Социальные, экономические и политические последствия привлечения иностранных инвестиций в экономику ...
Модель В. Леонтьева может рассматриваться
как классический инструмент для понимания глобальных тенденций
мирохозяйственного развития. Вместе с тем нельзя не указать и на ее минусы.
Во-первых, масштабы вывозимого капитала из
страны-донора напрямую увязываются с темпом экономического роста. В настоящее
время практически все страны (развитые и развивающиеся) одновременно
импортируют и экспортируют капитал, поэтому взаимосвязь между темпами роста
производства в таких государствах оказывается весьма неоднозначной. Следовательно,
к анализу современных тенденций модель В. Леонтьева применить весьма непросто.
Для этого нужно провести большую работу по корректной классификации стран на
развитые и развивающиеся, а также оценить сальдо перемещаемого между ними
капитала, что сопряжено с большими техническими трудностями.
Во-вторых, ввозимый капитал предполагается
гомогенным (однородным). Вместе с тем очевидно, что важны не только и не
столько объемы импортируемого капитала, сколько его структура. Так, инвестиции,
способствующие консервации неэффективной структуры экономики, ведут скорее к
замедлению, чем к ускорению развития страны-реципиента. В этом смысле
прикладные расчеты по модели В. Леонтьева могут в определенном смысле дезориентировать
относительно истинной роли иностранных инвестиций.
В-третьих, внутренние (местные) и внешние
(иностранные) инвестиции считаются равноэф-фективными. В. Леонтьев
предполагает, что иностранный капитал - это всего лишь дополнительные
финансовые ресурсы, отдача от которых определяется национальными условиями
воспроизводства. Однако это положение в свете современной теории представляется
принципиально неверным, так как глубинный экономический смысл привлечения
иностранного капитала заключается в том, что вместе с ним в национальную
экономику приходят новые технологии и новые организационные формы
производства, дающие совершенно иной экономический эффект по сравнению с
местным предпринимательством.
(2). Модель экономического роста на
базе производственных функций (модель Вельфенса-Джесински и ее модификации). Для ответа на вопрос, как влияют ПИИ на экономический
рост в конкретной стране, может служить модель, предложенная П. Вельфенсом и
П. Джесински и базирующаяся на традиционном аппарате производственных функций.
Общий вид производственной функции Вельфенса-Джесински, описывающей
экономический рост в стране-реципиенте, имеет следующий вид:
Y(t) = [K(t) + H(t)]β[L(t)]1- βezt
(6)
где Y- выпуск (ВВП
или ВНП); К — основной капитал местного происхождения (внутренние основные
фонды); Н - основной капитал иностранного происхождения (иностранные основные
фонды); L - численность занятых в национальной экономике; z
- темп научно-технического прогресса; (β - статистически оцениваемый параметр. При таком подходе П. Вельфенс и
П. Джесински отождествляют иностранный основной капитал с накопленными ПИИ.
Одновременно с этим темп технического прогресса в их трактовке зависит от
четырех параметров: объема накопленных знаний, отношения стоимости импортируемых
промежуточных товаров к совокупному выпуску, степени развитости рыночных
институтов, величины экспорта.
С помощью производственной функции (6)
легко оценить возможный рост производства при увеличении объема иностранного
капитала на заданную величину. В принципе данная модель может считаться стандартной.
Определенное своеобразие ей придает учет возможного притока ПИИ и зависимость
темпа технического прогресса от совокупности институциональных условий
хозяйствования. Оба этих фактора имеют особое значение для переходных
экономик, для которых, собственно, изначально и предназначалась модель Вельфенса-Джесински.
Хотя метод, предложенный П. Вельфенсом и
П. Джесински, в целом вполне приемлем, он имеет ряд недостатков. Во-первых, в
модели общий объем основного капитала страны-реципиента складывается из
накопленного внутреннего капитала и прямых иностранных инвестиций. Такой
подход представляется сомнительным: ПИИ в общем случае не могут приравниваться
к основному капиталу из-за наличия временных лагов в освоении инвестиций и
постепенного выбытия основных фондов.
Во-вторых, в
предложенной П. Вельфенсом и П. Джесински базовой конструкции производственной
функции (6) отечественный основной капитал и иностранные инвестиции полагаются
равноэффективными, что, как уже отмечалось, противоречит наблюдаемым фактам.
В-третьих, производственная функция
Вельфенса-Джесински включает мультипликатор научно-технического прогресса,
который зависит от общей макроэкономической ситуации и никак не связан с
потоками прямых иностранных инвестиций.
Модель можно подвергнуть модификации и
сгладить некоторые недостатки.
(3). Модели взаимодействия местных и
иностранных инвестиций (модели типа "хищник-жертва"). Еще одно направление исследования роли ПИИ в
усилении динамичности развития национального хозяйства - построение
эконометрических зависимостей между показателями инвестиционной активности
местных и иностранных фирм. Главным моментом в такого рода моделях является
односторонний учет связи между двумя инвестиционными потоками. Вместе с тем
они, как правило, могут оказывать двустороннее влияние друг на друга, причем
характер такого влияния для разных сторон различен. Отразить подобный эффект
можно, в частности, с помощью моделей типа "хищник-жертва", которые
описывают динамику двух или нескольких популяций.
