бесплатные рефераты

Рынок ценных бумаг и его основные модели

Рынок ценных бумаг и его основные модели

ТЕМА: РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ И ЕГО ОСНОВНЫЕ МОДЕЛИ

 

СОДЕРЖАНИЕ


Введение…………………………………………………………………………3

 

1.Организация рынка ценных бумаг…………………………………………...4

1.1История развития рынка ценных бумаг в России………………………….4

1.2 Функции и структура рынка ценных бумаг……………………………….8

1.3 Нормативная база рынка ценных бумаг…………………………………...9

1.4 Участники рынка ценных бумаг…………………………………………...12

1.5 Налоги на рынке ценных бумаг…………………………………………... 15                                                                                                                                                                                     1.6 Основы анализа инвестиций в ценные бумаги……………………...…….15

 

2.Виды ценных бумаг…………………………………………………………...17

2.1Акции………………………………………………………………………....17

2.2Облигации…………………………………………………………………….19

2.3Производные ценные бумаги………………………………………………..21

2.4Депозитные и сберегательные сертификаты……………………………….21

2.5Векселя………………………………………………………………………..21

2.6Другие ценные бумаги……………………………………………………….22

 

3.Модели рынка ценных бумаг………………………………………………….23

3.1  Модели …………………………………………………………………..….. 23

3.2 Способы организации торговли ценными бумагами……………………....26

 

4.Перспективы развития рынка ценных бумаг России………………………...27

 

Заключение………………………………………………………………………..31

 

Список использованной  литературы………………………..………………….32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В современной рыночной экономике рынок ценных бумаг (РЦБ) занимает осо­бое и весьма важное место.

История рынка ценных бумаг насчитывает несколько веков. 400 лет назад, в 1592 году, в Антверпене был впервые обнародован список цен на ценные бумаги, продававшиеся на местной бирже. Этот год считается годом зарождения фондовых бирж как специальных организаций, занимающихся куплей-продажей ценных бу­маг. Первая официальная биржа в России была открыта в Санкт-Петербурге в год его основания (1703), и, хотя она длительное время была товарной, на ней велась торгов­ля и фондовыми ценностями — векселями в иностранной валюте. К 1913 году в Рос­сии насчитывалось уже около 70 фондовых бирж.

В условиях зарегулированной экономики советского периода ценных бумаг про­сто не было. Имели хождение лишь облигации государственных внутренних займов, которые можно назвать ценной бумагой лишь с большой натяжкой из-за принуди­тельного характера распределения большинства выпусков этих займов и отсутствия свободного обращения.

Однако по мере проникновения в постсоветскую экономику рыночных механиз­мов, ускорения процессов разгосударствления и возникновения негосударственных структур неизбежно должен был возникнуть рынок ценных бумаг, фондовый рынок. Надо отметить, что фондовый рынок становится самым динамично развивающимся сектором российской экономики.

Ценные бумаги представляют собой документы, имеющие юридическую силу, со­ставленные по установленной форме и дающие их владельцам односторонний стан­дартизированный набор прав по отношению к лицам, выпустившим эти документы (эмитентам ценных бумаг), возможность передачи данных документов при соблюде­нии заранее оговоренных условий, но без согласия эмитентов, другому лицу вместе со всем комплексом заключенных в них прав.

Приведенному определению удовлетворяют все виды ценных бумаг, но не удов­летворяют относимые частью специалистов к ценным бумагам форварды и фьючер­сы. Данные финансовые инструменты представляют собой разновидность договора поставки товара или финансового актива и не являются ценными бумагами.

Процесс выпуска и распределения ценных бумаг между первыми владельцами называется эмиссией. Эмиссия ценных бумаг обычно производится с целью привле­чения финансовых ресурсов для расширения деятельности или под конкретные ин­вестиционные проекты, а государственные органы часто эмитируют ценные бумаги с целью финансирования дефицита бюджета.

