бесплатные рефераты

Шпаргалки по предмету Международные валютно-кредитные отношения (МВКО)

Спрос на рынке золота предъявляют фирмы, коммерческие банки, частные лица. С 1978 г. МВФ разрешил центральным банкам совершать сделки на рынках золота не по официальной, а рыночной цене.

Официальные золотые резервы используются ограниченно как чрезвычайные ликвидные активы. Поэтому потребление золота сосредоточено в основном в частном секторе.

С экономической точки зрения различаются следующие источники спроса на рынке золота:

• промышленно-бытовое потребление, фабрикационный спрос разных отраслей промышленности - радиоэлектроники, атомно-ракетной техники; ювелирного производства ;

 • частная тезаврация и инвестиции для страхования рисков;

• спекулятивные сделки. Поскольку цена золота колеблется, оно является объектом спекуляции;

• покупка золота центральными банками.

Особенности функционирования рынков золота. На этих рынках осуществляется купля-продажа стандартных слитков - крупных и мелких. В их числе: слитки международного типа в 400 тройских унций (12,5 кг) с высокой чистотой сплава (не менее 995-й пробы); крупные слитки весом от 900 до 916,6 г; мелкие слитки весом до 990 г. Вес слитков уменьшается до 1-10 г с целью удовлетворения тезаврационного спроса. Слитковое золото все больше уступает место скупке памятных медалей и медальонов.

Особым спросом на рынке золота пользуются монеты старой (периода золотомонетного стандарта) и новой чеканки. Чеканка этих монет осуществляется государственными монетными дворами, а иногда частными фирмами..

Монеты продаются на нумизматическом рынке золота по рыночной цене с премиальной надбавкой сверх их золотого содержания. Нумизматические монеты котируются специализированными фирмами вне рынка золота.

Золото продается также в виде листов, пластинок, проволоки, золотых сертификатов - документов, удостоверяющих право их владельца получить по их предъявлении определенное количество этого металла.

Организационная структура и виды рынков золота. Организационно рынок золота представляет консорциум из нескольких банков, уполномоченных совершать сделки с золотом. Они осуществляют посреднические операции между покупателями и продавцами. Кроме того, специальные фирмы занимаются очисткой и хранением золота, изготовлением слитков.

В мире насчитывается более 50 рынков золота: 11 - в Западной Европе (Лондон, Цюрих, Париж, Женева и др.), 19 - в ЮВА (например, Бейрут, Токио), 14 - в Америке, 8 - в Африке.

В зависимости от режима, санкционируемого государством, золотые рынки подразделяются на четыре категории:

мировые (Лондон, Цюрих, Нью-Йорк, Чикаго, Сянган (Гонконг), Дубай и др.),

внутренние свободные (Париж, Милан, Стамбул, Рио-де-Жанейро),

местные контролируемые,

«черные» рынки (при валютных ограничениях)


Операции с золотом. До 1974 г. преобладали наличные сделки с золотом, которые исполнялись в течение двух рабочих дней после их заключения. Они были сосредоточены на рынках золота в Лондоне, Цюрихе, Париже, Гонконге (ныне Сянгане).

Для страхования риска инфляционного обесценения денег инвесторы иногда приобретают золото в слитках, монетах, акции золотодобывающих компаний, рассчитывая также на высокие дивиденды.

Форварды.Помимо вышеперечисленных сделок на мировом рынке могут осуществляться другие операции: речь идет о форвардных сделках, предусматривающих реальную поставку металла на срок, превышающий второй рабочий день. Заключая такую сделку, покупатель страхуется от повышения в будущем цены металла на спотовом рынке. Продавец, в свою очередь, преследует цель обезопасить себя от снижения цен в будущем.

 Операция своп. Текущие операции купли-продажи металла осуществляются на условиях "spot" с датой валютирования (датой зачисления-списания металла и валюты) на 2-й рабочий день после дня заключения сделки.

Депозитные операции. Так как золото является финансовым активом, то оно может приносить доход своему владельцу в случае, если становится объектом займа. Данные операции проводятся тогда, когда необходимо привлечь металл на счет или разместить его на определенный срок. При этом депозитные ставки по золоту оказываются обычно ниже ставок по валюте, что объясняется более высокой ликвидностью валюты.

