бесплатные рефераты

Шпаргалки по экономической теории

AD – спрос на общий объем произв. Продукции, который может быть предъявлен при данном уровне цен или это спрос на все потребительские и инвестиционные товары.

AS – реальный объем национального пр-ва, который может быть куплен.

На совок. спрос влияет уровень цен: объем AD обратнопропорционален уровню цен. В основе этой обратной зависимости лежат 3 эффекта:

Первый – эффект процентной ставки. (Кейнс). Рост уровня цен – рост процентной ставки – сокращение потребительских расходов и инвестиций.

Второйэффект богатства. Более высокий уровень цен снижает реальную покупательскую способность денег, накопленных населением – совок спрос сокращается.

Третийэффект импортных закупок. (Обменного курса). Если рост цен внутри страны выше роста цен зарубежом – рост импорта и сокращение экспорта – уменьшение совок спроса на родные товары.

Неценовые факторы совок спроса: 1.Изменения в потребительских расходах, 2.Изменения в инвестиционных расходах фирм, 3.Изменения в государств. Расходах, 4.Измененния в расходах на чистый объем экспорта.

Неценовые факторы совок предлож.: 1.изменение цен на ресурсы, 2. изменения в производительности факторов пр-ва, 3.изменение налогов с фирм, 4.Изменение субсидий, 5.Эффективность госуд. Регулирования экномики.


45.Инфляция: причины, сущность и формы.

И – процесс переполнения каналов обращения денежной массы сверх потребностей товарооборота, что вызывает обесценивание денег и рост товарных цен. (но не любой рост цен явл инфляционным)

Виды И:По темпам роста: 1.Умеренная, ползущая (до 10 % в год), 2.галлопирующая (от 10 до 200% в год), 3.Гиперинфляция (более 1000% в год), По внешним проявлением:1. открытая (цены открыто растут), 2. подавленная (цены не растут, денежная масса растет – Инф у населения).

Причины И: 1. Инф. спроса, 2. Инфл. Предложения.

Инфл спроса – возникновение избыточного спроса, на который предложение отвечает ростом цен (совокуп спрос больше совокуп предложения)

Избыточн. Спрос может возникнуть у домаш хоз-в, у фирм, у гос-ва, на внешних рынках

Инфляция издержек (предложения) – уменьшение совокуп предложения, как следствие роста издержек пр-ва.

Увеличение издержек может вызвать: 1.рост цен на сырье, 2.рост расходов на зарплату, 3.монопольно ценообразование.

Внутренние причины инфляции: 1.чрезмерная эмиссия денег (как нала так и безнала), 2. дефицит бюджета, 3.структурные диспозиции в народном хоз-ве(одни отрасли намного сильнее развиты чем другие), 4. рост налогов.

Внешние причины инфляции: 1.нарушение внешнеэкономического равновесия, 2.большой внешний долг.

Существует теория о зависимости медлу инфл и безработицей – подавление инфляции ведет к росту безработицы и наоборот.


46: Безработица: причины, сущность и формы

Она обусловлена превышением количества людей, желающих найти работу (предложение рабочей силы), над числом имеющихся рабочих местна эти рабочие места (спрос на рабочую силу).

Категории взрослого населения: 1.Трудоспособное население – это все те, кто по возрасту и по состоянию здоровья способны работать. 2.Безработными считаются те лица трудоспособного возраста, которые на данный момент не имеют работы, выходят на рынок труда и ведут активный ее поиск. 3.Лица не входящие в состав рабочей силы. (К ним относятся те, кто не имеет работы, но не отвечают требованию поиска работы).

экономически активное население – это та часть населения страны, которая обеспечивает предложение своего труда для производства благ.

Уровня безработицы – это отношение количества безработных к общему числу занятых выраженное в процентах.

Формы безработицы:

- Фрикционная. Перемещение людей из одной области в другую или с одной работы на другую на разных стадиях своего жизненного цикла (учеба, уход, за детьми и т.п.).

- Структурная. Спрос на один вид работников растет, а на другой, наоборот сокращается, и предложение медленно приспосабливается к таким изменениям. Этот вид связан с переобучением и сменой квалификации.

- Сезонная. Обусловлена сезонными колебаниями в объеме производства определенных отраслей. Сезонные колебания спроса на труд, как правило, определяются особенностями ритма производственного процесса.

- Циклическая. Невозможность найти работу по любой специальности в связи с общим низким совокупным спросом на труд. Образуется в периоды спадов, когда занятость сокращается вследствие неравновесия между совокупным спросом и совокупным предложением.

Безработица может быть открытой и скрытой, долгосрочной и краткосрочной. К долгосрочной безработице относятся: циклическая и структурная, к краткосрочной – сезонная и фрикционная.

