Собственность и многообразие её форм. Многообразие форм хозяйствования в рыночной экономике
КАРТЕЛЬ
В течение последних десятилетий весьма
распространенной формой объединения ряда предприятий одной отрасли является
картель. При образовании картеля его участники не утрачивают производственной
и коммерческой самостоятельности] между ними заключается соглашение по ряду
вопросов: цены на производимую продукцию, квоты, разграничение рынков сбыта,
условия найма рабочей силы и т. д. Наиболее часто картельное соглашение
предусматривает взаимные обязательства сторон по условиям сбыта продукции.
Участники картеля продают продукцию самостоятельно, но
в рамках соответствующих договоренностей: о сбыте по ценам, не ниже
предусмотренных соглашением; о производстве и сбыте продукции по строго
определенным нормам - квотам каждого участника в общем объеме производства или
сбыта конкретного вида продукции; о разграничении рынков сбыта. Нарушение
соглашения в. виде превышения квоты или вторжения на чужие рынки сбыта влечет
за собой уплату штрафа в картельную кассу. Картельные соглашения содержат
также пункты об условиях найма рабочей силы. На более поздних стадиях развития
картельные соглашения стали предусматривать патентные соглашения, договоры о
взаимном обмене научно-технической информацией, ноу-хау и др.
Картели возникли в результате концентрации
производства и централизации капитала в конце XIX века. Картелированию промышленности
способствовали протекционистская политика правительств, ведущая к ограничению
иностранной конкуренции, и стремление бизнесменов к объединению усилий с целью
захвата внешних рынков.
В экономической литературе по формам собственности
различают частные и государственные картели. Деятельность государственных
картелей строится па основе инструкций и правил, вырабатываемых правительством
с учетом интересов промышленников картелированной отрасли. Частные картели
основываются на соглашениях между частными собственниками, могут по своему
усмотрению учитывать или не учитывать требования государственных органов
власти в зависимости от типа заключенного соглашения, места и времени основания
картеля, особенностей национального законодательства и т. д. Большинство
картелей относится к соглашениям международного типа. Причем только некоторые
международные картели были созданы как частные монополии, в основном это
соглашения между национальными правительствами.
Современная форма картеля предполагает максимизацию
прибыли его участников на основе такого распределения квот производства, при
котором минимизируются затраты. Как правило, участники картеля имеют различный
технико-экономический уровень производства, что в конечном счете ведет к
закрытию наименее эффективных производств. Традиционно частные картели могут
осуществлять дотирование недостаточно эффективных производств. Существенным
признаком картелей является наличие системы принуждения, включающей выявление
нарушений и санкции к нарушителям. Легче всего нарушения выявляются па
открытых аукционах, где к нарушителям сразу же могут быть применены
соответствующие санкции. Закрытые же аукционы усложняют данную процедуру, что
связано с необходимостью получения открытой информации по изменениям квот
соответствующих участников картеля и цен на их продукцию.
Обычно фирмы с низким уровнем издержек обладают более
выгодными рыночными перспективами вне картельного соглашения. Если они будут
определять картельную цену, то она может оказаться ниже, чем монопольная цена
фирм той же отрасли. На картельную цену могут оказывать влияние и мелкие фирмы.
Фирма, которая слишком мала, чтобы к ней применялось картельное соглашение,
может продавать продукцию со скидкой по отношению к цене, устанавливаемой
картелем. Такая малая фирма, став членом картеля, склонна поддерживать
картельную цену на высоком уровне с тем, чтобы затем иметь возможность делать
по отношению к ней скидку. Появление достаточно большой массы таких малых фирм
ведет либо к необходимости применения к ним дисциплинарного воздействия со
стороны крупных компаний — субъектов соглашения, либо в конечном счете,
разрушает само картельное соглашение.
