Состояние и перспективы развития пенсионного фонда в России
Перерасчет
страховой части трудовой пенсии возможен по двум основаниям - в случае
продолжения работы и соответственно поступления страховых взносов после ее
установления и в случае отказа от ее получения на срок не менее 12 месяцев. У
пенсионера, осуществлявшего работу в течение не менее 12 полных месяцев со дня
назначения или предыдущего перерасчета страховой части трудовой пенсии,
возникает право на перерасчет данной части пенсии с учетом поступивших за этот
период страховых взносов.
Кроме
того, пенсионер может отказаться от получения установленной ему страховой части
трудовой пенсии по старости (полностью или в определенной им части) не менее
чем в течение 12 полных месяцев со дня ее назначения или предыдущего
перерасчета. В таком случае по заявлению пенсионера производится перерасчет
страховой части трудовой пенсии по старости. При этом не полученные пенсионером
за указанный период суммы страховой части трудовой пенсии по старости подлежат
зачислению на его индивидуальный лицевой счет.
Лицам,
осуществлявшим трудовую деятельность после назначения накопительной части
трудовой пенсии по старости, один раз в три года производится перерасчет
размера указанной части трудовой пенсии с учетом дополнительных пенсионных
накоплений, отраженных в специальной части индивидуального лицевого счета, за
период, истекший со дня назначения названной части трудовой пенсии, либо со дня
последнего перерасчета размера ее накопительной части. Накопительная часть
трудовой пенсии устанавливается в зависимости от суммы страховых взносов,
поступивших за застрахованное лицо на финансирование данной части пенсии, и
инвестиционного дохода.
Основания
индексации самостоятельных частей трудовой пенсии (базовой, страховой и
накопительной) отличаются друг от друга. В связи с этим индексироваться они
могут в разное время.
Размер
базовой части трудовой пенсии индексируется с учетом темпов роста инфляции в
пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете и бюджете
ПФР на соответствующий финансовый год. Коэффициент индексации и ее
периодичность определяются Правительством Российской Федерации. Кроме того,
размер базовой части трудовой пенсии, наряду с индексацией, может в целях
поэтапного приближения к величине прожиточного минимума пенсионера
устанавливаться отдельными федеральными законами одновременно с принятием
федерального закона о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год.
Для
страховой части трудовой пенсии предусматривается индексация по смешанному
типу: путем авансирования в течение года, исходя из уровня цен, и путем
дополнительного увеличения с 1 апреля следующего года, исходя из роста доходов
ПФР и роста среднемесячной заработной платы в стране за истекший год.
Накопительная часть трудовой пенсии подлежит ежегодной индексации с учетом
доходов от инвестирования средств пенсионных накоплений и изменения ожидаемого
периода выплаты пенсии.
В новой
пенсионной системе сохранено право на досрочное пенсионное обеспечения
отдельных категорий граждан.
Федеральный
закон от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ
предусматривает сохранение права на досрочное установление трудовых пенсий в
связи с особыми условиями труда, то есть до достижения общеустановленного
пенсионного возраста (60 лет - мужчины, 55 лет - женщины). Статья 27 данного
Федерального закона устанавливает 15 категорий работников, имеющих указанное
право. При этом право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости
сохранено только за теми, кто на 1 января 2003 г. отработал не менее половины
требуемого специального стажа. Лицам, которые отработали меньше этого срока,
пенсии будут устанавливаться по правилам обязательной профессиональной
системы, образованной согласно нормам соответствующего федерального закона.
В
настоящее время заинтересованными министерствами и ведомствами проводится
работа по доработке и согласованию проектов поправок к проектам федеральных
законов «Об обязательных профессиональных пенсионных системах в Российской Федерации»
и «О страховом взносе на финансирование обязательных профессиональных
пенсионных систем» в целях их представления в Правительство Российской
Федерации для направления в Государственную Думу Федерального Собрания
Российской Федерации для рассмотрения во втором чтении.
Проект
федерального закона «Об обязательных профессиональных пенсионных системах в
Российской Федерации» является составной частью пакета нормативных правовых
актов по реализации пенсионной реформы в России и направлен на урегулирование
отношений, связанных с реализацией права работников на льготную пенсию.
