1 Необходимость и
сущность денег.
Деньги – товар,
который через свою стоимость выражает стоимость всех других товаров.
Деньги – всеобщий
эквивалент, экономическая и историческая категория.
Необходимость их
вызвана наличием хозяйственного пр-ва.
На разных этапах
исторического развития роль денег вначале выполняли товары, затем благородные
металлы.
В своем развитии
деньги прошли следующую эволюцию.
- металлические
деньги – медные золотые и серебряные деньги
- государственные
бумажные деньги – выпускаемые гос-вом для покрытия бюджетного дефицита не
разменные на золото и наделенные принудительным курсом
- кредитные деньги
– банкнота, вексель, кред карты, электронные деньги.
Банкнота –
кредитные деньги выпускаемые эмиссионным банком страны и являющиеся
национальными деньгами на тер-рии гос-ва.
Вексель – ценная
бумага, письменное долговое обязательство по которому в определенный срок
должник должен оплатить определенную сумму денег.
Различают простой
и переводной вексель.
Простой – долговое
обязательство дебитора. Выписывается и подписывается должником.
Переводной –приказ
кредитора должнику о выплате определенной денежной суммы.
Выписывается и
подписывается кредитором.
Чек – письменный
приказ владельца счета банку о выплате определенной суммы денег другому лицу
или о перечислении денежной суммы на другой счет.
Электронные деньги
– деньги, при которых носителем информации является определенный сигнал.
Кредитные карточки
– карточки, при которых используемые денежные средства сверх имеющиеся на
счете денежных средств.
8 Типы денежных систем.
Денежная система РФ
Под денежной системой понимается
исторически сложившаяся в каждой стране форма организации денежного
обращения.
Основу денежной системы обычно закрепляют
национальным законодательством.
2 Типа денежных систем
Монометаллизм
Биметаллизм
Монометаллизм – такая денежная система при
которой всеобщим эквивалентом является только один благородный металл.
Серебро или золото.
Свободная чеканка монет возможна для
конкретного металла.
Биметаллизм – такая денежная система при которой
все5общим эквивалентом выступают оба благородных металла. Свободная чеканка
монет возможна для обоих благородных металлов
Денежная Система РФ
Закон о денежной системе РФ от 25.09.1992 г
установил как должна функционировать денежная система РФ.
В РФ официальной денежной единицой является
рубль.
Законом запрещен выпуск других денежных
единиц. Право выпуска наличных денег, организация изъятия их из обращения на
территории РФ принадлежит ЦБ РФ.
Элементами денежной системы РФ являются
- Денежная единица страны. – денежный знак,
установленный в законодательном порядке. Служащий для соизмерения цены и
товара.
Рыночный масштаб цен
- Виды денег – банкнота и монета
Эмиссионная система –законодательно
установленный порядок выпуска денег в обращения.
Организация безналичного оборота.
Аппарат осуществляющий регулирование
денежного обращения.
15
Инфляция и формы ее
проявления.
Термин и. означает «вздутие». И –
обесценение денег в результате избытка их в обращении и ведущее к
перераспределению национального богатства страны.
Национальный доход - вновь созданная
стоимость за год в отраслях сферы материально производства и
непроизводственной сферы, т.е. нематериально производства.
Национальное богатство – совокупность
материальных благ, которыми располагает гос-во.
Инфляцию вызывают внутренние и внешние
причины.
Внутренние
Кризис гос. Финансов
- избыточное и неэффективное
инвестирование.
Инвестиции – дополнительные вложения
капитала в различные сферы экономики в целях получения прибыли.
Внешние
- топливные и продуктовые кризисы
- валютные кризисы
В зависимоти от величины роста цен
различают следующие виды инфляции.
- умеренная ежегодные темпы прироста цен
составляют от 3 до 5-10%
- галупирующая среднегодовые темпы прироста
цен от 20 до 100%
- гиперинфляция – прирост цен более 1000% в
год
Такая инфляция ведет к расстройству
платежного оборота и нарушению хозяйственных связей
Высокая инфляция представляет опасность для
страны и требует принятия мер.
Отечественный тип инфляции отличается от
всех других типов инфляции
По след. Причинам:
- переход от плановой экономики к рыночной
- высокие темпы роста цен
Главными неденежными факторами инфляции 90
годов являются
- Кризис плановой экономики
- Низкий уровень производительности труда и
качества продукции
Главными денежными факторами инфляции 90
годов являются
- Дефицит бюджета
- Распад рублевой
зоны
16
Виды денежных реформ.
Денежная реформа – совокупность мер по
созданию новой денежной системы или по укреплению, изменению отдельных частей
прежней денежной системы.
Нуллификация – объявление об аннулировании
сильно обесцененные денежные единицы и введение новой валюты.
Девальвация – официальное признание гос-вом
снижения покупательной способности денежной единицы страны и обмен
обесценивающихся денег на новые, исходя из уровня обесценения.
Ревальвация – официальное признание гос-вом
повышение курса национальной валюты по отношению к иностранной.
Реставрация – восстановление прежнего
золотого содержания денежной единицы.
Деноминация – «метод зачеркивания нулей».
23
Органы управления
финансами
Кроме высших законодательных органах власти
управление финансами в РФ осуществляют следующие
- МинФин РФ и его органы на местах
Задачи МинФина
- Разработка и реализация стратегических
направлений единой государственной финансовой политики.
- составление проекта и исполнение
федерально бюджета
- Обеспечение устойчивости гос финансов
- концентрация фин ресурсов на приоритетных
направлениях социально- экономического развития РФ
- Разработка предложений по привлечению в
экономику страны иностранных кредитов
- совершенствование методов бюджетного
планирования, финансирования, отчетности.
- Осуществление контроля за рациональным и
целевым расходованием бюджетных средств и гос внебюджетных фондов.
- Управление федерального казначейства -
отвечает за кассовое исполнение бюджета.
