Шпаргалки по бюджетированию
Шпаргалки по бюджетированию
2. Осн. понятия бюдж-я
Бюджет- количеств
выраж-е централизовано устанавливаемых пок-лей плана пред-я на опред период по:
использ-ю кап, тов-мат., и фин ресурсов; привлечение источников фин-я тек и
инвестиц деят-ти; доходам и расходам; движ ден ср-в; инвестициям к кап и фин
влож-ям. Определяющими характ-ми бюджета явл: формализация (количеств выраж-е)
и сквозной характер (системность, непрерывность). Бюджет пред-ия всегда
разрабатывается на опред временной интервал – бюджетный период. Бюджетир-е
– процесс реализации бюджета как документа практич деят-ти компании. Бюджетный
цикл – период времени от начала первой стадии бюджетного процесса, т.е.
составление сквозного бюджета до завершения 3-ий стадии план-факт анализа
исполнения бюджета.
5. Инфраструктура бюджетного процесса.
I Учет: 1. б.у., 2. оператив учет, 3. сбор
инф-ии о сост рынка. II. Технология: 1. цели и задачи
(целевые показ-ли и нормативы), 2. виды бюдж-в, 3. Схема консолидации
(методология составления контроля и анализа сводного бюджета), 4. форматы
бюджетов, 5. принципы бюдж-я, 6. квалифицированный персонал. III. Организация: 1. Фин структура (набор ЦФО), 2. регламент бюдж-я и бюдж
контроля, 3. шаг фин планир-я, 4. распред-е ф-ций и ответственности между
уровнями управ-я, 5. график документооборота, 6. система орг распорядит и внутр
нормативных док-ов. IV. Автоматизация : 1. тех ср-ва, 2.
ПО, 3. требования к исходной инф-ии.
6. Осн группы бюдж-в.
Осн. бюджеты
предназн для упр-я финансами орг-ции, оценки фин сост-я и бизнеса. Необходимо
составлять все 3 вида этих бюджетов ( БДиР, БДДС, расчетный баланс). Операц
и вспомогат. бюджеты нужны для увязки в натур показ-лях планир-я со
стоимостными, т.е. для более точного сост-я осн бюджетов. Специальные
бюджеты необходимы для более точного опред-я целевых показ-ей и нормативов
фин планир-я более точного учета особенностей местного налогообложения (бюджет
балансовой прибыли, чист приб, НИОКР, налоговый бюджет).
7. Бюджет
продаж показывает помесячный и поквартальный объемы
продаж по видам прод-ции и в целом по компании и по подразделениям в натур и
стоимостных показателях на нач и конец бюджетного периода. Производственный
бюджет показывает помесячный и поквартальный объемы пр-ва (выпуска) по
видам прод-ции и в целом по компании в натур показателях с учетом запасов ГП на
нач и конец бюджетного периода. Бюджет запасов ГП содержит инф-ию о
запасах по видам прод-ции и по компании в целом и по отдельным видам бизнеса в
натур и стоимостном выраж-и.
8. Бюджет
прямых мат затрат содержит инф-ию о запасах сырья и
мат-ов, покупных изделий и комплектующих в расчете на ед ГП по видам прод-ции и
в целом по компании в натур и стоимостных показ-лях, а также инф-ию о запасах
осн мат-ов на начало бюджетного периода. Бюджет прямых затрат труда
отражает затраты на з/п осн производств персонала на протяжении бюджетного
периода в расчете на ед ГП по видам прод-ции и в целом по компании в натур и
стоим пок-лях (т.е. с учетом чел-часов и тариф ставок). Бюджет общепроизводств
расходов показывает: расходы на з/п АУП, ИТР и вспомогат персонала занятого в
данном бизнесе; арендные платежи; комунальные и командировач расходы; затраты
на тек ремонт.
9. Бюджет управ
раходов содержит инф о расходах на: з/п АУП, ИТР и
вспомогат персонала в аппарате упр-я; арендные и комунальные расходы; командировачные
расходы; затраты на тек ремонт… Бюджет коммерч расходов отражает
расходы: на рекламу, комиссионные сбытовым посредникам, транспортные услуги,
прочие расходы по реализации. Бюджет накладных расходов содержит инф о
прочих расходах орг-ции (амортизация, оплата% по кредитам, др общезаводские
расходы на протяжении бюджетного периода).
10. Главный смысл
операц бюджетов – более тщательная подготовка исходных данных для основных
бюджетов, а также перевод планируемых показателей из натур ед измерения в стоимостные.
Бюджеты несколько отличаются от смет формами и форматами: 1. затраты в бюджете
представлены в виде планов, графиков. 2. бюджеты составляются в виде 2-х
бюджетных форм: а) плана графика начисления затрат, б) графиков оплаты, в
котором отражается план поступления и списания ден ср-в.
