|
||||||
В настоящее время средства Фонда размещаются согласно следующей валютной структуре:
| ||||||
Доллар США |
45 % |
|||||
Евро |
45 % |
|||||
Фунт стерлиногов |
10 % |
Министерство финансов Российской Федерации утверждает валютную структуру и указанный норматив срока до погашения, которые являются действительными для обоих упомянутых выше методов управления Фондом
1.6. Результаты размещения средств стабилизационного фонда РФ в 2007 г.
Доходы от размещения средств Стабилизационного фонда Российской Федерации в 2007 г. составили 151,89 млрд. руб. Об этом говорится в сообщении Минфина РФ от 17 декабря. Указанные доходы представляют собой рублевый эквивалент суммы $6,20 млрд., начисленной Банком России в виде процентов за пользование средствами Стабилизационного фонда в иностранной валюте, размещенными на счетах в Банке России, по состоянию на 15 декабря 2007 г.
Выплата указанных процентов будет осуществлена в соответствии с договором банковского счета по учету средств Стабилизационного фонда в иностранной валюте, заключенным между Федеральным казначейством и Банком России во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2006 г. № 229 "О порядке управления средствами Стабилизационного фонда Российской Федерации". Согласно данному договору, сумма процентов, ежегодно уплачиваемая Банком России в федеральный бюджет, эквивалентна сумме доходов по индексам, сформированным из высоколиквидных долговых обязательств иностранных государств. Требования к указанным долговым обязательствам утверждены Правительством Российской Федерации, а порядок формирования из них индексов - Минфином России.
По состоянию на 15 декабря 2007 г. совокупный объем Стабилизационного фонда Российской Федерации составил 3 697,38 млрд. рублей, что эквивалентно $150,86 млрд., а остатки средств на отдельных счетах по учету его средств в иностранной валюте - $60,75 млрд., 46,71 млрд. евро и 7,03 млрд. фунтов стерлингов. Остаток средств на счете по учету средств Стабилизационного фонда в рублях по состоянию на 15 декабря 2007 г. составил 183,09 млрд. руб.
Расчетная доходность размещения средств Стабилизационного фонда за период с 15 декабря 2006 г. по 15 декабря 2007 г., взвешенная в соответствии с его валютной структурой, составила 10,94% годовых в долларах США. Курсовая разница от переоценки остатков средств на счетах по учету средств Стабилизационного фонда в иностранной валюте за указанный период составила отрицательную величину - (-) 58,59 млрд. руб. В соответствии с Федеральным законом от 26 апреля 2007 г. № 63-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации" Стабилизационный фонд будет преобразован в Резервный фонд и Фонд национального благосостояния. Это повлечет за собой перечисление денежных средств со счетов по учету средств Стабилизационного фонда на счета по учету средств указанных фондов до 1 февраля 2008 г. В соответствии с договором банковского счета по учету средств Стабилизационного фонда в иностранной валюте между Федеральным казначейством и Банком России датой окончания текущего процентного периода будет являться дата перечисления денежных средств со счетов Стабилизационного фонда на счета новых фондов. Таким образом, срок размещения средств Стабилизационного фонда в новом процентном периоде не превысит 1,5 месяца. В целях минимизации риска отрицательного финансового результата размещения средств Стабилизационного фонда к моменту его преобразования в Резервный фонд и Фонд национального благосостояния Минфин России приказом от 5 декабря 2007 г. № 737 сократил текущие сроки до погашения выпусков долговых обязательств иностранных государств, номинированных в долларах США и евро, изменив их минимальный срок до погашения с 3 до 2 месяцев, а максимальный срок до погашения - с 3 лет до 15 месяцев. В связи с относительно небольшим весом средств Стабилизационного фонда, размещенных на счете в фунтах стерлингов, сроки до погашения долговых обязательств иностранных государств, номинированных в данной иностранной валюте, были сохранены без изменений.
Глава 2. Резервный фонд
25 апреля 2007 года президент РФ Владимир Путин выступил с обращением к обеим палатам российского парламента, и ключевой темой его послания стала концепция Стабилизационного фонда. С одной стороны, президент подтвердил разделение сверхприбылей от экспорта углеводородов на три части, как предлагал изначально Кудрин:
· на резервный фонд, призванный минимизировать риски экономики в случае резкого падения мировых цен на энергоносители и направленный на поддержание макроэкономической стабильности и борьбу с инфляцией;
· трансферт (выплата) федеральному бюджету для выполнения крупномасштабных социальных программ;
· фонд национального благосостояния, или фонд сбережений, в который будут зачисляться все нефтегазовые доходы, его средства должны идти на повышение качества жизни людей и развитие экономики, их необходимо направлять на улучшение благосостояния как будущих, так и нынешних поколений.
Идея разделения сверхдоходов на два фонда родилась в результате своеобразного компромисса между Минфином, выступавшим против расходования Стабилизационного фонда на какие-либо цели, кроме как на покрытие возможного бюджетного дефицита, и МЭРТом. Ведомство Германа Грефа, призванное решать задачи развития страны, предлагало инвестировать часть сверхдоходов в приоритетные экономические проекты. В случае, если Фонд национального благосостояния можно будет вкладывать в корпоративные бумаги, не исключено, что часть этих средств может пойти на выкуп дополнительной эмиссий крупнейших корпораций типа «Газпрома» или компаний, создающихся на базе РАО «ЕЭС», которые, в свою очередь, смогут пустить эти средства на развитие энергетической инфраструктуры страны.
