бесплатные рефераты

Собственность и многообразие её форм. Многообразие форм хозяйствования в рыночной экономике

КАРТЕЛЬ

В течение последних десятилетий весьма распространенной формой объединения ряда предприятий одной отрасли является картель. При образовании картеля его участники не утрачивают про­изводственной и коммерческой самостоятельности] между ними за­ключается соглашение по ряду вопросов: цены на производимую продук­цию, квоты, разграничение рынков сбыта, условия найма рабочей силы и т. д. Наиболее часто картельное соглашение предусматривает вза­имные обязательства сторон по условиям сбыта продукции.

Участники картеля продают продукцию самостоятельно, но в рамках соответствующих договоренностей: о сбыте по ценам, не ниже предусмотренных соглашением; о производстве и сбыте про­дукции по строго определенным нормам - квотам каждого участ­ника в общем объеме производства или сбыта конкретного вида продукции; о разграничении рынков сбыта. Нарушение соглашения в. виде превышения квоты или вторжения на чужие рынки сбыта влечет за собой уплату штрафа в картельную кассу. Картельные со­глашения содержат также пункты об условиях найма рабочей силы. На более поздних стадиях развития картельные соглашения стали предусматривать патентные соглашения, договоры о взаимном об­мене научно-технической информацией, ноу-хау и др.

Картели возникли в результате концентрации производства и централизации капитала в конце XIX века. Картелированию про­мышленности способствовали протекционистская политика прави­тельств, ведущая к ограничению иностранной конкуренции, и стремление бизнесменов к объединению усилий с целью захвата внешних рынков.

В экономической литературе по формам соб­ственности различают частные и государственные картели. Деятель­ность государственных картелей строится па основе инструкций и правил, вырабатываемых правительством с учетом интересов промышленников картелированной отрасли. Частные картели основываются на соглашениях между частными собственниками, могут по своему усмотрению учитывать или не учитывать требования госу­дарственных органов власти в зависимости от типа заключенного соглашения, места и времени основания картеля, особенностей национального законодательства и т. д. Большинство картелей от­носится к соглашениям международного типа. Причем только не­которые международные картели были созданы как частные моно­полии, в основном это соглашения между национальными прави­тельствами.

Современная форма картеля предполагает максимизацию при­были его участников на основе такого распределения квот произ­водства, при котором минимизируются затраты. Как правило, уча­стники картеля имеют различный технико-экономический уровень производства, что в конечном счете ведет к закрытию наименее эф­фективных производств. Традиционно частные картели могут осу­ществлять дотирование недостаточно эффективных производств. Существенным признаком картелей является наличие системы при­нуждения, включающей выявление нарушений и санкции к наруши­телям. Легче всего нарушения выявляются па открытых аукционах, где к нарушителям сразу же могут быть применены соответствующие санкции. Закрытые же аукционы усложняют данную процедуру, что связано с необходимостью получения открытой информации по из­менениям квот соответствующих участников картеля и цен на их про­дукцию.

Обычно фирмы с низким уровнем издержек обладают более вы­годными рыночными перспективами вне картельного соглашения. Если они будут определять картельную цену, то она может оказать­ся ниже, чем монопольная цена фирм той же отрасли. На картель­ную цену могут оказывать влияние и мелкие фирмы. Фирма, кото­рая слишком мала, чтобы к ней применялось картельное соглаше­ние, может продавать продукцию со скидкой по отношению к цене, устанавливаемой картелем. Такая малая фирма, став членом карте­ля, склонна поддерживать картельную цену на высоком уровне с тем, чтобы затем иметь возможность делать по отношению к ней скидку. Появление достаточно большой массы таких малых фирм ведет либо к необходимости применения к ним дисциплинарного воздействия со стороны крупных компаний — субъектов соглаше­ния, либо в конечном счете, разрушает само картельное соглашение.

