
4.1. Предоставляются в
соответствии с формами, разработанными ОАО «Белгазпромбанк» и приложением необходимых документов.
5. Полномочия руководителей
5.1.
Для акционерных обществ и обществ с ограниченной (дополнительной)
ответственностью: Копия протокола общего собрания акционеров (участников)
об избрании единоличного исполнительного органа общества (директора, генерального директора, и т.п.), или выписка из
протокола, заверенные председателем либо секретарем общего собрания,
либо руководителем.
Для
частных унитарных предприятий – копия решения собственника о назначении
руководителя, заверенная собственником предприятия.
Копия приказа
руководителя о вступлении в должность, заверенная руководителем.
5.2.Приказ о назначении главного бухгалтера юридического лица - копия,
удостоверенная руководителем предприятия.
5.3.Копия контракта (трудовой договор) с
руководителем, если его заключение предусмотрено уставом или законом, заверенная руководителем.
5.4. Копия удостоверения руководителя.
6.
Прочая информация
6.1.Копии лицензий, разрешений, патентов.
6.2.Договоры аренды офисных (производственных,
складских) помещений и/или документы, подтверждающие право
собственности на них.
Дополнительные
документы, предоставляющиеся клиентами, не находящимися на расчетно-кассовом обслуживании в
ОАО «Белгазпромбанк»
7. Банковское обслуживание
7.1. Справка
из обслуживающего банка с указанием:
7.1.1. Ежемесячных оборотов (поступлениях) за последние 6
месяцев на текущий (расчетный) счет в белорусских
рублях в разрезе месяцев, на транзитные валютные счета в разрезе месяцев.
7.1.2.
Наличии картотеки № 2 «Документы, не
оплаченные в срок» к текущим счетам клиента в разрезе групп очередности на
последнюю отчетную дату и дату выдачи справки банка.
7.1.3.
Наличии задолженности по кредитным
операциям, в том числе об отсутствии просроченной задолженности по основному
долгу и вознаграждению.
8. Учредительные
документы
8.1.Устав (действующая редакция).
8.2.Учредительный договор (если имеется).
8.3.Свидетельство о регистрации.
8.4.Все дополнения и изменения к учредительным
документам.
9. Документы, предоставляемые при положительном решении об осуществлении финансирования
9.1. Справка из БРУСП «Белгосстрах»
установленной формы.
9.2. Клиенты, не находящиеся на
расчетно-кассовом обслуживании в ОАО "Белгазпромбанк" предоставляют карточку с образцами подписей и оттиском печати, заверенную нотариально
или вышестоящим органом, а также документы, указанные
в разделе VIII, заверенные нотариально,
либо органом, производившим регистрацию.
10. Банк имеет право затребовать иные документы, для
принятия решения о финансировании
клиента.
Проанализировав весь пакет документов, финансовое положение и
кредитоспособность хозяйствующего субъекта, обеспеченность возврата ссуд,
кредитный отдел представляет заключение Кредитного комитета банка для
рассмотрения и вынесения решения о возможности выдачи (либо отказа) кредита.
При принятии положительного решения Кредитным комитетом банк
направляет весь пакет документов в Кредитный комитет головного банка для
вынесения окончательного решения. После принятия положительного решения
Кредитным комитетом головного банка заключается Кредитный договор с заемщиком.
В Кредитном договоре указывается размер, цель, срок погашения
кредита, условия кредитования: выдача и погашение кредита и процентов, срок
пользования, вид обеспечения, права и ответственность сторон за нарушение
условий (Приложение В).
После заключения кредитного договора заемщику открывается
ссудный счет, с которого производится оплата расчетных документов на оплату
товарно-материальных ценностей, выполненных работ, оказанных услуг, кроме
выплаты заработной платы и приравненных платежей, штрафов за неустойки,
платежей в бюджет и внебюджетные фонды. Кредит оформляется срочными
обязательствами.
Цена кредита определяется на основании кредитного договора
между банком и заемщиком. По мере изменения ставки рефинансирования
Центрального банка цена кредита может быть пересмотрена и они должны быть
оформлены дополнительными соглашениями к ранее заключенному кредитному
договору.
Учреждения банка, выдавшие ссуды на пополнение оборотных
средств, обязаны проверять по балансам хозорганов на квартальные даты
соответствие недостатка оборотных средств сумме задолженности по ссуде на эту
цель. Если недостаток оборотных средств окажется меньше ссуды на пополнение
недостатка оборотных средств, то сумма превышения ссудной задолженности над
суммой недостатка оборотных средств предъявляется к досрочному взысканию.
В процессе кредитования банк постоянно осуществляет контроль
за выполнением условий Кредитного договора, анализом кредитоспособности и
платежной дисциплины, выполнением организационно-технических мероприятий по
созданию дополнительной прибыли.
Кредит использованный не по целевому назначению предъявляется
к досрочному взысканию с применением штрафных санкций, предусмотренных
Кредитным договором.