Государственные картели во многом отличаются от
частных. Немало случаев, когда государственные картели осуществляли квотирование
в интересах малых и высокозатратных фирм, в противоположность практике
преуспевающих частных картелей. Как правило, эффективные картели приводят к
расширению емкости рынка по ряду причин. Перспективы получения сверхприбылей
привлекают дополнительных субъектов рынка. Высокие цены позволяют извлекать
дополнительные доходы постоянно, в отличие оттого, что происходило бы в
условиях совершенной конкуренции. Фирмы, действующие на данном рынке, часто
вводят резервы производственных мощностей, если это способствует увеличению
продаж, так как при ценах, значительно превышающих предельные затраты,
дополнительные продажи компенсируют возросшие расходы фирмы. Равновесие
картельных цен достигается в том случае, когда введение дополнительных
производственных мощностей повышает стоимость продукции до такой степени, при
которой начинается снижение прибыли до нормального уровня, и, следовательно,
расширение производства более не является привлекательным для производителя.
Проблема ввода резервных производственных мощностей существует также и для
частных картелей.
Во многих странах допускается создание картелей
определенных видов в соответствии с общественными интересами. Большинство
индустриально развитых стран оказывает содействие экспортным картелям, которые
способствуют защите национальных интересов на международных рынках. Национальный
доход этих стран, таким образом, может увеличиваться в результате укрепления
позиций таких картелей за рубежом. Однако если большинство стран будет
проводить подобную стратегию, то это, в конечном счете, может привести к общим
для всех стран потерям. Создание государственных картелей практически всегда
сопутствует установлению импортных квот. Лицензии на импорт распределяются
правительством на основе ограничений на торговлю. В настоящее время главными
целями установления импортных квот являются протекционизм и распределение
дефицитной иностранной валюты.
Ряд стран использует картели в качестве помощи
отраслям, переживающим спад. Предприятия таких отраслей могут на один год или
даже менее короткий срок создавать картели при одобрении со стороны соответствующего
государственного органа. Такой временный картель может стать одним из наименее
дорогостоящих способов помощи отраслям, серьезно пострадавшим в результате
общего спада в экономике. Считается, что разорение плохо работающих фирм во
время подъема и экономического процветания, способствующее переливу капитала
из менее эффективных к более эффективным производителям, не имеет ничего
общего с финансовыми трудностями отдельных производств в период депрессии,
поэтому «депрессионный» картель выполняет положительную роль в экономике.
СИНДИКАТ
Синдикат — организационная форма
объединения, отличительной особенностью которой является заключение соглашения
между предприятиями одной отрасли промышленности по контролю над сбытом
продукции и закупкой сырья с целью получения монопольной прибыли. Предприятия,
входящие в синдикат, сохраняют производственную и юридическую
самостоятельность, но при этом утрачивают коммерческую самостоятельность. Сбыт
продукции всеми участниками синдиката осуществляется через единый орган —
сбытовую контору. Этим достигается продажа всей однородной продукции по монопольно
высоким ценам. Сбытовая контора принимает продукцию предприятий по ценам,
заранее установленным синдикатом.
В функции сбытовой конторы может входить также
концентрация всех заказов с последующим распределением их между участниками
соглашения в строгом соответствии с установленными квотами. Кроме того,
синдикат может осуществлять закупки сырья для его участников по монопольно
низким ценам. Таким образом, концентрация торговых операций позволяет
участникам синдиката получать непосредственную выгоду от закупки сырья по
заниженным ценам и продажи продукции по завышенным, а также диктовать цены на
рынке, проводить товарный демпинг и др.
Синдикаты обычно создаются в форме акционерных
обществ. Наряду с отдельными предприятиями участниками синдиката могут быть
отдельные тресты и концерны. Последние стали играть доминирующую роль в
синдикатах на поздних стадиях их развития, что было вызвано необходимостью
усиления контроля над мелкими и средними предприятиями на внутреннем рынке, а
также осуществления экспансии на внешний рынок. Синдикаты вступают в
конкурентную борьбу с фирмами, производящими аналогичную продукцию, с предприятиями-аутсайдерами.
