Шпаргалка по маркетингу (ГОС, 2006г.)
Шпаргалка по маркетингу (ГОС, 2006г.)
Эластичность
спроса и предложения и ее значение для предпринимательской деятельности.
В экономике «эластичночть»
используется для измерения степени влияния ценовой политики на объем продаж
товаров и торговую выручку.
Единицей
измерения эластичности выступает процент. В предпринимательской практике чаще
всего используют изменение в процентах одной переменной в результате
однопроцентного изменения другой.
Показатель ценовой
эластичности спроса применяют для того, чтобы выяснить , насколько
процентов изменился объем продаж вследствие 1%-ого изменения цены за единицу
товара.
Ценовая изменение
объема продаж товаров ,%
Эластичность ЭР
=
спроса изменение
цены, %
Существуют пять
вариантов ценовой эластичности спроса:
1).Спрос
считается эластичным, если при уменьшении цены на единицу
(1) спрос возрастает более чем на 1, при этом снижение цены компенсируется
ростом объема продаж и выручка возрастает.
2).Спрос
считается неэластичным, если при уменьшении цены на 1,
спрос возрастает но менее чем на 1, выручка снижается.
3).Спрос имеет единичную
эластичность, если при снижении цены на 1 спрос возрастает на 1, а
выручка остается неизменной.
Единичная
эластичность показывает границу снижения цены.
4).Различают абсолютно
неэластичный спрос. Неизменное количество товаров продается при
любой цене (лекарства).
5).Абсолютно
эластичный спрос – любое понижение цены приводит к многократному
росту объема продаж. (обычно это дорогие товары).
Варианты эластичности спроса: Варианты
эластичности предложения:
Одно и тоже изменение цены вызывает
разное изменение объема продаж.
Эластичность
предложения
характеризует относительное изменение цен товаров и их продаваемого количества.
1).Предложение эластично,
если при увеличении цены на 1 предложение возрастает более чем на 1.
2).Предложение неэластично,
если при увеличении цены на 1 предложение возрастает, но менее чем на 1.
3).При единичной
эластичности изменение цены на 1 вызывает увеличение предложения на
1. Имеет место равновеликое изменение цен и кол-ва предлагаемых товаров. При
наличии спроса предложение и выручка растут при любом росте цены.
4).Товар может
быть абсолютно неэластичен по предложению – если прилюбом
изменении цены предлагается неизменное кол-во товара (уникальные, антикварные
товары).
5) Товар может
быть абсолютно эластичным по предложению, если при любом
повышении цены предложение растет (хлеб).
5.
Теория производства. Издержки производства. Их структура и виды.
Производство- это процесс трансформации ресурсов в товары и услуги.
Издержки
производства – это
затраты на производство товаров и оказание услуг.
Цель
деятельности любой фирмы в рыночных условиях – максимизация прибыли, она
ограничивается издержками производства и спросом на выпускаемую продукцию.
Издержки
производства: явные и неявные.
Неявные
ИП – это вмененные
издержки или альтернативные издержки упущенных возможностей (стоимость которую
можно было получить посредством иного альтернативного производства, от которого
пришлось отказаться)
Явные
издержки – это
бухгалтерские издержки – это затраты, которые фактически несет фирма.
Классификация явных издержек:
FC – постоянные издержки, не
зависят от объема производства (арендная плата, з/п адм.-хоз. персонала).
VC – переменные издержки, зависят
от объема производства (сырье, материалы, з/п рабочих)
TC – валовые издержки TC= FC + VC
AFC – средние постоянные издержки –
это постоянные издержки на единицу продукции AFC= FC/Q , Q –
объем производства
AVC – средние переменные издержки
–переменные издержки на единицу продукции AVC= VC/Q
ATC – средние валовые издержки -
валовые издержки на единицу продукции ATC = TC/Q = AFC + AVC
MC – предельные
издержки – дополнительные издержки, связанные с увеличением объема
производства на единицу. MC
= rTC / rQ
При анализе
деятельности фирмы наиболее важны характеристики на единицу продукции, т.е.
средние издержки.
1).AFC – убывающая кривая
2).Соотношение МС и АТС и МС и АVC
- Если МС ниже средних АТС и АVC, ,
т.е. каждая новая единица продукции стоит дешевле, чем предыдущая, то АТС и АVC имеют
тенденцию к снижению.
- Если МС выше средних АТС и АVC, т.е.
каждая новая единица продукции дороже чем предыдущая, то АТС и АVC имеют
тенденцию к росту.
3).Кривая МС пересекает АТС и АVC в
точках минимального значения АТС и АVC.
4)На первом этапе АVC
уменьшаются –сказывается эффект масштаба производства
(увеличение объема производства), затем АVC начинают расти –вступает в силу закон
убывающей отдачи.
Различают: краткосрочный
период – фирма несет постоянные издержки; и долгосрочный
период – постоянных издержек нет, фирма меняет условия
производства.
Динамика ТС:
- при небольших объемах производства в структуре ТС преобладают постоянные
издержки FC, при увеличении объема производства – переменные
издержки VC.
Утверждение 3 является важным для решения вопроса о
минимизации издержек фирмы в краткосрочном периоде.
В краткосрочном периоде фирма стремится к
выбору такого объема производства, при котором минимизируются издержки и
максимизируется прибыль.
В
долгосрочном периоде фирма решает вопрос об изменении условий производства с целью
максимизации прибыли.
|