К особенностям формирования российского рынка ценных бумаг следует отнес­ти выпуск акций при преобразовании государственных предприятий в акционерные общества в процессе приватизации. В России массовая приватизация привела к по­явлению в обороте огромного количества ценных бумаг, однако для мирового опыта такой путь расширения фондового рынка не характерен. Обычно в странах с разви­той рыночной экономикой приватизируемые предприятия уже являются акционер­ными обществами, контрольный пакет акций которых (то есть пакет, дающий воз­можность полного контроля над предприятием) принадлежал до приватизации государству.

Еще одной особенностью формирования рынка ценных бумаг в России стала эмиссия федеральными органами власти части государственных ценных бумаг не для привлечения денежных средств, а с целью придания более цивилизованно-рыноч­ной (как следствие и более ликвидной) формы государственным долгам. Именно с этой целью были эмитированы облигации Внутреннего государственного валютного займа, Казначейские обязательства, сельские облигации, сюда с оговорками можно также отнести Приватизационные чеки Российской Федерации образца 1993 года. Как и в случае с акциями приватизированных предприятий, эти государственные ценные бумаги заложили основы современного российского рынка ценных бумаг.[1]

 

 

 

1.  Организация рынка ценных бумаг.

1.1 История развития рынка ценных бумаг в России.

 

Становление и развитие рынка ценных бумаг РФ можно разделить на несколько этапов:

Первый — 1991—1992 гг.

Второй — 1992—1994 гг.

Третий — 1994 г. — 4 квартал 1995 г.

Четвертый — 1996 г. — 17 августа 1998 гг.

Пятый — 17 августа 1998 г. — по настоящее время.

До 17 августа 1998 г. рынок ценных бумаг, несмотря на недостатки, имел положительные тенденции своего развития. После непродуманных решений от 17 августа он перешел в новую фазу своего развития, которая, на наш взгляд, будет довольно сложной и неопределенной.

Первый этап (1991 - 1992 гг.)

1991 год был первым годом интенсивного создания акционерных обществ, выпуска ценных бумаг, активизации участников рынка. Этот процесс стал возможен благодаря разработке корпоративного законодательства. Однако имевшиеся в начале 1991 года прогнозы, предсказывающие лавинообразный рост предложения ценных бумаг корпораций и интенсивную их перепродажу с участием институтов, специализирующихся на операциях с ценными бумагами, не оправдались. Это объясняется неподготовленностью участников рынка, неотработанностью порядка операций с ценными бумагами, отсутствием механизма контроля за отчетностью акционерных обществ.

Операции с ценными бумагами на биржевом и внебиржевом рынках сводились, по существу, к первичному их размещению (что для бирж совершенно не свойственно), причем на биржах доминировали акции самих бирж.

Внебиржевой рынок — более широкий по предложению и по условиям исполнения сделок. Вторичного рынка не было вообще, заключались отдельные сделки по купле—продаже акций. В качестве позитивного следует отметить возникновение компьютерных сетей.

К первой группе акций, имеющих хождение на данном рынке, относятся акции акционерных банков. На волне значительной инфляции их курс постоянно повышался.

Вторая группа акций — акции производственных компаний. Общее число зарегистрированных акционерных обществ исчисляется десятками тысяч и продолжает неуклонно расти. По российскому законодательству эта форма собственности наиболее предпочтительна и соответствует мировой практике.

Третья группа — самая активная по предложению акций — акции бирж. Число бирж к этому времени достигло 800. Колебания курса на данные акции были довольно значительными, а сами акции — наиболее спекулятивными.

Четвертая группа акций — акции инвестиционных компаний. Они появились в самом конце 1991г.

Отдельно необходимо сказать о выпуске государственных ценных бумаг — облигаций. Пример 5%-ного займа России 1990г. показал, что популярность долгосрочных облигаций крайне низка в связи с высокой инфляцией.

