Система налогообложения Украины, виды налогов
Система налогообложения Украины, виды налогов
Система
налогообложения Украины. Виды налогов.
Система налогообложения - это совокупность
налогов, уплачиваемых в бюджет и государственные целевые фонды в установленном
законами Украины порядке, а также права, обязанности и ответственность
плательщиков.
Каждое государство устанавливает собственную
систему налогообложения, то есть определяет налогоплательщиков, объекты
налогообложения, виды налогов и порядок их уплаты. Тип системы налогообложения
определяется соотношением четырех секторов формирования налогов и сборов (
обязательных платежей): государственного;
коммерческого; финансового
сектора; населения.
Эти вопросы регулируются Законом Украины «
О системе налогообложения « от 18 февраля 1997 г. В соответствии с этим
Законом, установление и отмена налогов в бюджеты и в государственные целевые
фонды осуществляется Верховной Радой Украины в пределах, установленных этим
Законом, другими законами Украины о налогообложении, Верховной Радой Автономной
Республики Крым, сельскими, поселковыми, городскими советами. Верховная Рада
Автономной Республики Крым, сельские, поселковые, городские советы имеют право
устанавливать дополнительные льготы по налогообложению в пределах сумм,
поступающих в их бюджеты.
Ставки, механизм взимания налогов и льготы по
налогообложению определяются только законодательными актами о налогообложении.
Изменения и дополнения в указанный выше Закон, другие законодательные
акты о налогообложении относительно льгот, ставок налогов, механизма их уплаты
вносятся не позднее чем за шесть месяцев до начала нового бюджетного года и
вступают в силу с начала нового бюджетного года.
Налоговая система Украины базируется на
следующих принципах: стимулирование научно-технического прогресса, предпринимательской
производственной и инвестиционной активности; обязательность; равнозначность и
пропорциональность; равенство, недопущение каких-либо проявлений налоговой
дискриминации; социальная справедливость; стабильность; экономическая
обоснованность; равномерность уплаты; компетенция; единый подход и доступность.
Под налогом следует понимать обязательный
взнос в бюджет соответствующего уровня или в государственный целевой фонд,
осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определяемых
законодательными актами о налогообложении. Налоги уплачиваются в определенном
размере и в четко определенные сроки.
Государственные целевые фонды - это фонды,
созданные в соответствии с законом Украины и формируемые за счет определенных
законодательными актами налогов. Все государственные целевые фонды, кроме
Пенсионного фонда Украины, включаются в Государственный бюджет Украины.
Основные признаки налога:
1)
принудительность и
обязательность, то есть отсутствие у плательщика выбора и установление
ответственности за уклонение от уплаты налогов;
2)
безвозмездность, то есть
направленность средств от плательщика к государству, отсутствие встречных
обязательств со стороны государства;
3)
безусловность, то есть
уплата без выполнения каких либо действий со стороны государства;
4)
нецелевой характер,
отсутствие четких указаний относительно направлений использования поступлений
от определенного налога;
5)
распределение средств от
конкретных налогов между бюджетами разных уровней и государственными целевыми
фондами;
6)
безвозвратность, то есть
средства, уплаченные в виде налогов, не возвращаются к плательщику.
Функции налогов:
а) фискальная - наполнение
бюджетов всех уровней;
б) контрольная - проверка эффективности функционирования
налоговой системы;
в) распределительная - распределение части национального
дохода
по разным сферам удовлетворения общественных нужд;
г) регулирующая - обеспечение стимулирования одних
отраслей
общественного производства и сдерживание других.
Законодательство Украины о налогообложении не
определяет разницы между налогом, сбором (обязательным платежом) и пошлиной.
Оно базируется на единстве их основных признаков (обязательность уплаты,
принудительный характер, осуществление контроля за их поступлением со стороны
единого органа государственной налоговой администрации).
