Роль местных финансов в развитии экономики региона
Роль местных финансов в развитии экономики региона
Министерство образования и науки РФ
Ивановский государственный университет
Контрольная работа
ТЕМА: “Роль местных финансов в
развитии экономики региона”.
Выполнил:
Студент
экономического факультета
2-го
года обучения
ОЗО (
ускорен., 3,5 года)
Специальность
“Бухгалтерский учёт, анализ и аудит”
Ленкова
Ольга Павловна
Проверил:
Иваново 2006
Содержание.
1.
Введение…………………………………………………...…………..…3-4
2.
Роль местных бюджетов в социально-экономическом
развитии муниципальных образований…………………………………………………..5-7
3.
Формирование
доходов местных бюджетов РФ…………………..…8-10
4.
Использование
местных бюджетов РФ……………………………....11-12
5.
Регулирование
доходов региональных и местных бюджетов………13-16
6. Принципы исполнения
бюджета…………………………………….17-18
7. Принципы межбюджетных отношений……………………………...19-20
8. Формы финансовой поддержки субъектов
Федерации, их
характеристика………………………………………………………………21-22
9. Литература……………………………………………………………….…23
Введение.
В условиях
демократии одной из важнейших составных частей финансовой системы государства
являются местные (региональные) финансы, которые охватывают региональные
бюджеты, бюджеты административно-территориальных единиц и финансы субъектов
хозяйствования, используемые для удовлетворения региональных потребностей.
Региональные финансы обеспечивают финансирование широкого круга мероприятий,
связанных с социально-культурным и коммунально-бытовым обслуживанием населения.
Местные (региональные) финансы – это система экономических отношений, посредством
которой распределяется и перераспределяется национальных доход на экономическое
и социальное развитие территорий.
В последние
десятилетия во многих государствах наблюдается регионализация экономических и
социальных процессов. Все в большей мере функции регулирования этих процессов
переходят от центральных уровней государственной власти к местным. Поэтому роль
региональных и местных финансов усиливается, а сфера их применения расширяется.
Величина региональных финансов растет и во многих странах составляет
превалирующую часть финансовых ресурсов государства.
Через
региональные финансы государство активно проводит социальную политику. На
основе предоставления региональным органам власти средств, для их бюджетов
осуществляется финансирование муниципального народного образования,
здравоохранения, коммунального обслуживания населения. При этом круг
финансируемых мероприятий расширяется. За счет средств региональных бюджетов
стали финансироваться не только общеобразовательные школы, но и высшие учебные
заведения, крупные объекты здравоохранения, мероприятия по внутренней
безопасности, правопорядку, охране окружающей среды и др.
С помощью
региональных финансов государства осуществляют выравнивание уровней
экономического и социального развития территорий, которые в результате
исторических, географических, военных и других условий отстали в экономическом
и социальном развитии от других районов страны. Для этого разрабатываются
региональные программы. Средства на их осуществление формируются за счет
источников доходов бюджетов соответствующих административно-территориальных
единиц, а также налогов вышестоящих бюджетов. При этом региональным бюджетам
выделяются отчисления от государственных налогов, но чаще всего субвенции, то
есть финансовые ресурсы, предоставляемые из вышестоящих бюджетов на
определенные цели (развитие здравоохранения, дорожное строительство,
коммунальные объекты и др.)
Роль местных бюджетов в социально-экономическом
развитии муниципальных образований.
Местными бюджетами являются бюджеты муниципальных образований –
административно-территориальных образований (административных районов,
поселков, городов).
Бюджет муниципального образования – форма образования и расходования
денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к
предметам ведения местного самоуправления. В Российской Федерации насчитывается
29 тысяч местных бюджетов.
Бюджеты муниципальных образований являются составной частью финансовой
системы Российской Федерации. Роль этих бюджетов в социально-экономическом
развитии муниципальных образований возрастает в связи с расширением прав
местных органов власти в соответствии с Законом Российской Федерации “О местном
самоуправлении”.
Роль местных бюджетов в социально-экономическом развитии районов
характеризуется следующим:
- Сосредоточение финансовых ресурсов в бюджете муниципального
образования позволяет местным органам власти иметь финансовую базу для
реализации своих полномочий в соответствии с Конституцией Российской Федерации,
в которой записано: “Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает
самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение,
пользование и распоряжение муниципальной собственностью” (ст.130). И далее в
Конституции сказано: “Органы местного самоуправления самостоятельно управляют
муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет,
устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного
порядка, а также решают иные вопросы местного значения”.
