бесплатные рефераты

Совершенствование обучения персонала промышленного предприятия (на материалах завода)

Повышение квалификации связано с определенными издержками, как для предприятия, так и для работника. Это затраты на оплату преподавателям, аренду помещений, приобретение материалов и т.д. Поэтому повышение квалификации и обучение с отрывом от производства, вследствие чего предприятие испытывает временные трудности, должно быть организовано таким образом, чтобы результат от этого – более высокий уровень производительности труда, качество продукции вследствие освоения новых технологий, оборудования, приемов и методов труда – перекрывал издержки.

Показателями, характеризующими работу по повышению квалификации на предприятии, являются: доля рабочих, повысивших квалификацию, в общей численности, структура обучающихся по формам повышения квалификации, по срокам обучения, а также доля повысивших разряд в общей численности рабочих, повышавших квалификацию, рост производительности труда, снижение брака и т.п.

Повышение разрядов в первую очередь проводится рабочим, у которых более высокий уровень теоретических знаний и профессиональный опыт, которые освоили вторые и смежные профессии, применяют рациональную организацию труда на своем рабочем месте, прошли обучение на производственно-экономических курсах, имеют установленное для данной профессии и разряда общее образование или учатся в техникуме, институте; хорошо знающие технологический процесс выполняемой работы, правила технической эксплуатации оборудования, нормы расхода энергии. Об очередном прохождении профессионального обучения делается запись в свидетельстве по основной профессии и личной карточке в базе данных.  

1.3.3. Повышение квалификации руководителей, специалистов
и служащих

Современное производство предъявляет высокие требования к обновлению конкретных знаний и навыков не только рабочих, но и других категорий промышленно-производственного персонала. Главная задача повышения квалификации руководителей – обеспечить быстрое внедрение новых научных, технических, организационных  и экономических идей в практику деятельности предприятия. Поэтому повышение квалификации руководителей, специалистов и служащих должно стать основной частью государственной системы непрерывного образования с подключением системы высшего и среднего образования страны.

Повышение квалификации служащих и специалистов осуществляется в различных формах. Так, это могут быть курсы на предприятиях с использованием в качестве преподавателей и наставников как собственных квалифицированных работников, так и специалистов со стороны. Данная форма обучения носит оперативный характер и обеспечивает достаточную целенаправленность подготовки. Более глубокие знания по широкому кругу вопросов в порядке повышения квалификации можно получить на специальных курсах при высших учебных заведениях, учебных центрах, в различных отраслевых и межотраслевых институтах, а также на семинарах, устраиваемых специализированными фирмами.

Повышение квалификации руководителей и специалистов будет более эффективным при соблюдении принципа преемственности обучения и последующего рационального использования кадров с учетом приобретенных ими знаний и навыков. Чтобы повысить ответственность и заинтересовать кадры в непрерывном повышении своей квалификации, необходимо обеспечить взаимосвязь результатов повышения квалификации, аттестации, должностных перемещений и оплаты труда работников с качеством знаний и эффективностью их практического использования [11, с.66-74].

Работа по повышению квалификации является основной частью подготовки кадрового резерва и потому предусматривается коллективными договорами администрации с работниками предприятия, а сами мероприятия по повышению квалификации находят отражение в системе планирования на предприятии.

Острой потребностью стало улучшение связей и координации деятельности специализированных учебных заведений и различных форм производственного обучения. Непрерывное образование решает задачи дообучения управляющих и специалистов, развития их профессиональных навыков, обучения новым методам и приемам работы, переподготовки, ускорения внедрения в практику управленческих и научно-технических новшеств, повышения уровня управления и экономической работы. Руководитель проходит несколько этапов подготовки. Первый этап – базовое обучение в высшем учебном заведении. Именно в рамках этой специализации готовятся будущие специалисты по управлению производством, финансами, маркетингу, планированию и другим функциональным дисциплинам [31, с.241]. Повышение квалификации осуществляется в двух основных формах: тренировки профессиональных навыков и развития работников. В последнем случае обычно предполагается подготовка к следующей должности.

