|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ.
3.1 Процесс стабилизации рынка труда.
Методы борьбы с безработицей определяет концепция, которой руководствуется правительство конкретной страны. Современные мальтузианцы предлагают поддерживать стабильность на рынке труда с помощью государственной политики ограничения рождаемости. Пигу и его последователи, считающие, что корень зла – в высокой заработной плате, предлагают: ¨ содействовать снижению заработной платы; ¨ разъяснять профсоюзам, что рост заработной платы, которого они добиваются, оборачивается ростом безработицы; ¨ государству трудоустраивать работников, претендующих на невысокий доход, в частности, поощрять развитие социальной сферы. Из рекомендаций Пигу широко применяется деление ставки заработной платы и рабочего времени между несколькими работниками. Использование частичного рабочего дня сокращает безработицу даже при сохранении неблагоприятной конъюнктуры. Кейнсианские программы борьбы с безработицей предполагают использование двух блоков мероприятий (схема 3.1). Первый блок нацелен на ослабление безработицы в краткосрочном периоде, когда положительные сдвиги в экономике еще не ощущаются. Его содержанием становятся общественные работы, которые должно организовать и оплатить государство за счет своего бюджета. Рекомендуется эти работы сосредоточить в области формирования производственной и социальной инфраструктуры (строительство дорог, больниц и т.д.).
Схема 3.1. Кейнсианская программа борьбы с безработицей
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тактические меры
|
Стратегические мероприятия
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Организация государством общественных работ
|
Государственные заказы частному сектору
|
Снижение учетной ставки процента
|
Второй блок охватывает систему стратегических мер, способных оживить конъюнктуру рынка, сформировать инвестиции и, как следствие – потребительский спрос, что должно привести к увеличению товарной массы и занятости населения. Этот блок включает два рычага: государственный заказ крупным фирмам и уменьшение учетной ставки за счет увеличения государственных расходов (возможно и при росте дефицитного бюджетного финансирования). Предполагается осуществить государственный заказ крупным фирмам, имеющим большую сеть хозяйственных связей. Такой заказ поставщикам и смежникам значительно расширит поле инвестиционной деятельности. Приводится в действие не одна фирма, получившая государственный заказ, а целая их сеть, что, безусловно, увеличивает спрос на рабочую силу и соответственно рассасывает безработицу.
Это стратегическое экономическое мероприятие государства предполагается усилить за счет другого эффективного средства, стимулирующего инвестиционный спрос: удешевить кредит путем снижения учетной ставки процента. Дешевый кредит делает его более доступным и поэтому стимулирует предпринимательскую деятельность, что, в свою очередь, приводит к рассасыванию безработицы.
Кейнсианские программы успешно применялись после второй мировой войны во многих странах. Однако наступил период, когда возникли естественные объективные трудности для их претворения в жизнь. Источником финансирования этих программ всегда был государственный бюджет, а точнее государственный долг. Последний беспредельно разрастаться не может, ибо увеличение долга государства ведет к дополнительной эмиссии денег, что без соответствующего роста товарной массы способствует инфляции. В условиях инфляции склонность к инвестированию, инвестиционный спрос снижаются.
Кроме того, процесс воспроизводства поставил новые проблемы, которые государство не могло решить восполнением недостатка спроса. Резко подорожали ресурсы, что привело к экономическому спаду. Необходимы были иные пути, ведущие к росту предложения.
Такие пути были найдены экономической школой, получившей название монетарной. Монетаристы предлагают в условиях, когда безработица и спад производства протекают на фоне инфляции, снять все нагрузки на государственный бюджет, срочно уменьшить государственный бюджетный дефицит. В этих условиях государство вынуждено уклоняться от социальных программ, что, безусловно, ведет к нагнетанию социальной напряженности.
Обуздание инфляции оздоровляет денежную единицу и формирует здоровую рыночную среду.
Следующий шаг монетарной программы связан с реализацией идеи эффективного рынка, который сам очищает себя от отсталого производства, разоряет производителей, продукция которых не отвечает новейшим требованиям рынка. Обычно эти функции рынок выполняет постепенно, но во время циклического спада производства банкротства приобретают массовый характер. После этой суровой операции рынок выдвигает на авангардные позиции сильных и адаптивных производителей, которые наполняют рынок новыми товарами, расширяют производство и увеличивают спрос на рабочую силу. Анализ механизма экономического спада (кризиса) позволил американскому идеологу монетаризма М. Фридмену сделать вывод о том, что государство, вместо того чтобы спасать тонущих слабых производителей, должно ускорить процесс освобождения от отсталого производства: это выведет рынок на путь эффективного роста. Итак, государство должно помочь кризису быстро выполнить свои позитивные функции по формированию новых хозяйственных пропорций, по созданию условий для нового витка сбалансированного роста на более эффективной основе. Для этого монетаристы предлагают использовать учетную ставку процента. Но если Кейнс обосновал необходимость дешевого кредита, монетаристы предлагают его сделать дорогим и тем самым – малодоступным. Поэтому учетную ставку процента рекомендуется повысить. Это усилит естественную волну банкротств и оставит на рынке сильных производителей, которые затем поощряются снижением ставок налогов. Создается здоровый эффективный рынок – основа для расширения производства. В этом случае возможен рост спроса на рабочую силу.