- Главная роль местных бюджетов - создание финансовой базы.
Формирование бюджетов муниципальных образований, сосредоточение в них
денежных ресурсов дает возможность муниципалитетам в полной мере проявлять
финансово-хозяйственную самостоятельность в расходовании средств на социально-экономическое
развитие муниципальных образований. Местные бюджеты позволяют органам
муниципальной власти обеспечить планомерное развитие учреждений образования
медицинского обслуживания, культуры жилищного фонда и дорожного хозяйства. С
помощью местных бюджетов осуществляется выравнивание уровней экономического и
социального развития территорий. С этой целью формируются и реализуются
региональные программы экономического и социального развития муниципальных
образований по благоустройству сел и городов, развитию сети дорог, возрождению
культурных памятников, используя в необходимых случаях межбюджетные отношения.
Имея, в распоряжении финансовые средства, органы муниципальной власти
могут увеличивать или уменьшать нормативы финансовых затрат на оказание муниципальных
услуг в учреждениях непроизводственной сферы (школах, больницах и др.)
Концентрируя часть финансовых ресурсов в местных бюджетах, органы
представительной и исполнительной власти, могут централизованно направлять
финансовые ресурсы на решение стратегических задач развития региона и
приоритетных отраслей.
Финансовые органы муниципалитетов могут через местные бюджеты оказывать
воздействие на образование оптимальных пропорций в финансировании капитальных и
текущих затрат, стимулирование эффективного использования материальных и
трудовых ресурсов, создание новых местных производств и промыслов.
Отмечая роль местных бюджетов в социально-экономическом развитии
регионов, нельзя не учитывать, что кризисной является в экономике страны
инфляция, и настроенность финансовой системы не позволяет местным бюджетам
проявлять в полной мере свою роль. К таким негативным факторам можно отнести
бюджетный дефицит (превышение доходов над расходами).
Роль местных бюджетов в социальном и экономическом развитии регионов
может еще больше возрасти при определенных условиях. Такими условиями могут
быть наделение органов местного самоуправления дополнительными полномочиями по
формированию доходов местных бюджетов и их использованию.
Местный бюджет – бюджет муниципального образования, формирование,
утверждение и исполнение которого осуществляют органы местного самоуправления.
Доходы местного бюджета – денежные средства, поступающие в
безвозмездном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации в
распоряжение органов местного самоуправления. Средства местного бюджета
относятся к объектам муниципальной собственности. Это определяет собственника
бюджетных средств, которым является не орган местной власти, а
административно-территориальное образование. Органы власти и управления
осуществляют в пределах своей компетенции распоряжение этой собственностью.
Порядок формирования местных финансов определен Бюджетным кодексом РФ,
Федеральным законом “О финансовых основах местного самоуправления” от 25
сентября 1997 г. № 126-ФЗ. Настоящий закон определяет основные принципы
организации местных финансов, устанавливает источники формирования и
направления использования финансовых ресурсов местного самоуправления, основы
бюджетного процесса в муниципальных образованиях и взаимоотношения органов
местного самоуправления с финансовыми институтами, а также гарантии финансовых
прав органов местного самоуправления.
Формирование доходов местных бюджетов РФ.
Доходная часть
местных бюджетов состоит из собственных доходов и поступлений и регулирующих
доходов, она также может включать финансовую помощь в различных формах
(дотаций, субвенций, средств фонда финансовой поддержки муниципальных
образований), средства по взаимным расчетам.
К собственным
доходам местных бюджетов относятся местные налоги и сборы, другие собственные
доходы местных бюджетов, доли федеральных налогов субъектов РФ, закрепленные за
местными бюджетами на постоянной основе. Эти налоги и сборы перечисляются
налогоплательщиками в местные бюджеты.