Указанный
законопроект предусматривает создание профессиональных пенсионных систем, в
рамках которых будут формироваться пенсионные права работников, занятых на
рабочих местах с неблагоприятными условиями труда. Финансирование данных систем
предполагается обеспечить за счет уплаты работодателем дополнительных
обязательных страховых взносов в ПФР по тарифу, определяемому законопроектом «О
страховом взносе на финансирование обязательных профессиональных пенсионных
систем», либо пенсионных взносов в уполномоченные негосударственные пенсионные
фонды[12].
Законопроект
«О страховом взносе на финансирование обязательных профессиональных пенсионных
систем» устанавливает обязательный к уплате платеж - страховой взнос на
финансирование профессиональных пенсионных систем, созданных с участием ПФР и
НПФ. Данный платеж призван обеспечить мобилизацию средств для реализации прав
работников, занятых на рабочих местах с особыми условиями труда, на выплаты из
профессиональных пенсионных систем в соответствии с проектом федерального
закона «Об обязательных профессиональных пенсионных системах в Российской
Федерации».
Основным
законодательным актом, регулирующим другую часть новой пенсионной системы –
государственного пенсионного обеспечения, является Федеральный закон от 15
декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской
Федерации» (далее – Закон от 15 декабря № 166-ФЗ). Данный Закон определяет
условия и нормы пенсионного обеспечения таких категорий граждан как:
федеральные государственные служащие; лица, пострадавшие от радиационных и
техногенных катастроф; граждане, проходившие военную службу; участники Великой
Отечественной войны и нетрудоспособные лица.
Финансирование
государственного пенсионного обеспечения производится за счет средств
федерального бюджета.
Пенсии
по государственному пенсионному обеспечению могут быть различных видов в
зависимости от категории граждан, которым они назначаются. Федеральным законом
от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ предусматривается установление социальных
пенсий. Фактически социальная пенсия представляет из себя социальное пособие,
основная цель которого – предоставить минимальный источник к существованию
гражданину, не заработавшему право на получение трудовой пенсии.
Данный
Федеральный закон закрепляет право некоторых категорий граждан на получение
двух пенсий. Например, такое право имеют участники Великой Отечественной войны,
которым может устанавливаться пенсия по инвалидности, предусмотренная Законом
от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ, и трудовая пенсия по старости в соответствии с
Законом от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ. Заметим, что Закон от 15 декабря 2001
г. № 166-ФЗ не охватывает все возможные случаи государственного пенсионного
обеспечения. Пенсионное обеспечение отдельных категорий граждан, осуществляемое
за счет средств федерального бюджета, может регулироваться другими
законодательными актами.
В этой
связи нельзя не отметить Федеральный закон от 4 марта 2002 г. № 21-ФЗ «О
дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской
Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской
Федерацией». Дополнительное ежемесячное материальное обеспечение может
устанавливаться только гражданам Российской Федерации, если они: проживают на
территории России; получают пенсию или ежемесячное пожизненное содержание,
выплачиваемое пребывающему в отставке судье; не выполняют оплачиваемую работу и
имеют выдающиеся достижения и особые заслуги перед нашей страной, которые в
установленном порядке отмечены высшими государственными наградами и званиями.
К
лицам, имеющим необходимые для назначения названного обеспечения награды и
звания относятся: Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, Герои
Социалистического Труда, граждане, награжденные орденом Святого апостола Андрея
Первозванного, граждане, награжденные орденом Ленина, чемпионы Олимпийских игр,
лауреаты государственных премий и др.
При
определении суммы дополнительного материального обеспечения применяется размер
базовой части трудовой пенсии по старости. При этом данная сумма зависит от
конкретной награды (звания). Например, Героям Советского Союза дополнительное
материальное обеспечение назначается в размере 415% названной части трудовой
пенсии по старости.
Глава 2 Модель пенсионной
системы Российской Федерации
2.1.Статус человека по
отношению к пенсионной системе
Независимо от типа пенсионной системы
(пенсионного законодательства) все население страны можно разделить на
следующие категории[13]:
·
плательщики пенсионных
взносов;
·
получатели пенсии (пенсионеры);
·
прочие лица, то есть люди, не
платящие взносы и не получающие пенсию, например дети, студенты, безработные и
т. п.