2.1. Предназначение резервного фонда
На базе Стабилизационного фонда решено создать Резервный фонд, который будет задействован для покрытия бюджетного дефицита в случае значительного снижения цен на нефть. Размеры Резервного фонда, по замыслу Кудрина, должны быть на уровне 7–13,5% ВВП – то есть примерно такими же, как и у нынешнего Стабилизационного фонда, – около 2,7 трлн. руб. В случае, если цена нефти на мировом рынке рухнет ниже 30 долл. за баррель, этого запаса должно хватить на покрытие бюджетных издержек в течение трех лет.
2.2.Состояние резервного фонда
По состоянию на 1 марта 2008 г. совокупный объем Резервного фонда составил 3 082,28 млрд. рублей, что эквивалентно 127,81 млрд. долларов США. Остатки средств на отдельных счетах по учету средств Резервного фонда в иностранной валюте по состоянию на 1 марта 2008 г. составили:
· 56,95 млрд. долларов США;
· 38,57 млрд. евро;
· 6,37 млрд. фунтов стерлингов.
В соответствии с Федеральным законом № 63-ФЗ в феврале 2008 г. средства федерального бюджета в размере 28,63 млрд. рублей поступивших в 2008 году в федеральный бюджет доходов от размещения средств Стабилизационного фонда за период с 15 декабря 2007 г. по 30 января 2008 г. были зачислены в Резервный фонд. Доходы от размещения Стабилизационного фонда представляют собой сумму процентов, начисленных Банком России за пользование средствами на счетах Стабилизационного фонда в иностранной валюте по состоянию на 30 января 2008 г.
Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. № 955 “О порядке управления средствами Резервного фонда” в феврале 2008 г. перечисленные выше доходы федерального бюджета от размещения средств Стабилизационного фонда в сумме 28,63 млрд. рублей были конвертированы в иностранную валюту. Конверсионные операции были осуществлены согласно утвержденной ранее валютной структуре и не оказали влияние на конъюнктуру валютного рынка.
Расчетная сумма дохода от размещения средств Резервного фонда, пересчитанного в доллары США, за период с 30 января 2008 г. по 29 февраля 2008 г. составила 0,90 млрд. долларов США, что эквивалентно 21,64 млрд. рублей. Курсовая разница от переоценки остатков средств на счетах по учету средств Резервного фонда в иностранной валюте за период с 30 января 2008 г. по 29 февраля 2008 г. составила отрицательную величину - (-)15,35 млрд. рублей. Указанные показатели рассчитаны по официальным курсам иностранных валют, установленным Банком России на дату, предшествующую отчетной, и кросс-курсам, рассчитанным на основе указанных курсов.
2.3. Предназначение фонда национального благосостояния
Фонд национального благосостояния будет аккумулировать доходы от нефти и газа, которые образуются в результате превышения доходов от нефтегазового сектора над отчислениями в Резервный фонд и средствами, используемыми для финансирования расходов федерального бюджета.
В Фонд Будущих Поколений будут поступать остатки нефтегазовых доходов. Предполагается, что средства Фонда могут быть использованы для софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан. Инвестирование будет направлено в более рискованные инструменты, в том числе акции и корпоративные облигации.
Фонд национального благосостояния - это тот фонд, который можно будет использовать на соц. нужды. Прежде всего, на формирование пенсионной системы. И размещения его не столь консервативны как Резервный фонд, можно их размещать в более доходные инструменты, имеющие более высокую надежность
2.4. Состояние фонда национального благосостояние
По состоянию на 1 марта 2008 г. совокупный объем Фонда национального благосостояния составил 777,03 млрд. рублей, что эквивалентно 32,22 млрд. долларов США. Остатки средств на отдельных счетах по учету средств Фонда национального благосостояния в иностранной валюте по состоянию на 1 марта 2008 г. составили:
· 14,31 млрд. долларов США;
· 9,74 млрд. евро;
· 1,62 млрд. фунтов стерлингов.
В целях приведения фактической валютной структуры Фонда национального благосостояния в соответствие с его нормативной валютной структурой, утвержденной Минфином России, в феврале часть средств Фонда национального благосостояния в евро была конвертирована в доллары США и фунты стерлингов и размещена на соответствующих счетах по учету средств указанного фонда.
Расчетная сумма дохода от размещения средств Фонда национального благосостояния, пересчитанного в доллары США, за период с 30 января 2008 г. по 29 февраля 2008 г. составила 0,24 млрд. долларов США, что эквивалентно 5,74 млрд. рублей. Курсовая разница от переоценки остатков средств на счетах по учету средств Фонда национального благосостояния в иностранной валюте за период с 30 января 2008 г. по 29 февраля 2008 г. составила отрицательную величину - (-)5,77 млрд. рублей. Указанные показатели рассчитаны по официальным курсам иностранных валют, установленным Банком России на дату, предшествующую отчетной, и кросс-курсам, рассчитанным на основе указанных курсов.
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации в феврале 2008 г. на счет по учету средств федерального бюджета поступили нефтегазовые доходы федерального бюджета за январь 2008 г. в размере 303,36 млрд. рублей. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2007 г. № 892 “О проведении расчетов и перечислении средств в связи с формированием и использованием нефтегазовых доходов федерального бюджета, нефтегазового трансферта, средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния” указанные выше нефтегазовые доходы были перечислены на счет по учету средств нефтегазовых доходов федерального бюджета, после чего были направлены на обеспечение нефтегазового трансферта в полном объеме.
Список использованных публикаций:
2. Послание правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. №955
3. Статья Эльвиры Чукмаровой: «Разделение стабилизационного фонда снимет Россию с «нефтяной иглы»
4. Статья Сергея Куликова «Нефтегазовые доходы разделятся на три части»
03.12.2007
6. Информация с сайта www1.minfin.ru