11. Правильный
выбор формата – набора статей управ учета не регулируется нормативно правовыми
актами. Требования к форматам бюджетов: 1. должны быть совместимы с действ в
орг-ции системы бух фин отчетности. 2. нужно чтобы бухгалтера понимали чего от
него хотят получить из пок-лей для целей планир-я и прогнозир-я. 3. для нужд
бюдж-я бух фин отчетность нужно модефицировать введя категории: моржинальная
прибыль, усл- пост расходы… 4. в бюдж форматах должны находиться не все
возможные, а наиб важные статьи затрат. Отдельно следует выделять те статьи,
доля которых превышает 0.5-1% выручки.
12. Вспомогат
бюджеты предназначены для более тщательного планир-я
динамики активов. 1) план капитальных (первонач затрат, инвестиц бюджет)
затрат, показывает распред-е по бюдж периодам фин ресурсов, выделяемых на
инвестиции. 2) кредитный план представляет собой док-т, в котором отражены
кредиты и инвестиции необходимые пред-ию на предстоящий бюджетный период.
Специальные бюджеты показывают калькуляцию или распред-е отдельных статей осн
бюджетов (налог бюдж, бюдж ЧП).
Роль спец и вспомаг бюдж-в заключается в
подготовке инф-ии для составления осн бюдж-в или обработки их итоговой инф-ии.
13. Подготовка
мастер бюджета и прежде всего осн бюджетов носит интерактивный хар-р, т.е. их
постоянно приходится корректироватьдля соответствия целям и задачам фирмы. При
составлении осн бюдж-в могут использоваться 2 подхода: 1) Прямой (на основе
составления операц бюдж-в), 2) Косвенный (упрощенный), на основе сбалансирования
расходов и тек затрат, первонач стартовых затрат и финансирования.
14. С этого вида
бюджета начинается планир-е, исходным пунктом к нему явл составл прогноза
продаж. При расчете по группам выделяется средний товар в группе и по нему след
образом исчисляется: общий оборот = кол-во предполагаемой к продаже
прод-ции * отпускная цена из спец графика взятая с учетом инфляции. Чистые
продажи = общий оборот – все выплаты с общего оборота. В бюджете продаж
должен быть представлен график поступлений ден ср-в от продажи прод-ции. График
поступлений необходим для более точного составления бюджета движения ден ср-в,
т.к: 1) позволяет определить сроки и размеры оплаты отгруженной прод-ции. 2)
позволяет опред-ть структуру ден ср-в и их аналогов – фин сурогатов
(взаимозачеты, векселя…). Поскольку усл-я функц-я конкретного бизнеса у каждой
компании различные, то и формат графика поступлений у них будет разный. Процесс
оптимизации бюджета продаж можно завершить лишь зная параметры осн бюдж-в.
15. Шаг.1. Опред-ть
V продаж каждого продукта на 1-ый месяц бюджетного периода
в натур выраж-и (в шт, экз). Шаг2. Опред-ть цену каждого продукта на 1-ый мес
бюджетного периода. 3. Объем продаж каждого продукта за мес равен цена * V продаж в натур выраж-и. 4. Опред-ть возможную динамику цен (среднемес
темп инфляции) и/или динамику сбыта (темп среднемес роста V продаж). 5. Объем продаж каждого продукта за 1-ый мес бюдж периода.
Темп роста= динамика продаж каждого продукта по мес. 6. Просуммировав значение
объема продаж в каждом месяце получим V продаж по каждому
продукту. 7. Просуммировав по каждому периоду значение в каждом месяце
определим V пр-ва прод-ции по всем продуктам и по всем
месяцам бюдж периода. 8. Если в динамике V продаж внутри
бюдж периода запланированы возможные колебания, их необходимо учесть,
скорректировать значение бюджета продаж за соответств месяцы. 9. Для составл
графика поступл ден ср-в за отгруж прод-цию предстоит опред-ть долю прод-ции,
которая будет реализована за наличный расчет или по предоплате.
16. Обычно в
состав производств бюджета принято включать след операц бюджеты: бюджет пр-ва,
запасов, прямых затрат на мат-лы (на опл труда), прямых производств затрат,
общепроизводств накладных расходов. Назначение этого бюджета – опред-ть
производств программу для производств структур или план закупок товаров для
торговых пред-ий на предстоящий бюджетный период. Упрощенный порядок составл
бюджета: 1) опред-ть ст-ть запасов по каждому изделию в первый и послед месяцы
бюджетного периода и просуммировав их получить общую с/ть на нач и конец бюдж
периода. 2) Опред-ть месяцы бюдж периода, в которых планируется изменить
уровень запасов ГП. 3) Расчитать ежемесяч уровни пр-ва с учетом бюджета продаж
и остатков ГП.