Приведем простейшую модель данного класса
и покажем, как она может быть использована при исследовании роли ПИИ в развитии
национальной экономики. В общем случае рассматриваются два сектора экономики:
местные предприятия и предприятия с участием иностранного капитала. Динамика
развития этих секторов, как правило, описывается следующей моделью:
dY/dt = aY + bYY* (7)
dY*/dt = cY* + hYY* (8)
Здесь a, b, с и h — параметры модели, получаемые на основе эконометрических расчетов. Стандартный
подход предполагает, что переменные Y и Y* описывают динамику числа предприятий соответствующих
секторов экономики. Однако ничто не мешает перейти и к несколько иной интерпретации
этих переменных, когда под ними подразумеваются объемы производства рассматриваемых
секторов.
Основная идея модели типа
"хищник-жертва" (7)—(8) состоит в том, что иностранные и местные
предприятия взаимодействуют друг с другом. Причем предприятия одного сектора
могут расширять свое производство за счет предприятий другого. Иногда
взаимодействие может приводить к обоюдному ускорению экономической деятельности
секторов. . Тогда из модели вытекает, что темпы прироста совокупного выпуска (Y + Y*) подчиняются следующему
уравнению:
λ = a + m[c – a + (1 – m)(b + h)(Y + Y*)]
(9)
где X - темп экономического роста ВВП (Y+ Y*); т - доля произведенного продукта на предприятиях с участием
иностранного капитала в совокупном объеме производства т = Y*/(Y + Y*).
Отсюда получим уравнение, показывающее
влияние доли т на темпы экономического роста страны-реципиента:
λF – λS = [c – a + (b +
h)(Y + Y*)(1 – 2mS)](mF-mS) (10)
где λF и λS - начальное (стартовое) и
конечное (финишное) значения темпа экономического роста; ms и mF - начальное (стартовое) и конечное
(финишное) значения доли продукта предприятий с участием иностранного капитала
в совокупном объеме производства.
Следует заметить, что в данном подходе
речь идет не о доле ПИИ, а о доле иностранного сектора в совокупном выпуске.
Разумеется, данные доли тесно связаны между собой, что позволяет говорить о
методологической преемственности модели "хищник-жертва" с рассмотренными
ранее методами. Тем не менее, с учетом сказанного, формула (10) лишь косвенным
образом отражает эффект ПИИ с точки зрения ускорения экономического роста.
Из формального анализа уравнения (9) вытекает,
что взаимодействие иностранного и местного секторов в целом позитивно
сказывается на экономическом росте, если выполнено условие b + h > 0. Тест на
выполнение данного условия может использоваться в качестве дополнительного
индикатора эффективности секторальной структуры национальной экономики.
Своеобразием модельной схемы (14)—(15) является
наличие стационарной точки m*, когда dλ/dm = 0:
(11)
При b + h > 0 стационарная точка (18) является точкой минимума,
в противном случае - точкой максимума. Это означает, что в первом случае
увеличение доли иностранного сектора поначалу может даже сдерживать темпы
экономического роста, но по достижении критического значения m* начинает содействовать их росту. Во втором
случае ситуация прямо противоположная, и увеличивать долю m имеет смысл только до уровня m*.
При всей привлекательности моделей типа
"хищник-жертва" нельзя не указать и на ряд их минусов. Во-первых, как
уже было сказано, роль ПИИ в данных моделях отражается косвенно. Фактически в
них моделируются чисто производственные межсекторные связи, а инвестиционные
процессы остаются за бортом исследования.
Во-вторых, работа с формулами (10) и (11)
предполагает предварительную эконометрическую оценку параметров модели (7)—(8).
Однако здесь могут возникнуть серьезные трудности. Дело в том, что зависимости
типа (7)—(8) на практике отнюдь не всегда выполняются, а если и выполняются,
то, как правило, являются неустойчивыми.
В-третьих, сам вид нелинейных зависимостей
(7)—(8) берется догматически, хотя и имеет определенное теоретическое
обоснование. На самом деле функциональные зависимости динамики двух секторов
могут быть сколько угодно сложными и разнообразными.
Таким образом, модели типа
"хищник-жертва" позволяют учесть прямые и обратные связи в развитии
двух секторов экономики, но при этом сопряжены с довольно тонким эмпирическим
анализом по установлению характера таких связей, что делает весь метод технически
весьма трудоемким.
Мы рассмотрели основные принципиально
различные подходы к исследованию влияния ПИИ на экономический рост страны.
Кроме приведенных моделей существуют различные их модификации и соединения
моделей. В целом модели вполне работоспособны и позволяют оценить роль ПИИ.
Однако при оценке ПИИ в данной конкретной ситуации применительно к конкретной
стране необходимо аккуратно определять наиболее удачный инструментарий. Это позволить
выработать наиболее адекватную политику в отношении ПИИ для страны.
5. Инвестиционные процессы в условиях
глобализации. Транснациональные компании.
Глобализация является характерной чертой
современной мировой экономики. Инвестиционные процессы неразрывно связаны с
процессами глобализации мировой экономики. Более того, движущей силой процесса
глобализации выступают именно иностранные инвестиции.