Понятно, что указанное деление не является
альтернативным, так как человек может быть и пенсионером и плательщиком взносов
одновременно.
В течение жизни человека его
социально-экономический статус по отношению к пенсионной системе периодически
меняется. Рассмотрим следующий пример[14]:
Иван Таранов до 13 лет не имел отношений с пенсионной системой. Однако когда
Ивану исполнилось 13 лет, умер его отец и Иван начал получать пенсию по случаю
потери кормильца. В 18 лет, после окончания школы, Иван поступил в Пищевой
институт, который успешно закончил в возрасте 23 лет. Все это время он получал
пенсию по случаю потери кормильца. В институте не было военной кафедры, поэтому
Ивана призвали в армию на 2 года. После армии он в течение года не мог найти
работу, а потом устроился наемным работником на предприятие по переработке
сельхозпродукции. Когда Ивану исполнилось 33 года, предприятие обанкротилось, и
Иван вновь оказался безработным. После 2 лет безработицы Иван нашел тяжелую, но
высокооплачиваемую работу, которую выполнял в течение 5 лет. В возрасте 40 лет
Иван решил, что довольно работать "на дядю", и на заработанные деньги
купил ферму, тем более, что по роду предыдущей деятельности он имел некоторое
отношение к сельскому хозяйству. Когда Ивану исполнилось 44 года, произошел
несчастный случай, в результате которого он получил инвалидность и стал
пенсионером по инвалидности, но работу решил не бросать. Правда, заниматься
тяжелым фермерским трудом Иван уже не мог, поэтому открыл пивоварню. Дела его
пошли в гору. В возрасте 60 лет Иван Таранов переоформил пенсию по инвалидности
на пенсию по старости (до начала пенсионной реформы это имело смысл, так как
пенсия по старости была почти в 1,5 раза больше пенсии по инвалидности). В
возрасте 64 лет Иван передал пивоварню сыну, а сам устроился доцентом в Пищевой
институт (следует упомянуть, что Иван будучи хозяином пивоварни защитил
кандидатскую диссертацию по экономике пивоваренного производства). В 69 лет
Иван ушел на заслуженный отдых и занялся разведением цветов на своей даче. В
возрасте 92 лет Иван Таранов скончался.
История жизни Ивана Таранова показана на рис. 1
в виде траектории в фазовом пространстве "возраст–социально-экономический
статус". Понятно, что это только одна история из множества историй почти
150-миллионного населения России, но она наглядно демонстрирует, что вследствие
периодического изменения социально-экономического статуса человека невозможно
разделить население на однородные группы лиц, всю жизнь работавших, например в
сельском хозяйстве, в промышленности, в качестве индивидуальных
предпринимателей и т. д., равно как и на группы лиц, всю жизнь имеющих высокие
или низкие заработки. Поэтому в основу построения модели пенсионной системы
России положен социально-когортный подход.
Рисунок 1
2.2 Принципы построения
сценариев для моделирования
Сценарий для моделирования —
это совокупность исходных данных и предположений, используемых при
моделировании пенсионной системы Российской Федерации. Среди исходных данных и
предположений можно выделить следующие основные элементы[15]:
1. Демографический фактор,
в том числе:
показатели, определяющие
прогноз общей численности населения с разбивкой на половозрастные группы;
разделение каждой
половозрастной группы на подгруппы: не пенсионеры, пенсионеры по разным
основаниям, плательщики страховых взносов (как не пенсионеры, так и пенсионеры)
и т. д;
2. Макроэкономический
фактор;
3. Доходность
инвестиций;
4. Индексация базовой,
страховой и накопительной частей трудовой пенсии;
5. Пенсионный возраст;
6. Коэффициенты,
используемые для расчета размера пенсии (остаточная продолжительность жизни и
дополнительные коэффициенты для расчета трудовой пенсии по инвалидности);
7. Ставки пенсионных
взносов на базовую, страховую и накопительную части трудовой пенсии.
Модель позволяет проводить
моделирование с использованием множества различных сценариев. В качестве
базового сценария использовался сценарий, соответствующий наиболее вероятному
прогнозу демографических и макроэкономических показателей, а также действующему
пенсионному законодательству Российской Федерации. Альтернативные сценарии
позволяют изучить чувствительность системы к изменению ее параметров,
определить узкие места действующей пенсионной системы и возможности повышения
ее эффективности. По результатам моделирования дается оценка
социально-экономических последствий реформирования пенсионной системы и
разрабатываются рекомендации по внедрению новых и корректировке действующих
нормативно-правовых актов Российской Федерации.
