Собственность: содержание и формы
Рис. 2 - Общая схема форм собственности.
В подавляющем большинстве стран мира
сегодня превалирует в различной степени частная собственность.
Использование частной собственности
является одним из базовых элементов смешанной экономической системы.
Значительная часть капитала находится в частном владении. Частная собственность
на капитале, произведенные товары и услуги, полученные доходы являются важным
условием поддержки системы свободного предпринимательства.
Частной называют
собственность, по отношению к которой собственник персонифицирован, выделен как
физическое лицо, отдельная личность, индивидуум. Частная собственность
предполагает определенное отторжение от других лиц, не относящихся к числу
владельцев, права контроля над определенными объектами – капиталом, землей,
доходом, конечными товарами и т.д. Все они теперь становятся
персонифицированными и имеют конкретных владельцев. Иначе говоря, собственность
считается частной, если правом на нее обладает либо один человек, либо
сравнительно небольшая группа людей, каждый из которых есть собственник-компаньон,
имеет свою личную долю собственности. Частная собственность принадлежит только
частным лицам.
Разновидностью частной является индивидуальная
собственность. Индивидуальные частные фирмы, образующие юридическое лицо,
невелики по размерам и представлены в небольшом числе отраслей: ремесленном и
сельскохозяйственном производстве, сфере услуг разного рода, в том числе и
самых современных, например, консалтинговых. Их собственниками являются или
одно лицо, или небольшое число лиц; преобладает собственный труд (одного лица
или семьи, как это имеет место в фермерских хозяйствах на селе), но в дополнение
к нему может применяться и наемный труд. Во всем мире имеется несколько сотен
миллионов таких хозяйств, но для них характерна огромная ротация: каждый год
большое число таких фирм разоряется и ликвидируется, но на смену им приходят
новые.
Кроме мелких
фирм, к индивидуальной частной собственности относятся служащие для извлечения
дохода имущественные объекты отдельных предпринимателей (мелких торговцев,
ремесленников, лиц свободных профессий), работающих по соответствующему
разрешению (патент, лицензия) от властей и не образующих юридического лица.
Промежуточное
место между частной и государственной занимает общая собственность нескольких
субъектов. Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации общая
собственность подразделяется на совместную и долевую. Общая совместная
собственность принадлежит всем собственникам вместе и не делится между ними на
части. Общая долевая собственность разделена на доли, части. В кооперативах,
товариществах долю каждого собственника именуют паем. Во многих случаях долевая
собственность распространяется только на стоимость объекта собственности, она
дает право участвовать в управлении объектом, но при этом собственник не может
изымать свою долю в материальной, вещественной форме, забрать «свой кусок».
Общую долевую
собственность трудно отличить от частной, граница между ними размыта. Например,
акционерную собственность можно считать и частной и общей долевой, так как акционер
вносит свою долю в капитал акционерного общества. Акционерную собственность
называют также корпоративной, так как это собственность единой корпорации.
Корпорированные
предприятия существуют везде, де технологическая база той или иной отрасли
предполагает формирование среднего или крупного производства, для чего
необходимы большие капиталы. Эти предприятия существуют в виде обществ
(акционерные и с ограниченной ответственностью), товариществ (полных, на вере и
др.), кооперативов, некоммерческих организаций (фондов, объединений).
Субъектами общей
собственности могут быть любые собственники, в том числе и государство. Если
собственник отделяет свою часть из общей собственности, она становится частной
собственностью.
Общая
собственность, понимается в широком смысле слова, простирается от узкогрупповой
до общенародной. В общенародной собственности не выделяется субъект
собственности как индивидуум, а право собственности распространяется на всех
граждан. В то же время было бы неправомерным полагать, что в общенародной
собственности (называемой иногда общественной) личность как собственник вообще
не фигурирует. Общенародная собственность – это то, что принадлежит всем вместе
и каждому в отдельности, т.е. каждый член общества хотя бы в какой-то
минимальной, но определенной степени обладает правами собственника. Часто
общенародную собственность отождествляют с государственной, что не совсем
корректно.
Общая, в том
числе общенародная собственность иногда разделяется по территориальному
признаку. В этом случае выделяются такие формы собственности, как региональная
(территориальная) и муниципальная (местная). Выделение таких форм собственности
подчеркивает и то обстоятельство, что собственностью в известной степени
распоряжаются органы власти на данной территории, скажем, муниципалитет.
Муниципальная собственность примыкает непосредственно к государственной,
которая, однако, и на Западе, и в России квалифицируется как отличная от
государственной. Тем не менее, по своей экономической природе они родственны
друг другу. Разница лишь в том, что муниципальная собственность связана с
бюджетом более низкого уровня и функционирует в территориально ограниченной
области национального хозяйства; собственность земель или штатов также не
распространяется на всю страну.