«Полная занятость» - это безработица, при которой ее уровень равен сумме фрикционной и структурной безработице. То есть уровень безработицы при полной занятости достигается в случае, если циклическая безработица равна нулю.

Естественный уровень безработицы – это уровень безработицы при полной занятости, соответствующий потенциальному ВВП.

Добровольная безработица. Вызвана нежеланием работать у некоторых категорий людей.

Скрытая безработица. Включает занятых в течении неполной рабочей недели или части рабочего дня, а также лиц, формально занятых, когда работник лишь числится в штате. К особенностям скрытой формы безработицы можно отнести следующее:

1.этот вид безработицы в любой момент может превратиться в открытую форму;

2.масштабы скрытой безработицы определить сложно.

Застойная безработица. Включает людей, которые длительное время не могут трудоустроиться. Ее причина состоит в невостребованности некоторых профессий.

Закон Оукена (60-е годы ХХ века).

Превышение на 1% реального уровня безработицы над уровнем безработицы при полной занятости приводит к отставанию ВВП на 2.5% от его потенциального уровня.


47 Экономические колебания деловой активности и причины циклического развития мировой экономики

Экономическая цикличность —волнообразное движение деловой активности при регулярном чередовании ее подъемов и спадов (от кризиса до кризиса). Цикличность выступает в качестве одной из главных форм нарушения макроэкономического равновесия.

Экономический (деловой) цикл – колебания уровня экономической активности фактического ВВП, когда периоды подъема сменяются периодами спада экономики; процесс прохождения рыночной экономики от одной фазы до следующей такой же, например, от кризиса до кризиса.

С точки зрения определения факторов экономических циклов выделяются три методологических подхода:

1. Внешние – это факторы, находящиеся за пределами данной экономической системы. К ним относятся динамика населения, миграция населения, открытия науки и техники, войны и другие политические события, изменение цен на нефть, открытия месторождений золота.

2. Внутренние – факторы, присущие данной экономической системе. К ним относятся потребление, инвестиции.

3. Третий подход - синтез внешних и внутр факторов.

Три ключевых направления, на которых основано изучение причин циклического развития:

1.Первое направление связывает экономическую цикличность с НТП, с этапами научно-технической революции. К. Маркс рассматривал кризисы как результат временного и частного разрешения основного противоречия капитализма — противоречия между растущим общественным характером производства и. частной собственностью).

Дж. Китчин выдвинул концепцию «малых циклов» продолжительностью от двух с половиной до четырех лет. Подход к цикличности с точки зрения процессов обновления, вызываемых в конечном счете НТП, был распространен в дальнейшем даже на так называемые «основные фонды» домашних хозяйств, куда включались потребит. блага длительного пользования (легковые автомобили, мебель

Теория «длинных волн» Кондратьева. Средняя продолжительность «циклов Кондратьева» 50—60 лет, а в их основу автор положил скачкообразный характер НТП, периодические революции в технике и технологии пр-ва. Возникновение «длинных волн» связано с тем, что «пучки» крупных инноваций (изобретение двигателя внутреннего сгорания) дают импульс экономической активности на несколько десятилетий, пока их влияние не сходит на нет.

Шумпетер выдвинул общую теорию циклов разной продолжительности, которые при своем сочетании обеспечивали определенную амплитуду макроэкономических колебаний. Эта теория также опиралась на научно-технические факторы экономического прогресса.

2.Вторым направлением, в рамках которого изучаются причины цикличности рынка, выступает совокупность денежно-кредитных факторов цикла. В этом направлении существует несколько теорий:

а) И. Фишер - кризис как результат нарушения равновесия между спросом на деньги и их предложением, а регулирование денежного обращения - главным механизмом воздействия на колебания рыночной конъюнктуры.

б) В монетарной теории цикла - проблема избыточного или недостаточ­ного инвестирования, а в качестве решающей причины экономи­ческого спада называется кредитно-денежная экспансия, прово­димая банковской системой. Следовательно, непосредственным фактором, вызывающим переход от бума к кризису, становится отказ банков от дальнейшего расширения кредитов и даже какое-либо дополнительное впрыскивание денег в осуществляемые инвестиционные проекты.

в) В денежной концепции М. Фридмана главную роль в динамике цикла играет нестабильность предложения денег, основным виновником которой является само государство.

г) В теории американского экономиста Р. Лукаса достаточно обоснованно выдвигается проблема активного поведения хозяйственных субъектов (предпринимателей), способных спровоцировать различные шоковые ситуации, порождающие кризис, вопреки рациональным ожиданиям от мер государственного воздействия на экономику.