Государственные картели во многом отличаются от частных. Немало случаев, когда государственные картели осуществляли кво­тирование в интересах малых и высокозатратных фирм, в противоположность практике преуспевающих частных картелей. Как пра­вило, эффективные картели приводят к расширению емкости рын­ка по ряду причин. Перспективы получения сверхприбылей привле­кают дополнительных субъектов рынка. Высокие цены позволяют извлекать дополнительные доходы постоянно, в отличие оттого, что происходило бы в условиях совершенной конкуренции. Фирмы, действующие на данном рынке, часто вводят резервы производ­ственных мощностей, если это способствует увеличению продаж, так как при ценах, значительно превышающих предельные затраты, дополнительные продажи компенсируют возросшие расходы фир­мы. Равновесие картельных цен достигается в том случае, когда вве­дение дополнительных производственных мощностей повышает стоимость продукции до такой степени, при которой начинается снижение прибыли до нормального уровня, и, следовательно, рас­ширение производства более не является привлекательным для про­изводителя. Проблема ввода резервных производственных мощно­стей существует также и для частных картелей.

Во многих странах допускается создание картелей определенных видов в соответствии с общественными интересами. Большинство индустриально развитых стран оказывает содействие экспортным картелям, которые способствуют защите национальных интересов на международных рынках. Национальный доход этих стран, таким образом, может увеличиваться в результате укрепления позиций та­ких картелей за рубежом. Однако если большинство стран будет проводить подобную стратегию, то это, в конечном счете, может при­вести к общим для всех стран потерям. Создание государственных картелей практически всегда сопутствует установлению импортных квот. Лицензии на импорт распределяются правительством на ос­нове ограничений на торговлю. В настоящее время главными целя­ми установления импортных квот являются протекционизм и рас­пределение дефицитной иностранной валюты.

Ряд стран использует картели в качестве помощи отраслям, пе­реживающим спад. Предприятия таких отраслей могут на один год или даже менее короткий срок создавать картели при одобрении со стороны соответствующего государственного органа. Такой времен­ный картель может стать одним из наименее дорогостоящих спосо­бов помощи отраслям, серьезно пострадавшим в результате общего спада в экономике. Считается, что разорение плохо работающих фирм во время подъема и экономического процветания, способ­ствующее переливу капитала из менее эффективных к более эффек­тивным производителям, не имеет ничего общего с финансовыми трудностями отдельных производств в период депрессии, поэтому «депрессионный» картель выполняет положительную роль в эконо­мике.

                                         СИНДИКАТ

Синдикат — организационная форма объединения, отличительной  особенностью которой является заключение соглашения между пред­приятиями одной отрасли промышленности по контролю над сбытом продукции и закупкой сырья с целью получения монопольной прибыли. Предприятия, входящие в синдикат, сохраняют производственную и юридическую самостоятельность, но при этом утрачивают ком­мерческую самостоятельность. Сбыт продукции всеми участника­ми синдиката осуществляется через единый орган — сбытовую кон­тору. Этим достигается продажа всей однородной продукции по мо­нопольно высоким ценам. Сбытовая контора принимает продукцию предприятий по ценам, заранее установленным синдикатом.

В функции сбытовой конторы может входить также концентрация всех заказов с последующим распределением их между участ­никами соглашения в строгом соответствии с установленными кво­тами. Кроме того, синдикат может осуществлять закупки сырья для его участников по монопольно низким ценам. Таким образом, кон­центрация торговых операций позволяет участникам синдиката по­лучать непосредственную выгоду от закупки сырья по заниженным ценам и продажи продукции по завышенным, а также диктовать цены на рынке, проводить товарный демпинг и др.

