Тема контрольной работы «Сертификация продукции»
выбрана не случайно, так как сертификация является одним из важнейших
механизмов управления качеством, дающим возможность объективно оценить
продукцию (услуги), предоставить потребителю подтверждение ее безопасности,
экологической чистоты, а также повысить ее конкурентоспособность.
«За рубежом безопасность продукции для человека и
окружающей среды давно подтверждается сертификацией, и хотя стоимость ее
довольно высока, изготовитель вынужден получать сертификаты, чтобы иметь рынок
сбыта и избегать потерь при продаже своей продукции.
А потери эти весьма ощутимы – до 25% от объема продаж.
А иногда и выше. Например, Сумский завод бурильных труб до сертификации
продавал утяжеленные бурильные трубы по 600 долларов США за тонну, а после
сертификации в США – от 900 до 1600 долларов за тонну в зависимости от типа и
размера.
До 1992 г. Россия была одной из немногих европейских
стран, не имевших общегосударственной системы сертификации, что крайне
отрицательно сказывалось (и сказывается до настоящего времени) как на
безопасности и техническом уровне товаров, так и на возможностях их экспорта.
В феврале 1992 г. был принят Закон РФ «О защите прав
потребителей», а в 1993 г. – Закон РФ «О сертификации продукции и услуг», в
силу которого реализация товаров, выполнение работ и оказание услуг без
сертификата, подтверждающего их соответствие установленным требованиям,
запрещаются».[5]
Методика исследования предмета управление качеством –
работа с правовыми и литературными источниками, указанными в разделе
«литература». Работа состоит из следующих разделов: содержание, введение,
основная часть, заключение, литература.
1. Правовая основа и терминология
1.1 Закон Российской Федерации «О защите прав
потребителей»
Правовой основой сертификации продукции являются:
Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» от 07.02. 1992 № 2300 –
1 (с изм. от 21.12.2004); Закон РФ «О сертификации продукции и услуг» от
10.06.1993 № 5151-1 (с изм. от 22.11.2001).
Закон Российской Федерации «О защите прав
потребителей» установил ряд принципиально новых для России положений:
- закрепил права потребителей, признаваемые во всех
цивилизованных странах;
- предусмотрел механизм защиты потребителей, права
которых нарушены при продаже недоброкачественных товаров либо при ненадлежащем
выполнении работ и оказании услуг;
- определил механизм реализации этих прав.
Основные понятия, используемые в данном законе:
«потребитель - гражданин, имеющий намерение заказать или
приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы,
услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных
с осуществлением предпринимательской деятельности;
изготовитель - организация независимо от ее организационно
- правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, производящие товары
для реализации потребителям;
исполнитель - организация независимо от ее организационно
- правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы
или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору;
продавец - организация независимо от ее организационно
- правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, реализующие товары
потребителям по договору купли - продажи;
стандарт - государственный стандарт, санитарные нормы и
правила, строительные нормы и правила и другие документы, которые в
соответствии с законом устанавливают обязательные требования к качеству товаров
(работ, услуг);
недостаток
товара (работы, услуги) -
несоответствие товара (работы, услуги) или обязательным требованиям,
предусмотренным законом либо в установленном им порядке, или условиям договора,
или целям, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется,
или целям, о которых продавец (исполнитель) был поставлен в известность
потребителем при заключении договора, или образцу и (или) описанию при продаже
товара по образцу и (или) по описанию;
существенный недостаток товара
(работы, услуги) -
неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных
затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его
устранения, или другие подобные недостатки;
безопасность товара (работы,
услуги) - безопасность товара
(работы, услуги) для жизни, здоровья, имущества потребителя и окружающей среды
при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации,
а также безопасность процесса выполнения работы (оказания услуги)». [2]
На основании статьи 5 Закона обязательной сертификации
подлежат:
- товары (работы, услуги), на которые в
законодательных актах, государственных стандартах установлены требования,
направленные на обеспечение безопасности жизни, здоровья потребителей и охраны
окружающей среды (продукция производственно-технического назначения, товары
народного потребления, услуги), а также на предотвращение причинения вреда
имуществу потребителей;
- средства, обеспечивающие безопасность жизни и
здоровья потребителей.
Партия товара, реализуемого через розничную торговую
сеть, или каждая единица товара должны сопровождаться сертификатом
соответствия, который продавец обязан предъявить покупателю по его требованию.
Законом запрещена реализация товаров (в том числе
импортных), выполнение работ и оказание услуг без сертификата, подтверждающего
их соответствие обязательным требованиям стандартов по безопасности. Товары
могут иметь сертификаты, выданные национальными органами по сертификации, а
также зарубежные сертификаты, признаваемые в России.
На товары, прошедшие сертификацию и имеющие
сертификат, должен быть нанесен знак соответствия, установленный
государственным стандартом (возможна маркировка на таре, упаковке или
документации). Ответственность за наличие сертификата и знака соответствия
несет продавец (изготовитель).
Закон предусматривает систему мер, предотвращающих
поступление в продажу товаров, в отношение которых известны факты причинения
вреда потребителю или окружающей среде, несмотря на соблюдение потребителем
правил пользования, хранения и транспортировки. При поступлении сигналов от
обществ по защите прав потребителей, государственных и общественных
организаций, судебных органов Закон обязывает изготовителя приостановить
производство (реализацию) товаров, работ, услуг и устранить причины, вызывающие
подобное несоответствие стандартам.