ТНК являются главными субъектами
международного движения капитала. По данным ООН, в 1995-1998 гг. общая численность
их возросла с 44 тыс. до 60 тыс., а зарубежных филиалов - с 280 тыс. до 500
тыс.[2] Объем продаж зарубежных
филиалов ТНК и других компаний превысил к концу века 11 трлн. долл., а их
экспорт приблизился к 2,5 трлн. долл., что составляет около трети мировой
торговли.[3]
Наиболее активными в поиске сфер
приложения капитала в сегодняшнем мире прогрессирующей глобализации и
экономической интеграции являются транснациональные корпорации (ТНК), которые
должны обеспечить себе высокий уровень продаж и роста путем увеличения доли на
рынках развитых стран и растущих экономиках. Таким образом, рыночные мотивы
становятся предпосылкой ПИИ-решений. Рыночно-ищущие прямые иностранные
инвестиции (ПИИ) высококонкурентны, они преследуют цель вытеснения конкурентов
с существующих или новых рынков, тем самым они тесно связаны с стратегическими
ПИИ. В то время, как средние игроки преследуют в основном рыночные цели,
крупные могут обладать средствами для создания производств на проблемных
рынках, первыми выходить на них, преследуя цели завоевания большей доли рынка и
контроля рынка в течение долгого времени.
Международные корпорации в первую очередь
стимулируют распространение современных технологий, развитие человеческого
капитала и формирование новой культуры управления и предпринимательства в
принимающей стране. В специальном опросе, проведенном Всемирным экономическим
форумом, на вопрос, существенна ли роль прямых иностранных инвестиций в
распространении технологий, большинство стран, включая индустриально-развитые,
указали на достаточно важную роль прямых иностранных инвестиций для
технического развития этих стран. И только 5 из 53 охваченных опросом,
показали, что для этих стран ввоз прямых иностранных инвестиций не имеет
важного значения.
Прямые иностранные инвестиции ТНК дают
возможность принимающим странам увеличить объем внешней торговли и получить
новые ранее не доступные им рынки сбыта. Так, например, приток капиталовложений
США способствует развитию не только импорта, но и экспорта стран-получателей
инвестиций, поскольку значительную часть своих потребностей в сырье,
комплектующих и оборудовании филиалы американских компаний удовлетворяют за
счет закупок в стране пребывания. Увеличению закупок комплектующих зарубежными
филиалами компаний США способствует и политика ряда развивающихся государств,
направленная на увеличение доли национальных компонентов и материалов в
стоимости готовой продукции, выпускаемой американскими филиалами. Такой
политики придерживаются страны АСЕАН (кроме Таиланда) и многие государства Латинской
Америки
Иностранные инвестиции, увеличивая
экспорт, способствуют повышению конкурентоспособности принимающей страны,
поскольку для иностранных филиалов ТНК характерно более высокое отношение
экспорта к выпуску продукции. Так, например, в Малайзии экспортируется ¾
выпуска, произведенного филиалами американских ТНК. В обоснованности роли
иностранных капиталовложений авторы доклада Всемирного экономического форума
приходят к жесткой зависимости: чем выше отношение прямых иностранных
инвестиций к ВВП, тем больше доля экспорта в ВВП принимающей страны, тем выше
индекс конкурентоспособности.
Помимо увеличения объема торговли
иностранных государств, иностранный капитал способствует изменению ее
структуры. Например, под воздействием научно-технического прогресса и
усиливающейся интернационализации капитала и производства одной из основных
сфер зарубежного приложения американского капитала стала обрабатывающая промышленность.
Созданные в странах приложения капитала американские предприятия (в конце 90-х
годов их было около 23 тысяч), которые в значительной степени действовавшие в
наукоемких отраслях обрабатывающей промышленности иностранных государств,
создали основу для производства и экспорта новых видов готовой продукции этими
странами.
Деятельность иностранного капитала
способствует также ослаблению остроты актуальной проблемы современности -
безработицы. Например, на американских предприятиях за границей в начале 1998
г. работало около 8 млн. рабочих и служащих, в том числе более 40% - в Западной
Европе. На американских предприятиях обрабатывающей промышленности за рубежом
сегодня работает столько же рабочих, сколько в целом в обрабатывающей промышленности
Франции или Италии, и значительно больше, чем в Испании, Канаде или Швеции.
Только в Великобритании и Канаде на предприятиях, принадлежащих американскому
капиталу, занято более чем по 1 млн. человек, в Германии — 640 тыс. и во
Франции - около 500 тыс. человек. Кроме того, во многих развитых странах
американские ТНК создают новые рабочие места быстрее, чем местные компании. Те
же позитивные последствия имеет деятельность американского капитала в
развивающихся странах. Являясь источником дополнительного спроса на рабочую
силу, американский капитал в то же время влияет здесь, в большей степени, чем в
развитых странах, и на уровень заработной платы. Работнику здесь выплачивается
более высокая заработная плата (на 20—25%) по сравнению с национальными компаниями
и гарантируются более выгодные социальные условия.[4]
В последнее время возрастает влияние
иностранного капитала и на научно-технический потенциал развитых стран, в
частности США. Западноевропейские компании, например, переносят часть своих
научно-исследовательских работ в США. Так, если их расходы на НИОКР в США в
1977 г. составляли 0,9 млрд. долл., то в 2000 г. они превысили 3,7 млрд.
