бесплатные рефераты

Социальный менеджмент

Социальный менеджмент

ВОПРОСЫ К ГЭК  ПО ДИСЦИПЛИНЕ

 «Социальный менеджмент»


1.     Становление социального менеджмента, его место в системе социальных и управленческих наук.

2.     Система,  функции и принципы социального менеджмента.


Сущность социального менеджмента определяет структуру его системы. Она состоит из таких компонентов: субъекты управления, объекты управления, процесс управления и механизмы системы управления.

К субъектам управления относятся население, органы власти (фе­деральные, региональные, местные), органы местного самоуправле­ния в муниципальных образованьях, гражданские институты общест­ва и институт менеджмента и финансово-промышленные группы, ко­торые создаются в местных сообществах в рамках Программы «СЭПИН». К объектам управления — социальные процессы, соци­альная сфера, социальные ресурсы на разных уровнях управления.

Механизмы социального менеджмента сводятся к социальному целеполаганию, к методам управления (экономическим, административ­но-организационным, юридическим, научным и т.д.). Среди них осо­бенно выделяются социальные, которые являются объединяющими во всей системе управляющих воздействий. В их содержание входит со­вокупность мер по мотивации человеческого поведения, отношения к труду. К социальной организации относятся проектирование и созда­ние социальных организаций, их постоянное инновирование, техноло­гии саморазвития личности и реализации ее творческого потенциала, технологии самоменеджмента и профессиональной подготовки соци­альных менеджеров.

Процесс управления и механизм самой системы социального ме­неджмента включает методы социальной диагностики, сбора, анали­за и хранения социальной информации, передачи ее субъектам Управления и осуществления контроля за деятельностью субъектов Управления по социальным нормативам на разных уровнях управле­ния.

Для более эффективной реализации социальных целей и осуществления принципов социального менеджмента необходимо более полное использование следующих научных методов:

• социального проектирования и программирования;

• сбора и анализа социальной информации на основе современ­ных вычислительных средств, прежде всего компьютерной тех­ники, использования математических методов в обработке и хранении социальной информации;

• сплочения социальных организаций и групп, управленческих команд руководителей и специалистов в области социального менеджмента;

• создания положительной мотивации у людей к труду, к жизни в целом, к целесообразному поведению в организации и в общест­ве в целом (за счет инновирования целей организации, проясне­ния перспектив развития, разработки стратегии организации и личных интересов);

• психологического влияния (специальные тренинга и игровые методы), направленного на активизацию жизненных сил лично­сти, в том числе и менеджеров;

•  методов самосовершенствования личности, в том числе лично­сти менеджера, развития самоменеджмента;

•  использования знаний, полученных в фундаментальной науке, кибернетике, синергетике и других отраслях, прикладных ис­следованиях, пригодных для повседневных и перспективных за­дач, социологии управления.

Только системный подход ко всему комплексу проблем, решае­мых в рамках системы социального менеджмента, позволит подъять его теорию и практику на уровень тех задач, которые сегодня стоят пе­ред современным обществом. Именно поэтому будущие специалисты в области социального менеджмента должны в каждой изучаемой дис­циплине вычленить социальный аспект решения проблемы и искать адекватные методы их решения.

Функции управленияэто особые виды деятельности, выражаю­щие направления или стадии осуществления целенаправленного воз­действия на связи и отношения людей в процессе жизнедеятельности общества и управления им. Состав функций управления должен обес­печить эффективную реакцию управляющей системы на любое изме­нение ее состояния. Функции управления необходимо рассматривать с учетом следующих классификационных признаков:

1)                особенности самого процесса управления, т.е. выделения в нем признаков, присущих менеджменту как социальному явлению и раскрывающих законы и закономерности его формирования;

2)                процесс социального развития, направленность управления на конкретные элементы этого процесса или сферы, объекты жиз­недеятельности общества.

В силу этого процессу социального управления объективно прису­щи основные и конкретные функции. К основным функциям управле­ния относятся:

§                     планирование (прогнозирование), представляющее собой форму проявления целенаправленного воздействия на коллективы лю­дей, которая предусматривает выработку и постановку целей и задач в сфере социального управления, а также определение пу­тей и средств реализации планов для достижения поставленных . целей;

§                     организация — форма проявления целенаправленного воздейст­вия на коллективы людей, предусматривающая создание новых и упорядочение функционирующих организационных структур менеджмента как элемента процесса реализации планов и целей социального управления;

§                     координация (регулирование) — форма проявления целена­правленного воздействия, предусматривающая обеспечение не­обходимой согласованности действий коллективов людей как элемент процесса реализации намеченных целей;

§                     стимулирование (активизация) и обучение (инструк­таж) — формы проявления целенаправленного воздействия на людей путем побуждения и подготовки их к действию, преду­сматривающие обеспечение повышения эффективности систе­мы менеджмента как элемент процесса реализации целей управ­ления.