 Золотые аукционы. В 1970-е гг. практиковались золотые аукционы - продажа золота с публичных торгов. В 1979 г. этим путем была осуществлена 1/3 совокупной продажи золота.


18.     Валютное регулирование: сущность, значение, факторы и тенденции (стр.159-ГЛАВА)

Валютное регулирование - одна из форм государственного регулирования международных экономических отношений, выражающаяся в регламентировании международных расчётов и порядка совершения операций с валютой и другими валютными ценностями.

В. р. в капиталистических странах зависит от общего состояния международных экономических и политических отношений капиталистического мира, экономического и политического положения данной страны, от состояния её платёжного баланса и денежного обращения. Капиталистические страны вводят В. р. с целью уравновешивания платёжных балансов, изменения структуры импорта или ограничения его, сокращения платежей за границу, концентрации валютных ресурсов в руках государства для использования их в интересах монополистической буржуазии. В период общего кризиса капитализма растет число капиталистических государств, использующих В. р. как одно из орудий государственного вмешательства во внешнюю торговлю, вывоз и ввоз капитала и другие внешние расчёты. В развивающихся странах В. р. служит одной из мер защиты от внешнеэкономической экспансии империалистических государств и использования валютных ресурсов в национальных интересах развития данной страны.

Валютное законодательство капиталистических стран определяет круг валютных операций, подлежащих регулированию. Это — операции, связанные с внешней торговлей, с международным движением капиталов, международными долговыми отношениями, операции с золотом и другими валютными ценностями, а также операции, связанные с развитием таких сфер международных отношений, как туризм, выплата репараций и т.п. В послевоенный период, с введением полной или частичной обратимости валют, В. р. в некоторых развитых капиталистических странах отменено, в других же смягчено в области внешней торговли, а в области движения капиталов и кредитов сохраняется. В развивающихся странах В. р. сохраняется полностью.


19.     Европейская валютная система.(стр.86)

В итоге затяжных и трудных переговоров 13 марта 1979 г. Была создана Европейская валютная система.

Ее цели следующие:

-обеспечить достижение экономической интеграции,

-создать зону европейской стабильности с собственной валютой в противовес Ямайской валютной  системе, основанной на долларовом стандарте,

-оградить «Общий рынок» от экспансии доллара.

ЕВС - это международная (региональная) валютная система (1979-1998 гг.) Европейского экономического сообщества, закрепленная межгосударственным соглашением этих стран с целью стабилизации валютных курсов и стимулирования интеграционных процессов. ЕВС -подсистема мировой валютной системы.

Структурные принципы ЕВС:

1. ЕВС базировалась на экю - европейской валютной единице. Условная стоимость экю определялась по методу валютной корзины, включавшей валюты 12 стран ЕС. Доля валют в корзине экю зависела от удельного веса стран в совокупном ВВП государств - членов ЕС, их взаимном товарообороте и участия в краткосрочных кредитах поддержки.

2. В отличие от Ямайской валютной системы, юридически закрепившей демонетизацию золота, ЕВС использовала его в качестве реальных резервных активов.

Во-первых, эмиссия экю была частично обеспечена золотом.

Во-вторых, с этой целью создан совместный фонд за счет объединения 20% официальных золотых и долларовых резервов стран ЕВС в ЕФВС. Центральные банки внесли в фонд 2,66 тыс. т золота (в МВФ - 3,2 тыс. т). Взносы осуществлялись в форме возобновляемых трехмесячных сделок своп, чтобы сохранить право собственности стран на золото. Экю, полученные в обмен на золото, зачислялись в официальные резервы.

В-третьих, страны ЕС ориентировались на рыночную цену золота для определения взноса в золотой фонд, а также для регулирования эмиссии и объема резервов в экю.

3. Режим валютных курсов был основан на совместном плавании валют в форме «европейской валютной змеи». Были установлены пределы взаимных колебании: ± 2,25% от центрального курса, для некоторых стран, в частности Италии, ± 6% до конца 1989 г., затем Испании, с учетом нестабильности их валютно-экономического положения. С августа 1993 г. в результате обострения валютных проблем ЕС рамкиколебаний расширены до ± 15%.

4.Для осуществления межгосударственного регионального валютного регулирования был создан Европейский фонд валютного сотрудничества (ЕФВС).