Потребитель обязательно должен располагать информацией
об изготовителе, чтобы иметь возможность защитить свои права в случае их
нарушения. Поэтому Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей»
предусматривает право потребителя на информацию о производителе и продавце
товара.
Некоторые сведения об изготовителе продукции
потребитель может подчеркнуть из торговой марки производителя, товарного знака,
штрихового кода, знака соответствия, размещаемых на самом изделии (этикетке)
или его упаковке.
Товарные знаки крупных, широко известных фирм всегда
обеспечивают доверие покупателей к их продукции, основанное не на наличии
сертификата соответствия, а на высоком и стабильном качестве, которое
гарантируется высокоэффективными системами управления качеством продукции на
предприятиях. Товарные знаки, являясь интеллектуальной собственностью, защищены
законодательными положениями и не могут быть использованы другими
изготовителями продукции без разрешения их владельцев. На зарегистрированный
товарный знак владельцу выдается свидетельство.
В статье 40 Закона «О защите прав потребителей»
определены полномочия государственных органов управления по установлению
требований к продукции и контролю за их соблюдением. Основные государственные
органы, ответственные за качество и обеспечение безопасности товаров (работ,
услуг), - Госстандарт, Госсанэпидемнадзор, Госкомэкология, Министерство
природных ресурсов, Министерство промышленности и другие органы в пределах
своей компетенции. Согласно данному Закону они устанавливают обязательные
требования по безопасности товаров (работ, услуг) и осуществляют контроль за их
соблюдением; направляют предписания об устранении нарушений требований по
безопасности, о снятии с производства, прекращении реализации, отзыве таких
товаров от потребителей и информировании потребителей; предъявляют иски в суды
к изготовителям в случае нарушения ими требований по безопасности.
Национальным органом по сертификации товаров выступает
Госстандарт. На него Законом возложена координация деятельности органов государственного
управления, осуществляющих контроль за безопасность товаров.
Статья 41 Закона устанавливает основания для
применения санкций государственными органами, осуществляющими контроль за
качеством и безопасностью товаров для потребителей. За нарушение правил
сертификации, испытательными лабораториями установлен штраф в размере
двукратной стоимости работ по сертификации. Если товары реализуются с
нарушением правил по сертификации, то штрафом облагаются изготовители
(продавцы) в размере стоимости реализуемых товаров. Ответственность за подобные
нарушения несут также руководители предприятий-изготовителей и органов по
сертификации.
В более широком аспекте правовые основы сертификации
обеспечивает Закон Российской Федерации «О сертификации продукции и услуг».
1.2 Закон Российской Федерации «О сертификации продукции и
услуг»
Закон Российской Федерации «О сертификации продукции и
услуг» принят 10 июня 1993 года (в новой редакции от 22.11.2001) № 5151-1. Он
устанавливает правовые основы обязательной и добровольной сертификации
продукции, услуг и иных объектов в России, а также права, и обязанности и
ответственность участников сертификации. В развитие положений Закона издаются
подзаконные акты, в том числе постановления Правительства, нормативные акты
министерств и ведомств, принимаемые в соответствии с их компетенцией, которые
регулируют деятельность по обязательной и добровольной сертификации в России.
В Законе установлены цели сертификации, определен
национальный орган по сертификации – Государственный комитет по стандартизации,
метрологии и сертификации (Госстандарт РФ), определены основные направления его
деятельности по сертификации.
«Сертификация осуществляется в
целях:
- создания условий для
деятельности организаций и предпринимателей на едином товарном рынке Российской
Федерации, а также для участия в международном экономическом, научно -
техническом сотрудничестве и международной торговле;
- содействия потребителям в
компетентном выборе продукции;
-защиты потребителя от
недобросовестности изготовителя (продавца, исполнителя);
- контроля безопасности продукции
для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;
- подтверждения показателей
качества продукции, заявленных изготовителем.
Сертификация может иметь
обязательный и добровольный характер».[3]
В области сертификации Законом определены следующие
обязанности Госстандарта:
- «формирует и реализует
государственную политику в области сертификации, устанавливает общие правила и
рекомендации по проведению сертификации на территории Российской Федерации и
опубликовывает официальную информацию о них;
- проводит государственную
регистрацию систем сертификации и знаков соответствия, действующих в Российской
Федерации;
- опубликовывает официальную
информацию о действующих в Российской Федерации системах сертификации и знаках
соответствия и представляет ее в установленном порядке в международные
(региональные) организации по сертификации;
- готовит в установленном порядке
предложения о присоединении к международным (региональным) системам
сертификации, а также может в установленном порядке заключать соглашения с
международными (региональными) организациями о взаимном признании результатов
сертификации;
- представляет в установленном
порядке Российскую Федерацию в международных (региональных) организациях по
вопросам сертификации как национальный орган Российской Федерации по
сертификации». [3]
Согласно Закону к участникам сертификации могут быть
отнесены:
- государственные органы (Госстандарт и др.);
- организации, которые создают систему сертификации;
- испытательные лаборатории;
- центральные органы сертификации, определяемые в
необходимых случаях для организации и координации работ в системах сертификации
однородной продукции;
- изготовители (продавцы) и потребители (могут
привлекаться представители обществ по защите прав потребителей).
Закон закрепляет положение о том, что в систему
сертификации конкретных видов однородной продукции. Причем, все они должны
руководствоваться едиными правилами, принципами и документами, хотя могут иметь
свою специфику. Именно такой объединяющей системой в России является система
обязательной сертификации ГОСТ Р.
