бесплатные рефераты

Рынок государственных ценных бумаг

Рынок государственных ценных бумаг

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Финансовая академия при Правительстве Российской Федерации»

 

Кафедра «Ценные бумаги и финансовый инжиниринг»

 

 

 

 

 

Курсовая работа

по дисциплине

«Рынок ценных бумаг»

на тему:

«Рынок государственных ценных бумаг»

 

 

 

 

 

 

 

                                                                Выполнил:

                                                                Студент группы «Банковское дело №1»

                                                                Сандаков А.Е.

                                                                Научный руководитель:

                                                                Мелетиди К.Л.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва – 2008


Содержание

 

Введение. 3

1. Теоретические аспекты функционирования рынка государственных ценных бумаг. 4

1.1.    Государственные ценные бумаги, их виды и функции. 4

1.2.    Особенности ценообразования государственных ценных бумаг  5

1.3.    Определение доходности государственных ценных бумаг. 6

2. Особенности рынка государственных ценных бумаг в Российской Федерации, состояние и перспективы.. 10

2.1.    Виды российских государственных ценных бумаг, особенности их эмиссии и обращения. 10

2.2.    Исторические аспекты формирования российского рынка государственных ценных бумаг. 15

2.3.    Анализ текущего состояния рынка государственных ценных бумаг России и перспективы его развития. 22

Заключение. 25

Список использованных источников. 26

Приложение A.. 28

 

 


Введение

 

Развитие российской экономики требует повышения результативности функционирования рынка государственных ценных бумаг, который оказывает непосредственное воздействие на формирование государственного бюджета, обеспечение эффективности денежно-кредитной политики, поддержание активности работы всех сфер экономики.

Актуальность вопроса развития рынка государственных ценных бумаг объясняется важной ролью государственных ценных бумаг в мобилизации свободных денежных средств для государственных нужд. Рынок ценных бумаг является неотъемлемой частью национальной финансовой системы, в связи с чем, его позитивные и негативные характеристики напрямую воздействуют как на состояние финансовой сферы, так и на поступательное развитие реального сектора экономики.

 Рынок государственных ценных бумаг, государственные ценные бумаги, их различная предназначенность и целевые аспекты требуют постоянного изучения и анализа.

Целью данной курсовой работы является изучение рынка государственных ценных бумаг и его роли в экономике.

Основными задачами данной курсовой работы являются рассмотрение теоретических аспектов функционирования государственных ценных бумаг, изучение исторических аспектов функционирования рынка государственных ценных бумаг в России, а также тенденций его развития.

В первой главе данной работы рассмотрены теоретические аспекты функционирования рынка государственных ценных бумаг, включая вопросы их ценообразования и доходности. Вторая глава посвящена рынку ценных бумаг в Российской Федерации. В ней рассмотрены виды российских ценных бумаг, особенности их эмиссии и обращения, процесс формирования рынка ценных бумаг в Российской Федерации, а также перспективы его развития.

Данная работа выполнена на основе учебной литературы, законодательных актов (Федеральных Законов, Постановлений Правительства, Положений и Писем Центрального Банка, Приказов Министерства финансов), а также периодической литературы, отчетов ММВБ и т.д.

 

 


1. Теоретические аспекты функционирования рынка государственных ценных бумаг

1.1.            Государственные ценные бумаги, их виды и функции

В современной рыночной экономике одним из основных эмитентов ценных бумаг становится государство. Во всем мире централизованный выпуск ценных бумаг используется в широком плане в качестве инструмента государственного регулирования экономики, а в плане более узком – как рычаг воздействия на денежное обращение и управление объемом денежной массы, средство неэмиссионного покрытия дефицита государственного и местных бюджетов, способ привлечения денежных средств предприятий и населения для решения конкретных задач.

В нормативных документах под государственными ценными бумагами понимаются ценные бумаги, выпущенные от имени Российской Федерации[1]. Государственные ценные бумаги могут быть выпущены в виде облигаций или иных ценных бумаг, относящихся к эмиссионным ценным бумагам в соответствии с Федеральным законом "О рынке ценных бумаг", удостоверяющих право их владельца на получение от эмитента денежных средств в сроки, предусмотренные условиями указанной эмиссии.