Все перечисленные основные функции действуют в единстве и взаимосвязи, однако, переход от одной ступени (уровня) социального травления к другой сопровождается изменением соотношения их содержания и роли. Например, ведущая для министерского уровня функцией прогнозирования сменяется на цеховом уровне функцией организации и т.д.

Если основные функции являются общими для любых процессов (Социального управления, в каких бы системах управления обществом они ни осуществлялись, то конкретные функции присущи тем или [иным конкретным элементам социальной системы, отражая их специфику. Например, производственно-хозяйственная деятельность пред­приятия может быть подразделена на три стадии — подготовитель­ную, производственную и заключительную, — каждая из которых, (обособляясь, представляет собой объект управления. Установление количественного состава объектов управления служит основанием для определения конкретных функций менеджмента, соответствую­щих каждому выделенному объекту социального управления. По со­держанию каждая конкретная функция управления является в свою очередь комплексной и включает планирование, организацию, коор­динацию, стимулирование, обучение и контроль организационно обо­собленных объектов воздействия.

Важным условием совершенствования системы управления явля­ется анализ ее функций, который предполагает:

§                     четкое определение и структурное обособление объектов управ­ления на основе разработанных критериев;

§                     выделение конкретных функций управления, видов работ и опе­раций;

§                     четкое разделение труда между функциональными и линейны­ми звеньями управляющей системы;

§                     наличие положений о структурных звеньях и должностных ин­струкций;

§                     разработка модели процесса управления на основе реализации и учета всех основных функций менеджмента;

§                     обоснование путей сравнения модели процесса управления с фактически осуществляемой управленческой деятельностью ос­новных направлении совершенствования системы управления.

Анализ функций социального менеджмента содержит четыре этапа:

1)                выделение объектов и конкретных функций управления;

2)                построение модели процесса управления;

3)                выявление фактически выполняемого состава работ и операций по реализации функций менеджмента;

4)                сопоставление фактического состава управленческих работ с объективно необходимыми и выявление расхождений с по­строенной моделью.

Категория структура отражает строение и внутреннюю форму системы. Система, между элементами которой установлены связи, обеспечивающие взаимодействие ее элементов, направленное на дос­тижение определенных целей, является организованной. Структура, отражающая состав и соподчиненность различных элементов, звеньев и ступеней управления, функционирующих для достижения опреде­ленной цели, называется организационной.

Функции и структура управления — две неразрывно взаимосвя­занные и взаимообусловленные стороны единого целого — организа­ции системы управления; они выступают, соответственно, как содер­жание и форма процесса управления. Наличие организационной ПО структуры управления и ее развитие является основой всей организа­ции. Вне их рамок исключается возможность реализации функций ме­неджмента, то есть самого процесса управления. Процесс формирования организационной структуры представляет собой, прежде всего, организационное закрепление тех или иных подразделений аппарата управления. При этом функции управления определяют задачи орга­нов управления.

В силу научно-технического прогресса и дальнейшего разделения труда общественное производство постоянно дифференцируется на составные части (отрасли, подотрасли, объединения, предприятия, це­хи, участки и т.п.). В итоге в управляющей системе формируются зве­нья и ступени управления. Они находятся в известном соотношении со звеньями и ступенями управляемой системы. Тем самым достигается соотносительность управляющей и управляемой систем, обеспечива­ется возможность воздействия органов управления на социальные процессы.

Звено (подразделение, орган) управления представляет собой обо­собленную ячейку со строго очерченными функциями управления; ступень (уровень) управления — совокупность звеньев управления на определенном иерархическом уровне управления. В структуре управ­ления конкретизируется управляющая система, определяется роль ка­ждой ступени, каждого звена, раскрываются связи в процессе управ­ления.