Демографический фактор
Динамику половозрастной численности населения определяют три
показателя - рождаемость, смертность и миграция.
Во второй половине XX века во
многих странах произошло падение рождаемости ниже уровня, обеспечивающего
воспроизводство населения (порядка 2,1 ребенка на одну женщину) (табл. 1). Не
избежала этой участи и Россия, где особенно резкое падение рождаемости имело
место в 1990-е годы.
Таблица 1 Суммарный коэффициент рождаемости (на одну женщину)[16]
Страна
1960
1970
1980
1995
2000
Великобритания
2,72
2,43
1,90
1,83
1,74
Франция
2,73
2,47
1,95
1,78
1,65
Германия
2,37
2,03
1,56
1,45
1,26
Италия
2,41
2,42
1,64
1,34
1,22
Россия
2,42
1,97
1,89
1,89
1,34
в 2005 году — 1.17.
Можно рассмотреть три сценария
рождаемости:
1. Низкий, в соответствии с
которым суммарный коэффициент рождаемости упадет до минимального в настоящее
время европейского показателя — 1,09;
2. Средний, в соответствии с
которым суммарный коэффициент рождаемости вырастет до 1,4;
3. Высокий, в соответствии с
которым суммарный коэффициент рождаемости вырастет до 1,75.
Еще одним, наряду с суммарным
коэффициентом рождаемости, параметром демографического прогноза является
средний возраст матери при рождении ребенка. Низким сценарием предполагается,
что средний возраст матери при рождении ребенка стабилизируется на уровне,
который чуть ниже нынешнего — 25,7 года, а средним и высоким сценариями
предполагается рост среднего возраста матери при рождении ребенка до 27,8 и
30,6 года соответственно.
Три сценария смертности:
1. Низкий, в соответствии с
которым продолжительность жизни мужчин возрастет до 62,4 года, а женщин — до
75,2 года. Фактически в этом прогнозе предполагается, что до 2050 года
продолжительность жизни в России так и не превысит показателей 1986 года;
2. Средний, в соответствии с
которым продолжительность жизни мужчин вырастет до 66,3 года, а женщин — до
77,7 года;
3. Высокий, в соответствии с
которым продолжительность жизни мужчин увеличиться до 70,3 года, а женщин — до
81,0 года. Следует заметить, что даже эта продолжительность жизни ниже
современной продолжительности жизни в ряде развитых стран мира.
Все три варианта
предусматривают существенное снижение коэффициента младенческой смертности: с
15,3 смерти на 1000 человек до 5,0; 3,8 и 3,5 в низком, среднем и высоком
сценариях соответственно.
Все основные сценарии
предусматривают достаточно низкую международную миграцию в Россию. Низкий
сценарий предполагает падение нетто миграции в Россию с 45 тыс. человек в 2005
году до 30 тыс. человек в 2050 году; средний — с 96 тыс. до 61 тыс. человек, а
высокий — со 127 тыс. до 90 тыс. человек. Кроме того, в докладе Госкомстата
России рассматривается четвертый (дополнительный) вариант миграции, в
соответствии с которым нетто миграция составит порядка 270 тыс. человек в год.
В докладе приведены результаты
прогноза численности населения в соответствии со всеми четырьмя сценариями
(табл. 2).
Таблица 2 Сценарные предпосылки и ожидаемая численность
населения России[17]
Год
Сценарий
низкий
средний
средний с высокой миграцией
высокий
Суммарный коэффициент рождаемости
2007
1,2
1,2
1,2
1,2
2025
1,09
1,4
1,4
1,66
2050
1,09
1,4
1,4
1,75
Ожидаемая продолжительность жизни при рождении
(мужчины), лет
2007
59,0
59,0
59,0
59,0
2025
60,2
63,1
63,1
65,5
2050
62,4
66,3
66,3
70,3
Ожидаемая продолжительность жизни при рождении
(женщины), лет
2007
72,2
72,2
72,2
72,2
2025
73,4
75,0
75,0
76,9
2050
75,2
77,7
77,7
81,0
Миграционный прирост, тыс. человек
2001–2025
1050
2204
4609
3104
2026–2050
790
1675
6650
2470
Численность постоянного населения, на конец года, тыс.