Подготовка управляющих не замыкается на вузовских программах, несмотря даже на увеличение доли министерских программ. Виды обучения руководителей среднего и высшего звена многообразны: самообразование, курсы различной продолжительности с отрывом и без отрыва от производства, семинары, симпозиумы, стажировки, аспирантура, переподготовка.

В системе повышения квалификации на производстве существуют жесткие экономические критерии, она ориентируется на конечный практический результат, осуществляется тщательный контроль и обязательно оценивается эффективность каждой программы. Переход к новым технологиям требует значительных затрат, связанных с обновлением знаний, переподготовкой работников. Однако переподготовить работника дешевле, чем заменить его.

1.3.4. Управление профессиональным обучением кадров

Ключевым моментом в управлении профессиональным развитием является определение в нём потребностей предприятия. Определение потребностей в профессиональном развитии одного  рабочего требует совместных усилий отдела подготовки кадров, самого рабочего и его руководителя. Каждая из сторон привносит своё видение этого вопроса.

 Планирование программ подготовки — составная часть общего планирования трудовых ресурсов наряду с расчетом потребности в персонале, составле­нием планов набора, планированием карьеры. В целях определения потребности в обучении и планирова­нии образования целесообразно:

•  использовать результаты оценки труда и персонала, вы­являющие проблемы, с которыми сталкиваются работники;

•  анализировать план технического обновления;

• оценивать специфику общих программ подготовки, кото­рую проходят студенты колледжей и университетов, приходя­щие на работу в организацию;

•  диагностировать средний уровень подготовленности но­вых кадров.

На современных предприятиях профессиональное обучение представляет собой комплексно организованный непрерывный процесс, включающий в себе несколько этапов. Их последовательность приведена в приложении Д.

  С точки зрения управления также существенно деление профессионального обучения на производственное и теоретическое: для каждого вида применимы свои методы регулирования и способы воздействия на обучаемых.

   В производственном обучении все работы, выполняемые рабочим любой профессии и квалификации, делятся на несколько групп (по принципу использования одинаковых или сходных трудовых операций или приемов). Рабочий, комбинируя типичные операции или приемы, выполняет работу по своей специальности. Этим определяется структура производственного обучения. В начале осваиваются разрозненные типичные трудовые действия, приемы и операции, затем их комбинации.

В связи с этим производственное обучение состоит из трех периодов:

1.     период упражнений, когда показываются, осваиваются и закрепляются типичные приемы и операции;

2.     период выполнение учебно-производственных заданий, когда с помощью освоенных  типичных приемов и операций выполняется ряд постепенно усложняющихся заданий и их комбинаций;

3.     период самостоятельной работы, когда обучаемый выполняет работы на рабочем месте, которое он займет после обучения, приучается к самостоятельной работе. Третий период заканчивается квалификационным испытанием [38, с.42-43].

        По ходу своего обучения инструктор предоставляет обучаемому все большую самостоятельность, переходя от объяснений к текущим замечаниям, напоминаниям и советам.

Производственной обучение сопровождается теоретическим, при котором изучаются основы технических знаний, необходимые для сознательного выполнения производственных работ и помогающие рабочему в дальнейшем производственном росте. Они дают ему знания технологии, понимания смысла и правил выполнения работы. Для теоретических знаний организуются группы рабочих, обучающихся одной или родственным специальностям. Теоретические занятия ведут квалифицированные инженеры или техники по программе и определенному расписанию, обеспечивающему окончание теории к моменту начала третьего периода производственного обучения [там же].

     Наконец, не последнее место в организационно-управленческом блоке обучения кадров отводится составлению учебной программы (основного документа, определяющего содержание, объем и целесообразную последовательность обучения). Ей предусматривается систематическое, последовательное освоение техники и технологии, методов труда на основе достоверных теоретических данных, то есть увязка производственного и теоретического обучения.

  Право на утверждение учебной программы принадлежит только главному инженеру или лицу, исполняющему его обязанности. Учебные программы разрабатываются как наиболее квалифицированными специалистами, преподавателями, так и сторонними лицами на договорных началах.