Эффективный рынок рассасывает безработицу до естественных пределов.
Монетарные программы были с успехом использованы правительствами Р. Рейгана и М. Тэтчер. Сложности этой программы связаны с сознательным углублением спада производства. Страна попадает в тяжелейшие испытания, которые может оправдать только быстрота исцеления. А оно возможно только тогда, когда сложилась тесная взаимосвязь между предприятиями, остро и быстро реагирующими на рыночные сигналы. Но этого нет и не может быть в условиях России, когда рынок только складывается и не налажена рыночная инфраструктура, связывающая страну в единое целое. Усилия правительства может гасить инертность предприятий, не привыкших работать в рыночной среде. В условиях, когда страна не способна нарастить скорость структурной перестройки, всякие усилия по углублению кризиса оборачиваются гипертрофией спада, который только разрушает страну, не закладывая основы будущего подъема.
Следует иметь в виду, что первые шаги монетарных программ приводят к резкому ухудшению жизненного уровня населения, что ухудшает социальную обстановку и провоцирует население на стихийные формы протеста. Опасность взрыва неуправляемого населения меньше, когда страна быстро справляется с трудностями экономического кризиса. Но в условиях России, когда кризис может носить затяжной характер, последовательное использование монетарной программы невозможно. Нужны новые пути выхода из спада и безработицы, специфические для стран, переходящих от командно-административной системы к рыночной.
3.2 Проблемы социальной защиты населения
в условиях безработицы
Безработица – постоянный спутник рыночной экономики, связана с определенными потерями для общества. Поэтому оно должно стараться эти потери минимизировать. Прежде всего необходимо создать условия, при которых безработные слои населения могли как-то просуществовать в период вынужденного бездействия. Общество при этом не только проявляет гуманность и милосердие, но и достигает определенного эффекта:
¨ поддерживается социальная стабильность, что дает основу для дальнейшего развития и последующих инвестиций;
¨ сохраняется физическое и психологическое здоровье временно свободной рабочей силы, что позволяет ей включиться в производственный процесс.
Это значит, что экономический потенциал трудовых ресурсов сохраняется для последующего использования.
Безработным оказывают помощь по нескольким каналам.
Прежде всего, через систему пособий по безработице. Эти пособия финансируются из трех источников:
¨ обязательные взносы предприятий;
¨ взносы работников;
¨ дотации бюджета.
Кроме того, действуют и иные формы вспомоществования для тех, кто по истечении срока предоставления пособий по безработице не смог устроиться на работу, – разовые денежные или натуральные льготы, например, льгота пользования общественным транспортом, оплата жилья, предоставление продовольственных талонов и т.д..
Кроме того, общество из своих средств формирует социальные программы помощи тем, кто не в состоянии по своим физическим данным прокормить себя. Речь идет об инвалидах, престарелых, а также студентах, чьи расходы при платном обучении очень высоки. Общества, ориентирующиеся на кейнсианские стабилизационные программы, обычно имеют обширный фронт социальных программ. Государству в этом случае приходится ужесточать налоговую политику, ибо эти программы необходимо финансировать. Предприниматели же свои налоги перекладывают по мере возможности на потребителя, взвинчивая цены. Таким образом платой общества за социальную стабильность становится высокий уровень цен и налогов.
Если общество выбирает иную, монетаристскую модель стабилизационных программ, связанную с формированием так называемого эффективного рынка, тогда система социальной защиты обедняется. В этом случае уровень налогов и потребительских цен гораздо ниже. Но платой за монетарный путь развития могут быть нищета, преступность, маргинализм.
Эти факторы, которые подрывают устои эффективности рынка:
¨ нищета уменьшает покупательский спрос и тем самым углубляет спад;
¨ преступность снижает склонность к инвестированию, что также углубляет экономическую нестабильность;
¨ маргинализм приводит к полной утрате квалификационных навыков, что равнозначно снижению экономического потенциала нации.