Государственная
собственность – это закрепление права контроля объектов за государством. Государственная
собственность в странах развитого капитализма сосредоточена сегодня в крайне
ограниченном спектре отраслей, которые по тем или иным причинам малорентабельны
или даже убыточны, что делает их непривлекательными для частного капитала. Речь
идет главным образом о социально-экономической инфраструктуре (железнодорожный
транспорт, коммунальное хозяйство, сфера образования). В других отраслях
имеются лишь «точечные» участия государства в виде пакетов акций ряда фирм. В
среднем по развитым странам доля государственных предприятий в создании ВВП в
1995 г. не превышала 7%. В развивающихся странах и странах с переходной экономикой
этот показатель составлял соответственно 11 и более 40%.
Предприятия,
именуемые государственными, либо целиком принадлежат государству, либо оно
владеет контрольным пакетом акций (или, по меньшей мере, обладает солидным
блокирующим меньшинством). Юридически их собственником выступают в федеративных
государствах федеральные и земельные органы (типа земель Германии или штатов
США, т.е. образования типа субъектов федерации в России), а в унитарных
государствах – соответствующие центральные и региональные учреждения.
Фирмы и учреждения (например, в
сферах образования или здравоохранения), в которых государство участвует на
уровне ниже блокирующего меньшинства, можно назвать смешанными.
В странах с федеративным устройством
государственная собственность делится на федеральную и субфедеральную, т.е.
собственность регионов – субъектов федерации.
Четко провести грань между
государственной и общенародной собственность трудно. Объектами общенародной
собственности, по логике, должны быть блага, общедоступные всем гражданам на
равных правах, такие, как свободные земли, водные и речные просторы, открытые
парки и пляжи, лесные массивы. Если возможности использования их всеми людьми
ограничены, то применяется принцип очередности. А такие места, как зоопарки,
заповедники, находящиеся в ведении государственных органов управления,
относятся уже к государственной собственности, так же, как и государственные
предприятия, учреждения, основные виды природных ресурсов, оборонные объекты.
Теперь обратимся
к отнюдь не праздному вопросу: какая из рассмотренных форм собственности лучше?
Обычно этот вопрос становится в виде дилеммы: государственная или частная
собственность? В действительности такая альтернативная постановка вопроса
неплодотворна. Речь должна идти о поиске наиболее рационального, оптимального
сочетания обеих форм.
Критерий оценки
может быть только один: какая форма собственности обеспечивает в данный
исторический момент и в отдаленной перспективе более высокий уровень
удовлетворения потребностей населения в благах, но обязательно с учетом
индикаторов качества жизни.
По совокупности этих критериев предпочтение
следует отдать частной собственности, являющейся в настоящее время стержнем
развитой рыночной экономики стран Запада. К формированию именно такой
хозяйственной системы стремятся развивающиеся и бывшие социалистические страны.
Она содержит в себе мотивы прибыли и конкуренции, реализация которых приносит
наивысшую экономическую эффективность и наилучшее удовлетворение потребностей.
Однако и частная собственность имеет свои недостатки, в первую очередь
касающиеся занятости и безработицы. Ведь мотив прибыли и конкуренции вынуждает
предпринимателей постоянно стремиться к возможно большему сокращению издержек
производства, в том числе и на наем рабочей силы.
В странах Запада волна приватизации в
80-х – первой половине 90-х гг. привела к сокращению доли государственной
собственности в производстве ВВП с 9 до 7% в среднем (разумеется, по отдельным
странам – членам ОЭСР этот показатель немного отклоняется в ту или иную
сторону), что означает преодоление наследия предвоенных и первых послевоенных
лет. В 30-х гг. прямое участие государства в экономике расширялось в процессе
преодоления самого глубокого в истории капитализма кризиса 1929 – 1933 гг.
Государственная собственность в предвоенные годы в большинстве стран Запада
была заметно усилена как своего рода «подпорка» частного предпринимательства,
обнаружившего очередные слабости, и инструмент поддержания прочности общественного
строя. В конце 40-х – 50-х гг. в Западной Европе и Японии частный капитал был
временно ослаблен военными разрушениями и некоторыми другими обстоятельствами.
Такого рода брешь по необходимости была заполнена государством, в чем теперь
нет надобности.