        Заводские программы для рабочих, связанных с обслуживанием и ремонтом оборудования должны согласовываться с технадзором. Для того чтобы обучение было для обучаемого посильным, программа в целом и каждый ее раздел построены так, что все новое основывается на уже известном, и обучаемый постепенно переходит от простого к сложному.

       Каждая программа содержит:

-          объяснительную записку;

-          производственно-квалификационную характеристику по данной профессии и квалификации;

-          тематический план и программу теоретического обучения;

-          тематический план и программу производственного обучения;

-    перечень рекомендуемой литературы и наглядных пособий.

  Обучение уже сложившегося профессионала, работающего в организации, важно в первую очередь для самой организации. Для успешного функционирования необходимо, чтобы руководство осуществляло деятельность в двух основных направлениях — внешняя адаптация и внутренняя интеграция.

   Резюмируя, стоит отметить, что перед системой управления персоналом на предприятии стоят следующие задачи в области подготовки, переподготовки  кадров и повышения их квалификации:

1.  выработка стратегии в формировании квалифицированных кадров;

2.  определение потребности в обучении по отдельным его видам;

3.  правильный выбор форм и методов подготовки, переподготовки и повышения квалификации;

4.  выбор программно-методического и материально-технического обеспечения процесса как важного условия качественного обучения;

5.  изыскание средств для финансирования всех видов обучения в необходимом количестве и с требуемым качеством.

Существует еще одна разновидность задач производственного обучения, которая делится следующим образом [36, с.211]:

1.     При подготовке новых рабочих:

а) привитие обучающимся профессиональных навыков;

б) изучение наиболее рациональных рабочих приемов на основе опыта передовых производств;

в) освоение норм выработки, достижение качественных показателей;

г) усвоение правил техники безопасности и промышленной санитарии.

2.     При повышении квалификации рабочих:

а) совершенствование имеющихся навыков;

б) освоение новых, более сложных работ и навыков;

в) освоение новой техники и технологии, изучение передовой организации производства;

г) освоение новых методов и приемов труда и его организации.

На основании анализа литературных источников по названной тематике можно сделать следующие выводы:

1.  Подготовка и повышение квалификации работников в настоящее время должны носить непрерывный характер и проводиться в течение всей трудовой жизни.

2.  Предприятия должны рассматриваться затраты на подготовку персонала как инвестиции в основной капитал, которые позволят наиболее эффективно использовать новейшие технологии.

3.  Подготовка кадров заключается в обучении их трудовым навыкам, необходимым для качественного выполнения работы. Для эффективности непрерывного обучения необходимо, чтобы работники были в нем заинтересованы. Администрации необходимо создать климат, благоприятствующий обучению.

4.  Система подготовки может быть эффективной только в том случае, если будет проанализировано существующее положе­ние, оценена перспектива и сформирован образ желаемого бу­дущего, спрогнозированы изменения, подготовлены проекты изменения, определены сроки и затраты.

5.  Обучение полезно и нужно в трех случаях:

а) когда человек поступает на работу;

б) когда работника назначают на новую работу;

в) когда установлено, что у работника не хватает определенных навыков для работы.

   

2. Анализ системы обучения кадров на ОАО «Вологодский оптико-механический завод»

2.1. Краткая технико-экономическая и организационная

 характеристика предприятия

Объектом исследования послужило акционерное общество открытого типа «Вологодский оптико-механический завод». Местонахождение предприятия – европейская часть России, г. Вологда, Вологодская область. Общая площадь завода – 201900 м2, в том числе производственная – 153500 м2. Численность работающих – 2455 человек.