К другим
собственным налогам местных бюджетов относятся:
-
доходы от
приватизации и реализации муниципального имущества;
-
не менее
10% доходов от приватизации государственного имущества, находящегося на
территории муниципального образования, проводимой в соответствии с
государственной программы приватизации;
-
доходы от
сдачи в аренду муниципального имущества, включая аренду нежилых помещений и
муниципальных земель;
-
платежи
за пользование недрами и природными ресурсами, установленные в соответствии с
законодательством РФ;
-
штрафы,
подлежащие перечислению в местные бюджеты в соответствии с федеральными
законами и законами субъектов РФ;
-
государственная
пошлина, установленная в соответствии с законодательством РФ;
-
не менее
50% налога на имущество предприятий (организаций);
-
подоходный
налог с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без
образования юридического лица.
К собственным
доходам местных бюджетов относятся также доли федеральных налогов,
распределенные между бюджетами разных уровней и закрепленные за муниципальными
образованиями на постоянной основе. К ним относятся:
-
часть
подоходного налога с физических лиц в пределах не менее 50% в среднем по
субъекту РФ;
-
часть
налога на прибыль организаций в пределах не менее 5% в среднем по субъекту РФ;
-
часть
налога на добавленную стоимость по товарам отечественного производства (за
исключением драгоценных металлов и драгоценных камней, отпускаемых из
Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней РФ);
-
часть
акцизов на спирт, водку и ликеро-водочные изделия в пределах не менее 5% в
среднем по субъекту РФ;
-
часть
акцизов на остальные виды подакцизных товаров (за исключением акцизов на
минеральные виды сырья, бензин, автомобили, импортные подакцизные товары) в
пределах не менее 10% в среднем по субъекту РФ.
Размеры
минимальных долей (в %) федеральных налогов, закрепляемых за муниципальными
образованиями на постоянной основе определяются законодательными
(представительными) органами субъектов РФ. Расчет долей федеральных налогов,
подлежащих закреплению за муниципальными образованиями производится исходя из
общего объема средств, переданных субъекту РФ по каждому из этих налогов. В
этих пределах законодательный (представительный) орган субъекта РФ
устанавливает в соответствии с фиксированной формулой для каждого
муниципального образования доли соответствующих федеральных налогов,
закрепляемых на постоянной основе, исходя из среднего уровня по субъекту РФ.
Доли указанных налогов рассчитываются по фактическим данным базового года. Сверх
этих долей законодательный (представительный) орган субъекта РФ может
устанавливать нормативы отчислений (в %) в местные бюджеты от регулирующих
доходов на планируемый финансовый год, а так же на долговременной основе (не
менее чем на 3 года).
Использование местных бюджетов РФ.
Использование
местных бюджетов денежных средств, направляемые на финансовое обеспечение задач
и функций местного самоуправления.
Расходная часть местных бюджетов включает расходы,
связанные с решением вопросов местного значения, с управлением и развитием
экономики и социальной сферы административного района или города, установленные
законодательством РФ и законодательством субъекта РФ;
-
осуществлением
отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления;
-
обслуживанием
и погашением долга по муниципальным займам;
-
обслуживанием
и погашением муниципального долга по ссудам.
Органы власти
муниципальных образований из средств местных бюджетов осуществляют
финансирование учреждений народного образования (школ и дошкольных учреждений),
здравоохранения, учреждений культуры и много других учреждений
непроизводственной сферы.
Законом
регламентируются взаимоотношения местных органов власти с предприятиями,
расположенными на их территории (взаимоотношения строятся на договорной
основе). Все предприятия обязаны участвовать в формировании местного бюджета.
Они должны участвовать в финансировании природоохранных мероприятий,
финансировании по развитию системы – водоснабжения и канализации.
Размещение
муниципального заказа на выполнение работ (оказание услуг), финансируемых за
счет средств местного бюджета, осуществляется на основе открытого конкурса,
правила которого устанавливаются представительным органом местного
самоуправления. Заказчиком по муниципальному заказу на выполнение работ
(оказание услуг), финансируемых за счет средств местного бюджета, выступают
органы или должностные лица местного самоуправления.
Органы местного
самоуправления вправе осуществлять выпуск муниципальных облигаций. Выпуск
муниципальных облигаций обеспечивается муниципальным имуществом и средствами
местных бюджетов. Государство не несет ответственности по долгам муниципального
образования, а муниципальное образование не несет ответственности по
обязательствам государства. Исполнение обязательств по муниципальным облигациям
осуществляется за счет средств местной казны в соответствии с правовым актом
органа местного самоуправления о местном бюджете на текущий финансовый год.
