бесплатные рефераты

Рынок ценных бумаг \Украина\

Биржи - это, как правило, не коммерческие структуры, т.е. бесприбыльны и потому освобождены от уплаты корпоративного подоходного налога. Для покрытия расходов по организации биржевой торговли биржа взимает с участников этой торговли ряд налогов и платежей. Это налог на сделку, заключенную в торговом зале; плата компаний за включение их акций в биржевой список; ежегодные взносы новых членов и т.п. Эти взносы и составляют основные статьи дохода биржи.                                               

Биржа обеспечивает концентрацию спроса и предложения, но она физически не в состоянии вместить всех, кто хотел бы продать или купить эти бумаги. Те, кто берет на себя функцию проведения биржевых операций, становятся посредниками. Действовать они могут как на бирже, так и вне ее, поскольку далеко не все бумаги котируются на биржах. На внебиржевом рынке формируется круг посредников, на которых фактически возлагается функция концентрации спроса и предложения. Пространственно посредники разобщены, но они связаны между собой и образуют единое целое, постоянно вступая в контакт друг с другом.                                   

 

Биржевая торговля облигациями.

На развитых фондовых рынках биржевая торговля облигациями, как правило, невелика по объему. Современные биржи выполняют для облигаций главным образом представительские функции: нормы,устанавливаемые государством для инвестиционных операций институциональных инвесторов, запрещают многим из них приобретать облигации, которые не котируются на какой-либо из фондовых бирж. Поскольку сейчас трудно найти эмитента, не рассчитывающего на покупку его облигаций институциональными инвесторами, вовсе не удивительно, что абсолютное большинство эмитентов исправно идет на биржу с просьбой принять облигации к котировке.

   Казалось бы, раз уж облигации котируются на бирже, то и сделки с ними целесообразно проводить в торговом зале. Ведь в свое время биржевая торговля ценными бумагами начиналась именно с облигаций. Заключение сделок на бирже кажется тем более оправданным, что в торговле облигациями наиболее активны фирмы, входящие в число наиболее крупных и влиятельных членов биржи.

И все же сделки с облигациями совершаются главным образом во внебиржевом обороте. Главная причина заключается в том, что динамика рыночных цен облигаций более предсказуема, менее подвержена сильным и внезапным колебаниям, чем в случае акций. Чем неустойчивее курс биржевого товара, тем сильнее проявляется у биржевиков "стадный инстинкт", тем охотнее сбиваются они в биржевую толпу, олицетворяющую концентрацию спроса и предложения. Если и дальше использовать образ биржевой толпы ,то с его помощью можно проиллюстрировать второе свойство биржевой торговли - способность перерабатывать большой поток поручений на куплю-продажу ценных бумаг. Действительно, в биржевой толпе заказы на проведение сделок быстро растворяются - взаимодействие заинтересованных сторон протекает динамично, сама атмосфера способствует заключению сделок, и потому биржевая толпа способна пропустить через себя множество сделок.                

Торговый зал биржи - место сбора биржевой толпы. Для торговли облигациями оба свойства таких собраний - концентрировать спрос и предложение и перерабатывать большой поток сделок - где требуются. Во-первых, в силу характера облигаций как биржевого товара задачу установления их рыночной цены могут брать на себя дилеры, достаточно хорошо представляющие себе соотношение спроса и предложения. Окунаться в биржевую толпу необходимости нет. Во-вторых, темп торговли облигациями неспешный, его не сравнить с водоворотом акций. Облигации гораздо реже акций переходят из рук  в руки.                                                       

 Принципы деятельности фондовой биржи.