человек
2007
144 819
144 819
144 819
144 819
2010
134 685
138 186
138 601
140 116
2020
121 983
130 990
131 836
137 323
2030
107 311
121 501
123 994
132 758
2040
92 129
111 568
115 920
127 036
2050
77 162
101 921
107 605
122 634
При формировании сценариев для
прогнозирования численности населения Российской Федерации Госкомстат России в
одном сценарии объединил низкую рождаемость, низкую продолжительность жизни и
низкую нетто миграцию, в другом — средние показатели, а в третьем — высокие. Такая группировка определялась стоявшей перед Госкомстатом
России задачей — оценить возможную численность населения при различных
предположениях. Однако с точки зрения пенсионной системы принципиально важен
другой фактор — коэффициент пенсионной нагрузки, то есть количество
пенсионеров, приходящееся на одного человека работоспособного возраста. С этой
точки зрения, наряду со средним, представляют интерес следующие сценарии[18]:
1 Низкая рождаемость в
сочетании с высокой продолжительностью жизни. Это наихудшее для
государственной пенсионной системы сочетание, при котором низкая численность
лиц работоспособного возраста (низкая рождаемость) сочетается с относительно
высокой численностью пенсионеров (высокая продолжительность жизни). Выше уже
упоминалось, что даже высокий прогноз Госкомстата России предполагает более
низкую продолжительность жизни в России в 2050 году, чем современная
продолжительность жизни в ряде развитых странах мира. Это предположение
консервативно с точки зрения прогнозирования численности населения, но не с
точки зрения проблем пенсионной системы. Поэтому целесообразно рассмотреть
вариант с существенно более высоким ростом продолжительности жизни;
2. Высокая рождаемость в
сочетании с низкой продолжительностью жизни. Как ни цинично это
звучит, но низкая продолжительность жизни хороша для государственной пенсионной
системы, поскольку при этом сокращается количество пенсионеров. Кроме того,
высокая рождаемость приводит к относительному увеличению численности лиц
работоспособного возраста.
Описываемая модель пенсионной
системы Российской Федерации включает в себя блок прогнозирования численности
населения. Расчетные алгоритмы блока, использующие стандартный
метод передвижки по возрастам с миграцией, практически совпадают с
используемыми Госкомстатом России. Это позволяет заложить в модель любые
предположения об основных параметрах демографического прогноза:
1. Рождаемости:
суммарный коэффициент рождаемости и средний возраст матери при рождении
ребенка;
2. Смертности:
ожидаемая продолжительность жизни при рождении для мужчин и женщин, а также
младенческая смертность;
3. Миграции:
общее количество выбывших из страны и прибывших в страну.
Следует заметить, что,
во-первых, в блок прогнозирования численности населения заложены алгоритмы
перевода интегральных показателей, таких, как продолжительность жизни или общее
количество прибывших и выбывших, в половозрастные характеристики смертности и
миграции; во-вторых, модель позволяет проводить расчеты с использованием
внешнего прогноза численности населения; в-третьих, как уже упоминалось выше,
низкий, средний и высокий сценарии Госкомстата России предусматривают
достаточно низкую международную миграцию, поэтому миграция не учитывается в
приведенных выше формулах для расчета основных показателей страховой и
накопительной частей трудовой пенсии, однако изложенный в данной статье подход
позволяет модифицировать формулы таким образом, чтобы они в явном виде
учитывали обе составляющие миграции: эмиграцию и иммиграцию, что имеет смысл
только в случае изучения вопроса о возможном влиянии на пенсионную систему
высокой миграции.
Разбивка половозрастных групп на
подгруппы
Разбивка половозрастных групп
на подгруппы проводилась в соответствии с установленными выше процентными
соотношениями[19].
В базовом сценарии численность
досрочных пенсионеров по старости устанавливалась в соответствии с действующим
законодательством. Это означает сокращение их численности в соответствии с
пунктом 3 статьи 28 Федерального закона № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в
Российской Федерации", который предусматривает, что указанные в данной
статье лица, проработавшие на 1 января 2003 года менее половины требуемого для
досрочного назначения пенсии срока, будут получать профессиональные пенсии,
назначение которых будет регулироваться соответствующим федеральным законом.