- Мин РФ по налогам и сборам и его органы
на местах
Задачи
- Действовать в соответствии с
законодательством
- Осуществлять контроль за соблюдением
налогового законодательства по вопросам правильного исчисления, полноты и
своевременности внесения налогов в бюджет и во внебюджетные фонды
- Вести в установленном порядке учет
налогоплательщиков
- проводить проверки налогоплательщиков
- ежемесячно представлять финансовым
органам и органам казначейства сведения о фактически поступивших суммах
налогов и других платежей в бюджет
- информировать Минфин о всех случаях
неуплаты налогов предприятиями
- Осуществлять возврат излишне уплаченных
налоговых сумм и неправильно изъятых с налогоплательщиков пени и штрафов
- Гос таможенный комитет.
Задачи
- проводить налоговые проверки по налогам
взимаемым таможенными органами.
- проверять все док-ты, связанные с
исчислением и уплатой налогов, взимаемых таможенными органами.
- приостанавливать
операции налогоплательщиков по счетам в банках при неисполнении или
ненадлежащем исполнении налогового законодательства.
27
Факторы, влияющие на
организацию финансов ком. Ор-ций
- Организационно-правовая форма
хозяйствования.
На содержание
финансовых отношений и ор-цию финансовой работы субъектов хозяйствования
существенно влияют их отраслевая принадлежность, технико-экономические
особенности.
32
Экономическая сущность и
состав Госфинансов
Госфинансы являются важной сферой
финансовой системы страны.
В ее состав входят:
- Бюджеты разных уровней
- Внебюджетные фонды
- Гос кредит
- Финансы гос предприятий
33
Государственные доходы
Гос доходы – часть финансовых отношений,
связанная с формированием финансовых ресурсов в распоряжении государства и
гос предприятий.
Централизованные гос доходы – образуются за
счет налоговых поступлений и платежей населения
Децентрализованные гос доходы – образуются
из денежных доходов и накоплений самих предприятий.
Система гос. Доходов – совокупность всех
доходов, формируемых разными методами.
Основными методами мобилизации гос. Доходов
являются:
- Налоги. Налог, пошлина, сбор –
обязательный взнос в бюджет или во внебюджетный фонд в установленном порядке
и в установленные сроки. Налоги являются важным платежем. Они являются
экономической категорией. Выполняют 2 ф-ции – фискальную и экономическую.
С помощью фискальной гос-во формирует
бюджетный фонд.
Экономическая влияет на процесс
воспроизводства.
Все налоги, взимаемые на тер-рии РФ делятся
на прямые и косвенные.
Прямые - такие налоги, которые
устанавливаются на доход или имущество налогоплательщика (на имущество
пр-тий)
Косвенные – включаются в виде надбавки в
цену товара или тарифа на услугм и оплачивабтся потребителями. (акцизы,
госзаймы)
Используются не только на покрытие
бюджетного дефицита, но и для решения вопроса связанного с капитальными
вложениями.
Эмиссия.
34
Государственные расходы
Гос расходы – часть финансовых отношений,
связанная с использованием централизованных и децентрализованных доходов в
гос-ве.
Система гос рвсходов – совокупность
конкретных видов расходов.
Гос расходы состоят из прямых расходов
гос-ва и расходов гос предприятий, ор-ций, уч-ний.
Кроме этого расходы делятся на расходы на
инвестиции, в действующие или вновь созданные пр-тия. А также на социальные
расходы.
Принципы ор-ции гос расходов:
- Целевое направление средств
- Безвозвратность расходования
государственных ресурсов
- Соблюдение
режима экономии.
43
Экономические основы и
принципы социального обеспечения. Пенсии и пособия.
Соц обеспечение как экономическая категория
– система распределительных отношений, в процессе которых за счет части
национального дохода образуются и используются общественные фонды денежных
средств для материального обеспечения и обслуживания граждан.
Основные виды расходов по соц обеспечению –
выплаты денежных пенсий и пособий.
Пенсии – периодические выплаты определенных
денежных сумм для материального обеспечения граждан.
Виды пенсий – по старости, инвалидности, за
выслугу лет, в случае потори кормильца.
Социальные пенсии выплачиваются по
некоторым категориям граждан.
Основные виды пособий – по временной
нетрудоспособности, беременности и родам, рождении ребенка, по уходу за
ребенком, на детей военнослужащих срочной службы, пособие по безработице,
ритуальные пенсии, социальная помощь малоимущим.
Экономич. Источники соц обеспечения.
Некоторые экономисты источником образования общественных фондов потребления,
включая выплаты пенсий считают прибавочный продукт. Другие связывают
общественные фонды потребления с необходимым продуктом. Анализ различных
фондов социального обеспечения и выплат из них показывает, что источником
одних является необходимый продукт, других – прибавочный продукт.
Выплаты пособий по временной
нетрудоспособности, беременности и родам, расходы на обучение и трудовое
обустройство инвалидов, переобучение безработных своим источником имеют
необходимый продукт. Назначение этих выплат – предоставить необходимые
жизненные блага работнику в период его временной нетрудоспособности,
безработицы. Эти выплаты непосредственно связаны с затратами на
воспроизводство рабочей силы до начала трудовой деятельности. Каждое молодое
поколение содержится как за счет необходимого продукта, так и за счет
прибавочного продукта в форме льгот и услуг из общественных фондов
потребления. С начала рудовой деятельности и до выхода на пенсию это
поколение создает общественный продукт (необходимый и прибавочный) в
увеличивающихся объемах. Значительно увеличивающаяся часть прибавочного
продукта направляется в фонд накопления. В результате быстро растет объем
национального богатства – каждое новое поколение передает последующему
значительного больший объем национального богатства, чем само получает от
своего предшественника. На этой основе каждое новое поколение своим трудом
увеличивает пр-во валового продукта. При этом возрастает как объем необходимого
продукта, используемого на удовлетворение личных потребностей работников
материально пр-ва, так и прибавочного продукта, направляемого на развитие
пр-ва и образование общественных фондов потребления, в т.ч. на содержание
нетрудоспособных членов общества.
Принципы социального обеспечения:
- Всеобщность – соц обеспеченность
распространяется на всех трудящихся без исключения, независимо от пола,
возраста, расы, характеристики с места работы, форм ее оплаты.