        ОАО «Вологодский оптико-механический завод» входит в число наиболее современных промышленных компаний Северо-запада России, является одним из ведущих предприятий г. Вологды. Завод специализируется на разработке, производстве и ремонте оптико-электронных и оптико-механических приборов для комплектования военной техники, выпускает высокотехнологичную продукцию гражданского назначения. Система качества «ВОМЗ» соответствует международным стандартам DIN EN ISO 9001-94 и ГОСТ Р ИСО 9001-96, что удостоверено авторитетной сертификационной фирмой TUV (Германия). Предприятие обладает сертифицированной ЦНИИ Минобороны испытательной станцией и полевым полигоном для контроля качества и надежности выпускаемых изделий. Продукция неоднократно отмечалась дипломами конкурсов «Российская марка» и «100 лучших товаров России». Изделия «ВОМЗ» широко представлены в РФ, экспортируются в страны Европы и Юго-Восточной Азии.

       О широких технологических возможностях  свидетельствует тот факт, что сегодня «ВОМЗ» располагает исключительно разнообразной гаммой технологических переделов, позволяющих изготавливать обширную номенклатуру сложных изделий. Перечень применяемых технологий следующий:

§    литье под давлением алюминиевых и латунных сплавов (объем литья в год – 200 и 10 тонн соответственно);

§        литье, прессование деталей из пластмассы, резины. Объемы производства:

§        литье пластмасс – 110 т/год, прессовка пластмасс и резины (40 и 3 т/год);

§        холодно-листовая штамповка;

§        металлическая обработка стальных и цветных сплавов (на многоцелевых обрабатывающих центрах с ЧПУ, токарных и фрезерных станках с ЧПУ, шлифовальных, координатно-расточных станках и станках-автоматах);

§        термообработка (закалка, отжиг, нормализация, отпуск, старение, обработка холодом, цементация);

§        гальванические и лакокрасочные покрытия различных видов;

§        изготовление печатных плат;

§        изготовление оптических деталей (линзы, призмы, зеркала, светофильтры, сетки, клинья – оптические покрытия с коэффициентом отражения 97%);

§        электромонтаж – изготовление электронных узлов, жгутов, кабелей;

§        сборка изделий и приборов;

§        сертифицированные испытания изделий, в том числе механические, транспортные, климатические, электрические;

§        изготовление инструментальной оснастки.

В табл. 2.1 представлены объемы используемого заводом оборудования.

Таблица 2.1

Состав основных фондов ОАО «ВОМЗ»

Наименование оборудования

Количество единиц

металлорежущие станки

2076

кузнечно-прессовое оборудование  (КПО)

286

деревообрабатывающее

15

литейное оборудование

23

оптическое оборудование

616

ВСЕГО:

3016

 Завершая технико-экономическую характеристику ВОМЗ, целесообразно обозначить основные направления развития производства, такие как:

1) оптико-механические приборы: прицелы для охотничьих ружей, зрительные трубы, фотообъективы, микроскопы и т.д.; 2) оптико-электронные приборы: ночные трубы и прицелы, бинокли, лазерные целеуказатели;              3) бытовые электроприборы: микроволновые печи, швейные машины, сушилки, миниАТС; 4) агропромышленная техника: коптильные установки, инкубаторы для фермерских хозяйств, минихлебопекарни, установки для приготовления мягкого мороженого; 5) оборудование для станкостроения: электроприводы, датчики угловых и линейных перемещений, шкафы управления.

        ОАО «Вологодский оптико-механический завод» – это многопрофильное предприятие с разветвленной структурой специальных подразделений. К числу его структурных единиц относятся следующие:

§        отделы – 26

§        бюро – 3 (№№ 529, 372 и 357)

§        цеха – 12

§        производства – 2 (№№ 101 и 128)

§        участок – 1 (№135)

Организационная структура ОАО «ВОМЗ», а именно верхние уровни управления предприятием, схематически представлены в приложении Е.

Обеспечив положительную динамику роста продаж, ОАО «ВОМЗ» значительную часть полученных средств направляет на развитие заводской социальной сферы услуг. В феврале 2003г на площадях предприятия оборудован спортивно-оздоровительный комплекс. Энергосистема завода снабжает теплом свыше 300 жилых домов и других объектов центрального района города. Около 70 % производимого котельной предприятия тепла ежедневно передается населению.