Синдикаты обычно создаются в форме акционерных обществ. Наряду с отдельными предприятиями участниками синдиката могут быть отдельные тресты и концерны. Последние стали играть до­минирующую роль в синдикатах на поздних стадиях их развития, что было вызвано необходимостью усиления контроля над мелки­ми и средними предприятиями на внутреннем рынке, а также осу­ществления экспансии на внешний рынок. Синдикаты вступают в конкурентную борьбу с фирмами, производящими аналогичную продукцию, с предприятиями-аутсайдерами. Взаимоотношения; участников соглашения также носят конкурентный характер, проявляющийся, в частности, в борьбе за заказы и квоты, что, в конечном счете, ведет к ослаблению синдиката и нередко к его распаду. Наибольшее распространение синдикаты получили в России, Германии, Франции в начале XX века. Одним из первых монополистических объединений в России был синдикат сахарозаводчиков; образованный в 1887 г. В период 1900—1903 гг. возник ряд крупнейших синдикатов в тяжелой промышленности. В СССР в период нэпа синдикат рассматривался как добровольный союз государ­ственных промышленных трестов, основанный на соглашении меж­ду ними. В современных условиях синдикат как форма монополи­стического объединения одноотраслевого профиля утрачивает свое значение, уступая место более сложным и гибким формам — конг­ломератам, корпорациям, концернам.

ТРЕСТ

Трестом принято считать объединение собственности и управле­ния предприятий одной или нескольких отраслей, полностью утрачи­вающих производственную и коммерческую самостоятельность. Тре­сты обычно создаются в форме акционерных компаний. Предпри­ниматели — владельцы предприятия, вступая в трест, становятся его акционерами, при этом их предприятия подчиняются единому ру­ководству.

Во главе треста стоит правление, руководящее производством, сбытом продукции, финансовыми операциями всех предприятий, входящих в объединение. Каждый участник треста получает опре­деленный пакет акций в соответствии со своей долей капитала. Со­ответственно этому он получает право на участие в делах треста и на определенную долю прибыли. Более высокая, чем в картеле и син­дикате, концентрация капитала обеспечивает тресту повышение уровня конкурентоспособности, а его участникам - более высокую прибыль. Однако незавершенность процесса централизации капи­тала в тресте выражается в распределении общей прибыли в соот­ветствии с долевым участием каждого члена соглашения, что пре­пятствует созданию единого инвестиционного фонда.

Тресты имеют разновидности. По уровню слияния тресты могут подразделяться на объединения полностью слившихся предприятий и объединения, участники которых сохраняют формальную само­стоятельность при фактическом подчинении головному финансо­вому центру — холдинговой компании. Контроль над предприятия­ми, входящими в трест, обеспечивает обладание контрольным па­кетом акций или особым доверительным сертификатом. Кроме того, тресты могут быть образованы из предприятий одной или раз­личных связанных друг с другом отраслей (вертикальное трестиро­вание), представляя собой разновидность комбинатов. Комбинаты имеют преимущества перед другими видами объединений. Во-пер­вых, доходы комбинатов более устойчивы вследствие объединения предприятий различных отраслей и возможностей варьирования

материальными, финансовыми и другими ресурсами. Во-вторых, возможность создания технологических цепочек по выпуску гото­вой продукции и снижения в результате этого издержек ведет к росту прибыли объединения.

В прошлом в России тресты получили распространение в сахар­ной, металлургической и некоторых других отраслях промышлен­ности, в строительстве. Создавались и международные тресты. Е индустриально развитых странах Запада было введено антитрес­товское законодательство. Под влиянием антитрестовского законо­дательства формы претерпели изменения. На смену трестам пришли концерны, конгломераты и иные, более развитые формы объедине­ний. В современных условиях тресты утратили свое значение как организационная форма управления промышленностью.

ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННЫЕ ГРУППЫ

Современные финансово-промышленные группы (ФПГ) представ­ляют собой диверсифицированные многофункциональные структу­ры, образующиеся в результате объединения капиталов предприя­тий, кредитно-финансовых и инвестиционных институтов, а также других организаций с целью максимизации прибыли, повышения эффективности производственных и финансовых операций, усиле­ния конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках, уп­рочения технологических и кооперационных связей, роста эконо­мического потенциала их участников. Развитие финансово-про­мышленных групп становится перспективным путем формирования современного крупного производства.