20.     Факторы влияния на формирование курсов валют.(стр.39)

1. Темп инфляции. Соотношение валют по их покупательной способности (паритет покупательной способности), отражая действие закона стоимости, служит своеобразной осью валютною курса. Поэтому на валютный курс влияет темп инфляции. Чем выше темп инфляции в стране, тем ниже курс ее валюты, если не противодействуют иные факторы. Инфляционное обесценение денег в стране вызывает снижение покупательной способности и тенденцию к падению их курса к валютам стран, где темп инфляции ниже.

2. Состояние платеж:ного баланса. Активный платежный баланс способствует повышению курса национальной валюты, если увеличивается спрос на нее со стороны иностранных должников. Пассивный платежный баланс порождает тенденцию к снижению курса национальной валюты, так как должники продают ее на иностранную валюту для погашения своих внешних обязательств.

3. Разница процентных ставок в разных странах. Влияние этого фактора на валютный курс объясняется двумя основными обстоятельствами. Во-первых, изменение процентных ставок в стране воздействует при прочих равных условиях на международное движение капиталов, прежде всего краткосрочных. В принципе повышение процентной ставки стимулирует приток иностранных капиталов, а ее снижение поощряет отток капиталов, в том числе национальных, за границу.

4. Деятельность валютных рынков и спекулятивные валютные операции. Если курс какой-либо валюты имеет тенденцию к понижению, то фирмы и банки заблаговременно продают ее на более устойчивые валюты, что ухудшает позиции ослабленной валюты.

5. Степень использования определенной валюты на еврорынке и в меж:дународных расчетах. Например, тот факт, что 60% операций евробанков и 50% международных расчетов осуществляются в долларах, определяет масштабы спроса и предложения этой валюты.

6. На курсовое соотношение валют воздействует также ускорение или задерлска меж:дународных платежей. В ожидании снижения курса национальной валюты импортеры стремятся ускорить платежи контрагентам в иностранной валюте, чтобы не нести потерь при повышении ее курса, а экспортеры задерживают репатриацию валютной выручки. При укреплении национальной валюты, напротив, преобладает стремление импортеров к задержке платежей в иностранной валюте, а экспортеров - к ускорению перевода валютной выручки в свою страну.

7. Степень доверия к валюте на национальном и мировых рынках. Она определяется состоянием экономики и политической обстановкой в стране, а также рассмотренными выше факторами, оказывающими воздействие на валютный курс.

8. Валютная политика. Соотношение рыночного и государственного регулирования валютного курса влияет на его динамику.


21.     Сущность регулирования валютных отношений.(стр.159)

Валютное регулирование – одна из форм государственного регулирования международных экономических отношений, направленная на регулирование международных расчетов и порядок осуществления операций с валютой и валютными ценностями с целью уравновешивания платежных балансов, смены структуры импорта или его ограничения, уменьшения платежей за рубеж, концентрации валютных ресурсов в руках государства.

В системе государственного регулирования экономической жизни каждой страны выделяют совокупность мер, которые проводятся центральными банками в сфере денежного обращения и валютных отношений, с целью влияния на покупательскую способность денег, валютные курсы и на экономику в целом, что является сущностью валютной политики государства.

Дисконтная политика означает смену обменной ставки центрального банка с целью регулирования валютного курса влиянием на движение краткосрочных Капиталов. В условиях пассивного платежного баланса центральный банк повышает дисконтную ставку и этим самым стимулирует прилив иностранного капитала из стран, где этот уровень ниже. Такой прилив краткосрочных капиталов улучшает состояние платежного баланса, создает дополнительный спрос на национальную валюту и способствует повышению ее курса.

Политика кредитной рестрикции (дорогих денег) используется, как правило, в условиях стремительного промышленного бума и роста хозяйственной активности. Ее цель – приостановить процесс активного использования кредита хозяйствующими субъектами и промышленный бум, который часто приводит к перегреву «экономики».

Политика кредитной экспансии (дешевых денег) направлена на стимулирование кредитных операций в расчете на то, что более привлекательные условия кредитования будут способствовать хозяйственной активности, росту производства и привлечению иностранного капитала.

