Рынок и государство, роль и особенности государственного регулирования различных экономических систе...
По мере
развития рыночного хозяйства возникали и обострялись экономические и социальные
проблемы, которые не могли быть решены автоматически на базе частной
собственности. Появилась потребность значительных инвестиций, малорентабельных
или нерентабельных с точки зрения частного капитала, но необходимые для
продолжения воспроизводства в национальных масштабах; отраслевые и
общехозяйственные кризисы, массовая безработица, нарушения в денежном
обращении, обострившаяся конкуренция на мировых рынках требовали государственной
экономической политики (ГЭП).
Теоретически
понятие ГЭП шире понятия ГРЭ, т. к. первая может основываться и на принципе
невмешательства государства в хозяйственную жизнь. В современных условиях
невмешательство государства в социально-экономические процессы немыслимо. Уже
давно споры идут не о необходимости ГРЭ, а о его масштабах, формах и
интенсивности. Поэтому термины «государственное регулирование экономики» и
«государственная экономическая политика» в наше время идентичны.
Объективная
возможность ГРЭ появляется с достижением определённого уровня экономического
развития, концентрации производства и капитала. Необходимость, превращающая эту
возможность в действительность, заключается в нарастании проблем, трудностей, с
которыми и призвано справиться ГРЭ.
В современных
условиях ГРЭ является составной частью процесса воспроизводства. Оно решает
различные задачи, например, стимулирование экономического роста, регулирования,
занятости, поощрения в прогрессивных сдвигах в отраслевой и региональных
структурах, поддержки экспорта.
В силу ряда
причин наиболее развитый механизм государственного регулирования экономики
сложился в странах Западной Европы (во Франции, Ф.Р.Г., Нидерландах,
Скандинавских странах, Австрии, Испании), в Японии, ряде быстро развивающихся
стран Азии и Латинской Америки.
Слабее развито
ГРЭ в С.Ш.А., Канаде, Австралии, где в отличие от Европы не было
социально-экономических потрясений аналогичных последствиям Второй Мировой
войны, возникновению лагеря социализма, а затем его распаду, и где частный
капитал обладал особенно сильными позициями. Тем не менее, ГРЭ и в этих странах
играет заметную роль, особенно в периоды ухудшения конъюнктуры, при высоких
показателях безработицы и инфляции.
Особенно
важна роль ГРЭ в развивающихся странах, создающих независимую экономику, в
бывших социалистических странах, осуществляющих переход от планового хозяйства
на базе государственной собственности к рыночному хозяйству на базе частной
собственности.
Для уяснения
механизма ГРЭ целесообразно охарактеризовать его субъекты, объекты, цели,
инструменты или средства, а также этапы развития.
4.3
Субъекты ГРЭ.
Субъектами
экономической политики являются носители, выразители и исполнители
хозяйственных интересов.
4.3.1 Носители
хозяйственных интересов
Это социальные
группы, отличающиеся друг от друга по ряду признаков: имущественному, по
доходам, по видам деятельности при аналогичных доходах, по профессиям,
отраслевым и региональным интересам.
Представители этих групп индивидуально выражают свои
интересы в средствах массовой информации, на митингах и обращаясь с просьбами,
протестами, пожеланиями в государственные учреждения, ответственные за
экономическую и социальную политику.
Это первая линия связи хозяйственных интересов с
государственным аппаратом, регулирующим хозяйство.
Носители экономических
интересов объединены в развитых странах рыночного хозяйства в многочисленные
союзы, ассоциации: это профсоюзы, союзы предпринимателей, фермеров, различных
торговцев, студентов, маклеров, аптекарей и т.п. Некоторые из этих союзов насчитывают
миллионы членов (профсоюзы, например), другие, играют огромную роль в экономике
с раны из-за представляемых ими капиталов (союзы предпринимателей, банковских
учреждений, торговые палаты). Есть и совсем малозначащие объединения, например,
ассоциация физических и юридических лиц, заинтересованных в приватизации
конкретного земельного участка, принадлежащего муниципалитету. Также
объединения являются выразителями хозяйственных интересов.
4.3.2 Выразителями
хозяйственных интересов.
Самые
могущественные выразители хозяйственных интересов - это союзы предпринимателей
и профсоюзы. Они осуществляют собственные концепции социально-экономической
политики, стремясь оказать максимальное воздействие на ГЭП.
Рекомендации,
советы, консультации, меморандумы, различные каналы влияния этих выразителей
хозяйственных интересов на органы государственного экономического регулирования
- это вторая линия связи хозяйственных интересов с ГЭП.
