Система национальных счетов и ее использование в макроэкономическом анализе
§
2.1. Система национальных счетов и история ее создания.
Одна из важных
особенностей СНС, заключается в том, что она должна охватывать информацию о
многочисленных субъектах экономического процесса: домашних хозяйствах и
юридические лицах (предприятия, банки, страховые компании и др.); информацию об
экономических процессах (производство, распределение и перераспределение
доходов), об экономических активах и пассивах, формирующих национальное
богатство, ВВП, о движении финансовых ресурсов, о внешнеэкономических связях.
Всё это должно отражаться в виде схемы – таблицы. Здесь отмечаются
экономические операции, производимые определенной группой хозяйствующих
субъектов: доходы или расходы (не движение товаров и услуг). А так же состояние
экономики и взаимосвязи субъектов, складывающиеся в экономическом процессе.
Данная таблица, должна придерживаться определенных правил (см. Приложение 1.):
·
сумма
записей о ресурсах каждого субъекта, должна равняться сумме записей об
использовании (балансовое равенство). Однако всё же понятно, что далеко
не все хозяйствующие субъекты способны сохранить такое равенство;
·
сумма
записей о ресурсах должна совпадать с суммой записей об использовании только
для колонки «Всего» ( под номером 15 и 16.) (тождество экономических
операций). Опять же возникает проблема, что данное тождество осуществляется
не всегда, а как частный случай в колонке «Итого отечественные сектора». Для
возникновения тождества, требуется равенство выплат из «Остального мира» в
«Остальной мир», что в жизни встречается редко.
Термин
«Национальное счетоводство», что в переводе означает – счета для нации в целом,
был принят накануне Второй мировой войны, голландским экономистом Ван Клиффом.
Но в новой СНС 1993г. внимание более уделяется отдельным секторам экономики, в
связи с этим, еще в 1968г. проводилась попытка переименовать СНС, но в итоге
новое название так на свет и не появилось.
В полувековой истории
возникновения системы национальных счетов, можно отметить два основных этапа.
Первый этап
относится к периоду, возникшему до второй мировой войны. В это время, усилился
интерес органов государственного управления к статистике национального дохода.
Данный интерес возник из-за Великой экономической депрессии 1929-1933гг., он
стимулировал потребность органов государственного управления в информации, для
борьбы с безработицей, инфляцией, недогрузки в использовании мощностей и т.д.
Некоторые проблемы были решены, такие как: свести в единый блок информации о
расчетах национального дохода и формирование определенного принципа для
исчисления национального дохода.
Второй этап –
после Второй мировой войны. Окончание войны пошло на пользу дальнейшему
развитию национального счетоводства. На данном этапе возникло множество
разнообразных блоков в СНС: блок данных о национальном богатстве, о движении
финансовых ресурсов, о внешнеэкономических связях и т.д. Данные блоки
существовали еще ранее, как бы сами по себе, и в связи с этим ограничивали возможности
экономического анализа, т.к. не позволяли сопоставить данные, описывающие
различные, но взаимосвязанные аспекты экономического процесса.
Следующий этап –
послевоенный. Когда международные экономические организации, такие как ООН, МВФ
и пр. приняли активное участие в развитии методологии и в практике разработки
национальных счетов. Все организации, в основном ООН, начинают разрабатывать
международные стандарты в сфере национальных счетов с двумя целями:
1. оказание помощи развивающимся
странам;
2. создание системы, для сбора и
систематизации данных о важнейших макроэкономических показателях.
Развитие международных
стандартов начинает отсчет с 1947г.,
когда ООН опубликовала свой доклад
(по большей части, составленным английским экономистом Ричардом Стоуном). В
докладе были описаны важные принципы национального счетоводства. В 1951г Стоун
представил свой доклад под названием «Упрощенная СНС», по сравнению с
предложениями 1947г., данная система имела меньше амбиций и приняла во внимание
практические проблемы, связанные с получением необходимых данных, с помощью
которых можно было бы составить национальные счета. Постепенно, «Упрощенная
СНС» «эволюционировала», в 1952г., ее заменило другое название - «Стандарты
СНС», но по содержанию система оставалась той же, правда оформленной более
детально. На следующий год Стоун под эгидой ООН подготовил еще более
усовершенствованный доклад, имевший название «СНС и вспомогательные таблицы».
