|
|||||||||||||||||||||||||||
Введение
Для Российской Федерации, осуществляющей рыночные преобразования, актуальны вопросы построения рынка ценных бумаг с использованием отечественного и мирового опыта, структур и методов, применявшихся в разное время. Ценные бумаги имеют длительную историю. Первая в мире фондовая биржа, созданная для организованной торговли ценными бумагами, появилась в Лондоне в 1773 г. и явилась одним из проявлений промышленной революции и зарождающихся новых производственных отношений в экономической сфере. По мере того как капиталистические отношения становились господствующей формой организации экономического механизма, фондовые биржи получали все большее развитие, и вслед за появлением в Англии они возникли в США, Германии, Франции и позже в России. Рассматривая в историческом аспекте рынок ценных бумаг в нашей стране, следует отметить, что он существовал в дореволюционный период (до 1917 года), затем в период НЭПа в конце 20-х годов, а также и в последующий период, но в довольно суженном и урезанном виде. История возникновения и развития российского фондового рынка восходит к 90-м годам XIX века – к моменту, когда появляется первые фондовые биржи, деятельность на фондовом рынке приобретает организованный характер, формируется институциональная инфраструктура, а рынок ценных бумаг начинает приобретать довольно важную и значимую роль в функционировании экономического механизма страны. Наглядным свидетельством тому может служить тот факт, что к началу XX века в России на совершении сделок с фондовыми инструментами специализировалось около 70 бирж, а стоимость ценных бумаг, эмитированных российскими акционерными компаниями, обществами, государством и органами местного самоуправления, оценивалась в 21,2 млрд.рублей (только за 1908-1912 гг. эмиссия ценных бумаг увеличилась почти в 1,5 раза). Развитие российского фондового рынка отвечало общепринятым нормам и принципам организации рынка ценных бумаг и протекало в русле общемировых тенденции. Во многом благодаря этому фондовые ценности российских эмитентов (в частности, государственные ценные бумаги) получили широкое распространение за рубежом и были включены в копировальные листы на крупнейших фондовых биржах мира, таких как Парижская, Лондонская, Франкфуртская и другие.
1. Исторические этапы развития рынка ценных бумаг
Рассматривая в историческом аспекте рынка ценных бумаг в нашей стране, следует отметить, что он существовал в дореволюционный период (до 1917 г.), затем в период НЭПа в конце 20-х гг., а также и в последующий период, но в довольно суженном и урезанном виде. Все эти этапы существенно различаются определенной спецификой, дифференциацией и глубиной рассматриваемой категории. Развитие капитализма в России в конце XIX в. было ускорено отменой крепостного права в 1861 г., которая подтолкнула к созданию качественно новых товарно-денежных отношений, а также к расширению внутреннего рынка на базе капиталистических отношений. Однако и до этого периода, можно сказать, существовал рынок ценных бумаг – в виде государственных облигаций. Развитие капитализма, особенно создание акционерных обществ на его поздней стадии развития в России, привело к широкому выпуску акций, т.е. к расширению рынка ценных бумаг за счет движения как акций, так и государственных облигаций. Все это заставило создать соответствующие организационные механизмы функционирования рынка ценных бумаг. При этом был широко заимствован зарубежный опыт, так как в экономике дореволюционной России иностранный капитал занимал довольно заметное место. Покупка и продажа ценных бумаг осуществлялись в основном через фондовые биржи и Центральный (государственный) Банк России. Оборот акций в основном происходил через три фондовые биржи – Санкт-Петербурга, Москвы и Гельсингфорса. Продажа и реализация государственных облигаций производились, главным образом, через Государственный банк, но при довольно активном посредничестве коммерческих банков и других кредитных институтов. Покупателями акций были в основном российские частные предприятия, компании, кредитно-финансовые институты (банки, страховые компании), состоятельные слои населения, иностранные юридические и физические лица. То же самое можно сказать и о покупках государственных облигаций. До конца XIX в. в России не было ни одной фондовой биржи. Сделки с ценными бумагами осуществлялись на товарных биржах в соответствии с правилами биржевой торговли товарами. В России существовала 21 товарная биржа, а фондовые операции осуществлялись на семи: Петербургской, Московской, Варшавской, Киевской, Одесской, Харьковской и Рижской. Ведущей была Петербургская биржа. На ней осуществлялись сделки с