Структура управления может быть двухступенчатой (двухзвенной) и многоступенчатой (многозвенной) Если звенья находятся на одной ступени управления, то их связь носит сугубо координационный (горизонтальный) характер, если на нескольких — становится субор­динационной (иерархической), или вертикальной. В организационной структуре управления звенья (органы) управления подразделяются на (линейные и функциональные. Линейные звенья — это административно обособленные части социальной системы, осуществляющие не­посредственное комплексное управление объектом (отраслевые министерства, корпорации, тресты, объединения, предприятия, цехи, участки и т.п.). Функциональные звенья представляют собой административно обособленные части аппарата управления, осуществляющие реализацию одной или нескольких функций управления (комите­ты, управления, отделы, агентства, бюро и т.п.).

Различают три основных типа организационных структур управ­ления: линейную, функциональную и смешанную линейно-функцио­нальную. Для обеспечения гибкости сложных систем управления в линейно-функциональные структуры вводятся программно-целевые формы управления в виде матричных структур: управление по проек­ту, управление по продукту, координационные комиссии и т.д.

Условиями, или критериями, рациональной системы управления выступают: а) соответствие звеньев управления его функциям; б) воз­можно меньшее число ступеней (звеньев) в иерархии управления; в) со­средоточение на каждой ступени всех необходимых функций управле­ния; г) концентрация функциональных звеньев в функциональных уз­лах (например, все социальные службы объединяются под руководством заместителя директора по кадрам); д) четкое выделение характера участия каждого функционального звена в едином процессе управления, исключение дублирования санкций; е) наименьшее число источников «приема» и «выхода» команд из каждого звена управле­ния.

Организационная структура менеджмента документально фикси­руется в схеме структуры управления, в штатных расписаниях, поло­жениях о структурных подразделениях, а также в должностных инст­рукциях для исполнителей.

К кадрам управления относятся работники, осуществляющие функции управления или способствующие их осуществлению, то есть работники, профессионально участвующие в процессе управления и входящие в аппарат управления.

Существуют различные классификации кадров управления: по должностному приказу, по уровням (ступеням) в иерархии управле­ния, по специальному образованию, по отраслям производства и т.д. Однако базовой классификацией является классификация работников в процессе принятия и реализации решений. По этому признаку кадры управления подразделяются на три большие группы: руководителей, специалистов и вспомогательный персонал (технических исполните­лей). Каждая из названных групп кадров управления характеризуется специфическим местом в системе управления, особенностями профес­сиональной подготовки.

Руководители — это работники, возглавляющие соответствую­щий коллектив, направляющие и координирующие работу всего аппа­рата управления или его отдельных звеньев, осуществляющие кон­троль и регулирующие деятельность коллектива по выполнению по­ставленных задач и достижению целей. Руководители подразделяются на линейных и функциональных. Линейные руководи­тели — лица, действующие на основе единоначалия, ответственные за состояние и развитие организации или ее обособленной, организа­ционно оформленной части (объединение, предприятие, цех, участок, бригада). К функциональным руководителям относят лиц, ответственных за определенный функциональный участок работы в системе управления и возглавляющих подразделения, осуществляющие кон­фетные функции управления (комитеты, отделы, бюро и др.). Руководители классифицируются также по уровням управления. Например, линейными руководителями являются руководители низового (масте­ра, начальники участков, цехов и т.п.), среднего (начальники корпу­сов, директора предприятий, главные специалисты объединений) и высшего (начальники главков, министры, председатели комитетов и т.д.) звеньев.

Специалистыэто специализированные работники, разрабатывающие на основе имеющейся у них информации варианты решения отдельных конкретных, как правило функциональных, вопросов производственного или управленческого характера. Специалисты управ­ления характеризуются в соответствии с функциями управления и их профессиональной подготовкой. Различают главных специалистов, ведущих специалистов, специалистов различных категорий и классов и т.д. К группе специалистов относятся инженеры, экономисты, бух­галтеры, юристы, психологи и пр.

Вспомогательно-технический персонал — это работники, об­служивающие деятельность руководителей и специалистов. Их, как правило, классифицируют по отдельным операциям управления. К та­ким работникам относятся секретари, машинистки, техники и пр. Тех­нические исполнители имеют узкую и конкретную профессиональ­ную подготовку, призваны обеспечивать техническую помощь руко­водителям и специалистам управления, в частности при обработке и реализации управленческих решений (сбор, первичная обработка, хранение и выдача информации, учет, контроль и т.п.).