Характерной чертой нынешнего этапа развития финансово-промышленных групп является их многоотраслевая направленность, что позволяет оперативно реагировать на изменения рыночной конъюнк­туры. Вместе с тем, несмотря на устойчивую тенденцию к диверси­фикации деятельности, наблюдается создание и функционирование финансово-промышленных групп с выраженной специализацией. Речь идет, прежде  всего, о формировании финансово-промышленных групп на основе технологически связанных предприятий. Благодаря этому максимально концентрируются материальные и финансовые ресурсы на каком-либо одном или нескольких направлениях, даю­щих наибольший эффект, и отсекаются второстепенные, малоэффективные сферы деятельности. Такой подход достаточно оправдан в случаях формирования ФПГ на основе наиболее передовых, наукоемких отраслей, определяющих приоритетные направления научно-технического прогресса (например, в топливно-энергетическом комплексе, электронной промышленности и ряде других). Он позволяет, не нарушая отраслевой специализации, расширять сферу функци­онирования ФПГ за счет проникновения в смежные сферы деятель­ности.

Скругленный прямоугольник: По решению государственных  органовБлок-схема: альтернативный процесс: На основе межправительственных органовБлок-схема: альтернативный процесс: вертикальныеБлок-схема: альтернативный процесс: горизонтальныеСкругленный прямоугольник:     По инициативе участников
 Собственность и многообразие её форм. Многообразие форм хозяйствования в рыночной экономике

Финансово – промышленные группы

 
 Собственность и многообразие её форм. Многообразие форм хозяйствования в рыночной экономике

Форма собственности

 

Способ внутригрупового управления

 

Тип  организационного строения

 

Способ формирования

 

Территориальные границы осуществления производственной деятельности

 
Разновидности финансово-промышленных групп и критерии их образования показаны на рис. 28.1. Характер деятельности ФПГ, степень ее универсализации

 Собственность и многообразие её форм. Многообразие форм хозяйствования в рыночной экономике

 

предопределяют экономическую целесообразностью, с одной стороны, и степенью развитости рыноч­ных отношений к стране — с другой. Как показывает опыт, в насто­ящее время сохраняется устойчивая тенденция к универсализации ведущих ФПГ.

Создание финансово-промышленных групп осуществляется не­сколькими способами: по инициативе участников, по решению го­сударственных органов, по межправительственным соглашениям. Наиболее распространенным является добровольное объединение капиталов отдельных участников и учреждение акционерного обще­ства, представляющего собой вновь созданную организационную структуру, со всеми экономико-правовыми полномочиями и соот­ветствующей юридической и хозяйственной ответственностью. Вто­рым способом является добровольная передача участниками созда­ваемой финансово-промышленной группы пакетов своих акций в управление одному из участников группы, как правило, банку или финансово-кредитному институту. Третий способ состоит в приоб­ретении одним из участников группы пакетов акций других пред­приятий и организаций, которые в результате этого становятся участ­никами финансово-промышленной группы. Подобное приобрете­ние пакетов акций не всегда носит добровольный характер и может быть органически связано с процессами слияний и поглоще­ний одних компаний другими.

Тенденции формирования финансово-промышленных групп отражают закономерности развития мирового производства и носят универсальный характер. К таким закономерностям относятся: кон­центрация капитала (слияния и поглощения, создание стратегиче­ских альянсов), интеграция промышленного и финансового капи­тала, диверсификация форм и направлений деятельности. В этом же ряду находятся глобализация деятельности (распространение товаров и услуг, создание дочерних структур на наиболее привлекатель­ных зарубежных рынках), интернационализация капитала (рост транснациональных компаний, привлечение зарубежных инвести­ций). Необходимо выделить и секьюритизацию активов компаний, использование новейших информационных технологий, распрост­ранение международных стандартов регулирования национальных рынков (капитала, товаров, услуг, труда).

Международная финансово-промышленная группа представля­ет собой структуру, состоящую из головной компании и отделений, филиалов, дочерних обществ в других странах. Чем выше степень интернационализации капитала ФПГ, тем (при прочих равных условиях) большее число зарубежных отделений входит в ее структуру. Характерно, что за рубеж выносятся не только производственные подразделения финансово-промышленных групп, как это наблюда­лось ранее, но и их финансовые звенья, что способствует ускорению проведения финансовых операций группы, позволяет использовать особенности рыночной конъюнктуры в различных странах с макси­мальным эффектом (разные курсы валют, неодинаковые темпы ин­фляции, налоговые льготы и т. д.).