Одной из постоянных статей расходов является финансирование подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров завода. Особенности организации обучения представлены в следующем разделе работы.

 2.2. Организация процесса обучения кадров на предприятии

В условиях рыночной экономики потребности предприятий в квалифицированных рабочих кадрах в значительной степени удовлетворяются за счёт их подготовки и переподготовки непосредственно на производстве.

         Подготовка и повышение квалификации работников завода осуществляется на основании специального внутреннего документа предприятия – СТП АЩВ – 00.014 – 2003, разработанного отделом обучения кадров (отд. №627) и введенного в действие  09.04.2003. Указанный стандарт называется «Порядок подготовки и повышения квалификации персонала» [3]. Рассмотрим его основные положения.

На заводе установлены следующие виды профессионального обучения, обеспечивающие непрерывность производства:

-  для рабочих:

   а) подготовка новых рабочих

   б) обучение 2-ой профессии, переподготовка

   в) повышение квалификации рабочих

-  для руководящих работников и специалистов:

   а) обучение с отрывом от производства (семинары, курсы лекций)

   б) обучение без отрыва от производства (курсы целевого назначения, лекции,  школа молодого инженера).

 Подготовка новых рабочих осуществляется по профессиям согласно перечню, утвержденному Министерством общего и профессионального образования РФ и Минтруда и социального развития РФ. Подготовка рабочих – это первоначальное профессиональное обучение лиц, принятых учениками на предприятие и заключившими с ним ученический договор. Для организации обучения руководитель подразделения назначает приказом организатора производственно-технического обучения. Сроки составляют до 6 месяцев (с учетом сложности профессии). Подготовка производится  по утвержденным учебным планам и программам, используются индивидуальная и курсовая формы обучения. Не позднее 2-х дней после выхода ученика на работу руководитель закрепляет за ним инструктора производственного обучения и инженера-консультанта, оформляется трудовое соглашение. При индивидуальной форме обучаемый изучает теоретический курс самостоятельно, используя консультации инженера (до 20 часов). Результаты подготовки заносятся инженером-консультантом в карточку учета теоретического обучения (срок хранения в отделе 627 – 5 лет). При курсовой форме для изучения теоретического курса формируются группы численностью 5-15 человек. К обучению привлекаются специалисты с высшим и средним специальным образованием. Производственное обучение осуществляется индивидуально на рабочих местах под руководством квалифицированного рабочего-инструктора с образованием не ниже среднего специального и стажем работы более 1 года. Получаемые обучающимися практические навыки и умения заносятся в дневник учета производственного обучения (хранится в отделе 627 5 лет). Затем обучаемый выполняет квалификационную работу, которая должна соответствовать тарифному разряду (в соответствии с ЕТКС). Ее подбирает мастер производственного участка. По результатам работы мастер и организатор ПТО оформляют заключение на квалификационную работу (также хранится 5 лет в отделе обучения завода). Все документы (карточка, дневник, заключение) организатор ПТО за день до квалификационных экзаменов сдает в бюро 627 02. При успешной сдаче экзамена обучаемому присваивается квалификационный разряд. Срок обучения может быть сокращен при успешном обучении и отличных показателях профессиональной подготовки. После оформления протокола  заседания квалификационной комиссии отдел обучения готовит проект приказа о переводе обучившегося на работу по соответствующей профессии и разряду. Перевод производится приказом по предприятию. Обучение по профессиям, связанным с обследованием объектов котлонадзора и подъемных сооружений, водителей автомобилей, организует бюро 627 02 в учебно-курсовом комбинате (УКК), технических школах по заключаемым с ними договорам и на основании заявок подразделений.

Обучение вторым профессиям и переподготовкасогласно стандарту предприятия, это обучение лиц, уже имеющих профессию, с целью расширения их профессионального уровня, выполнения необходимых работ или смены профессии высвобождаемыми работниками, которые не могут быть использованы по имеющимся у них профессиям. Руководитель издает приказ по подразделению, назначается инструктор производственного обучения и инженер-консультант. Устанавливаются сроки (до 3-х месяцев) и плата труда рабочего в период обучения. Завершается обучение выполнением квалификационной работы и сдачей квалификационного экзамена. На основании протокола заседания комиссии  личного заявления рабочего отдел обучения готовит проект приказа по предприятию о переводе  его по соответствующей профессии и разряду.