- Общедоступность – означает, что условие,
определяющее право на ту или иную пенсию доступны для всех.
- Зависимость размера и формы обеспечения
от прошлого труда.
- Длительности и стажа, условий работ,
размера з/п, других факторов, связанных с трудовой и общественной
деятельностью.
- Разнообразие предоставляемых форм
обеспечения и услуг. Это пенсии и пособия на трудоустройство, разнообразные
мероприятия по укреплению здоровья, предупреждение и снижения заболеваемости.
- Демократический характер организации
социального обеспечения и его управления.
53
Операции по лизингу и
факторингу.
Лизинг –вид инвестиционной деятельности по
преобретению имущества и передела его на основании договора лизанга физ или
юр.лицам за определенную плату на определенный срок и условиях, оговоренных
договором с правом выкупа имущества лизингополучателем.
Факторинг – финансирование по уступку
денежного требования. В настоящее время факторинг не получил большого
распространения.
44
Страховой рынок. Участники
и сущность страхования.
Страхование как
экономическая категория подразумевает процесс формирования целевых денежных
фондов и их использование на возмещение ущерба при возникновении непредвид.,
неблагоприятных явлениях разл. рода, также на оказание материальной помощи
при наступлении в их жизни определенных событий. Страховые фонды – ден.
ср-ва, но сущ. и в натур. формах (аграрный сектор экономики РФ- семена и
фуражные фонды) Государство регламентирует и контролирует деятельность
страховщиков через систему государственного страхового надзора (департамент
страхового надзора при МинФине).
Страхователь – физ. или юр.
лицо, кот. заключает страх. договор со страховой организацией, уплачивает
страх. взносы и получает право на возмещение страх. убытков при наступлении
определенных обстоятельств.
Страховщик – всегда юрид. лицо,
организация, кот. имеет лицензию на страховую деятельность, получает взносы,
обязано выплатить страховую компенсацию по договору в связи с наступлением
страхового случая.
Объект страхования
– то,
что страхуют. М.б. жизнь, здоровье, имущество, транспорт, риски,
ответственность
Основные задачи
страхования.
1) возмещение
ущерба гражданам, юр. лицам, государствам при возникновении неблагоприятных
событий
2) сбережение –
создание капитала для намеченных целей: расширить производство, сделать
дорогое приобретение и т.д.
3) страхование во
многом освобождает бюджет от бремени расходов по возмещению убытков,
нанесенных гос-ву в результате форс-мажорных обстоятельств(природные
катаклизмы). Предпринимательство и страхование нах. в неразрывной связи.
Наличие рыночных отношений обеспечивает усиление страх. услуг: свобода, риск,
ответственность.
4) страхование м.
стать эффективным средством реализации соц. пол-ки гос-ва (пенсии, пособия,
мед. обслуживание)
5)
страхование во многих странах явл. стабильным источником инвестиций в
экономику, м. стать стратег. институтом в укр. нац. Экономики.
50
ЦБ РФ. Задачи и функции.
ЦБ занимает ведущее место в экономике любой
страны. Возникновение его диктуется потребностями экономики. Возглавляет ЦБ
председатель. Управление ЦБ осуществляет совет директоров. Цб обладает
имуществом. Уставной капитал ЦБ является федеральной собственностью. ЦБ
осуществляет свои расходы за счет собственных доходов.
ЦБ образует единую централизованную систему
с вертикальной структурой.
В систему ЦБ входят – центральный аппарат,
территориальные уч-ния, отделения на местах.
Основные задачи ЦБ
- Регулирование денежного обращения
- Проведение денежно-кредитной политики
- Ор-ция расчетов и кассового обслуживания.
- Защита интересов вкладчиков банка.
- Осуществления надзора за деятельностью
коммерческих банков.
Функции ЦБ РФ
- Эмиссия и контроль за денежным обращением
- Установление экономики обоснованных
лимитов и нормативов деятельности банков
- Формирование эффективного механизма
денежно кредитного регулирования.
|
2
Функция денег как меры
стоимости
– деньги являясь всеобщим эквивалентом выполняют эту ф-цию.
В ней деньги используются для соизмерения
стоимостей.
Стоимость – возмещенный в товаре труд.
Цена – денежное выражение стоимости товара.
В основе цены лежит себестоимость а также
спрос и предложение.
Различают свободные рыночные цены и
государственные регулируемые цены.
Под свободной ценой понимается цена которая
определяется на основе спроса и предложения.
Под госрегулируемыми ценами понимаются цены
которые используются для узкого круга товаров производимых монополиями.
В этой ф-ции деньги используются как
идеальные т.е. мысленно представленные.
Это значит что
товары мысленно приравниваются к деньгам еще до их обмена.
3
Ф-ция денег как средства
обращения.
Товаропроизводитель создает товар для
продажи. Ему необходимо продать его. В этой ф-ции деньги выступают как
реальные. Они выполняют роль минимального посредника в обмене.
Существует 2 вида денег.
Банкнота
Металлическая монета – слиток металла
определенного веса и достоинства.
Существует 2 формы денег
Наличные деньги – банкноты и монеты
Безналичные деньги – деньги, осуществленные
в виде записи на счетах в банке.
Эмиссия – выпуск
денег в обращение.
10
Организация денежного
обращения
Денежное обращение – движение денег в
наличной и безналичной формах. Во внутреннем обороте страны, которое связано
с реализацией товаров и услуг.
Денежный оборот делится на
наличный(движение наличных денег) и безналичный(движение безналичных денег).
Во всем мире важное значение имеет
безналичный оборот.
Его сущность:
Предприятия, учреждения, ор-ции обязаны
хранить денежные средства в учреждениях банка, на расчетных, текущих,
бюджетных счетах.
С этих счетов осуществляются платежи за
материальные ценности, услуги.
Деньги со счета на
счет переводятся банком на основании расчетных док-ов.
17
Понятие и сущность
финансов.
Термин «финансы» возник в 15-18 в в
торговых городах Италии. Сначала он обозначал любой денежный платеж.