Согласно Закону осуществлять руководство и координацию
мероприятий по сертификации могут федеральные органы исполнительной власти в
отдельных отраслях. Например, сертификация средств связи и услуг связи
проводится на основе Федерального Закона «О связи», а испытания осуществляются
в уполномоченных испытательных центрах и лабораториях, аккредитованных
Госстандартом. Сертификат соответствия выдается органом исполнительной власти в
области связи.
Законом определяются следующие формы контроля:
- государственный контроль и надзор;
- государственный контроль и надзор за соблюдением
обязательных требований государственных стандартов;
- инспекционный контроль за соблюдением правил
сертификации и за сертифицированной продукцией.
Орган сертификации не имеет права на имущественные
санкции в отношении нарушителей Закона. Если выявлено несоответствие продукции
или нарушение правил сертификации, он вправе приостановить или отменить
действие сертификатов и применение знака соответствия. Инспекционный контроль
за деятельностью центральных органов в системах сертификации, так же как и
органов по сертификации и испытательных лабораторий, организует Госстандарт и
другие органы государственного управления в соответствии с профилем
сертификации. Этот вид инспекционного контроля опирается на положение об
аккредитации.
Поэтому при выявлении нарушений этих положений
контролирующие органы имеют право лишать участников сертификации возможности
продолжать свою деятельность.
В дополнение к инспекционному контролю органы по
сертификации и испытательные лаборатории подвергаются государственному надзору,
который проводит Госстандарт РФ. Его цель – проверка соблюдения
сертификационными органами и испытательными лабораториями правил обязательной
сертификации. Госстандарт РФ имеет право применить штрафные санкции к
нарушителям в соответствии с Законом «О защите прав потребителей».
Закон «О сертификации продукции и услуг»
регламентирует права и обязанности участников сертификации: государственных
органов управления, центрального органа системы сертификации, органа по
сертификации и испытательной лаборатории, а также изготовителя (продавца)
товара.
Закон также определяет условия ввоза импортируемой
продукции, главным из которых является наличие сертификата и знака соответствия
обязательным требованиям российских стандартов, что должно быть предусмотрено в
контрактах купли-продажи, если продукция подлежит обязательной сертификации. «В
развитие требований Закона в 1996 году было принято постановление Правительства
«О мерах по защите потребительского рынка Российской Федерации от проникновения
некачественных импортных товаров», в котором предусматриваются дополнительные
меры по защите внутреннего потребительского рынка от некачественной продукции.
Данное постановление устанавливает следующие меры:
- преимущественное проведение сертификации продукции и
систем качества у изготовителя до заключения контракта, маркировку продукции
знаком соответствия;
- усиление уголовной ответственности за ввоз на
территорию России и реализацию импортных товаров, потенциально опасных для
жизни и здоровья потребителей;
- доведение до потребителя информации о происхождении
продукции зарубежного производства;
- введение листов-вкладышей (этикеток) на
импортируемые товары на русском языке, где должны быть указаны сведения о
продукции;
- ужесточение контроля за качеством ввозимой продукции
и др.» [6]
закон четко разграничивает источники финансирования
различных направлений деятельности по сертификации. В статье 16 приведен
перечень работ, которые финансируются государством. В него включены:
- «разработка прогнозов развития
сертификации, правил и рекомендаций по ее проведению; обеспечение официальной
информацией в области сертификации;
- участие в работе международных
(региональных) организаций по сертификации и проведение работ с зарубежными
национальными органами по сертификации;
- разработка и (или) участие в
разработке международных (региональных) правил и рекомендаций по сертификации;
- разработка проектов актов
законодательства в области сертификации;
- проведение научно -
исследовательских и иных работ по сертификации, имеющих общегосударственное
значение;
- проведение государственного
контроля и надзора за соблюдением правил сертификации и за сертифицированной
продукцией;
- ведение Государственного реестра
по сертификации и аккредитации и архивное хранение материалов по
государственной регистрации систем сертификации и знаков соответствия;
- другие работы по обязательной сертификации,
определяемые законодательством Российской Федерации». [3]
Все работы, связанные с обязательной сертификацией,
оплачивает заявитель (изготовитель продукции). Установленный порядок оплаты
подлежит согласованию с Министерством финансов. Окончательный размер стоимости
сертификации устанавливается в договоре между заявителем и органом по
сертификации. Согласно Закону, эти расходы заявитель вправе отнести на
себестоимость продукции, а в соответствии с налоговым законодательством они
исключаются из подлежащих налогообложению сумм.
Раздел IV Закона «О сертификации продукции и услуг» устанавливает ответственность
за нарушение положений данного документа. Ответственность может носить
уголовный, административный или гражданско-правовой характер. Она определяется
по фактам нарушения правил обязательной сертификации. Ее несут виновные
юридические, физические лица или органы государственного управления. Норма
ответственности определяется законодательством. Ответственность за нарушение
правил сертификации установлена Законом «О защите прав потребителей» для
субъектов хозяйственной деятельности, органов по сертификации, испытательных
лабораторий.
В соответствии с законами «О защите прав потребителей»
и «О сертификации продукции и услуг» в России организованы испытательные
лаборатории (центры), система аккредитации испытательных лабораторий, работы по
сертификации в рамках большого количества систем как обязательной, так и
добровольной сертификации. Для повышения доверия к результатам сертификации,
защиты от необъективной информации, возможности взаимного признания и
сопоставления результатов испытаний продукции были приняты Правила сертификации
(работ, услуг) в Российской Федерации.