Девизная политика направлена на регулирование валютного курса через куплю-продажу иностранной валюты. В современных условиях эта политика принимает форму валютной интервенции вторжения центрального банка в операции с иностранной валютой на валютных рынках при одновременном введении ограничений в сфере валютных операций на внутреннем рынке. Часто валютная интервенция используется для поддержки валюты на сниженном уровне, используя валютный демпинг – обесценивание национальной валюты с целью массового экспорта товаров по ценам ниже мировых.

Заниженный валютный курс повышает конкурентоспособность фирм данной страны на мировых рынках и способствует расширению экспорта товаров и услуг.

Частично завышенный валютный курс создает обратный экономический эффект, когда на единицу вывезенного страна за счет импорта получает большее количество товаров и услуг.

Девальвация – это понижение курса национальной валюты по отношению к иностранным валютам.

Ревальвация – официальное повышение стоимости валюты, что выражается в росте ее золотого содержания или повышении курса.


22.     Роль золота в  международных валютных отношениях.(стр.35)

Исторически функция мировых денег стихийно закрепилась за золотом и серебром, а в рамках Парижской валютной системы (1867 г.) - только за золотом. Однако в роли золота произошли существенные изменения под влиянием демонетизации. Демонетизация золота – процесс постепенной утраты им денежных функций. Этот процесс длительный, как и демонетизация серебра, которая продолжалась несколько столетий до конца XIX в.

Демонетизация золота обусловлена объективными и субъективными причинами.

1.        Золотые деньги не соответствуют потребностям современного товарного производства.

2.        С развитием кредитных отношений кредитные деньги - банкноты, векселя, чеки - постепенно вытеснили золото вначале из внутреннего денежного обращения, а затем из международных валютных отношений.

3.        Субъективные факторы - валютная политика США, государственное регулирование операций с золотом - ускоряют его демонетизацию.

В итоге:

1. Кредитные деньги вытеснили золото из внутреннего и международного оборота. Однако золото сохраняет за собой важную роль в экономическом обороте в качестве: чрезвычайных мировых денег, обеспечения международных кредитов, воплощения богатства.

2. Функция денег как средства образования сокровищ с уходом золота из обращения характеризуется новыми моментами. Сокровища перестали служить стихийным регулятором денежного обращения, так как золото не может автоматически переходить из сокровищ в обращение и обратно в силу неразменности кредитных денег. Однако эта функция не превратилась в застывшую: ее связь с внутренним и мировым рынками сохранилась, хотя и существенно изменилась. Сокровище выступает как своеобразный страховой фонд государства и частных лиц.

3. В функции золота как мировых денег также произошли изменения.

Во-первых, отпала необходимость непосредственного его использования в международных расчетах. Характерно, что и при золотом стандарте широко применялись кредитные средства в этой сфере, а золото служило лишь для погашения пассивного сальдо платежного баланса.

Во-вторых, золото выступает как мировые деньги, сохраняя их троякое назначение - служить всеобщим покупательным, платежным средством и материализацией общественного богатства. Золото и поныне является всеобщим особым товаром. Имея золото, можно приобрести на рынках золота необходимые валюты, а на них - любые товары и погасить задолженность.


23.     Перспективы создания Европейской валютной системы.

 

24.     Валютная политика: валютный контроль и валютные ограничения в современной мировой практике.

Валютная политика-совокупность мероприятий, проводимых государствами и центральными банками в сфере денежного обращения и валютных отношений с целью воздействия на покупательную силу денег, валютные курсы и на экономику страны в целом. В. п. определяется экономическим строем общества и классовой природой государства, непосредственно связана с внешней торговлей и внешнеторговой политикой, а также с денежным обращением в данной стране.

Валютное регулирование реализуется через механизм валютных ограничений и валютного контроля. К валютным ограничениям относятся: обязательная продажа государству части валютной выручки  (в обмен на национальную валюту по официальному курсу), регулирование перевода и платежей за границу, репатриация прибыли, ограничение прав физических и юридических лиц владеть и распоряжаться иностранной валютой.

Так, ФЗ Закон о валютном регулировании и валютном контроле устанавливает правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля, полномочия органов валютного регулирования, также определяет права и обязанности резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями.

Закон определяет права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой РФ и внутренними ценными бумагами, а также права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля. Законодательство о валютном регулировании и валютном контроле определяет участников валютных отношений, отличающихся друг от друга содержанием своих прав и обязанностей.