Финансово-промышленные группы — это крупные интеграль­ные структуры разных видов, в которых финансовые институты иг­рают не меньшую роль, чем производственные. Они организуются как по принципу горизонтальной — объединение многопрофильных производств , так и вертикальной интеграции – по технологическим цепочкам (рис. 3). Создание ФПГ подразумевает объединение под одной крышей трех структур: финансовой — банк, инвестиционная компания, пенсионный фонд, консалтинговая фирма, брокерские конторы, внешнеэкономические, информаци­онно-рекламные подразделения; производственной — производ­ственные предприятия; коммерческой — внешнеторговые компании, товарно-сырьевая биржа, страховая, транспортная и сервисные фирмы.

В развитых странах банки являются центрами финансово-про­мышленных структур (рис. 3). Работая на определенный круг предприятий, банк хорошо осведомлен о процессах движения их фондов. В случае возникновения каких-либо проблем он тут же принимает необходимые меры, ведь результаты того или иного про­изводственного процесса затрагивают его собственные экономичес­кие интересы. С другой стороны, нормативно-правовая система финансового положения. Финансовая устойчи­вость может быть различной и складывается под воздействием ком­бинации многих факторов, но только она создает благоприятный климат для интеграции банковского и промышленного капитала. Уровень финансовой устойчивости банка определяет уровень его «компетенции» как участника ФПГ. В вертикальных ФПГ, функци­онирующих по принципу замкнутой технологической цепочки, а также горизонтальных объединениях картельного типа банк пред­назначается сугубо для внутренних расчетов.

Создание и функционирование ФПГ дает возможность решать вопросы более эффективного инвестирования предприятий за счет привлечения внутренних и внешних инвестиций путем получения . кредитов, размещения выпусков ценных бумаг, концентрации средств участников группы в целях производства конкурентоспо­собной продукции. Современной финансово-промышленной груп­пе присущи оперативность и маневренность в управлении потока­ми финансовых ресурсов как между головной компанией и филиа­лами, так и между самими филиалами (подразделениями). Выбор варианта финансирования какой-либо операции - из центра (го­ловной компании) или на уровне филиалов — предопределяется об­щей стратегией фирмы, а также тактическими предпочтениями в области организации внутренних финансовых потоков. Расширение масштабов финансово-промышленных групп за счет роста числа зарубежных подразделений может осуществляться посредством уве­личения прямых заграничных инвестиций. Это может быть финан­сирование строительства новых производственных мощностей за границей или покупка контрольного пакета акций действующих предприятий.

Финансово-промышленные группы имеют ряд преимуществ перед другими субъектами рынка в экономическом и финансовом отношении:

•   происходит укрепление технологической цепочки от добычи сырья до выпуска конечной продукции, усиливается интегрированность производства;                                                                           

•  диверсификация деятельности придает большую устойчивость предприятиям группы и повышает конкурентоспособность их  продукции;                   •   создаются реальные предпосылки и возможности для струк­турной перестройки производства;

•   появляются перспективы аккумулирования значительного капитала для достижения поставленных производственных и фи­нансовых целей;

•   возникают реальные возможности маневрирования финансо­выми ресурсами как в рамках самой ФПГ, так и вне ее, расширения масштабов деятельности и сфер влияния;

•   происходит перераспределение капитала между различными подразделениями ФПГ в соответствии со стратегическим выбором группы;

•   увеличивается финансовая мощь группы, ее финансовая ус­тойчивость и способность с максимальной эффективностью ис­пользовать авансированный капитал.

Организационное построение ФПГ отличается децентрализацией управления при одновременном повышении эффективности органи­зационных структур отдельных звеньев, входящих в группу, четким распределением полномочий и ответственности, надежными механиз­мами принятия согласованных управленческих решений. За счет включения научно-исследовательских и опытно-конструкторских под­разделений в структуру ФПГ, а следовательно, их приближения к не­посредственному потребителю сокращаются сроки внедрения научно-технических разработок в производство. Благодаря наличию единой маркетинговой службы устраняются разрывы в снабженческо-сбытовой цепочке, что способствует ускорению оборота капитала.