Взаимоотношения; участников соглашения также носят конкурентный характер,
проявляющийся, в частности, в борьбе за заказы и квоты, что, в конечном счете,
ведет к ослаблению синдиката и нередко к его распаду. Наибольшее распространение
синдикаты получили в России, Германии, Франции в начале XX века. Одним из первых
монополистических объединений в России был синдикат сахарозаводчиков;
образованный в 1887 г. В период 1900—1903 гг. возник ряд крупнейших синдикатов
в тяжелой промышленности. В СССР в период нэпа синдикат рассматривался как
добровольный союз государственных промышленных трестов, основанный на
соглашении между ними. В современных условиях синдикат как форма монополистического
объединения одноотраслевого профиля утрачивает свое значение, уступая место
более сложным и гибким формам — конгломератам, корпорациям, концернам.
ТРЕСТ
Трестом принято считать объединение
собственности и управления предприятий одной или нескольких отраслей,
полностью утрачивающих производственную и коммерческую самостоятельность. Тресты
обычно создаются в форме акционерных компаний. Предприниматели — владельцы
предприятия, вступая в трест, становятся его акционерами, при этом их
предприятия подчиняются единому руководству.
Во главе треста стоит правление, руководящее
производством, сбытом продукции, финансовыми операциями всех предприятий,
входящих в объединение. Каждый участник треста получает определенный пакет
акций в соответствии со своей долей капитала. Соответственно этому он получает
право на участие в делах треста и на определенную долю прибыли. Более высокая,
чем в картеле и синдикате, концентрация капитала обеспечивает тресту повышение
уровня конкурентоспособности, а его участникам - более высокую прибыль. Однако
незавершенность процесса централизации капитала в тресте выражается в
распределении общей прибыли в соответствии с долевым участием каждого члена
соглашения, что препятствует созданию единого инвестиционного фонда.
Тресты имеют разновидности. По уровню слияния тресты
могут подразделяться на объединения полностью слившихся предприятий и
объединения, участники которых сохраняют формальную самостоятельность при
фактическом подчинении головному финансовому центру — холдинговой компании.
Контроль над предприятиями, входящими в трест, обеспечивает обладание
контрольным пакетом акций или особым доверительным сертификатом. Кроме того,
тресты могут быть образованы из предприятий одной или различных связанных друг
с другом отраслей (вертикальное трестирование), представляя собой
разновидность комбинатов. Комбинаты имеют преимущества перед другими видами
объединений. Во-первых, доходы комбинатов более устойчивы вследствие
объединения предприятий различных отраслей и возможностей варьирования
материальными, финансовыми и другими ресурсами.
Во-вторых, возможность создания технологических цепочек по выпуску готовой
продукции и снижения в результате этого издержек ведет к росту прибыли
объединения.
В прошлом в России тресты получили распространение в
сахарной, металлургической и некоторых других отраслях промышленности, в
строительстве. Создавались и международные тресты. Е индустриально развитых
странах Запада было введено антитрестовское законодательство. Под влиянием
антитрестовского законодательства формы претерпели изменения. На смену трестам
пришли концерны, конгломераты и иные, более развитые формы объединений. В
современных условиях тресты утратили свое значение как организационная форма
управления промышленностью.
ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННЫЕ ГРУППЫ
Современные финансово-промышленные
группы (ФПГ) представляют собой диверсифицированные многофункциональные
структуры, образующиеся в результате объединения капиталов предприятий,
кредитно-финансовых и инвестиционных институтов, а также других организаций с
целью максимизации прибыли, повышения эффективности производственных и
финансовых операций, усиления конкурентоспособности на внутреннем и внешнем
рынках, упрочения технологических и кооперационных связей, роста экономического
потенциала их участников. Развитие финансово-промышленных групп становится
перспективным путем формирования современного крупного производства.