Теперь система включала в себя ограниченное количество счетов для экономики в
целом, в которых исчислялись важные макроэкономические показатели, такие как:
ВВП, национальный доход, национальные инвестиции и пр. В 1968г. Стоун совместно
с американским экономистом Айдиновым, разработали документ, под названием
«Голубая книга». Это был значительный прорыв вперед по сравнению с СНС 1953г., т.к
«Голубая книга» содержала в себе не только вышеперечисленные макроэкономические
показатели, но и новые блоки информации: баланс межотраслевых связей, баланс
национального богатства, систему показателей движения финансовых ресурсов и др.
Не менее важная особенность, заключалась в том, что она использовала в более
последовательной форме принцип двойной записи как в бухгалтерском учете. Позднее,
над данной системой происходили доработки еще в течении 10лет, а в 1993г.
Статистическая комиссия ООН приняла новую СНС, доработки которой происходят до
сих пор. Правда, по мнению многих экономистов, все эти доработки, связанные с
расширением информации, ни к чему хорошему не приведут, т.к. безграничное
расширение СНС делает практическую разработку проблематичной в связи с
увеличением числа оценок, которые перегружают систему не свойственными ей
функциями. Так, немецкий статистик Липпе считает, что «побочные цели анализа могут
быть достигнуты с помощью, так называемой системы «сателлитных счетов», которые
носят вспомогательный характер и четко не интегрированы в основную структуру
СНС.» [3.С.37.].
§ 2.2. Валовой внутренний
продукт.
«Валовой внутренний продукт
– это один из важнейших показателей системы национальных счетов,
характеризующих конечный результат производственной деятельности экономических
единиц – резидентов, который измеряется стоимостью товаров и услуг,
произведенных этими единицами для конечного использования.» [3.С.114]
В определении ВВП,
необходимо учесть некоторые важные моменты, т.к. его часто путают с таким
понятием как национальный доход. Необходимо учесть, что в ВВП входит только
стоимость произведенных конечный товаров и услуг, а не стоимость промежуточных
товаров и услуг. Второй, важный момент: ВВП – это только внутренний продукт,
т.е. произведенный резидентами (предприятия и домашние хозяйства, ведущие свою
хозяйственную деятельность внутри страны). И, наконец, третья особенность: ВВП
исчисляется до вычета потребления основного капитала, хотя теоретически он
должен быть исчислен за вычетом основного капитала, т.к. основной капитал,
имеет свойство морально и физически изнашиваться. Но расчет потребления
основного капитала затруднен из-за отсутствия единой методологии. «Определение
потребления основного капитала в соответствии с принципами СНС требует
специальных расчетов на основе данных о восстановительной стоимости основных
фондов, их сроке службы и износе по видам основных фондов. Амортизация по
данным бухгалтерского учета не подходит для этой цели.» [3.С.115]
Вкратце, можно сделать вывод, что
ВВП исчисляется в рыночных ценах и содержит информацию о производстве, уровне
темпов развития производства, уровне экономического роста и пр.
§ 2.3. Способы измерения ВВП.
ВВП может быть исчислен
следующими тремя методами:» [3.С.115]
1. Как сумму валовой добавленной
стоимости (производственный метод);
2. Как сумму компонентов
конечного использования (метод конечного использования);
3. Как сумму первичных доходов (распределительный
метод).» [3.С.115]
Расчет ВВП производственным
методом – это суммирование валовой добавленной стоимости всех
производственных резидентов по определенным отраслям или секторам экономики.
Валовая добавленная стоимость представляет собой разницу между стоимостью
произведенных товаров и услуг (выпуском) и стоимостью товаров и услуг (промежуточное
потребление) вложенных в выпускаемую продукцию.