В случае уклонения заемщика от контроля банка, выявления
фактов недостоверности отчетных данных и запущенности бухгалтерского учета,
банк вправе также предъявить кредит к досрочному взысканию.
Начисление и взыскание процентов за предоставленный кредит
производится в сроки, предусмотренные в Кредитном договоре.
При
не погашении кредита в установленный срок задолженность выносится на счет
просроченных ссуд. С этого дня учет начисления процентов производится на
внебалансовом счете.
2.4. Кредитование малого и среднего
бизнеса в Беларуси
В процессе кредитования малого и среднего бизнеса в Беларуси,
несмотря на все его проблемы, есть свои лидеры, то есть те белорусские банки,
для которых оно стало давно освоенным сегментом рынка банковских услуг. В
первую очередь это ОАО “Белгазпромбанк”[22]. Само банковское кредитование
малого и среднего бизнеса, а чуть позже – и микрокредитование малых предприятий
и индивидуальных предпринимателей как особый сегмент кредитного рынка начало
складываться во второй половине 90-х годов после прихода в страну Европейского
банка реконструкции и развития (ЕБРР) с его специальными кредитными линиями на
поддержку малого и среднего бизнеса. Именно сотрудничество с ЕБРР позволило
выделить эту специфическую группу кредитополучателей и выработать общие
критерии отбора кредитных проектов и правила предоставления ссуд.
По ряду причин некоторые из белорусских банков в настоящее
время прекратили сотрудничество с ЕБРР не по своей воле – он работает только с
негосударственными банками, и сегодня такую возможность имеют лишь два из более
чем трех десятков белорусских банков. Это Приорбанк и Белгазпромбанк. Причем
последний является более типичным местным банком – партнером ЕБРР по программам
кредитования малого бизнеса и индивидуальных предпринимателей. Это средний по
размерам банк, ориентированный на работу с частным сектором и доступный даже
самому небольшому ссудозаемщику. За период с 1997 года им было прокредитовано
бизнес-проектов за счет средств ЕБРР на сумму свыше 20 млн. USD.
Это вовсе не означает, что другие банки не занимаются такими
кредитами. Однако крупные госбанки вынуждены львиную долю ресурсов направлять
на кредитную поддержку госпредприятий, средние и мелкие белорусские банки в
большинстве своем ограничены узкой ресурсной базой. В отличие от них, ОАО
“Белгазпромбанк” располагает, кроме собственных ресурсов, 6 млн. USD от ЕБРР
сроком до 2009 года, а также 10 млн. USD, предоставленных на эти же цели его
основными российскими учредителями до 2012 года. Отдельно для более
капиталоемких программ в сегменте среднего бизнеса банк получил кредит от
Международной финансовой корпорации в размере 6 млн. USD сроком на 5 лет.[23]
Микрокредиты по программам для малых предприятий (с
численностью работающих до 50 человек) и индивидуальных предпринимателей
выдаются в сумме до 100 тыс. USD на срок от 2 до 24 месяцев. Минимальная сумма
кредита не ограничена, но на практике она редко бывает ниже 3-5 тыс. USD.
Кредит может быть выделен единовременно либо оформлен в виде невозобновляемой
кредитной линии, то есть выделяться по частям по мере потребности.
Формой выдачи является зачисление на текущий счет, платеж по
контракту, на который он был предоставлен, либо наличными деньгами. Последнее,
как правило, применяется в отношении индивидуальных предпринимателей и на
сравнительно небольшие суммы – до 10 тыс. USD. Соответственно, погашение
кредита тоже допускается наличными деньгами, хотя необходимо иметь в виду, что
нормативная база Национального банка в этой части весьма нестабильна.
Из общих требований, которые предъявляются потенциальным
ссудозаемщикам, последним необходимо знать, что кредиты по программам для МП
выдаются только частному бизнесу, то есть доля государства в уставном капитале
не должна превышать 49%, а необходимый объем обеспечения кредита должен
составлять не менее 120% от суммы кредита, а для недавно (менее 3 месяцев)
учрежденных МП и зарегистрированных ИП участие в бизнес-проекте собственными
средствами должно быть не менее 30%.
По требованиям ЕБРР и МФК, кредиты за счет их средств не
могут быть предоставлены на некоторые виды деятельности: производство оружия
или военного снаряжения; производство из меха животных, находящихся на грани
исчезновения; производство табачных и алкогольных изделий; производства,
представляющие угрозу для экологии; казино и игорный бизнес, а также некоторые
финансовые операции спекулятивного характера.
Белгазпромбанк достаточно гибко реагирует на кредитные
потребности клиентов с потенциально перспективными бизнес-проектами. Например,
если численность занятых больше 50 человек или собственное участие
кредитополучателя в проекте будет составлять чуть менее 30%, банк может в этом
случае использовать собственные ресурсы. Это же касается и видов деятельности,
“не поощряемых” международными финансовыми институтами.