Характерной чертой нынешнего этапа развития
финансово-промышленных групп является их многоотраслевая направленность, что
позволяет оперативно реагировать на изменения рыночной конъюнктуры. Вместе с
тем, несмотря на устойчивую тенденцию к диверсификации деятельности,
наблюдается создание и функционирование финансово-промышленных групп с
выраженной специализацией. Речь идет, прежде всего, о формировании финансово-промышленных
групп на основе технологически связанных предприятий. Благодаря этому
максимально концентрируются материальные и финансовые ресурсы на каком-либо
одном или нескольких направлениях, дающих наибольший эффект, и отсекаются
второстепенные, малоэффективные сферы деятельности. Такой подход достаточно
оправдан в случаях формирования ФПГ на основе наиболее передовых, наукоемких
отраслей, определяющих приоритетные направления научно-технического прогресса
(например, в топливно-энергетическом комплексе, электронной промышленности и
ряде других). Он позволяет, не нарушая отраслевой специализации, расширять
сферу функционирования ФПГ за счет проникновения в смежные сферы деятельности.
Финансово –
промышленные группы
|
|
Способ внутригрупового управления
|
|
Тип организационного строения
|
|
Территориальные границы осуществления
производственной деятельности
|
|
Разновидности
финансово-промышленных групп и критерии их образования показаны на рис. 28.1.
Характер деятельности ФПГ, степень ее универсализации
предопределяют экономическую целесообразностью, с
одной стороны, и степенью развитости рыночных отношений к стране — с другой.
Как показывает опыт, в настоящее время сохраняется устойчивая тенденция к
универсализации ведущих ФПГ.
Создание финансово-промышленных групп осуществляется
несколькими способами: по инициативе участников, по решению государственных
органов, по межправительственным соглашениям. Наиболее распространенным
является добровольное объединение капиталов отдельных участников и учреждение
акционерного общества, представляющего собой вновь созданную организационную
структуру, со всеми экономико-правовыми полномочиями и соответствующей
юридической и хозяйственной ответственностью. Вторым способом является
добровольная передача участниками создаваемой финансово-промышленной группы
пакетов своих акций в управление одному из участников группы, как правило,
банку или финансово-кредитному институту. Третий способ состоит в приобретении
одним из участников группы пакетов акций других предприятий и организаций,
которые в результате этого становятся участниками финансово-промышленной
группы. Подобное приобретение пакетов акций не всегда носит добровольный
характер и может быть органически связано с процессами слияний и поглощений
одних компаний другими.
Тенденции формирования финансово-промышленных групп
отражают закономерности развития мирового производства и носят универсальный
характер. К таким закономерностям относятся: концентрация капитала (слияния и
поглощения, создание стратегических альянсов), интеграция промышленного и
финансового капитала, диверсификация форм и направлений деятельности. В этом
же ряду находятся глобализация деятельности (распространение товаров и услуг,
создание дочерних структур на наиболее привлекательных зарубежных рынках),
интернационализация капитала (рост транснациональных компаний, привлечение
зарубежных инвестиций). Необходимо выделить и секьюритизацию активов компаний,
использование новейших информационных технологий, распространение
международных стандартов регулирования национальных рынков (капитала, товаров,
услуг, труда).
Международная финансово-промышленная группа представляет
собой структуру, состоящую из головной компании и отделений, филиалов, дочерних
обществ в других странах. Чем выше степень интернационализации капитала ФПГ,
тем (при прочих равных условиях) большее число зарубежных отделений входит в ее
структуру. Характерно, что за рубеж выносятся не только производственные
подразделения финансово-промышленных групп, как это наблюдалось ранее, но и их
финансовые звенья, что способствует ускорению проведения финансовых операций
группы, позволяет использовать особенности рыночной конъюнктуры в различных
странах с максимальным эффектом (разные курсы валют, неодинаковые темпы инфляции,
налоговые льготы и т. д.).