В дальнейшем термин ф. получил
международное распространение и стал употреблятся как понятие, связанное с
системой денежных отношений между населением и гос-вом по поводу образования
государственных фондов денежных средств.
Финансы – система денежных отношений,
организованных гос-вом, связанная с формированием и использованием
общегосударственных фондов денежных средств.
Финансы являются экономической и
исторической категорией. Предысторией возникновения финансов было появление
денег и возникновение гос-ва. С появлением гос-ва возникла необходимость
создавать общегосудаственные фонды денежных средств.
Необходимость финансов в нашей стране
связана с наличием товарно-денежных отношений и действием закона стоимости.
18
Функции
финансов
-
Распределительная – обеспечивает каждый субъект хозяйствования финансовыми
ресурсами. Од субъектом хоз. Деятельности понимается предприятие, учреждение,
ор-ция. Объектами действия распределительной ф-ции финансов выступают:
-
Стоимость Валового Общественного Продукта.
ВОП
– продукт, произведенный обществом за год.
Часть
национального богатства, принявшее денежную форму.
-
Контрольная – основа ф-ции, движение финансовых ресурсов субъектов
хозяйствования. Объектом контрольной ф-ции являются финансовые показатели
деятельности организаций, предприятий, учреждений. С помощью контрольной
функции финансов можно узнать, насколько своевременно финансовые ресурсы
поступают в распоряжение разных субъектов хозяйствования. Контрольная функция
действует при финансировании, кредитовании, проведении безналичных расчетов.
-
Регулирующая – проявляется в гос. регулировании финансов.
Основными
являются контрольная и распределительная.
Контрольная
ф-ция финансов действует в тесном единстве с распределительной.
Одновременное
действие обоих ф-ций позволяет полностью проявляться в следующем
-
финансы признаны обеспечивать государство финансовыми ресурсами.
-
финансы признаны обеспечивать развитие производства, его стабильность,
непрерывный рост.
Финансы
признаны способствовать повышению эффективности производства, обеспечению
рентабильности.
19
Финансовая
система.
ФС
включает в себя
Совокупность
финансовых отношений, существующих в рамках данной общественно-экономической
формации. В основу построения финансовой системы положено 3 элемента:
-
Функциональное назначение – означает, что каждое звено финансовой системы выполняет
свои задачи.
-
Единство финансовой системы – означает, что единство определяется единой
экономической и политической основой гос-ва.
-
Территориальность – означает, что каждая область, республика имеет
соответствующий аппарат финансовых и страховых органов.
В
общей совокупности финансовых отношений выделяют три крупные сферы финансовой
системы:
-
финансы предприятий, учреждений, ор-ций.
-
страхование
-
государственные финансы
Внутри
каждой из этих сфер выделяются звенья.
Сферы
и звенья взаимосвязаны ив совокупности образуют единую финансовую систему.
Финансы
предприятий, ор-ций, учреждений.
-
Финансы предприятий, учреждений функционирующих на коммерческих основах
-
Финанасы пр-тий, уч-ний осуществляющие некоммерческую деятельность.
-
Финансы общественных фондов
Страхование
-
Социальное
-
Личное
-
Имущественное
-
Ответственности
-
Страх. Предпринимательских рисков.
Государственные
финансы
-
Гос бюджет
-
Внеоборотные фонды
-
Государственный кредит.
24
Сущность и назначение
финансового контроля
ФК – законодательно регламентируемая
деятельность специально создаваемых учреждений контроля и
контролеров-аудиторов.
За соблюдение финансового законодательства
и финансовой дисциплины всех экономических субъектов, а также за
целесообразность и эффективность их финансовых операций.
Задачи фин контроля:
- выявление резервов в народном хоз-ве
- выявление возможного увеличения доходов
бюджета
- контроль за эффективностью использования
материальных, трудовых денежных ресурсов.
В основе ор-ции фин контроля лежат следующие
принципы
- регулярность – контроль должен
осуществляться не от случая к случаю а периодически
- универсальность – широкий охват всех
сторон деятельности проверяемого объекта
- предупредительность – в ходе контроля
нужно не только выявить нарушения, но и предупредить их
- действенность – в результате проверки
должны быть не только выявлены но и устранены недостатки
- гласность – результаты проверки предаются
гласности
- добросовестность
– проверяющий в акте проверки должен добросовестно отражить выявленные факты
нарушения и злоупотребления.
26
Понятие финансов
коммерческих ор-ций, принципы их организации.
Коммерческое пр-тие – организация
коммерческого дела с целью выпуска продукции или оказания услуг и получение
прибыли.
В отличие от коммерческого предприятия –
некоммерческое не имеет целью получение прибыли.
Некоммерческие пр-тия могут получать
прибыль, но она не будет распределяться в виде девидентов по акциям, а
полностью будет направляться на развитие предприятия.
Принципы ор-ции комм. Пр-тий
- Хозяйственная самостоятельность –
субъекты хозяйствования езависимо от формы собственности самостоятельно
определяют сферу экономической деятельности, источники финансирования,
направления вложений денежных средств с целью получения прибыли
- Самофинансирование – полную
самоокупаемость затрат на производство, реализацию продукции, выполнению
работ, оказанию услуг.
- материальная заинтересованность –
коммерческие пр-тия заинтересованы в получении прибыли. На уровне отдельных
работников предприятия, организации, реализация этого принципа может
обеспечена высоким уровнем оплаты труда.
- материальная ответственность –
коммерческие ор-ции которые нарушают договорные обязательства, налоговые
законодательства, расчетную дисциплину – уплачивают финансовые санкции, штрафы,
неустойки.
- Обеспечение
финансовыми резервами – коммерческие предприятия должны формировать
финансовые резервы, они могут формироваться из чистой прибыли, после уплаты
из нее налогов и других платежей в бюджет.
38
Бюджетный дефицит и методы
его финансирования.
(смотри вопрос 35)
35
Социально- экономическая
сущность бюджета и его роль.
Бюджет – форма образования и расходования
фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и
функций гос-ва.
Бюджет является экономической категорией.
Функции бюджета:
Распределительная – обеспечивает
сосредоточение денежных средств в руках гос-ва.