Указанная классификация кадров управления позволяет четко сформулировать требования к каждому работнику в зависимости от его принадлежности к той или иной группе и организовать необходи­мую для данной категории работников систему их подбора, подготов­ки и рационального использования.

Количество людей, находящееся в непосредственном подчинении у менеджера, называется нормой управления, или сферой контроля. Когда в непосредственном подчинении у менеджера находится боль­шое количество людей, он обладает высокой нормой управления, когда же это число невелико, то норма управления менеджера низка. Естественно, что для достижения поставленных целей потребуется тем меньше менеджеров, чем выше нормы управления, которыми они обладают.

На формирование нормы управления действует ряд факторов. Среди них индивидуально-психологические способности управляю­щего, уровень профессионализма и культуры работников, виды их мо­тивации и род профессиональной деятельности. Обычно высококва­лифицированные работники в меньшей мере нуждаются в управле­нии, чем менее квалифицированные. Поэтому менеджер организации, состоящей почти исключительно из профессионалов или ученых, мо­жет иметь высокую норму управления.

Норма управления определяется числом иерархических уровней в организации, то есть зависит от того, является ее вертикальная струк­тура высокой или плоской. Высокая структура имеет более низкую норму управления и больше иерархических уровней, а плоская — бо­лее высокую норму управления и меньше иерархических уровней. Высокие структуры требуют больше средств на свое содержание, за­медляют деловое общение и принятие решений, затрудняют четкое определение обязанностей и ответственности.

Кроме официальных структур, в любой социальной организации существует система взаимоотношений, которая характеризуется не­формальной организационной структурой, состоящей из целой сети взаимосвязей, возникающих между работниками в неформальных группах, на межличностном уровне. Это объект особого внимания со­циальных менеджеров, которые являются как бы специалистами в об­ласти социального проектирования, создания оптимальных вариантов формальных и неформальных структур.

Структура управления включает такие звенья: общая структура управления, конкретная система органов управления, кадры управле­ния и технические средства управления. Структура управления фор­мируется на основе комбинации базовых управленческих струк­тур — линейной и функциональной. Система органов управления за­ключает органы управления общей компетенции, межотраслевые (функциональные), отраслевые, территориальные органы управления первичными звеньями. Органы управления формируются из кадров управления, которые представляют собой важнейший элемент управ­ления. Следующий компонент структуры управления — технические средства управления, обеспечивающие повышение эффективности управленческого труда.

Процесс управления включает содержательную и организацион­ную характеристики, организацию принятия и реализации решений, технологию и процедуры управления, организацию деятельности ра­ботников управления. Характеристика процесса управления с точки зрения содержания определена объемом управления. Это решение проблем организации материального и социального производства. С организационной точки зрения процесс управления образует цикл, со­стоящий из предварительного (прогнозирования и планирования) и Оперативного (организации, мотивации, распределительности, коор­динации) управления, а также контроля (учета, анализа, проверки). Ре­шение является сердцевиной процесса управления, состоящего из со­вокупности решений, находящихся на разных стадиях принятия и реа­лизации. Технология управления представляет собой процесс получения, хранения, преобразования и передачи управленческой ин­формации, предусматривающий использование общих приемов, про­цедур и операций.

Подчеркнем, что основные виды социального управления, соот­ветствующие ведущим сферам организации общества, позволяют вы­делить как общее, так и особенное в теории социального менеджмен­та. Наука социального управления различает два уровня зна­ния — собственно теорию социального управления, объясняющую механизм регулирования общественной жизни на определенном исто­рическом этапе, и теорию организации и управления, обеспечиваю­щую научно-методическую базу для практического совершенствова­ния социального менеджмента в различных сферах организации об­щества.

Социальный менеджмент объединяет теоретический и приклад­ной аспекты, акцентируя свое внимание в большей мере на последнем, что позволяет социальным менеджерам получать более эффективный конечный результат в социальной сфере.


Управляющая и управляемая подсистемы. Каждая социальная система состоит из двух самостоятельных, но взаимосвязанных подсис­тем: управляемой и управляющей. К управляемой подсистеме относят­ся все элементы, обеспечивающие непосредственный процесс создания материальных и духовных благ или оказания услуг. К управляющей подсистеме относятся все элементы, обеспечивающие процесс управле­ния, то есть процесс целенаправленного воздействия на коллективы лю­дей, занятых в управляемой системе. Важнейшим элементом управляю­щей системы является организационная структура управления.