Выпуск - это стоимость товаров и
услуг, произведенных резидентами за определенный период. В соответствии со
стандартами СНС, выпуск включает в себя:
1. Все товары, не зависимо от их
использования, т.е те которые производятся и поставляются для других резидентов
и те которые производятся и используются в собственных целях;
2. Услуги, предоставленные
другим институционным единицам, в частности, нерыночные услуги органов
государственного управления и некоммерческих организаций;
3. Услуги домашних хозяйств по
проживанию в собственном жилище и домашние услуги, оказываемые оплачиваемой
домашней прислугой. Бесплатные домашние услуги, оказываемые членами домашнего
хозяйства друг другу, не включается в границы производства в СНС.» [3.С.116];
4. Производство товаров и услуг
теневой экономики, которые запрещены законом, а так же производство, которое в
принципе разрешено законом, но скрываемое от государства, во избегания налогов
и пр.
Выпуск можно разделить на два типа:
·
рыночный
(товары и услуги реализуются экономически значимыми ценами путем продажи или
бартера, предоставляются работникам в качестве зарплаты, передаются одним заведением
предприятия другому заведению, тому же предприятию.);
·
нерыночный
(товары и услуги производятся для собственных нужд (для конечного потребления
или накопления), предоставляются бесплатно или по экономически незначимым ценам.).
Рыночный выпуск товаров и
услуг измеряется в основных ценах (цена, получаемая производителем только за
товар или услугу), либо
в ценах производителя (цена,
получаемая за товар и услуги и налоги на продукты, кроме НДС, налогов на
импорт, и субсидии на продукты)
Нерыночный выпуск оценивается только в основных ценах.
Промежуточное потребление – товары и услуги необходимые
для конечного производства. Состоит из:
1. затраты сырья, топлива,
продуктов питания и пр.;
2. оплата работы и услуг,
предоставленных единицами и отдельными лицами;
3. расходы на командировки.
Расчет ВВП методом
конечного использования – определяется как сумма следующих компонентов:
конечное потребление товаров и услуг, валовое накопление, сальдо экспорта и
импорта товаров и услуг.
Потребление
товаров и услуг - это совокупность расходов домашних хозяйств-резидентов на потребительские
товары и услуги расходы органов государственного управления (бюджетных
организаций) и некоммерческих организаций, обслуживающие домашние хозяйства на
товары и услуги для индивидуального и коллективного потребления.
Валовое
накопление – это заблаговременно купленные товары и услуги для будущего
пользования. Оно включает в себя: валовое накопление основного капитала, чистое
приобретение ценностей и изменение запасов материально оборотных средств.
Экспорт и импорт
товаров (также включаются товары для оказания безвозмездной помощи и в качестве
дара, посылки, имущество мигрантов) и услуг (бывают: транспортные,
строительные, информационные и т.д.), представляют собой операции по экспорту и
импорту данной страны с другими странами мира. Измеряется в ценах фоб (когда в
цену товара включаются транспортные и др. расходы по его доставке на борт судна).
«При определении распределительным
методом ВВП включает следующие виды первичных доходов, распределенных
производственными единицами-резидентами: оплату труда наемных работников,
чистые налоги на производство и импорт (налоги на производство и импорт минус
субсидии на производство и импорт), валовую прибыль и валовые смешанные
доходы.» [3.С.124]
1. Зарплата наемным рабочим (в
натуральной или денежной форме);
2. Налоги на производство и
импорт – это безвозмездные платежи, взимаемые органами государственного
управления, причем налог уплачивается в независимости от рентабельности
производства. Они состоят из налогов на продукты (акцизы, налоги на экспорт,
налоги с продаж и т.п.) и налогов на производство (налог на использование
факторов производства, лицензии, разрешение заниматься какой-либо деятельностью
и пр.);
3. Субсидии на производство и
импорт – безвозмездные невозвратные платежи государственных управлений в помощь
предприятиям в связи с производством. Вот некоторые виды субсидий:
3.1. выплачиваются предприятиям
использующих труд инвалидов и подростков;
3.2. использование определенных
факторов производства;
3.3. для уменьшения загрязнения
окружающей среды.