Этот период также характеризуется началом законодательного регулирования рынка ценных бумаг: ставится вопрос о надежности ценных бумаг, определении их рейтинга и т.д.

Первые фондовые биржи — Московская ЦФБ, Сибирская и Санкт-Петербургская — начали свою деятельность в третьем квартале 1991г. Кроме того, стабильные операции проводили фондовые отделы РТСБ, товарно-фондовой биржи «Санкт-Петербург» и др.

На начальном этапе развития отечественного фондового рынка акции товарных бирж представляли основной сектор рынка. Это было вызвано, прежде всего, товарным дефицитом в стране в то время, и большая часть информации относительно спроса и предложения по различным группам товаров стекалась на эти биржи, где и заключались по ним высокорентабельные сделки.

Второй этап (1992 - 1994 гг.)

Характеризуется выходом в обращение «именного приватизационного чека» — ваучера.

Выход в обращение ваучера внес значительный вклад в развитие рынка ценных бумаг. Была предпринята попытка, с одной стороны, вовлечь значительную часть населения в класс собственников (акционеров), а, с другой стороны, — провести ускоренную массовую приватизацию с целью частичного снятия нагрузки с бюджета государства благодаря появлению большого количества акционерных обществ, которые в конкурентной борьбе между собой должны были бы улучшать качество выпускаемой продукции и насытить рынок необходимыми товарами.

Фондовый рынок получил высоколиквидный финансовый инструмент. Одна из важных положительных особенностей ваучера — его инвестиционная привлекательность, т.е. в случае покупки ваучера с целью дальнейшей перепродажи по более высокой цене и в случае последующего значительного снижения цены ваучер можно было использовать по прямому назначению — инвестировать в какое-либо предприятие. Эти высокодоходные операции имели незначительный риск зафиксированного прямого убытка.

Активно заработали инвестиционно-финансовые компании, финансовые брокеры, фондовые отделы банков. Начали появляться чековые инвестиционные фонды, которые привлекали ваучеры населения, аккумулировали их и участвовали в чековых аукционах по приватизации предприятий. Правда, большинство из таких организаций кануло в лету. До сих пор не перестаем удивляться, как смогли многие руководители довести их до банкротства, не использовав уникальный шанс, который выпадает один раз в жизни (аккумуляция большого количества вкладчиков с вытекающими из этого возможностями)?

Правительство ставило перед собой следующие цели:

·         создание класса акционеров;

·         обретение более эффективного собственника, что впоследствии позволило бы снять нагрузку с бюджета государства;

·         ускоренное развитие структуры рынка ценных бумаг;

·         увеличение поступлений в бюджет и др.

Мы не говорим о правильности и эффективности проведенной приватизации, а лишь констатируем полученный результат.

Неграмотные действия подорвали доверие к фондовому рынку. Отставание законодательной базы от реального развития рынка ценных бумаг привело к краху многих существовавших в то время финансовых пирамид. Миллионы вкладчиков лишились своих сбережений. В большой степени в этом повинно государство. Поставленные задачи не были достигнуты. В стране появилось значительное количество акционеров, но они в общей своей массе являлись пассивными участниками рынка ценных бумаг.

Большое количество предприятий было акционировано, но эффективного собственника получили лишь не более 10% предприятий. Во время приватизации государство потеряло больше, чем получило. Данная задача была решена не более чем на 40%.

Рынок ценных бумаг получил акции новых приватизированных предприятий, хотя значительное количество акций было практически неликвидными. Появилась альтернатива для инвесторов. Данная задача была решена не более чем на 70%.

Как уже отмечалось, второй этап развития рынка ценных бумаг закончился крахом финансовых пирамид. Все акции понизились в цене, а акционеры полностью разочаровались в российском фондовом рынке.