Специалисты по организации труда и социологи утверждают: разрастание безработицы сверх 15% числа занятых делает недостижимым здоровый рынок из-за криминогенной ситуации. Значит, решительность монетарных программ наталкивается на экономические преграды (по-видимому, существует и другой ограничитель – средняя продолжительность безработицы на одного безработного).
Существует блок экономической политики государства в области организации рынка труда, который одновременно решает две задачи:
1. за счет переобучения, переквалификации безработных обеспечивается рациональная занятость. Работник получает возможность адаптироваться к новым требованиям рынка.
Представляет интерес то, что идея принудительной занятости претворялась в жизнь в тоталитарных государствах с плановым распределением ресурсов, а также в государствах, придерживающихся правил минимальной организации рынка труда. Разрастание маргиналов вызвало такую неожиданную реакцию даже у государств рыночного типа;
2. процесс переобучения, социальная защита населения уменьшают время вынужденной безработицы. Возможность такой ситуации обусловлена тем, что работник приобретает именно ту конкретную профессию и квалификацию, которую требует на современном этапе рынок.
Примером такой политики может служить Программа содействия занятости населения Москвы, а также Федеральная целевая программа содействия занятости населения Российской Федерации на 1998-2000гг..
Таблица 3.1.
Основные показатели Программы содействия
занятости населения Москвы.
Показатели
1998г.
1999г.
2000г.
(прогноз)
1. Численность обратившихся (тыс.ч.)
в том числе за трудоустройством
604,4
651,3
675,0
299,7
334,5
355,0
2. Содействие в трудоустройстве (тыс.ч.)
278,7
316,3
336,0
3. Регистрируемая безработица, конец года (тыс.ч.)
52,5
44,6
37,4
4. Уровень регистрируемой безработицы, конец года (%)
0,97
0,84
0,7
5. Банк вакансий, конец года (тыс.ед.)
99,2
134,9
135,0
В рамках данной программы были предприняты меры по сдерживанию высвобождения и стабилизации безработицы.
¨ были организованы 69 временных консультационных пунктов в организациях, осуществляющих массовое высвобождение;
¨ проведено опережающее обучение 1,7 тыс. высвобождаемых работников;
¨ увеличено число ярмарок вакансий.
Это позволило подобрать подходящую работу 8 тыс. работников до момента их увольнения. Предоставлены компенсационные выплаты более 7 тыс. работников, временно находящимся в отпусках без сохранения заработной платы в связи с вынужденным прекращением работы организаций [3].
Согласно данной Программе было сделано:
¨ во исполнение городского Закона о квотировании рабочих мест трудоустроены на квотированные рабочие места свыше 15 тыс. подростков и более 14 тыс. инвалидов, имеющих рекомендации к труду;
¨ были организованы общественные и временные работы, на которые привлечено около 120 тыс. москвичей;
¨ в рамках программы «Мой двор» около 11 тыс. москвичей выполняли работы по установке и ремонту детских и спортивных площадок, очистке территорий от мусора, удалению сухостоя, устройству и ремонту цветников, посадке деревьев и кустарников, ремонту асфальтовых покрытий;
¨ в 1998г. профориентационную помощь получили более 51 тыс. старшеклассников московских школ, проведены 20 молодежных ярмарок вакансий, которые посетили более 80 тыс. молодых москвичей;
¨ реализуется социальная программа «Молодежная практика».
Всего материальной поддержкой при безработице были обеспечены 143,2 тыс. безработных граждан в виде пособий, материальной помощи и дотаций, досрочных пенсий, стипендий при профобучении.
Предусматривается увеличить численность занятого населения за счет наращивания объемов профобучения, общественных и временных работ, созданных рабочих мест в приоритетных отраслях экономики города [3].
Федеральная целевая программа содействия занятости населения РФ на 1998-2000гг. сориентирована на ускорение рыночных преобразований в трудовой сфере в целях осуществления структурных сдвигов в экономике, повышения эффективности труда, изменения трудового менталитета и развитие гибкого рынка труда.
Подготовка Программы осуществлялась с учетом прогноза социально-экономического развития РФ на 1998-2000 годы, разработанного Министерством экономики РФ.
В рамках этой программы предполагалось:
¨ развитие системы общего и профессионального образования, направленное на профессиональную подготовку новой рабочей силы;
¨ восстановление и развитие системы внутрипроизводственного обучения персонала, в том числе на рабочих местах, создание условий для самообучения;
¨ развитие услуг службы занятости по обучению безработных граждан и незанятого населения, поддержке и организации опережающего обучения работников, находящихся под риском увольнения в условиях массового высвобождения;
¨ развитие системы непрерывного образования, направленного на воспроизводство, сохранение и совершенствование рабочей силы;
¨ развитие и совершенствование системы профессиональной ориентации и психологической поддержки безработных граждан, а также занятых, но желающих изменить профиль работы.