Биржа строит свою деятельность на следующих принципах:

личное доверие между брокером и клиентом (например, сделки на бирже заключаются устно и оформляются юридически задним числом);                                                                

гласность (публикуются сведения о всех сделках и данные, предоставляемые эмитентом по соглашению с биржей о внесении акций в биржевой список,независимо от активности эмитента) ;              

жесткое регулирование  администрацией биржи и аудиторами  деятельности дилерских фирм путем установления правил торговли и  учета.                                                         

Каждый шаг брокерской фирмы от подачи заявки на приобретение места на  бирже до совершения внебиржевых сделок обставлен массой писанных и неписанных норм, вырабатываемых администрацией и ее комитетами с целью обеспечения ликвидности.       

В результате обеспечения перечисленных принципов формируется среда, которая побуждает продавать и покупать ценные бумаги на бирже. Это  такие преимущества, как, во-первых, возможности лучшего доступа к кредиту для покупки ценных бумаг (банк охотнее его дает, если достигнута договоренность о реализации ценных бумаг через биржу), во-вторых, отличный обзор состояния рынка ценных бумаг, более точная оценка возможностей тех или иных акций и т.д.

Необходимо четко понимать, что возникновение полноценной фондовой биржи    требует обеспечения ряда важных условий по формированию соот-     ветствующей рыночной среды. Иными словами, для того, чтобы запустить механизм фондовой биржи необходимо предварительно: во-первых, приложить усилия по созданию сети будущей клиентуры - и, прежде всего, акционеров, т.е. решить вопрос о том, с кем работать и как сформировать необходимый для старта биржи объем ценных  бумаг. Для этой цели формирующиеся биржи особое внимание уде     ляют активизации процесса акционирования со своей стороны, чему, в частности, способствует отработка собственной концепции акционирования, соответствующих экономико-математических моделей и     качественной документации по регистрации акционерных обществ.  При этом должны учитываться особенности:

- реальное акционирование (становление акций полноценными) в соответствии с порядком проведения подписки растягивается обычно на год;

- возникновение потребности не просто купить какие-нибудь акции (чтобы “спрятать” деньги от инфляции и получить процент), а перепродать их и купить новые акции ,тоже требует времени. Пока акционеры не "пощупают" дивиденды, они не начнут избавляться от купленных акций.                                          

  Во-вторых, запускать механизм фондовой биржи (фондового отдела)можно только тогда, когда будет сформирована система посредников, в проведении фондовых операций - брокеров и дилеров. Полноценная фондовая биржа опирается на двухступенчатую структуру посредничества, но ее создание - результат развития самой биржи, в ходе которого и расставляются те или иные акценты на статусе ее участников.                                          

В-третьих, прежде чем решиться на запуск фондовой биржи необходимо наладить работу центральных блоков биржевого организма(экспертной комиссии и системы допуска ЦБ на биржу, котировальной комиссии , системы регистрации ценных бумаг и т.д.).

Фондовая биржа представляет собой организованный рынок ценных бумаг. При этом значимость этого очень важного института в разных странах далеко не однозначна.  Как подчеркивает шведский профессор Андерс Ослунд, если в США и Великобритании большая часть собственного капитала предприятий мобилизуется именно на фондовых биржах, то в Европе и Японии их удельный вес значительно меньше, а половина из 100 крупнейших предприятий Германии ¾ вообще семейные фирмы, акции которых не подлежат продаже. А на варшавской фондовой бирже около 25% биржевого оборота  ценных бумаг приходится на операции иностранных инвесторов.

Естественно, нам еще далеко до Нью-Йоркской и Токийской фондовых бирж по объему биржевого оборота. Но следует отметить, что и на Варшавской фондовой бирже ежедневный оборот достигает $50 млн.

С целью совершенствования механизма приватизации государственного имущества, расширения возможностей  финансовых посредников по участию  в приватизационных процессах, создания благоприятных условий для дальнейшего развития рынка ценных бумаг в соответствии с  Указом Президента Украины от 27 февраля 1995 года "Об участии Украинской фондовой биржи в приватизационных процессах" УФБ разрешено размещать часть акций открытых акционерных обществ, созданных на базе объектов групп В и Г.