Потенциал для
дальнейшей приватизации в странах Запада в основном исчерпан. Доля государства
в них, по меньшей мере в среднесрочной перспективе, будет оставаться примерно
на нынешнем уровне, немного изменяясь в отдельных странах. При этом в ряде
случаев для борьбы с безработицей возможно создание в трудоемких отраслях
(прежде всего в инфраструктуре) новых предприятий за счет государственных
инвестиций. Программы западноевропейской социал-демократии, пришедшей в
последние годы к власти в ряде стран, в том числе во Франции, в Великобритании,
Германии и Италии, предусматривают подобные меры.
В развивающихся странах в тот же
период указанный показатель оставался на уровне 11%. С одной стороны, это было
обусловлено притоком иностранных частных инвестиций, за счет которых
создавались новые частные предприятия. С другой стороны, слабость национального
частного капитала вынуждала государство поддерживать сравнительно высокий
уровень своего присутствия в экономике. Поскольку в среднесрочной перспективе
нельзя ожидать массированного увеличения притока прямых инвестиций из стран
Запада, а также по ряду других причин нынешний показатель вряд ли заметно
изменится в обозримом будущем.
Бывшие социалистические страны встали
на путь перехода от планового к рыночному хозяйству преимущественно на рубеже
80-х и 90-х гг. Рыночная трансформация, естественно, в первую очередь требовала
вытеснения государственной собственности частным путем приватизации первой и
создания новых частных предприятий.
В этом
направлении страны с переходной экономикой с начала 90-х гг. уже прошли (каждая
в разной степени) значительный отрезок пути. Вместе с тем доля госсобственности
в производстве ВВП этих стран, как правило, все еще составляет 20 – 30% и
более, т.е. заметно превышает соответствующий показатель для развитых и
развивающихся государств.
ГЛАВА 3. РАЗВИТИЕ
СОБСТВЕННОСТИ В
РОССИИ
В КОНЦЕ ХХ ВЕКА.
С конца 80-х годов в социалистических
странах обозначился переход к коренному преобразованию присущих прежнему типу
экономики отношений. Сложившуюся в СССР и в других социалистических странах
экономическую систему отличал целый ряд устойчивых признаков от всех прежних и
параллельно существующих в мире систем.
Экономическая
система, основанная на общественной собственности, позволяла концентрировать
материальные и людские ресурсы общества на важнейших направлениях и
обеспечивать мощные прорывы на решающих участках хозяйственной деятельности.
Однако исторически эта система была обречена на поражение. Нормальное
функционирование усложняющегося хозяйства пришло в противоречие с
централизованным директивным управлением. СССР оказался не в состоянии в полной
мере освоить достижения научно-технической революции во второй ее части и
экономика страны вступила в стадию угасания. Возникла необходимость в изменении
отношений собственности как основы всей системы экономических отношений.
Возрождение различных форм частной
собственности путем разгосударствления предприятий началось с конца 80-х годов.
Приватизация была направлена на повышение эффективности хозяйственной
деятельности через развитие рынка и формирование слоя частных
собственников-предпринимателей, стимулирование предпринимателей на повышение
эффективности работы предприятий, расширение индивидуальных свобод и создание
конкурентной среды, привлечение иностранных инвестиций, содействие
демократизации экономики. Сложный хозяйственный комплекс с установившимися связями
был рывком брошен в рыночную стихию. В рынок страна вступила, будучи не
подготовленной ни в экономическом, ни в социальном плане.
Мировая практика накопила
определенный опыт приватизации. В странах, где процесс национализации принимал
относительной широкие масштабы (Великобритания, Франция), приватизация
проходила, например, в Великобритании, путем: распродажи и безвозмездного
распределения акций; подряда на оказание услуг; продажи государственного жилья
квартиросъемщикам; отказ от государственной монополии в целях развития
конкуренции. Процесс этот длительный. В Западной Европе он продолжался 10-15
лет. Проведению приватизации предшествовала большая кропотливая работа.
Определяются основные направления: бесплатная передача собственности, выкуп
предприятий на льготных условиях, продажа акций, сдача предприятий в аренду,
продажа мелких предприятий с аукциона и т.д.
Выбор направлений и форм
преобразований в переходной экономике России осуществлялся в ходе острых
дискуссий, которые велись по следующим основным направлениям. В качестве
приоритетных обосновывалось: разгосударствление с сохранением государственной
собственности на крупных предприятиях и приватизация в сфере малого бизнеса;
создание коллективных предприятий, как с неделимой, так и коллективно-долевой
собственностью; бесплатное распределение государственного имущества среди
населения (через специальные приватизационные счета, государственные ценные
бумаги и др.); акционирование предприятий и продажа с аукциона акций и самих
предприятий. Приватизация в России была осуществлена в радикальном варианте по
характеру, масштабам, темпам, срокам и методам.
В России приватизация началась в
октябре 1992 г. Первым ее этапом стала так называемой доваучерная приватизация.