Предельно допустимая сумма долговых обязательств органов местного
самоуправления не должна превышать 15% расходной части местного бюджета.
Краткосрочные заимствования в любой форме не могут проводится до утверждения
местного бюджета на текущий финансовый год.
Местные бюджеты
утверждаются представительными органами власти местного самоуправления в виде
принятия решения. После чего исполнительные органы муниципалитетов приобретают
право на получение и использование бюджетных средств.
Затем происходит
финансирование бюджетных учреждений и мероприятий в соответствии с ассигнованиями,
выделенными по бюджету. Эта деятельность называется кассовым исполнением
бюджета.
Регулирование
доходов региональных и местных бюджетов.
Собственные источники доходов региональных и
местных бюджетов в форме региональных и местных налогов и
сборов не обеспечивают покрытия их расходов в большинстве
районов страны. Поступления от федеральных налогов в виде отчислений в местные
бюджеты их части хотя и значительны, но недостаточны.
В большинстве районов страны налицо дефицит бюджетов в
значительных размерах, что затрудняет решение задач,
стоящих перед органами самоуправления. Возникает
необходимость регулирования доходов региональных и местных
бюджетов.
Регулирования доходов
бюджетов в целях их сбалансирования применяется метод
прямой финансовой поддержки из вышестоящего бюджета нижестоящему в форме фиксированной
денежной суммы на безвозмездной основе. Такая помощь
предоставляется в виде дотации, субвенции или субсидии.
Дотация в бюджетных отношениях — это определенная денежная
сумма, выделяемая на безвозвратной основе для покрытия
текущих расходов из вышестоящего бюджета в нижестоящий
по решению представительного органа власти. При
выдаче дотации не оговариваются цели направления средств.
Согласно закону дотация предоставляется в случае, если
закрепленных и регулирующих доходных источников недостаточно
для формирования минимального бюджета нижестоящего
территориального уровня.
С 1992 г. стали выделяться
субвенции из федерального бюджета в бюджеты республик,
автономных образований, а затем и внутри республик и
областей.
Субвенция — бюджетные средства, предоставляемые бюджету
другого уровня бюджетной системы РФ на безвозмездной и безвозвратной основах
для осуществления определенных целевых расходов.
Закон РФ "О субвенциях
республикам в составе Российской Федерации, краям, областям, автономным
округам, городам Москве и Санкт-Петербургу" был
принят 15 июля 1992 г. Законом предусмотрены субвенции двух видов: 1) текущие, к которым относятся субвенции, направляемые
на финансирование текущих расходов; 2)
целевые инвестиционные, направляемые
на финансирование инвестиционной, инновационной деятельности. При этом
установлены особые условия и порядок
предоставления текущих и целевых инвестиционных субвенций.
Текущие субвенции
предназначены для выравнивания условий финансирования
регионов, покрытия дефицита нижестоящих бюджетов за счет
средств бюджетов вышестоящего уровня.
Инвестиционные целевые
субвенции предназначены для финансирования за счет
средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации
капитальных вложений на развитие социальной
инфраструктуры, охрану окружающей среды, комплексное развитие
территорий.
Текущие и инвестиционные
целевые субвенции, полученные из федерального
бюджета, включаются соответственно в бюджеты субъектов Федерации,
областные, краевые бюджеты, бюджеты автономных образований.
Законом РФ "О
федеральном бюджете на 2001 год" в составе федерального бюджета образован
фонд финансовой поддержки субъектов РФ в сумме 100,3 млрд. рублей, из них субсидии — 6,5 млрд. руб., субвенции — 1,5 млрд.
руб., финансовая помощь субъектам РФ — 92,3 млрд. руб. Средства фонда направлены на: обеспечение финансовой поддержки
жизнеобеспечения районов Крайнего
Севера и приравненных к ним местностей с ограниченными сроками завоза грузов
для снабжения населения;
строительство предприятий (организаций) социальной сферы и
жилищно-коммунального хозяйства; финансирование
целевых программ по развитию регионов.