Таким образом, попытка комплексного анализа рынка ценных бумаг в Украине свидетельствует о многоаспектности  этой одной из важнейших сфер рыночной экономики, наличии массы недостатков и нерешенных вопросов, обусловленными как объективными, так и субъективными причинами.  А значит и устранение последних требует комплексного подхода.  Будем надеяться, что цивилизованный рынок ценных бумаг на Украине когда-нибудь появится.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава ІІ. Законодательное регулирование РЦБ.

 

Деятельность на украинском рынке ценных бумаг регулируют два основных законодательных акта ¾ закон Украины "О ценных бумагах и фондовой бирже" от 18 июня 1991 года и Указ президента Украины "Об инвестиционных фондах и инвестиционных компаниях" от 19  февраля 1991 года.

В соответствии с законом "О ценных бумагах и фондовой бирже " различают два типа ценных бумаг:

· именные ценные бумаги, которые, как правило, передаются путем полного индоссамента;

· предъявительские ценные бумаги, обращающиеся свободно.

Украинским законодательством также определены следующие виды ценных бумаг:

· акции;

· облигации внутренних республиканских и местных займов;

· облигации предприятий;

·казначейские обязательства предприятий;

· сберегательные сертификаты;

·векселя;

·приватизационные бумаги;

· инвестиционные сертификаты.

Акции и облигации предприятий могут быть выпущены лишь после их регистрации в соответствующем финансовом органе. А в том  случае, когда акции и облигации предприятий предназначены для открытой продажи, в том же финансовом органе должен быть зарегистрирован и проспект эмиссии.

Украинское законодательство устанавливает два серьезных ограничения деятельности акционерных обществ в качестве эмитентов:

¨    акционерные общества имеют право выпускать облигации на сумму,  не превышающую 25% оплаченного уставного фонда;

¨    количество привилегированных акций акционерного общества ограничено 10% уставного фонда.

Приказом Министерства финансов Украины (как регистрирующего органа) от 20  июля 1995 года №123, зарегистрированным Министерством юстиции 24 июля 1995 года №233/769, утвержден "Порядок выдачи разрешения на проведение деятельности по выпуску и обращению ценных бумаг, как исключительной деятельности".

Этот документ устанавливает  не только перечень и правила подачи документов и получения разрешения на работу с ценными бумагами, но и государственный контроль за совершением операций с ними. Необходимо отметить создание Государственной комиссии по ценным бумагам со статусом министерства. В ее задачи входят расширение влияния государства на фондовый рынок, перераспределение функций контролирующих его государственных структур и создание на базе этой комиссии Методологического координационного совета.

Комиссия ставит перед собой задачи создания системы отчетности компаний ¾ участников фондового рынка, систематизации украинских фондовых стандартов, контроля за ценообразованием на фондовом рынке, создания депозитарной и клиринговой сетей и участия в выборе и отработке модели фондового рынка Украины.

В соответствии со ст. 4 закона Украины "О ценных бумагах и фондовой бирже" предприятие самостоятельно ведет книгу регистрации именных акций. В этой книге отображается движение именных акций, включая информацию о каждой акции, ее собственнике, времени приобретения и количестве акций у каждого из акционеров. Закон не определяет юридическую силу информации, включенной в книгу. Однако, учитывая фактически полное отсутствие материализованных ценных бумаг, которые могли подтвердить право собственности акционера на эту бумагу благодаря индоссаменту, и то, что книга регистрации акций, являющаяся в связи с этим основным документом, подтверждающим право собственности инвестора на акции, ведется самим эмитентом, существует значительный риск повторения на Украине ситуации с исключением из книги регистрации акций "неудобных" акционеров.

Анализируя имеющееся на сегодняшний украинское законодательство о ценных бумагах с точки зрения его зрелости и определеннсти, можно сказать, что оно пока далеко не совершенно. В нем отсутствуют многие понятия, привычные для цивилизованного рынка ценных бумаг. Основной проблемой, конечно же, является отсутствие нормальной процедуры перехода права собственности на ценные бумаги. В то же время множество проблем могут создать такие незначительные, на первый взгляд, вопросы, как определения понятия "торговец ценными бумагами" или порядок осуществления "андеррайтинговых" функций.