Принятие экономически целесообразных инвестиционных реше­ний имеет существенное значение для устойчивости финансового положения группы в целом. Поэтому в структуре ФПГ, как правило, имеются специальные аналитические подразделения, в состав кото­рых входят высококвалифицированные эксперты, отвечающие за оценку инвестиционных проектов и обоснованность принятия реше­ний. Среди направлений деятельности, способствующих оживлению инвестиционных процессов, большую роль призваны сыграть:

•   формирование в рамках ФПГ инвестиционных компаний, создаваемых по принципу прямого финансирования, т. е. под доле­вые ценные бумаги. Чтобы повысить заинтересованность в этом процессе кредитуемых организаций, необходимо предусмотреть возможность последующего выкупа ценных бумаг;

•   создание за счет средств всех участников ФПГ венчурных фондов, задачей которых является финансирование наиболее рискованных инвестиционных проектов;

•   широкое использование механизма создания совместных и дочерних организаций с целью органического соединения финан­совых ресурсов членов ФПГ.

Для повышения эффективности ФПГ целесообразным является решение следующих задач:

•   активно включать в состав ФПГ не только крупные, но и средние и даже мелкие предприятия, превращая их в крупных са­теллитов и развивая тесные кооперационные связи;

•   расширять механизм создания в рамках ФПГ дочерних и со­вместных предприятий, в том числе и с привлечением иностранно­го капитала;

•   расширять концерновую основу создания ФПГ, что позволит на надежной экономической базе восстанавливать технологические цепочки и развивать кооперирование предприятий;

•   разнообразить виды и формы деятельности финансовых орга­низаций в рамках групп, включая в их состав не только универсаль­ные, но и специализированные банки, инвестиционные фонды и финансовые компании, позволяющие широко привлекать времен­но свободные финансовые ресурсы с уменьшением риска потерь;

•   расширять участие государственных средств в инвестирова­нии проектов в рамках ФПГ, но не через прямое выделение бюд­жетных ассигнований, а через межбанковский кредит;

•   активизировать создание региональных ФПГ с привлечением средств местных бюджетов и региональных отделений банков.

Опыт показывает, что в последнее время резко усилилась моти­вация предприятий к вхождению в финансово-промышленные группы. Это связано с возможностью обеспечить акционерный кон­троль над предприятиями и финансово-кредитными учреждениями в интересах налаживания выгодных технологических и хозяйствен­ных связей. Многих привлекает перспектива совместной реализа­ции приоритетных федеральных и региональных программ, полу­чения необходимой государственной поддержки, ресурсов на пополнение оборотных средств и техническое перевооружение про­изводства, освоения долгосрочных и перспективных инвестицион­ных проектов.

Стимулами к созданию финансово-промышленных групп в настоящее время служат:    

•   стремление осуществить реальные инвестиции в производ­ство в результате объединения с финансово-кредитными учрежде­ниями;

•   государственные гарантии под внешние инвестиции;

•     возможность получить государственную поддержку предусмотренную законодательством;

•   попытка восстановить или сохранить кооперационные связи с предприятиями-партнерами других отраслей и стран СНГ.

Действующие ФПГ отличаются широкой диверсифицированностью: они охватывают около 100 направлений промышленной деятельности. Приоритетными направлениями являются произ­водство легковых автомобилей, самолетостроение, выпуск чугуна и металлопродукции, производство железорудного концентрата; цветная металлургия (производство никеля, меди, алюминия), вы­пуск металлопроката, трубное производство., выпуск химической продукции и др.

