Сравнительный анализ основных принципов бухгалтерского учета в России и США
·
Отчет о движении денежных средств - форма N 4;
·
Приложение к бухгалтерскому балансу - форма N 5;
·
пояснительная записка;
· итоговая часть аудиторского заключения, выданного по результатам
обязательного по законодательству Российской Федерации аудита бухгалтерской
отчетности.”[33]
· Прочие формы, составление которых требуется в соответствии с пунктом 30
“Положения о бухгалтерском учете и отчетности в РФ” и другими нормативными
актами Российской Федерации[34]
В США состав финансовой отчетности определен
менее четко. Ее примерный состав приведен на Схеме
2. Как на ней видно, количество видов обязательных раскрытий меньше, но
в общем их структура аналогична. Можно также отметить, что нередко отчет о
собственном капитале заменяется на отчет о нераспределенной прибыли (Retained
Earnings Statement), если изменений в акционерном капитале не
происходило.
По уровню важности различные отчеты
отличаются друг от друга. В США в настоящее время максимально значение отчета о
прибылях и убытках и растет значение отчета о движении денежных средств. В
России наибольшее значение предается бухгалтерскому балансу.
Схема 3. Состав финансовой
отчетности в США.[35]
В России обязательно предоставление
бухгалтерской отчетности в следующие адреса:
· учредителям, участникам юридического лица в соответствии с
учредительными документами;
· государственной налоговой инспекции (в одном экземпляре).[36]
· территориальным органам государственной статистики по месту регистрации
организаций.[37]
В США обязательно предоставление финансовой
отчетности акционерам и SEC. В IRS
финансовая отчетность автоматически не предоставляется, также предоставление
отчетности организациям, осуществляющим ее статистическое обобщение, является
делом самого предприятия.
Во обеих странах сроки предоставления
(опубликования) отчетности регулируются. В США они привязаны к концу
финансового года и собранию акционеров. В России отчетность должна быть
предоставлена до 1 апреля для годовой отчетности и в течение 30 дней после
конца отчетного периода для текущей отчетности.
В отчетах в России и в США наблюдается ряд
расхождений как по их форме, так и по содержанию.
Формальные отличия вызваны в основном тем,
что в России жестко зафиксированы формы, в которых предоставляется отчетность.
Необходимость создания универсально применимых форм отчетов привела к тому, что
информация в них разбита исключительно подробно. Однако такая подробность не
увеличивает, к сожалению, аналитической полезности этих отчетов, а зачастую просто
перегружает их информацией. Также из-за особенностей учета таких статей, как
собственный капитал или НДС, перед использованием отчетности в аналитических
целях приходится производить очистку валюты баланса. Некоторые отличия от
американской системы вызываются просто разной целевой ориентацией отчетности.
Так, пренебрежение интересами акционеров привело к тому, что выплата дивидендов
не выделяется отдельной строкой в отчете о финансовых результатах, а теряется в
строке ”Отвлеченные средства”, не указывается там и такой важный для США
коэффициент, как отношение прибыли на акцию к её рыночной стоимости (P/E
ratio).
В США фиксируется не формат предоставляемых
отчетов, а объем информации, которая должна быть в них раскрыта. Даже такие
общепринятые вещи, противоречащие российской практике, как сортировка активов
по убыванию ликвидности, а пассивов по убыванию уровня востребованности, а
также выделение собственного капитала (owners’ equity) из
состава пассивов как отдельного источника ресурсов наряду с пассивами (liabilities) в американском смысле этого слова (т.е. кредиторской задолженности),
не изменяют того факта, что форма представления информации определяется фирмой.
Если предприятие посчитает это нужным, то оно может полностью сменить форму
предоставления отчетности. Ориентация отчетности на предоставление полезной
информации в сочетании со свободой в определении действительного характера
раскрытия информации приводит к тому, что раскрывается действительно
релевантная информация, а аналитичность отчетов, содержащих меньше информации,
оказывается выше.
Роль примечаний в США и России до сих пор
различна. Хотя Положение о бухгалтерском учете и отчетности требует раскрытия в
примечаниях (пояснительной записке) большого объема полезной информации, но качество
этой информации хуже и предоставляется она менее полно, чем информация,
предоставляемая в бухгалтерских отчетах. Играет свою роль и то, что учетная
политика, которая должна раскрываться в примечаниях, регулируется во всех
существенных моментах государством, а большая часть прочей информации должна
предоставляться менеджментом на добровольной основе, т.е. не предоставляется.