 

 

 

 

 

Глава ІІІ. Рынок ценных бумаг на Украине.

 

§ 1. Особенности становления и развития РЦБ на Украине.

По уровню своего развития украинский рынок ценных бумаг находится в начальной стадии развития. Это связано со многими причинами, включая вялый темп приватизации и недостатки в работе украинских финансовых учреждений. Тем не менее многие факторы обусловливают возможность значительного повышения активности дилеров и инвесторов. Так, например, в первом полугодии 1995 года доходы населения Украины превысили расходы на 100 трлн. крб., а за июнь эта сумма составила 28 трлн. К тому же значительное снижение инфляции и депозитных ставок коммерческих банков заставит потенциальных инвесторов обратиться к альтернативным источникам финансовых вложений. В связи со значительным понижением с 15 июля учетной ставки НБУ и активизацией фондового рынка уже наблюдается постепенное перемещение на него средств с валютного рынка и рынка банковских депозитов.

Это серьезно увеличивает возможности активизации деятельности на территории Украины многих профессиональных участников рынка ценных бумаг, включая российских. 

В данное время лицензии на право работы с ценными бумагами получили более 500 хозяйственных товариществ, однако реально  на фондовом рынке работают около 60. Наиболее активными являются:

·     акционерное общество "КОМЕКС - брок"          ¾  срок деятельности три года, имеет брокерскую контору на украинской фондовой бирже, работает с акциями приватизированных промышленных предприятий, которые с июня 1995 года еженедельно выставляются с государственными казначейскими облигациями Министерства финансов Украины, имеет 10 региональных агентов;

·     фондовый дом "ВОИНТЕР" ¾ около 3 лет работы на фондовом рынке, имеет брокерскую контору на Украинской фондовой бирже, работает  как с акциями приватизированных предприятий, так и на внебиржевом рынке. По мнению экспертов, является лидером по работе с населением;

·     акционерное общество  <<Инвестиционная компания "РЕЙДЕР">> ¾ более 1,5 года работы на фондовом рынке, есть брокерская контора на Украинской фондовой бирже, имеет право совершения сделок на бирже опционов и фьючерсов , активно работает на внебиржевом рынке;

·     акционерное общество "Мастер - брок" ¾ около года работы на внебиржевом рынке Украины, имеет собственный фондовый магазин, является уполномоченным дилером по размещению облигаций внутреннего местного займа Киевского городского совета. Активно работает с государственными облигациями внутреннего займа Министерства финансов Украины;

·     акционерное общество "Украинская инвестиционная компания"¾ около 2 лет работы на фондовом рынке, основное количество операций проводит на украинской фондовой бирже, где имеет брокерскую контору, проводит на фондовом рынке очень взвешенную и разумную политику;

·     командитное товарищество ""РЕКА - брокер. В числе его учредителей ¾ акционерное общество "Укрречфлот", акции которого сегодня на Украине являются одними из самых ликвидных и популярных как у торговцев, так и у населения. Активно работает на Украинской фондовой бирже (за 1 год проведено  операций с более  чем 800 тыс. ценных бумаг), и на внебиржевом рынке.  Среди эмитентов, с акциями которых проводятся операции, ¾ Херсонский, Днепропетровский и Николаевский  речные порты, Укрречфлот,

·     командитное общество "КРОНОС и К" является на Украине одним из наиболее опытных торговцев ценными бумагами. Имеет брокерскую контору на фондовой бирже и довольно широкий круг эмитентов.