долл., т. е. возросли более чем в 4 раза.[5]
Подавляющая часть НИОКР, проводимая иностранным капиталом, носит прикладной
характер или представляет собой доработку продукции в целях её адаптации к
национальному рынку. Тем самым вносится вклад в повышение эффективности
экономики страны путём улучшения качества выпускаемой продукции.
В современных условиях
быстрого развития экономики, основанной на знаниях, применяется и структура
«корпоративных преимуществ» ТНК: самое большое значение среди них приобретает
быстрый прогресс в инновационной деятельности, применении новейших технологий.
Кроме того, они устанавливают тесные связи с научными учреждениями, с системой
подготовки кадров и информации, используя возможности доступа ТНК на национальные
рынки, где их присутствие способствует обострению конкуренции.
Между тем, расширение
деятельности ТНК приносит и негативные последствия. Транснациональный капитал
нередко вытесняет национальный капитал из экономики страны. Как уже упоминалось
ТНК могут переносить в развивающиеся страны производства товаров, заканчивающих
свой жизненный цикл. Использование иностранными ТНК трансфертных цен ведет к
потерям страны-реципиента в налоговых поступлениях и таможенных оборотах.
Внутрифирменный торговый обмен между подразделениями иностранных ТНК,
расположенными в разных странах, ограждает их от влияния международной
конкуренции. Кроме того, внутрифирменный обмен позволяет иностранным ТНК
избегать воздействия тарифных барьеров при импорте в страну своего базирования
товаров, произведённых их филиалами, а также использовать внутрифирменные цены
для такого калькулирования издержек производства, которые позволяют
минимизировать налогооблагаемые доходы.
В последние годы ускорение процесса
глобализации усилило обеспокоенность определенной части общественности,
особенно в развитых странах, по поводу того, что деятельность ТНК может
привести к усилению различий между отдельными государствами в стандартах в
сфере охраны окружающей среды, условий труда.
Среди общей массы ТНК выделяется группа из
100 крупнейших, чьи совокупные активы которых составили в 1997 г. 1800 млрд.
долл., или 15% всех зарубежных активов ТНК.[6]
Это гигантские конгломераты, чья деятельность распространяется на все отрасли
современной экономики и большинство регионов мира. И хотя они рассматривают
мировое хозяйство как единое мировое пространство для своей деятельности, но
руководствуются лозунгом "Мыслить - глобально, действовать - локально».
При этом их интересы далеко не всегда совпадают с интересами принимающих государств,
а зачастую и противоречат им, поскольку правительства принимающих стран
стремятся стимулировать национальное развитие, тогда как ТНК в первую очередь
заботятся о повышении своей конкурентоспособности в международном плане. Это
обосновывает экономическую необходимость проведения определенной политики в
отношении привлечения и регулирования деятельности иностранных компаний.
IV Политические
последствия привлечения иностранных инвестиций.
Мы рассмотрели основные
сферы влияния иностранных инвестиций на экономику принимающих стран. В целом
влияние это положительное. Но ряд негативных последствий приводит к
беспокойству руководства принимающих стран.
Напомним, что в каждой
стране существует законодательно закрепленный перечень видов деятельности,
запрещенных для иностранного инвестирования. Это обусловлено стремлением
обеспечить охрану государственной тайны, исключить нанесение ущерба национальной
безопасности, обороне, стратегическим, экологически и социальным интересам
страны.
Поэтому быстрый рост инвестиций не
остаются без внимания политических и деловых кругов. В большинстве своем
политический истеблишмент не препятствует привлечению иностранного капитала.
Между тем, споры о пользе и вреде иностранных инвестиций не утихают ни в развитых,
ни в развивающихся странах. И политики обычно очень внимательно следят за
результатами деятельности иностранных компаний, за соблюдением ими правил поведения
на национальном рынке.
1. Либерализация
инвестиционного законодательства.
Вместе с тем середина
80-х годов отмечена радикальным поворотом в политике регулирования прямых
иностранных инвестиций (ПИИ) во всем мире. Это было обусловлено ускорением
процесса глобализации и началом проведения широкомасштабных рыночных реформ в
ряде стран Третьего мира, а затем и в постсоциалистических государствах. В
подавляющем большинстве государств, где прежде существовало множество
ограничений на доступ иностранного капитала и жесткий контроль за его
деятельностью, общий вектор регулирования ПИИ сменился на прямо противоположный.
Был пересмотрен инвестиционный режим в направлении максимально полного
включения прямых зарубежных инвестиций в стратегию экономического развития и
роста. Это отразилось в беспрецедентной по масштабам и темпам либерализации
режима регулирования ПИИ. Сейчас уже можно говорить о сильной конкуренции
принимающих стран за иностранные инвестиции.