Вывод: главная причина кризиса заключалось в несовершенстве российского законодательства и переоценке темпов развития данного рынка. Было также доказано, что рынок ценных бумаг, как и любой рынок в рыночной экономике, нуждается в регулировании и контроле со стороны государственных структур, и прежде чем собирать «урожай» от продажи государственных пакетов акций, размещения долговых государственных ценных бумаг, налоговых сборов и др., сначала нужно за ним «ухаживать».

Третий этап (1994 г.- 4 квартал 1995 г.)

Этот этап можно назвать депрессивным. Недавний крах финансовых пирамид и приближение парламентских выборов привели к еще более сильному падению акций приватизированных предприятий.

Четвертый этап (1996 г. - 17 августа 1998 г.)

Его характеризуют два важных события — выпуск облигаций государственного сберегательного займа (ОГСЗ) и введение валютного коридора. Несмотря на то, что государство уже имело долговые государственные бумаги, которые были представлены безналичными инструментами (ГКО, ОФЗ), выпуск ОГСЗ позволил переориентировать население с покупки наличного доллара США на покупку данного инструмента, добиваясь тем самым возобновления доверия к рынку ценных бумаг в целом.

Введение валютного коридора также благоприятно сказалось на развитии рынка ценных бумаг в РФ. Инвесторы начали получать значительную прибыль в долларах США, инвестируя финансовые ресурсы в покупку безрисковых государственных ценных бумаг. Доход по данным финансовым инструментам значительно превышал темпы девальвации рубля.

Это была первая ошибка, так как доход по государственным ценным бумагам должен быть минимальным и находиться, по нашему мнению, на уровне не более 15 — 20% годовых в СКВ. Фактически же доходность превышала порой 50% годовых, что вносило дисбаланс в фундаментальные качества государственных ценных бумаг и что, в свою очередь, ставило под сомнение полное выполнение обязательств по внутреннему долгу РФ.

Вводя валютный коридор, правительство ставило перед собой следующие задачи:

·         снизить валютный риск при инвестировании, в большей степени прямых инвестиций в различные сектора экономики;

·         покрыть бюджетный дефицит за счет дополнительного размещения государственных высокодоходных долговых обязательств;

·         снизить доходность по безрисковым финансовым инструментам с дальнейшей переориентацией инвестиций в реальный сектор экономики.

Государство частично достигло желаемого результата. Доходность государственных ценных бумаг снизилась до 30% годовых в рублях.

Произошла незначительная переориентация направления движения капитала, и часть инвестиций была направлена на рынок корпоративных акций, но, к сожалению, в качестве портфельных инвестиций. Количество акций выросло более чем в 5—15 раз. Отставание законодательной базы в области прямых инвестиций и отсутствие закона защиты прав инвесторов, в особенности иностранных, не позволили переориентировать инвестиции с портфельных на прямые.

Была допущена стратегическая ошибка в сфере управления внутренним долгом. Необходимо было переходить на более длинные долговые инструменты со сроком погашения более чем 5 лет. Рынок был готов к данному переходу. Также при значительном росте цены на корпоративные акции необходимо было продавать стратегическим инвесторам неконтрольные пакеты акций предприятий, находившихся в государственной собственности.

Отрицательное воздействие на рынок ценных бумаг оказал азиатский кризис и значительное падение цен на энергоресурсы — основной источник валютных поступлений. (Надеемся, что чиновники сделали правильный вывод о роли стоимости сырьевых ресурсов на мировых рынках, и осознали, что сегодня экономическое будущее России, к сожалению, зависит от цены на нефть). За счет этого резко ухудшился платежный баланс страны, что в свою очередь вызвало у инвесторов сомнение в надежности валютного коридора и исполнении форвардных контрактов российскими банками на поставку долларов США. Появилась неопределенность в конечной доходности в СКВ многих финансовых инструментов. Началась массовая продажа ГКО, перевод рублей в доллары и вывоз их за пределы России. Была сделана очередная ошибка: вместо прекращения размещения новых выпусков ГКО по высокой доходности продолжали эмитировать новые выпуски данных ценных бумаг (правительство пыталось высокой доходностью удержать инвесторов). Доходность при размещении доходила до 70% годовых в долларах США в случае сохранения валютного коридора, что еще сильнее напугало инвесторов.