4. Валовая прибыль и валовые
смешанные доходы – это часть валовой добавленной стоимости, которая учитывает
прибыль (убыток), полученную от производства, до учета доходов от
собственности. Она рассчитывается по следующим формулам:
4.1. Для экономики в целом = ВВП
- зарплата рабочих - налоги на производство и импорт + субсидии на производство
импорт;
4.2. Для отраслей и секторов
экономики (в основных ценах) = валовая добавленная стоимость – зарплата
рабочих – другие налоги на производство + другие субсидии на производство;
4.3. Для отраслей и секторов
экономики (в ценах производителя) = валовая добавленная стоимость – зарплата
рабочих – налоги на продукты, кроме НДС и налогов на импорт – другие налоги на
производство + другие субсидии на продукты, кроме субсидий на импорт + другие
субсидии на производство.
«Особенностью
данного метода расчета ВВП является то, что один из его компонентов (валовая
прибыль и валовые смешанные доходы) представляют собой балансирующую статью
счета образования доходов и рассчитывается сальдовым путем, т.е. как разница
между ВВП и другими компонентами первичных доходов (оплата труда и чистые
налоги на производство и импорт). Таким образом, по сравнению с другими
методами он носит подчиненный характер. Разумеется, можно при необходимости
попытаться рассчитывать валовую прибыль и валовые смешанные доходы независимым
путем, например, корректируя соответствующим образом данные о прибыли,
полученных из бухгалтерских отчетов предприятий. Однако это довольно сложно, и
такой метод исчисления ВВП находит меньше применения на практике.» [3.С.129.]
§2.4.
Соотношение показателей в системе национальных счетов
Валовой внутренний продукт считается центральным
агрегатом СНС, он характеризует стоимость конечных товаров и услуг в
рыночных ценах, произведенных резидентами страны, а так же производит расчет на
душу населения, чтобы охарактеризовать уровень экономического развития по
сравнению с другими странами, либо сравнить уровень развития за разные периоды.
«В состав ВВП входят товары, которые использованы на конечное потребление,
накопление и экспорт, и не включаются промежуточные товары и услуги,
израсходованные в процессе производства в виде сырья, материалов, топлива
энергии и т.п.» [3.С.48]
«Национальный
доход – это сумма первичных доходов, полученных резидентами данной страны;
первичные доходы включают оплату труда, доходы от собственности, налоги на
производство и импорт.» [3.С.48.] Это второй по счету из немаловажных
показателей СНС. Разница между национальным доходом и ВВП, звучит на первый
взгляд не существенной, но на самом деле очень важна. Во-первых, ВВП
характеризует стоимость конечных товаров и услуг, а национальный доход,
наоборот – первичных. Во-вторых, Национальный доход в отличии от ВВП,
отличается величиной сальдо первичных доходов, полученных при экспорте или
импорте.
Национальный
располагаемый доход (валовой или чистый), делится на национальное конечное
потребление и национальное сбережение, а так же отличается от национального
дохода на сальдо текущих перераспределительных платежей (трансферты – налоги,
штрафы, гуманитарная помощь и пр.), полученных из-за границы, или наоборот –
переданных туда.
Показатели
валового и чистого внутреннего продукта и валового и чистого национального
дохода взаимосвязаны. (см. Приложение 2.)
Последний
показатель СНС - Чистое кредитование/чистое заимствование, состоит из
разницы общих величин источников финансирования (сбережения плюс капитальные
трансферты) и суммой элементов, таких как: валовое накопление основных фондов,
прирост материальных оборотных средств, чистое потребление ценностей, затраты
на покупку земли, природных ископаемых и затраты на покупку непроизведенных
нематериальных активов (патенты, лицензии и пр.).
Чистое
кредитование (для экономики в целом) – это показатель ресурсов, которые
предоставлены другим странам. Чистое кредитование может быть представлено как
повышение финансовых активов, приобретенных резидентами данной страны, над
суммой финансовых обстоятельств, принятых резидентами данной страны.