Процентные ставки по кредитам в среднем колеблются в районе
13-15% годовых при получении инвалютных кредитов (в долларах США и евро) и не
менее ставки рефинансирования Национального банка плюс 3% – в белорусских
рублях. Как правило, по белорусским рублям ставка оказывается несколько выше,
поскольку цена привлечения рублевых ресурсов у банков, “отлученных” от
государственных финансовых потоков, довольно высока.
Что же касается “цены” кредитов в инвалюте, то она
определяется прежде всего процентной политикой иностранных кредиторов самого
банка, а иностранные кредиторы довольно консервативны по отношению к финансовым
рынкам “новых” государств и очень внимательны к их статусу – рыночная или
нерыночная страна, а также к их страновому кредитному рейтингу. К сожалению,
Беларусь пока не признана страной с рыночной экономикой и не имеет никакого
кредитного рейтинга.
Соответственно, самое большее, на что могут рассчитывать
белорусские банки, привлекая валюту, это ставка LIBOR +5-6% годовых. Поскольку
ставка LIBOR постоянно растет, то это не менее 9-11% годовых при привлечении
кредита банком на внешнем рынке и, соответственно, 13-15% – при размещении
средств внутри страны.[23]
Хотя и здесь Белгазпромбанк может пойти в исключительных
случаях на снижение собственных доходов – для надежных и постоянных клиентов
банка с хорошей перспективой дальнейшего сотрудничества и имеющих определенные
стабильные остатки средств на своих расчетных счетах. Наличие последних
пополняет ресурсную базу банка и компенсирует недобор процентных доходов.
Кстати, это отступление от общих правил должно учитываться и
теми, кто только открывает свой бизнес и выбирает банк. В принципе, любое
юридическое лицо или индивидуальный предприниматель может получить кредит в
любом банке, но при известной ограниченности кредитных ресурсов, что для
Беларуси является обыденностью, банк всегда предпочитает в первую очередь
удовлетворить запросы “верных” клиентов.
Белгазпромбанк предлагает от 500 до 50 000 долларов, которые
клиент может использовать для финансирования торговых операций, производства и
услуг. Процентные ставки по микрокредитам весьма привлекательны для заемщиков,
так как они ниже, чем средние ставки по кредитам в банковской системе
Республики Беларусь.
Микрокредит может быть выдан на срок от 1 до 18 месяцев. Возможно
предоставление отсрочки выплаты основного долга на 1 месяц.
Срок рассмотрения полного пакета документов на получение
кредита – 1-2 недели.
Преимущества
программы микрокредитования для клиентов ОАО "Белгазпромбанк":
1.
ОАО
"Белгазпромбанк" готов выдавать кредиты даже в самых малых суммах,
что не всегда делают другие банки.
2.
Работники
банка в ходе сопровождения кредита оказывают кредитополучателям содействие и
помощь в подготовке необходимых документов, предоставляется консультационная
поддержка на всех этапах процесса кредитования, до погашения кредита.
3.
Процентные
ставки по микрокредитам весьма привлекательны для заемщиков:
По кредитам в сумме от 10 000 долларов США до 100
000 долларов США:
-
Для
юридических лиц, находящихся на расчетно-кассовом обслуживании в ОАО
«Белгазпромбанк» – 9% годовых, 0,25% в месяц комиссионное вознаграждение.
-
Для
юридических лиц, не находящихся на расчетно-кассовом обслуживании в ОАО
«Белгазпромбанк» – 9% годовых, 0,34% в месяц комиссионное вознаграждение.
-
Для
индивидуальных предпринимателей, находящихся на расчетно-кассовом обслуживании
в ОАО «Белгазпромбанк», безналичная форма предоставления кредита – 13%.
-
Для
индивидуальных предпринимателей, не находящихся на расчетно-кассовом
обслуживании в ОАО «Белгазпромбанк», безналичная форма предоставления кредита –
14%.
-
Для
индивидуальных предпринимателей, находящихся на расчетно-кассовом обслуживании
в ОАО «Белгазпромбанк», наличная форма предоставления кредита – 14%.
-
Для
индивидуальных предпринимателей, не находящихся на расчетно-кассовом
обслуживании в ОАО «Белгазпромбанк», наличная форма предоставления кредита –
15%.
-
По
кредитам в сумме, не превышающей 3 000 долларов США, процентная ставка
увеличивается на 2 % годовых.
-
По
кредитам в сумме свыше 3 000 долларов США до 10 000 долларов США включительно
процентная ставка увеличивается на 1 % годовых.
-
При
повторном кредитовании, в случае позитивной кредитной истории, процентная
ставка для всех категорий заемщиков может быть снижена на 0,5%.
4. ОАО "Белгазпромбанк" готов оказывать кредитную
поддержку на всех этапах становления и развития бизнеса своих клиентов. По мере
развития бизнеса клиент может перейти от использования микрокредитов к более
крупным кредитным продуктам. Таким образом, мы способны удовлетворить растущие
потребности в финансировании наших клиентов и содействовать успешному развитию
их бизнеса.