Одним из основных альтернативных сценариев является исключение из пенсионного законодательства
права на досрочную пенсию по старости.
В базовом сценарии количество
плательщиков пенсионных взносов установлено в соответствии с прогнозом
Минэкономразвития России. В альтернативных сценариях рассмотрены иные варианты
расчета численности плательщиков взносов.
Дополнительно проведен анализ
чувствительности основных финансовых результатов модели к изменению численности
пенсионеров по инвалидности.
Макроэкономический фактор
В модели использовались
следующие макроэкономические показатели[20]:
·
прогноз темпов инфляции;
·
прогноз роста валового внутреннего продукта (ВВП);
·
прогноз роста средней заработной платы.
В базовом сценарии применялся
прогноз Минэкономразвития России. В альтернативных сценариях варьировались
прогнозируемый рост ВВП и связанный с ним рост средней заработной платы.
Доходность инвестиций
Доходность инвестиций — очень
важный параметр, определяющий эффективность введения накопительной части
трудовой пенсии. Следует отметить, что с точки зрения пенсионной системы важна
не номинальная, а реальная доходность, то есть доходность сверх инфляции. Более
того, большое значение имеет превышение доходности инвестиций над темпами роста
заработной платы, поскольку рост заработной платы напрямую связан с объемом
взносов[21].
Доходность инвестиций — очень
трудно прогнозируемый, наряду с макроэкономическими показателями, фактор,
который в значительной степени зависит и от регулирования пенсионных
инвестиций.
В качестве базовой ставки
доходности при моделировании российской пенсионной системы использовался
прогноз Минэкономразвития России. В альтернативных вариантах этот показатель
варьировался в широком диапазоне.
Следует учитывать, что
доходность инвестиций на этапах накопления и выплаты пенсии может быть разной.
Это связано с различиями в регулировании пенсионных накоплений на этих двух
этапах, а также с тем, что пенсионными накоплениями и выплатой пенсии могут
заниматься разные финансовые институты, например накоплениями могут заниматься
негосударственные пенсионные фонды, а выплатой пенсий — страховые компании.
Индексация базовой, страховой и
накопительной частей трудовой пенсии
В базовом сценарии базовая
часть трудовой пенсии индексировалась в соответствии с инфляцией.
Альтернативные варианты предусматривали более высокую индексацию, с тем чтобы
довести базовую часть трудовой пенсии до уровня прожиточного минимума.
В базовом сценарии страховая
часть трудовой пенсии индексировалась в соответствии с индексом роста доходов
Пенсионного фонда Российской Федерации в расчете на одного пенсионера,
направляемых на выплату страховой части трудовой пенсии. Альтернативные
сценарии предусматривали широкий выбор вариантов индексирования.
Накопительная часть трудовой
пенсии индексировалась в соответствии с доходностью инвестирования пенсионных
накоплений.
Пенсионный возраст
Как уже говорилось выше, общей
для большинства стран мира проблемой является повышение коэффициента
демографической нагрузки (отношения количества пенсионеров к численности
работников), причиной которого являются падение рождаемости и рост
продолжительности жизни. Одной из наиболее действенных мер по снижению нагрузки
на бюджет и на плательщиков пенсионных взносов является повышение пенсионного
возраста, которое снижает коэффициент демографической нагрузки, увеличивает
период уплаты пенсионных взносов и сокращает период выплаты пенсий. Во многих
странах мира, в том числе и во многих бывших республиках Советского Союза,
пенсионный возраст повышен или его повышение запланировано. Кроме того,
интересно отметить, что во многих странах проведено или запланировано выравнивание
пенсионного возраста. К этим странам относятся, в частности, Австралия,
Великобритания, Германия, Греция, Грузия, Ирландия и Португалия. Выравнивание
пенсионного возраста, по-видимому, связано с такими факторами, как изменение
социального статуса женщин, снижение рождаемости (сокращение времени на
выращивание внуков), а также более высокая продолжительность жизни женщин, чем
продолжительность жизни мужчин.