Объем и распределение фонда
субвенций на инвестиции из федерального бюджета
осуществляются на основе запросов представительной власти
субъектов Федерации. Использование субвенций на инвестиции не ведет к
изменению форм собственности на построенные с
их помощью объекты.
Субвенции на возмещение
непредвиденных расходов, связанных с ликвидацией
последствий стихийных бедствий, катастроф, эпидемий и других
чрезвычайных ситуаций, предоставляются за счет
резервных фондов Правительства Российской Федерации и
резервных фондов правительств субъектов Федерации.
Орган, оказавший финансовую
помощь, вправе контролировать ее использование. Субвенция, не
использованная в срок или израсходованная не по назначению, подлежит возврату. Решение о возврате субвенций принимает орган, ее предоставивший. Возврат субвенции осуществляется в бесспорном порядке за счет средств получателя субвенции в трехмесячный срок
после принятия решения.
Кроме дотации и субвенций
для регулирования доходов бюджетов используются субсидии.
Субсидия (помощь, поддержка) — средства, предоставляемые
из бюджета или специальных фондов бюджету другого
уровня бюджетной системы Российской Федерации или юридическому лицу на условиях
долевого финансирования целевых расходов.
В финансовой практике
применяется также такая форма финансовой помощи, как
бюджетная ссуда, под которой понимаются бюджетные средства, предоставляемые
другому бюджету на возвратной или
безвозмездной основе на срок не более
шести месяцев в пределах финансового года.
В целях наведения порядка с
погашением задолженности по налогам и сборам
Правительство РФ в сентябре 1999 г. приняло постановление
"О порядке и сроках проведения реструктуризации
кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и
сборам, а также задолженности по начисленным пеням и
штрафам перед федеральным бюджетом" № 1002, в
соответствии с которым организации, имеющие задолженность
перед федеральным бюджетом, вправе ее реструктурировать:
на б лет — по налогам и сборам, а после погашения налоговой
задолженности — на 4 года по пеням и штрафам. Однако это
возможно лишь при соблюдении следующих условий:
1.
организация должна осуществлять все текущие
налоговые платежи не менее чем в течение двух месяцев до момента
подачи заявления о предоставлении права на реструктуризацию;
2.
организация утрачивает право на реструктуризацию, если она не осуществляет текущие налоговые
платежи в полном объеме.
В то же время, если организация в течение двух
лет гасит задолженность в соответствии с утвержденным графиком, она имеет право на досрочное списание половины задолженности по пеням и штрафам, а если более четырех лет - вся задолженность по пеням и штрафам может быть списана досрочно.
Реструктуризация задолженности организации по обязательным
платежам в федеральный бюджет осуществляется
один раз. Принятие решения о реструктуризации предоставлено территориальному налоговому органу по
месту регистрации в случае, если
сумма задолженности не превышает 20
млн. руб.
Принципы
исполнения бюджета.
Исполнение бюджета начинается после его утверждения
законодательными (представительными) органами власти. Эта стадия бюджетного
процесса имеет своей целью выполнение доходной и расходной частей бюджетов
местного самоуправления. В процессе исполнения бюджета органы исполнительной
власти могут вносить изменения в пределах утвержденных ассигнований по статьям
бюджетной классификации по каждому направлению расходования средств.
Важнейшей задачей
исполнения бюджета является обеспечение полного и своевременного поступления
налогов и других платежей, а так же доходов в целом и по каждому источнику,
финансирование мероприятий в пределах утвержденных по бюджету сумм в течение
того финансового года, на который утвержден бюджет.
При исполнении
бюджета важное место принадлежит правильному и экономически обоснованному
распределению всех видов платежей и ассигнований утвержденного бюджета,
осуществляемого по бюджетной росписи доходов и расходов – основному
оперативному плану распределения доходов и расходов по подразделениям бюджетной
классификации в форме поквартальной разбивки и в разрезе распорядителей
бюджетных ассигнований.
На практике, в
связи с дефицитом финансовых ресурсов и напряженным исполнением бюджета, для
оперативного контроля и финансирования неотложных расходов финансовыми
органами кроме росписи доходов и расходов могут составляться кассовые планы
исполнения бюджета – на месяц с распределением на пяти- десятидневки; со
сроками поступления платежей и сроками финансирования первоочередных расходов.