Существуют несколько способов классификации государственных ценных бумаг в зависимости от критерия. 

По срокам обращения принято выделять:

·       краткосрочные, выпускаемые на срок обычно до 1 года;

·       среднесрочные, срок обращения которых растягивается на период обычно от 1 года до 5—10 лет;

·       долгосрочные, имеющие срок жизни обычно свыше 10—15 лет.

По форме обращаемости:

·       рыночные ценные бумаги, которые могут свободно перепродаваться после их первичного размещения,

·       нерыночные, которые не могут перепродаваться их держателями, но могут быть через обусловленный срок возвращены эмитенту.

По способу выплаты (получения) доходов:

·       процентные ценные бумаги (процентная ставка может быть фиксированной, т.е. неизменной на весь период существования облигации, плавающей, ступенчатой);

·       дисконтные ценные бумаги, которые размещаются по цене ниже номинальной, и эта разница (дисконт) образует доход по облигации;

·       индексируемые облигации, номинальная стоимость которых возрастает, например, на индекс инфляции;

·       выигрышные, доход по которым выплачивается в форме выигрышей;

·       комбинированные облигации, по которым доход образуется за счет комбинации ранее перечисленных способов.

Выпуск государственных ценных бумаг обуславливается необходимостью привлечения государством дополнительных денежных средств. Долговые ценные бумаги для покрытия постоянного дефицита государственного бюджета, переходящего из года в год обслуживают систематическую задолженность государства (среднесрочные и долгосрочные ценные бумаги). Наряду с долгосрочными облигациями выпускаются краткосрочные, которые служат для покрытия временных дефицитов бюджета (кассовых разрывов), которые образуются в связи с определенной цикличностью поступления налогов и постоянными расходами из бюджета. Также принято выделять целевые облигации, выпускаемые для реализации конкретных проектов. В качестве таких ценных бумаг можно рассматривать облигации АО "Высокоскоростные магистрали", которые были выпущены под гарантию Правительства РФ, средства от продажи данных облигаций направлялись на финансирование строительства железнодорожной магистрали Москва - Санкт-Петербург.[2]

Таким образом, государственные ценные бумаги выпускаются для решения таких задач, как покрытие постоянного дефицита государственного бюджета, а также  краткосрочных кассовых разрывов в бюджете в связи с неравномерностью поступления налогов и производимых расходов. Государственные ценные бумаги предоставляют возможность привлечения ресурсов для осуществления крупномасштабных проектов, для покрытия целевых расходов правительства, а также в целях привлечения средств для погашения задолженности по другим государственным ценным бумагам.

В настоящее время в экономически развитых странах государственные ценные бумаги являются главным источником формирования и реализации внутренней государственной задолженности

Практика показывает, что выпуск государственных ценных бумаг для покрытия дефицитов бюджетов является наиболее приоритетным направление по отношению к другим, применяемым в эмиссионных системах развитых стран, так как способствует снижению темпов роста инфляции, росту текущих резервов, создаваемых в центральных банках для регулирования рынков ссудных капиталов и ценных бумаг, финансирования развития различных отраслей экономики.

1.2.            Особенности ценообразования государственных ценных бумаг

Рассматривая вопрос ценообразования на рынке государственных ценных бумаг, следует сразу оговориться, что государство, выступающее в роли эмитента государственных ценных бумаг, является одновременно главным субъектом макроэкономики, поэтому такие микроуровневые по форме факторы, как имидж и финансовое состояние эмитента, применительно к государственным ценным бумагам, становятся макроуровневыми. Таким образом, ценообразование на рынке государственных ценных бумаг находится под значительным влиянием внешних факторов, характеризующих общее состояние экономики страны в целом (состояние производства, денежного обращения, финансов, бюджета) и особенности функционирования рынка государственных ценных бумаг (возможный объем операций, взаимодействие с другими рынками).