Проводить в
жизнь программу государственной экономической политики будут субъекты ГРЭ -
исполнители хозяйственных интересов. Это главная, третья линия трансформации
частных экономических интересов в ГЭП.
4.3.3 Исполнителями
хозяйственных интересов - субъектами ГРЭ - являются органы трех ветвей власти, построенные по
иерархическому принципу, а также центральный национальный банк. В государствах
с федеративным устройством (США, Канада, Индия, Германия, Испания, Бразилия,
Малайзия и др.) существуют федеральные и местные парламенты и правительства,
соответственно защищающие общегосударственные и местные экономические интересы.
Заметна тенденция усиления роли центральных органов власти среди субъектов ГРЭ,
все более независимыми в осуществлении ГРЭ от законодательной власти становятся
исполнительные органы.
Интересным с
точки зрения изучения механизма ГРЭ является слияние субъектов государственной
и частной экономической политики и возникновение в результате этого новых
регулирующих органов, не вписывающихся теоретически в классическую схему
парламентской или президентской республики. Например, создается орган из
представителей союзов предпринимателей, профсоюзов и исполнительной власти для
регулирования тарифных соглашений между предпринимателями и трудящимися.
Организуются комитеты, советы по поддержанию или развитию отдельных отраслей из
представителей министерства экономики и отраслевых союзов предпринимателей.
Аналогичные советы создаются для осуществления государственных региональных
программ.
Другая группа
государственно-частных органов хозяйственного регулирования - это советы по сферам
деятельности, например, научно - технический, военно-технический, по
региональной политике, по внутренним водным путям сообщений, по
профессиональному образованию. В отличие от отраслевых советов в них входят
наряду с сотрудниками правительственных органов и экспертами представители
самых разных отраслей, банков, различных фондов, объединений инженеров,
профсоюзов, общественных движений. Их рекомендации относятся к принципиальной ориентации ГЭП, к направлениям
расходования средств из бюджета и различных фондов.
Это четвертая
линия связи между носителями экономических интересов и ГРЭ: носители (в данном
случае заинтересованные фирмы) - выразители (союзы предпринимателей) - советы
при государственных регулирующих органах. По этой линии происходит корректировка
интересов частного хозяйства с интересами других социальных, профессиональных,
общественных (например, экологических) групп.
Существуют
многочисленные возможности воздействия носителей и выразителей хозяйственных
интересов на ГЭП: через органы массовой информации, демонстрации и
манифестации, сбор подписей, обращения в суды (от местных до международных),
кампании гражданского неповиновения и т.д. Наиболее действенная из них -
обоснованное обращение в суд в случае нарушения государственными органами хозяйственного
регулирования экономических интересов, защищаемых конституцией или законами.
4.4Обратная связь ГРЭ с носителями
хозяйственных интересов.
Обратная
связь между ГРЭ и носителями хозяйственных интересов довольно жёсткая.
Во-первых,
успех ГРЭ проявляется в темпах роста, улучшении структуры хозяйства, росте
занятости, здоровом платёжном балансе, снижении темпов инфляции, повышении
жизненного уровня.
Во-вторых,
успехи ГРЭ отражаются в показателях, не всегда поддающихся точному
количественному измерению: уровне напряжённости, оценке ГРЭ средствами массовой
информации, состоянии окружающей среды, качестве жизни в городах.
В-третьих,
носители хозяйственных интересов прямо и через свои объединения поддерживают
или не поддерживают правительство. Могущественные объединения предпринимателей
или профсоюзы могут выступить с предупреждением в адрес правительства в связи с
несовместимостью государственных мер регулирования и их интересами. Наконец,
союзы, являющиеся выразителями хозяйственных интересов своих членов, так же как
и отдельные юридические и физические лица, финансируют или отказывают в
средствах финансирования той или иной партии на выборах, избиратели голосуют за
партию, а значит, и за экономическую часть программы этой партии или нет.
Потеря доверия избирателей и объединений хозяйственных интересов к правящей
партии или партиям – это и есть обратная связь между ГЭП и носителями
хозяйственных интересов.
Мы
рассмотрели идеальную картину зависимости ГРЭ от экономических интересов,
механизм этой зависимости и обратной связи. В реальной жизни наблюдается масса
отклонений от модели - идет борьба между отдельными группами интересов за
влияние на органы регулирования, широкое распространение получил лоббизм,
известны факты коррупции в органах ГЭП в разных странах. Но механизм ГРЭ
функционирует все-таки не по отклонениям, а по правилам.