Формирование российских ФПГ происходит на основе холдинга или объединения капиталов (системы участия). Холдинг предполага­ет наличие материнской и дочерних компаний, где первая владеет контрольными пакетами акций других. Это достигается двумя путя­ми: 1) созданием новых предприятий с решающим правом голоса в структуре управления ФПГ; 2) скупкой контрольных пакетов акций действующих предприятий напрямую или через дочерние структуры. Идея создания холдинговой компании состоит в таком соединении различных видов бизнеса, чтобы между ними возникла синергия или усилилось их взаимное влияние. Одной из разновидностей подобно­го объединения является формирование под контролем банка промышленно-финансовой группы холдингового типа. В этом случае предприятия как бы обретают эффективного собственника, способ­ного обеспечить их устойчивое развитие и располагающего необхо­димыми для этого ресурсами. Для координации инвестиционной де­ятельности группы образуется единая холдинговая компания, осуще­ствляющая контроль через советы директоров банков и предприятий. Существует ряд разновидностей холдингов: государственные хол­динг-структуры, холдинги в интегрированных компаниях, холдинги в конгломератах, банковские холдинг-структуры.

Российские ФПГ формируются главным образом путем объединения крупных предприятий, уже имеющих доминирующее или значимое положение в определенных сегментах рынка, но посте­пенно утрачивающих его, по крайней мере, по отношению к запад­ным производителям. Объединяясь в финансово-промышленные группы, предприятия получают возможность контролировать опре­деленные секторы экономики. Однако вхождение в состав ФПГ в основном крупных предприятий отрицательно сказывается на гиб­кости и динамичности их структуры управления.

В ряде случаев финансово-промышленные группы в России соз­даются по инициативе государственных органов и являются отра­жением селективной политики государства в области структурной перестройки экономики. Государство стремится сделать ФПГ опор­ными пунктами промышленной политики, чтобы, влияя на их дея­тельность, осуществлять макроэкономическую политику. Кроме того, ФПГ является структурой, позволяющей в силу особого поло­жения на рынке перераспределять инвестиционные средства из раз­витых отраслей в отстающие (при условии соблюдения принципов взаимодействия между ФПГ и государством). Чтобы ФПГ реально выполняли функцию структурообразующего элемента современной российской экономики, необходимо исходить из следующих прин­ципов государственной политики:

•   создание благоприятной среды и особая селективная поддер­жка образования ФПГ в соответствии со стратегическими направ­лениями промышленной и социальной политики, задачами подъема и выравнивания уровня жизни в различных регионах;

• обеспечение публично-правового характера деятельности ФПГ;

•   разработка особого механизма воздействия и сотрудничества государства и ФПГ, основанного не столько на предоставлении льгот и прямых дотаций, сколько на системе соблюдения взаимных прав и обязательств.

Нередко по инициативе местной администрации и под ее конт­ролем создаются финансово-промышленные группы для решения социально-экономических проблем региона. Местная администрация при этом предусматривает систему мер финансовой поддержки ФПГ:

•   освобождение полностью или частично от налогов на имуще­ство;

•  льготная аренда или передача во временное безвозмездное пользование имущества, являющегося собственностью области;

•   передача в доверительное управление пакетов акций (находя­щихся в региональной собственности) предприятий, технологичес­ки связанных с основной деятельностью группы, но не входящих в ее состав;

•   предоставление инвестиционного налогового кредита.

Основными источниками финансирования деятельности фи­нансово-промышленной группы выступают инвестиционные кре­диты банков-участников, финансирование из бюджета по целевым программам, кредиты и прямые инвестиции банков, не являющихся участниками данной ФПГ, собственные средства предприятий. 

Мировой опыт свидетельствует, что финансово-промышленные группы, охватывающие промышленные предприятия, исследователь­ские организации, торговые фирмы и банки, многие ассоциативные структуры, основанные на внутренних договорных отношениях, ста­ли своеобразным каркасом рыночной экономики целого ряда стран. Именно на этом уровне организации производственного потенциала  обеспечиваются рациональные партнерские, договорные связи с государственными органами, осуществляется подготовка, координация  и контроль выполнения корпоративных планов и программ совместной деятельности ряда хозяйствующих субъектов. При этом активизируются привлечение внешних инвесторов, разработка и реализация:      корпоративной стратегии деятельности на фондовом рынке, выполнение других управленческих функций, связанных с реализацией и  защитой интересов акционеров.