3 И третьим направлением можно считать различные теории, опирающиеся на анализ изменений в биполярной стриктуре рынка, т.е. в соотношении между спросом и предложением на макроэкономическом уровне. Здесь речь идет о рассмотрении динамики, с одной стороны, совокупного спроса, а с другой — совокупного предложения. Кейнсианская концепция цикла заключается в утверждении, что сама цикличность обусловлена в первую очередь колебаниями эффективного совокупного спроса, охватывающего частное потребление домашних хозяйств, валовые частные инвестиции и государственное потребление.

 


48 Модели и фазы экономического цикла

Первая модель – четырехфазная (классическая).

Главным количественным параметром цикла выступает изменение таких объемных показателей, как валовой внутренний продукт (ВВП) и валовой национальный доход (ВНД).

 Шпаргалки по экономической теории В первой фазе (кризис) - падение (сокращение) пр-ва до определенного наименьшего уровня; во второй фазе (депрессия) приостанавливается падение пр-ва, но пока еще отсутствует какой-либо рост; в третьей фазе (оживление) - увеличение пр-ва до уровня его наивысшего предкризисного объема; в четвертой фазе (подъем) рост пр-ва выходит за пределы предкризисного уровня и перерастает в экономический бум.

Вторая модель - Двухфазная модель экономического цикла.

 Шпаргалки по экономической теории Цикл распадается на следующие элементы:

1)пик (точка, в которой реальный выпуск продукции достигает наивысшего объема); 2)сокращение (период, в течение которого снижение объема выпуска продукции и который заканчивается дном, или подошвой); 3)дно(точка, в которой реальный выпуск продукции доходит до наименьшего объема); 4)подъем (период, в течение которого рост реального выпуска продукции).

I — нисходящая волна (сокращение производства), II — восходящая волна (подъем производства)

Волнообразная кривая циклических колебаний распо­лагается на графике вокруг прямой линии так называемого «векового» тренда, изображающей долговременную тенденцию экономического роста ВВП.

Отправной фазой циклического движения экономики является сам кризис. Необходимо отметить, что именно этой фазе свойственно достаточно большое многообразие форм. В качестве ключевой формы здесь непосредственно выступает циклический кризис перепроизводства.

Также различают следующие формы кризисов:

1. Промежуточный кризис лишь прерывает течение фазы оживления или подъема и не вызывает формирование нового цикла. Он отличается меньшей глубиной и продолжительностью, чем циклический кризис перепроизводства, и, как правило, имеет локальный характер. 2.Частичный кризис охватывает только определенную область экономической деятельности. например, финансовые, валютные, банковские и биржевые кризисы. 3. Отраслевой кризис имеет сферой своего проявления какую-либо отдельную отрасль промышленности, сельского хозяйства, строительства, транспорта и т.д. 4. Структурный кризис распространяется на отдельные сферы структуры национальной экономики, причем его продолжительность не всегда ограничивается временем одного цикла. К структурным обычно относят такие кризисы, как энергетический, сырьевой и т.п. 5. кризис трансформации. Для стран, вступивших в течение последнего десятилетия (или даже немного ранее) на путь построения рыночной системы хозяйства, характерны специфические особенности экономических колебаний.


49. Особенности кризиса 90-х годов в переходной экономике России.

Главная особенность кризиса 90-х годов в том, что он начался гораздо раньше (примерно в 1989-1990 году), т.е. изначально он уже возник в прежней экономической системе и потом стал углубляться и дожил до 1999 года. И только после 1999 года в стране пошел экономический рост. Т.е. около 10 лет у нас были отрицательные показатели прироста ВВП.

Наш кризис первичной экономики не является циклическим кризисом, а был кризис трансформации, т.е. кризис, порожденный всеми условиями перехода от одной экономической системы к другой.

При вступлении на путь создания рыночной экономики мы сталкиваемся с проблемой цикличности экономики, где есть фазы роста, но есть и фазы спада (фаза экономического кризиса). Однако элементы цикличности экономики только начали проникать в нашу экономику и сейчас проникли в неё не в таком масштабе, как в экономике стран у которых уже давно рыночная экономика.

Все страны, решившие переходить от централизованных систем к рынку, переживали кризисы, но наш оказался самым продолжительным и глубоким. Причина: серьезные просчеты нашей государственной макроэкономической политики.

Самый очевидный просчет – отсутствие четких экономических антикризисных программ.


50. Типы общественного воспроизводства. Экономический рост и его факторы.

Воспроизводство в рын. экономике – каждая часть произведенного продукта должна найти на рынке другую часть общ. продукта, на которую она могла бы обменяться. Т.е. должен работать механизм обмена.

Типы общественного воспроизводства:

1.Простое – в-во ВВП в неизменном (постоянном) объеме, т.е. нет эконом роста. Обычно бывает при нехватке средств для расширения пр-ва. 2.Расширенное – существует эконом рост, т.е. увеличение ВВП. 3. Сужающееся (во время эконом спада).