4.5
Объекты государственного регулирования экономики.
Объекты ГРЭ – это сферы, отрасли, регионы, а также ситуации,
явления и условия социально-экономической жизни страны, где возникли или могут
возникнуть трудности, проблемы, не разрешаемые автоматически или разрешаемые в
отдалённом будущем, причём снятие этих проблем настоятельно необходимо для
нормального функционирования экономики и поддержания социальной стабильности. (см.
приложение)
Объектами государственного регулирования являются:
-
экономический цикл;
-
секторальная, отраслевая и региональная структура
хозяйств;
-
условия накопления капитала;
-
занятость;
-
денежное обращение;
-
платёжный баланс;
-
цены;
-
НИОКР (научно-исследовательские и
опытно-конструкторские работы);
-
условия конкуренции;
-
социальные отношения, включая отношения между
работодателями и работающими по найму, а также социальное обеспечение;
-
подготовка и переподготовка кадров;
-
окружающая среда;
-
внешнеэкономические связи.
Как видно,
перечисленные объекты носят совершенно различный характер. Они охватывают
макроэкономические процессы: хозяйственный цикл, накопление капитала в
масштабах страны, отдельные отрасли, территориальные комплексы и даже отношения
между субъектами: условия конкуренции; отношения между профсоюзами и
объединениями предпринимателей, между государственными регулирующими органами.
Рассмотрим
важнейшие из них.
Суть
государственной антициклической
политики, или регулирования хозяйственной
конъюнктуры, состоит в том, чтобы во время кризисов и депрессии стимулировать
спрос на товары и услуги, капиталовложения и занятость. Для этого частному
капиталу предоставляются дополнительные финансовые льготы, увеличиваются
государственные расходы и инвестиции. В условиях длительного и бурного подъёма
в экономике страны могут возникнуть опасные явления: рассасывание товарных
запасов, рост импорта и ухудшение платёжного баланса, превышение спроса на
рабочую силу над предложением и отсюда необоснованный рост заработной платы и
цен. В такой ситуации задача ГРЭ – притормозить рост спроса, капиталовложений и
производства, чтобы по возможности сократить перепроизводство товаров и пере
накопление капитала и, таким образом, уменьшить глубину и продолжительность
возможного спада производства, инвестиций и занятости в будущем.
ГРЭ в области
отраслевой и
территориальной структур. В области отраслевой и
территориальной структуры ГРЭ также играет значительную роль. Здесь при помощи
финансовых стимулов и государственных капиталовложений, обеспечиваются
привилегированные условия отдельным отраслям и регионам. В одном случае
поддержка оказывается тем отраслям и единицам хозяйства, которые находятся в
состоянии затяжного кризиса; в другом случае поощряется развитие новых отраслей
хозяйства и видов производства, призванные привести к прогрессивным структурным
сдвигам внутри отраслей, между отраслями и во всем народном хозяйстве, к
повышению его эффективности и конкурентоспособности. Но также могут приниматься
меры и по притормаживанию чрезмерной концентрации производства.
Важнейшим
объектом ГРЭ является накопление капитала. Производство, присвоение и капитализация прибыли всегда служат главной
целью хозяйственной деятельности в условиях рыночной экономики, поэтому ГЭП
поощрение накопления в первую очередь соответствует экономическим интересам
субъектов хозяйства.
Одновременно
государственное регулирование накопления опосредованно служит и другим объектам
ГРЭ. Создавая дополнительные стимулы и возможности накопления в разное время
всем инвесторам или отдельным их группам по отраслям и территориям,
регулирующие органы воздействуют на экономический цикл и структуру.
Регулирование занятости – это поддержание
нормального с точки зрения рыночной экономики соотношения между спросом и
предложением рабочей силы. Это соотношение должно удовлетворять потребность
экономики в квалифицированных и дисциплинированных работниках, заработная плата
которых служит для них достаточной мотивацией к труду. Однако соотношение между
спросом и предложением не должно вести к чрезмерному росту заработной платы,
которая может негативно отразится на национальной конкурентоспособности.
Нежелательно и резкое снижение занятости, т. к. оно ведёт к увеличению армии
безработных, снижению потребительского спроса, налоговых поступлений, росту
расходов на пособия и самое главное – опасным социальным последствиям. Все меры
в области регулирования занятости должны быть направлены на поддержание естественного
уровня безработицы.