25.     Проектное финансирование как форма долгосрочного кредита.(стр.234)

Проектное финансирование - современная форма долгосрочного международного кредитования. Речь идет о кредитовании инвестиционных проектов в сочетании с финансированием.

Особенности:

• разнообразие источников ресурсов - национальные и иностранные, частные и государственные, банковских и небанковских финансовых посредников;

• использование различных форм кредита (банковский, коммерческий, лизинг, форфетирование) и финансирования (эмиссия ценных бумаг, бюджетное субсидирование в форме государственных гарантий, налоговых льгот, иногда собственный капитал компаний – участниц проектного финансирования);

• привлечение ряда участников (банки, спонсоры проекта, проектная компания, инициатор проекта (один из спонсоров), подающий кредитную заявку в банк, институциональные инвесторы, приобретающие ценные бумаги, эмитируемые проектной компанией, инвестиционные банки и брокеры-посредники в размещении этих ценных бумаг, страховые компании, консультанты (финансовые, технические, юридические и др.), подрядчики и поставщики инвестиционных товаров, покупатели проектного продукта);

• обеспечением банковского кредитования инвестиционных проектов служит не традиционный залог, а будущая выручка заемщика от реализации проекта.

Основной организатор ПФ – проектная компания, которая выполняет роль заемщика проектного кредита, заказчика работ по инвестиционному проекту, оператора объекта инвестиционной деятельности. Через нее идут основные финансовые потоки, связанные с кредитованием и финансированием, затем с погашением долга и выполнением обязательств перед ее учредителями.

Главным кредитором инвестиционного проекта выступает банк. Обычно с этой целью организуется банковский синдикат или консорциум, возглавляемый банком-менеджером.

Объектом оценки банком проектного финансирования выступает:

а) инвестиционный проект;

б) обеспечение проектного кредита (активы проектной компании, гарантии, поручительства).

Этапы:

1) поиск объектов вложений;

2) оценка рентабельности и риска проекта;

3) разработка схемы кредитования;

4) заключение соглашений с участниками проектного финансирования;

5) контроль за выполнением производственной, коммерческой и финансовой программы до полного погашения кредитов;

6) оценка финансовых результатов проекта и их сопоставление с запланированными показателями.

Основные принципы проектного финансирования.

Во-первых, обычно проводится сравнительный анализ трех вариантов:

проект спонсора, пессимистический сценарий банка, базовый вариант, подготовленный независимыми экспертами. При оценке проекта банк исходит из принципа пессимистического прогноза. При определении запаса финансовой прочности проекта в расчеты закладывается наименее благоприятный вариант развития событий.

Во-вторых, кредит обычно предоставляется проектной компании, учреждаемой для реализации проекта. Это диктуется тем, что получение кредита отражается в балансе проектной компании, а не той компании, которая его учреждает.

В-третьих, если при обычных кредитных операциях банк первостепенное значение придает изучению кредитной истории заемщика, оценке его финансового положения и залога, то при проектном финансировании основное внимание уделяется анализу инвестиционного проекта с целью определить его финансовую и экономическую эффективность, уточнить затраты (смету), источники кредитования, оценить риски и т.д.

В-четвертых, общепринят принцип ограниченной ответственности клиента, который означает, что банк может претендовать на погашение кредита лишь за счет доходов от реализации данного проекта.

В-пятых, дополнительным обеспечением погашения кредитов служат гарантии спонсоров проекта:

а) платежная гарантия - безусловное обязательство при наступлении гарантийного случая перечислить банку определенную сумму;

б) гарантия завершения проекта включает обязательство спонсоров не отказываться от осуществления проекта;

в) гарантия обеспечения снабжения всем необходимым фирмы, занимающейся реализацией проекта. Банк может запросить контракт между спонсором и этой фирмой об условиях этого снабжения;

г) дополнительной гарантией может служить депозит спонсора или фирмы, реализующей проект, в банке-кредиторе на определенную сумму.

Эти гарантии спонсора или его банка страхуют часть кредита, который предоставляется в период разработки и строительства до нормального функционирования объекта. Банк-кредитор в этот период не несет риска.

В-шестых, банк принимает риск, возникающий при эксплуатации кредитуемого объекта. Банк настаивает на заключении контракта фирмы с потребителями продукции, страхуя себя от коммерческого риска на период до полного погашения кредита. Банк компенсирует повышенный риск увеличением размера маржи.