Однако, наряду с общими признаками, между ними
существуют и определенные различия. Налоги, в отличие от сборов и других
обязательных платежей, имеют основное значение для формирования бюджета,
поскольку они обеспечивают 80 процентов поступлений в его доходную часть. Цель
налогов - удовлетворение нужд государства, тогда как сборы и пошлины направлены
на удовлетворение нужд или расходов отдельных учреждений. Налоги представляют
собой безусловные платежи, тогда как сборы или пошлины платятся в связи с
оказанием плательщику услуги со стороны государственного учреждения,
выполняющего свои властные полномочия. Сборы и пошлины в основном носят
единовременный характер, тогда как налоги платятся с определенной
периодичностью.
Разница между сбором и пошлиной состоит в том, что сбор является платежом за
наличие определенного права, а пошлина - за осуществление в пользу плательщика
действий, имеющих юридическое значение.
Все налоги можно разделить на виды по
различным признакам. В зависимости от характера лиц, (налог на прибыль,
налог на добавленную стоимость и т.п.), налоги с физических лиц (подоходный
налог, налог на промысел и т.п.).
По форме обложения налоги
подразделяются на прямые и косвенные. К прямым, или прибыльно-имущественным,
относятся налоги, уплачиваемые в процессе приобретения и накопления
материальных ресурсов. Они определяются размером объекта налогообложения,
включаются в цену товара и уплачиваются производителем или собственником.
Прямые налоги в свою очередь делятся на: личные налоги, уплачиваемые
плательщиком за счет и в зависимости от полученного им дохода (прибыли) и с
учетом его платежеспособности, и реальные (от англ. real estate - недвижимость), уплачиваемые с отдельных видов имущества (земли,
строения) из расчета, в основе которого лежит не действительная, а
предполагаемая прибыль.
К личным налогам относятся: налог на прибыль
предприятий, налог на доходы физических лиц, налог на промысел, сбор за
специальное использование природных ресурсов, плата за торговый патент на
некоторые виды предпринимательской деятельности и т.п. реальными налогами
являются: налог на недвижимое имущество (недвижимость), плата (налог) за землю,
налог с владельцев транспортных средств и других самоходных машин и механизмов.
Косвенные налоги (налоги на потребление) взимаются в процессе реализации товаров или
услуг, включаются в виде надбавок к их цене и уплачиваются потребителем. Это -
акцизный сбор, налог на добавленную стоимость, таможенная пошлина.
Согласно Закону Украины «О системе
налогообложения» все налоги в зависимости от органов государственной власти
и местного самоуправления, который их устанавливает, делятся на
общегосударственные и местные.
К общегосударственным налогам и сборам
(обязательным платежам) относятся:
- налог на добавленную стоимость;
- акцизный сбор;
- налог на доходы физических лиц;
- таможенная пошлина;
- государственная пошлина;
- налог на недвижимое имущество
(недвижимость);
- плата (налог) на землю;
- рентные платежи;
- налог с владельцев транспортных средств и
других самоходных машин и
механизмов;
- налог на промысел;
- сбор за геологоразведочные работы,
выполненные за счет
государственного бюджета;
- сбор за специальное использование природных
ресурсов;
- сбор за загрязнение окружающей среды;
- сбор в Фонд для осуществления мероприятий по
ликвидации последствий
Чернобыльской катастрофы и социальной защите
населения;
- сбор на обязательное социальное страхование;
- сбор на обязательное государственное
пенсионное страхование;
- сбор в Государственный инновационный фонд;
- плата за торговый патент на некоторые виды
предпринимательской
деятельности;
- сбор на развитие виноградарства, садоводства
и хмелеводства;
- единый сбор, взимаемый в пунктах пропуска
через государственную
границу Украины;
- сбор за использование радиочастотного
ресурса Украины.
Общегосударственные налоги устанавливаются
Верховной Радой Украины и взимаются на всей территории Украины. Налог на
недвижимое имущество (недвижимость), плата (налог) за землю, налог с владельцев
транспортных средств и других самоходных машин и механизмов, налог на
промысел, сбор за специальное использование природных ресурсов, сбор за
загрязнение окружающей природной среды на территории автономной Республики Крым
устанавливаются Верховной Радой республики в границах предельных размеров
ставок, установленных законами Украины.