Постоянным объектом внимания государственных регулирующих
органов является денежное обращение. Основная направленность
регулирования денежного обращения – борьба с инфляцией, представляющей
серьёзную опасность для экономики. Регулирование денежного обращения
опосредованно воздействует и на другие объекты – условия накопления, социальные
отношения. Меры, предусмотренные правительством в этом направлении, должны
быть направлены на снижение темпов инфляции, снижение дефицита госбюджета.
Состояние платёжного баланса является объективным
показателем экономического здоровья страны. Во всех странах с рыночным
хозяйством государство постоянно осуществляет оперативное и стратегическое
регулирование платёжного баланса путём воздействия на импорт и экспорт,
движение капитала, повышение и понижение курсов национальных валют, а также
путём торгово-договорной политики и участия в международной экономической
интеграции.
Ещё один из основных объектов регулирования – цены.
Обычно считается, что в условиях рынка цены складываются стихийно. Но это не
совсем так. За последние сто лет государство регулировало тарифы на услуги
государственных железных дорог, почты, телеграфа, устанавливало государственные
монопольные цены на «акцизные» товары и т.д.
Динамика и
структура цен отражают состояние экономики. В то же время сами цены сильно
влияют на структуру хозяйства, условия капиталовложений, устойчивость
национальной валюты, социальную атмосферу.
Государственные
регулирующие инстанции стремятся влиять и на другие объекты ГРЭ, например, они
стремятся заинтересовать частные фирмы в развитии научных исследований и
внедрении их результатов, в экспорте товаров, капитала и накопляемых знаний и
опыта.
Наряду с
хозяйственными объектами под постоянным вниманием государственных регулирующих
органов находятся условия существования и воспроизводства существующего строя,
отношения собственности и конкуренции. Законодательство и судебная политика,
связанные с защитой собственности, порядком её продажи, наследования,
отчуждения, регистрации постоянно совершенствуются. Государственные
регулирующие меры направлены на обеспечение условий конкуренции, поддержку
мелкого и среднего предпринимательства. Это направление ГЭП особенно
противоречиво, т. к. концентрация производства и капитала – это процесс
объективный, а национальная конкурентность на мировом рынке обеспечивается в
значительной степени крупными корпорациями.
Объектами
государственного регулирования всё в большей степени становятся общие условия
существования и развития человеческого общества – окружающая среда,
безопасность личности, уровень образования и культуры, здравоохранение,
международное сотрудничество.
Объекты ГРЭ
различаются в зависимости от уровня решаемых задач. Это следующие иерархические уровни: фирмы;
регионы; отрасли; сектора экономики (промышленность, сельское хозяйство,
услуги): хозяйство в целом (хозяйственный цикл, денежное обращение, НИОКР,
цены); глобальный (социальные отношения, экология); национальный
(экономико-политические отношения с зарубежными странами, интеграционные
процессы).
4.6 Цели ГРЭ.
Генеральной
целью ГРЭ является экономическая и социальная
стабильность, укрепление существующего строя внутри страны и за рубежом,
адаптация его к изменяющимся условиям.
От этой
генеральной цели распространяется дерево так называемых опосредствующих
конкретных целей, без осуществления которых генеральная цель не может быть
достигнута.
|
|
укрепление строя
адаптация его к изменяющимся
условиям
|
|
тация его к изменяющимся
условиям
выравнивание
экономического цикла
|
|
совершенствование
структуры
народного хозяйства
|
|
выравнивание
поддержание
нормальной занятости
|
|
защита, улучшение
окружающей среды
|
|
внешне-
экономическое равновесие
|
|
стабилизация
денежного обращения
|
|
экономического цикла
Эти конкретные цели неразрывно связаны с объектами ГРЭ. Цель –
выравнивание экономического цикла – направлена на объект, т. е. на
экономический цикл; совершенствование отраслевой и региональной структур
хозяйства – на секторальную, отраслевую и региональные структуры; улучшение
окружающей среды – на окружающую среду и т. д.
Как видно,
названные цели, во-первых, неодинаковы по значениям и масштабам и, во-вторых,
находятся в тесной взаимосвязи. Чаще всего одна цель не может быть поставлена и
достигнута вне зависимости от других. Например, невозможно представить
стимулирование НИОКР без создания благоприятных условий накопления капитала,
выравнивания конъюнктуры, совершенствование отраслевой структуры экономики,
стабильного денежного обращения.
Итак, в дереве
целей ГРЭ существуют не только отношения подчинения конкретных целей
генеральной, но и отношения соподчинения и взаимосвязи между самими конкретными
целями, т. е. конкретные цели внутри дерева могут быть первичными, вторичными,
третичными и т. д.