наибольшим числом бумаг, а их курсы принимались другими биржами как определяющие. На некоторых биржах проводилась самостоятельная котировки ценных бумаг лишь местных акционерных компаний. Официально на таких биржах осуществлялись лишь две основные операции с частными ценными бумагами: подписка на новые выпуски этих бумаг; покупка и продажа их за наличные. С возникновением коммерческих банков ссудные операции под залог ценных бумаг перешли к ним. Торговля же акциями и паями на срок могла вестись лишь нелегально – во вне официальной биржи либо на ней, но, в замаскированном виде. Сделки на срок не охранялись законом, что делало их рискованными. Биржи же лишались одной из важнейших операций, в результате чего, в частности, страдала котировка частных бумаг. В марте 1883 г. были утверждены первые «Правила для сделок по покупке и продаже фондов и акций» на бирже. Однако имелись в виду исключительно сделки за наличные. Сделки с частными ценными бумагами были разрешены лишь законом 8 июня 1893 г. Покупка акций не за наличные деньги и поставка их на срок и по определенной цене перестали рассматриваться как противозаконные. Этим законом были приняты меры по упорядочению биржевой торговли, в частности торговли ценными бумагами: введены некоторые ограничения в праве производить операции на бирже без посредничества маклеров, книги маклеров были подчинены ревизии Министерства финансов, а сам министр имел право увольнять маклеров с должности в случае обнаружения злоупотреблений. Представление частных ценных бумаг на биржу и порядок их биржевой котировки определялись исключительно правилами каждой биржи. На ведущей (Петербургской) бирже в 1888 и 1892 гг. котировались акции соответственно 24 и 32 акционерных обществ и облигации 5 компаний. Котировка частных ценных бумаг осуществлялась по инициативе правления компании, просто группы акционеров или банка. Для этого они должны были обратиться к биржевому комитету с заявлением, при котором прилагали устав общества, образец бумаги и отчет за последний год. Однако в 1890-х гг. допускались к котировке и бумаги только образовавшихся компаний. В этом случае требовалось еще подтверждение сбора всей суммы капитала. Не допускались к котировке бумаги тех акционерных компаний, капитал которых был менее 500 тыс.руб. Ограничение суммы акционерного капитала объяснялось как мера против захвата компании путем скупки большинства ее акций на бирже в ущерб интересов прежних владельцев. Считалось, что капитал в 250-300 тыс.руб. легко может попасть в одни руки. Из 100 членов биржи лишь 8 представляли операции с ценными бумагами. Поэтому назрела необходимость выделения фондовой торговли и создания Фондового отдела. Благодаря этому ограничивался круг лиц, которые могли заниматься биржевыми операциями. Члены Фондового отдела делились на членов-посетителей и действительных членов. И те, и другие должны были иметь промысловые свидетельства первого разряда и уплачивать сбор за право посещать биржевые собрания. Но участвовать в биржевой торговле и заключать биржевые сделки могли лишь последние. Только сделки между действительными членами (или через их посредство), притом заключенные в самом биржевом собрании, признавались «биржевыми сделками» с рядом вытекающих отсюда важных последствий» в том числе фиксированием их в котировочном бюллетене. При этом упрочивалось и положение на бирже акционерных коммерческих банков и банковских домов, а также улучшался состав маклеров. Теперь они являлись действительными членами Фондового отдела. Их деятельность обеспечивалась денежными залогами. Сохранялось введенное в 1893 г. подчинение маклеров административной власти министра финансов. Сделки за собственный счет им запрещались. Но они получали право выполнения приказов на продажу и покупку ценных бумаг, исходящих и не от членов биржевого общества. 10 января 1901 г. были утверждены подробные «Правила для фондового отдела Петербургской биржи», а также «Инструкция котировальной комиссии» и «Правила о допущении бумаг к котировке в Фондовом отделе Петербургской биржи». Правилами был установлен порядок, при котором для введения акций в котировку требовалось ходатайство правления данной компании, основывающееся на постановлении общего собрания акционеров. В ноябре 1907 г. биржевое законодательство было дополнено новыми «Правилами для сделок по покупке и продаже иностранной валюты; фондов и акций на Петербургской бирже», касающимися только техники операций с акциями. В начале XX в. Петербургская биржа ограничивала котировку многих российских компаний. К котировке, например, на Петербургской бирже не были допущены бумаги сахарных предприятий, химических акционерных предприятий. Из 73 каменноугольных