По нашему мнению, необходимо было в срочном порядке переходить с внутреннего долга на внешний, который был более длинным (занимать доллары на внешнем рынке и гасить внутренние обязательства, что привело бы к падению доходности и укреплению доверия инвесторов).

Через некоторое время была сделана очередная техническая ошибка: иностранным инвесторам было предложено перейти с рублевых коротких ГКО на более длинные валютные. Стратегически это было правильное решение, но тактически выполнено неверно. Многие инвесторы начали сомневаться в выполнении внутренних обязательств государства по погашению долговых ценных бумаг.

Получение кредитов от МВФ помогло разрядить ситуацию, правда, не надолго. И здесь опять сделана очередная стратегическая ошибка. Вместо того, чтобы использовать данные средства для погашения ГКО или выкупа их на рынке с доходностью более 150% годовых, Банк России начал удерживать рубль от падения, истратив за короткий срок несколько миллиардов долларов США.

Результат: отказ от выполнения обязательств по внутреннему долгу и значительная девальвация рубля.

Что нужно было делать? При получении кредита от МВФ необходимо было девальвировать рубль (по нашему мнению, курс рубля к доллару установился бы на уровне 9 — 15 рублей за доллар, и он бы вполне устраивал основных экспортеров) и в обязательном порядке выполнить обязательства по внутреннему долгу за счет продажи нескольких миллиардов долларов валютных резервов и даже с частичной эмиссией денег.

К сожалению, это не самый лучший вариант, но, по нашему глубокому убеждению, он был бы значительно эффективнее принятого решения и с менее негативными результатами.

В том случае, если бы государство пошло по данному пути, то, несмотря на многие отрицательные последствия, в дальнейшем инвесторы (российские) начали бы хеджировать в обязательном порядке валютные риски. Это дало бы большой толчок развитию необходимых финансовых учреждений (фьючерсных бирж), появлению новых финансовых инструментов — опционов и т.д.

Сохранилась бы важная экономическая аксиома: внутренние обязательства в национальной валюте считаются выполнимыми при любых обстоятельствах, так как государство имеет право напечатать необходимое количество денег для его погашения.

Этап закончился 17 августа 1998 г. объявлением Россией дефолта по внутренним долгам.

Последствия: российский рынок ценных бумаг впал в глубокую депрессию, и недоверие к российским ценным бумагам возросло многократно.

При объявлении дефолта по внутренним обязательствам России деньги потеряла самая консервативная часть инвесторов, которые не хотели рисковать вообще. И именно для такой категории граждан и существуют государственные долговые ценные бумаги и депозиты в крупных и надежных банках под минимальный процент дохода.

1.2  Функции и структура рынка ценных бумаг.

Рынок ценных бумаг является частью финансового рынка и в условиях развитой рыночной экономики выполняет ряд важнейших макро- и микроэкономических функций.

Можно выделить следующие основные функции рынка ценных бумаг. Их шесть.

Во-первых, рынок ценных бумаг исполняет роль регулировщика инвестицион­ных потоков, обеспечивающего оптимальную для общества структуру использова­ния ресурсов. Именно через рынок ценных бумаг осуществляется основная часть процесса перетока капиталов в отрасли, обеспечивающие наибольшую рентабель­ность вложений. Курс акций на вторичном рынке, изменяясь под воздействием ры­ночного спроса и предложения (естественно, инвесторы стремятся вкладывать сред­ства в наиболее доходные проекты, одновременно избавляясь от ценных бумаг, оказавшихся малоприбыльными), определяет цену первичного рынка, который в конечном счете только и важен для производства, так как именно на нем предприя­тия могут получить средства на развитие. На развитых рынках успех или неудача мо­лодого предприятия часто бывают обусловлены темпами подписки на его ценные бумаги. На российском рынке мало удачных попыток привлекать ресурсы путем раз­мещения ценных бумаг под серьезные проекты. Например, даже под программу Все­российского автомобильного альянса, несмотря на все очевидные козыри проекта «народного автомобиля» и мощную поддержку со стороны государственных струк­тур, удалось собрать только шестую часть запланированных средств (50 млн. долл. вместо 300 млн. долл.). К сожалению, проект был заморожен.