Положения
отдельных целей в дереве целей ГРЭ нестабильно. Оно постоянно изменяется в
зависимости от хозяйственной ситуации, экономических задач, выступающих на
передний план. В условиях кризиса первичной целью становится выход из него, в
узком конкретном случае – оживление конъюнктуры. Все остальные цели отступают и
подчиняются первичной. В условиях длительного дефицита платёжного баланса,
роста внешней задолженности, уменьшение валютных резервов на первый план
выступает первичная цель – оздоровление платёжного баланса и подчинённые ей
цели – привлечение капитала в страну, повышение национальной
конкурентоспособности на мировых рынках.
5 СРЕДСТВА ГОСУДАРСТВЕННОГО
вмешательства
5.1Средства прямого государственного вмешательства
Средства
государственного вмешательства подразделяются на прямые и косвенные. Средства
прямого государственного вмешательства делятся на административные средства,
целевое финансирование, система гос. закупок, участие государства в экономике в
качестве самостоятельного хозяйствующего субъекта.
5.1.1 Административные
средства.
Административные
средства не связаны с созданием дополнительного
материального стимула или опасности финансового ущерба. Они базируются на силе
государственной власти и включают
меры запрета, разрешения и принуждения.
Приведём
несколько примеров по запретам и разрешениям. 1.Французские власти запретили
строить новые промышленные предприятия в пределах Парижской агломерации, и для
достижения этой цели они увеличили налоги на новые предприятия, не ввели
«драконовские» штрафы (это были бы экономические меры), а просто прекратили
выдачу лицензий на новое промышленное строительство.
2.Правительство Нидерландов разрешило использовать бывшую
военно-морскую базу в качестве пассажирского и торгового порта, создав, таким
образом, новую сферу приложения капитала. В результате в районе порта возросла
хозяйственная активность.
3.Правительство Москвы запретило строить предприятия в пределах Москвы.
Оно не увеличило налоги или штрафы, а просто прекратило выдачу лицензий.
4.В Кении правительство разрешило (раньше было запрещено) использовать
государственный национальный парк в целях организационного туризма, чем
использовать местные и иностранные туристические компании.
Меры принуждения
можно показать тем, что государство обязывает промышленные предприятия организовывать
на местах производственное обучение, создавать бытовые условия для рабочих,
занятых на производстве.
Административные
средства регулирования в развитых странах с рыночной экономикой используются в
незначительных масштабах. Их сфера действия в основном ограничивается охраной
окружающей среды и созданием минимальных бытовых условий для относительно слабо
социально защищённых слоёв населения.
Однако в критических ситуациях их роль сильно возрастает,
например, во время войны критического положения в экономике. Самыми
крупномасштабными государственными административными акциями по регулированию
экономики в послевоенных Западной Германии и Японии были денежная реформа и
разукрупнение ведущих концернов.
Наряду с
административными средствами следует отметить ещё одно неэкономическое средство
регулирования – правительственные
убеждения. В ряде случаев правительство обращается с
призывами к населению проявлять сдержанность в расходах, покупать больше
отечественных и меньше импортных товаров, активнее участвовать в жилищном
строительстве, покупать облигации государственного целевого займа.
В курсовой работе я решила, наиболее подробно, остановится на
кредитно-денежной, бюджетно-налоговой и внешнеэкономической политике, так как
это наиболее важные вопросы.
Основные
инструменты государственного регулирования:
· фискальная политика, то есть
политика в области правовых расходов и налогов;
· кредитно-денежная политика;
· политика регулирования
доходов;
· социальная политика;
· государственное регулирование
ценообразования;
· внешнеэкономическое
регулирование.
5.2 Средства косвенного государственного
вмешательства
Если прямое
воздействие на экономику реализуется путем участия государства в смешанной
рыночной экономике в качестве одного из субъектов, то косвенное регулирование
означает, что государство помогает рыночной экономике решать макроэкономические
проблемы, осторожно и постепенно влияя на рыночный механизм. Основными
финансовыми методами косвенного влияния государства на рыночный механизм
являются бюджетные и кредитные рычаги.
5.2.1. Кредитно-денежная политика
Одним из
инструментов косвенного воздействия государства на экономику является
кредитно-денежная политика. Она основана на деятельности банков. Кредитная
система связана с производством, торговлей, потреблением, в том числе с личным
потреблением. Через нее идет распределение и перераспределение денежных
ресурсов. Поэтому кредитная система становиться фактором экономического роста.