Она проводилась в основном в форме выкупа арендованного имущества и охватывала
в основном сферу социальной инфраструктуры: торговля, бытовое обслуживание,
общественное питание, гостиничное хозяйство и т. д.
Второй этап – ваучерной приватизации
ставились. Его основным содержанием стало преобразование государственных
предприятий в акционерные общества открытого типа и продажа, как правило, малых
предприятий по конкурсу и на аукционе. От 50% до 80% стоимости пакетов акций и
выкупаемого имущества оплачивалось приватизационными чеками. Одной из задач этого
этапа было формирование класса собственников, который по уровню доходов
превратился бы в зажиточный «средний класс».
По официальным данным за период
ваучерной приватизации (до 1.06.1994 г.) было разгосударствлено 70%
промышленных предприятий. Доля государственной собственности в общем объеме
стоимости имущества составила 35%.
С 1 июля 1994 г. был объявлен третий
– денежный этап приватизации. Его основным содержанием была продажа как
самих предприятий (с аукциона и по конкурсу), так и акций акционированных в
порядке приватизации предприятий за деньги. При этом преследовалась основная
цель - способствовать появлению новых собственников, которые будут
заинтересованы развивать производство и вложат в него средства, повышающие
эффективность хозяйственной деятельности. На этот этап возлагались не
оправдавшиеся пока надежды на появление "стратегических" инвесторов.
Этому мешал ряд обстоятельств:
·
75%
предприятий находились в собственности трудовых коллективов, которые не
собирались продавать свою долю какому-то другому лицу.
·
Большое
количество акций приобрели за ваучеры мелкие собственники. Они заинтересованы
только в получении высоких дивидендов и не вкладывают деньги в производство.
·
Инвесторы
не хотят вкладывать деньги в убыточные и малоприбыльные предприятия.
Четвертым этапом приватизации стали
залоговые аукционы. Государство, для покрытия дефицита государственного бюджета, отдает в
залог под кредиты коммерческих банков пакеты акций крупнейших предприятий,
акционированных в порядке приватизации. Считать залоговые аукционы формой
приватизации следует потому, что государство, отдавая в залог пакеты акций, не
планирует их возвращения и не резервирует средства на возвращение кредитов.
В чем состояли основные особенности
процесса приватизации в России?
1. Директивность. Решение о приватизации
принималось не трудовыми коллективами или руководителями, знавшими специфику финансового
и технологического состояния предприятий, а Госкомимуществом. Регионам директивно
предписывались даже количественные масштабы приватизации с разбивкой по
отраслям. Трудовые коллективы государственных предприятий не имели права выбора
сроков и механизма преобразования собственности.
2. Приоритетность одной формы. В качестве приоритетного
направления было превращение государственной собственности в частную.
Недооценивались и даже игнорировались другие формы преобразований государственной
собственности, связанные с перераспределением прав собственности. В результате
российская модель была жестко нацелена на перераспределение экономической
власти между социальными слоями общества.
3. Приоритет социально-политических
целей над экономическими. Российская модель приватизации не учитывала критерии экономической эффективности,
осуществления приватизации в краткосрочном и среднесрочном аспектах, что
неизбежно приводило к расточительности. Имущество государственных предприятий,
преобразованных в открытые акционерные общества в порядке приватизации,
оценивалось по остаточной стоимости на основе оптовых цен 80-х годов. Рабочие
комиссии по подготовке предприятий к приватизации, состоящие из руководства и
членов трудовых коллективов, были заинтересованы в сведении к минимуму
стоимости выкупаемого имущества государственных предприятий и стоимости
уставного капитала акционируемых предприятий. Резкий спад производства и
обесценение оборотных средств предприятий привели к снижению доходов работников.
Поэтому трудовые коллективы были заинтересованы в минимизации уставного
капитала акционируемых в порядке приватизации государственных предприятий. А
органы Госкомимущества были заинтересованы в скорейшей и массовой приватизации.
4. Социальная деформированность при
быстрой концентрации капитала. Провозглашенная социально-стартовая цель превратить всех граждан в собственников
и создать массовый средний класс на практике обернулась сосредоточием
государственной собственности у отдельных групп и отторжением от реального
государственного имущества основной массы населения.
Реальные результаты приватизации
состояли в массовом (в количественном отношении) перераспределении
государственного имущества и закреплении права частной собственности в
ограниченные сроки. Наиболее массовым этот процесс был в 1992-1994 гг. В
результате приватизации изменилась структура собственности. В количественных
оценках она выглядела в 1995г. следующим образом. (Таблица 1)
Таблица 1 - Доля предприятий в
государственном и частном секторах экономики России
|