Каждая из названных подсистем имеет свои особенности. При этом, говоря о системе и совокупности ее элементов, следует обратить внима­ние на то, что в самой социальной системе и в ее крупных частях (управ­ляемой и управляющей подсистемах) ясно просматриваются однород­ные группы элементов, образующих своеобразные системы меньшего уровня: техническую, технологическую, организационную, экономиче­скую и социальную.

Техническая система представляет собой пропорциональное со­четание отдельных технических средств из множества отдельных ви­дов различного оборудования. Например, в социально-экономических системах она выражает производственные мощности предприятия, организации, отрасли, с помощью которых люди в процессе матери­ального производства способны производить продукцию заданного качества и в определенном количестве.

Технологическая система основана на делении деятельности, ма­териального или духовного производства на стадии и процессы. Эле­ментами технологической системы являются предметы труда, отдель­ные операции и процессы. Данная система представляет собой набор правил и норм, определяющих последовательность операций в процессе материального или духовного производств и управления ими.

Организационная система с помощью разработки структуры управления, соответствующих положений и инструкций позволяет ра­ционально использовать технические средства, предметы труда, ин­формацию, площади и трудовые ресурсы.

Экономическая система представляет собой единство хозяйствен­ных и финансовых процессов и связей.

Социальная система является совокупностью социальных отно­шений, образуемых в результате совместной деятельности людей и со­циальных групп. Именно социальная система совместно с экономиче­ской определяет цели материального и духовного производства, об­щественной политики, формирует принципы и методы их организации.

Все системы — техническая, технологическая, организационная, экономическая и социальная — взаимосвязаны. В своем единстве они составляют целостный организм. При этом техническая, технологиче­ская и организационная системы в совокупности обеспечивают и ха­рактеризуют организационно-техническую сторону управления, а эко­номическая и социальная — социально-экономическую

Таким образом, каждое звено, характеризующее уровень управле­ния социальными системами, состоит из управляемой и управляющей подсистем, находящихся во взаимной связи и зависимости. Например, предприятия являются первичными звеньями в иерархии управления отраслями и регионами народного хозяйства. Они составляют часть структуры экономики и в то же время представляют собой основные звенья народного хозяйства, определяющие экономическую структу­ру современного общества.

Связь между управляющей и управляемой системами осуществля­ется с помощью информации, которая служит основой для выработки управленческих воздействий и решений, поступающих из управляю­щей системы в управляемую для исполнения.

Каждая социальная система самоуправляема. В то же время в про­цессе управления она испытывает внешние воздействия. Внешние и внутренние воздействия в любой системе тесно связаны между собой и взаимно обусловливают друг друга: чем значительнее одно, тем меньше роль другого.

Деятельность и развитие социальной системы подчинены гене­ральной цели, а ее элементы и подсистемы имеют локальные задачи, решению которых подчинено их существование. Функционирование таких систем и управление ими являются не только процессом сохра­нения их целостности и определенности, но и процессом перевода в новое качественное состояние. Характерными чертами научного социального менеджмента явля­ется познание и сознательное использование социальных законов, за­кономерностей управления, обеспечение системности и непрерывно­сти процесса управленческих воздействий, моделирование управляе­мых объектов и субъектов управления, количественные и качественные измерения явлений, взаимосвязь и взаимодействие го­сударственного, хозяйственного и социального менеджмента.

Таким образом, теория социального менеджмента устанавливает законы и закономерности, принципы протекания социальных процес­сов и явлений в области управления общественными процессами.

Процессы самоорганизации социальных систем. Для процессов самоорганизации социальных систем в пространстве и времени необ­ходимы следующие условия: I) относительная открытость системы, которая предполагает наличие определенных потоков в систему и из нее (природные источники ресурсов и энергии, обменные потоки ка­питала, товаров, человеческих ресурсов с другими социумами и т.д.); 2) нелинейность взаимодействия различных частей социальной систе­мы; 3) наличие элемента случайности (например, случайности при­родного происхождения, случайности в научно-технических изобре­тениях и последствиях их применения и т.д.); 4) определенность диа­пазона системных параметров, которые играют важную роль в качественном поведении социальной системы, так называемых управляющих параметров. При этом если управляющие параметры имеют критические точки, за которыми поведение системы коренным обра­зом меняется и возникают новые разновидности решений, то такие управляющие параметры называют бифуркационными Управляющи­ми (бифуркационными) параметрами макроэкономического уровня могут быть коэффициенты эффективности взаимодействия производ­ства, какие-либо интегрированные характеристики (например, вало­вой национальный продукт) и т.д. На микроуровне это могут быть различные характеристики социального взаимодействия.