Государственная кредитно-денежная
политика осуществляется центральным банком. Его основная функция - создание
таких условий, при которых кредитная система была бы устойчивой и эффективно
функционировала в интересах экономического роста.
Кредитно-денежная
политика получила широкое развитие еще в 50-х годах в США и ФРГ, а затем
распространилась и на другие страны. Сегодня ее активно используют все развитые
страны рыночной экономики.
Основные
средства денежно-кредитной политики – это:
а)
регулирование учётной ставки (дисконтная политика, осуществляемая Центральным
Банком);
б)
установление и изменение размеров минимальных резервов, которые
финансово-кредитные институты страны обязаны хранить в Центральном Банке;
в) операции
государственных учреждений на рынке ценных бумаг, такие как эмиссия
государственных обязательств, торговля ими и погашение.
Изменение
учетной ставки центрального банка. Эта мера направлена на изменение объема ссуд частных
банков и центрального банка. Ее смысл состоит в том, что, меняя уровень ставки
процента по кредитам, выдаваемым частным банкам, центральный банк тем самым
ограничивает кредитную экспансию частных банков, так как если ограничиваются
возможности получения ссуд частными банками, то ограничиваются и кредиты самих
частных банков. Как правило, государство повышает процентную ставку, а период
бурного экономического роста с целью ослабления «перегрева» экономики.
Удорожание кредит и ограничение притока денег в кредитную систему («сжатие
кредита») именуется политикой «дорогих денег». В период спада деловой
активности государство проводит снижение ставки процента по кредитам,
Удешевление кредита и расширение ресурсов кредитной системы используется как
стимул к росту производства (политика «дешевых денег»).
Изменение
нормы обязательных резервов. Частные банки держат свои резервы на счетах центрального
банка. Объем обязательных резервов устанавливается в процентном отношении к
видам вкладов. Чем более краткосрочным и наиболее ликвидным является вклад, тем
больше общая норма обязательных резервов. Установление нормы обязательных
резервов основывается на периодических отчетах частных банков центральному
банку о среднесуточных размерах их вкладов. Нормы обязательных резервов
относительно стабильны, они пересматриваются один-два раза в год.
Макроэкономический
смысл регулирования норм обязательных резервов в регулировании объемов
банковских кредитов. Увеличивая норму обязательных резервов, центральный банк
ограничивает использование средств, хранящихся на его счетах в виде кредитных
ресурсов. Уменьшая нормы резервов, ЦБ стимулирует высвобождение средств для
расширения кредитов.
Операции на
открытом рынке. Операции на открытом рынке являются более гибкой системой
регулирования норм банковских резервов, а, следовательно, и объемов кредитов.
Они сводятся к купле-продаже за наличные деньги ценных бумаг и соответственно
уменьшению или увеличению банковских резервов. Объектом операций на открытом
рынке чаще всего служат казначейские векселя и правительственные обязательства.
Сделки на открытом рынке являются добровольными, а ценные бумаги могут
покупаться и продаваться небольшими партиями. Эта форма регулирования экономики
является наиболее эффективной, так как без особых усилий может способствовать
расширению активных операций банков (предоставление кредитов).
Кроме
перечисленных основных направлений кредитно-денежной политики, государство
использует и другие методы селективного контроля за экономикой. Среди них -
установление предельной маржи и ограничение потребительского кредита.
Предельная
маржа означает, что центральный
банк имеет право устанавливать минимальный процент (маржу) первоначального
взноса, который должен стать покупатель на рынке ценных бумаг. Другими словами,
ЦБ устанавливает процент наличности за покупку ценных бумаг. Например, ЦБ США
установил маржу в 50%. Это значит, что половина оплаты стоимости ценных бумаг
должна быть наличными, а другая половина может быть заемными средствами. Эта
мера направлена против излишней спекуляции на фондовой бирже. Вместе с тем
инвестору становиться известно, сколько денег надо взять в кредит.
Ограничение
потребительского кредита - это введение ограничений для потребителей при получении
ссуды для покупки товаров в кредит. Эта мера способствует уменьшению спроса и
потому рассматривается как часть антиинфляционной программы.
Преимущества
кредитно-денежной политики - гибкость и оперативность принятия решений в
соответствии с экономической конъюнктурой, свобода от политического давления.
Эта политика влияет на денежное предложение, а от него зависит уровень
производства. Не случайно монетаристы
считают кредитно-денежную политику наиболее эффективной.