Экономический рост – развитие национального хозяйства, при котором увеличивается реальный национальный доход и реальный валовой внутренний продукт как источник удовлетворения потребностей общ-ва. Это долгосрочная тенденция увеличения и качественного совершенствования общенационального продукта.

Типы экономического роста:

1.Экстенсивный – добиваешься количественного увеличения факторов производства без изменения их качества;

2.Интенсивный – качественные изменения факторов производства. Интенсивное использование факторов пр-ва.

Направления в теориях эконом роста:

1.Кейнсианское – ставка на активное вмешательство гос-ва, главный упор на спрос, проблема спроса – главная.

2.Неоклассическое – умеренное вмешательство гос-ва в рыноч экономику (денежно-кредитная политика и тп), ставка – на предложение.

Факторы эконом роста:

1.Факторы предложения – земля, труд, капитал, предприним способности, начно техн прогресс – необходим анализ этих факторов.

2. Факторы спроса - уровень эконом. активности; циклические колебания.

Факторы тормозящие эконом рост: 1.экологические факторы (необходима охрана окруж среды), 2.криминализация бизнеса, 3. охрана труда.


51. Современные проблемы экономического роста в России.

Проблемы, препятствующие стабильному и долгосрочному экономическому росту:

1)низкая эффективность государственного управления. Слабая институциональная среда, недостаточно высокий уровень защиты прав собственности и неэффективное функционирование судебной системы. Избыточным и обременительным остается вмешательство органов власти в деятельность хозяйствующих субъектов. Государство не обеспечивает предоставление в достаточной степени высокого качества услуг.

2)отсутствие условий и стимулов для развития человеческого капитала.Демографическая ситуация в стране хар-ся крайне низким уровнем рождаемости, не обеспечивающим простого воспроизводства населения, высоким уровнем смертности, неэффективным использованием миграционного потенциала, что не соответствует стратегическим интересам РФ и представляет угрозу национальной безопасности.

3)низкий уровень конкуренции и высокая доля нерыночного сектора. Высокая доля нерыночного сектора в отдельных отраслях экономики, непрозрачность деятельности субъектов естественных монополий, что не позволяет полностью сформировать рыночную среду;

4)неравномерное осуществление реформ на региональном и муниципальном уровнях. Существующие ограничения на межрегиональное перемещение факторов пр-ва, связанные с неразвитостью рынков жилья, капитала и транспорта, снижают эффективность экономических связей между регионами РФ.

5)низкий уровень интеграции российской экономики в международные экономические отношения. Российская экономика характеризуется невысокой степенью диверсификации экспорта, неэффективным использованием конкурентных преимуществ в экспорте услуг и продукции наукоемких отраслей;

6)слабая диверсификация российской экономики, создающая высокую зависимость от мировой конъюнктуры цен на основные экспортные товары.

Необходимо изменить структуру российской экономики и снизить ее зависимость от внешнеэкономической конъюнктуры, прежде всего от конъюнктуры цен на топливно-сырьевые ресурсы.

Кроме того, структура российской экономики характеризуется низкой долей продукции малых и средних предприятий в валовом внутреннем продукте. Значительная часть малого бизнеса остается "в тени", не регистрируясь и не платя налоги.

7)инфраструктурные ограничения экономического роста. Экономический рост все больше сталкивается с проблемами развития транспортной сети и энергетики. Принятые за последние годы меры по реформированию естественных монополий, не привели к существенному увеличению инвестиций в указанные сектора экономики. Отчасти это связано с отсутствием институциональных условий, обеспечивающих прозрачность их деятельности, а также контроль за эффективным расходованием средств.


52. Потребление и сбережения. Инвестиции и их роль в развитии экономики.

Совокупный спрос состоит из: спроса на потребительские товары + инвестиции + гос.расходы + чистый экспорт. На потребление приходится порядка 50% общей величины совокупного спроса. Потребительский спрос-это платежеспособный спрос, или сумма денег, которую тратит население на приобретение потребительских благ. Спрос зависит от многих факторов: уровень цен, экон. ожидания, накопленное богатсво, уровень налогооблажения, политич. и демографич. ситуация и т.д., но основной фактор это доход.

Потребительское поведение меняется под воздействием многих факторов, главным из которых является личный располагаемый доход. Т.е потребление-это часть дохода, кот.используется для приобретения товаров и услуг.

Сбережения - нетребуемая часть дохода или часть, остающаяся после осуществления всех потребительских расходов (сберегаемая часть доходов). Представители классической школы связывали стремления к сбережениям с величиной процентной ставки. Кейнс отметил что это стремление обусловлено изменениями в доходах. Также стремление обусловлено влиянием многих факторов, например желание обеспечить себе старость, решить проблемы подрастающих детей и т.д. Сбережения - один из важных агрегатов СНС, наряду с ВВП.