Повышение квалификации рабочих (ПК) – это профессиональное обучение, направленное на совершенствование их профессиональных знаний, умений, навыков, трудовой мотивации, рост мастерства по имеющимся профессиям. По утвержденным планам и программам на предприятии проводятся следующие формы повышения квалификации:

 -  производственно-технические курсы (ПТК)

 -  курсы целевого назначения (КЦН)

ПТК проводятся в целях углубления и расширения знаний, умений и навыков для получения более высоких разрядов в соответствии с требованиями производства. После обучения на ПТК и сдачи квалификационного экзамена рабочему присваивается повышенный квалификационный разряд. Также ПТК проводятся для рабочих, у которых фактический уровень квалификации не в полной мере соответствует имеющемуся тарифному разряду. Периодичность обучения составляет раз в год (в случае отличных показателей может быть сокращена до 6 месяцев). Обучение на ПТК проводят по курсовой и индивидуальной формам обучения. Основанием для зачисления на курсы является личное заявление рабочего. Комплектование учебных групп бюро 627 осуществляет из рабочих одной или родственных профессий близкой квалификации. Численность группы – от 5 до 15 человек. При отсутствии возможности создать группу допускается индивидуальное обучение, при котором рабочий сам изучает теоретический курс и консультируется с инженером-консультантом (не более 20 часов консультаций). Бюро подбирает преподавателей, определяет режим работы учебной группы и место занятий. Результаты обучения фиксируются в журнале учета теоретических занятий или карточке учета теоретических занятий для индивидуальных консультаций. Ответственность за качество проведения занятий возлагается на преподавателей. Допускается ПК при самостоятельной подготовке. Обучение завершается выполнением квалификационной работы и сдачей экзамена на очередной разряд.

  КЦН вводятся для изучения нового оборудования, изделий, материалов, технологических процессов, правил технической эксплуатации оборудования, вопросов системы качества. Группы в размере 5-15 человек, но допускается индивидуальная подготовка. Основанием служит приказ руководителя подразделения, согласованный с техническим директором или главным инженером, в котором указывается состав группы, преподаватель, место и время занятий. Преподаватели, специалисты с высшим и средним специальным образованием, заполняют журнал. Обучение завершается сдачей зачета.

Для проведения квалификационных экзаменов создаются заводская и цеховые квалификационные комиссии. Председателем заводской комиссии, создаваемой приказом по предприятию, назначается главный инженер или технический директор (их заместители). Она принимает экзамены у рабочих с 4-го и выше разряда. Председателем цеховой квалификационной комиссии является руководитель подразделения (или его заместитель), который принимает экзамен у рабочих до 3-го разряда включительно. Оригинал протокола заседания комиссии передается в группу комплектования кадров и хранится 75 лет, копия протокола направляется в бюро 627 022 и хранится там 5 лет. На основании протокола составляется проект приказа о присвоении соответствующего разряда. Сведения о присвоении разряда заносятся в трудовую книжку и карточку установленной формы.

Стажировка молодых специалистов имеет срок до 1 года. Молодой специалист совместно с руководителем стажировки составляет индивидуальный план стажировки и заполняет паспорт молодого инженера. Для ускорения адаптации молодого специалиста бюро 627 02 ежегодно организует Школу молодого инженера (ШМИ), обучение в которой обязательно. Для подведения итогов стажировки молодой специалист проходит собеседование в комиссии под председательством технического директора.