Недостаток
кредитно-денежной политики государства заключается, прежде всего, в циклической
асимметрии ее действий. Политика «дорогих денег» способна понизить объем
кредитов, что ограничивает предложение денег. Политика «дешевых денег» создает
банкам избыточные резервы (возможность предоставлять ссуды), хотя они могут не
использоваться банками. Следовательно, предложение денег может и не
увеличиваться. Циклическая асимметрия выступает серьезной помехой
кредитно-денежной политике особенно в период глубокой депрессии.
Уязвимость
кредитно-денежной политики состоит также в том, что кредитно-денежные
учреждения не могут одновременно стабилизировать процентную ставку и предложение
денег. Для стабилизации процентной ставки (снижения ее до первоначального
уровня) необходимо увеличить предложение денег. Но это может превратить
здоровый подъем экономики в инфляционный бум. А для предотвращения падения
процентной ставки необходимо сократить денежное предложение, что приведет к
уменьшению совокупных расходов и к усилению спада. Если же целью
кредитно-денежной политики станет стабилизация денежного предложения, то
процентная ставка будет постоянно колебаться, а частое изменение процентной
ставки не стимулирует инвестиции и способствует нестабильности экономики.
Следовательно,
кредитно-денежная политика государства имеет определенную ограниченность.
Использование
государством кредитно-денежных инструментов не ограничивается воздействием на
внутреннюю экономику. Возрастающая зависимость национальной экономики от
мирохозяйственных процессов вызвала к жизни систему мероприятий, направленных
на регулирование внешнеэкономических операций. Центральные банки стремятся
воздействовать на движение капитала и товаров между странами посредством
регулирования курсов валют на международных денежных рынках. Во многих странах
государство владеет банками и специализированными кредитными учреждениями или
осуществляет прямой контроль над их деятельностью. Это позволяет ему через
кредитные институты воздействовать на операции предпринимателей и потребителей.
Широкое распространение получает государственный кредит (часто льготный) и
гарантии государства частному
кредиту. В последние годы усилилось кредитование мелких и средних предприятий с
предоставлением им налоговых льгот и льготных кредитов.
5.2.2. Средства бюджетно-налоговой политики
Основой
финансовой базы государства является бюджет, состоящий из бюджета центрального
правительства и бюджета местных органов власти всех уровней.
Государственный
бюджет. Бюджет - это роспись государственных доходов и расходов на
определенный срок, утвержденная в законодательном порядке. Государственный
бюджет представляет собой крупнейший централизованный денежный фонд,
аккумулируемый с помощью перераспределения национального дохода и расходуемый
государством для осуществления своих функций. В государственном бюджете находят
органическую увязку все основные финансовые операции - расходы, различные виды
доходов, государственные займы. Внешне самостоятельные, они в бюджете получают
единую направленность, находящую отражение в проводимой государственной
политике.
Баланс
бюджета означает равенство доходов и расходов. Если расходы бюджета превышают
доходы, то налицо бюджетный дефицит.
Доходная
часть государственного бюджета образуется в основном за счет налогов. Расходная
часть государственного бюджета развитых стран включает: расходы на содержание
вооруженных сил и государственного аппарата, финансирование хозяйства и социальной
инфраструктуры (социальное обеспечение, здравоохранение, просвещение, наука),
выплату процентов по государственному долгу. Что касается расходов на
финансирование хозяйства, то в разных странах имеются существенные различия,
связанные с масштабом государственного сектора. Например, в европейских
странах, где удельный вес государственного сектора был велик, большая часть
государственных расходов шла на поддержание, субсидирование и развитие
национализированных предприятий сократила государственные вложения в хозяйство,
особенно за счет уменьшения субсидий частному сектору.
Функции
бюджета.
Бюджетная система выполняет три функции:
1. фискальная функция означает
создание финансовой базы функционирования государства в условиях фактического
отсутствия у него собственных доходов (исключая доход от государственной
собственности, который составляет, например, в США 6-7% доходов
государственного бюджета);
2. функция экономического
регулирования - это использование государством налогов (основного источника
доходов бюджета) для проведения своей экономической политики;
3. социальная функция предполагает
использования государственного бюджета для перераспределения национального
дохода.
Бюджетная
политика государства должна строиться на синтезе рыночного и государственного
механизмов регулирования.