Идея самоорганизации никоим образом не противоречит идее правления, поскольку качество, путь и результат самоорганизующе­го поведения будет каждый раз иным, если изменяется хотя бы одно из перечисленных выше условий. Управляющим субъектом при этом мо­жет выступать руководящая часть общества (организационно-управ­ленческая верхушка), осуществляющая главное управляющее воздей­ствие через правовые нормы (законы) и регулирование различных «потоков» социальной информации.

Различают следующие подходы к изучению проблем социального менеджмента:

• конкретно-исторический, который предполагает изучение от­ношений социального управления как процессов, находящихся в состоянии развития и изменения под влиянием действующих на них факторов:

• комплексный, который предполагает при изучении отношений управления взаимосвязь экономического, правового, социаль­но-психологического и других подходов к анализу отношений управления;

• аспектный, позволяющий исследовать одну из сторон отноше­ний управления, одно из свойств, проявляющихся через связи с тем видом отношений, который специально исследуется ка­кой-либо социальной наукой (философией, политэкономией, социологией, психологией и т.д.);

• системный, позволяющий рассматривать и управляемую, и управляющую подсистемы как целостный комплекс взаимосвя­занных, объединенных общей целью элементов, выявить свой­ства системы, ее внутренние и внешние связи.

К эффективным методам науки социального менеджмента отно­сятся моделирование (применяются различные виды моделей — вер­бальные, физические, графические, математические и др.), экспери­мент — социологический и психологический (опросы, тестирование, наблюдение и т.д.), а также экономико-математические методы (про­граммирование, теория игр, теория информации, корреляционный и факторный анализ и др.).

Основная цель методологических исследований состоит в выра­ботке наиболее эффективных путей, подходов и методов для получе­ния знаний о явлениях, системах и процессах управления.

Отношения управления подразделяются на:

§         отношения между управляющей и управляемой подсистемами, т.е. между субъектом и объектом непосредственного социально­го управления;

§         отношения управления внутри управляющей системы: между ступенями, уровнями управления (вертикальные связи): между звеньями управления каждой ступени (горизонтальные связи) между одноименными функциональными звеньями управления на разных ступенях управляющей подсистемы;

§         отношения между руководителями и подчиненными: в каждом звене управления (отношения субординации), в разных звеньях управления (отношения координации).

Кроме того, отношения социального управления подразделяются на:

§         отраслевые, региональные, межотраслевые, межрегиональные, территориально-отраслевые;

§         внешние (отношения с окружающей средой) и внутренние (от­ношения взаимодействия элементов систем);

§         межсистемные, межличностные и смешанные, а также коллек­тивные и индивидуальные;

§         временные и постоянные, непосредственные и косвенные;

§         линейные, функциональные и смешанные.

В системе законов социального управления ведущую роль играют объективные, не зависящие от сознания и воли людей социальные и экономические законы. Их действие проявляется только в деятельно­сти людей и, следовательно, зависит от того, насколько полно учиты­ваются требования объективных законов. Объединяя и координируя труд людей, управляющая система должна строго учитывать требова­ния социальных и экономических законов, проявляющихся в опреде­лении цели, поиске путей ее реализации, оценке результатов достиже­ния. Например, к основным социальным законам относятся законы со­циального развития, законы социальной мобильности, законы социальной стратификации и др.

Категория закон относится к той же группе категорий, что и за­кономерность. Как законы, так и закономерности устанавливают об­щие, существенные и необходимые связи между изучаемыми явле­ниями. В теории менеджмента понятие «закономерность» рассмат­ривается как первоначальная формулировка закона в начале его теоретического исследования.

К основным законам социального менеджмента относятся:

§         единство системы социального управления, обусловленного культурными, политическими и экономическими факторами об­щественного развития. Это проявляется в неразрывной цепи от­ношений управления (от высших органов административно-го­сударственного управления до низших его звеньев), в единстве социального управления со всеми его составными частями на основе гармонизации разных целей и интересов общества, в со­четании основных функций и методов менеджмента;

§         пропорциональность управляемой и управляющей подсистем социальной системы, предполагающей рациональную соотно­сительность внутри них, а также между ними с целью обеспече­ния наиболее эффективного функционирования этих подсис­тем;

§         оптимальное соотношение централизации и децентрализации функций социального управления. Уровень централизации управления меняется в процессе общественного развития, и это изменение является законом социального управления. Для каж­дого этапа общественного развития должен быть свой оптималь­ный уровень централизации (децентрализации);

§         участие различных слоев населения в социальном управлении, в повышении его эффективности и ответственности, поскольку общественное производство материальных и духовных благ подчинено цели удовлетворения потребностей населения.

