|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Подоходный налог и налог на прибыль взимаются, как правило, по декларации о доходах и имеют прогрессивные ставки. Налог на прибыль предприятий зависит от размеров прибыли. Им облагается чистая прибыль до распределения (до выплаты дивидендов). Для распределяемой и нераспределяемой прибыли могут существовать различные ставки налогообложения. Взносы на социальное страхование являются, прямы личным налогом, но имеют строго целевой характер. Они складываются из взносов предпринимателей и наемных работников. Ставки этого налога устанавливаются к фонду заработанной платы, поэтому для лиц наемного труда - это прямой вычет из доходов, а для предпринимателей - одна из статей издержек производства. Косвенные налоги - это надбавка к ценам и тарифам. Они распространяются на ограниченный круг торговых и производственных предприятий. Главная цель косвенных налогов - увеличение доходов государственного бюджета. Начиная с 60-х годов в развитых странах, налоговая система становиться важнейшим средством государственного воздействия на экономику. И это не случайно, ибо налоговые мероприятия позволяют перераспределить в государственный бюджет возрастающую долю
национального дохода и тем самым использовать их как средство стимулирования экономических процессов. Манипулирование ставками налогов - обязательный элемент налоговой политики развитых стран. В 80 - е годы во многих странах они были значительно снижены. Так, в США с июля 1987 г. ставка налога на прибыль корпораций снижена с 46 до 34 %. В Японии в 1989 - 1990 гг. налог на прибыль снижен с 42 до 37,5%. В Великобритании в 1984 - 1987 гг. - с 52 до 35 %. Во Франции в 1989 г. в целях стимулирования капиталовложений введено разделение ставок налогообложения для распределенной и нераспределенной части прибыли. В чрезвычайных условиях в некоторых странах вводится дополнительный налог на сверхприбыль предприятий. Он исчисляется как превышение над средним уровнем прибыли за ряд лет. Разнообразные налоговые мероприятия государства имеют противоречивые последствия. С одной стороны, они стимулируют научно-технический прогресс; структурные сдвиги и экономический рост в развитых странах. С другой стороны, государственный бюджет недополучает огромные средства. Так, за 1987-1991 гг. за счет предоставления корпорациям налоговых льгот федеральным бюджетом США недополучено средств на сумму более 110 млн. долл., что способствовало появлению устойчивых бюджетных дефицитов, усиливающих развитие инфляции. Кроме того, высокие ставки налогов и прогрессивная система налогообложения отрицательно сказываются на уровне сбережений и инвестиций и, следовательно, эффективности экономической системы, ибо сбережения и инвестиции - это функции, прежде всего более высоких по доходам групп населения. Поэтому вторая половина 80-х годов характеризуется перестройкой систем налогообложения во всех развитых странах. Главное содержание этой перестройки - сокращение степени перераспределения национального дохода через прогрессивную систему подоходного налогообложения и уменьшение налогов на прибыль предприятий с целью стимулирования их инвестиционной деятельности. В США благодаря реформам 1984 и 1986 гг. существенно уменьшилось число ставок подоходного налога вместо 15 ставок (от 11 до 50 %) были введены три ставки (15, 28 и 33%); были отменены некоторые налоговые льготы, скидки субсидии. Главное требование к налоговой системе в современных условиях - ее устойчивость, нейтральность по отношению к рыночному механизму, обеспечение равных условий хозяйствования всем субъектам рыночной экономики.
Инструменты воздействия налоговой системы на экономику. Важнейшим инструментом воздействия налоговой системы на экономику выступают налоговые льготы. Налоговые льготы носят обычно региональный характер (если предприятие функционирует в отсталом районе) или селективный (если они касаются приоритетных - наукоемких или экспортных производств). Налоговые льготы выражаются, прежде всего, в пониженных ставках налогообложения для некоторых предприятий, в основном связанных с научно-техническим прогрессом. Кроме того, они могут быть в виде налоговых кредитов - вычетов из величины начальных налогов. Например, от налогообложения освобождается определенная доля прироста затрат на развитие той или иной сферы научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Так в США в 1962 г. была установлена налоговая скидка для новых капиталовложений в размере 7%. Особенность этой меры состоит в том, что величина льгот в размере 7% новых инвестиций вычитается из суммы налога, а не из всего налогооблагаемого дохода. Тем самым предприятиям снижают на 7 % стоимость вновь закупаемого оборудования. Согласно другому закону США (1964 г.) амортизационные отчисления производились со всей стоимости оборудования, включая и ту ее часть, на которую распространяется налоговая скидка. Это дополнительно увеличивало сумму отчислений на возмещение основного капитала. Наконец, налоговой льготой являются отсрочка уплаты налога и полное освобождение от налогов. Такой льготой пользуется в основном малые вновь образованные предприятия. Например, во Франции акционерные компании полностью освобождаются от налогов на прибыль в течение первых двух лет существования, в третий год налогом облагается 25 % прибыли, а вся прибыль облагается налогом лишь с шестого года деятельности компании.