Часть информации, которая должна предоставляться российским менеджментом в
примечаниях, раскрывается в США в отдельном документе, обычно письме дирекции
акционерам.
В США роль примечаний (footnotes) сопоставима по важности со всеми прочими отчетами, так как именно в
примечаниях фирма раскрывает свою учетную политику, а также все существенные
моменты, влиявшие и влияющие на деятельность организации. На самом деле,
сегодня среди американских бухгалтеров растет обеспокоенность тем, что
информативность примечаний растет в ущерб полезности финансовых отчетов.
Структура и назначение аудиторского
заключения в России аналогичны американским, за исключением того, что
производится проверка соответствия бухгалтерского учета не неопределенным
принципам GAAP, а конкретным законодательным и нормативным
актам. Интересно отметить, тем не менее, что аудит согласно российским
принципам рассматривается аудиторскими фирмами как менее трудоемкий и менее
дорогостоящий, чем аудит согласно GAAP, хотя первый, в
отличие от последнего, подразумевает сплошную документальную проверку. Также
отличием российского аудита является необходимость “проверки состояния
внутреннего контроля у экономического субъекта”, а также проверки “соблюдения
законодательства при совершении финансово-хозяйственных операций”.[38] В США, в свою очередь, существует такой вид аудиторского заключения,
как обзор (review), который носит негативный характер[XV].
Важные отличия наблюдаются в составе
предприятий, которым необходимо получать аудиторское заключение по своей
отчетности. В США предоставление финансовой отчетности практически обязательно
сочетается с получением аудиторского заключения. В России получение
аудиторского заключения обязательно в следующих случаях:[39]
По виду деятельности обязательной ежегодной
аудиторской проверке подлежат:
банки и другие кредитные учреждения;
страховые организации и общества взаимного
страхования;
товарные и фондовые биржи;
инвестиционные институты (инвестиционные и чековые
инвестиционные фонды, холдинговые компании);
внебюджетные фонды, источниками образования
средств которых являются предусмотренные законодательством Российской Федерации
обязательные отчисления, производимые юридическими и физическими лицами;
благотворительные и иные (не инвестиционные)
фонды, источниками образования средств которых являются добровольные отчисления
юридических и физических лиц;
3. Источники формирования уставного капитала
(уставного фонда) экономического субъекта.
Экономические субъекты подлежат обязательной
ежегодной аудиторской проверке, если в их уставном капитале (уставном фонде)
имеется доля, принадлежащая иностранным инвесторам.
4. Финансовые показатели деятельности
экономического субъекта.
Экономические субъекты (за исключением находящихся
полностью в государственной или муниципальной собственности) подлежат
обязательной ежегодной аудиторской проверке при наличии хотя бы одного из
следующих финансовых показателей их деятельности:
объема выручки от реализации продукции (работ,
услуг) за год, превышающего в 500 тысяч раз установленный законодательством
Российской Федерации минимальный размер оплаты труда;
суммы активов баланса, превышающей на конец
отчетного года в 200 тысяч раз установленный законодательством Российской
Федерации минимальный размер оплаты труда.
Консолидация отчетности продолжает
оставаться понятием присущим преимущественно американской системе. Это связано
прежде всего с расстановкой акцентов в системе учета и отчетности. Для
американских акционеров и инвесторов важное значение играет не только данные по
отдельному предприятию. В условиях диверсифицированной экономики, когда
хозяйственные связи не ограничиваются рамками одного юридического лица,
предоставление отчетности по одной изолированной хозяйственной единице часто
может иметь в лучшем случае невысокую полезность. В случае транснациональной
корпорации, имеющей большое количество филиалов за рубежом и активно использующей
внутрифирменные трансфертные цены в своей работе, предоставление отчетности
только по материнской компании может привести только к заблуждениям лиц,
использующих эту отчетность. Аналогичная ситуация складывается нередко и для
чисто американских холдингов и конгломератов.