Контрольная – используется для определения,
на сколько своевременно и полно финансовые ресурсы поступают в распоряжение
гос-ва и эффективно ли используются они.
Б. включает 2 части: доходную и расходную.
Превышение гос расходов над гос доходами
дает понятие бюджетный дефицит.
Превышение гос доходов над гос расходами
дает понятие бюджетный профицит.
Важно чтобы доходная часть соответствовала
расходной, но на практике так получается не всегда.
Чаще всего встречается бюджетный дефицит,
его источники:
- низкая доля поступления налогов и
др.платежей в бюджеты разных уровней.
- низкая эффективность общественного
производства.
Бюджетное финансирование – предоставление
денежных средств из бюджете на осуществление расходов по отдельным
мероприятиям.
Роль бюджета
состоит в том, что с переходом к рыночным отношениям бюджет становится одним
из главных инструментов гос-ва в проведении экономической и социальной политики.
36
Бюджетная система,
принципы ее построения
(смотри вопрос 35)
37
Доходы и расходы гос.
Бюджета
Доходы бюджета – экономические отношения
между гос-вом с одной стороны и хозяйствующими субъектами и гражданами с
другой стороны.
Различают налоговые и неналоговые доходы
федерального бюджета.
Налоговые доходы:
- Федеральные налоги и сборы, перечень и
ставки определяет налоговое законодательство РФ
- Таможенные пошлины, сборы и иные платежи.
- Госпошлина в соответствии с законами РФ
Неналоговые доходы:
- Доходы от использования имущества,
находящегося в гос. собственности
- Доходы от платных услуг, оказываемых
бюджетными уч-ниями
- Доходы от продажи гос имущества
- Часть прибыли унитарных предприятий
- Прибыль банка РФ по нормативам,
установленным федеральными законами.
- Доходы от внешнеэкономической
деятельности
- Доходы от реализации гос запасов
Расходы бюджета – экономические отношения,
возникающие между гос-вом и ор-циями, уч-ниями.
В ходе использования централизованных
фондов денежных средств
Расходы:
- на обеспечение деятельности президента
РФ, федерального собрания, счетной палаты и др.
- на функционирование федеральной судебной
системы
- расходы на осуществление международной
деятельности
- расходы на национальную оборону и
обеспечение безопасности гос-ва
- расходы на фундаментальные исследования
- расходы на государственный, ж\д,
воздушный и морской транспорт
- расходы на развитие атомной энергетики
- на исследование и освоение космоса
- на федеральную инвестиционную программу
40
Классификация государственных
займов.
Государственные ц/б можно классифицировать
по след. Признакам:
1)
по
субъектам заемных отношений
- займы, размещаемые центральными
органами управления.
- займы, размещаемые территориальными
органами управления
2) по месту размещения
- внутренние - внешние
3) по обращении на рынке
- рыночные займы – свободно
продаются и покупаются
- не рыночные займы – продаются и
покупаются не свободно
4) по срокам погашения
- краткосрочные (до 1 года)
- среднесрочные ( 1-5 лет)
- долгосрочные (5 и более лет)
5) по обеспеченности долговых
обязательств
- закладные облигации –
обеспечиваются конкретным залогом (имуществом)
- беззакладные – выплаты по которым
осуществляются без залога, имеют исключительную надежность
6) по характеру выплачиваемого дохода
- выигрышные облигации – выплаты и
доходы по ним осуществляются на основании тиражей выигрыша
7) Процентные облигации
- выплаты осуществляются 1-2 или 4 раза
в год на основе купона.
- Облигации с нулевым купоном –
продаются с номиналом и скидкой
8) по методу определения дохода
- долговые обязательства по существу
бывают с твердым или плавающим доходом.
9) В зависимости от обязанностей заемщика
соблюдают сроки погашения займа:
- обязательства с правом долгосрочного
погашения
- обязательства без такого права
Подразумевается контроль за 2 показателями
- за удельный вес
в доли ВВП
41
Управление госкредитом и
гос долгом.
Под управлением гос долгом понимается
контроль за 2 показателями:
- за удельным весом долга в ВВП, за
стоимостью обслуживания долга
Различают внутренний и внешний долг
Гос внутреннее заимствование РФ в валюте РФ
формирует гос внутренний долг.
Гос внешнее заимствование в иностранной
валюте формирует гос внешний долг
Предельный размер гос внешнего долга
ежегодно утверждается в форме федерального
Закона
47
Понятие ссудного процента.
Ссудный % выступает в форме платы заемщика
кредитору. За пользование предоставленной ему ссуды. Ставка платы за кредит
может устанавливаться на весь период кредитования или в плавающей форме.
Источником уплаты ссудного процента у граждан являются сбережения граждан, а
у пр-тий в основном, чистая прибыль. Сегодня значение ссудного процента заключается
в том, что он используется для регулирования кредитных отношений с
коммерческими банками.
45
Отрасли, формы и виды
страхования.
Обязательным
является
страхование, осущ. в силу закона в целях обеспечения социальных интересов
граждан и интересов гос-ва. Виды, условия и порядок проведения обязательного
страхования определяется соответствующими законами РФ. Законом м.б.
предусмотрены случаи обязательного страхования жизни, здоровья и имущества
гос. служащих определенных категорий. Обязательное гос. страхование
осущ. за счет средств, выделяемых на эти цели из соответствующего бюджета
министерствам и иным фед. органам испол. власти . Обязательное страхование
: пассажиров ж/д, водного транспорта, т.е. страх. явл. определенный круг
лиц. Осн. признаки: наличие договора, плательщиком премии выст. сам
страхователь. Обяз. гос. страхование – некоммерческая форма
страхования. Цель – обеспечение соц. интереса всего об-ва: отчисления в
ФОМС, ФСС.
Добровольное
страхование
осущ. на основе договора между страхователем и страховщиком. Регламентируется
ФЗ «Об организации страховой деятельности в РФ» и ГК РФ. Один из видов
страхования – личное страхование. Объектами личного страхования м.б.