Принято выделять субъективные и объективные факторы ценообразования на рынке ценных бумаг. К субъективным факторам рыночного ценообразования на государственные ценные бумаги относят факторы, характеризующие реакцию отдельных субъектов рынка на складывающуюся на нем (или прогнозируемую) ситуацию. Ведущее место здесь принадлежит рыночным ожиданиям. Это предвидение благоприятной или неблагоприятной для данного лица ситуации на рынке, ощущение опасности и риска, психологические установки участника сделок с ценными бумагами. Целесообразно выделять из числа субъективных факторов факторы спекулятивной природы; благодаря им происходит приток денежных средств, поступающих на фондовые рынки, в те сегменты, которые обещают принести наибольшую прибыль.

К числу первичных и наиболее важных объективных внешних факторов ценообразования на государственные ценные бумаги относятся регламентирование способа установления цены и придание определенной направленности процессу дальнейшего изменения текущих цен. Эти возможности заложены в условиях выпуска и распространения ценных бумаг. При жесткой регламентации заранее задаются исходная цена продажи, конечная цена выкупа и весь тренд изменения цен в пределах между этими заданными значениями. Цены на государственные ценные бумаги становятся фиксированными ценами продавца, не зависящими от поведения покупателя. При мягкой регламентации эмитент предопределяет только первичную цену и цену выкупа, тогда как на вторичном рынке имеет место свободное рыночное ценообразование.

Ряд внешних факторов регулятивной природы оказывает влияние на цены не прямо, а посредством воздействия на величину спроса и предложения, от которых, как известно, зависит рыночная цена государственных ценных бумаг. В реальной практике чаще всего происходит понижение рыночной цены ценных бумаг вследствие сокращения спроса на них или роста предложения.

Выделение узкой зоны мест проведения сделок с государственными ценными бумагами существенно сокращает спрос на них со стороны потенциальных инвесторов, удаленных от этих мест. Отсутствие прямой продажи государственных краткосрочных облигаций, равно как и необходимость приобретать их через дилеров с выплатой комиссионных вознаграждений им и ММВБ, также снижает спрос на этот вид ценных бумаг.

К объективным факторам ценообразования на государственные ценные бумаги следует отнести так называемый законодательный риск. Существует опасность выхода в свет новых законодательных актов, нормативных документов, изменяющих правовую базу рынка ценных бумаг в связи с осуществлением экономических реформ или сменой правительственного курса, корректировкой экономической политики.

Рассмотрим теперь рыночные факторы ценообразования на государственные ценные бумаги.

Среди этих факторов следует выделить в первую очередь конъюнктуру смежных секторов финансового рынка: кредитного, валютного, драгоценных металлов. Например, цена золотого сертификата практически в полной мере определялась ценой золота на Лондонском рынке, выраженной в долларах США на Московской валютной бирже.

Наиболее сильное взаимодействие, являющееся фактором ценообразования на государственные ценные бумаги, имеет место между кредитным и валютным рынками, с одной стороны, и рынком ГКО ¾ с другой. Три обозначенных сегмента финансового рынка представляют традиционные банковские рынки, на которых активно действуют коммерческие банки. Увеличение доходности одного из этих рынков порождает рост спроса на его продукт и соответствующий перемещение денежных капиталов. Вследствие этого при относительно стабильной общей денежной массе поток средств на другие рынки ослабевает, что приводит к падению спроса на продукт данного рынка.

К рыночным факторам ценообразования на государственные ценные бумаги относятся и конъюнктурные риски. Риск неплатежа или непогашения проявляется прежде всего в наличии ненулевой вероятности того, что государство не сможет или не пожелает расплатиться с инвесторами. Приводя к снижению спроса и рыночных цен на государственные ценные бумаги, он обусловлен недоверием к российскому государству как к финансовому субъекту, заемщику средств.

   Таким образом, цены на государственные ценные бумаги формируются в соответствии с общими принципами ценообразования, но под влиянием специфики и многофакторности, т. е. существует основной тренд цен, отклонения от которого и объясняются присутствием или отсутствием какого-либо ряда факторов.