Хотя проблема консолидации носит крайне
важный характер, в США еще не выработано однозначного подхода к ее решению. В
настоящее время требуется консолидация всех дочерних и зависимых предприятий,
доля материнского в акционерном капитале которых превышает 50%[XVI]. Общая схема подразумевает:
a) При составлении консолидированного баланса производится суммирование
активов и кредиторской задолженности по консолидируемым предприятиям. При суммировании осуществляется корректировка на долю меньшинства (minority
interests), которая должна вычитаться. Сумма общей кредиторской
задолженности уменьшается на взаимную кредиторскую задолженность
консолидируемых предприятий. Соответственно, собственный капитал
консолидированной системы предприятий есть разница между скорректированными
активами и кредиторской задолженностью.
b) При составлении отчета о прибылях и убытках производится исключение
всех существенных операций и их финансовых результатов, которые произошли в
отчетном периоде между консолидируемыми предприятиями. Дивидендный доход
материнской фирмы по принадлежащим ей акциям дочернего общества также
исключается из консолидированного дохода. Осуществляется также корректировка на
долю меньшинства, но применение такой корректировки в отношении нераспределенной
прибыли считается спорным[40]
c) При составлении отчета о движении денежных средств производится
исключение всех существенных движений активов и пассивов, которые произошли
между фирмами, отчетность которых подлежит консолидации.
В России консолидация как таковая
практически не развита. Это связано с целым рядом причин, первоочередными из
которых являются невысокая роль коммерческих потребителей бухгалтерской
информации в процессе определения принципов и стандартов учета и отчетности, а
также с тем, что основную роль в этом процессе играют государственные органы.
Для них не играют особенной роли обобщенные данные о деятельности нескольких
юридических лиц, так как контроль, прежде всего налоговый, осуществляется по
каждому предприятию отдельно.
В Положении о бухгалтерском учете и
отчетности в Российской Федерации утверждается необходимость предоставления
сводной отчетности по дочерним предприятиям, но “в порядке, устанавливаемом
Министерством финансов Российской Федерации”[41]. До
настоящего времени единственным видом консолидации, порядок которого определен
министерством финансов, является составление сводной отчетности по
государственным предприятиям и учреждениям, которая составляется их вышестоящей
организацией. Сводная отчетность отличается от консолидированной тем, что в ней
не производятся корректировки на долю меньшинства (за исключением случаев,
когда доля государства или министерства меньше 50%), взаимное участие и
общие трансакции.[42]
Правительством Российской Федерации
определен также порядок предоставления консолидированной отчетности
предприятиями, входящими в финансово-промышленную группу. Правила консолидации
в этом случае очень близки к американским.[43]
Ограниченным видом консолидации можно также
считать объединение бухгалтерских данных по филиалам и представительствам.
Ограниченным потому, что по законодательству Российской Федерации они
представляют собой части единого юридического лица и объединение требуется
автоматически, а предоставление отчетности, не включающей эти подразделения
законодательством не предусмотрено.
Актуальность и необходимость рассмотрения
американского опыта финансового и управленческого учета никем сейчас не
ставиться под сомнение. Это необходимо как отдельным предприятиям пытающимся
найти партнеров за рубежом, так и всему бухгалтерскому сообществу. Первым это
нужно для получения финансовых ресурсов, как в виде кредитов, так и в виде
контрактов. Для всего общества это имеет тот смысл, что можно использовать этот
опыт в процессе изменения и приспособления российского бухгалтерского учета к
реалиям современной экономической ситуации.
Как видно из приведенного выше материала,
между российским и американским учетом много различий, которые лежат на самых
разных уровнях. Не все из этих различий содержательны, многие из них сводятся к
разнице в терминологии или к проблеме перевода. Тем не менее остается множество
различий, которые носят принципиальный характер. Безусловно, необходимо иметь
представление о всех из них, а некоторые из них могут быть сглажены с пользой
для российского учета и экономики.
Следует избегать, тем не менее, впадения в
ошибку, которая весьма характерна для многих, в том числе
высококвалифицированных специалистов — подмены понятия международный
бухгалтерский учет понятием американский GAAP. Разница
между ними существенно меньше, чем между ними и российским учетом, но она тоже
существенна. В целях проникновения на американский фондовый рынок и, вероятно,
работы с международными контрагентами это логично, но если говорить о переходе
на международные стандарты, а подразумевать американские, то это способно
привести к целому ряду проблем.
Также, использование американского опыта не
всегда возможно в российских условиях. Многие различия, в том числе недостаток
информации, носящей инвестиционный характер, имеют закономерный характер.