Концепции
использования бюджета. Использование государством бюджета в качестве одного из
рычагов воздействия на экономику опирается на теоретические концепции. На
протяжении многих десятилетий в развитых странах господствовала концепция
«нейтрального бюджета», отвечающая экономики только в том случае, если не
требовалось коренного изменения сложившегося под воздействием рынка
«естественного порядка». Концепция «нейтрального бюджета» привязывала всю
бюджетную политику государства к задаче обеспечения сбалансированности бюджета
и предусматривала «нейтральное» отношение к ходу воспроизводственного процесса.
Считалось, что нормальное функционирование финансов и есть эффективное
функционирование экономики. Собственно бюджет решал чисто финансовые задачи
(изъятие и распределение денежных средств).
Но политика жесткого соизмерения расходов и доходов бюджета имела свои
недостатки:
·
она ограничивала размах
экономических операций, время их проведения (крупномасштабные и долговременные операции);
·
снижала эффективность
экономических операций, так как налоговые льготы предприятиям часто
уравновешивались действенными с финансовой, но не с экономической точки зрения
операциями;
·
снижала и
без того малую эластичность государственного бюджета, лишала возможности быстро
реагировать на изменение экономической обстановки;
·
сокращение
государственных расходов в период спада увеличивало вероятность депрессий, а
уменьшение в фазе подъема вело к «перегреву» экономики.
Кейнсианский
рецепт использования государственного бюджета впервые признал за бюджетными
инструментами, помимо финансовых функции еще и экономические. В основе его
лежит концепция «функциональных финансов», согласно которой формирование и
реализация бюджетной политики включает как финансовую, так и экономическую
сторону дела, причем последней отдается предпочтение. Главное -
сбалансированность экономики. При этом достижение макроэкономической
стабильности может сопровождаться как положительным сальдо бюджета, так и
возрастанием бюджетного дефицита. И хотя дефицит бюджета рассматривается как
негативное явление, но не настолько, чтобы проводить финансовое оздоровление
экономики в ущерб экономическому, особенно в фазах кризиса и депрессии.
Согласно
концепции «функциональных финансов» решение проблемы дефицита бюджета в
долгосрочном периоде невозможно без кардинального решения вопроса экономической
стабильности. В этом состоит экономический подход к бюджетной политике
государства.
Кейнсианская
стратегия бюджетного регулирования, а затем теория «экономики предложения»
(80-90-е годы) превратили концепцию «функциональных финансов» в реализуемые на
практике модели экономического регулирования в развитых странах.
В рамках
задач, которые решает бюджетная политика, можно говорить о ее эффективности.
Если бюджетная политика решает финансовые проблемы, то показателями оценки ее
эффективности являются бюджетный дефицит и государственный долг, отражающие
состояние государственных финансов. Если бюджетная политика направлена на
решение экономической задачи - макроэкономической сбалансированности, то
используются такие показатели, как рост ВНП и совокупных частных инвестиций,
уровень безработицы и инфляции. Финансовые показатели дополняют характеристику
эффективности бюджетной политики.
Важнейшую часть
доходов государственного бюджета составляют налоги. Налоги - это обязательные
платежи физических и юридических лиц, взимаемые государством.
Налоги выполняют
две функции: фискальную и экономическую. Фискальная функция налогов означает,
что с их помощью образуются государственные денежные фонды, создающие условия
для функционирования государства. Экономическая функция налогов означает их
использование для воздействия на экономику, прежде всего через
перераспределение национального дохода. Обе функции выступают в единстве, но
каждая из них отражает определенную сторону налоговых отношений. Фискальная
функция показывает обязанности налогоплательщиков пере государством, а
экономическая - обязанность государства перед налогоплательщиками.
Налоги могут
быть прямыми и косвенными, государственными и местными.
Совокупность
организационно-правовых норм и методов управления налогообложением образует
налоговый механизм. Государство придает налоговому механизму юридическую форму
посредством существующего в каждой стране налогового законодательства.
В общих
чертах налоговая система в странах с развитой рыночной экономикой
характеризуется: прогрессивным характером налогообложения (при этом каждая
более высокая ставка налога применима лишь к строго определенной части
налогообложения в зависимости от экономической конъюнктуры в стране); наличием
разнообразных налоговых льгот и скидок: определением начальных сумм, не
облагаемых налогом. Это делает налоговую систему гибкой, способствует ее
дифференцированному использованию.
В современной
рыночной экономике основными налогами считаются подоходный налог, налог на
прибыль предприятий, косвенные налоги и взносы на социальное страхование
(обособленные от системы общего подоходного налогообложения), о чем
свидетельствуют данные таблицы.
Структура налоговых
поступлений
|