Финансово-промышленные группы — это крупные интегральные
структуры разных видов, в которых финансовые институты играют не меньшую роль,
чем производственные. Они организуются как по принципу горизонтальной —
объединение многопрофильных производств , так и вертикальной интеграции – по
технологическим цепочкам (рис. 3). Создание ФПГ подразумевает объединение под
одной крышей трех структур: финансовой — банк, инвестиционная компания,
пенсионный фонд, консалтинговая фирма, брокерские конторы, внешнеэкономические,
информационно-рекламные подразделения; производственной — производственные
предприятия; коммерческой — внешнеторговые компании, товарно-сырьевая биржа,
страховая, транспортная и сервисные фирмы.
В развитых странах банки являются центрами
финансово-промышленных структур (рис. 3). Работая на определенный круг
предприятий, банк хорошо осведомлен о процессах движения их фондов. В случае
возникновения каких-либо проблем он тут же принимает необходимые меры, ведь
результаты того или иного производственного процесса затрагивают его
собственные экономические интересы. С другой стороны, нормативно-правовая
система финансового положения. Финансовая устойчивость может быть различной и
складывается под воздействием комбинации многих факторов, но только она
создает благоприятный климат для интеграции банковского и промышленного
капитала. Уровень финансовой устойчивости банка определяет уровень его
«компетенции» как участника ФПГ. В вертикальных ФПГ, функционирующих по
принципу замкнутой технологической цепочки, а также горизонтальных объединениях
картельного типа банк предназначается сугубо для внутренних расчетов.
Создание и функционирование ФПГ дает возможность
решать вопросы более эффективного инвестирования предприятий за счет
привлечения внутренних и внешних инвестиций путем получения . кредитов,
размещения выпусков ценных бумаг, концентрации средств участников группы в
целях производства конкурентоспособной продукции. Современной
финансово-промышленной группе присущи оперативность и маневренность в
управлении потоками финансовых ресурсов как между головной компанией и филиалами,
так и между самими филиалами (подразделениями). Выбор варианта финансирования
какой-либо операции - из центра (головной компании) или на уровне филиалов —
предопределяется общей стратегией фирмы, а также тактическими предпочтениями в
области организации внутренних финансовых потоков. Расширение масштабов
финансово-промышленных групп за счет роста числа зарубежных подразделений может
осуществляться посредством увеличения прямых заграничных инвестиций. Это может
быть финансирование строительства новых производственных мощностей за границей
или покупка контрольного пакета акций действующих предприятий.
Финансово-промышленные группы имеют ряд преимуществ
перед другими субъектами рынка в экономическом и финансовом отношении:
• происходит укрепление технологической цепочки от
добычи сырья до выпуска конечной продукции, усиливается интегрированность
производства;
• диверсификация деятельности придает большую
устойчивость предприятиям группы и повышает конкурентоспособность их
продукции; • создаются реальные предпосылки и возможности
для структурной перестройки производства;
• появляются перспективы аккумулирования
значительного капитала для достижения поставленных производственных и финансовых
целей;
• возникают реальные возможности маневрирования
финансовыми ресурсами как в рамках самой ФПГ, так и вне ее, расширения
масштабов деятельности и сфер влияния;
• происходит перераспределение капитала между
различными подразделениями ФПГ в соответствии со стратегическим выбором группы;
• увеличивается финансовая мощь группы, ее
финансовая устойчивость и способность с максимальной эффективностью использовать
авансированный капитал.
Организационное построение ФПГ отличается
децентрализацией управления при одновременном повышении эффективности организационных
структур отдельных звеньев, входящих в группу, четким распределением полномочий
и ответственности, надежными механизмами принятия согласованных управленческих
решений. За счет включения научно-исследовательских и опытно-конструкторских
подразделений в структуру ФПГ, а следовательно, их приближения к непосредственному
потребителю сокращаются сроки внедрения научно-технических разработок в
производство. Благодаря наличию единой маркетинговой службы устраняются разрывы
в снабженческо-сбытовой цепочке, что способствует ускорению оборота капитала.