2.1 Основные принципы, правила и порядок проведения
сертификации продукции
«Сертификация – это деятельность по подтверждению
соответствия продукции установленным требованиям». [5]
К основным принципам сертификации относятся:
- обеспечение достоверности информации об объекте сертификации;
- объективность и независимость, как от изготовителя
продукции, так и от потребителя;
- профессиональность испытаний;
- исключение дискриминации по отношению к иностранным
заявителям;
- право заявителя выбирать орган по сертификации и
испытательную лабораторию;
- открытость информации о результатах сертификации или
по прекращению срока (отмене) сертификата, знака соответствия;
- многообразие методов испытаний с учетом особенностей
объекта сертификации, его производства и потребления;
- использование в деятельности по сертификации
рекомендаций и правил ИСО/МЭК, региональных организаций, положений
международных стандартов и других международных документов;
- признание в России аккредитации зарубежных органов
по сертификации и испытательных лабораторий, сертификатов и знаков соответствия
на основе многосторонних и двусторонних соглашений, в которых участвует
Российская Федерация;
- соблюдение конфиденциальности информации,
составляющей коммерческую тайну;
- привлечение в необходимых случаях к работам по
сертификации обществ потребителей.
Госстандарт РФ рекомендует следующие правила по
сертификации продукции:
1.
Допускается аккредитация в
качестве органов по обязательной сертификации и испытательных лабораторий
некоммерческих объединений и организаций любых форм собственности. К этим
организациям предъявляются требования компетентности и независимости, что
должно полностью исключать влияние со стороны изготовителя и потребителя на
результаты испытаний и сертификации.
2.
Аккредитацию организуют и
осуществляют Госстандарт и другие государственные органы управления на
основании результатов аттестации организаций, претендующих выполнять функции
сертификационных органов.
3.
В системе может быть
аккредитовано несколько органов по сертификации одной и той же продукции. В
таком случае заявителю предоставлено право выбора органа, который будет
заниматься сертификацией его продукции.
4.
Орган по сертификации
однородной продукции устанавливает схемы, по которым возможно сертифицировать
продукцию в соответствующей системе.
5.
При положительных
результатах сертификации орган по сертификации выдает сертификат соответствия и
лицензию на применение знака соответствия. Последний может быть нанесен на тару
(упаковку) самого товара, сопроводительную или техническую документацию, которая
поступает к покупателю вместе с товаром (инструкцией по использованию и т. п.).
6.
Вся информация о
центральных органах по сертификации, аккредитованных органах и испытательных
лабораториях, утвержденных системах сертификации однородной продукции, аттестованных
экспертах и т.п. содержится в государственном реестре, который ведет
Госстандарт РФ.
Упомянутые правила распространяются на все объекты
сертификации российского и зарубежного происхождения. Они могут служить основой
для организации систем сертификации однородной продукции.
Для признания российских сертификатов и знаков
соответствия с действующими международными нормами и правилами, изложенными в
руководящих документах ИСО/МЭК, международных стандартах ИСО, европейских
стандартах, документах других международных и региональных организаций,
осуществляющих сертификацию.
«Сертификат соответствия (сертификат) – документ,
выданный по правилам системы сертификации для подтверждения соответствия
сертифицированной продукции (услуг) установленным требованиям, т.е. сертификат
соответствия – документ, которым завершается процесс сертификации. <…>
Наряду с сертификатом существует знак соответствия,
зарегистрированный в установленном порядке, которым по правилам, установленным
в данной системе сертификации, подтверждается соответствие маркированной им
продукции установленным требованиям». [5]
Порядок проведения сертификации установлен
постановлением Госстандарта РФ от 21 сентября 1994 года по отношению к
обязательной сертификации продукции (в том числе и импортируемой). Однако он
может применяться и при добровольной сертификации. Для систем сертификации
однородной продукции с учетом ее особенностей допускается разработка
соответствующего порядка.
Порядок проведения сертификации устанавливает последовательность действий,
составляющих совокупную процедуру сертификации, в частности:
А) Подача заявки на сертификацию
Б) Отбор, идентификация образцов и их испытания
В) Оценка производства
Г) Выдача сертификата соответствия
Д) Применения знака соответствия
Е) Инспекционный контроль за сертифицированной
продукцией
Ж) Корректирующие мероприятия
2.2 Схемы, применяемые при обязательной сертификации
Применяемые при обязательной сертификации схемы
определяются Госстандартом и другими государственными органами управления в
пределах своей компетенции, на которые законодательными актами возлагается
организация и проведение работ по обязательной сертификации. При этом
учитываются особенности производства, испытаний, конкретной продукции, затраты
заявителя и требуемый уровень доказательности сертификации. К последнему
требованию относится факт использования в отечественной практике сертификации
схем, применяемых за рубежом.
Схему добровольной сертификации определяет заявитель,
который предлагает ее органу по сертификации. Рекомендуемые схемы сертификации
в системе ГОСТ Р, разработанные с учетом рекомендаций ИСО/МЭК и практики
подтверждения соответствия в ЕС, приведены в таблице 2.1.
Далее приводится краткая характеристика схем
сертификации и рекомендации по их применению.
Схемы 1-8 приняты за рубежом, полностью соответствуют
рекомендациям ИСО/МЭК и принятым в международной практике сертификации
правилам.
Схемы 1а, 2а, 3а и 4а – дополнительные, они являются
модификацией соответственно схем 1,2,3,4 и применяются в российских правилах сертификации.
Схемы 9 – 10а основаны на использовании декларации о
соответствии изготовителя, принятой ЕС в качестве элемента подтверждения
соответствия продукции установленным требованиям.