Во-вторых, рынок ценных бумаг обеспечивает массовый характер инвестицион­ного процесса, позволяя любым экономическим агентам (в том числе и обладающим номинально небольшим инвестиционным потенциалом), имеющим свободные де­нежные средства, осуществлять инвестиции в производство путем приобретения цен­ных бумаг. Концентрация оборота ценных бумаг на фондовых биржах и/или у профессиональных посредников позволяет инвестору облегчить процедуру осуще­ствления инвестиций.

В-третьих, рынок ценных бумаг очень чутко реагирует на происходящие и пред­полагающиеся изменения в политической, социально-экономической, внешнеэкономической и других сферах жизни общества. В связи с этим обобщающие показатели состояния рынка ценных бумаг (например, индексы Доу — Джонса и «Стандард энд Пур» в США, индекс Рейтера в Великобритании, индекс «Франкфурт Альгемайне цайтунг» в ФРГ и другие индексы) являются основными индикаторами, по которым судят о состоянии экономики страны. По более узким выборкам можно проана­лизировать изменение положения дел в отдельных регионах, отраслях, на конкретных предприятиях.

В-четвертых, с помощью ценных бумаг реализуются принципы демократизма в управлении экономикой на микроуровне, когда решение принимается путем голо­сования владельцев акций, причем один голос равен одной акции, поэтому чем больше акций, тем большее влияние имеет тот или иной совладелец на принятие управлен­ческих решений.

В-пятых, через покупку-продажу ценных бумаг отдельных предприятий государ­ство реализует свою структурную политику, приобретая акции «нужных» предприя­тий и совершая таким образом инвестиции в производства, важные с точки зрения развития общества в целом.

В-шестых, рынок ценных бумаг является важным инструментом государствен­ной финансовой политики; основным рычагом, через который реализуется данная функция, является рынок государственных ценных бумаг, посредством которого го­сударство воздействует на денежную массу и, следовательно, на расширение или со­кращение уровня ВНП.

Как инструмент государственной финансовой политики рынок государственных ценных бумаг выполняет следующие функции:

1) финансирование дефицита бюджетов органов власти разных уровней. В ре­зультате выпуска государственных ценных бумаг и реализации их на открытом рын­ке правительство получает денежные средства, которые направляются на покрытие дефицита государственного бюджета. Это один из главных внутренних источников уменьшения дефицита, не приводящий к инфляционным всплескам, а лишь пере­распределяющий свободные финансовые ресурсы от предприятий и населения к го­сударству. Помимо достигнутой цели у этого способа решения бюджетных проблем есть и существенный отрицательный побочный эффект, касающийся уменьшения производственных инвестиций, что приводит к сокращению (снижению темпов роста) ВНП. Кроме того, увеличение государственного долга, произведенное с целью нор­мализации бюджета, впоследствии приводит к росту нагрузки на бюджет из-за необ­ходимости выплаты процентов по ранее сделанным заимствованиям (подробнее об этом см. главу 17 «Финансы и финансовая система»). Не всегда значению этой функ­ции рынка ценных бумаг уделялось должное внимание. Консервативность бюрокра­тического аппарата и недоверие к государству как агенту рынка задавали совершен­но недостаточные для серьезного рассмотрения в качестве источника бюджетных поступлений ориентиры емкости рынка государственных ценных бумаг (емкость рын­ка — суммарная стоимость ценных бумаг, обращающихся на рынке. Под емкостью рынка государственных ценных бумаг обычно понимают суммарную номинальную стоимость эмитированных государственных ценных бумаг). Радикальный перелом в этом секторе финансового рынка произошел летом 1994 года, когда стремительный рост емкости рынка Государственных краткосрочных облигаций (ГКО) доказал на­личие огромного фискального потенциала государственных ценных бумаг. В 1995 1997 годах путем продажи государственных ценных бумаг привлекалось в бюджет несколько десятков триллионов рублей (в ценах до деноминации) ежегодно. Результа­том этой эскалации гос. заимствований стали бюджетный кризис 1998 года и приоста­новка торгов наиболее ликвидными госбумагами в августе 1998 года с их последующей реструктуризацией;