За последнее
десятилетие многие страны отменили большинство ограничений для иностранных
инвестиций и сделали акцент на разработку и внедрение мер, которые должны
способствовать их привлечению. Согласно обследованиям, ежегодно проводимым
ЮНКТАД, в 1998 г. в 60 развитых и развивающихся странах мира в области
регулирования ПИИ в целом осуществлено 145 изменений[7]. Практически все эти изменения
(94%) были направлены на создание более благоприятных условий для деятельности
ТНК и лишь оставшиеся 6% вводили дополнительные меры контроля над их
инвестициями.
В конце 80-х-начале
90-х годов стимулирующие меры в первую очередь были обусловлены
крупномасштабными шагами по открытию для зарубежных инвестиций целых секторов
национальной экономики, традиционно считавшимися стратегически важными для
экономической безопасности принимающих стран (энергетика, транспорт,
телекоммуникации).
В большинстве
отраслей, открытых для инвестиций, были отменены такие широко практиковавшиеся
ранее элементы политики регулирования ПИИ, как ограничения на приобретение зарубежным
капиталом акций местных компаний в обязательность создания совместных предприятий.
Однако к середине 90-х ресурс привлечения
в экономику новых инвестиций за счет общей либерализации их регулирования
оказался в основном исчерпанным. Поэтому сегодня в сферу государственной
политики все чаще попадают более частные, хотя и не менее важные вопросы, связанные
с непосредственными условиями функционирования капитала, в том числе
иностранного. Именно в этой сфере наблюдается растущая конкуренция между странами,
стремящимися привлечь иностранные капиталовложения и максимально использовать
их для реализации национальной стратегии хозяйственного развития.
По данным
международной статистики, в 1998 г. почти половина (45%) всех зафиксированных
изменений режимов регулирования прямых инвестиций в различных странах касалась
принятия специальных мер по стимулированию капиталовложений, 39% - либерализации
условий деятельности предприятий с ПИИ и лишь 10% - дальнейшей либерализации доступа
иностранного капитала в отдельные сектора экономики.
Финансовый кризис в
Юго-Восточной Азии, России и Бразилии 1997-1998 гг. наиболее четко
продемонстрировал основные преимущества прямых инвестиций над другими видами
иностранных капиталовложений (долгосрочный характер, вклад в развитие
производственного потенциала принимающей страны) и подтолкнул ряд стран к принятию
дополнительных мер по их стимулированию.
Устранение препятствий
для привлечения прямых инвестиций было дополнено изменением национальных
стандартов, относящихся к филиалам иностранных компаний. В частности, большинство
стран гарантируют инофирмам юридическую защиту капиталовложений, режим
наибольшего благоприятствования, равный подход, а также свободный перевод прибылей,
репатриацию капитала и справедливое разрешение споров.
Ряд стран
либерализовал иммиграционное законодательство в части, касающейся использования
иностранных специалистов для руководства и работы на филиалах зарубежных
компаний. Реже прибегают к прямым ограничениям операций, проводимых
иностранными фирмами, во всяком случае, эти ограничения все чаще сочетаются со
стимулирующими мерами. Общей тенденцией стала и либерализация валютного
регулирования, хотя многие страны сохраняют за собой право на введение
временных валютных ограничений в случае неблагоприятного состояния платежного
баланса. Кроме того, уменьшаются, а в ряде случаев и отменяются требования
относительно минимального объема инвестиций, что позволяет малым и средним
фирмам участвовать в общемировом процессе транснационализации.
Общей чертой процесса либерализации национального
регулирования ПИИ является разработка специализированного законодательства, в
котором устанавливаются основные положения правового режима в отношении
иностранных инвестиций. Это призвано компенсировать неполноту национального
общехозяйственного правового и административного регулирования, тем самым
обеспечив иностранным инвесторам более привычную для них среду обитания.
В ряде развивающихся государств и стран с
переходной экономикой необходимые изменения режима регулирования ПИИ
отражаются в поправках к правовым актам общего характера, действие которых
распространяется на все хозяйствующие субъекты независимо от их гражданства. С
точки зрения государственной экономической политики такая тенденция означает,
что иностранные инвесторы во все большей мере приобретают права, равные с отечественными
компаниями. Именно такой подход характерен для стран с развитой рыночной
экономикой. Его распространение в других странах можно рассматривать как
углубление процесса глобализации.
2. Задачи государственного
регулирования
Несмотря на общую тенденцию к
либерализации, национальное законодательство даже в наиболее открытых для ПИИ
странах по-прежнему сохраняет положения, предусматривающие государственный
контроль над допуском иностранных инвесторов в экономику и их дальнейшими
действиями. Почти все много- и двусторонние инвестиционные соглашения гарантируют
иностранному капиталу свободный доступ к местным рынкам, ни в одном из этих
соглашений не содержится отказ национальных правительств от контроля над ПИИ.
Таким образом, важнейшая черта процесса либерализации
политики в отношении ПИИ состоит в том, чтобы при устранении барьеров на их
пути и равном подходе к национальным и зарубежным инвесторам одновременно
возникает необходимость усилить регулирующую роль государства на рынке. Так,
очевидно, что приоритетная задача любой страны - поддержка развития
национального бизнеса.
Потенциальная возможность "эффекта вытеснения"
национальных предприятий ("crowding out") в
связи с допуском в страну ПИИ - предмет озабоченности многих правительств.