Еще одна часть совокупных расходов - инвестиционные расходы (около 20% от общих расходов). От них зависят колебания деловой активности и темпы роста в будущем. Различают: - чистые инвестиции (нетто), которые равны увеличению объема капитала, обеспечивающему прирост производства; - валовые инвестиции, равные чистым инвестициям + расходы на замещение старого капитала(амортизация).

Направления инвесст.вложений: - производственные(оборудования, здания); -инвес. в товарно-материальные запасы(незавершенное производство, сырье, материалы, готовые изделия); -инвестиции в жилищное строительство.

Также различают: - автономные инвестиции, определяемые внешними факторами. Их величина не зависит от национального дохода; -стимулируемые(производные, индуцированные), величина кот.зависит от колебаний совокупного дохода. Чем выше доход, тем выше инвестиции). Здесь чем больше рост ВВП, тем больше предпринимательская прибыль, что стимулирует инвестиции.

Так же различают финансовые (портфельные) инвестиции, реальные (инвестиции в физические активы) и инвестиции в нематериальные активы. Финансовые инвестиции — вложение денежных средств в ценные бумаги. Реальные инвестиции — вложение в основной капитал и на прирост материально-производственных запасов. (для повышения эффективности пр-ва, инвестиции в расширение пр-ва, в создание новых пр-тв или технологий). Инвестиции в нематериальные активы - вложения в развитие научных исследований, повышение квалификации, приобретение лицензий и т.д.


53. Эффекты мультипликатора и акселератора и их экономический смысл.

Эффект мультипликатора и акселератора относится к теме инвестиций в условиях рын. экономики. С помощью этих коэф. устанавливается взаимосвязь между приростом инвестиций и национ. доходом страны.

Коэфф (эффект) мультипликатора=(прирост национального дохода страны) / (прирост инвестиций). Этот показатель отражает (важно именно так) воздействие прироста инвестиций на последующий прирост национ. дохода.

Коэфф. (эффект) акселератора=(прирост инвестиций(общий) ) / (прирост национального дохода страны), - на сколько увеличились инвестиции в расчете на единицу прироста национ. дохода

Национ. доход состоит из 2-х частей:1.идёт на сбережения (инвестиции); 2.идет на потребление;

Если весь национ. доход ушел на потребление - то нет расширенного воспроизводства (т.е. такого воспроизводства, когда ВВП растет - экономический рост)

Любое изменение расходов, составляющих совокупный спрос (потребительских, инвестиционных, гос-венных) приводит в действие мультипликативный процесс, выражающийся в превышении приращения реального национ. дохода над приращением автономного спроса.

Т.е. прирост нац.дохода=мультипликатор*прирост совокупных доходов. Мультипликатор - коэф., показывающий насколько возрастет равновесный доход при увеличении совокупного спроса.

Механизм действия муль-ра: любой дополнительный расход становится в экономическом кругообороте доходом тех лиц, которые реализуют товары и услуги. Т.о. на следующем витке экономического кругооборота этот доход может вновь стать расходом, увеличивая тем самым совокупный спрос на товары и услуги. Мультипликативный процесс является затухающим, т.к. в каждом экон.обороте часть дополнительного дохода не поступает вновь в оборот-она сберегается.

Особую значимость эффект муль-ра имеет, когда изменения происходят в инвестиционных и гос-венных расходах: эти расходы могу влиять на объем национального пр-ва, обеспечивая экономический рост.

Акселератор. Эффект акселерации - существует связь между приростом дохода и продаж и приростом инвестиций для расширения мощностей, производящих товары, на которые возрос спрос.

Производственные инвестиции = (коэф.акселерации) * (изменение дохода).

Эффект акселератора - изменение объема продаж годовой продукции ведет к изменению в спросе на средства пр-ва, производящие эту продукцию.

Если мультипликатор характеризует некое разовое воздействие на доход со стороны спроса в текущем году, то эффект акселератора показывает связь между инвестициями текущего года расширением пр-ва в следующем году.

Автономные инвестиции вызывают действие эффекта мультипликатора, что способствует росту дохода. Следующий за этим рост спроса и объема продаж ведет к появлению стимулированных инвестиций и действию эффекта акселератора.


54. Государственное регулирование рыночной экономики и его формы.

Две причины гос. вмешательства в хозяйственную жизнь: 1) гос-во обеспечивает институционально-правовую основу деятельности экономически агентов, 2) у рынка есть несовершенства и гос-во решает проблемы, которые не может решить сам рынок.

Масштабы гос. вмешательства в экономику можно оценить прежде всего через размеры государственного бюджета и государственного сектора.