 

Теперь рассмотрим рынок ценных бумаг на Украине не с точки зрения наличия на нем активных распространителей ценных бумаг, а с точки зрения развития его конъюнктуры. Здесь стоит отметить, что наиболее значительными событиями второго квартала 1995 года явились открытие фондовой площадки в Киеве с режимом работы трижды за неделю (вторник, четверг, суббота), ставшей центром внебиржевой торговли, и проведение торгов акциями приватизированных промышленных предприятий на украинской фондовой бирже.

За короткий срок фондовая площадка стала индикатором внебиржевого рынка. На ней установлены правила, позволяющие участвовать в торгах любому, имеющему деньги или ценные бумаги. На площадке обращаются в основном простые акции на предъявителя, сделки по которым не надо регистрировать у эмитента.

Довольно большой процент сделок на фондовой площадке приходится на акции инвестиционного фонда "Новые инициативы", акционерного общества <<Холдинговая компания  "АИСТ">> и <<ОЛБИ - Украина>>. Курс инвестиционного сертификата "Новых инициатив" зависит от скупки приватизационных сертификатов у населения. Бумага ¾ на предъявителя, и основным источником доверия служит то, что инвестиционным управляющим является одним из самых крупных на Украине АКБ "Украина". Бумаги АО <<Холдинговая компания  "АИСТ">> привлекают высокими ежеквартальными дивидендами и предъявительской формой. Устойчивый курс и большие объемы позволяют торговцам работать с этими бумагами, получая невысокую прибыль, но избегая большого риска. Акции <<ОЛБИ - Украина>> являются традиционно спекулятивными, работа с ними позволяет получить хорошие прибыли, но резкие скачки курса предостерегают торговцев от больших объемов. Успешно завоевывают рынок ценные бумаги акционерного общества "Киевская недвижимость" и промышленно-финансовой группы "Коралл", которые являются также предъявительскими, и сделки  с ними уже в солидных объемах заключаются как на внебиржевом рынке, так и на Украинской фондовой бирже.

Но наиболее надежными, стабильными и популярными являются ценные бумаги АКБ "Украина" и АСК "Укрречфлот". Акции этих эмитентов обеспечены и основными фондами, и направлением деятельности, и перспективами развития.

Кроме того, как торговцев, так и население привлекают надежностью государственные облигации внутреннего займа номинальной стоимостью 100 млн крб и со сроками от 2 до 8 месяцев. Цена предложения различных траншей колеблется в пределах 106-138 млн крб. А 14 августа 1995 года на Украинской фондовой бирже проведен первый аукцион по первичному размещению облигаций местного внутреннего займа Киевского городского совета  объемом эмиссии 100 000 млн крб и номиналом 50 млн крб. Количество облигаций ¾ 7000 шт, минимальная стартовая цена за одну облигацию ¾ 41,75 млн крб, срок погашения ¾ 14 ноября 1995 года. Несмотря на довольно неудобное условие подачи заявок (погашение и резервирование средств на расчетном счету биржи на четыре банковских дня), уже получено 9 заявок и многие торговцы имеют заказы для внебиржевого рынка.

Еще одной особенностью рынка ценных бумаг на ураине являтеся его участие в приватизации. Так, в марте 1995 года был принят закон "О приватизационных бумагах", определивший порядок использования и обращения на территории Украины приватизационных ценных бумаг. Приватизационные сертификаты являются именными ценными бумагами, которые подтверждают право собственности  на приобретенные объекты приватизации. Закон запрещает свободное обращение, продажу или другое отчуждение приватизационных бумаг. Это ограничивает участие в приватизации профессиональных участников рынка ценных бумаг. Однако несовершенство законодательства позволяет в отдельных случаях обходить ограничение.

До 1995 года основным средством расчета за объекты приватизации служили средства со специального приватизационного счета, использование которого было неудобным как для финансовых посредников, так и граждан. С 1995 года приватизационные ценные бумаги выпускаются в материализованной форме, и порядок их использования несколько упростился. В то же время использование материализованного приватизационного сертификата, который является неделимым, стало неудобным для граждан Украины, принимающих участие в приватизации без использования услуг финансовых посредников. Дело в том, что, если на сертификатном аукционе стоимость акции будет установлена на уровне стоимости, отличающейся или  не кратной стоимости приватизационного сертификата, физическому лицу будет непросто осуществить оплату приобретенных им акций. Для финансовых посредников этот вопрос стоит не так остро.