"Эффект вытеснения" может иметь две основные формы. Первая касается
положения на товарных рынках, когда филиалы ТНК, пользуясь конкурентными
преимуществами, подавляют развитие национальных компаний. Другая форма
относится к ситуации на финансовых рынках и рынках других основных ресурсов,
когда филиалы ТНК "оттягивают" на себя основную долю этих ресурсов,
лишая тем самым доступа к ним местные компании.
Как правило, сохраняющиеся ограничения на
ПИИ обосновываются необходимостью предотвратить захват иностранцами
господствующих позиций на местном рынке, а также ряд иных возможных негативных
последствий широкомасштабного допуска ТНК в национальную экономику (ухудшение
платежного баланса страны в результате неконтролируемой заемной деятельности
филиалов местных; ТНК, вытеснение с рынка отечественных фирм). Именно поэтому
правительства многих принимающих стран продолжают контролировать трансфертное
ценообразование во взаимоотношениях между филиалами иностранных фирм и их материнскими
компаниями, процессы слияний и поглощений фирм, а также ограничивать доступ
иностранцев к местному финансовому рынку.
Несмотря на необходимость стимулирования
конкуренции для формирования эффективной бизнес-среды, реализация этой задачи
представляется делом чрезвычайно трудным. Особенно остро эта проблема стоит в
развивающихся государствах и странах с переходной экономикой, где для ее
решения, как правило, нет ни опыта, ни соответствующих организационных
структур, ни кадров с достаточной квалификацией. Неудивительно, что многим
странам пока не удалось добиться сколько-нибудь ощутимого прогресса в сфере
регулирования рыночной конкуренции, несмотря на официальное признание ее важности.
Международный опыт, однако, свидетельствует,
что в современных условиях усилия в этом направлении должны оставаться в
центре внимания государственных органов принимающих стран. Это особенно важно в
случаях, когда национальная экономика превращается в арену крупномасштабной
деятельности ведущих транснациональных корпораций мира, которые способны
значительно деформировать местные рынки - если государство не противопоставит
этому своевременные, взвешенные и точно дозированные меры.
Аналогичные задачи стоят перед правительствами
принимающих стран в области защиты окружающей среды. Известно, что
существующие в развивающихся странах и государствах с переходной экономикой
низкие стандарты экологических требований к предприятиям выступают одним из
наиболее весомых мотивов перевода туда ресурсоемких и экологически
"грязных" производств.
Вместе с тем в ряде зарубежных
исследований по проблемам ПИИ отмечается, что обвинения ТНК в хищническом
отношении к экологии принимающих стран не всегда обоснованы. Дело в том, что в
последнее время деятельность многих международных корпораций исходит из единых
природоохранных стандартов, независимо от страны размещения своего филиала.
Более того, ряд фирм требует соблюдения своих внутрикорпорационных экологических
требований даже от местных поставщиков и субконтракторов, тем самым, стимулируя
повышение таких стандартов в принимающих странах.
Естественно, повышенное внимание к экологическим
проблемам - результат не доброй воли ТНК, а многолетнего давления на них со
стороны государственных органов стран базирования, влиятельных ассоциаций
потребителей, а также многочисленных и чрезвычайно активных экологических
групп и организаций.
3. Конкуренция за
ПИИ
Ускорение процесса
либерализации регулирования ПИИ привело к тому, что ТНК имеют необычайно
широкий выбор мест возможного приложения капитала и, как результат, очень
требовательно подходят к оценке инвестиционного климата в принимающей стране.
Конкуренция за ПИИ усиливается, и в этих условиях просто проводить либеральную
политику регулирования оказывается уже недостаточным, а для привлечения
инвесторов требуются целенаправленные стимулирующие меры.
Изменение инвестиционного имиджа требует
распространения информации, представляющей интерес для инвесторов. Это прежде
всего сведения общего характера о стране и ее инвестиционных возможностях
(общеэкономические показатели, состояние отдельных отраслей, перечень и
конкретные данные о местных компаниях и др.). Необходима также информация
юридического характера относительно законодательного и административного режимов
регулирования ПИИ и, в целом, деятельности частного бизнеса, существующих мер
поощрения инвестиций, структуры органов и процедур, с которыми иностранному
инвестору придется иметь дело при осуществлении проекта.
Для широкомасштабного привлечения
иностранных инвесторов в современных условиях не обойтись без специальных
стимулирующих мероприятий налогового, финансового и организационного характера.
Мировой опыт свидетельствует, что наиболее
фундаментальные стимулы для ПИИ относятся к базисным характеристикам экономики
принимающей страны. Поэтому усилия со стороны государственных органов могут
лишь помочь частично компенсировать недостаточную привлекательность экономики
для иностранных инвесторов. Это, безусловно, не устраняет необходимости и
важности проведения активной политики привлечения ПИИ. Так, например,
целенаправленные усилия по снижению чрезмерных затрат на ведение в ней
бизнеса, в том числе связанных с административными и иными бюрократическими
моментами, представляют важную составную часть стратегии повышения
привлекательности страны для иностранных инвесторов.