1.3.            Определение доходности государственных ценных бумаг

Индикатором развития рынка ценных бумаг является их доходность. Исходной базой для определения доходности облигаций служит их цена. Облигации имеют следующие виды цен: нарицательную (цена напечатана на облигации (цена эмиссии), она служит базой для начисления процентов и дальнейших перерасчетов цен), выкупную (цена, по которой эмитент выкупает облигацию, которая может совпадать или не совпадать с номинальной ценой в зависимости от условий займа) и рыночную, которая формируется на рынке ценных бумаг и зависит от сложившей на нем ситуации (спроса и предложения).

Различают также «чистую» и «грязную» цены облигаций. «Чистая» цена приводится обычно в сводках газет и прочих СМИ, где публикуется финансовая информация. «Чистая» цена рассчитывается исходя из того, что по ней будут выплачены процентные платежи в полном объеме. Представим ситуацию, когда продажа облигации произведена между выплатами купонного дохода. В этом случае очередной купонный платеж получит покупатель облигации. Под «грязной» ценой облигации понимается цена, по которой продавец должен компенсировать себе неполученные проценты, продав ее за сумму, равную чистой цене, плюс величина накопленных прошедший период процентов.

На основе цены облигации определяется ее доходность. Для государственных облигаций характерна периодическая выплата дохода в виде процентов. Выплата производится по купонам – вырезным талонам с обозначенными на них цифрами купонной ставки.

Процентная ставка может быть нескольких видов:

1.Фиксированная ставка, то есть точно установленная по своей величине. Обычно она определяется в условиях отсутствия инфляции.

2.Плавающая ставка. Облигации с плавающей ставкой выпускаются в условиях инфляции, обесценения денег и вследствие этого утраты кредиторами интереса к облигациям с твердым процентом. Чтобы учесть темп инфляции, государство начинает выпускать облигации с плавающей ставкой процента (плавающим купоном). В этом случае размер процента по облигации зависит от уровня ссудного процента.

3.Облигации со ступенчатой процентной ставкой – процесс изменения ставки процента дифференцирован по годам займа. Данный метод установления процентной ставки может сочетаться с индексацией номинальной курсовой стоимости облигаций (повышение ее по мере роста инфляции).

4.Облигации с нулевым купоном и миникупоном. Облигации такого вида называются беспроцентными и малопроцентными. В том случае, когда выпускаются облигации с нулевым купоном, курс эмиссии устанавливается ниже номинального на величину скидки. Облигации с миникупоном представляют собой переходный тип к нулевому купону. Купонный доход у них ниже обычного, но и скидка с эмиссионной цены меньше, чем у облигации с нулевым купоном.

При определении доходности облигаций следует прежде всего найти ее исходную базу – номинальную цену, которая равна

 Рынок государственных ценных бумаг ,

где  Рынок государственных ценных бумаг  – сумма займа, а  Рынок государственных ценных бумаг  – количество эмитируемых облигаций.

 При продаже долгового обязательства на вторичном рынке возникает рыночная цена, курс которой можно определить как отношение этой цены ( Рынок государственных ценных бумаг ) к ее номинальной величине:

 Рынок государственных ценных бумаг

где  – курс цены.

Приобретая облигацию или сертификат, инвестор покупает их по эмиссионной или курсовой цене, а погашаются он, как правило, по номинальной. В зависимости от условий займа эти цены могут не совпадать. Разница между ценой погашения и ценой приобретения ценной бумаги дает величину прироста или убытка капитала за весь срок займа.

Если погашение облигации производится по номиналу, а куплена она с дисконтом, то инвестор в итоге имеет прирост капитала:

 

 Рынок государственных ценных бумаг

 

Доходность облигации в этом случае выше, чем обозначено на купоне.

Если облигация куплена по цене с премией, то при погашении этой бумаги ее владелец терпит убыток:

 

 Рынок государственных ценных бумаг

 

               Существует наглядная методика расчета доходности и дюрации (средневзвешенного срока выплат) различных видов государственных ценных бумаг[3]. Рассмотрим способы расчетов доходности для государственных краткосрочных облигаций (ГКО) и облигаций федерального займа (ОФЗ).