5. Индивидуальные предприниматели, ранее не имевшие счетов в
банках и опыта работы с ними, получают возможность научиться работать с банками,
вывести свой бизнес на более высокий уровень.
6. Наши клиенты получают возможность начать формирование
своей позитивной кредитной истории, что в будущем несомненно поможет им в
ведении бизнеса и привлечении финансирования для реализации своих новых проектов.
7. Иностранная валюта, направляемая на погашение кредита и
процентов по нему, не подлежит обязательной продаже.
8. Национальный банк Республики Беларусь разрешил ОАО
"Белгазпромбанк" выдавать юридическим лицам и индивидуальным
предпринимателям наличную иностранную валюту за счет кредитных средств на цели,
предусмотренные кредитным договором. По требованию заемщика банк вправе
выдавать банковский документ, разрешающий вывоз иностранной валюты из
Республики Беларусь, на сумму средств, снимаемых со ссудного счета.
9. Национальный банк Республики Беларусь разрешил принимать
от юридических лиц и индивидуальных предпринимателей наличную иностранную
валюту без указания источников ее поступления с последующим зачислением на их
текущие счета для погашения вышеуказанных кредитов в порядке, установленном
законодательством Республики Беларусь.
10. Выдача кредитов в USD, с возможностью проплаты контрактов
в любой другой валюте или в белорусских рублях.
11. Возможность выдачи кредитов на текущие счета клиентов.
12.
Короткие сроки рассмотрения и упрощенный пакет документов для получения
кредита.[23]
Самой большой, по мнению сотрудников Белгазпромбанка,
является проблема обеспечения кредитов. Она касается не только малых
предприятий, но и вполне сформировавшегося среднего бизнеса. Корень проблемы –
в замедленном развитии частной собственности в стране и, соответственно,
наличии у частного бизнеса высоколиквидных активов.
Обычно банк принимает в залог автомобили не старше 15 лет,
недвижимость нежилого характера, промышленное оборудование, товары, находящиеся
в обороте, и прочее. Но набрать достаточную сумму удается не всегда. Как
правило, банк и в этом случае пытается помочь. Например, через схему финансового
лизинга.
Сейчас для процесса оформления кредита в банке нужно даже при
быстром предоставлении ссудозаемщиком всего пакета необходимых документов не
менее двух недель. Перечень этих документов по всем банкам примерно одинаков,
поскольку в основном он определен требованиями нормативных документов НББ.
Для юридических лиц ими являются заявка на получение кредита
стандартной формы, копия учредительного документа и свидетельства
государственной регистрации, копия контракта руководителя и копия его
назначения, копия договоров аренды или права собственности на помещения, в
которых размещено предприятие, годовой бухгалтерский баланс за год и последний
квартальный отчет о прибылях и убытках, справка о движении средств по текущим
счетам за последние 6 месяцев, копии договоров для финансирования за счет
кредита и документы по обеспечению возврата кредита.
Для индивидуальных предпринимателей потребуются заявка на
получение кредита, копия паспорта, копия свидетельства о государственной
регистрации, копии имеющихся лицензий и разрешений на индивидуальное
предпринимательство, копии договоров аренды или права собственности на
помещения для ведения бизнеса, справка о доходах и расходах за 3 последних
месяца, подписанная лично, или копия расчета подоходного налога для налоговой
инспекции, копии договоров под кредитование, документы по обеспечению кредита.
Итак, если вы или ваше предприятие удовлетворяете
предъявляемым при микрокредитовании требованиям, вас устраивают процентные
ставки, вы имеете необходимое обеспечение и готовы предоставить все необходимые
документы, то вероятность успеха в сотрудничестве с банком почти гарантирована.
Как составить бизнес-проект для МП, могут посоветовать в головном офисе или
филиалах банка. ИП может обойтись и без него, представив краткий расчет
окупаемости.
Развитие малого предпринимательства в любой стране во многом
зависит от доступа к финансовым ресурсам. Известно, что в Беларуси эти
возможности достаточно ограниченны.
С позиций малого предпринимательства наиболее востребованной
и эффективной является система микрокредитования. В Беларуси она получила
развитие во многом благодаря кредитной линии и технической помощи ЕБРР, которая
реализуется через банки-агенты – Белгазпромбанк и Приорбанк. С 2002 года по
этой линии предоставлено более 1 тыс. микрокредитов в размере до 50 тыс. USD.
Однако этого недостаточно. По информации Белгазпромбанка,
заявки на получение кредита по этим ресурсам удовлетворяются примерно на треть.
И хотя ЕБРР прорабатывает вопрос об открытии новой кредитной линии в объеме
около 25 млн. EUR, этих денег всем желающим не хватит.
Эксперты считают, что для целей микрокредитования нужно
мобилизовать внутренние ресурсы. А это значит – разработать систему
кредитования банков для предоставления кредитов малым предприятиям, что позволяло
бы открывать целевые кредитные линии по пониженной процентной ставке либо с
отсрочкой платежа за пользование кредитом.