К местным налогам отнесены:
1) налог с рекламы и
2) коммунальный налог.
К местным сборам (обязательным
платежам) отнесены:
- гостиничный сбор;
- сбор за парковку автотранспорта;
- рыночный сбор;
- сбор за выдачу ордера на квартиру;
- курортный сбор;
- сбор за участие в бегах на ипподроме;
- сбор с лиц, участвующих в игре на
тотализаторе на ипподроме;
- сбор за право проведения кино- и
телесъемок;
- сбор за проведение местного аукциона,
конкурсной распродажи
и лотерей;
- сбор за проезд по территории
пограничных областей
автотранспорта, направляющегося за
границу;
- сбор за выдачу разрешения на
размещение объектов торговли
и сферы услуг;
- сбор с владельцев собак.
Местные налоги, механизм взимания и порядок их
уплаты устанавливается сельскими, поселковыми, городскими советами в
соответствии с приведенным перечнем и в границах предельных размеров ставок,
установленных законами Украины. Исключение составляет сбор за проезд по
территории пограничных областей автотранспорта, следующего за границу,
устанавливаемый областными советами. Суммы местных налогов (сборов) зачисляются
в бюджеты советов народных депутатов.
В зависимости от характера использования
налоги делятся на налоги общего назначения и специальные (целевые) налоги. Налоги
общего назначения используются на общегосударственные нужды без
конкретизации мероприятий или расходов. Специальные налоги зачисляются в
государственные целевые фонды и используются исключительно на финансирование
конкретных расходов.
По периодичности взыскания налоги бывают
единовременными, т.е. такими, которые платятся один раз в течение определенного
отрезка времени (чаще всего налогового периода) за осуществление определенных
действий и систематические, то есть такие, которые платятся периодически.
Налогоплательщиками являются юридические и
физические лица, на которых согласно законам Украины возложена обязанность
платить налоги.
Учет налогоплательщиков осуществляется
государственными налоговыми администрациями и другими государственными органами
в соответствии с законодательством. Банки и другие финансово-кредитные
учреждения открывают счета налогоплательщикам лишь при условии предъявления ими
документа, подтверждающего постановку их на учет, и в трехдневный срок
уведомляют об этом государственную налоговую администрацию.
Налогоплательщики делятся по отношению к
государству на национальных (резидентов) и иностранных (нерезидентов). По
статусу различают такие категории плательщиков, как юридические и физические
лица.
Объектами налогообложения являются доходы
(прибыль), добавленная стоимость продукции (работ, услуг), стоимость продукции
(работ, услуг), в том числе таможенная или ее натуральные показатели,
специальное использование природных ресурсов, имущество юридических и
физических лиц и другие объекты, определенные законодательными актами о
налогообложении.
Ставки налогов и сборов (обязательных
платежей) устанавливаются Верховной Радой Украины, Верховной Радой Автономной
Республики Крым и местными советами народных депутатов в соответствии с
законодательными актами о налогообложении и не изменяются в течение бюджетного
года.
На налогоплательщиков возлагаются следующие
обязанности:
1)
вести бухгалтерский учет,
составлять отчетность о финансово-хозяйственной деятельности и обеспечивать ее
сохранность в сроки, установленные законом;
2)
представлять в
государственные налоговые органы и другие государственные органы в соответствии
с законами декларации, бухгалтерскую отчетность и другие документы и сведения,
связанные с исчислением и уплатой налогов;
3)
уплачивать причитающиеся
суммы налогов в установленный законом срок;
4)
допускать должностных лиц
государственных налоговых органов к обследованию помещений, используемых для
получения доходов и связанных с содержанием объектов налогообложения, а также
для проверок по вопросам исчисления и уплаты налогов.
Налогоплательщик имеет следующие права:
а) представлять государственным налоговым органам документы,
подтверждающие право на льготы по налогообложению в порядке, установленном
законами Украины;
б) получать и знакомиться с актами проверок, проведенных
государственными налоговыми органами;
в) обжаловать в установленном законом порядке решения
государственных налоговых органов и действия должностных лиц.
|