В соответствии с программами приватизации за приватизационные сертификаты предполагается реализовать около 70% имущества, находящегося в собственности государства. Около 30% будет реализовано с использованием сберегательных сертификатов. Эти сертификаты являются именными ценными бумагами, которые выдаются гражданам Украины, имевшим счета в учреждениях сберегательного банка Украины, и предназначены для компенсации потерь от инфляции собственникам этих средств. В отличие от приватизационных бумаг сберегательные сертификаты будут свободно обращаться и использоваться для расчета за объекты приватизации.

Кроме того, с развитием процесса приватизации связано увеличение объема работы Украинской фондовой биржи. Именно на ней брокерская контора Фонда государственного имущества Украины выставляет ценные бумаги приватизированных предприятий. Будут выставлены акции 130 промышленных предприятий. Все акции ¾ простые именные, выставляется доля государства, т.е. около 30% уставного фонда. Для многих предприятий этот пакет является контрольным.

Анализируя особенности рынка ценных бумаг на Украине, о которых было сказано выше, можно сказать, что в настоящее время невысокая активность на фондовом рынке связана не только с небольшим количеством, но и отсутствием надежных и высоколиквидных ценных бумаг. Анализируя сложившуюся ситуацию, становится очевидным, с одной стороны, невыполнение такими эмитентами своих обязательств, например выплаты обещанных дивидендов или сроков их выплаты, а с другой ¾ периодическая игра на понижение курсовой стоимости, скупка эмитентом своих бумаг, иногда выплата дивидендов, снова падение курса и далее по старому сценарию. Торговцы при работе с бумагами таких эмитентов стараются максимально сократить время оборота и предпочитают работу с небольшими пакетами с целью минимизации риска.

В итоге создается впечатление наиболее активного движения и популярности на рынке Украины именно подобных бумаг, что является далеко не положительной характеристикой, и по результатам анализа наиболее ликвидными являются ценные бумаги этих эмитентов с их предъявительской формой и искусственным взвинчиванием курса. Однако, если проследить изменение ликвидности (в качестве примера взяты АО "ОЛБИ-Украина", АО "Разноэкспорт-инвест" и ИФ "Новые инициативы") даже за небольшой период времени (см. Таблицу),можно заметить, что падение ликвидности ценных бумаг АО "ОЛБИ-Украина" остановилось после очередного обещания выплаты дивидендов в августе, а ликвидность ценных бумаг АО "Разноэкспорт-инвест" снизилась после очередной выплаты, что наблюдалось уже не раз. Скачки ликвидности ценных бумаг ИФ "Новые инициативы" объясняются периодически возрастающим интересом населения благодаря хорошо организованной рекламной компании в средствах массовой информации и активной скупке сертификатов этого эмитента, имеющего неплохую репутацию.

Как уже упоминалось, среди самых популярных на рынке наиболее надежными являются ценные бумаги АКБ "Украина" и АСК "Укрречфлот". В этих структурах хорошо налажена работа по переоформлению своих акций, имеющих именную форму, что существенно влияет на частоту сделок с ними.

Итак, в целом становление и развитие рынка ценных бумаг Украины имеет однозначную спекулятивную тенденцию, однако с выходом на него акций промышленных предприятий он начнет приобретать иной вид и иные приоритеты. Многие диллеры прекратили работу со спекулятивными ценными бумагами, а инвестиции в ценные бумаги приватизированных предприятий используются для участия в деятельности предприятий с последующим возможным получением долгосрочной прибыли от роста курсовой стоимости.

 

 

 

Эмитент

Вид ценной бумаги

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 РЕФЕРАТЫ