Под принципами социального менеджмента следует понимать правила, основные положения и нормы поведения, которыми руко­водствуются органы управления в социальных условиях, сложивших­ся в обществе. Они определяют требования к системе, структуре, про­цессу и механизму социального управления. Принципы управления представляют собой результат обобщения людьми объективно дейст­вующих законов и закономерностей, присущих им общих черт, харак­терных фактов и признаков, которые становятся общим началом их деятельности. Следовательно, принципы социального управле­ния — это руководящие идеи, исходные положения, отражающие за­коны развития отношений управления. Взаимосвязь принципов, зако­нов и закономерностей можно представить в такой последовательности: законы социального развития –> социальные законы соответствующего периода (этапа) социального развития –> законы и закономерности соци­ального управления –> принципы социального управления. При этом важное различие между принципами и методами социального управ­ления состоит в том, что принципы управления не выбирают — им следуют. Принцип позволяет формировать систему методов и выби­рать каждый метод в отдельности, но каждый отдельный метод не имеет такого же воздействия на принципы управления.

Таким образом, принципы социального менеджмента должны:

§         быть основанными на законах развития общества, его социаль­ных законах и законах менеджмента;

§         соответствовать целям социального менеджмента, отражать ос­новные свойства, связи и отношения менеджмента;

§         учитывать временные и территориальные аспекты процессов социального управления;

§         иметь правовое оформление, т.е. быть закреплены в различных нормативных документах.

К основным принципам социального менеджмента относят:

§         принцип единоначалия в принятии решений и коллегиальности при их обсуждении;

§         принцип единства административно-государственного, хозяй­ственного и социально-культурного менеджмента;

§         принцип сочетания отраслевого и территориального социаль­ного управления;

§         принцип научности социального управления;

§         принцип прогнозирования социального управления;

§         принцип мотивации (стимулирования) труда;

§         принцип ответственности за результаты социального управ­ления;

§         принцип рационального подбора кадров, их подготовки, расста­новки и использования;

§         принцип экономичности и эффективности управления; принцип системности (рассмотрение объекта или субъекта управления как системы, состоящей из различных звеньев); принцип иерархичности (рассмотрение систем как многосту­пенчатых, многоуровневых, которые требуют деления на эле­менты. При этом каждая ступень управляет нижестоящей ступенью и одновременно является объектом управления по отношению к вышестоящему уровню);

§         принцип необходимого разнообразия (управляющая система 'должна обладать не меньшей сложностью и разнообразием, чем управляемая система);

§         принцип обязательности обратной связи (получение информа­ции о результатах воздействия управляющей системы на управ­ляемую систему путем сравнения фактического состояния с за­данным).

Системы принципов управления изменяются в процессе общест­венного развития и социального управления. Тем не менее основные принципы менеджмента полностью исчезнуть не могут, так как выра­жают требования к системе социального управления. Формы же и ме­тоды использования этих принципов на различных этапах социально­го развития могут и должны быть различными.


3.     Методы социального менеджмента.

Реализация рассмотренных ранее принципов менеджмента осуще­ствляется путем применения различных методов.

Метод управления—это совокупность приемов и способов воздей­ствия на управляемый объект для достижения поставленных организаци­ей целей.

Слово «метод» греческого происхождения (methodos), что в переводе означает способ достижения какой-либо цели. Через методы управления реализуется основное содержание управленческой деятельности.

Характеризуя методы управления, необходимо раскрыть их направ­ленность, содержание и организационную форму.

Направленность методов управления ориентирована на систему (объект) управления (фирма, отдел, подразделение, компания и т.д.).

Содержание — это специфика приемов и способов воздействия.

Организационная форма — воздействие на конкретно сложив­шуюся ситуацию. Это может быть прямое (непосредственное) или косвенное (постановка задачи и создание стимулирующих условий) воздействие.

Страницы: 1, 2


© 2010 РЕФЕРАТЫ