Чистое заимствование
– категория, симметричная чистому кредитованию: она показывает размер
ресурсов, полученных на возмездной основе резидентами данной страны из-за
границы.» [3.С.52.]
По специальной
таблице (см. Приложение 3.) можно проследить взаимодействие между собой
агрегатов или показателей СНС.
Все
вышеперечисленные показатели, позволяют охарактеризовать:
- объем
произведенного национального продукта (размер рынка),
- темпы
экономического роста,
- отраслевую
структуру экономики,
- порядок
использования произведенного продукта на потребление, накопление и экспорт,
- производительность
труда и общую производительность,
- процесс
распределения и перераспределения доходов,
- конечное
потребление населения,
- инвестиционный
процесс,
- операции с
финансовыми инструментами,
- национальное
богатство,
- занятость,
безработица и т.п.,
- внешнеэкономические
операции страны,
- состояние
экономики отдельных секторов и отраслей народной хозяйства, межотраслевые связи
и пропорции,
- международное
сопоставления уровней экономического развития, региональный анализ экономики
страны.
§2.5.
Номинальный и реальный ВВП. Индексы цен
Стоимостные показатели
ВВП напрямую зависят от уровня и структуры цен, в которых измерены товары и
услуги входящие в него. Различают номинальный и реальный ВВП, в зависимости от
того, в каких ценах он исчислен – текущих или сопоставимых.
Номинальным валовой
внутренний продукт называется тогда, когда он подсчитан в текущих ценах
определенного периода. Но большое значение играет инфляция, если скажем, цена
повысится или снизится, то ВВП также измениться в соответствующем направлении.
Для избежания таких
изменений, существует реальный ВВП или валовой внутренний продукт в постоянных
ценах, для которого задача состоит в том, что бы стоимостной показатель ВВП не
изменялся под воздействием инфляции. Таким образом произведенная продукция
выражается в ценах определенного – базисного года.
Существуют три
наиважнейших индекса цен:
1. индекс потребительских цен
(ИПЦ);
2. индекс цен реализации готовой
продукции;
3. индекс цен приобретения
текущих ресурсов.
Индекс
потребительских цен – это совокупность цен нескольких сотен продовольственных и
непродовольственных товаров, а также платных услуг. С помощью ИПЦ измеряется
инфляция для населения, он также используется при исчислении реальной
заработной платы.
Индекс цен
реализации готовой продукции - показывает изменение цен на свою продукцию
предприятиями-производителями и отражает ценовую компоненту изменения доходов
предприятий страны.
Индекс цен приобретения текущих
ресурсов - отражает закупочные цены на сырье, энергию и другие
ресурсы (кроме зарплаты - цены ресурса труд) и ценовую компоненту роста
переменных издержек.
Сопоставление двух последних индексов позволяет составить представление об
изменении финансового положения предприятий. Если, скажем, цены на ресурсы
растут быстрее цен на готовую продукцию, оно ухудшается.
В противоположной же ситуации - улучшается.
Даже из этих определений видно, что каждый индекс является изначально
двойственным. А если эти индексы связаны между собой, то мы будем иметь уже не
двойственные, а мультидвойственные отношения.
Глава 3. Результаты
международных сопоставлений ВВП Российской Федерации и
других стран.
§
3.1. Международные
сопоставления.
«Для изучения
физической динамики и реальных структурных изменений стоимостные показатели
модели исчислялись в постоянных ценах (цены 1999г.). По внешней торговле – в
долларах США. Исходной информацией для расчетов служили данные Госкомстата РФ и
некоторые материалы правительственных организаций. Были осуществлены прогнозные
расчеты взаимосбалансированной системы основных показателей развития экономики
на период до 2010г., обеспечивающие удвоение ВВП по сравнению с 2000г.
Определены основные макроэкономические показатели, объемы валовых выпусков
основных отраслей народного хозяйства и промышленности, показатели производства
и использования важнейших видов промышленной и сельскохозяйственной продукции,
развития внешней торговли.