Для этого
потребуется разработать механизм государственных гарантий, который бы обеспечил
разделение рисков между государством, кредитными организациями и малыми
предприятиями. Кроме того, предложено рассмотреть возможность предоставления
государственной гарантии коммерческому банку, уполномоченному правительством
Беларуси, в целях привлечения внебюджетных финансовых ресурсов для кредитования
частных предприятий.
Эксперты предлагают отменить норму, согласно которой
поручительство и гарантия по кредитному договору должны обеспечиваться залогом
имущества поручителя и гаранта. Выполнить эту норму большинство
предпринимателей не в силах. Поэтому следовало бы предоставить возможность
банкам выдавать кредит под поручительства и гарантии, не обеспеченные залогом
имущества. Риски невозврата кредита в связи с неадекватной оценкой заемщиков
должны нести сами банки (понятно, что в этом случае они должны обладать правом
самостоятельно устанавливать процентные ставки по кредитам).
Кроме того, для расширения доступа частных предприятий к
кредитно-финансовым ресурсам нужно выстраивать систему небанковского
кредитования, включающую создание гарантийных фондов, развитие финансового
лизинга, франчайзинга, страховой деятельности, обществ взаимного кредитования и
т. д.
Рост кредитного портфеля сдерживается недостаточными
ресурсами банковского сектора, в том числе низкой капитализацией региональных
банков. Существует и другой, не менее значимый сдерживающий фактор. Это
справедливые опасения кредитных организаций при работе с предприятиями.
Непрозрачный бизнес, высокие издержки на выдачу и обслуживание кредитов малым
предприятиям, сложные и длительные процедуры регистрации прав на залог,
отсутствие гарантий и другого обеспечения по кредитам увеличивают риски
банковских вложений.
Повышение качества банковских услуг, увеличение роли банков
как проводника инвестиций в экономику – важные задачи, стоящие перед банковским
сектором. Но создание благоприятных условий для развития бизнеса, в том числе
банковского, невозможно без поддержки краевых властей. Механизмы этой поддержки
разработаны, но не реализуются, или реализуются в очень скромных масштабах.
3.
Предложения о повышении эффективности
кредитования торгового предприятия
Пока еще уровень развития и, как следствие,
эффективности функционирования кредитной системы РБ невысок по сравнению с
показателями ведущих стран – об этом говорит, прежде всего, низкий показатель
активов банковской системы по отношению в ВВП. Кроме того, существенные изъяны
наблюдаются и в ее институциональной структуре – очень малочисленны
специализированные финансовые посредники, не являющиеся банками, например,
факторинговые компании. Для повышения уровня зрелости, повышения эффективности
функционирования системы кредитования предприятий розничной торговли необходимо
решить следующие основные задачи:
·
совершенствование государственной денежно-кредитной политики;
·
развитие вторичного кредитного рынка;
·
создание гибкого залогового механизма;
·
развитие информационной инфраструктуры кредитного рынка.
Государственная денежно-кредитная политика
в условиях рыночной экономики базируется на использовании стимулирующей функции
кредита, именно через нее реализуется и его распределительная функция. Причем,
в условиях двухуровневой банковской системы стимулирующий импульс, исходящий от
Национального банка, проходит два этапа: - Национальный банк создает стимулы
(или антистимулы) к расширению (или сокращению) кредитования реального сектора
для коммерческих банков, а сами коммерческие банки как профессиональные
кредиторы, в свою очередь принимают решения, ищут компромисс между собственными
интересами и интересами клиентов. В этом, впрочем, и заключается положительное
качество двухуровневой системы, в которой возможно согласование между
государственными интересами и макроэкономическими целями, с одной стороны, и
частным интересом банков и фирм с другой стороны.
Следует заметить, что степень регулируемости
объемов кредитования реального сектора и предсказуемость результатов
денежно-кредитной политики значительно различаются в зависимости от ее типа.
Весьма пессимистическое мнение с точки зрения возможностей проведения
денежно-кредитной политики с помощью контроля за величиной агрегатов денежной
массы выражает закон Гудхарта, согласно которому на какой бы показатель
денежной массы ни воздействовало бы государство, этот агрегат исказится в
результате самого акта регулирования. Эмпирическое подтверждение этот закон
получил, например, в практике Великобритании, где в 1980 году при формировании
политики в области государственного бюджета была поставлена задача постепенного
ежегодного снижения темпа роста денежной массы с целью уменьшения инфляции.
Однако по большей части установленные нормы не выполнялись, хотя и сами нормы
изменялись и пересматривались. Поскольку считалось, что существует жесткая
положительная связь между потребностью государственного сектора в заемных
средствах и ростом денежной массы, то предполагалось, что среднесрочная
финансовая политика также налагает ограничения на рост государственных
расходов. В октябре 1985 года эта политика была фактически отменена вместе с
приостановлением контроля за денежным агрегатом М3
То, что зафиксировано законом Гудхарта, касается
возможностей проведения денежной политики, которая не является тождественной
кредитной политике. Существуют веские причины для четкого разграничения и
субординации в рамках единой денежно-кредитной политики денежной и кредитной
политики, как это предлагает, например А.Ю. Симановский. Он справедливо
замечает, что цель денежной политики состоит в том, чтобы исключить избыток
либо дефицит денежной массы с точки зрения потребностей экономики, в то время
как целью кредитной политики является регулирование доступности кредита.