Зарубежные эксперты отмечают, что ТНК часто
действуют в условиях недостатка информации, и как результат - процесс принятия
решений об инвестировании подвержен различного рода привходящим влияниям и
субъективизму. Поэтому при равных общеэкономических условиях (которые
невозможно изменить в одночасье никакими мерами экономической политики) более
привлекательными для ТНК оказываются страны, о которых они имеют больше
информации, особенно положительного характера. Соответственно усилия по формированию
и улучшению "инвестиционного имиджа" могут и должны быть неотъемлемым
компонентом политики по привлечению ПИИ.
Несмотря на повсеместное признание важности
ПИИ как мощного инструмента стимулирования экономического роста, необходимость
регулирования зарубежных капиталовложений сохраняется. Как теоретический
анализ, так и практический опыт многих стран показывают, что широкомасштабная
деятельность иностранного капитала может не только способствовать, но и при
определенных условиях препятствовать развитию хозяйств принимающих стран и повышению
конкурентоспособности национальных фирм. Поэтому ПИИ нельзя рассматривать как
панацею от всех проблем, а либерализация политики в отношении инвестиций не
означает полного отказа от регулирования. Однако в условиях глобализации мировой
экономики неизбежно меняется перечень задач и доступных инструментов такого
регулирования, что требует от правительств тщательного и сбалансированного
подхода к выработке приоритетов политики в этой области и конкретных мер по
ее реализации.
V Социальные последствия
привлечения иностранных инвестиций
Основные направления влияния иностранных
инвестиций на социальную сферу обусловлены трансформациями в экономике.
Так, например, иностранные инвестиции
способствуют снижению социальной напряженности, т. к. они создают
дополнительные рабочие места на национальном рынке и тем самым снижают уровень
безработицы. На иностранных предприятиях в США в
начале 2000 г. работало 6 млн. рабочих и служащих, в том числе на филиалах
британских компаний - 966 тыс. человек, германских - 848 тыс. и японских — 834
тыс. человек. Кроме того, во многих развитых странах ТНК создают новые рабочие
места быстрее, чем местные компании. Так, во второй половине 90-х годов в Великобритании
и Франции занятость на промышленных предприятиях филиалов американских
корпораций росла на 1,7% в год, а на местных сокращалась на 2,7%.[8]
Иностранный капитал
влияет также и на уровень заработной платы в стране, являясь источником
дополнительного спроса на местную рабочую силу. Работникам «иностранных»
предприятий в США выплачивается более высокая плата (на 10-15%), чем в
национальных компаниях. Этот разрыв наиболее ощутим в развивающихся странах, и
составляет порядка 20-25%. Рабочие занятные на иностранных производствах
получают возможность повысить свою квалификацию и производительность труда.
Кроме повышенной заработной платы работникам таких компаний часто предлагаются
более выгодные социальные пакеты, включающие в себя частично или полностью
оплачиваемое питание, медицинскую и др. страховки, оплату проезда и другие
льготы.
Следует отметить, что
зачастую с иностранными компаниями взаимодействуют средние и мелкие
национальные компании – поставщики, агенты, дилеры, которые перенимают
стандарты ведения бизнеса. Деятельность иностранных фирм оказывает воздействие
и на работу отдельных национальных компаний, способствуя повышению
эффективности производства, улучшению качества выпускаемой продукции и
внедрению новых методов управления
Как было показано, в
предыдущих главах процесс иностранного инвестирования приводит к экономическому
росту в стране. Экономический рост сопровождается расширением совокупного и
потребительского спроса, повышается жизненный уровень населения. Граждане
страны получают возможность покупать современную продукцию, произведенную с учетом
новых технических и технологических разработок.
Предприятия с
иностранным капиталом точно так же как и национальные компании отчисляют налоги
в бюджеты всех уровней. Что соответственно приводит к пропорциональному
увеличению расходов на социальную сферу – образование, медицину, и др.
социальные программы.
Кроме того, предприятия с иностранным
капиталом часто устанавливают тесные связи с научными учреждениями, с системой
подготовки кадров. Что особенно важно для постсоциалистических стран, для
которых характерен разрыв между образовательной и производственной системами.
Обычно иностранные компании имеют специальные программы по подбору и адаптации
молодых специалистов на предприятии.
Вместе с тем, иностранный капитал может
оказывать и негативное влияние на социальную ситуацию в стране. Такой эффект
может возникнуть, например, в случае переноса вредных и экологически опасных
производств на территорию страны принимающей инвестиции.
Как уже отмечалось, иностранные инвестиции
являются локомотивом глобализации. В последние несколько лет во всем мире
отмечается всплеск движения антиглобалистов. Питерские
художники приходят в McDonald's в костюмах Адама и Евы (т. е. нагишом) и поедают
гамбургеры со столов оторопевших граждан, "Седьмой континент"
становится местом проведения акции против генетически модифицированных продуктов,
а антиглобалисты отмечают профессиональный праздник - День борьбы с McDonald's.
Нападкам
антиглобалистов подвергаются самые известные транснациональные компании.
Например, McDonald's в России (и не только) преподносится антиглобалистами как
олицетворение "чуждого, американского образа жизни". Из-за
усилившихся нападок антиглобалистов и экологов знаменитая корпорация начала тратить
деньги на проведение рекламных кампаний, сообщающих, например, что для
упаковки McDonald's берет вторсырье, бережет тропические леса, а с животными,
используемыми для приготовления гамбургеров, обращаются гуманно. Что фирма
нанимает только местных сотрудников и работает только на местном сырье, а
значит, поддерживает местную экономику.