17. Назначение бюджета прямых затрат
на мат-лы – опред-ть затраты сырья, мат-ов, п/ф, комплект изделий и др.
продуктов необходимых для пр-ва ГП, чья ст-ть целиком относится на V продаж и изменяется прямопропорционально V
продаж. В рамках данного бюджета предстоит также опред-ть нормативный
(переходящий) запас сырья и мат-ов., а также график погашения кредит зад-ти. Бюджет
прямых затрат труда, назначение – опред-ть прямые (переменные) издержки на
з/п в соответствии с составленным ранее бюджета продаж, учитывая в нем
усл-перем виды расходов на з/п. Для составл этого бюджета необходимо расчитать
затраты раб времени в часах и чел-часах идущие на изготовленные единицы ГП и
ст-ть 1-ого чел-часа времени по средней или средневзвешенной тарифной ставки.
Инф-ия бюджета м/б представлена в виде плана графика прям затрат труда или
графика выплаты з/п.
18. Назначение
бюджета – опред-ть издержки связанные с теми категориями произв или операц
затрат, которые прямопропорц изменяются при изменении V
пр-ва (продаж), к их числу могут быть отнесены: электроэнергия, сопутств мат-лы,
страх-е грузов, экспедиторские и др расходы связанные с доставкой груза. Для
торговли – экспедит расходы, страх-е грузов, трансп расх (если все они
привязаны процентам к ст-ти партии).
Упрощенный порядок: 1) Опред-ть наиб важные
(критические) виды сырья и мат-ов, а также категорий персонала, чьи издержки на
опл труда будут связаны с V продаж. 2) Расчитать нормы
расхода отдельных видов прямых затрат на единицу и на весь V и проследить как он будет изменяться в динамике на протяжении бюдж
периода. 3) Если ожидается, что внутри бюдж периода произойдут изменения в
соотношении прямых затрат, то необходимо скорректировать нормы расхода.
20. Назначение –
состоит в более точном распределении затрат на мероприятия по продвижению
продукта на рынки. В состав коммерч расх обычно принято включать: 1) Расходы по
доставке ГП (транспортировке), 2) з/п сбытовому персоналу, 3) комиссионные
сбытовым агентам или посредникам, издержки на вспомогат и упаковоч мат-лы, 4)
маркетинговые исследования, реклама и продвижение прод-ции на рынки.
Традиционно коммерч расх принято разделять на: усл-перем и усл-пост. По мимо
сметы в состав данного бюджета входит план-график распред-я коммерч расх-в
внутри бюдж периода (по мес, по статейно…). Упрощ поряд сост: Шаг1. опред-ть
наиб важные виды накладных расходов. 2. распределить эти расходы на управ и
коммерч. 3. выделить в составе управ и коммер расходов перем и усл-пост. 4.
опред-ть какие расходы в составе усл-пост следует отнести к расходам отдельных
бизнесов, а какие к общеорг расходам. 5. составить план-график распред-я перем
накладных расходов в соответств с изменениями динамики продаж. 6. составить
план-график усл-пост расходов относимых к расходам отд бизнеса внутри бюдж
периода. 7. опред-ть какая доля общепроизв накладных расх-в приходится на отд
вид бизнеса компании и с учетом этого составить график погашения таких расх-в.
8. составить график оплаты для всех видов коммерч и управ расх-в в соответствии
с их погашением внутри бюдж периода.
21. Назначение –
как можно более точно опред-ть общие и административ расходы, необходимые для
осуществл деят-ти орг-ции и ее существования как юр лица.
В состав упр расх могут включаться:
амортизация; аренда, связь, комун платежи; содерж-е зданий; з/п и премии упр,
высшего и среднего звена; канцелярские расходы; услуги связи; командировач
расх; % за кредит; налоги включаемые в с/ть. Кроме сметы составляется
план-график распределения перечисленных расходов внутри бюджетного периода по
месяцам и в разрезе подразделений. Критерием эффективности упр и коммерч расх-в
явл опережающий рост V продаж по сравнению с ростом этих
расх-в.
22. Бюджет кап
(первонач затрат, инвестиц бюджет) явл вспомогат бюджетом, он показывает
соотношение стартовых затрат бизнеса и внеш источников фин-я. Бюджет кап
(первонач затрат) нужен для того чтобы рассмотреть распред-е ср-в выделяемых
для начала бизнеса в виде стартовых затрат. В этом док-те показано распред-е
капитало вложений и др первонач затрат как по статьям расх-в, так и по месяцам
бюдж периода.
