Инвестиции - долгосрочное
вложение капитала, ден.ср. в к.-л. пр-ия, орг-ии, долгосрочные
проекты и т. д. с целью извлечения прибыли. К кап.вложениям относятся
вложения в основной и оборотный кап, затраты на кап. ремонт, на приобретение
земельных участков и объектов природопользования, а также вложения в
нематериальные активы (патенты, лицензии). К фин. инвестициям относятся
долгосрочные и краткосрочные займы и кредиты, фин вложения хоз-щих субъектов
в приобретение ц.б.и т. д.
1.Ин.
инвестиции - все виды имущественных и интеллектуальных
ценностей, вкладываемые иностранными инвесторами в объекты пред-кой и других
видов деятельности в целях получения прибыли. В Законе РФ «Об ин.ин.» (1999)
ин.ин. определяется как «вложение ин-го капитала в объект пред-кой
деятельности на территории РФ в виде объектов гражданских прав: вещи; иное имущество
(в том числе имущественные права); результаты инт-ой деят-ти, в том числе
исключительные права на них (инт-ая соб-ть); работы и услуги; нематериальные
блага; инф-ия.
Понятие
инвестиций охватывает все виды имущественных ценностей, которые ин.инвестор
может вкладывать в эк-ку принимающей страны.
В
перечень основных объектов ин.ин входят: недвижимое и движимое имущество
(здания, сооружения, оборудование и другие мат. ценности) и соот-щие имущ-ные
права, ден. ср. и вклады; ц.б. (акции, облигации, вклады, паи и др.); права
на инт-ую соб-ть; права на осущ. хоз. деятельности.
2.Классиф.инв. Прямые инвестиции –
ин-ции, осуществляемые для участия
в прибылях пр-ия, действующего на иностранной территории, причем целью инвестора яв-ся право участия в управлении пр-ем. Основными способами осуществления прямых инвестиций
являются: создание за границей соб-го филиала или пр-ия,
приобретение или поглощение зарубежных пр-ий, фин-ие деятельности зарубежных филиалов, приобретение прав пользования землей (включая
аренду), природными ресурсами, предоставление прав на использование определенных
технологий, приобретение акций или паев в уставном капитале
иностранной компании. Портфельные инвестиции представляют собой вложения ин-ных инвесторов в приобретение акций или паев в
уставном капитале компаний, не дающие права контролировать упр-ие и влиять на
ком-мую дея-ть орг.; а также в другие ц.б. принимающих государств - облигации,
гос. долговые обязательства и т. д. Прочие ин.- это торговые кредиты,
различные кредиты, полученные от инв-ов, кредиты полученные от м.н. орг-ий,
банковские вклады. – валютные счета заруб. инв. вложенные в Росб банки, 2-х
сторонние инв. кредиты. Схема…
3. Объем и структура ин.ин. в Р. По
оценкам спецов, потребности России в прямых ин.ин. составляют не менее 15-20
млрд долл. в год. Участие инин в процессе приватизации росс пр-ий привело к
тому, что, по оценкам, в капитале всех акционерных компаний России доля инин
составляет 3,8%. Для сравнения: в США эта доля составляет 4,1%, в Великобритании
-13,7%, в Японии - 10,3%, во Франции - 11,3% и в Германии - 8,7%. По
имеющимся оценкам, сегодня в фин-нии нуждаются 97% росс пр-ий и только 7% из
них готовы предоставить долю в своем капитале, предпочитая получать кредиты,
а не продавать свои акции.
Инин выбирают наименее рискованную
стратегию, сосредоточивая ин на таких направлениях пром. пр-ва, как: крупные
проекты в сырьевой и топливной пром-ти, где прибыль гарантируется
произведенной продукцией, а фин-ие может быть поддержано м.н. орг-ми; низкозатратные
пр-ва, не требующие крупных кап.вложений; пр-ва, относительно не зависимыми
от ситуации в эк-ке России. В процессе проникновения инин на зарубежные рынки
можно выделить следующие этапы:
заключение
межфирменных соглашений о сотрудничестве в различных сферах - НИОКР, пр-ва,
сбыта и т.д.; создание торговых представительств; образование совместных
пр-ий; открытие собственных пр-ых, торговых и пр. филиалов.
Толлинг
- операция по переработке поступающего из-за границы (давальческого) сырья с
последующим экспортом произведенной пр-ции.