Принятие экономически целесообразных инвестиционных
решений имеет существенное значение для устойчивости финансового положения
группы в целом. Поэтому в структуре ФПГ, как правило, имеются специальные
аналитические подразделения, в состав которых входят высококвалифицированные
эксперты, отвечающие за оценку инвестиционных проектов и обоснованность
принятия решений. Среди направлений деятельности, способствующих оживлению
инвестиционных процессов, большую роль призваны сыграть:
• формирование в рамках ФПГ инвестиционных компаний,
создаваемых по принципу прямого финансирования, т. е. под долевые ценные
бумаги. Чтобы повысить заинтересованность в этом процессе кредитуемых
организаций, необходимо предусмотреть возможность последующего выкупа ценных
бумаг;
• создание за счет средств всех участников ФПГ
венчурных фондов, задачей которых является финансирование наиболее рискованных
инвестиционных проектов;
• широкое использование механизма создания
совместных и дочерних организаций с целью органического соединения финансовых
ресурсов членов ФПГ.
Для повышения эффективности ФПГ целесообразным
является решение следующих задач:
• активно включать в состав ФПГ не только крупные,
но и средние и даже мелкие предприятия, превращая их в крупных сателлитов и
развивая тесные кооперационные связи;
• расширять механизм создания в рамках ФПГ дочерних
и совместных предприятий, в том числе и с привлечением иностранного капитала;
• расширять концерновую основу создания ФПГ, что
позволит на надежной экономической базе восстанавливать технологические цепочки
и развивать кооперирование предприятий;
• разнообразить виды и формы деятельности финансовых
организаций в рамках групп, включая в их состав не только универсальные, но и
специализированные банки, инвестиционные фонды и финансовые компании,
позволяющие широко привлекать временно свободные финансовые ресурсы с
уменьшением риска потерь;
• расширять участие государственных средств в
инвестировании проектов в рамках ФПГ, но не через прямое выделение бюджетных
ассигнований, а через межбанковский кредит;
• активизировать создание региональных ФПГ с
привлечением средств местных бюджетов и региональных отделений банков.
Опыт показывает, что в последнее время резко усилилась
мотивация предприятий к вхождению в финансово-промышленные группы. Это связано
с возможностью обеспечить акционерный контроль над предприятиями и
финансово-кредитными учреждениями в интересах налаживания выгодных
технологических и хозяйственных связей. Многих привлекает перспектива
совместной реализации приоритетных федеральных и региональных программ, получения
необходимой государственной поддержки, ресурсов на пополнение оборотных средств
и техническое перевооружение производства, освоения долгосрочных и
перспективных инвестиционных проектов.
Стимулами к созданию финансово-промышленных групп в
настоящее время служат:
• стремление осуществить реальные инвестиции в
производство в результате объединения с финансово-кредитными учреждениями;
• государственные гарантии под внешние инвестиции;
• возможность получить государственную поддержку
предусмотренную законодательством;
• попытка восстановить или сохранить кооперационные
связи с предприятиями-партнерами других отраслей и стран СНГ.
Действующие ФПГ отличаются широкой
диверсифицированностью: они охватывают около 100 направлений промышленной
деятельности. Приоритетными направлениями являются производство легковых
автомобилей, самолетостроение, выпуск чугуна и металлопродукции, производство
железорудного концентрата; цветная металлургия (производство никеля, меди,
алюминия), выпуск металлопроката, трубное производство., выпуск химической
продукции и др.