Действительно, существует общее правило – каждая цель политики требует
соответствующих инструментов, то есть определенных переменных параметров,
которые находятся под контролем принимающего решения органа и принимают значения,
соответствующие целям политики. Разграничение целей денежной и кредитной
политики чрезвычайно необходимо при выборе инструментов денежно-кредитной
политики, ее параметров, а также для прогнозирования возможных результатов. В
тоже время применение мер денежного или кредитного регулирования оказывает
косвенное влияние и на смежную сферу, так что на практике все выглядит гораздо
сложнее, чем в теории.
Несомненно, ставка рефинансирования и норматив
обязательных резервов являются основными регуляторами доступности кредита.
Ставка рефинансирования - это, прежде всего официальная цена денег в стране, и
не всегда в полном смысле процент, под который Национальный банк кредитует
коммерческие банки.
Другим важным путем повышения эффективности
функционирования системы кредитования предприятий розничной торговли является
развитие вторичного кредитного рынка. Это рынок, на котором осуществляются
сделки с уже существующими разнообразными долговыми обязательствами, не только
по кредитам, предоставленными банками, но и обязательствами, возникающими в
ходе коммерческого кредитования (дебиторская задолженность предприятий, в том
числе оформленная векселями).
Проблема трансформации дебиторской задолженности
в «живые деньги» очень актуальна. Следует заметить, что положение дебиторской
задолженности двойственно: с одной стороны, в современной системе финансового
учета и отчетности она рассматривается как полноценный элемент оборотных
активов и равноправный компонент выручки от продаж организации, с другой
стороны, на практике, дебиторская задолженность – это далеко не «живые деньги»
и не материальные активы, которые можно непосредственно использовать в
производственной или коммерческой деятельности.
Именно на вторичном кредитном рынке может
осуществляться превращение долга в работающий капитал. Эффективность
функционирования вторичного кредитного рынка определяет гибкость всей системы
краткосрочного кредитования и эффективность перераспределения совокупного
оборотного капитала в экономике. Предметом сделок на вторичном кредитном рынке
являются уже существующие или будущие требования, уступаемые финансовому агенту
как в процессе купли-продажи требований, так и путем приема этих обязательств в
обеспечение нового кредита.
Важными механизмами трансформации с точки зрения
обеспечения текущих потребностей предприятий в оборотном капитале являются
факторинг и учет векселей, при которых обязательства, возникающие в процессе
коммерческого кредитования, трансформируются в банковский кредит, позволяя
заемщику превратить долг в производительный оборотный капитал.
Предметом уступки, под которую предоставляется
финансирование, может быть денежное требование, срок платежа по которому уже
наступил (существующее требование) или право на получение денежных средств,
которое возникнет в будущем (будущее требование). Денежное требование к
должнику может быть уступлено клиентом финансовому агенту разными способами
(табл. 3.1).
В зависимости от способа уступки требования
существует различный порядок расчетов между финансовым агентом и его клиентом.
Так, если по условиям договора финансирования под уступку денежного требования
финансирование клиента осуществляется путем покупки у него этого требования
финансовым агентом, последний приобретает право на все суммы, которые он
получит от должника во исполнение требования, а клиент не несет ответственности
перед финансовым агентом за то, что полученные им суммы оказались меньше цены,
за которую агент приобрел требование.
Таблица 3.1.
Способ уступки права
требования
|
Механизм уступки права
требования
|
Продажа права требования
|
·
факторинг
·
учет
векселей (предъявительский и векселедательский учетно- вексельный кредит)
·
форфейтинг
|
Передача права требования вобеспечение
кредита (займа)
|
кредиты (займы) под залог прав
требования (векселей и других долговых обязательств)
|
|
Если же уступка денежного требования финансовому
агенту осуществлена в целях обеспечения исполнения ему обязательства клиента и
договором финансирования под уступку требования не предусмотрено иное,
финансовый агент обязан представить отчет клиенту и передать ему сумму,
превышающую сумму долга клиента, обеспеченную уступкой требования. Причем, если
денежные средства, полученные финансовым агентом от должника, оказались меньше
суммы долга клиента финансовому агенту, обеспеченной уступкой требования,
клиент остается ответственным перед финансовым агентом за остаток долга.
Факторинг является кредитной сделкой, поскольку
в его основе лежит авансирование денежных средств поставщику под уступку
дебиторской задолженности. Цена факторинга – факторинговая комиссия состоит из
следующих компонентов:
·
фиксированный сбор за обработку документов;
·
фиксированный процент от товарооборота поставщика;
·
стоимость кредитных ресурсов, необходимых для финансирования
поставщика.