В-седьмых, при оценке кредитуемого объекта банк анализирует отношение общей суммы ожидаемых чистых поступлений к общей сумме основного долга и процентов по кредиту.

Этот коэффициент обеспечения должен быть не меньше 1,3, в зависимости от степени риска и специфики отрасли.

В-девятых, погашение кредита осуществляется последовательно. Его график увязан с эксплуатационным циклом. Погашение кредита начинается после достижения определенного уровня производительности.


26.     Валютные ограничения.(стр.170)

Валютные ограничения – законодательное или административное запрещение, лимитирование и регламентация операций резидентов и нерезидентов с валютой и другими валютными ценностями. Это составная часть валютного контроля, который обеспечивает соблюдение валютного законодательства путем проверок валютных операций резидентов и нерезидентов.

При валютных ограничениях в процессе валютного контроля проверяются наличие валютных лицензий, выполнение резидентами требований по продаже инвалюты на национальном валютном рынке, обоснованность платежей в инвалюте, качество учета и отчетности по валютным операциям.

При валютных ограничениях функции валютного контроля возлагаются обычно на центральный банк, а в некоторых странах создаются специальные органы.

В России органами валютного контроля являются Центральный банк РФ и Правительство РФ, в рамках которого – Министерство финансов, Министерство экономического развития и торговли, Федеральная налоговая служба, Федеральная таможенная служба и др.

Агентами валютного контроля выступают уполномоченные коммерческие банки.

Цели:

1) выравнивание платежного баланса;

2) поддержание валютного курса;

3) концентрация валютных ценностей в руках государства для решения текущих и стратегических задач. Во время подготовки и ведения войн валютные ограничения используются военно-промышленными комплексами для импорта военно-стратегических товаров за счет лимитирования ввоза предметов гражданского назначения. Валютные ограничения отличаются дискриминационным характером, так как способствуют перераспределению валютных ценностей в пользу государства и крупных корпораций за счет мелких и средних предпринимателей, затрудняя им доступ к иностранной валюте.

Принципы валютных ограничений:

-централизация валютных операций в центральном и уполномоченных (девизных) банках;

-лицензирование валютных операций - требование предварительного разрешения органов валютного контроля на их проведение;

-полное или частичное блокирование валютных счетов;

-ограничение конвертируемости валют. Соответственно вводятся разные категории валютных счетов: свободно конвертируемые, внутренние (в национальной валюте с использованием в пределах страны), по двухсторонним правительственным соглашениям, клиринговые,блокированные и др.

Различаются две основные сферы валютных ограничений: текущие и финансовые операции платежного баланса.

По текущим операциям практикуются следующие их формы:

-блокирование выручки иностранных экспортеров от продажи товаров в данной стране, ограничение их возможностей распоряжаться этими средствами;

-обязательная продажа валютной выручки экспортеров полностью или частично центральному и уполномоченным (девизным) банкам, имеющим валютную лицензию центрального банка;

-ограниченная продажа иностранной валюты импортерам .

-запрещение экспорта товаров на национальную валюту;

-запрещение оплаты импорта некоторых товаров иностранной валютой;

-регулирование сроков платежей по экспорту и импорту .


27.     Международный валютный фонд (МВФ).(стр.387)

Международный валютный фонд  специализированное учреждение ООН - создан в 1945 г.

Одной из задач МВФ по упорядочению валютных курсов в соответствии с Бреттонвудским соглашениями было урегулирование и поддержание устойчивости паритетов валют стран-членов, выраженных в золоте или долларах.

Цели МВФ:

— поощрение международного сотрудничества в области валютной политики;

— способствование сбалансированному росту в области валютной политики;

— способствование сбалансированному росту мировой торговли для стимулирования и поддержания высокого уровня занятости и реальных доходов, для развития производственного потенциала всех государств-членов в качестве главной цели экономической политики;

— поддержание стабильности валют и упорядочение валютных отношений между государствами-членами, а также воспрепятствование девальвации валют из соображений конкуренции;

— участие в создании многосторонней системы платежей, а также устранение ограничений на трансфер валюты;

— предоставление средств для ликвидации несбалансированности платежных балансов государств-членов.