Схемы сертификации 1 – 6 и 9а – 10а применяются при
сертификации продукции, выпускаемой серийно в течение срока действия
сертификата, а схемы 7,8,9 – при сертификации уже выпущенной партии или
единичного изделия.
Схемы 1 – 4 рекомендуется применять в следующих
случаях:
- схему 1 – при ограниченном, заранее оговоренном
объеме реализации продукции, которая будет поставляться (реализовываться) в
течение короткого промежутка времени отдельными партиями по мере их серийного
производства (для импортной продукции – при краткосрочных контрактах; для
отечественной – при ограниченном объеме выпуска);
Таблица 2.1
Схема сертификации
№
схемы
Испытания
в аккредитованных испытательных лабораториях и другие способы доказательства
соответствия
Проверка
производства (система качества)
Инспекционный
контроль сертифицированной продукции (системы качества, производства)
1
2
3
4
1
Испытание
типа
-
-
1а
Испытание
типа
Анализ
состояния производства
-
2
Испытание
типа
-
Испытание
образцов, взятых у продавца
2а
Испытание
типа
Анализ
состояния производства
Испытание
образцов, взятых у продавца
3
Испытание
типа
-
Испытание
образцов, взятых у изготовителя
3а
Испытание
типа
Анализ
состояния производства
Испытание
образцов, взятых у изготовителя. Анализ состояния производства
4
Испытание
типа
-
Испытание
образцов, взятых у продавца. Испытание образцов, взятых у изготовителя.
4а
Испытание
типа
Анализ
состояния производства
Испытание
образцов, взятых у продавца. Испытание образцов, взятых у изготовителя.
Анализ состояния производства.
5
Испытание
типа
Сертификация
производства или сертификация системы качества
Контроль
сертифицированной системы качества (производства). Испытание образцов, взятых
у продавца и (или) у и изготовителя
Продолжение табл. 2.1
6
Рассмотрение
декларации о соответствии прилагаемым документам
Сертификация
системы качества
Контроль
сертифицированной системы качества
7
Испытание
типа
-
-
8
Испытание
каждого образца
-
-
9
Рассмотрение
декларации о соответствии прилагаемым документам
-
-
9а
Рассмотрение
декларации о соответствии прилагаемым документам
Анализ
состояния производства
-
10
Рассмотрение
декларации о соответствии прилагаемым документам
-
Испытание
образцов, взятых у продавца и (или) у и изготовителя
10а
Рассмотрение
декларации о соответствии прилагаемым документам
Анализ
состояния производства
Испытание
образцов, взятых у продавца и (или) у и изготовителя. Анализ состояния
производства.
- схему 2 – для импортной продукции при долгосрочных
контрактах или при постоянных поставках серийной продукции по отдельным
контрактам с выполнением инспекционного контроля образцов продукции, отобранных
из партий, завезенных в РФ;
- схему 3 – для продукции, стабильность серийного
производства которой не вызывает сомнений;
- схему 4 – при необходимости всестороннего и жесткого
инспекционного контроля продукции серийного производства.
Схемы 5 – 6 рекомендуется применять при сертификации
продукции, для которой выполняются следующие условия:
- реальный объем выборки для испытаний недостаточен
для объективной оценки выпускаемой продукции;
- технологические процессы чувствительны к внешним
факторам;
- установлены повышенные требования к стабильности
характеристик выпускаемой продукции;
- сроки годности продукции меньше времени,
необходимого для организации и проведения испытаний в аккредитованной
испытательной лаборатории;
- характерна частая смена модификаций продукции;
- продукция может быть испытана только после монтажа у
потребителя.
Условием применения схемы 6 является наличие у
изготовителя системы испытаний, которая включает контроль всех характеристик на
соответствие требованиям, предусмотренным при сертификации такой продукции, что
подтверждается выпиской из акта проверки и оценки системы качества.
Схему 6 возможно использовать и при сертификации
импортируемой продукции поставщика (неизготовителя), имеющего сертификат на
свою систему качества, если номенклатура сертифицированных характеристик и их
назначение соответствуют требованиям нормативных документов, применяемых в РФ.
Схемы 7 – 8 рекомендуется применять тогда, когда
производство или реализация продукции носит разовый характер.
Схемы 9 – 10а основаны на использовании в качестве
доказательства соответствия (несоответствия) установленным требованиям
декларации о соответствии с прилагаемыми к ней документами, подтверждающими
соответствие продукции установленным требованиям.
Условием применения схем 9 – 10а является наличие у
заявителя всех необходимых документов, прямо или косвенно подтверждающих
соответствие продукции заявленным требованиям. Если указанное условие не
выполнено, орган по сертификации предлагает заявителю сертифицировать продукцию
по другим схемам сертификации с возможным учетом отдельных доказательств
соответствия из представленных документов.
Схемы 9 – 10а рекомендуется применять в следующих
случаях:
- схему 9 – при сертификации неповторяющейся партии
небольшого объема импортной продукции, выпускаемой фирмой, зарекомендовавшей
себя на мировом или российском рынках как производителя продукции высокого
уровня качества, или единичного изделия из комплекта изделий, приобретаемого
целевым назначением для оснащения отечественных производственных или иных
объектов, если по предоставленной технической документации можно судить о
безопасности изделий;
- схему 9а - при сертификации продукции отечественных
производителей, в том числе индивидуальных предпринимателей, зарегистрировавших
свою деятельность в установленном порядке, при нерегулярном выпуске этой
продукции по мере ее спроса на рынке и при нецелесообразности проведения
инспекционного контроля;
- схемы 10 – 10а – при положительном производстве
отечественной продукции небольшими объемами.