Институт мелких инвесторов в Российской Федерации существенно уступает по
значимости аналогичному институту в США и раскрытие подробной информации,
ориентирующейся на нужды мелких инвесторов, привело бы только к излишнему
расходу средств на её подготовку. Также высокий уровень государственного
регулирования в сфере бухгалтерского учета имеет основу в виде высокого уровня
государственного регулирования во всех областях жизни страны.
По многим параметрам Россия находится ближе
к европейским и латиноамериканским странам, чем к США. Было бы естественно
использовать при развитии системы бухгалтерского учета опыт стран, которые
ближе к России по законодательной и экономической системе, чем пытаться привить
на российской почве растение, которое обречено на гибель в виду отсутствия
реальных условий для его развития.
Наконец, остро стоит проблема квалификации бухгалтеров. В американских
условиях многое может передоверяться квалифицированному заключению бухгалтера,
так как высокооплачиваемая и престижная работа привлекает
высококвалифицированных специалистов. В России до сих пор невысок средний
уровень квалификации бухгалтеров, у многих из них отсутствует экономическое
образование. Отказ от использования подробных инструкций в таких условиях может
привести к полному хаосу. Другое дело то, что составители инструкций нередко
тоже не грешат излишней квалификацией.
Если попробовать сделать вывод, то он сведется к следующему:
американский опыт изучать можно и нужно, но при применении его с российских условиях
нужно соблюдать осторожность.
1.
Kieso and Weygandt. Intermediate Accounting. John Wiley &Sons,1989.
ISBN: 0-471-63098-5
2.
The development of SEC Accounting. Edited by G.J. Previts.
Addisson-Wesley, 1981. ISBN: 0-201-05784-0
3.
Jan R. Williams. Miller GAAP Guide. Harcourt Brace Professional
Publishing, 1996. ISBN: 0-15-601913-2
4.
L. Chasteen, R. Flaherty, M. O’Connor. Intermediate Accounting.
McGraw-Hill, 1989. ISBN: 0-07-557638-4
5.
R. Baker, V. Lembke, T. King. Advanced Financial Accounting.
McGraw-Hill, 1989. ISBN: 0-07-003366-8
6. Элдон
С. Хендриксен, Майкл Ф. ван Бреда. Теория бухгалтерского учета. M: “Финансы и
статистика”, 1997. ISBN: 5-279-01669-1
7. Б.
Нидлз, Х. Андерсон, Д. Колдуэл. Принципы бухгалтерского учета. M: “Финансы и
статистика”, 1994. ISBN: 5-279-00926-1
8. Н.П.
Кондраков. Бухгалтерский учет. М: Инфра-М, 1996. ISBN:
5-86225-212-6.
9. Бухгалтерский
учет. /под ред. П.С. Безруких. М: Бухгалтерский учет, 1994. ISBN: 5-85428-032-9
10.З.В. Кирьянова. Теория бухгалтерского учета.
11.Comparative international
accounting/ edited by Nobes C. and Parker R. Prentice Hall, 1995. ISBN:
0-13-328733-5
12. Arrapan J., Radebaugh L. „International Accounting
and multinational enterprises“. John Wiley & Sons, 1985. ISBN 0-471-88231-3
13. Fox S., Rueschhoff N.G.
„Principles of international accounting“ Austin Press, 1986. ISBN:
0-914872-22-2
14.Николаева. Бухгалтерский
учет.
15.Дэниэлс Д.Д, Радеба Ли Х. „ Международный бизнес“.
16.Лука Пачоли „Трактат о счетах и записях“. М: Финансы и статистика,
1994. ISBN: 5-279-01215-7
17.Ткач В.И, Ткач М.В. „Международная система учета и отчетности“.
18.Проблемы использования вычислительной техники в
учебном процессе.