Стратегические
альянсы - межфирменные соглашения, объектами которых яв-ся НИОКР и их результаты,
а также стр-ки важные для партнеров сферы про-ва и сбыта; при этом партнеры
сохраняют свою самостоятельность.
17.Классиф-ия рисков в сфере м/н предпринимательства. Риск - это
возможность, вероятность отклонения от цели, результата, ради которых разрабатывался
и осуществлялся инвест проект.
Риски деловой среды
подразделяются на три группы и зависят от действия таких факторов, как:
1)состояние конъюнктуры мировых рынков и изменение цен на продукцию проектной
компании; источники оборудования для реализации проекта; динамику %-х ставок,
определяющих потоки ден средств; доступность фин средств из различных источников.
2) Риски нац деловой среды, к которым относятся: полит-е риски; макроэк-ие
риски; уровень развития соответствующей отрасли (например, топливно-энер-го
сектора).3)Проектные риски, связанные с реализацией конкретных проектов сотрудничества,
включают: Риск превышения реальных расходов на финансирование проекта над запланированными.
Риск недостаточного уровня доходов проектной компании по сравнению с запланированным,
влияние на который оказывают цены. Риск потери инвестиций и доходов по
инвестициям, а также возможности их перевода из страны - получателя инв-ий.
18.Основные методы оценки и управления рисками.Сущ-ют
различные способы оценки риска пред-ва: теоретический, эмпирический и прикладные
способы которые, в свою очередь, делятся на статистический(на основе изучения
статистики потерь), экспертный (например, на основе обобщения мнений и опыта
пред-ей или спецтов) и расчетно-аналитический (на основе использования эк-ко
-мат-их моделей). Схема…
19.Механизмы снижения рисков. Проектное фин-ие —
совместное фин-ие инв-ий, основанное на будущей платежеспособности самого
проектируемого пр-ия без учета кредитоспособности его участников, их гарантий
и гарантий погашения кредита третьими сторонами.Т.е., при проектном фин-ии
возврат вложенных в проект средств обеспечивается за счет доходов построенного
предприятия. Именно поэтому перед началом фин--ия проекта кредиторы прежде
всего тщательно оценивают объем предполагаемых будущих поступлений доходов и
потоки наличности, чтобы определить перспективы возврата предоставленных
средств.
1.Правительство страны, в которой
осуществляется проект может предоставить гарантии от полит риска.2. Поставщики
оборуд-ия и услуг, должны качественно и своевременно поставить свое оборудование
и(или) услуги..3.Качественная поставка материалов и топливно-энерг-их
ресурсов.4. Контракт на сооружение объекта «под ключ» с фиксированной суммой.5.
гарантии правительства, где осуществляется проект;6.гарантии регион банков
развития.7. Еще один способ страхования рисков — заключение страхового договора
со страховой компанией.
20.Особенности
рисков в России. Темпы эк-го роста, годовой темп инфляции, дефицит
госбюджета, объем экспорта и импорта, сальдо торгового баланса, баланс
текущих операций, внешний долг и др. К сильным сторонам российской
эк-ки эксперты относят: наличие значительного эк-го, тех-го и чел-го
потенциала; введение закона о разделе продукции усиливает заинтересованность
ининов в разработке естественных богатств страны; начавшееся развитие
внутреннего пр-ва под воздействием девальвации рубля после кризиса августа
1998 г.
Слабыми сторонами российской эк-и
эксперты считают то, что России не удалось пока преодолеть кризис доверия со
стороны как внутренних, так и иностранных эк-их субъектов, что ограничивает
рост инвестиций и перспективы эк-го роста; Высокая внешняя задолженность
России оказывает негативное влияние на состояние гос фин-ов, что заставляет
ее прибегать к внешним заимствованиям; Перспективы ускорения структурных
реформ в России во многом зависят от полит условий.
Кроме того, российские предприятия
уделяют недостаточное внимание выявлению и прогнозированию организационных
рисков, связанных в первую очередь с качеством менеджмента.
|
4.Особ. и
этапы созд пред с заруб партн в Росс. Процесс создания
СП включает в себя ряд этапов, главными из которых яв-ся выбор и оценка потенциального
партнера, анализ результатов его фин. дея-ти, установление необходимых
контактов, заключение протокола о намерениях, выбор организационно-правовой
формыСП, заключение соглашения о его создании, регистрацияСП.