В большинстве факторинговых компаний мира
факторинговая комиссия устанавливается в зависимости от количества покупателей,
оборота, частоты поставок, особенностей товарного рынка и находится в пределах
от 0,5 до 5% от товарооборота.
В рамках факторинга организациям – поставщикам
предлагается, как правило, комплекс разнообразных услуг по финансированию
поставок, покрытию рисков, административному управлению дебиторской
задолженностью. Для проведения факторинговых операций коммерческие банки
тщательно отбирают клиентов не только по их финансовому состоянию, но и с точки
зрения состояния отрасли поставщика и отрасли дебитора, а также по типам
и видам контрактов, которые предъявляются поставщиками в подтверждение
обоснованности денежного требования. Очень важна устойчивость спроса на товары
поставщика.
Наиболее приемлемы для факторинговых операций
регулярно повторяющиеся краткосрочные контракты поставщиков и потребителей, они
позволяют оперативно корректировать масштабы кредитования, при этом вероятность
мошенничества низка. На факторинговое обслуживание, как правило, не принимаются
предприятия с большим числом должников и небольшими суммами задолженности;
поставщики нестандартной и узкоспециализированной продукции; предприятия,
реализующие свою продукцию на условиях послепродажного обслуживания или по
бартеру; строительные и другие фирмы, работающие с субподрядчиками;
предприятия, реализующие свою продукцию по долгосрочным контрактам и
выставляющие свои счета поэтапно или получающие авансовые платежиПереуступке также
не подлежат долговые обязательства предприятий, объявленных
неплатежеспособными, физических лиц.
Экономическая стабильность и устойчивое
финансовое положение предприятий способствуют нормальному функционированию
системы коммерческого кредита, а потребность в краткосрочных заимствованиях у
банков и бюджета снижается. Это обстоятельство необходимо принимать во внимание
банкам как профессиональным кредиторам, так как при снижении потребности в
банковском краткосрочном кредитовании и росте объемов коммерческого кредита
особенно актуальной становится работа в области обслуживания дебиторской
задолженности клиентов. Превращение долга в производительный капитал,
трансформация дебиторской задолженности становится главной задачей предприятий,
в решении которой ключевую роль играют финансовые посредники. Банки должны
учитывать реальные потребности предприятий и активно развивать услуги на
вторичном кредитном рынке – учет векселей, факторинг, форфейтинг.
Заключение
Кредит представляет собой
разновидность экономической сделки, договор между юридическими лицами о займе
или ссуде. Один из партнеров (кредитор) предоставляет другому (заемщику) деньги
(в некоторых случаях имущество) на определенный срок с условием возврата
эквивалентной стоимости, как правило, с оплатой этой услуги в виде процента.
Срочность, возвратность и, как правило, платность – принципиальные
характеристики кредита.
Кредит во многом является условием и предпосылкой развития
современной экономики неотъемлемым элементом экономического роста. Его
используют как крупные предприятия и объединения, так и малые производственные,
сельскохозяйственные и торговые предприятия. Кредит обслуживает движение
капитала и постоянное движение различных общественных фондов. Благодаря кредиту
в народном хозяйстве производительно используются средства, высвобождаемые в
процессе деятельности предприятии, в процессе выполнения государственного
бюджета, а также сбережения населения и pecурсы банков.
Кредит, таким образом, представляет собой форму движения
ссудного капитала, т.е. денежного капитала, предоставляемого в ссуду. Он
обеспечивает трансформацию денежного капитала в ссудный и, выражает отношения
между кредиторами и заемщиками. При помощи кредита свободные денежные капиталы
и доходы предприятий, граждан и государства аккумулируются, превращаясь в
ссудный капитал который за плату передается во временное пользование.
Необходимость и возможность кредита обусловлена закономерностями кругооборота и
оборота капитала в процессе воспроизводства: на одних участках высвобождаются
временно свободные средства, которые выступают как источник кредита, на других
возникает потребность в них.
Кредит - источник удовлетворения спроса на денежные ресурсы.
Даже при самом высоком уровне самофинансирования, при высокорентабельном
ведении хозяйствующим экономическим субъектам недостаточно собственных средств
для осуществления инвестиций и текущей основной деятельности. Вспомогательные
финансовые ресурсы, получаемые при помощи кредита, нужны, когда предприятие
находится в сложной ситуации, когда сорвалась по той или иной причине
реализация готовой продукции, подвели поставщики, возникают трудности с
выплатой зарплаты своим работникам. При рассмотрении данной темы необходимо
отметить, что кредит необходим для поддержания непрерывности кругооборота фондов
действующих предприятий, обслуживания процесса реализации произведенных
товаров, что особенно важно на этапе становления рыночных отношений.
Кредит способен оказывать активное воздействие на объем и
структуру денежной массы, платежного оборота, скорость обращения денег.
Благодаря кредиту происходит более быстрый процесс капитализации прибыли, т.е.