19.ПРИКАЗ Минфина РФ от 26.12.94 N 170 "О положении о
бухгалтерском учете и отчетности в российской федерации"
20.ПРИКАЗ Минфина РФ от 28.07.94 N 100 "Об утверждении
положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика предприятия"
21.ПРИКАЗ Минфина РФ от 08.02.96 N 10 "Об утверждении
положения по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность
организации" (ПБУ 4/96)"
22."Положение о документах и документообороте
в бухгалтерском учете" (утв. Минфином СССР 29.07.83 N 105)
23."Перечень типовых документов, образующихся
в деятельности госкомитетов, министерств, ведомств и других учреждений,
организаций, предприятий, с указанием сроков хранения" (утв. Главархивом
СССР 15.08.88) (ред. от 27.06.96)
24.ЗАКОН РФ от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах
налоговой системы в Российской Федерации"
25.ПРИКАЗ Минфина РФ от 12.11.96 N 97 "О
годовой бухгалтерской отчетности организаций" (вместе с "Инструкцией
о порядке заполнения форм годовой бухгалтерской отчетности")
26.УКАЗ Президента РФ от 22.12.93 N 2263 "Об
аудиторской деятельности в Российской Федерации" (вместе с
"Временными правилами аудиторской деятельности в Российской Федерации).
27."Порядок составления аудиторского
заключения о бухгалтерской отчетности" (одобрен Комиссией по аудиторской
деятельности при Президенте РФ 09.02.96)
AAA - American Association of Accountants
Американская бухгалтерская ассоциация
AcSEC - Accounting Standards Executive Committee
Исполнительный комитет по стандартам
бухгалтерского учета
AIA - American Institute of Accountants
Американский институт бухгалтеров
AICPA - American Institute of
Certified Public Accountants
Американский институт присяжных
бухгалтеров
APB - Accounting Principles
Board
Совет по разработке принципов
бухгалтерского учета
ARB - Accounting Research Bulletin.
Бюллетень исследования учета
ASR - Accounting Series Release
обзор по бухгалтерскому учету (издается
SEC)
CAP - Committee on Accounting
Procedure
Комитет по учетным процедурам
CMA - Certificate of Management Accounting
Сертификат специалиста по
управленческому учету
CPA - Certified Public Accountant
Присяжный (дипломированный
общественный) бухгалтер
FAF - Financial Accounting Foundation
Фонд финансового учета
FASAC - Financial Accounting Standards Advisory Council
Консультативный совет по стандартам
бухгалтерского учета
FASB - Financial Accounting Standards Board
Совет по стандартам бухгалтерского
учета
FEI - Financial Executives
Institute
Институт финансовых руководителей
GAAP - Generally Accepted
Accounting Principles
Общепринятые стандарты бухгалтерского
учета
GASAC - Governmental Accounting Standards Advisory
Council
Консультативный совет по стандартам
бухгалтерского учета в
государственных организациях
GASB - Government Accounting Standards Board
Совет по стандартам бухгалтерского
учета в государственных организациях
IASC - International Accounting Standards Committee
Международный комитет по стандартам бухгалтерского
учета
ICC - Interstate Commerce Commission
Межштатная комиссия по торговле
IMA - Institute of Management Accounting
Институт управленческого учета
IRS - Internal Revenue Service
Налоговое управление
NAA - National Association of Accountants
Национальная ассоциация бухгалтеров
NYSE - New York Stock Exchange
Нью-Йоркская фондовая биржа
SEC - Securities Exchange Commission
Комиссия по ценным бумагам и биржевым
операциям
UNCTC - United Nations Centre for
Transnational Corporations
Центр транснациональных корпораций ООН
Вышеуказанные источники GAAP разбиты по категориям в зависимости от значимости. Если между ними существует противоречие, то использовать следует
принципы более высокой категории. Если друг другу противоречат принципы,
принадлежащие к одной категории, то следовать следует тому из них, который
лучше отражает экономическую суть операции.
Прочие источники не составляют часть
установленных (established) общепринятых принципов, но
могут применяться для прояснения ситуации в зависимости от их релевантности для
конкретной ситуации, направленности публикации или другого источника и общего
признания их автора или издавшего их авторитетного органа как способного
участвовать в установлении GAAP. Естественно, что список
источников - открытый, т.е. в него могут входить и другие источники.
[I] Хорошим примером может служить то, что в России собственный капитал
является составной частью пассивов фирмы, а в США он является равноправным
источником ресурсов предприятия наряду с пассивами (liabilities), в которые входит только кредиторская задолженность.
[II] Так, учет в банковской отрасли регулируется в основном не SEC, но, естественно, что финансовый учет в этой отрасли базируется на GAAP.