Создание
пр-ия в любой организационно-правовой форме начинается с составления и заключения
учр-го договора — документа, регламентирующего отношения между учр-ми как будущими
совладельцами пр-ия. В РФ содержание договора peгл-ся Гр. кодексом. В этом
документе отражаются орг-нно-правовая форма, предмет и цели деятельности
создаваемого пр-ия, его местонахождение и юр адрес, определяются величина
уставного капитала и правила передачи долей, основные принципы деятельности
пр-ия, органы упр-ия, вопросы распределения прибыли между учр-ми, их права и
обязанности по отношению к пр-ию и др. вопросы. Вторым док-ом, который составляют
учр-ли, яв-ся устав — официал. док, регламентирующий отношения между пр-ем и
гос-ом. Его содержание также регулируется ГК РФ, оно в значительной мере
перекликается с содержанием уч. договора, однако в отличие от последнего
отражаемые в уставе вопросы рассматриваются как взаимоотношения между пр-ем
и гос-ом, а не взаимоотношений между уч-ми в рамках самого пр-ия.
В
настоящее время минимальный размер устав кап СП составляет в РФ 1000 мрот.
Мин-ый размер уст кап пр-ия со 100-процентным владением ин-го ин-ра зависит
от его организационно-правовой формы: для ОАО он составляет 1000мрот, для
остальных организационно-правовых форм - 100 мрот.
Устав.
(складочный) капитал СП могут выступать: деньги; ц.б.; другие вещи;
имущественные права, имеющие денежную оценку; информация.
Сроки
внесения вкладов в уст. (складочный) кап. зависят от правовой формы, однако в
любом случае на момент регистрацииСП должно быть внесено не менее 50% суммы
уст.кап. Смема…
5.Двусторонние межправ соглаш о поощ и взаим защите ин-ий. – это соглашения
между двумя гос-ми, направленные на разрешение всех вопросов, возникающих
перед сторонами в ходе ин-го процесса, т.е. они договариваются о готовности
создавать благоприятные условия для частных ин-ий с учетом того, что
поощрение и взаимная защита ин-ий ведут к развитию всестороннего и взаимовыгодного
эк-го сотрудничества. В соглашении говорится, что ин-ии другой стороны будут
осущ-ся в соответствии с нац-ным законодательством страны приложения капитала,
т. е. принимающей страны. Им гарантируется полная и безусловная правовая
защита. Кроме того, ининам может предоставляться: нац. режим, при котором
ининам предоставляется тот же эк-ий режим, что и местным пр-ям (с
установленными законом изъятиями); режим наибольшего благоприятствования, при
котором в данной стране представители всех иностранных гос-тв пользуются
равными правами, что исключает возможность дискриминации к.-л. ин-ов по
сравнению с ин-ми из 3-х стран.
Соглашения
гарантируют ин-ам свободный вывоз прибылей от ин-ий, дают гарантию от двойного
налогообложения, запрещают несправедливую конкуренцию.
7.Опыт заруб стран:условия стабильности деятельности инина. Принимая
решение об осущ-ии ин-й в эк-ку той или иной страны инин оценивает все условия,
необходимые для успешной и стабильной предп-ой деят-ти. Это прежде всего уровень
соц-полит-ой и эк-ой стаб-ти, наличие развитой законодательной базы,
благоприятный и стаб-ый налог. режим и т. д.,
Одним
из наиболее распространенных за рубежом способов обеспечения условий
стабильности деят-ти ининов яв-ся включение в законы, «стабилизационной
оговорки». – положение договора, позволяющее сохранить для ина неизменными
условия, сущ-ие до принятия гос. нового закон-ва, ухудшающего условия деятельности
ина.
По
росс законодательству стаб-ть условий для инина гарантируется в течение срока
окупаемости ин-го проекта, но не более 7 лет со дня начала фин-ия указанного
проекта за счет инин-ий.
Многие
страны, в том числе развивающиеся гос и страны с переходной эк-ой, включают
в свои нац зак-ва положения, которые гарантируют ининам:
право
пользоваться справедливым и недискриминационным режимом; право
беспрепятственно распоряжаться прибылью; право на вывоз прибыли инином из
страны ее получения; право на достаточную компенсацию - справедливую рыночную
ст-ть национализируемого иност-го имущества; возможность использования
средств защиты прав инвестора.
|
8.Условия и предпосылки создания СЭЗ. Это часть
территории страны, в рамках которой ин-ым и отечественным предпринимателям
предоставляются особые льготные условия организации их деятельности. СЭЗ
создается как способ активизации внешнеэк-ой деятельности за счет увеличения
инин-й, использования новой техники и технологии и повышения
конкурентоспособности нац-ой прод-ии. Также для оживления эк-ки депрессивных
регионов и расширение поставок товаров на внутренний рынок.