Функции МВФ:

— соблюдение согласованного кодекса поведения (тесное сотрудничество в вопросах международной валютной политики и межгосударственного платежного оборота);

— финансовая помощь для преодоления дефицита платежного баланса;

— консультирование и сотрудничество.

Организационная структура МВФ

Высшим руководящим органом МВФ является Совет управляющих, состоящий из представителей стран-членов (обычно ответственного за проведение валютной политики министра или главы центрального банка вместе с заместителем), назначенных на 5 лет.

В ведение Совета входят: изменение статей Соглашения, прием и исключение государств-членов, определение и пересмотр величины их долей в капитале, выборы исполнительных директоров. Совет управляющих собирается один раз в год и обычно принимает решения по вопросам, которые согласно Уставу не могут быть переданы другому органу.

Временный комитет собирается на заседания дважды в год и постоянно консультирует Совет управляющих по регулированию платежных балансов, обеспечению международной ликвидности, принципам использования ресурсов МВФ, принятию мер, направленных на смягчение кризисных ситуаций в мировой валютной системе, и т.д.

Исполнительный совет (Директорат) отвечает за текущие дела МВФ. Заседания Исполнительного совета проходят несколько раз в неделю под председательством директорa-распорядителя. Как правило, Директорат принимает решения, основываясь на материалах и докладах, которые подготовлены административным аппаратом. Формально все должностные лица МВФ подчиняются только руководящим органам фонда, и правительства государств-членов не имеют права оказывать на них давления.

В функции директора-распорядителя входят ведение текущих дел и назначение должностных лиц МВФ: своего заместителя, секретаря, казначея, заведующих отделами, генерального советника юридического отдела, заведующих административной службой и европейской штаб-квартирой фонда (в Париже).

Уставный фонд МВФ образуется за счет взносов государств-членов в соответствии с установленной для каждого из них квотой. Квоты служат для определения объема финансового взноса каждого члена; размеров кредитов в МВФ, которые пропорциональны квоте; определения количества голосов, имеющихся у той или иной страны, и соответственно ее возможности воздействовать на политику этой организации.

Устав МВФ предусматривает, что в дополнение к собственному капиталу, являющемуся главным источником финансирования, Фонд может использовать также заемные средства. МВФ может делать заем как у государств и международных организаций, так и на мировом финансовом рынке.

Кредитная деятельность МВФ. МВФ за счет собственных или привлеченных ресурсов предоставляет кредиты в иностранной валюте или СДР для выравнивания платежных балансов стран-членов. Кредитные операции осуществляются только с официальными органами стран-членов Фонда: казначействами, центральными банками, валютными стабилизационными фондами. Кредиты предоставляются в форме продажи МВФ иностранной валюты на национальную (или предоставления СДР), на срок до 3 лет сверх обычных кредитов до 140% от квоты. Их погашение производится в течение 4—10 лет.

Одной из форм межгосударственного валютного и кредитного регулирования является создание специальных фондов путем заимствования ресурсов. Роль МВФ заключается в посредничестве при получении нуждающимися странами средств.


28.     Формы валютной политики. (стр.159)

-дисконтная политика предполагает изменение учетной ставки ЦБ для воздействия на международное движение капитала и динамику внутренних кредитов, денежной массы и цен страны.

-девизная политика- метод воздействия на валютный курс, чтобы снизить или повысить его путем массированной купли-продажи иностранных валют, осуществляется в форме валютных интервенций ЦБ. В ходе интервенции ЦБ покупает иностранную валюту, когда ее предложение избыточно, вследствие чего валютный курс находится на низком уровне и продает ее, когда предложение недостаточно, тем самым ЦБ способствует уравновешиванию спроса и предложения и ограничивает пределы колебаний курса национальной ден единицы. Интервенции не эффективны в условиях валютных кризисов и нестабильной фин ситуации.

-диверсификация валютных резервов – действия государства, банков и других участников валютного рынка, направленных на регулирование структуры своих валютных активов путем включения в их состав разных валют. Необходимость диверсификации вызвана потребностью снижения валютного риска, обеспечения высокой надежности размещения средств.

-девальвация и ревальвация валют

-валютные ограничения совокупность мероприятий и нормативных правил, установленных в законодательном и административном порядке по ограничению прав резидентов и нерезидентов в форме запрещения или лимитирования при осуществлении ими валютных операций на территории государства или резидентами за рубежом.