Профессиональное обучение безработных граждан и незанятого населения выполняет широкие экономические и социальные функции. В экономическом аспекте – развитие трудовых ресурсов общества, воспроизводство рабочей силы, повышение профессиональной мобильности; в социальном – повышение статусного положения гражданина в обществе, конкурентоспособности на рынке труда, что рассматривается как важнейшее средство защиты от безработицы [6].
3.3 Минимальная заработная плата.
Государственное регулирование рынка труда во многих странах предусматривает законодательно установленный уровень минимальной заработной платы. Возможны два варианта:
1. Минимальная заработная плата распространяется на весь рынок труда – это модель минимальной заработной платы с полным охватом рынка.
2. Минимальная заработная плата распространяется только на часть отраслей или профессий – это модель минимальной заработной платы с неполным охватом рынка.
В первом случае установление минимальной заработной платы выше равновесной для данного рынка труда при прочих равных условиях приводит к уменьшению уровня занятости и увеличению уровня безработицы (как правило, для неквалифицированной рабочей силы).
Для преодоления негативного влияния введения минимальной заработной платы на занятость неквалифицированной рабочей силы (например, молодежи) иногда устанавливают отдельный уровень минимальной заработной платы (субминимум) ниже, чем для всего рынка труда.
3.4 Понятие общественных работ.
В п.1 ст.24 Закона о занятости появилось понятие общественных работ. Под общественными работами понимается общедоступная трудовая деятельность и организуемая в качестве социальной поддержки граждан, ищущих работу.
Существенное значение для участия граждан в общественных работах имеет дополнение п.2, ст.24 Закона о занятости следующим абзацем: «Участие граждан в общественных работах допускается только с их согласия. При направлении на общественные работы учитывается состояние здоровья, возрастные, профессиональные и другие индивидуальные особенности граждан. Срочный трудовой договор об участии в общественных работах может быть расторгнут им досрочно при устройстве на постоянную или временную работу»[5].
3.5 Профсоюзы.
Профессиональные союзы (профсоюзы) – организации, объединяющие работников и созданные для представления и защиты их интересов.
Профсоюзы – не только экономический, но и социально-политический институт, поэтому целью их деятельности является реализация как экономических, так и политических интересов. При анализе экономической деятельности профсоюзов в экономической теории предполагается, что они стремятся улучшить для своих членов две характеристики – уровень заработной платы и уровень занятости.
В экономической теории существует негативный (традиционный) и позитивный взгляды по проблеме влияния профсоюзов на экономическую эффективность.
При отрицательной оценке влияния профсоюзов на экономическую эффективность учитывают следующие моменты:
¨ издержки от забастовок;
¨ ограничения на мобильность, увеличивающие издержки поиска;
¨ ограничения на мобильность и жесткость заработной платы, способствующие росту безработицы;
¨ снижение уровня прибылей и соответственно сокращение инвестиций, ограничивающее экономический рост;
¨ потери в выпуске от влияния на распределение ресурсов.
При альтернативной позитивной оценке влияния профсоюзов на экономическую эффективность исходят из того, что профсоюзы рассматриваются как институт «коллективного голоса» на внутренних рынках труда.
Их роль заключается в том, чтобы соединить предпочтения работников непосредственно с интересами управления и, участвуя в определении правил установления заработной платы и продвижения по служебной лестнице, способствовать снижению конкуренции на внутренних рынках труда.
В соответствии с этой точкой зрения такие действия профсоюзов приводят к:
¨ сокращению текучести работников, а соответственно и к уменьшению издержек от текучести;
¨ закреплению правил, обеспечивающих продвижение по службе работников со стажем, что устраняет конкуренцию на внутренних рынках труда и создает стимулы для более старших работников для того, чтобы делиться опытом работы с более молодыми (неформальна профессиональная подготовка на рабочем месте);
¨ обобщение опыта и рационализаторских предложений;
¨ повышению дисциплины и снижению издержек от оппортунистического поведения работников;
¨ сокращению трансакционных издержек заключения трудовых контрактов, заменяя индивидуальные трудовые контракты коллективными соглашениями.
Все это способствует повышению производительности труда и экономической эффективности производства.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Журнал «Вопросы экономики», ноябрь 1999г., с.99-113
2. Газета «Экономика и жизнь», 2000г., №14, с.30
3. Газета «Московская правда», 26 апреля 2000г. ст. «Задание на будущее»
4. Журнал «Мировая экономика и мировые отношения», 1999г., №8, ст. «Рынок рабочей силы – новые тенденции», Н. Вишневская, с.20-25
5. Журнал «Домашний адвокат», 1999г., №20 (185), с.3-5