интересы, связанные с жизнью, здоровьем, трудоспособностью и пенсионным
обеспечением страхователя или застрахованного лица: страхование жизни, детей
до 16 лет, воспитанников детских домов, жизни на случай родов, от несчастных
случаев, хирургического вмешательства.
Имущественное
страхование
– процесс, в кот. страховщик согласно договору обязуется при наст. страх.
событий возместить страхователю или 3-му лицу (застрахованному) возм. убытка,
причин. застрах. имуществу и имущ. интересам(мебель, повреждение или част.
утрата имущества)
49
Структура современной
кредитной системы. Понятие и виды банков.
Кредитная система – совокупность
учреждений, обеспечивающих сосредоточение временно свободных денежных
средств, сбережений, доходов и использование их для кредитования предприятий
населения гос-ва.
КС включает в себя след. Звенья:
1 Банки – главные звенья в кредитной
системе.
Банк – кредитная ор-ция, созданная для
привлечения денежных средств во вклады физических и юридических лиц и
размещения их от своего имени и за свой счет на условия возвратности
платности, срочности, а также для открытия и ведения банковских счетов физ и
юридич лиц.
Сегодня в РФ двухуровневая банковская
система. Она проявляется в следующем:
1 На 1ом уровне осуществляет свою
деятельность ЦБ, который осуществляет реферирование всей банковской системы
страны
2 Ко 2 му уровню относят коммерческие
банки.
КБ делят на универсальные и
специализированные.
К универсальным относят банки, которые
осуществляют весь комплекс операций по обслуживанию клиентов.
К специализированным относят банки, которые
выполняют ограниченный круг операций.
Специализированные кредитно-финансовые
инструменты
- Инвестиционные компании
- Инвестиционные фонды
- Страховые компании
- Ломбарды
Субъекты коммерческого кредита – это
звено включает в себя работающие предприятия, осуществляющие продажу своей
продукции с отсрочкой платежа.
|
4
Функция денег как средства
платежа.
В современных условиях эта функция денег
становится основной и преобладающей.
Из этой ф-ции
денег вырастает коммерческий кредит, возникает новая разновидность бумажных
денег – кредитные деньги.
5
Функция денег как средство
накопления и образования капитала.
Накопление – самовозрастание стоимости.
Сбережение – застывшая форма стоимости.
Сокровище – деньги приостановленные в
движении. Выступает в 2 формах
Золотой запас гос-ва – резерв золота в
слитках и монетах.
Частная тезаврация – накопление денег в
форме слитков, монет, украшений у населения
Накопления как сокровища выступают в 2
формах
Банковские вклады – приносят проценты
Преобретение
ценных бумаг – акции, облигации, приносят доход в виде девидендов и
процентов.
6
Функции мировых денег
Мировые деньги – наиболее сложная функция
денег.
Обслуживают международный экономический
оборот.
На современном этапе эти ф-ции денег
выполняют резервные валюты.
Под валютой понимаются деньги, обслуживающие
международные отношения.
Под резервной валютой понимается СКВ
промышленно развитой страны выполняющая ф-ции международного платежного и
резервного средства.
Кроме резервной валюты эту ф-цию выполняют
международные денежные единицы – Доллар США, немецкая марка.
Межданародная денежная валюта – ЕВРО
Валютный курс – соотношение между денежными
единицами разных стран.
Валютные курсы формируются на мировом
валютном рынке.
В зависимости от спроса и предложения на
изменение валютных курсов оказывает влияние 2 фактора
- Состояние экономики страны
- Состояние
платежного баланса страны.
7
Роль денег в рыночной
экономике.
- Деньги выступают в качестве связующего
звена между товаропроизводителями
- Деньги превращаются в капитал
Именно на деньги преобретается основной
товар – рабочая сила и ср-ва пр-ва
Рабочая сила –
способность к труду.
9
Закон денежного обращения
Характерен для всех
общественно-экономических формаций, в которых существует товарно-денежные
отношения.
Формула КД = СЦ – К + П – ВП / О
КД – кол-во денег, необходимых в качестве
средства обращения и платежа.
СЦ – сумма цен реализованных товаров и
услуг.
К – сумма проданных товаров и услуг в
кредит, срок платежей по которым не наступил.
П – сумма платежей по долговым
обязательствам.
ВП – сумма взаимооблагающихся платежей.
О – среднее число оборотов денег как
средства платежа и ср-ва обращения.
20
Финансовая политика,
стратегия.
Содержание финансовой политики включает
следующие звенья
- Выработку научно-обоснованных теорий
развития финансов.
- Определение основных направлений
использования финансов на перспективу и текущий период
- Осуществление практических действий,
направленных на достижение поставленных целей.
Единство 3 этих целей определяет содержание
звеньев финансовой политики.
Финансовая политика подразделяется на
финансовую стратегию и тактику.
Фин стратегия – долговременный курс
финансовой политики, рассчитан на перспективу и предусматривает решение
крупномасштабных задач.
Фин тактика – направлена на решение задач
конкретного этапа развития общества путем перегруппировки фин ресурсов.
Фин ресурсы – доходные суммы
Стратегия и тактика финансовой политики
взаимосвязаны.
Эта взаимосвязь проявляется в следующем
- Стратегия создает благоприятные
возможности для решения задач тактики.
- Тактика позволяет в более сжатые сроки
решать задачи, которые были намечены стратегией. В этом и проявляется
взаимосвязь между стратегией и тактикой.
Развитие гос-ва связано с изменением фин.
Политики.
Классическая, регулирующая,
планово-директивная.
Использование того или иного типа
финансовой политики определяется особенностями текущего этапа развития
экономики.
- До конца 20 годов основным типом фин
политики большинства стран был классический
- на его смену пришла регулирующая политика
- Планово-директивная фин политика
проводилась практически во всех бывших социалистических странах.
ЗНАЧЕНИЕ Фин Политики
-ФП играет важную роль в развитии
производительных сил и рациональном размещении их на территории страны
- ФП способствует
укреплению и развитию экономич связей со всеми странами мира.