23. В первонач
варианте кредитный план может составляться после разработки плана кап затрат.
Формат кредитного плана: Виды затрат: 1. Сумма кредита (т.р.). 2. Ставка год.%.
3. Срок возврата (в мес). 4. Возврат (с какого мес начинается). 5. Погашение
кредита (в т.р.) (нарастающий итог возврата). 6. Сумма к уплате (сумма
недопогашенного кредита).
/янв, фев, март, 1кв, 2кв, 3кв, 4кв,всего за
год/.
24. Перед
составлением осн бюдж-в целесообразно составить операц и вспомогат. бюдж.
Операц бюджеты позволяют собрать данные о тек затратах и о состоянии некоторых
балансовых счетов на нач и конец бюдж периода. План кап затрат, кредит план и
прочие бюджеты позволяют опред-ть инвестиц расходы и расходы по их
обслуживанию. При составлении осн бюджетов нужно руководствоваться требованиям
сбалансированности: 1) тек затрат и поступлений. 2) кап (первонач) затрат и
внеш источников ден ср-в. 3) прочих вложений и поступлений. Конкретной
технологии бюдж-я в целом нет и быть не может, она зависит от: 1. цели и задач
бюдж-я. 2. исходной инф-ии. 3. распред-я ф-ций бюдж-я внутри команды.
25. БДиР - в нем
показывается соотношение всех доходов от реализации (по отгруженной
потребителем прод-цией или оказанным услугам) в плановый период со всеми видами
расх-в, которые предполагает понести в этот же период орг-ция. Общие требования
к разработке БДиР: 1. Сопоставлять изменение доход-в и расх-в по периодам
времени, по отд структурным подразделениям. 2. опред-ть и сопоставлять
рентабельность бизнеса. 3. устанавливать лимиты усл-пост затрат по отд
структурным подразделениям. 4. устанавливать нормативы усл- перем и др расх-в и
контролировать их соблюдение по отдельным структурным подразделениям. Формат:
Показ-ли: 1) общий оборот, 2) резерв для расчета с бюджетом, 3) п/ф-ты для др
цехов, 4) чистая выручка от реализации.
41. Бюджетный регламент
-установленный в орг-ции порядок составления (разработки), согласования
(визирования), консолидации (обработки и анализа), проведение план/факт анализа
и оценки пополнения бюдж-в различного вида и уровней. Его составные элементы:
1) принятый в орг-ции бюдж период и минимальный бюдж период. 2) сроки (график)
и порядок разработки, согласования представления консолидации и утверждение
бюдж-в различных уровней. 3) бюдж цикл (шаг фин план-я), за него проводят
план/факт анализ. 4) периодизация бюдж контролинга, т.е. системы внутр контроля
и оценки пополнения бюджета. Послед-ть бюдж регламента: 1. составл бюдж-в отд
подразделений, 2. составл сводных бюдж-в. Гл.задачей бюдж регл явл обеспечение
возможностей контролировать ход пополнения бюджетов различных видов и уровней
упр-я.
43. Бюдж цикл – порядок составления, представления и утверждения бюдж-в, его
продолжит-ть зависит от: 1) специфики хоз деят-ти, 2) тех оснащенности фин
служб и др факторов. При составл бюдж-в могут устанавливаться след сроки: 1)
срок не позднее которого каждый центр фин ответственности должен представить
свой бюджет в службу занимающуюся рассмотр-ем и послед консолидацией. 2) срок в
теч которого рук-во компании, соответств служба или отдел осуществляет
согласование и утвержд-е бюдж-в подразделений и бюджета компании в целом. 3)
срок до которого должны быть составлены сводные бюджеты компании, утверждены и
доведены до соответств структурных подразделений бюджеты различ уровней.
44. Для того чтобы
бюджет заработал необходимо создать управленч технологию, такая технология
закрепляется в положении о бюджетном регламенте. Общая структура бюдж регл-та,
которя должна найти свое отражение в положении: I. Бюдж
период: 1. общий бюдж период, 2. период для составл директивного бюджета, 3.
период для составл индикативного бюджета. 4. минимальный бюдж период по видам
осн бюдж-в. II. График бюдж-я:
1) порядок разработки и его сроки, 2) порядок согласования и его сроки, 3)
порядок предоставления и его сроки, 4) порядок обработки и его сроки, 5)
порядок консолидации. III.
Бюдж цикл: 1) период за который составляются отчеты об исполнении бюдж-в. 2)
период начиная с которого осуществл корректировки бюдж-в на оставшуюся часть
всего бюдж периода. IV. Бюдж
контроль: 1) период за который проводится план/ факт анализ, 2) период и
порядок принятия управл решений на основе рез-ов план/факт анализа.
|