Следует заметить, существует
мнение, что рост пенсионного возраста ведет к росту безработицы. Однако, чтобы
избежать этого, достаточно осуществлять повышение пенсионного возраста
постепенно, компенсируя растущую вследствие низкой рождаемости нехватку рабочей
силы, а также проводить активную политику государства в сфере занятости и на
рынке труда, в том числе касающуюся устранения дискриминации по возрасту.
В базовом сценарии
использовался современный пенсионный возраст (60 лет — для мужчин и 55 — для
женщин). Альтернативные сценарии рассматривали повышение пенсионного возраста
вплоть до 65 лет как для мужчин, так и для женщин. На рис. 2 показаны
коэффициенты пенсионной нагрузки для среднего сценария демографического
прогноза при разном пенсионном возрасте. Из данного рисунка, в частности,
видно, что повышение пенсионного возраста до 65 лет позволит снизить
коэффициент пенсионной нагрузки почти вдвое.
Рисунок 2 Коэффициент демографической нагрузки для
среднего демографического сценария при изменении пенсионного возраста для
мужчин и женщин[22]
Российским пенсионным законодательством
предусмотрена выплата трех типов, трудовых пенсий — по старости и за выслугу
лет; по случаю потери кормильца; по инвалидности, а также социальных пенсий. На
рис. 3 приведены данные Госкомстата России о численности
пенсионеров–получателей указанных типов пенсий в период с 1990 по 2006 год.
Рисунок 3 Динамика численности
основных групп пенсионеров в % от общей численности пенсионеров в соответствующем
году
В настоящее время численность пенсионеров по
старости и за выслугу лет составляет 77,0% от численности всех пенсионеров.
Следующие по величине группы пенсионеров — пенсионеры по инвалидности (11,6%),
пенсионеры по случаю потери кормильца (6,5%) и пенсионеры–получатели социальной
пенсии (4,2%). Численность прочих категорий пенсионеров составляет менее 1,0%
от их общей численности, поэтому при анализе эти категории пенсионеров не
учитываются. Из рис. 4 видно, что относительные численности основных категорий
пенсионеров на протяжении последнего 10-летия были достаточно стабильными.
Отсутствие ярко выраженных трендов даже в сложных социально-экономических
условиях, в которых Россия находилась в указанный период времени, позволяет
сделать предположение о консервативности этих показателей и в перспективе.
Коэффициенты, используемые для
расчета размера пенсии
Для расчета страховой
(условно-накопительной) и накопительной частей трудовой пенсии накопления
(условные или реальные) нужно разделить на остаточную продолжительность жизни[23].
В базовом сценарии
использовались установленная действующим законодательством одинаковая для
мужчин и женщин остаточная продолжительность жизни. В альтернативных вариантах
применялись расчетные, основанные на реальной остаточной продолжительности
жизни, показатели. Кроме того, следует отметить, что использование одинаковой
средней остаточной продолжительности жизни для мужчин и для женщин при разных
возрастах выхода на пенсию является, в сущности, дискриминацией мужчин.
Одинаковые размеры остаточной продолжительности жизни, как правило,
используются только при наличии одинаковых возрастов выхода на пенсию. Такой
подход применялся в альтернативных сценариях.
Ставки пенсионных взносов (налогов)
В базовом сценарии ставки
пенсионных взносов принимались равными величинам, установленным действующим
законодательством. В альтернативных сценариях рассматривались различные
варианты уплаты пенсионных взносов теми группами плательщиков, которые в
настоящее время уплачивают взносы по льготным ставкам — индивидуальными
предпринимателями, адвокатами, сельскохозяйственными работниками и т. д[24].
Следует отметить, что в
Налоговом кодексе Российской Федерации отсутствует какая бы то ни было
регламентация индексирования регрессивной шкалы уплаты единого социального
налога. Сохранение действующей шкалы приведет вследствие инфляции и роста
заработной платы в реальных величинах к обесцениванию единого социального
налога. Поэтому, очевидно, что эту шкалу необходимо проиндексировать или
отменить. В базовом сценарии коэффициент перевода номинальных взносов в
фактические (учитывающие регрессивную шкалу) установлен на долгосрочную
перспективу в пределах имеющегося на сегодняшний день уровня. В альтернативных
сценариях рассматривались иные подходы, в том числе отмена регрессивной шкалы.