превращения прибыли в дополнительные производственные фонды, что ведет к
концентрации производства. Кредит стимулирует развитие производительных сил,
ускоряя формирование источников капитала для расширения производства.
Таким образом, переход к рыночной экономике, возобновление
экономического роста, повышение эффективности функционирования экономики,
создание необходимой инфраструктуры невозможно обеспечить без использования и
дальнейшего развития кредитных отношений. Экономический анализ деятельности
клиента должен осуществляться банком постоянно, начиная с первого этапа -
подготовки к заключению договора на обслуживание клиента. Особенно глубоким
должен быть экономический анализ (анализ кредитоспособности) при заключении
кредитных договоров. Это позволит предотвратить неоправданные с точки зрения
денежного обращения и народного хозяйства кредитные вложения, их структурные
сдвиги, обеспечить своевременный и полный возврат ссуд, что имеет важное
значение для повышения эффективности использования материальных и денежных
ресурсов.
Повышение эффективности функционирования рыночной экономики, создание
необходимой инфраструктуры невозможно обеспечить без использования и дальнейшего
развития кредитных отношений. Кредит – это форма движения ссудного капитала,
«ссуда в денежной или товарной форме на условиях возвратности и платности
(уплаты процента), выражает экономические отношения между кредитором и
заемщиком. Банковское кредитование предприятий осуществляется при строгом
соблюдении принципов кредитования, к которым относятся срочность возврата,
дифференцированность, обеспеченность и платность. Торговля – одна из основных
отраслей народного хозяйства страны. «Она - прямое продолжение процесса
производства в сфере обращения, поскольку производство считается завершенным
лишь после доведения товара до потребителя». Торговля оказывает
непосредственное воздействие на развитие производительных сил, осуществляя
важную функцию доведения товаров народного потребления до населения.
Список использованных источников
1.
Литовских
А.М., Шевченко И.К. Финансы, денежное обращение и кредит: Учебное пособие.
Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2003.
2.
Вигман
С.Л. Финансы, деньги, кредит: Учеб. пособие. – М.: ТК Велби, изд-во Проспект,
2004. – 256 с.
3.
Ковалев
А.П., Колбачев Е.Б. Финансы и кредит для студентов вузов. – Ростов н/Д: Феникс,
2004. – 192 с.
4.
Козырев
В.М. Основы современной экономики: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.:
Финансы и статистика, 2003. – 528 с.: ил.
5.
Колпакова
Г.М. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учеб. пособие. – 2-е изд., перераб. и
доп. – М.: Финансы и статистика, 2004. – 496 с.
6.
Курс
экономики: Учебник. – 3-е изд., доп. / Под ред. Б.А. Райзберга. – М.: ИНФРА-М,
2001. – 716 с.
7.
Логинов
М.П. Теоретические аспекты системы ипотечного кредитования в условиях России //
Финансы и кредит. – 2005. - №4. – с.30-34.
8.
Назарова
Л. Два взгляда на процентные ставки // Экономика и жизнь. – 2005. - №8. – с.5.
9.
Финансы и
кредит: Учеб. Пособие / Под ред. проф. А.М. Ковалевой. – М.: Финансы и
статистика, 2004. – 512 с.: ил.
10.
Финансы предприятий/Под ред. Шеремета А.Д. – М.:
ИНФРА-М, 1997 г.
11.
Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента. Как управлять
капиталом? М.: Финансы и статистика, 1996.
12.
Моляков
Д.С. Финансы предприятий отраслей народного хозяйства: Учебное пособие. – М.,
1999 г.
13.
Колдуэлл Д.С., Петерсон Р.Л., Блэкуэлл Д.У. Финансовые институты,
рынки, деньги. СПб.: Питер, 2000.
14.
Коркин В.М. Ссудный рынок России. М.: ИНФРА-М, 2001.
15.
Красавина Л.Н. Проблемы развития теории денег, кредита, банков //
Вестник финансовой академии, 1998. № 29.
16.
Николаева Г.А., Блицау Л.П. Бухгалтерский учет в торговле. М.:
Приор-издат, 2003.
17.
Павлова Л.Н. Финансы предприятий. М.: ЮНИТИ, 1997.
18.
Торговое дело: экономика и организация. Под ред. Л.А. Брагина,
Т.П. Данько. М.: ИНФРА-М, 1999.
19.
Даниловский Ф. Банки и кредитование торговли // Финансовая газета.
Региональный выпуск. 2003, № 52.
20.
Калашникова З.В. Перспективы развития механизма кредитования
торговых предприятий коммерческими банками // Финансовый менеджмент, 2002. № 3.
21.
Экономика предприятия: Учебник/Под ред. О.И.
Волкова. – М.: ИНФРА-М, 1998 г.
22.
Инструкция о порядке предоставления (размещения)
банками денежных средств в форме кредита и их возврата, утвержденная
постановлением Правления Нацбанка РБ от 30.12.2003 № 226/
23.
Годовой
отчет ОАО «Белгазпромбанк» за 2004 год.
Страницы: 1, 2, 3
|