Услов и предп.: Благоприятное
географ положение на пересечении важнейших транспортных сетей; наличие на
территории будущей зоны инфраструктуры, которая должна обладать преимуществами
по сравнению с инфраструктурой страны - водо- и энергоснабжение, современным
системам телекоммуникаций; наличие школ, учреждений здравоохранения,
культуры;дешевая и высококвалиф-ая раб сила; доступная связь с м.н. фин-ми
центрами и рынками; Отсутствие административно-бюрократических препятствий; Законодательное
закрепление различных льгот; Общая полит. стабильность в стране.
А также различные
льготы: Налоговые льготы; Фин. льг; Админ-ные льг.
9.Классификация
СЭЗ. В соответствии с хоз-ой специализацией зоны делятся на: Внешнеторговые
зоны - свободные таможенные зоны, свободные порты, транзитные зоны;
Пром.-произ-ые з - торгово-произ-ые, научно-пром-ые, экспортные;
Научно-тех-ие - технико-внедренческие, научно-пром-ые, инновационные центры;
Функциональные или сервисные зоны - туристические, банковские, страховые.
В
соответствии с размером и способом организации СЭЗ могут подразделяться на
территориальные (адм-но-терр-ые образования, технопарки и т. д.) и режимные
(функц-ые зоны).
Основываясь на
степени связи зоны с нац-ой эк-ой: З формирования «открытого сектора» эк-ки
страны; З развития депрессивных районов и отраслей; функ-ные; внешнеторговые;
комплексные.
10.Итоги и уроки
функ-ия СЭЗ. Наиболее важный урок состоит в том, что зоны никогда
не развиваются в полном соответствии с первоначальным планом. Неопределенность
и непредсказуемость, присущие всем инновационным проектам. В основе успеха многих
зон лежит не планирование начальных стадий их развития, а гибкость упр-ия ими
на последующих стадиях, осущ-го адм-ей зоны и правительством страны.
Основные ошибки неудачных зон: неудачный выбор
местоположения зоны; недостаточное внимание к наличию базовой инфраструктуры
(транспорта, связи и т. д.); слабое административное управление зоны.
Соц-эк-ие выгоды от создания зоны также могут быть
больше или меньше планируемых. Успех любой пр-ой З определяется не столько ее
внутренней рентабельностью, но и ее м.н. конкурент-тью по сравнению с другими
СЭЗ, расположенных в разных странах мира.
11. Опыт
создания СЭЗ в России. Первые эк-ие З были созданы в Находке и
Выборге, которые по разным причинам так и не стали функц-ть в намеченных
масштабах. После распада СССР Зонами свободного предпринимательства были объявлены
11 регионов страны. В начале 90-х годов создание СЭЗ в России приобрело
беспорядочный характер и сводилась к бесконтрольной раздаче льгот и привилегий
отдельным регионам страны. Фактически многие зоны либо не функ-ли, либо не
приносили желаемых результатов и не решали тех задач, которые были перед ними
поставлены. В результате к 1993 г. формально созданных СЭЗ приходилось более
1/3 территории России. После чего было принято решение о раздаче льгот в
закон-ом порядке.
В
настоящее время в России насчитывается 24 СЭЗ, главными из которых яв-ся
«Янтарь» в Калининградской обл.; Зеленограде; особые зоны в Находке и на
Сахалине; свободные таможенные зоны: в Москве (Шереметьево) и
Санкт-Петербурге.