2) финансирование конкретных проектов. Обычно к выпуску ценных бумаг под конкретные проекты прибегают муниципальные власти. Выпуская и реализуя на рынке ценные бумаги целевого назначения, они привлекают свободные денежные средства общества, которые и направляются на финансирование необходимых про­ектов. В условиях переходного периода это имеет несколько односторонний харак­тер: целевые эмиссии производятся практически только под строительство жилья. Причина этого проста: привлечь средства рядовых инвесторов под будущие денеж­ные доходы от какого-нибудь социально значимого объекта в сегодняшних условиях практически невозможно, тогда как по «жилищным» займам эмитенты рассчитыва­ются столь необходимыми квартирами;

3) регулирование объема денежной массы, находящейся в обращении. Данная функция обычно реализуется государственными банками. Покупка госбанком госу­дарственных ценных бумаг увеличивает объем денежной массы в обращении, а про­дажа имеющихся госбумаг, наоборот, сокращает денежные агрегаты. В России изме­нение денежной массы в обращении в результате покупки-продажи государственных ценных бумаг Центральным банком РФ в течение длительного времени имело ха­рактер дополнительного эффекта к чисто фискальным функциям. Однако, начиная слета 1996 года Центральный банк России стал очень активно использовать возмож­ность воздействия на рыночные ставки процента и обменный курс рубля через ры­ночные инструменты, главными из которых до августа 1998 года были государствен­ные бумаги;

4) поддержание ликвидности финансово-кредитной системы. Эта важная функ­ция Центрального банка успешно реализуется через межрегиональный рынок госу­дарственных ценных бумаг. Необходимо, чтобы существовал достаточно емкий (спо­собный поглотить оборотные средства банков) и в достаточной мере ликвидный рынок, на котором банки могли бы с прибылью держать часть активов и иметь воз­можность легко переводить средства в другие сектора финансового рынка;

5) некоторые другие, вспомогательные функции. Например, важную роль сыгра­ли государственные ценные бумаги в российской приватизации.

В целом рынок ценных бумаг представляет собой сложную систему со своей струк­турой. Организационно рынок ценных бумаг включает несколько элементов:

1. Нормативная база рынка;

2. Инструменты рынка — ценные бумаги всех разновидностей;

3. Способы организации торговли ценными бумагами;

4. Участники рынка.[2]

1.3  Нормативная база рынка ценных бумаг.

Регулирование рынка ценных бумаг осуществляется на основании большого числа Разнородных документов, выпущенных различными государственными органами. Выпускать нормативные документы, в той или иной мере затрагивающие вопросы функционирования российского рынка ценных бумаг, имеют право Президент, Правительство, Центральный банк, Министерство финансов, Министерство государственного имущества, Федеральная комиссия по ценным бумагам, Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, Министерство г. налогам и сборам и некоторые другие государственные органы. Из-за отсутствия чет кого разграничения полномочий регулирующих органов возникают противоречия разных нормативных актах, а отдельные вопросы и процедуры вообще не регламентированы законодательством.

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 РЕФЕРАТЫ