Гос-во вовлекается в рыночную экономику с целью поддержания экономической стабильности, макроэкономического равновесия, сглаживания циклических спадов и подъемов в развитии экономики. Прежде всего гос-во способствует эффективной хозяйственной деятельности всех предпринимателей. Для этого оно повышает эффективность рыночного механизма. Государство берет на себя обеспечение правовой основы и социального климата, содействующих эффективному функционированию рыночной экономики.

Направления макроэкономической  политики:

1.Финансово-бюджетная политика(гос расходы, гос закупки, гос займы). 2.Денежно-кредитная (банковск резервы, денедгая эмиссия, учетная ставка банковского %). 3.Социальная. 4.Инвестиционная. 5.Структурная. 6.Налоговая (налоги). 7.Внешнеэкономическая.

«Магический квадрат» целей и объектов гос. регулирования экономики. Т.е. четыре аспекта которые требуют обязательного гос. вмешательства:

1.Занятость населения. 2.Экономический рост. 3.Цены. 4.Внешнеэкономическое равновесие.

Цены- гос-во должно сдерживать инфляцию.

Занятость населения- уменьшение безработицы.

Экономический рост- политика экономического роста, антикризисная политика (меньше падения, меньше подъемы, т.е. сглаживание пиков кризисов).

Внешнеэкономическое равновесие- поддержание равновесия спрос-предложение.

Сдерживать все четыре показателя гос-во обязано. Вообще, этих углов может быть и больше, четыре это минимум.

Добиваясь успешного результата в одном углу, можно вызвать негативные колебания в другом углу. Именно поэтому квадрат называется магическим.


55. "Магический квадрат" целей и объектов государственной макроэкономической политики.

Две причины гос. вмешательства в хозяйственную жизнь: 1) гос-во обеспечивает институционально-правовую основу деятельности экономически агентов, 2) у рынка есть несовершенства и гос-во решает проблемы, которые не может решить сам рынок.

Гос-во вовлекается в рыночную экономику с целью поддержания экономической стабильности, макроэкономического равновесия, сглаживания циклических спадов и подъемов в развитии экономики. Прежде всего гос-во способствует эффективной хозяйственной деятельности всех предпринимателей. Для этого оно повышает эффективность рыночного механизма. Государство берет на себя обеспечение правовой основы и социального климата, содействующих эффективному функционированию рыночной экономики.

«Магический квадрат» целей и объектов гос. регулирования экономики. Т.е. четыре аспекта которые требуют обязательного гос. вмешательства:

1.Занятость населения. 2.Экономический рост. 3.Цены. 4.Внешнеэкономическое равновесие.

Цены- гос-во должно сдерживать инфляцию.

Занятость населения- уменьшение безработицы.

Экономический рост- политика экономического роста, антикризисная политика (меньше падения, меньше подъемы, т.е. сглаживание пиков кризисов).

Внешнеэкономическое равновесие- поддержание равновесия спрос-предложение.

Сдерживать все четыре показателя гос-во обязано. Вообще, этих углов может быть и больше, четыре это минимум.

Добиваясь успешного результата в одном углу, можно вызвать негативные колебания в другом углу. Именно поэтому квадрат называется магическим.

 


56. Финансово-бюджетная политика государства.

Процесс функционирования финансовой системы для выполнения определ. целей на уровне гос-ва представляет собой финансовую политику. Во-первых, речь идет о регулировании экономики с помощью доходов, расходов и налогов. Такое направление использования финансовых средств называется фискальной политикой. Во-вторых - регулирование бюджетных процессов (достижение бюджетного равновесия). Это мер наз бюджетной политикой.

Основная задача финансовой политики - достижение макроэкономич. равновесия между совокупным спросом и совокупным предложением. В этом регулирующем процессе участвуют все элементы финансовой системы. Прежде всего речь идет о доходах и расходах государственного бюджета. Государственный бюджет – это основной финансовый план государства, который по материальному содержанию есть централизованный фонд денежных средств, а по социально-экономической сущности – инструмент перераспределения национального дохода.

Инструменты бюджетной политики: 1.Гос. расходы 2.Гос. доходы 3.Гос. займы (гос. внутренние займы) 4.Гос. предпринимательство.

функции Гос бюджета: 1. Перераспределение национ. дохода; 2.Гос. регулирование и стимулирование экономики; 3.Стимулирование НТП; 4.Финансовое обеспечение социальной политики; 5.Контроль за образованием и использованием централизованного фонда денежных средств.

Расходы гос бюджетов можно разделить на группы: 1.Военные и внешнеполитические расходы; 2.Социально-экономические расходы; 3.Расходы на гос управлению и охрану правопорядка; 4.Проценты по гос долгу.

Доходы бюджета .