Схемы 1а, 2а, 3а, 9а и 10а рекомендуется применять вместо
соответствующих схем 1, 2, 3, 4, 9 и 10, если у органа по сертификации нет
информации о возможности производства данной продукции обеспечить стабильность
ее характеристик, подтвержденных испытаниями.
Необходимое условие применения схем 1а, 2а, 3а, 9а и
10а – участие в анализе состояний производства экспертов по сертификации систем
качества (производства) или экспертов по сертификации продукции, прошедших
обучение по программе, включающей вопросы анализа производства.
При проведении обязательной сертификации по этим
схемам и наличии у изготовителя сертификата соответствия на систему качества
(производства) анализ состояния производства не производится.
Конкретную схему сертификации для данной продукции
определяет орган по сертификации.
2.3 Основные задачи по развитию сертификации
Основные задачи по развитию сертификации сводятся к
следующим моментам:
- организационно-методическое совершенствование;
- сертификация экспортируемых товаров;
- развитие сравнительных испытаний.
Организационно-методическое совершенствование
Введение в 1992 году в России обязательной
сертификации обеспечило значительный социально-экономический эффект. Оно
отразилось на снижении затрат федерального бюджета на обеспечение безопасности
продукции для жизни и здоровья людей и защиты окружающей среды; уменьшении
числа случаев подделки товаров. Обеспечило практическую реализацию прав
потребителей на выбор товара надлежащего качества; повышение качества услуг в
торговле; предотвращение поступления на отечественный рынок значительного
количества некачественной и небезопасной продукции.
Вместе с тем необходимость решения таких задач, как
снижение доли затрат на сертификацию в себестоимости продукции; дальнейшее
сближение практики сертификации продукции с требованиями ЕС; усиление активного
влияния на качество производимой продукции и др., потребовала внесение
изменений в Закон «О сертификации продукции и услуг».
Концептуальные положения этих изменений характеризуют
новое в сфере сертификации. Это необходимость более четкой регламентации
подтверждаемых требований стандартов и полномочий федеральных органов
исполнительной власти, отвечающих за организацию сертификации, а также порядка
составления перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации; передача
утверждений перечня групп продукции в компетенцию Правительства, а определение
конкретной номенклатуры – федеральным органам власти, участвующим в
сертификации в рамках своей компетенции.
Актуальная проблема – сертификация товаров малых
предприятий, выпускающих ее небольшими партиями, а также фермерской продукции.
Для них, как правило, мало подходят принятые схемы сертификации. Необходимы
более простые схемы, позволяющие уменьшать финансовые и временные затраты.
Более широкое развитие в последнее время получает
аккредитация, поскольку формирование этой системы в России практически
завершено: стандарты серии 51.000, регламентирующие аккредитацию, гармонизованы
с рекомендациями ИСО/МЭК и европейскими стандартами.
В настоящее время уточняется статус добровольной
сертификации: она будет производиться применительно к любым объектам по
предложению заявителя, но не заменит требования обязательной сертификации для
товаров (в соответствии с законодательством).
Предполагается исключить функцию государственного
надзора за соблюдением правил сертификации, тем более что в системе
сертификации действует инспекционный контроль.
С развитием сертификации ее полезным эффектом все в
большей степени будет считаться не только предотвращение попадания на рынок
опасной и некачественной продукции, но и формирование покупателя о высоком и
надлежащем качестве товара. Этому будут способствовать и знаки соответствия.
Основные направления дальнейшего развития
сертификации:
- совершенствование законодательной базы;
- уточнение действующих основополагающих документов и
разработка новых;
- разработка и пересмотр государственных и
межгосударственных стандартов;
- развитие сети органов по сертификации, испытательных
лабораторий и более рациональное их размещение;
- реализация федеральной инновационной программы
«Сертификация и метрология»;
- совершенствование работы Межведомственного совета по
сертификации в плане разделения функций между ведомствами России в области
сертификационной деятельности;
- дальнейшая гармонизация российской системы
сертификации с международными правилами, что особенно актуально для
присоединения России к ЕС и вступления в ВТО;
- совершенствование подготовки кадров и др.
Сертификация экспортируемых товаров
Сертификация в международной торговле – один из
методов нетарифного регулирования, смысл которого сводится к защите прав
потребителей своей страны при импорте продукции и содействию продвижения
отечественной продукции на внешних рынках. Для экспортера особую значимость
приобретает наличие сертификата соответствия, признаваемого в международном
масштабе.
Согласно Российскому законодательству контроль за
вывозимыми товарами возложен на таможенные органы. Однако ни федеральное
законодательство, касающееся сертификации, ни таможенные правила не
предусматривают каких-либо положений по сертификации экспортируемой продукции.
Таким образом, сложилась ситуация, когда сертификация товара, предназначенного
для продажи за рубежом, полностью зависит от заинтересованности самого
экспортера. Между тем в мировой практике существуют диаметрально
противоположные примеры. «Так, в Японии экспортируемые товары подлежат
обязательной сертификации, причем предпочтительно в международных системах,
что обеспечивает беспрепятственное признание сертификата в любой принимающей
стране». [6]
В Росси обсуждается предложение о введении
предтаможенного инспектирования товаров для экспорта, что позволит решить такие
задачи, как определение соответствия качества товара условиям контракта и учет
количества перемещаемых товаров с оценкой их стоимости в зависимости от
качества.
Развитие сравнительных испытаний
Основной аспект сертификации – безопасность –
предопределяет информирование потребителя посредством сертификата или знака
соответствия лишь о безопасности товара (услуги). Ведь потребителя при выборе
товара интересует его надежность, экономичность и т.д.