21
Финансовый механизм и его
роль
ФМ представляет собой совокупность способов
ор-ции фин отношений применяемых обществом в целях создания благоприятных
условий для экономического и социального развития общества.
Структура Фм сложна.
- ФМ предприятий и хоз. Ор-ций
- Страховой механизм
- Механизм функционирования гос. Финансов.
Каждая из этих сфер включает отдельные
звенья.
Каждая сфера и
звено фин. Мех. Являются составной частью единого целого, они взаимосвязаны.
22 Понятие управление
финансами
Управление – совокупность приемов и методов
целенаправленного воздействия на объект для достижения определенного
результата.
Управление присуще всем сферам человеческой
деятельности в т.ч. и в фин сфере. В РФ управление финансами прежде всего
осуществляют высшие органы законодательной власти.
- Федеральное собрание и 2 его палаты –
Госдума и совет федерации
Такое управление имеет место при
рассмотрении и утверждении федерального бюджете РФ и утверждении отчета о его
исполнении.
Фед собрание рассматривает законы о
налогах, сборах, обязательных платежах.
25
Формы и методы финансового
контроля.
Различают 2 вида моделей
- Англо-саксонская – деятельность
контрольного органа ограничена на подготовке отчета, ревизии
- Французская – контрольные органы
исполняют и некоторые судебные функции
3 формы фин контроля
- Предварительный – предшествует совершению
проверяемых финансово- хозяйственных операций
Значение – предупредить нарушение закона,
нецелесообразное расходование средств.
Такой контроль осуществляется при
рассмотрении, утверждении бюджета, смены финасового плана, а также при выдачи
денег банком
- Последующий – проводится после завершения
фин-хоз операций, после того как поступили доходы, были израсходованы
средства бюджета, материальные ценности.
Значение этой формы контроля – он дает
убедиться в в законности совершаемых операций, сохранности денежных средств,
материальных ценностей, в использовании их по назначению.
В ходе такого контроля вскрываются
нарушения в процессе исполнения бюджета, сокрытии доходов, хищении,
злоупотребления со стороны отдельных лиц. По результатам контроля должны быть
приняты меры по устранению скрытых недостатков, наказанию виновных лиц. Такой
контроль проводится перед анализом отчетов, балансов предприятий.
- Текущий контроль – проводится в процессе
совершения фин-хоз операций. Значение этой формы заключается в том, что он
признан предотвратить неправильные и незаконные операции. Он осуществляется
банками в процессе осуществления расчетов кредитования, ежедневно в процессе
работы финансовых комитетов
К методам фин контроля относят:
- проверки и обследования
Счетная проверка должна предшествовать
началу анализа фин-хоз деятельности. От хорошо проведенной проверки годового
отчета пр-тий и учр-ний будет зависеть качество анализа.
В ходе счетной проверки годового отчета
проверяют:
- Своевременность предоставления отчета,
правильность заполнения, оформления, полнота отчета, правильность
арифметических итогов во всех формах отчетности, согласованность и
взаимосвязь во всех формах отчетности.
- Экономический анализ
финансово-хозяйственной деятельности пр-тий, ор-ций за отчетный период.
- Инвентаризация – проверка материальных
ценностей, денежных ср-в, финансовых обязательств, и выявление их
фактического состояния. Снятие остатков и проверка учетных записей.
- Ревизия –
проверка фин-хоз деятельности пр-тий и ор-ций за отчетный период
28 Финансы некоммерческих
ор-ций
В составе фин. Отношений ор-ций работающих
в социальной сфере выделяют:
- Отношения, возникающие у учреждений,
ор-ций с банками. В связи с получением погашением банковских ссуд и уплаты
ссудного процента.
- Отношения со страховыми ор-циями, в связи
с формированием и использованием страховых фондов.
- отношения с персоналом уч-ния по выплате
зарплат и премий.
- Отношения между субъектами хозяйствования
разных отраслей.
- Отношения с потребителями услуг и
спонсорами.
29
Финансовые ресурсы
коммерческих ор-ций
Фин. Ресурсы – денежные доходы и
поступления находящиеся в распоряжении пр-тия и предназначенные для
выполнения финансовых обязательств, осуществления расходов по расширенному
воспроизводству и экономическому стимулированию работающих.
Расширенное воспроизводство – обновление
основанных средств и нематериальных активов в размерах, превышающих
начисленную сумму износа.
Источники формирования фин. Ресурсов:
- Собственные средства. Прибыль, выручка от
реализации продукции, работ, услуг.
- ресурсы мобилизуемые предприятиями на
финансовом рынке:
Денежные ср-ва от продажи предприятием на
финансовом рынке собственных ценных бумаг.
Денежные ср-ва от
финансово-банковской системы в порядке перераспределения. К ним относят
дивиденды и проценты по ценным бумагам в других пр-тиях.
30
Домашнее хоз-во как
субъект экономической деятельности.
Домашнее х-во – ведется одним или
несколькими лицами, проживающими совместно и имеющими общий бюджет.
Финансы дом. Х-ва представляют собой
экономические денежные отношения по формированию и использованию фондов
денежных ср-в в целях обеспечения материальных и социальных условий жизни
членов х-ва и их воспроизводство.
Функции:
- Обеспечение жизненных потребностей семьи.
Создает реальные условия для существования членов данной семьи.
- Распределительная – охватывает первичное
распределение национального дохода и формирование первичных доход семьи.
Обе ф-ции финансов
домашнего х-ва взаимосвязаны и действуют одновременно, дополняя друг друга.
31
Бюджет домашнего х-ва
Доходы домашнего х-ва – часть национального
дохода, создаваемого в процессе производства и предназначенная для
удовлетворения материальных и духовных потребностей членов хоз-ва.
Расходы домашнего х-ва – фактические
затраты на преобретение материальных и духовных ценностей, необходимые для
продолжения жизни человека, которые включают потребительские расходы и
расходы не связанные непосредственно с потребителями.
Фин ресурсы домохозяйства включают в себя:
- Собственные средства (зарплата)
- денежные ср-ва, мобилизованные на рынке в
форме получения кредита, девиденды и проценты по ценным бумагам.