Кроме того, широко практикуется лимитирование расходов, когда финансирование
осуществляется в пределах установленных лимитов, часто в суммах реально
поступающих доходов.
Бюджетная роспись
составляется уполномоченным представительным органом, утверждается в
установленном законодательством порядке.
Для осуществления
расходов соответствующие средства представляются распорядителям бюджетных
средств. Распорядителями бюджетных средств являются руководители организаций,
которым предоставлено право распоряжаться утвержденными для них ассигнованиями.
Они имеют право расходовать бюджетные средства в строгом соответствии с
утвержденной сметой.
Контроль за
целевым использованием предприятиями и организациями выделенных средств
осуществляет финансовый орган исполнительной власти.
Решение об
использовании свободных бюджетных средств (сумма превышения доходов над
расходами при исполнении бюджета) принимает соответствующий законодательный
(представительный) орган власти по предложению соответствующего исполнительного
органа власти. Свободные бюджетные средства могут быть израсходованы только при
условии обеспечения финансирования плановых расходов и зачисления средств,
полученных от использования свободных бюджетных средств в свой бюджет.
Свободные бюджетные средства по решению законодательного (представительного)
органа власти могут быть направлены: осуществление различных
социально-экономических программ; вложены в акции и другие ценные бумаги;
предоставлены в виде процентных и беспроцентных ссуд.
Потери в доходах
и излишние расходы не компенсируются из вышестоящего бюджета, за исключением
случаев, когда потери вызваны изменением действующего законодательства.
Принципы
межбюджетных отношений.
Бюджетные отношения между
органами государственной власти Российской Федерации и
субъектов Федерации и органами местного самоуправления по
поводу финансовой поддержки строятся на основе определенных
принципов, характерных для бюджетного федерализма.
Межбюджетные отношения
основываются на следующих основных принципах:
·
самостоятельность бюджетов всех уровней бюджетной
системы Российской Федерации;
·
сбалансированность интересов всех участников
межбюджетных отношений бюджетной системы РФ;
·
равенство бюджетных прав субъектов Федерации, муниципальных образований во взаимоотношениях с федеральным бюджетом;
·
законодательное разграничение доходных
источников между бюджетами;
·
выравнивание уровней минимальной бюджетной
обеспеченности;
·
единство бюджетной системы РФ;
·
передача отдельных видов расходов из
федерального бюджета в территориальные бюджеты;
·
средства, переданные бюджету одного уровня от
бюджета другого уровня для обеспечения государственных полномочий, учитываются в соответствующем бюджете как доход
в форме безвозмездных перечислений.
В течение финансового года
органы законодательной и исполнительной власти, а
также представительной власти местного самоуправления воздерживаются от
принятия решений, которые приводят к
увеличению расходов бюджетов других уровней, за исключением случаев в
связи с чрезвычайными ситуациями и стихийными бедствиями.
Основой для расчета финансовой помощи территориальным бюджетам служат нормативы финансовых затрат на предоставление финансовых услуг и нормативы
минимальной бюджетной обеспеченности, определяемые на основе единой методики с учетом
социально-экономических, географических,
климатических и других особенностей субъектов
Федерации.
Финансовая поддержка субъектов
Федерации предоставляется в формах, установленных законодательством Российской Федерации.
Формы финансовой поддержки субъектов Федерации, их
характеристика.
Финансовая поддержка (тоже
финансовая помощь) имеет своей целью оказание финансовой помощи
бюджету субъекта Федерации из федерального бюджета РФ в связи с несбалансированностью территориального бюджета (обычно это бюджет с превышением расходов над доходами, т.
е. дефицитом бюджета).
Через федеральный бюджет в
России во второй половине 90-х годов перераспределялось 10—14%
валового внутреннего продукта (по доходной части
федерального бюджета).
Из-за того, что налоговые поступления не могут
обеспечить все расходы отдельных
региональных и местных бюджетов,
бюджеты более высокого уровня оказывают финансовую помощь бюджетам более низкого уровня. И чем больше
зависят бюджеты от такой финансовой поддержки, тем больше проблем возникает в межбюджетных отношениях.