12.Законы регулирующие инин. Для рег-ия ин-ий в
России, сущ-ет целый комплекс законов, главным из которых яв-ся Фед. закон
«Об иностранных инвестициях», принятый в 1991 г. и утративший свою силу с
принятием в 1999 г. Фед. закона № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской
Федерации». Также сущ-ют законы «О налогообложении», «Об акционерных обществах»,
«О гос. рег-ии внешнеторговой деят-ти», «О валютном рег-ии» и т.д. По новому
Закону инин-р имеет право на беспрепятственный перевод за пределы РФ
доходов, прибыли и других денежных сумм в иностранной валюте. Инин-р, который
ввез на территорию РФ имущество и инфу в документальной форме или в форме
записи на электронных носителях в качестве тнтн-и имеет право на беспрепятственный
вывоз указанных имущества и информации за пределы РФ. Все виды льгот для
ининов и порядок их предоставления, устанавливаются зак-вом РФ.
|
12.Инин-р, комм-ая орг-ия с инин-ми, созданная на территории
РФ, при осущ-ии реинвестирования пользуются в полном объеме правовой
защитой, гарантиями и льготами, если инины владеют долей в уставном (складочном)
капитале, составляющей не менее 10%. Приобретение инином права на земельные
участки, другие природные ресурсы, здания, сооружения и иное недвижимое
имущество осущ-ся всоот-вии с зак-вом РФ
13. Соглашения о разделе продукции. - новая для России
форма орг-ии ин-ой деят-ти, чаще всего используемая при освоении
месторождений полезных ископаемых. Закон «О соглашениях о разделе продукции»
был принят 30 декабря 1995 г. Этот Закон стал первым в росс зак-ве доком о
пользовании недрами, который ввел гражданско-правовой, договорный принцип
отношений между государством и частным инвестором. Принятие этого Закона
объясняется сложившимися условиями в росс эк-ке из-за нехватки фин.
ресурсов, необходимых для фин-ия добывающих отраслей пром-ти и для расчетов
с ин-ми. Рассматриваемый закон позволял исп-ть для таких расчетов, т. е. для
возмещения затрат ин-ра, часть производимой пр-ии, которая получила название
«затратной», или «компенсационной», продукции.
14.Оффшорные
операции.Офф центры — это небольшие территории или
гос-а, в которых действует чрезвычайно льготный режим регистрации,
налогообложения и проведения фин-х операций для ино-ых компаний и банков.
В отличие от офф
центров офф зоны представляют собой не целые гос-а, а часть территорий
отдельных гос-в с льготным налоговым, валютным, таможенным или административным
режимом. Если к офф ц относятся в основном развивающиеся гос-а, то офф з
создаются, по преимуществу, в развитых странах — США, Швейцарии, Великобритании
и т. д.
Сегодня офф бизнес
представляет собой развитую отрасль м/н-х финансов. Офф ц и з предоставляют
иностранным эк-им субъектам следующие преимущества: налоговые льготы, отсутствие
валютного контроля, возможность проведения операций с нерезидентами в любой
иностранной валюте, списание затрат на месте, анонимность и секретность фин
операций. Большинство офф ц яв-ся также «налоговыми гаванями»,
предоставляющими ининам следующие льготы в области налогообложения и оформления
своих операций: Налог на пр-ль в них почти отсутствует или не превышает
1—2%; Налоги на вывоз доходов в форме дивидендов, %, не взимаются; Процедура
регистрации офф компаний максимально упрощена: мин-й размер капитала обычно
не устанавливается; Ограничения на вывоз капитала отсутствуют: фирмы могут
свободно осуществлять платежи и открывать депозитные счета в любой валюте и
в любых зарубежных банках без ограничений;Процедура управления офф компанией
предельно упрощена; чаще всего она управляется так называемой «секретарской»
фирмой.
16. Рег Комм Орг с ИнИн в России.В Росс гос-ой
рег-ии подлежат все вновь создаваемые, реорганизуемые и ликвидируемые комм-е
и некомм-ие орг-ии.Сегодня функции рег комм орг-й осущ-т Гос рег-ая
палата (1994г) (ведение Гос-го реестра). Сегодня Гос реестр КОИИ включает более
26 тыс. организаций.
КОИИ,
зарегиным и внесенным в Гос реестр, выдаются свидетельства установленного
образца. С момента рег-и КОИИ приобретает права росс юр лица и возможность
ведения хоз-ой деят-ти на территории РФ в соответствии с учредительными доками.
Любые изменения и дополнения в учредительных доках КОИИ вступают в силу только
после их рег-ии и внесения в Гос реестр.
Отказ
в гос рег-ии КОИИ возможен в случае нарушения установленного законом порядка
создания комм орг-ии, а также несоответствия ее учредительных документов
требованиям законодательства РФ. КОИИ может быть отказано в гос рег-ии также
в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав
и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности
гос-ва. КОИИ может обжаловать этот отказ в судебном порядке.
Деятельность
незарег-ых комм орг-ий запрещается.
|