Стажировка руководящих работников и специалистов проводится с целью подготовки резерва кадров руководящего звена управления. Приказом назначается руководитель стажировки и определяется период стажировки. По окончании руководитель стажировки направляет в отдел обучения отзыв на стажера и его отчет. Краткосрочное обучение руководящих работников и специалистов проводится, согласно стандарту, по мере необходимости. Основанием служит заявка руководителя подразделения, согласованная с функциональным руководителем. Такое обучение (индивидуально или в групповой форме) организуется на заводе или вне предприятия на договорной основе. При направлении на обучение вне предприятия (за счет средств последнего) с работником заключается трудовое соглашение. Для обучения на предприятии высококвалифицированные специалисты завода разрабатывают учебные планы и программы в зависимости от целей обучения. Преподавателей подбирают из числа руководителей и специалистов предприятия либо приглашаются специалисты учебных заведений и центров. Результаты обучения фиксируются в журнале учета теоретических занятий.

  Методическое обеспечение и учебно-материальная база (учебные классы, технические средства обучения, учебные и наглядные пособия) создаются за счет средств на подготовку кадров. С целью стимулирования высокого качества организационной и методической работы при подготовке и повышении квалификации цеховые организаторы ПТО подразделений завода могут быть премированы. Ежегодно цеха, бюро разрабатывают планы профессионального обучения рабочих, ИТР и специалистов, исходя из потребности производства, в соответствии с нормами времени, разрядами работ, требованиями должностных инструкций к компетентности персонала, и перечня персонала, влияющего на качество. Отдел обучения обобщает планы и составляет годовой план подготовки и повышения квалификации. Выполнение годового плана – один из критериев оценки результативности процесса «Человеческие ресурсы».

Что касается финансирования обучения, то согласно утвержденному плану подготовки и повышения квалификации разрабатывается смета расходов на обучение персонала. Анализ выполнения сметы – еще один критерий оценки результативности процесса «Человеческие ресурсы». Оплату труда рабочих, руководителей и специалистов, направляемых на подготовку в сторонние организации, за период учебы производят в соответствии с ТК РФ. Источником финансирования расходов на подготовку и повышение квалификации персонала является себестоимость продукции ОАО «ВОМЗ».

Персональную ответственность за организацию и учебно-методическую работу на предприятиях осуществляет бюро подготовки кадров предприятия. В своей деятельности начальник бюро руководствуется действующим законодательством, приказами и указаниями вышестоящих организаций.

Организационная структура и состав отдела управления кадрами               ОАО «Вологодский оптико-механический завод»

     Согласно положению «Об отделе управления кадрами» 627.00.-01 (от 1.09. 2005 №1-033), ОУК – это самостоятельное структурное подразделение, которое подчиняется непосредственно генеральному директору завода. Его структура представлена на рис. 2.1.

К персоналу, влияющему на качество, относят [2, С.7-8]:

·   начальника отдела кадров;

·   начальника бюро по подготовке кадров;

·   инженера II категории по подготовке кадров (уполномоченный по системе менеджмента качества отдела кадров);

·   ведущего специалиста по кадрам.

                                                           ОУК

Рис.2.1 – Структура отдела управления кадрами ОАО «ВОМЗ»

      В целом же в состав отдела управления кадрами ОАО «ВОМЗ» входят:

     1)   начальник бюро совершенствования управления и общественных связей;

     2)   психолог бюро совершенствования управления и общественных связей;

     3)   начальник бюро по подготовке кадров;

     4)   инженер по подготовке кадров – уполномоченный отдела по СМК;

     5)   старший инспектор по кадрам;

     6)   специалисты по кадрам (3 человека);

     7)   специалист по кадрам II-ой категории.

Таким образом, непосредственное отношение к обучению работников предприятия – к подготовке, повышению квалификации и переподготовке кадров – имеют 9 человек.

2.3. Анализ количественного и качественного состава работников

завода

Как было отмечено выше, численность персонала завода составляет 2455 человек. Отдел управления кадрами, а именно бюро обучения «ВОМЗ», ведёт учёт числа обученных кадров, работников, которые повысили квалификацию, прошли переподготовку, а также учёт финансовых затрат на эти цели.

Анализ количественного и качественного состава работников предприятия позволит дать оценку их соответствия потребностям, а также выявить тенденции в качественном изменении кадров. Прежде всего, проанализируем данные по количеству работников, которые повысили квалификацию, прошли подготовку и переподготовку в учебных заведениях и на заводе (табл.2.2).