[III] Например, возьмем деятельность какой-либо венчурной фирмы, которая
создана для разработки и продажи некоторого программного продукта. Срок
существования такой фирмы естественно ограничен, особенно если в качестве
вклада учредителей выступает право использования патента или иной
интеллектуальной собственности.
[IV] Это не всегда так. Например, в книге Хендриксона “Теория
бухгалтерского учета” приводится пример фирмы, продававшей свои товары
(торговые автоматы) с рассрочкой на 48 месяцев. Аудиторы этой фирмы
воспротивились учету реализации по факту поставки товаров, так как они
посчитали, что в этот момент доход еще не достаточно точно можно измерить.
[V] В американской практике возможно использование обоснованных
вероятностных вычислений как основы для определения убытка, что связано с
требованием осторожности (консерватизма). Так резервы по сомнительным долгам
могут создаваться как определенный процент от продаж в кредит.
[VI] Хотя бы в размере таких расходов.
[VII] В этом случае действует тот же подход - иногда получение информации об
издержках приобретения информации тоже влечет за собой издержки. Тогда может
оказаться, что приобретение уже этой, первоначальной информации далеко не
всегда оправдано.
[VIII] Экономическое содержание операции должно преобладать над ее
юридической формой при регистрации этой операции в учетных регистрах. Так, под
юридической формой долгосрочного лизинга часто скрывается экономический факт
продажи оборудования в рассрочку.
[IX] Например, в США демонтаж оборудования в момент списания учитывается в
период использования оборудования в виде специального резервного фонда, а в
России - только в момент действительного понесения расходов.
[X] Можно привести пример крупной московской гостиницы, которая при
постановке российского учета столкнулась с той проблемой, что скрупулезное
выполнение требований законодательства по учету реализации увеличит загрузку
аппарата бухгалтерии в неопределенное число раз и это при ухудшении
возможностей внутрифирменного анализа и управления.
[XI] Так, в крупной международной цепи отелей код счета состоит из восьми
цифр, причем самые первые из них, которые определяют счет и субсчет первого
порядка в российской практике, определяют код центра издержек, то есть то, что
может заноситься в код аналитического счета в России. Лишь после этого следуют
цифры определяющие собственно счет, который должен находить отражение в
отчетности (т.е. аналогичные российскому синтетическому счету и субсчету), а за
ними опять следуют коды, используемые во внутрифирменном анализе. Формирование
отчетности осуществляется программными средствами, которым безразлично наличие
или отсутствие иерархической структуры плана счетов.
[XII] Сочетание структуры учетных регистров с порядком занесения в них
информации.
[XIII] Например, учет реализации в розничной торговле может осуществляться при
помощи сканеров штрих-кода, установленных на кассовых аппаратах.
[XIV] Так, при ошибочном отнесении издержек на установку оборудования на
издержки отчетного периода вместо их капитализации (Дебет счета
“Общехозяйственные издержки” - кредит счета “Денежные средства”) американский
бухгалтер составит всего одну проводку для исправления ошибки (Дебет счета
“Основные средства” - Кредит счета “Общехозяйственные издержки”) вместо двух
(сторнирующей и правильной), которые составил бы российский бухгалтер. При этом
оборот по счету “Общехозяйственные издержки” окажется завышенным.
[XV] Т.е. аудитор утверждает, что ничего не привлекло его внимания, как
противоречащие GAAP, вместо утверждения, что он убедился,
что ничего не противоречит этим принципам. Предоставление такого вида
аудиторского заключения достаточно для компаний, акциями которых могут
торговать только квалифицированные инвесторы.
[XVI] За исключением предприятий, которые не контролируются материнской
компанией, например, при наличии государственного регулирования в стране
пребывания дочерней фирмы, или если основная компания обладает таким контролем
лишь временно (например, как внешний управляющий) - Miller GAAP Guide, глава 6.
[XVII] Jan R. Williams. Miller GAAP Guide. Стр. 1.06. В
свою очередь ссылается на FAS-111 и SAS-69.
[1] Нидлз и др. Принципы бухгалтерского учета. Стр. 478
[2] Kieso & Weygandt. Intermediate Accounting. Стр.
2, отсылка к APB 4
[3] Н.П. Кондраков. Бухгалтерский учет. Стр. 13.
[4] Kieso & Weygandt. Intermediate Accounting.