Анализ полученных
результатов позволяет проследить изменения в структуре экономики и ее
внешнеэкономических связей, требования к росту отдельных отраслей и производств
экономики.
Макроэкономическая
динамика. По
производству ВВП на душу населения Россия существенно отстает от развитых стран
мира: в 5 раз от США, в 3 – Испания, в 2 – Чехии и Кореи и находится на уровне
Болгарии, Латвии, Македонии, Турции. При удвоении ВВП Россия к 2010г. выйдет по
данному показателю на современный уровень Чехии и Кореи и превзойдет
современный уровень таких стран, как Венгрия и Словакия.
«Удвоение ВВП за
первое десятилетие текущего века означает, что среднегодовой его прирост за
этот период должен составить 7,2%. Если учесть, что за первые три года
десятилетия он увеличивался в среднем на 5,7% в год, то для удвоения в
последующие семь лет потребуется существенное ускорение роста экономики.
Среднегодовые темпы прироста ВВП за 2004-2010 гг. должны составить 7,8%.»
[5.С.57]
Поскольку
экономическое развитие России должно быть направлено, прежде всего, на
повышение жизненного уровня населения, необходим опережающий рост той части
ВВП, которая используется на конечное потребление. Эта тенденция
просматривалась в последние три года. «При росте ВВП за 2001-2003гг. на 18%,
конечное потребление увеличилось за этот период на 22%, а его доля в ВВП – с
65,4% в 2000г. до 68%. В разработанном прогнозе предполагалось, что к 2010г.
она поднимется до 70%. В этом случае при удвоении ВВП за 10 лет конечное
потребление за данный период возрастет в 2,14 раза, но среднегодовой темп роста
конечного потребления необходимо повысить до 8,3% (против 6,9% в 2001-2003гг.)»
[5.С.57]
Таким образом,
нужны кардинальные изменения налоговой политики, направленные на значительное
повышение доли ресурсов ВВП, аккумулируемых в государственном бюджете. «Доля доходов
центральных бюджетов в объеме ВВП составляет в США 21,5%, Германии-31,6, Великобритании-36,4,
Швеции-40, во Франции-42,5%, тогда как в России доля доходов федерального
бюджета в ВВП всего 15,5%. Принимая это во внимание, долю доходов федерального
бюджета в ВВП Росси следовало бы повысить к 2010г. хотя бы на 20%, что
обеспечит увеличение доходов федерального бюджета в реальном исчислении в 2,6
раза.» [5.С.62] Таких показателей можно достигнуть, во-первых, путем
национализации основной массы природной ренты, во-вторых – введением
федерального налога на сверхвысокие доходы физических лиц.
§
3.2. Экономика России в сравнении с другими странами мира.
«Экономический
рост Росси нужен не сам по себе, не любой ценой, но сопровождаемый
прогрессивными структурными сдвигами, диверсификацией экономики и экспорта,
развитием «новой экономики»; он также должен быть устойчивым, то есть
продолжаться в течение достаточно длительного периода времени; и, наконец,
должен обеспечивать сокращение разрыва с наиболее развитыми странами мира, то
есть превышать их темпы роста.
Снижение в 2004г.
темпов роста ВВП до 6,9% по сравнению с 7,3% в 2003г. заложило основы
политической и общественной дискуссии. Вопрос: много это или мало? – не имеет
простого ответа и требует нескольких уточняющих вопросов. Каковы причины
замедления темпов роста по сравнению с 2003г? Как данные темпы соотносятся с
темпами роста в наиболее развитых странах мира? Каково соотношение темпов роста
в России и в других посткоммунистических (и особенно в постсоветских) странах?
Как оценить подобный рост с точки зрения возможностей, предоставляемых
благоприятной конъюнктурой российского экспорта?