и горных предприятий с капиталом около 200 млн. руб. в бюллетене Петербургской биржи значились лишь 13 с основным капиталом в 45,6 млн. руб.; из них реально котировались лишь 3-4. Зато бюллетени Брюссельской и Парижской бирж пестрели акциями этих предприятий. В бюллетене Петербургской биржи были отмечены лишь 15 мануфактурных предприятий с основным капиталом в 82,9 млн. руб., между тем как в России, в то время насчитывалось 280 акционерных мануфактурных предприятий, с основным капиталом в 620 млн. руб. В действительности на бирже совершались сделки лишь с акциями 7-8 мануфактурных предприятий. Петербургский биржевой оборот не принимал также ценностей писчебумажных и разных других предприятий. Т.о. в 1912 г. в биржевой оборот входили лишь акции 173 предприятий, между тем как в официальном бюллетене насчитывалось 295 предприятий. Определить действительную сумму биржевых оборотов представлялось невозможным, т.к. на Санкт-Петербургской бирже не регистрировались количество и сумма сделок. На Московской фондовой бирже происходили обороты с большинством бумаг, находящихся на Петербургской бирже. Но число допущенных к котировке акций промышленных предприятий было также весьма ограничено, что объяснялось большой разборчивостью Московского биржевого комитета при допущении к котировке на бирже новых промышленных ценностей. Особенно большое значение имела Московская биржа для акций железных дорог и земельных банков, для государственных ценных бумаг с определенной доходностью. При реализации государственных займов большая часть приходилась на Московскую биржу. В июле 1914 г. крупные российские биржи (Петербургская и ряд других) прекратили операции, что сделало невозможным в капиталистических условиях нормальное образование цен на процентные и дивидендные бумаги. Операции с ними оказались дезорганизованными. Фондовый отдел Петроградской биржи был официально открыт 24 января 1917 г. Однако нестабильная политическая обстановка в стране привела к тому, что биржа просуществовала всего месяц. Первые дни Февральской революции были последними днями Петроградской Фондовой биржи. 24 февраля отметилось падение курсов некоторых ценных бумаг, 27 февраля было принято решение не производить биржевые сделки, а 3 марта биржа была закрыта официально и окончательно. Уровень развития рынка ценных бумаг в России по своим масштабам и глубине операций значительно отставал от западных стран, прежде всего от Германии, Франции, Англии, США. Более того, на российском рынке ценных бумаг было мало выпусков облигаций предприятий и компаний. Своего апогея рынок ценных бумаг России достиг к 1914 г. После революции, гражданской войны и проведенной всеобщей национализации средств производства рынок ценных бумаг как таковой прекращает свое существование. В период НЭПа начинается некоторое оживление рынка за счет выпуска государственных облигаций и незначительной части акций в системе разрешенного частного сектора. Это объясняется тем, что экономика принимает рыночный характер и начинает функционировать относительно разветвленная частная система, которая, кроме государственного банка, была представлена акционерными, кооперативными, коммунальными, сельскохозяйственными региональными банками, кредитной кооперацией, обществами взаимного кредита и сберегательными банками. Кроме того, в экономике в тот период сравнительно широко использовался иностранный капитал. Однако рынок ценных бумаг в период НЭПа носил весьма ограниченный характер в отличие от дореволюционного. В основном это было связано скорее с распределительным, чем с покупательным и мобилизационным аспектом ценных бумаг, так как не было фондовых бирж или самого рынка, где свободно покупались и продавались ценные бумаги. В основном акции распределялись как между различными организациями, так и между владельцами того или иного предприятия и банков. Таким образом, произошло как бы сужение размеров и функций рынка ценных бумаг. В результате этого экономика лишилась дополнительного мобилизационного инструмента в получении денежных средств. Период так называемой индустриализации и коллективизации привел к ликвидации коммерческого кредита, реформированию многих кредитных институтов, к широкой централизации банковских ресурсов в руках Госбанка и отраслевых банков, и к ограниченному механизму рынка ценных бумаг в виде выпуска государственных займов. Причем обращение государственных займов носило добровольно-принудительный характер и таким образом, они размещались в основном среди населения. До Великой Отечественной войны, а также в первые послевоенные годы до конца 50-х гг. это были выигрышные займы с последующим периодическим погашением облигаций. Главная цель их