Главная роль в мобилизации средств в гос бюджет принадлежит налогам. Под налогами понимают обязательные платежи в бюджет, осуществляемые юрид и физ лицами. Основные  налоги, обеспечивающие поступление в бюджет подоходный налог, налог на прибыль, НДС, акцизы таможенные пошлины. Сущность налогов проявляется в их функциях: Фискальная, Регулирующая, Социальная.

Бюджетный дефицит – это превышение расходов бюджета над его доходами.

Природа дефицита: 1.необходимость осуществления крупных финансовых вложений в развитие экономики. 2.в результате чрезвычайных обстоятельств. 3.кризисные явления в экономике, ее несбалансированность, неспособность правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране. 4.Источники покрытия бюджетного дефицита – государственные займы и эмиссия ценных бумаг. Иногда как к средству уменьшения бюджетного дефицита прибегают к сокращению расходов на государственные нужды.


57. Денежно-кредитная политика государства.

Совокупность гос. мероприятий в области денежного и кредита, получила название денежно-кредитной (монетарной) политики. Основные цели - обеспечение экономического роста, сдерживание инфляции и поддержание стабильности национальной валюты, Денежно-кредитную политику обычно проводят ЦБ.

В условиях падения пр-ва и увеличения безработицы ЦБ пытаются оживить экономику путем роста денежной массы (в целях расширения кредита) или снижения ставки банковского %. А экономический подъем часто сопровождается «биржевой горячкой», ростом цен, нарастанием диспропорций в экономике. В таких условиях ЦБ стремятся предотвратить «перегрев» экономики при помощи повышения процента, сдерживания роста денежной массы.

Инструменты денежно -кредитной политики.

Процентная (дисконтная) политика. Это условия, на которых ЦБ в конечном счете кредитует КБ и тем самым определяет уровень банковского % в стране. Эффективность данного инструмента зависит от уровня развития денежно-кредитных отношений.

Установление норм обязательных резервов КБ которые они обязаны держать в ЦБ, с одной стороны способствует улучшению банковской ликвидности, а с другой нормы выступают в качестве прямого ограничителя кредитных возможностей КБ, соответственно ограничителя. роста денежной массы.

Операции на открытом рынке заключаются в продаже или покупке  ЦБ у КБ гос. ценных бумаг. В результате увеличивается (при покупке ЦБ ценных бумаг) либо уменьшается (при их продаже) объем денежных активов КБ в отдельности и банковской системы в целом, что влечет за собой изменение денежной массы и  соответственно стоимости кредита.

 

58. Инвестиционная и структурная политика гос-ва

Чтобы добиться конъюнктурного подъема, необходимо активизировать гос и частные инвестиции. С этой целью гос-во может:

1.увеличить свои инвестиц. расходы, используя бюджетные и внебюджетные резервы и прибегать к дополнительным займам. Гос-во при этом остается в рамках своих плановых  бюджетных затрат либо выходит за границы бюджетных возможностей, применяя способ дефицитного финансирования;

2.изменять бюджетный план в пользу большего финансирования конъюнктурных мер;

3.поддерживать рост частных инвестиций введением дополнительных налоговых льгот. Достаточно широко практикуется также метод допущения ускоренной амортизации. Он дает возможность предприятию направлять большую, чем это обычно разрешено, часть выручки на восстановление оборудования и тем самым легально уменьшать свой налоговый пресс в первые годы обновления производственного капитала;

4.сокращать налоговые ставки на доходы физических и юридических лиц;

5.предоставлять частному сектору субсидии, например, в целях повышения мобильности рабочей силы во всей экономике или прямой поддержки определенной отрасли.

Т.о. финансовыми методами гос-во как бы противодействует тенденциям движения конъюнктуры, т.е. проводит антициклическую финансовую политику. В случае заниженного уровня инвестиций и потребления гос-во ослабляет налоги и увеличивает свои бюджетные расходы. На этапе высокой конъюнктуры происходит обратное – сокращение бюджетных вливаний и усиление налогового обложения, что снижает возможности потребления и инвестиций в частном секторе.

Экономическая политика в области структурных изменений - совокупность мер, оказывающих воздействие на изменение меж – и внутриотраслевых пропорций в экономике. Цель данного направления– стимулирование НТП, повышение конкурентоспособности национ. экономики, решение ряда социальных проблем. Конкретные формы реализации в поддержке гос-вом определенных отраслей и видов пр-ва.

Структурная политика воздействует на всю совокупность структурных элементов в экономике. Влияет на отраслевые, территориальные и организационно – институциональные пропорции.  Действие гос-ва по косвенному регулированию соотношения размеров фирм, нахождению наиболее оптимальной пропорции между их размерами. Гос меры по формированию инфраструктуры также относятся к понятию структурная политика.