Наиболее очевиден
сравнительный аспект проблемы роста. Прежде всего, Россия развивается намного
быстрее, чем наиболее развитые страны мира, что позволяет признать достигнутый
темп роста удовлетворительным с точки зрения сокращения разрыва. «Для
сравнения, по данным за II квартал 2004г. в развитых
странах были зафиксированы следующие темпы роста: в США – 2,5%, в 25 странах
ЕС-3,6. во Франции-3,6, в Германии-1,9, в Англии – 2,5%. Сопоставимыми с
Россией темпы роста росли в 2004г. только что вступившие в ЕС страны
Центральной и Восточной Европы (Чехия – 4,1%, Словакия –
5,4,Венгрия-4,Эстония-5,9,Латвия-7,7,Литва 7,3%).» [6.С.11] Очевидно, рост в
этих странах никак не связан с благоприятной внешнеэкономической конъюнктурой.
Можно сказать даже обратное: вступление в ЕС при всем его положительном влиянии
не могло не создать для новых стран ряда трудностей, учитывая обострение
конкуренции, а также серьезные социальные и иные обязательства, которые
принимают на себя члены ЕС.
Большинство стран
СНГ по темпам роста ВВП опережают Россию (см.табл.2). Но лишь в Казахстане и
Азербайджане это можно объяснить влиянием высоких цен на нефть. Конечно,
определенную роль «локомотива» в экономике других стран СНГ играет Россия,
благодаря чему они тоже находятся под воздействием нефтяной конъюнктуры. Однако
роль России в развитых стран «ближнего зарубежья» не следует преувеличивать,
тем более что большинство из них демонстрируют более высокие темпы роста, чем
«локомотив».[6.С.12]
ВВП
стран СНГ (в постоянных ценах)
2000г
2001г
2002г
2003г
2004г
1-е полугодие
Россия
107,7
105,0
104,3
107,3
107,4
Азербайджан
111,4
109,9
110,6
111,2
110,6
Армения
106,0
109,6
112,9
113,9
109,2
Белоруссия
106,0
104,1
104,7
106,8
110,3
Грузия
101,9
104,5
105,4
108,6
109,4
Казахстан
109,6
113,2
109,5
109,2
109,1
Киргизия
105,0
105,3
99,5
106,7
109,2
Молдавия
101,9
106,1
107,2
106,3
106,1
Таджикистан
108,3
110,2
109,1
110,2
111,1
Украина
106,0
109,1
104,6
109,3
112,7
Таким образом,
влияние снижения цен на нефть на экономическое развитие России представляется
не столь уж однозначным. Здесь нельзя делать каких-либо количественных оценок,
но с качественной точки зрения очевидно, что, снижая роль внешнеэкономического
источника роста, более низкие цены на нефть открывают дополнительные механизмы
развития национальной экономики. Однако для этого необходима адекватная
экономическая политика, причем адекватной она должна быть в двух отношениях:
она должна быть ответственной на этапе высокой ценовой конъюнктуры, не допуская
усиления бюджетной зависимости от «дешевых денег», и точно реагировать на этапе
ухудшения внешнеэкономической конъюнктуры, прежде всего посредством регулирующей
деятельности денежных властей.
Заключение.
Современная система национальных счетов – одна из основных,
фундаментальных основ макроэкономического анализа, который, в свою очередь,
позволяет адекватно оценить состояние экономики и выработать рекомендации по её
гармоничному развитию. С 30-х годов прошлого столетия человечество знает, что
возможности саморегуляции рыночной экономики небезграничны. Правильное
понимание происходящих экономических процессов, их регулирование позволяют
избегать или смягчать последствия экономических кризисов. Если бы Клифф
разработал первую СНС к 1930 году, возможно США удалось бы избежать «Великой
депрессии». Но верно и обратное – кризисные явления в экономике побудили
экономистов уделить больше внимания макроэкономическому анализу, разработать
систему, способную отразить все значимые экономические процессы в стране. И
именно СНС помогает решать проблему устойчивого экономического роста – главную
проблему современной экономики.
Список
используемой литературы
1.
Макконнелл Экономикс: принципы, проблемы и политика.(1 том)/
Р.Кэмпбелл, Л.Стенли.-М.:Республика, 1993.-400с.