2.2.3. Средства амортизационной политики
Разновидностью налоговых льгот можно считать политику ускоренной амортизации. Ускоренная амортизация впервые стала применяться в США в 1942 г. Затем ее стали использовать и другие страны: в 1948 г. - ФРГ, в 1960 г. - Франция, в 1962 г. - Великобритания. Норма амортизации устанавливается в законодательном порядке. До 50 - х
годов основным методом исчисления нормы амортизации был метод равномерных по годам отчислений от первоначальной стоимости основного капитала. В дальнейшем основными методами стали: метод убывающих отчислений и ускоренный метод уменьшенного остатка. В первом случае норма амортизации устанавливается постоянной от восстановительной (остаточной), стоимости, что обеспечивает постепенность списания затрат. Во втором случае отчисления рассчитываются по более высоким нормам, что позволяет списать основную долю стоимости капитала в течение нескольких первых лет эксплуатации оборудования. Так, Закон об амортизационном списании 1971 г. в США позволил сократить срок амортизации в среднем на 20% по сравнению с нормами 1962 г. Амортизационная налоговая реформа 1981 г. снизила это сроки уже в среднем на 40 % . Транспортные средства были списаны за три года, оборудование - за пять лет, производственные сооружения и здания - за пятнадцать лет. Особое место среди средств ГРЭ, осуществляемого при помощи налогов, играет ускоренное амортизационное списание основного капитала и связанные с ним образование и реализация скрытых резервов, осуществляемых в рамках разрешений министерства финансов. Система укоренной амортизации, повышая норм амортизации, дает возможность предприятиям вернуть себе стоимость основного капитала до его морального износа, а амортизационные средства использовать для накопления капитала и модернизации оборудования. Вместе с тем при ускоренной амортизации в амортизационный фонд попадает не только сумма возмещения изношенного основного капитала, но и значительная часть прибыли, которая укрывается от налогообложения. Поэтому в практике развитых стран эта мера используется селективно: в тот период и в тех отраслях, когда и где необходимо создать благоприятные условия для предпринимательской деятельности. В настоящее время в странах рыночной экономики используются следующие виды амортизационных списаний: · линейное, или пропорциональное; · дополнительное (когда сумма амортизационных отчислений превосходит первоначальную стоимость списываемого объекта); · особое (когда в целях общего или селективного оживления хозяйственной деятельности временно увеличивают норму амортизационных отчислений сверх установленных ранее льгот); · предварительное (когда амортизационное списание осуществляется до начала функционирования машин или сооружения);
· дигрессивное (убывающее). В странах Европы распространен вариант дигрессивных отчислений - списание с уменьшающегося остатка (когда отчисления производятся не от первоначальной, а от балансовой стоимости вещественных носителей основного капитала). Редко применяемое на практике линейное, или пропорциональное, списание в современных условиях тоже, как правило, является ускоренным, так как проводится по разрешению министерства финансов в сокращенные по сравнению с действительным периодом физического и морального износа сроки. Перед нами мощный рычаг государственного регулирования инвестиций - освобождения прибылей от налогов, укрытия их в амортизационном фонде и принудительного использования для новых капиталовложений (никуда больше эти средства использовать нельзя, а без движения они лежать не могут). Ускоренное амортизационное списание основного капитала имеет наряду с возможностью временного стимулирования капиталовложений, независимо от состояния конъюнктуры, еще ряд последствий. Во-первых, дополнительное сокращение доли налогов в прибыли за счет того, что по мере уменьшения балансовой прибыли ее налогообложение из-за прогрессивного характера налоговых ставок сокращается. Например, при сокращении балансовой прибыли (но не действительной, частично укрытой в амортизационном фонде) в 3 раза, налог платится по пониженной ставки, и чистая балансовая прибыль сократится менее чем в 2 раза. Во-вторых, ускоренное списание приводит к отрыву балансовой стоимости основных средств от их реальной цены. Разница между балансовой стоимостью основного капитала и его реальной рыночной ценой является скрытым резервом фирмы. При его реализации (например, продаже оборудования внутри страны, экспорте за рубеж или проведении с разрешения министерства финансов переоценки основного капитала) с этой разницы уплачивается, как правило, льготный налог, а оставшуюся сумму (чистые реализованные скрытые резервы) разрешаются, так же как и амортизационный фонд, использовать для финансирования капиталовложений.