Из данных табл.2.2 видна, прежде всего, общая положительная динамика: по сравнению с 2003 г. число обученных работников завода выросло на 11% (272 против 244 человек). Во-вторых, на протяжении трёх лет удельный вес обученных рабочих кадров увеличивается по отношению к общему количеству работников предприятия, прошедших подготовку, переподготовку и повышение квалификации. Благоприятная тенденция также наблюдается в области переподготовки и получения второй профессии. Стоит отдельно отметить существенный рост в 2005 г. числа обученных на курсах целевого назначения работников завода (206 против 100 человек в 2003 г.).

Таблица 2.2

Количество обученных работников ОАО «ВОМЗ» в 2003-2005гг

Обучено человек

2003 год

2004 год

2005 год

% обученных в 2005г к 2003г

 новых рабочих

12

24

20

167

повышение разрядов (по рабочим)

55

64

18

33

вторая профессия

16

14

20

125

ПТК (по инженерно-техническим работникам и специалистам)

48

149

-

-

КЦН

100

-

206

206

УКК

13

9

8

62

Итого в течение года

244

260

272

111

  Более показательными являются данные, представленные в табл.2.3 и отражающие распределение численности всего персонала «ВОМЗ» (включая ИТР, специалистов и руководящих работников), прошедшего обучение в 2005 году, с учетом затрат по видам обучения.

Анализируя данные таблицы, можно отметить, что в 2005 г. было уделено значительное внимание повышению квалификации, причем не только рабочих кадров (57 человек или 27%). Акцент был сделан на ИТР и специалистах, большая часть которых повышала квалификацию без отрыва от производства (62% по данному виду обучения). Исходя из того, что существует взаимосвязь роста производительности труда за счёт повышения квалификации, можно предположить, что это положительно скажется на деятельности предприятия в последующие годы. Отметим, что, в конечном счете, можно рассчитывать не только на рост объёма выпускаемой заводом продукции, но и улучшение ее качества, которое также напрямую зависит от повышения квалификации персонала «Вологодского оптико-механического завода».

       Основываясь на изучении показателей финансовых расходов, можно заключить, что наиболее затратным для ОАО «ВОМЗ» является обучение новых рабочих и рабочих за пределами предприятия (в УКК). Поэтому число обученных таким образом не столь велико (20 и 8 человек соответственно).

   Проводимыми исследованиями установлена связь профессиональной подготовки и текучести кадров. По мере роста профессионального образования изменяются мотивы текучести кадров. При низком уровне профессионального образования особенно часты увольнения из-за нарушений трудовой дисциплины и плохих отношений с администрацией, а также из-за неудовлетворённости характером выполняемой работы. Наиболее подвержены текучести рабочие, не прошедшие профессиональной подготовки; на втором месте – получившие специальную подготовку на производстве; выпускники же ПТУ представляют собой наиболее стабильный контингент [9, с.15-16].



Таблица 2.3

Численность и затраты по видам обучения на ОАО «ВОМЗ» в 2005 г.

Виды и категории обученных

Количество прошедших обучение

Затраты на обучение одного работника, руб

 новые рабочие

20

6997

 вторая профессия и

 переподготовка

20

4269

 повышение квалификации (групповое и индивидуальное), в том числе:

- рабочих

- ИТР и специалистов без  отрыва от производства

- ИТР и специалистов с отрывом от производства


215

57


133


25


-

27


211


3196

обучение за пределами предприятия, в том числе:

- руководителей и специалистов

- рабочих (УКК)


52

44

 8


-

2425

5050

специалистов и руководящих работников, в том числе:

 - по вопросам СМК


134

108

                                      нет данных

  прочие статьи расходов на обучение:

  - работа по подготовке кадрового резерва руководителей  среднего звена

  - руководство стажировкой специалистов (4 человека)



40000

6139

Итого по обучению

персонала в 2005 г:

441

1344859

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 РЕФЕРАТЫ