В эффективной рыночной экономике финансово-промышлен­ные группы являются, в сущности говоря, ретрансляторами управ­ляющего воздействия государства на микроэкономику. Таким обра­зом, повышается уровень макроэкономического регулирования   производства, обеспечивается устойчивость международного экономического сотрудничества. Финансово-промышленные группы   являются партнерами государства в выработке и реализации стратегии форсированной модернизации экономики.

 

 Собственность и многообразие её форм. Многообразие форм хозяйствования в рыночной экономике  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Заключение.

Монополизацию советской экономики, жесткость и одновариантность министерского отраслевого управления невозможно преодолеть только административными мерами. На это должно быть направлено реальное функционирование экономического механизма хозяйствования, всемерное развитие новых горизонтальных форм отраслевой организации производства и механизмов координации решения общеотраслевых проблем путем организации новых и вытеснения менее эффективных и устаревших структур. Таких,  как различного рода партнерства, акционерные общества, ассоциации, кооперативы, концерны. Все они должны создаваться снизу исходя из конъюнктуры рынка и с учетом экономической целесообразности.

В то же время опыт показывает, что при сохранении прежних экономических отношений и структур слияние министерств может привести к консолидации этих монополий по горизонтали без изменения их сущности. Возможна и вертикальная консолидация по линии «смычки» министерств с частью подчиненных им предприятий.

Опыт создания и функционирования новых организационных структур управления показывает, что они в значительной степени компенсируют неэффективность структур и механизмов государственного управления экономикой.

Административный контроль не единственный и не всегда эффективный способ управления. Мировой опыт выработал немало ограничителей и стимуляторов эффективного ведения хозяйства, таких как налоговое регулирование, антимонопольные законодательства и т.п.

Создание эффективных организационных структур управления должно основываться на следующих принципах:

-структурные блоки должны быть ориентированы на товары, рынок или потребителя, а не на выполнение функций;

-базовыми блоками любой структуры управления должны быть целевые группы специалистов и команды, а не функции и отделы:

- необходимо ориентироваться на минимальное число уровней управления и широкую зону контроля;

- каждый работник должен нести ответственность и иметь возможность для проявления инициативы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

 

 

 

1.      Пястолова С.М. «Анализ финансово хозяйственной     деятельности» 2000

2.      ЭКО 2003 №3 стр 61-85

3.     Маркетинг 2001   №6 стр 15-19

4.     Савицкая «Анализ хозяйственной деятельности предприятия» М; 1997

5.     Гупасьян Г.М. «Экономическая теория» М; 2003

6.     Глисин Ф. «Деловая активность финансово промышленных групп» 2001

7.     Глисин Ф. «Экономика и жизнь» 2002 стр 14-15

8.     Докулаев М.В. «Российский холдинг: достоинство и недостатки», «ЭКО» 2004 №6 стр 157-160

9.     Под редакцией О.Г. Туровца. «Организация производством и управления производством» М 2002

10.    Б.З. Мильнер «Теория организации»М. 2002

11.    Белорус С. «Радикальная реформа управления», К: Техника , 1990 стр 137-150.

12.    Ивченко В. И др. «Централизм и самостоятельность: новые пути развития хозяйственного механизма»,М.: Экономика 1990 стр 218-229.

13.    Хозяйственные ассоциации/Хозяйство и право. 1990 стр 57-65

14.    Кооперация и ассоциации/Хозрасчет и рынок. М.: Правда, 1990 стр 87-94.

15.    Мильнер /Б. Горизонтальные структуры//Экономика и жизнь 1990 №27 стр 4

16.    Советский концерн / Красийчук Е. // Коммунист Украины 1990 №4 стр 43-52

 

 

 

 

 

 

 

 Собственность и многообразие её форм. Многообразие форм хозяйствования в рыночной экономике

Рис.     Вертикально – интегрированная финансово – промышленная группа с одним ведущим звеном

 
 Собственность и многообразие её форм. Многообразие форм хозяйствования в рыночной экономике

Рис.    Условное организационное  строение «банковских» ФПГ

 
 


Страницы: 1, 2


© 2010 РЕФЕРАТЫ