2.2.4. Средства внешнеэкономического вмешательства
Современная внешнеэкономическая политика государства складывается под воздействием конкретно-исторических условий развития. Иногда защита внутреннего рынка от иностранной конкуренции бывает вполне оправдана (например, в странах с переходной экономикой, где национальная промышленность не может конкурировать на равных с крупными зарубежными компаниями). В некоторых же случаях правительства пытаются защитить те или иные отрасли национальной промышленности под воздействием мощных лоббистских группировок. Следует отметить, что и в современных условиях, когда в рамках ВТО официально проводится курс на снижение тарифных и нетарифных барьеров, многие страны всячески стараются предохранить национальную промышленность, особенно «чувствительные отрасли», от иностранной конкурен6ции. В частности, антидемпинговые меры, призванные защищать внутренний рынок от недобросовестной иностранной конкуренции, зачастую используются национальными правительствами как средство ограждения внутреннего рынка от иностранной конкуренции. Тарифные и нетарифные методы ограничения импорта часто применяются под давлением отечественных лоббистских групп и, оказывая положительный эффект на состояние дел в отдельной отрасли, в то же время негативно воздействуют на экономику в целом. Обеспечение нормальных условий конкуренции в международной торговле является чрезвычайно важным и «чувствительным» вопросом для большинства стран. В последнее десятилетие, характеризующееся обострением международной конкурентной борьбы, многие правительства хотели бы защитить свою национальную промышленность протекционистскими мерами торговой политики. Торговые войны могли бы обрести невиданный размах, если бы не существовало строгих, согласованных на многостороннем уровне правил защиты внутренних рынков. В настоящее время такие правила содержатся в соглашениях ВТО. Россия находится в процессе присоединения к ВТО, успешно пройдя уже ряд подготовительных процедур. (Официальная заявка Правительства Российской Федерации о намерении присоединиться к ВТО была представлена в июне 1993 г.). Подав официальную заявку на присоединение к ВТО, Россия приняла на себя обязательство по постепенной адаптации своего внешнеэкономического регулирования к правилам этой организации. За последние годы России удалось значительно продвинуться в этом направлении, и сейчас
можно сказать, что в России существует развернутая нормативная база в области защитных мер, в целом соответствующая правилам ВТО. К настоящему времени способы и методы защиты отечественного рынка от иностранной конкуренции определены в следующих основных законах: Закон Российской Федерации «О таможенном тарифе»; Федеральный закон «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности"; Федеральный закон «О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами», а также рядом Постановлений Правительства Российской Федерации.
Заключение
Сочетание частно-хозяйственной инициативы с активной экономической деятельностью государства характерно для современных хозяйственных отношений индустриально развитых стран. Регулирующая функция государства обусловлена многими причинами. Прежде всего, это необходимость решать такие экономические задачи, которые требуют коллективного усилия и не могут быть реализованы при помощи рыночного механизма: организация и финансирование народного образования и фундаментальных научных исследований, создание и поддержание на должном уровне общеэкономической инфраструктуры (денежной системы, общенациональной статистической службы и т.д.) и оборонного потенциала. Государственные структуры включаются в регулирование глобальных пропорций национального хозяйства, поддерживая равновесие между эффективным спросом и предложением. Кроме того, в экономических отношениях государство выступает и как крупный собственник, и как один из потребителей товаров, работ и услуг. В современных условиях государственные структуры переходят от непосредственного участия в бизнесе к управлению экономикой рыночными методами, Использование этих методов в большей мере соответствует смене приоритетов государственного регулирования от текущей антициклической политики, основным ядром которой была проблема занятости, к мероприятиям, определяющим стратегию развития национальной экономики на перспективу. Поэтому большой вес приобретает налогово-бюджетное и денежное регулирование. Перенос акцента на использование рыночных методов воздействия государства на экономику в индустриально развитых странах потребовал оздоровления финансов. Это стало тем более актуально, что необходимость в перестройке хозяйственного механизма этих стран совпал с сильнейшим финансовым кризисом. Он проявился в снижении эффективности влияния государства на экономику бюджетными средствами и возрастании дефицитности бюджета. Одной из важнейших статей увеличения доходной части бюджета стала приватизация государственного имущества. Важнейшим каналом регулирования экономической конъюнктуры стала государственная ценовая политика. Ориентация последнего десятилетия на либерализацию экономики нашла отражение в отказе от жестких форм регулирования цен и тарифов в ряде отраслей.
Итак, экономическая практика индустриально развитых стран позволяет сделать вывод о высокой степени управляемости рынка в современных условиях. Вопрос состоит не в том, должно или не должно государство участвовать в экономических процессах, а в том, каковы меры и формы этого участия.
Список использованной литературы
1. «Деньги. Банки. Кредит» М.: Финансы и статистика, 1998 г. 2. «Экономикс» Кэмпбелл Р. Макконнелл Стэнли Л.Брю; Бишкек: Туран 1996 г. 3. «Курс экономической теории» под ред. проф. Чапурина М.Н., проф. Киселёвой Е.А.; Киров, «АСА» 1997 г. 4. «Современная российская экономика: основные понятия и термины» (словарь-справочник) под ред. проф. Видяпина В.И., М.: «Магистр-Пресс» 2000 г. 5. «Микроэкономика. Теория и российская практика» учебник под ред. А.Г. Грязновой и А.Ю.Юданова; М.: 1999 г. 6. «Экономическая теория» учебник под ред. В.Д. Камаева; М.: 1998 г. 7. «Конкуренция и антимонопольное регулирование» под ред. А.Г.Цыганова; М.: «Логос», 1999 г. 8. «Общая теория занятости, процента и денег» Кейнс Дж. М.; М., 1978 г. 9. «Экономические теории и цели общества» Гэлбрейт Дж.; М., 1979 г. 10. «Экономика» Самуэльсон П.; М., 1993 г. 11. «Экономическое развитие России и мировые тенденции на рубеже веков» М., 1996 г. 12. ВТО-Всемирная торговая организация. ВТО, 1995 г.
Страницы: 1, 2 |
|