1.      Государственные краткосрочные облигации (ГКО)

Годовая доходность к погашению на аукционе и на вторичных торгах по каждому выпуску ГКО определяется по следующей формуле:

 Рынок государственных ценных бумаг

где:  Рынок государственных ценных бумаг  — номинальная стоимость облигации;  Рынок государственных ценных бумаг  — цена на аукционе или на вторичных торгах по облигациям (в % от номинала);  Рынок государственных ценных бумаг  — число дней до погашения облигаций.

Средневзвешенный срок выплат (дюрация) по выпуску ГКО соответствует сроку до погашения выпуска.

2.      Облигации федерального займа (ОФЗ).

Эффективная годовая доходность к погашению на аукционе и на вторичных торгах по каждому выпуску ОФЗ определяется по следующей формуле:

где:  Рынок государственных ценных бумаг  — цена облигации;  Рынок государственных ценных бумаг  — накопленный купонный доход;  Рынок государственных ценных бумаг  — эффективная доходность к погашению; — число дней до выплаты  Рынок государственных ценных бумаг -го купона;  Рынок государственных ценных бумаг  — величина  Рынок государственных ценных бумаг -го купона;  Рынок государственных ценных бумаг  — количество купонов;  Рынок государственных ценных бумаг  — срок до  Рынок государственных ценных бумаг -ой выплаты номинальной стоимости;  Рынок государственных ценных бумаг  — размер j-й выплаты номинальной стоимости облигации;  Рынок государственных ценных бумаг  — количество платежей по основной сумме долга.

 

где: — величина ближайшего купона;  Рынок государственных ценных бумаг  — длительность текущего купонного периода в днях;  Рынок государственных ценных бумаг  — число дней до выплаты ближайшего купона.

 

 Рынок государственных ценных бумаг

где:  Рынок государственных ценных бумаг  — номинальная стоимость облигации / непогашенная часть номинальной стоимости облигации;  Рынок государственных ценных бумаг  — размер купонной ставки;  Рынок государственных ценных бумаг  — длительность купонного периода в днях.

 

По выпускам облигаций федерального займа с переменным купонным доходом (ОФЗ-ПК) для целей расчета доходности купонные ставки по неизвестным купонам принимаются равными последней известной ставке по данному выпуску.

Средневзвешенный срок выплат по ОФЗ рассчитывается по следующей формуле:

 Рынок государственных ценных бумаг

где:  Рынок государственных ценных бумаг  — эффективная доходность к погашению;  Рынок государственных ценных бумаг  — число дней до выплаты -го купона;  — величина -го купона;  — количество купонов;  Рынок государственных ценных бумаг  — срок до -й выплаты номинальной стоимости;  Рынок государственных ценных бумаг  — размер  Рынок государственных ценных бумаг -й выплаты номинальной стоимости облигации;  Рынок государственных ценных бумаг  — количество платежей по основной сумме долга.

 

               Определение доходности государственных ценных бумаг позволяет реально оценить ситуацию на рынке государственных облигаций и ориентирует на вложение средств в более прибыльные ценные бумаги.


2. Особенности рынка государственных ценных бумаг в Российской Федерации, состояние и перспективы

2.1.           Виды российских государственных ценных бумаг, особенности их эмиссии и обращения

Классификацию российских государственных ценных бумаг можно представить в рамках таблицы №1.

Таблица 1 – Виды государственных ценных бумаг

Уровни органов

власти

Виды государственных ценных бумаг

Краткосрочные

Среднесрочные

Долгосрочные

 

Федеральные органы власти

 

 

Краткосрочные облигации и векселя

Облигации федерального займа (ОФЗ)

Облигации сберегательного займа (ОГСЗ)

 

Государственные долговые облигации (ГДО)

Облигации внутреннего валютного займа (ОВВЗ)

Другие органы гос. власти

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 РЕФЕРАТЫ