В соответствии со ст. 44 и
133 Бюджетного кодекса Российской Федерации оказание финансовой помощи из
федерального бюджета бюджетам субъектов
Федерации может быть осуществлено в
следующих формах:
·
предоставление дотаций на выравнивание уровня
минимальной бюджетной обеспеченности субъектов Федерации;
·
предоставление субсидий;
·
предоставление субвенций на финансирование отдельных целевых расходов;
·
предоставление бюджетной ссуды;
·
иная безвозвратная и безвозмездная передача
средств.
Финансовая помощь в любой форме подлежит учету в
доходах того бюджета, который является
получателем этих средств.
Рассмотрим, что представляет
собой каждая из названных форм
фин
ансовой
помощи.
Дотация — бюджетные средства, предоставляемые бюджету
другого уровня бюджетной системы России на безвозмездной
и безвозвратной основах для покрытия текущих
расходов.
Субсидия (помощь, поддержка) — бюджетные средства, предоставляемые
бюджету другого уровня бюджетной системы России, а также физическому или
юридическому лицу на условиях долевого финансирования
целевых расходов.
Субвенция — бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня
бюджетной системы России или юридическому лицу на осуществление определенных
целевых расходов.
Одним из основных способов передачи средств из вышестоящего бюджета нижестоящему бюджету — отчисления в процентах от налогов, закрепленных за
вышестоящим бюджетом.
Перечень и ставки федеральных налогов
определяются законодательством России, а
пропорции их распределения в порядке
бюджетного регулирования между бюджетами разных уровней бюджетной
системы России утверждаются Федеральным
законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год на срок не менее
трех лет.
Такая форма финансовой помощи
существует десятилетия. Эта форма помощи имеет преимущества, одно из которых — единство бюджетных источников для всех бюджетов и
заинтересованность органов власти всех уровней в их более полной мобилизации.
Если бюджет территории не имеет достаточных размеров
отчислений от налогов в доход бюджета и не имеет возможности сбалансировать бюджет за счет отчислений от налогов,
тогда применяются другие формы финансовой помощи
(дотация, субсидия, бюджетная ссуда).
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
I. Нормативные и инструктивные
документы:
1.
Бюджетный
кодекс Российской Федерации. – 5-е изд. – М.: Ось-89, 2002. – 192с.
II. Учебная и специальная литература:
2. Авдокушин. Е.Ф. Международные
экономические отношения/ М.: 2000.-256с.
3. Гукасьян Г.М. Экономическая
теория: ключевые вопросы: Учебное пособие/Под ред. Д.э.н, профессора А.И.
Добрынина. – 3-е изд., доп. – М.: ИНФРА-М, 1999.-199с.
4. Долан Э.Дж., Линдсей Д.
Рынок: микроэкономическая модель / Пер. с англ. В. Лукашевича и др.: Под общ.
Ред. Б. Лисовика и В. Лукашевича. – С.- Пб., 1992.- 496 с.
5. Лобковича Э.И., под общ. его
ред. М.И. Плотницкого./Основы экономической теорий: Пособие для системы экон.
Образования /Мн.: ООО “Мисанта;, 1999.-192с.
6.
Линдерт
П. Экономика мирохозяйственных связей /Пер. с англ. М., 1992.
7. Линдерт П.Х. Экономика
мирохозяйственных связей/Пер. с англ. М.: 1992.-128с.
8. Макконнелл К.Р., Брю С.Л.
Экономикс: Принципы проблемы и политика: в I и II, М.: Изд. “Республика”
1992.- I том 399с., II том 400с.
9. Соловых Н.Н., Венцкене С.А.,
Крым А.Б. и др.Экономическая теория. Экономика: учебное пособие./ Под. Общ.
Ред. Соловых Н.Н. Часть 2. – М.: Московский университет потребительской
коопераций, 2003.- с. 246.
10. Семёнов К.А. Международные экономические
отношения: Курс
лекций- М.: Гардарика, 1998.-
336с.
11.
Фаминского
И.П. под.ред../Основы внешнеэкономических
знаний. 2-е М., 1994.-259с.
III. Материалы периодической печати:
12.
Дело.
Восток+Запад.1995. № 10.
13.
Нахович
Э. Современная мировая экономическая система. Спец-курс //РЭЖ.1996. № 7-9.
14.
Шишков 10.
ЕС между прошлым и будущим (Европейское Сообщество единое рыночное
пространство) /Иптерлинк. 1993. N 2.
|