|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Коммерческий кредит предоставляется одним предприятием другому в виде продажи товаров с отсрочкой платежа. Орудием коммерческого кредита является коммерческий вексель, который оплачивается через коммерческий банк. Процент по коммерческому кредиту ниже, чем по банковскому кредиту, и входит в цену товара и в сумму векселя. Размеры коммерческого кредита ограничиваются величиной резервного капитала, которым располагают промышленные и товарные компании. При коммерческом кредите объектом выступает товарный капитал, тогда как при банковском - ссудный капитал. Движение ссудного капитала в сфере взаимоотношений населения, других хозяйствующих субъектов, с одной стороны, и государства - с другой, осуществляется в виде заимствований государством у институционных единиц других секторов экономики. Такого рода заимствования (как одна из форм кредита) являются главным способом привлечения государством свободных финансовых ресурсов. Субъектами при государственном кредите выступают юридические и физические лица, а также государство. Государство распространяет свои облигации и другие ценные бумаги среди государственных и негосударственных предприятий, организаций, учреждений, населения. При осуществлении указанных кредитных операций внутри страны государство обычно является заемщиком средств, а население, предприятия и организации - кредиторами. В сфере международных экономических отношений государство выступает в роли как заемщика, так и кредитора. Различают внутренние заимствования государством и заимствования государством у институционных единиц сектора "остальной мир". Кроме того, государство может выступать в роли гаранта по кредитам, предоставляемым заемщикам, местным органам власти, государственным объединениям и т.п. Такие формы государственного кредита, как "казначейские ссуды" и "гарантированные займы", в нашей стране еще только начинают использоваться. В первом случае речь идет об оказании финансовой помощи предприятиям и организациям со стороны органов государственной власти за счет бюджетных средств на условиях срочности, платности и возвратности. Во-вторых, имеются в виду ситуации, когда правительство гарантирует безусловное погашение займа, выпущенного нижестоящими органами власти или хозяйственными органами, а также выплату процентов по нему. Международный кредит принимает форму государственных внешних займов. Предоставление внешних займов осуществляется за счет бюджетных средств или специальных правительственных фондов. Государственные внешние займы предоставляются в денежной или товарной форме. Погашение займов по соглашению сторон осуществляется товарными поставками или валютой. Сумма полученных внешних займов с начисленными процентами включается в государственный долг страны. Система показателей заимствований государством должна не только характеризовать масштабы, структуру, динамику таких заимствований и классификацию займов, но и служить информационно-методологической основой для принятия решений по управлению государственным долгом. В Российской Федерации доля расходов на обслуживание государственного долга в общей сумме федерального бюджета за 1996 г. возросла с 8 до 17%. Увеличился такой показатель, как отношение расходов на обслуживание гос. долга к величине ВВП (1995 г. - 1,38%, 1996 г. - 2,5%). По расчетам, в результате крупных заимствований как на внутреннем, так и на внешнем рынке (в результате выпуска еврооблигаций) абсолютная величина гос долга к концу 1997 г. увеличится до 630 трлн руб., при этом отношение расходов на обслуживание гос долга к величине ВВП составит 2,9%. Представление об эффективности государственных кредитных операций (ЭГ.КРЕД) дает показатель, измеряющий отношение суммы превышения поступлений над расходами по системе государственного кредита, %: где ПГ.КРЕД - поступления по системе государственного кредита; РГ.КРЕД - расходы по системе государственного кредита. По внешнему государственному долгу определяется коэффициент его обслуживания (Кобсл.вн.госдолг). Он рассчитывается как отношение платежей по задолженности к валютным поступлениям страны от экспорта товаров и услуг, %: Принято считать, что Кобсл.вн.госдолг = 25% является безопасным уровнем обслуживания государственного долга. В нашей стране он значительно выше. Поэтому вопрос о повышении эффективности государственного кредита - один из самых острых в плане финансового оздоровления страны. На достижение эффективности государственного кредита направлены такие меры в области управления государственным долгом, как конверсия, консолидация, обмен облигаций по регрессионному соглашению, отсрочка погашения и аннулирование займов. Искусство управления в рассматриваемой сфере состоит в правильном выборе способа регулирования и времени проведения государственных кредитных операций, исходя из экономических условий и социально-экономического положения в стране. Именно в таком контексте следует рассматривать воздействие государственного кредита на состояние бюджета государства и денежного обращения, на укрепление доверия населения к финансовой деятельности правительства и благоприятное экономическое развитие страны в целом. Межбанковский и межхозяйственный кредиты - относительно новые формы кредита. Межбанковский кредит - предоставление банками кредита друг другу, когда у одних возникают свободные ресурсы, а у других их недостает. При межхозяйственном кредите субъектами кредитных отношений выступают различные предприятия и организации, дающие средства друг другу взаймы. Он имеет сходство с коммерческим кредитом, однако в отличие от последнего подразумевает предоставление взаймы денежных средств. Большим разнообразием форм отличается международный кредит - движение ссудного капитала в сфере международных экономических отношений, связанных с предоставлением валютных и товарных ресурсов на условиях возвратности, срочности и уплаты процента. В качестве кредитора или заемщика выступают частные компании, банки и другие кредитно-финансовые институты, правительства, государственные учреждения, международные и региональные валютно-кредитные и финансовые организации. По источникам международный кредит делится на внутренние и внешние; по назначению - на коммерческие, финансовые, промежуточные; по видам - на товарные и валютные; по срокам - на краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (от 1 года до 5 лет), долгосрочные (свыше 5 лет). Международный кредит выступает в следующих конкретных формах: § фирменного международного кредита (предоставление ссуды экспортером импортеру); § банковского международного кредита (в виде экспортных, финансовых и валютных кредиторов); § брокерского международного кредита (содержит элементы коммерческого кредита и банковского кредита, так как брокер заимствует средства у банка).
Заключение.Статистика финансов очень важная отрасль макроэкономической статистики. Предметом изучения этой науки является образование и использование финансовых ресурсов, кредит и денежное обращение. Его понимание, правильное осознание вопросов, на которые она отвечает важны для оценки показателей и макроэкономической ситуации в целом. Приложение.Таблица 4. Консолидированный бюджет Российской Федерации. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
1995 |
1996 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Консол. бюджет |
в том числе |
Консол. бюджет |
в том числе |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Фед. бюд. |
бюд. терр. |
Фед. бюд. |
бюд. терр. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
трлн руб |
% к ввп |
трлн руб |
% к ввп |
трлн руб |
% к ввп |
трлн руб |
% к ввп |
трлн руб |
% к ввп |
трлн руб |
% к ввп |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ДОХОД |
437,0 |
26,8 |
232,1 |
14,2 |
241,0 |
14,7 |
558,5 |
|