В зарубежной практике подробные сведения об
аналогичных товарах от разных производителей обеспечивают результаты
сравнительных испытаний (тестирование), проводимые аккредитованными
испытательными центрами. Результаты сравнительных испытаний публикуются в
специализированных изданиях, которые в порядке рекламы доводят до потребителей
информацию о качестве предлагаемых на рынке товаров.
Отмечается, что товары, получившие оценку
«удовлетворительно», постепенно исчезают с рынка, так как спрос на них заметно
падает. Оценка «плохо» или «с большими недостатками» влечет за собой полное
отсутствие спроса. Все это вынуждает производителей постоянно совершенствовать
свою продукцию, если они планируют удерживать позиции на рынке.
В странах ЕС введены единые методики по проведению
однотипных сравнительных испытаний различными испытательными центрами. Введение
таких методик обеспечивает необходимыми сведениями аккредитующие органы, так
как согласно разработкам ИСО/МЭК результаты сравнительных испытаний
рассматриваются как критерий оценки технической компетентности лаборатории.
Заключение
До 1992 г. Россия была одной из немногих европейских
стран, не имевших общегосударственной системы сертификации, что крайне
отрицательно сказывалось (и сказывается до настоящего времени) как на
безопасности и техническом уровне товаров, так и на возможностях их экспорта.
В феврале 1992 г. был принят Закон РФ «О защите прав
потребителей», а в 1993 г. – Закон РФ «О сертификации продукции и услуг», в
силу которого реализация товаров, выполнение работ и оказание услуг без
сертификата, подтверждающего их соответствие установленным требованиям,
запрещаются.
Правовой основой сертификации продукции являются:
Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» от 07.02. 1992 № 2300 –
1 (с изм. от 21.12.2004); Закон РФ «О сертификации продукции и услуг» от
10.06.1993 № 5151-1 (с изм. от 22.11.2001).
Закон Российской Федерации «О защите прав
потребителей» установил ряд принципиально новых для России положений:
- закрепил права потребителей, признаваемые во всех
цивилизованных странах;
- предусмотрел механизм защиты потребителей, права
которых нарушены при продаже недоброкачественных товаров либо при ненадлежащем
выполнении работ и оказании услуг;
- определил механизм реализации этих прав.
На основании статьи 5 Закона обязательной сертификации
подлежат:
- товары (работы, услуги), на которые в
законодательных актах, государственных стандартах установлены требования,
направленные на обеспечение безопасности жизни, здоровья потребителей и охраны
окружающей среды (продукция производственно-технического назначения, товары
народного потребления, услуги), а также на предотвращение причинения вреда
имуществу потребителей;
- средства, обеспечивающие безопасность жизни и
здоровья потребителей.
Закон Российской Федерации «О сертификации продукции и
услуг» принят 10 июня 1993 года (в новой редакции от 22.11.2001) № 5151-1. Он
устанавливает правовые основы обязательной и добровольной сертификации
продукции, услуг и иных объектов в России, а также права, и обязанности и
ответственность участников сертификации. В развитие положений Закона издаются
подзаконные акты, в том числе постановления Правительства, нормативные акты
министерств и ведомств, принимаемые в соответствии с их компетенцией, которые
регулируют деятельность по обязательной и добровольной сертификации в России.
Сертификация осуществляется в
целях:
- создания условий для
деятельности организаций и предпринимателей на едином товарном рынке Российской
Федерации, а также для участия в международном экономическом, научно -
техническом сотрудничестве и международной торговле;
- содействия потребителям в
компетентном выборе продукции;
-защиты потребителя от недобросовестности
изготовителя (продавца, исполнителя);
- контроля безопасности продукции
для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;
- подтверждения показателей
качества продукции, заявленных изготовителем.
Сертификация может иметь обязательный и добровольный
характер.
Закон «О сертификации продукции и услуг»
регламентирует права и обязанности участников сертификации: государственных
органов управления, центрального органа системы сертификации, органа по
сертификации и испытательной лаборатории, а также изготовителя (продавца)
товара.
В соответствии с законами «О защите прав потребителей»
и «О сертификации продукции и услуг» в России организованы испытательные
лаборатории (центры), система аккредитации испытательных лабораторий, работы по
сертификации в рамках большого количества систем как обязательной, так и
добровольной сертификации. Для повышения доверия к результатам сертификации,
защиты от необъективной информации, возможности взаимного признания и
сопоставления результатов испытаний продукции были приняты Правила сертификации
(работ, услуг) в Российской Федерации.
Сертификация – это деятельность по подтверждению
соответствия продукции установленным требованиям.
К основным принципам сертификации относятся:
- обеспечение достоверности информации об объекте
сертификации;
- объективность и независимость, как от изготовителя
продукции, так и от потребителя;
- профессиональность испытаний;
- исключение дискриминации по отношению к иностранным
заявителям;
- право заявителя выбирать орган по сертификации и
испытательную лабораторию;
- открытость информации о результатах сертификации или
по прекращению срока (отмене) сертификата, знака соответствия;
- многообразие методов испытаний с учетом особенностей
объекта сертификации, его производства и потребления;
- использование в деятельности по сертификации
рекомендаций и правил ИСО/МЭК, региональных организаций, положений
международных стандартов и других международных документов;
- признание в России аккредитации зарубежных органов
по сертификации и испытательных лабораторий, сертификатов и знаков соответствия
на основе многосторонних и двусторонних соглашений, в которых участвует
Российская Федерация;
- соблюдение конфиденциальности информации,
составляющей коммерческую тайну;
- привлечение в необходимых случаях к работам по
сертификации обществ потребителей.