Общественность опасается исчезновения
традиций и этнической самоидентификации. Социологи
прогнозируют большое будущее различным альтернативным движениям. Выступления
антиглобалистов, популярные ныне "мгновенные толпы" - флэш-мобы,
оранжевые акции экологов, привлекающие внимание к некой проблеме, становятся
привычным делом. "Скептикам следует помнить, что настоящая радикальная и
публичная акция, какого бы результата она ни достигла, способна вызвать
сильнейший резонанс в будущем в самых непредсказуемых сферах жизни", -
сказано в рекомендации "Как устроить акцию" радикальной фракцией
Нижегородской конференции Социально-экологического союза.
VI. Заключение
Мы рассмотрели
основные направления влияния иностранных инвестиций на экономическую,
политическую и социальную сферы. Необходимо отметить, что сферы эти взаимосвязаны,
поэтому одно и тоже явление может оказывать оказывает воздействие на
социально-экономическую и политическую ситуацию в стране.
Невозможно дать
однозначную оценку процессу иностранного инвестирования, т. к. в разных
условиях и в разных странах этот процесс может иметь разные последствия. Вместе
с тем рассмотренный нами процесс либерализации законодательства в отношении
иностранных инвестиций не может не наводить на мысль, что в целом иностранные
инвестиции являются скорее благом для страны, чем злом.
Инвестиционные процессы неразрывно связаны
с усилившимися процессами глобализации мировой экономики. Более того, движущей
силой процесса глобализации выступают именно иностранные инвестиции. В
настоящее время транснациональный капитал органически вливается в экономическую
жизнь принимающих стран, становясь неотъемлемой частью воспроизводственного
процесса. Поэтому сейчас уже невозможно говорить о мировой экономике в разрыве
с процессом иностранного инвестирования.
Подводя итоги, хочется сказать, что в
основном иностранные инвестиции оказывают положительное воздействие на
социально-экономическую жизнь принимающих стран. Ряд отрицательных тенденций
можно нивелировать путем государственного регулирования. Существующие методы
регулирования иностранных инвестиций при грамотном их использовании и четкой
проработкой законодательства позволяют получить все выгоды от этого процесса и
оградить страну от негативных последствий.
Литература:
1. «Перспективы привлечения прямых иностранных
инвестиций при вступлении России в ВТО», Иваненко В., Вопросы экономики, №10
2003 г.
2. «Экономическая роль иностранных инвестиций».
Назаров В., Экономист, №11 2001 г.
3. «Иностранные инвестиции и экономический рост:
теория и практика исследования», Балацкий Е., Павличенко Р., МЭиМО, №1 2002 г.
4. «Стратегия формирования внешнеэкономической
деятельности», Мадиярова Д.М., Алматы: Экономика, 1999 г.
5. «Современные тенденции Международного движения
капитала и проблемы участия в нем России», Фаминский И. П., из материалов
«круглого стола» - «Инвестиционные процессы в условиях глобализации» 2001 г.
6. «Инвестиционный фактор экономического развития в
условиях глобализации», Клавдиенко В. П. из материалов «круглого стола» -
«Инвестиционные процессы в условиях глобализации» 2001 г.
7. «Теоретико-методологические основы иностранных
инвестиций отечественного производства». Гнилитская, 2001
8. «Международная инвестиционная деятельность США»,
Р. И. Зименков, США Канада: экономика, политика, культура; 2002 №2
9. «Прямые иностранные инвестиции в экономике США», Р.
И. Зименков, США Канада: экономика, политика, культура; 2003 №1
10. «Международное движение капитала в современных
условиях», Л. Зубченко, Экономист, №6 2001
11. Статья «С тараканами в голове», газета Ведомости
от 23 марта 2004 г.
12. «Регулирование прямых иностранных инвестиций:
тенденции и проблемы», Р. Павличенко, МЭиМО, №4 2001.
[1] «Инвестиционный фактор экономического развития в
условиях глобализации», Клавдиенко В. П. из материалов «круглого стола» -
«Инвестиционные процессы в условиях глобализации» 2001 г.
[2] Problemes econ. – P.: 2000. 12 avr. №2660.
P. 20
[3] Доклад о мировых инвестициях 1999: Обзор. – Нью-Йорк, Женева: 1999 с.
21
[4] «Международная инвестиционная деятельность США», Р.
И. Зименков, США Канада: экономика, политика, культура; 2002 №2
[5] «Прямые иностранные инвестиции в экономике США», Р. И. Зименков, США
Канада: экономика, политика, культура; 2003 №1
[6] «Международное движение
капитала в современных условиях», Л. Зубченко, Экономист, №6 2001
[7] World Investment Report 1999. Foreign Direct Investment and the
Challenges of Development. UN. N.Y. – Geneva, 1999. P.115
[8] «Международная инвестиционная деятельность США», Р.
И. Зименков, США Канада: экономика, политика, культура; 2002 №2
Страницы: 1, 2
|