Государство помогает поскольку процесс формирования новых пропорций порой необходимо интенсифицировать (под влиянием внешней конкуренции) или  обеспечить ликвидацию социальных издержек, вызванных структурными переменами.

 

59. Социальная политика государства. Распределение доходов. Кривая Лоренца и коэффициент Джини.

Социальная политика - улучшение  жизненных условий почти всех демографических и социальных категорий. Она сосредоточена на профилактике и позитивном совершенствовании экономической системы. (Перераспределение доходов, реализация новых направлений обеспечения населения социальными услугами, регулирование занятости, заработной платы) С помощью социальной политики гос-во стремится воздействовать на поведение домохозяйств в качестве продавцов рабочей силы, потребителей, агентов сбережений. Все направления соц. политики жестко взаимосвязаны:

1.создание условий для трудовой активности, регулирование занятости и зарплаты, совершенствование трудовых качеств работника (Функция – активная. Объект: Экономически активное население.

2.прямая поддержка доходов через систему социального обеспечения (Функция – защитная. Объект – наиболее нуждающиеся, экономически не защищенные слои населения)

3.развитие человеческой личности, поддержание здоровья, повышение культурного уровня, предоставление натуральных услуг через систему социальной инфраструктуры (Функция – конструктивная. Объект – все слои населения)

Направления социальной политики:

1.Экономически активное население ( создание нормальных условий для оптимального использования труда на пр-ве, предотвращение вырождения и деградации работников – политика занятости, политика заработной платы, законодательное определение условий труда на пр-ве и его охраны)

2.Социальное обеспечение и социальная защита (поддержка доходов населения через систему социального обеспечения)

Для определения степени неравенства доходов в мировой практике используется кривая Лоренца.

По кривой Лоренца можно измерить неравенства распределения доходов между домозозяйствами. (американский экономист). Все население страны ранжируется в порядке возрастания дохода: от самого бедного до самого богатого

Коэффициент Джинни показывает степень отклонения фактического объема распределения доходов населения от линии их равномерного распределения. Для равномерного распределения он равен "0", для абсолютного неравенства он равен "1". Рост коэффициента Джинни свидетельствует о нарушениях воспроизводственного процесса в сфере распределения и перераспределения валовой добавленной стоимости.

 

60. Внешнеэкономическая политика гос-ва.
Внешнеэкономическая политика - государственная политика в области экспорта и импорта, таможенных пошлин, тарифов, ограничений, привлечения иностранного капитала и вывоза капитала за рубеж, внешних займов, предоставления экономической помощи другим странам, осуществления совместных экономических проектов.
Внешнеэкономическая политика - один из основных макроэкономических инструментов, применяемый для ускорения либо замедления экономического роста внутри страны.

Внешнеэкономическая политика государства сочетает два противоположных элемента: политику свободной торговли – либерализм  и протекционизм, т.е. политику, ограничивающую объем торговли в целях защиты местных производителей от экспансии иностранных конкурентов.

Виды протекционистских ограничений:

1.Импортных пошлин (тарифов) - акцизных налогов на импортируемый товар. Импортные пошлины являются примером экономических ограничений, когда ввоз товаров не запрещается, но за каждую единицу ввозимого товара нужно платить. Иногда пошлина может превышать стоимость ввозимого товара,

2.Нетарифных барьеров, которые являются более ограничивающими методами, чем тарифы. Это уже пример административных ограничений - прямых мер воздействия, предусматривающих запреты.

Виды нетарифных барьеров:

1.экспортно-импортные квоты - установление количественных ограничений на объемы экспорта и импорта;

2.лицензирование  экспорта и импорта, подразумевающее специальное разрешение от государственных органов на ввоз или вывоз товаров, свободный ввоз или вывоз которых не допускается. В странах, где проблемой является не перепроизводство, а дефицит, государство проводит протекционистскую политику «с обратным знаком», когда с помощью тех же пошлин и квот ограничивается не импорт, а экспорт.

Политика же свободной торговли будет представлять собой комплекс соглашений (обязательно двусторонних) по смягчению ограничений внешнеэкономической деятельности между договаривающимися странами. К примеру, международные соглашения, регулирующие эту сферу отношений, не разрешают применять количественные ограничения экспорта - импорта, т.е. квотирование и лицензирование.

Гос-во может не только снизить ограничения в свободной торговле с другими странами, но и помогать местным производителям выйти на внешний рынок. С этой целью могут вводиться, например, экспортные премии - выплаты производителям, поставляющим продукцию на экспорт, или льготное налогообложение для экспортеров. Однако действовать можно здесь только разрешенными методами. Так, например, демпинг - продажа товаров на внешних рынках по цене ниже уровня издержек на производство данного товара - запрещен международными торговыми соглашениями.


Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 РЕФЕРАТЫ