Сертификат соответствия (сертификат) – документ,
выданный по правилам системы сертификации для подтверждения соответствия
сертифицированной продукции (услуг) установленным требованиям, т.е. сертификат
соответствия – документ, которым завершается процесс сертификации.
Наряду с сертификатом существует знак соответствия,
зарегистрированный в установленном порядке, которым по правилам, установленным
в данной системе сертификации, подтверждается соответствие маркированной им
продукции установленным требованиям.
Порядок проведения сертификации установлен
постановлением Госстандарта РФ от 21 сентября 1994 года по отношению к
обязательной сертификации продукции (в том числе и импортируемой). Однако он
может применяться и при добровольной сертификации. Для систем сертификации
однородной продукции с учетом ее особенностей допускается разработка
соответствующего порядка.
Порядок проведения сертификации устанавливает последовательность действий,
составляющих совокупную процедуру сертификации, в частности:
А) Подача заявки на сертификацию
Б) Отбор, идентификация образцов и их испытания
В) Оценка производства
Г) Выдача сертификата соответствия
Д) Применения знака соответствия
Е) Инспекционный контроль за сертифицированной
продукцией
Ж) Корректирующие мероприятия
Применяемые при обязательной сертификации схемы
определяются Госстандартом и другими государственными органами управления в
пределах своей компетенции, на которые законодательными актами возлагается
организация и проведение работ по обязательной сертификации. При этом
учитываются особенности производства, испытаний, конкретной продукции, затраты
заявителя и требуемый уровень доказательности сертификации. К последнему
требованию относится факт использования в отечественной практике сертификации
схем, применяемых за рубежом.
Схему добровольной сертификации определяет заявитель,
который предлагает ее органу по сертификации. Рекомендуемые схемы сертификации
в системе ГОСТ Р, разработанные с учетом рекомендаций ИСО/МЭК и практики
подтверждения соответствия в ЕС, приведены в таблице 2.1.
Основные задачи по развитию сертификации сводятся к
следующим моментам:
- организационно-методическое совершенствование;
- сертификация экспортируемых товаров;
- развитие сравнительных испытаний.
Актуальная проблема – сертификация товаров малых
предприятий, выпускающих ее небольшими партиями, а также фермерской продукции.
Для них, как правило, мало подходят принятые схемы сертификации. Необходимы
более простые схемы, позволяющие уменьшать финансовые и временные затраты.
Сертификация в международной торговле – один из
методов нетарифного регулирования, смысл которого сводится к защите прав
потребителей своей страны при импорте продукции и содействию продвижения
отечественной продукции на внешних рынках. Для экспортера особую значимость
приобретает наличие сертификата соответствия, признаваемого в международном
масштабе.
В Росси обсуждается предложение о введении
предтаможенного инспектирования товаров для экспорта, что позволит решить такие
задачи, как определение соответствия качества товара условиям контракта и учет
количества перемещаемых товаров с оценкой их стоимости в зависимости от
качества.
Основной аспект сертификации – безопасность –
предопределяет информирование потребителя посредством сертификата или знака
соответствия лишь о безопасности товара (услуги). Ведь потребителя при выборе
товара интересует его надежность, экономичность и т.д.
В зарубежной практике подробные сведения об
аналогичных товарах от разных производителей обеспечивают результаты
сравнительных испытаний (тестирование), проводимые аккредитованными
испытательными центрами. Результаты сравнительных испытаний публикуются в
специализированных изданиях, которые в порядке рекламы доводят до потребителей
информацию о качестве предлагаемых на рынке товаров.
Отмечается, что товары, получившие оценку
«удовлетворительно», постепенно исчезают с рынка, так как спрос на них заметно
падает. Оценка «плохо» или «с большими недостатками» влечет за собой полное
отсутствие спроса. Все это вынуждает производителей постоянно совершенствовать
свою продукцию, если они планируют удерживать позиции на рынке.
В странах ЕС введены единые методики по проведению
однотипных сравнительных испытаний различными испытательными центрами. Введение
таких методик обеспечивает необходимыми сведениями аккредитующие органы, так
как согласно разработкам ИСО/МЭК результаты сравнительных испытаний
рассматриваются как критерий оценки технической компетентности лаборатории.
Литература
1.
Гражданский кодекс РФ. М.:
– 2006.
2.
Закон Российской Федерации
«О защите прав потребителей» от 07.02. 1992 № 2300 – 1 (с изм. от 21.12.2004).
3.
Закон Российской Федерации
«О сертификации продукции и услуг» от 10.06.1993 № 5151-1 (с изм. от
22.11.2001).
4.
Басовский Л.Е., Протасьев
В.Б. управление качеством. Учебник для ВУЗов. – М.: 2002 – 212 с.
5.
Гиссин В.И. Управление
качеством продукции: Учебное пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2000. – 256 с.
6.
Управление качеством
продукции: Учебное пособие/под ред. Новицкого Н.И., 3-е изд., стереотипное ООО
«Новое знание», 2004. – 367 с.
7.
Федько В.П., Альбеков А.У.
маркировка и сертификация товаров и услуг: Учебное пособие. - Ростов н/Д:
Феникс, 1998. – 640 с.
Содержание
Введение
3
1. Правовая основа и
терминология
4
1.1 Закон
Российской Федерации «О защите прав потребителей» 4
1.2 Закон
Российской Федерации «О сертификации продукции и услуг» 7