Цели валютных ограничений:

-выравнивание платежного баланса

-поддержка курса нац валюты

-концентрация валютных ценностей в руках государства для решения экономических задач.

Формы валютных ограничений:

- осуществление платежей в иностранной валюте на территории страны. Ден единица страны признается единственным средством платежа, что сокращает спрос на иностр валюту на внутреннем рынке и стабилизирует курс нац валюты

-осуществление зарубежных инвестиций резидентами и инвестиций внутри страны нерезидентами

-перевод нац и иностр валюты заграницу

- порядок купли-продажи иностр валюты на территории страны – внутренняя конвертируемость нац валюты.

Жесткость ограничений зависит от конкретной ситуации в стране. Развитые государства отходят от практики ограничений, а развивающиеся активно их используют


29.     Международный банк реконструкции и развития (МБРР).(стр. 418- 421)

Междунаро́дный банк реконстру́кции и разви́тия— основное кредитное учреждение Всемирного банка— специализированное учреждение ООН, межгосударственный инвестиционный институт, учрежденный одновременно с МВФ в соответствии с решениями Международной валютно-финансовой конференции в Бреттон-Вудсе в 1944 г. Соглашение о МБРР, являющееся одновременно и его уставом, официально вступило в силу в 1945 г., но банк начал функционировать с 1946 г. Местонахождение МБРР — Вашингтон.

Цели МБРР:

- оказание помощи в реконструкции и развитии экономики стран‑членов;

- содействие частным иностранным инвестициям;

- содействие сбалансированному росту международной торговли и поддержание равновесия платежных балансов;

- сбор и публикация статистической информации,

Первоначально МБРР был призван с помощью аккумулированных бюджетных средств капиталистических государств и привлекаемых капиталов инвесторов стимулировать частные инвестиции в странах Западной Европы, экономика которых значительно пострадала во время Второй мировой войны. С середины 50-х гг., когда хозяйство стран Западной Европы стабилизировалось, деятельность МБРР во все большей степени стала ориентироваться на страны Азии, Африки и Латинской Америки.

Основные направления деятельности МБРР

В отличие от МВФ Международный банк реконструкции и развития предоставляет кредиты для экономического развития. МБРР — самый крупный кредитор проектов развития в развивающихся странах со средним уровнем доходов на душу населения.

В отличие от МВФ, МБРР не использует стандартных условий кредитования. Сроки, объемы и ставки кредитов МБРР определяются особенностями кредитуемого проекта. Как и МВФ, МБРР обычно обуславливает предоставление кредитов определенными условиями. Все займы банка должны гарантироваться правительствами стран-членов. Займы выделяются под процентную ставку, которая меняется каждые 6 месяцев. Займы предоставляются, как правило, на 15-20 лет с отсрочкой платежей по основной сумме займа от трех до пяти лет.

Необходимо подчеркнуть, что банк покрывает своими кредитами лишь 30% стоимости объекта, причем наибольшая часть кредитов направляется в отрасли инфраструктуры: энергетику, транспорт, связь. С середины 80-х гг. МБРР увеличил долю кредитов, направляемых в сельское хозяйство (до 20%), в здравоохранение и образование. В промышленность направляется менее 15% кредитов банка.

В последние годы МБРР занимается проблемой урегулирования внешнего долга развивающихся стран: 1/3 кредитов он выдает в форме так называемого совместного финансирования. Банк предоставляет структурные кредиты для регулирования структуры экономики, оздоровления платежного баланса.

Механизмы управления МБРР

Высшими органами МБРР являются Совет управляющих и Директорат как исполнительный орган. Во главе банка находится президент. Встречи Совета, состоящего из министров финансов или управляющих центральными банками, проводятся раз в год совместно с МВФ. Членами банка могут быть только члены МВФ, голоса также определяются квотой страны в капитале МБРР (более 180 млрд долл.). Хотя членами МБРР являются 186 стран, лидирующее положение принадлежит семерке: США, Японии, Великобритании, ФРГ, Франции, Канаде и Италии.

Источниками ресурсов банка помимо акционерного капитала являются размещение облигационных займов, главным образом на американском рынке, и средства, полученные от продажи облигаций.

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 РЕФЕРАТЫ