- Ср-ва
поступившие в порядке перераспределения (пенсии, пособия)
39
Гос кредит как
экономическая и финансовая категория.
Гос кредит – кредит, при котором заебщиком
выступает гос-во, а кредиторами население, банки и пр-тия.
ГК – экономическая и финансовая категория.
Это важное звено финансовой системы страны.
Функции кредита:
Распределительная – через нее
осуществляется формирование централизованных денежных фондов гос-ва.
Регулирующая – гос-во сознательно
использует гос кредит, как инструмент регулирования экономики.
Контрольная – непрерывно связана с контрольной
ф-цией финансов.
42
Соц-экономическая сущность
внебюджетных фондов.
Внебюджетные фонды – совокупность
финансовых ресурсов, имеющих строго целевое назначение и находящееся в
распоряжении федеральных, региональных, местных органов самоуправления.
По целевой направленности эти формы делятся
на социальные и экономические.
Внебюджетные соц фонды – пенсионный, фонд
соцстрахования, фонд медицинского страхования.
Внебюджетные эконом. Фонды – отраслевые и
межотраслевые фонды научно-исследовательских и конструкторских разработок,
дорожные фонды и др.
Источники формирования внебюджетных фондов
– социальный налог, налоги в соответствующие фонды, отчисления от прибыли
ор-ций, добровольные взносы граждан, ор-ций.
Внебюджетные фонды создаются 2 путями
1)
Выделение
из бюджета определенных расходов, имеющих особо важное значение.
2)
Формирование
внебюджетного фонда собственными источниками доходов для определенных целей.
Гос. Пенсионный фонд – денежные ср-ва его
не входят в состав гос бюджета. Этот фонд был образован в соответствии с
постановлением верховного совета РСФСР от 22 декабря 1990г.
Денежные ср-ва этого фонда идут на выплату
пенсий, пособий на детей старше 1.5 года, выплаты пособий одиноким матерям,
оказание помощи престарелым и инвалидам.
Фонд соцстраха –
действует в соответствии с указом президента РФ от 2 августа 1992 года. Он
является самостоятельным и строго целевым. Его денежные ср-ва направляются на
выплаты пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам,
выплату пособий при рождении ребенка, пособий на период отпуска по уходу за
ребенком до достижения им возраста 1.5 года, соц пособия на потребления.
51
Коммерческие банки и их
операции
В РФ первые коммерческие банки появились в
конце 1988 года. Основными задачами коммерческих банков являются:
- Активное проведение политики на
увеличение собственных ср-в
- Расширение сферы услуг, оказываемых
клиентами
- Повышение качества услуг
- Внедрение новых банковских технологий
- Ускорение безналичных расчетов
Основные ф-ции
- Посредничество в кредите
- Посреднечество в оп-циях с ц/б
- Стимулирование накоплений в экономике
страны
Принципы коммерческих банков
- Экономическая независимость – банки
осуществляют свои действия независимо
- Кредитование коммерческих банков
осуществляется в пределах имеющихся банковских ресурсов.
КБ осуществляют комиссионно- посреднические
операции – банк выступает как комиссионер, за счет и по поручению своих
клиентов осуществляет операции
Кредитные операции
52
Операции по кредитованию
Кредитные операции – связаны со сосредоточением
и размещением банковских ресурсов.
Их делят на активные и пассивные. Они
находят отражения в балансе ком. Банка.
46
Понятие кредита,
необходимость, сущность, источники и принципы кредита.
Кредит – экономические отношения между
кредитором и заемщиком по поводу предоставления в долг денег или товаров.
Кредит – форма движения капитала.
Ссудный капитал – особая экономическая
категория капитала. К. экономическая и историческая категория. Необходимость
к. связана с характерным кругооборотом производственного фонда пр-тия. В
процессе кругооборота производственных фондов отдельных пр-тий у них
происходит образование временно свободных денежных средств. В отдельные
периоды времени одни пр-тия нуждаются в дополнительных расходах, другие не
нуждаются в них. В результате возникает противоречие, решаемое с помощью
кредита.
Ф-ции кредита:
- Перераспределительная – главная ф-ция к.
Сущность ее заключается в том, что посредством ее большие денежные ср-ва
которые без кредита были бы «замороженными», вовлекаются в хоз. Оборот и
используются производительно.
- Ф-ция централизации капитала – сущность
ее заключается в том, что кредит служит орудием централизации капитала.
- Ф-ция концентрации и накопления капитала
– кредит активно содействует концентрации и накоплению капитала.
- Ф-ция замены полноценных действительных
денег кредитными и безналичными расчетами. Кредит дает возможность замены в
процессе обращения полноценные действительные деньги кредитными.
Принципы кредитования:
- Обеспеченность ссуд
- Целевое использование ссуд
- Принцип срочности
- Принцип возвратности
- Принцип платности
- Дифференцированный характер кредита.
Роль кредита – к.
выступает как экономич. Стимул для пр-тий, т.к. кредит нужно вернуть,
переплатив банковский (ссудный) %.
54
Рынок Ценных бумаг, его
роль и значение.
Рынок ЦБ – рынок на котором осуществляются
операции по ЦБ.
Функции рынка цб:
- ф-ция образования
- информационная
- перераспределительная
- ф-ция страхования фин. Рисков.
- стимулирующая
- контрольная.
Под обращением ЦБ понимается купля-продажа
ЦБ между инвесторами по рыночным ценам.
Эммитет ЦБ – юрлицо, выпускающее ЦБ в
обращение.
Инвестор ЦБ – юрид. Или физ. Лицо,
приобретающее ЦБ от своего имени и за свой счет.
Портфель ЦБ – совокупность всех ЦБ,
принадлежащих инвестору.
Первичный рынок ЦБ – где осуществляется
обращение ЦБ.
Вторичный – означает дальнейшее обращение
ЦБ.
Роль финансового рынка – инвестировать
денежные ср-ва в пр-во, с помощью его облегчить развитие предприятий,
отраслей, которые обеспечивают максимальную прибыль инвестору, что имеет
важное значение в современных условиях.
|