Формирование российских ФПГ происходит
на основе холдинга или объединения капиталов (системы участия). Холдинг
предполагает наличие материнской и дочерних компаний, где первая владеет
контрольными пакетами акций других. Это достигается двумя путями: 1) созданием
новых предприятий с решающим правом голоса в структуре управления ФПГ; 2)
скупкой контрольных пакетов акций действующих предприятий напрямую или через
дочерние структуры. Идея создания холдинговой компании состоит в таком
соединении различных видов бизнеса, чтобы между ними возникла синергия или
усилилось их взаимное влияние. Одной из разновидностей подобного объединения
является формирование под контролем банка промышленно-финансовой группы
холдингового типа. В этом случае предприятия как бы обретают эффективного собственника,
способного обеспечить их устойчивое развитие и располагающего необходимыми
для этого ресурсами. Для координации инвестиционной деятельности группы
образуется единая холдинговая компания, осуществляющая контроль через советы
директоров банков и предприятий. Существует ряд разновидностей холдингов:
государственные холдинг-структуры, холдинги в интегрированных компаниях,
холдинги в конгломератах, банковские холдинг-структуры.
Российские ФПГ формируются главным образом путем
объединения крупных предприятий, уже имеющих доминирующее или значимое
положение в определенных сегментах рынка, но постепенно утрачивающих его, по
крайней мере, по отношению к западным производителям. Объединяясь в
финансово-промышленные группы, предприятия получают возможность контролировать
определенные секторы экономики. Однако вхождение в состав ФПГ в основном
крупных предприятий отрицательно сказывается на гибкости и динамичности их
структуры управления.
В ряде случаев
финансово-промышленные группы в России создаются по инициативе государственных
органов и являются отражением селективной политики государства в области
структурной перестройки экономики. Государство стремится сделать ФПГ опорными
пунктами промышленной политики, чтобы, влияя на их деятельность, осуществлять
макроэкономическую политику. Кроме того, ФПГ является структурой, позволяющей в
силу особого положения на рынке перераспределять инвестиционные средства из
развитых отраслей в отстающие (при условии соблюдения принципов взаимодействия
между ФПГ и государством). Чтобы ФПГ реально выполняли функцию
структурообразующего элемента современной российской экономики, необходимо
исходить из следующих принципов государственной политики:
• создание
благоприятной среды и особая селективная поддержка образования ФПГ в
соответствии со стратегическими направлениями промышленной и социальной
политики, задачами подъема и выравнивания уровня жизни в различных регионах;
• обеспечение
публично-правового характера деятельности ФПГ;
• разработка особого
механизма воздействия и сотрудничества государства и ФПГ, основанного не
столько на предоставлении льгот и прямых дотаций, сколько на системе соблюдения
взаимных прав и обязательств.
Нередко по инициативе
местной администрации и под ее контролем создаются финансово-промышленные
группы для решения социально-экономических проблем региона. Местная
администрация при этом предусматривает систему мер финансовой поддержки ФПГ:
• освобождение
полностью или частично от налогов на имущество;
• льготная аренда или
передача во временное безвозмездное пользование имущества, являющегося
собственностью области;
• передача в
доверительное управление пакетов акций (находящихся в региональной
собственности) предприятий, технологически связанных с основной деятельностью
группы, но не входящих в ее состав;
• предоставление
инвестиционного налогового кредита.
Основными источниками
финансирования деятельности финансово-промышленной группы выступают
инвестиционные кредиты банков-участников, финансирование из бюджета по целевым
программам, кредиты и прямые инвестиции банков, не являющихся участниками
данной ФПГ, собственные средства предприятий.
Мировой опыт
свидетельствует, что финансово-промышленные группы, охватывающие промышленные
предприятия, исследовательские организации, торговые фирмы и банки, многие
ассоциативные структуры, основанные на внутренних договорных отношениях, стали
своеобразным каркасом рыночной экономики целого ряда стран. Именно на этом
уровне организации производственного потенциала обеспечиваются рациональные
партнерские, договорные связи с государственными органами, осуществляется
подготовка, координация и контроль выполнения корпоративных планов и программ
совместной деятельности ряда хозяйствующих субъектов. При этом активизируются
привлечение внешних инвесторов, разработка и реализация: корпоративной
стратегии деятельности на фондовом рынке, выполнение других управленческих
функций, связанных с реализацией и защитой интересов акционеров.