Стр. 7
[5] L. Chasteen, R. Flaherty, M. O’Connor. Intermediate Accounting. Стр. 9
[6] Э. Хендриксен, М. Ван Бреда. Теория бухгалтерского учета. Стр. 54.
[7] Kieso & Weygandt. Intermediate Accounting,
Стр. 35
[8] L. Chasteen, R. Flaherty, M. O’Connor. Intermediate Accounting,
Стр. 24
[9] Kieso & Weygandt. Intermediate Accounting. Стр.
8
[10] Э. Хендриксен, М. Ван Бреда. Теория бухгалтерского учета. Стр. 54.
[11] Arrapan J, Radebaugh L. International Accounting. Стр. 328
[12] Nobes C, Parker R. Comparative International Accounting. Стр. 164
[13] Положение о бухгалтерском учете и отчетности от 26.12.94. В ред.
Приказа Минфина от 28.11.96. Введение.
[14] The development of SEC accounting. Стр. 88
[15] Э. Хендриксен, М. Ван Бреда. Теория бухгалтерского учета.Стр.49 и 58
[16] J. Williams. GAAP Guide. Preface.
[17] Kieso & Weygandt. Intermediate Accounting.
Стр. 43
[18] Цитируется по Э. Хендриксен, М. Ван Бреда. Теория бухгалтерского
учета. Стр. 86
[19] Положение о бухгалтерском учете и отчетности от 26.12.94. В ред.
Приказа Минфина от 28.11.96. статья 2
[20] Там же, статья 29
[21] Э. Хендриксен, М. Ван Бреда. Теория бухгалтерского учета. Стр. 91
[22] SFAC 2. Э. Хендриксен, М. Ван Бреда. Теория
бухгалтерского учета. Стр.92
[23] Цитируется по Э. Хендриксен, М. Ван Бреда. Теория бухгалтерского
учета. Стр. 94
[24] Положение о бухгалтерском учете и отчетности от 26.12.94. В ред.
Приказа Минфина N 170 от 28.11.96. статья 7
[25] Там же.
[26] Перечень типовых документов, образующихся в деятельности госкомитетов,
министерств, ведомств и других учреждений, организаций, предприятий, с
указанием сроков хранения, статьи 303-340.
[27] Miller’s GAAP Guide, стр. 1.05 и далее там же.
[28] Положение по бухгалтерскому учету "Учетная политика
предприятия", ст. 2.6.
[29] Miller’s GAAP Guide, стр. 1.01
[30] Положение о бухгалтерском учете и отчетности от 26.12.94. В ред.
Приказа Минфина N 170 от 28.11.96. статья 5
[31] Н.П. Кондраков. Бухгалтерский учет. Стр. 51
[32] Приказ Минфина РФ от 12.11.96 № 97 "О годовой бухгалтерской
отчетности организаций", Письмо ЦБ РФ от 26.12.96 № 388 "О годовом
бухгалтерском отчете кредитных организаций за 1996 год" и др.
[33] ПРИКАЗ Минфина РФ от 12.11.96 N 97 "О годовой бухгалтерской
отчетности организаций", пункт 1
[34] Там же.
[35] Э. Хендриксен, М. Ван Бреда. Теория бухгалтерского учета. стр 85
[36] ПРИКАЗ Минфина РФ от 26.12.94 N 170 (ред. от 28.11.96) "О
положении о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации",
статья 75
[37] ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 21.04.95 N 399 (ред. от 18.08.95)
"О совершенствовании информационной системы представления бухгалтерской
отчетности", статья 2.
[38] "Порядок составления аудиторского заключения о бухгалтерской
отчетности", статья4.
[39] ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 07.12.94 N 1355 (ред. от 25.04.95)
"Об основных критериях (системе показателей) деятельности экономических
субъектов, по которым их бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит
обязательной ежегодной аудиторской проверке"
[40] Э. Хендриксен, М. Ван Бреда. Теория бухгалтерского учета. стр. 497.
[41] ПРИКАЗ Минфина РФ от 26.12.94 N 170 (ред. от 28.11.96) "О
положении о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации",
статья 32
[42] Н.П. Кондраков. Бухгалтерский учет. Стр. 511.
[43] ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 09.01.97 N 24 "О порядке
ведения сводных (консолидированных) учета, отчетности и баланса финансово -
промышленной группы"
Страницы: 1, 2, 3
|