В эффективной рыночной экономике
финансово-промышленные группы являются, в сущности говоря, ретрансляторами
управляющего воздействия государства на микроэкономику. Таким образом,
повышается уровень макроэкономического регулирования производства,
обеспечивается устойчивость международного экономического сотрудничества.
Финансово-промышленные группы являются партнерами государства в выработке и
реализации стратегии форсированной модернизации экономики.
Заключение.
Монополизацию
советской экономики, жесткость и одновариантность министерского отраслевого
управления невозможно преодолеть только административными мерами. На это должно
быть направлено реальное функционирование экономического механизма
хозяйствования, всемерное развитие новых горизонтальных форм отраслевой
организации производства и механизмов координации решения общеотраслевых
проблем путем организации новых и вытеснения менее эффективных и устаревших
структур. Таких, как различного рода партнерства, акционерные общества,
ассоциации, кооперативы, концерны. Все они должны создаваться снизу исходя из
конъюнктуры рынка и с учетом экономической целесообразности.
В то же время
опыт показывает, что при сохранении прежних экономических отношений и структур
слияние министерств может привести к консолидации этих монополий по горизонтали
без изменения их сущности. Возможна и вертикальная консолидация по линии
«смычки» министерств с частью подчиненных им предприятий.
Опыт создания
и функционирования новых организационных структур управления показывает, что
они в значительной степени компенсируют неэффективность структур и механизмов
государственного управления экономикой.
Административный
контроль не единственный и не всегда эффективный способ управления. Мировой
опыт выработал немало ограничителей и стимуляторов эффективного ведения
хозяйства, таких как налоговое регулирование, антимонопольные законодательства
и т.п.
Создание
эффективных организационных структур управления должно основываться на
следующих принципах:
-структурные
блоки должны быть ориентированы на товары, рынок или потребителя, а не на
выполнение функций;
-базовыми
блоками любой структуры управления должны быть целевые группы специалистов и
команды, а не функции и отделы:
- необходимо
ориентироваться на минимальное число уровней управления и широкую зону
контроля;
- каждый
работник должен нести ответственность и иметь возможность для проявления
инициативы.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1.
Пястолова
С.М. «Анализ финансово хозяйственной деятельности» 2000
2.
ЭКО
2003 №3 стр 61-85
3.
Маркетинг
2001 №6 стр 15-19
4.
Савицкая
«Анализ хозяйственной деятельности предприятия» М; 1997
5.
Гупасьян
Г.М. «Экономическая теория» М; 2003
6.
Глисин
Ф. «Деловая активность финансово промышленных групп» 2001
7.
Глисин
Ф. «Экономика и жизнь» 2002 стр 14-15
8.
Докулаев
М.В. «Российский холдинг: достоинство и недостатки», «ЭКО» 2004 №6 стр 157-160
9.
Под
редакцией О.Г. Туровца. «Организация производством и управления производством» М 2002
10.
Б.З.
Мильнер «Теория организации»М. 2002
11.
Белорус
С. «Радикальная реформа управления», К: Техника , 1990 стр 137-150.
12.
Ивченко
В. И др. «Централизм и самостоятельность: новые пути развития хозяйственного
механизма»,М.: Экономика 1990 стр 218-229.
13.
Хозяйственные
ассоциации/Хозяйство и право. 1990 стр 57-65
14.
Кооперация
и ассоциации/Хозрасчет и рынок. М.: Правда, 1990 стр 87-94.
15.
Мильнер
/Б. Горизонтальные структуры//Экономика и жизнь 1990 №27 стр 4
16.
Советский
концерн / Красийчук Е. // Коммунист Украины 1990 №4 стр 43-52
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Рис. Вертикально – интегрированная
финансово – промышленная группа с одним ведущим звеном
|
|
|
|
|
|
|
|
Рис. Условное организационное строение
«банковских» ФПГ
|
|
Страницы: 1, 2
|