состояла в дополнительной мобилизации денежных средств населения в народное хозяйство СССР для восстановления его после войны и в последующем для реализации различных крупных инвестиционных промышленно-технических проектов. Однако в конце 50-х стало очевидным, что государству весьма сложно одновременно выпускать займы и оплачивать их населению. Поэтому был прекращен выпуск таких займов, а выплаты по ним заморожены на довольно длительный период. Единственным видом ценных бумаг остался так называемый Государственный 3%-ный выигрышный займ, который продавался и покупался населением через систему сберегательных касс. Таким образом произошло еще большее сужение рынка. Правда, по замороженным займам в течение 70-80-х гг. эпизодически происходило погашение так называемых займов военных лет, займов восстановления и развития народного хозяйства. Однако задолженность государства населению по ним продолжает сохраняться и в настоящее время. Таким образом, ликвидация подлинного рынка ценных бумаг в советский период была обусловлена в основном развитием командно-административной системы управления, заменившей рыночные отношения. Это нанесло определенный ущерб экономике, лишив ее дополнительного канала денежных ресурсов путем выпуска различных видов ценных бумаг. Другой причиной отсутствия такого рынка было полное огосударствление средств производства, что объективно лишало существование альтернативных видов собственности, и, прежде всего, акционерной, которая служит реальной основой формирования рынка ценных бумаг (за счет акций). Перевод мобилизации денежных ресурсов только на госзаймы был довольно ограниченным инструментом и реализовался исключительно под воздействием командно-административной системы без должной эффективности и гибкости. Это обусловило объективное отставание нашей экономики во многих областях и прежде всего в научно-технической области по сравнению со странами Запада.
2. Формирования рыночных отношений в России – предпосылка создания рынка ценных бумаг
Процесс перехода от командно-административной системы к так называемой рыночной экономике представляет собой этап обновления всей экономики, всех экономических и социальных структур в стране. Сама рыночная экономика может и должна базироваться на пяти рынках, составляющих основные звенья рыночной экономики. Она должна включать в себя рынок средств производства, предметов потребления, рабочей силы, рынок капитала и рынок недвижимости, включая землю. Все эти рыночные элементы должны быть тесно связаны между собой и взаимодействовать, что позволит создать общенациональный рынок. Однако создание подлинного рынка возможно при одном главном условии – существовании альтернативных видов собственности, которая включала бы в себя государственную собственность, коллективную акционерную, коллективную кооперативную и частную. В свою очередь для формирования рынка капитала и его элемента – рынка ценных бумаг необходимы также соответствующие условия. Поэтому понятия «рынок капиталов» и «рынок ценных бумаг», принятые в капиталистических странах, больше соответствуют формированию аналогичных понятий для России, чем понятия «денежный», «кредитный» и «финансовый» рынок, получившие широкое распространение в наших средствах массовой информацией и в ряде официальных документов. Свободные денежные средства предприятий и населения, базирующиеся на альтернативной собственности (акционерной, кооперативной, индивидуальной), действующие в рамках рыночного механизма, конечно, представляют капиталы. Их основным критерием должна стать выгодность приложения и конкурентоспособность. Поэтому понятие «ссудный фонд страны» по существу должно быть заменено; понятием «рынок капитала». И если еще боятся назвать вещи своими именами, а «рынок капиталов» пытаются заменить в литературе понятием «денежного» или «кредитного рынка», то, очевидно, еще действует консервативное командно-административное мышление или ряд авторов не знакомы с мировым опытом. Рынок капиталов представляет собой важный канал финансирования экономики, дополняющий собственные денежные средства предприятия и бюджетные ассигнования. Рынок капиталов и его часть – рынок ценных бумаг – важнейшие элементы формирования регулируемой рыночной экономики, которая должна получить развитие в ближайшие годы в нашей стране. В настоящее, время такой рынок капиталов пока не сложился, он находится в стадии формирования и уже существующего отдельные разрозненные элементы. Так, в предшествующие годы предприятия начали выпуск акций, выпускаются государственные ценные бумаги, действуют новая банковская система, а также некоторые другие кредитно-финансовые учреждения, страховые компании, инвестиционные фонды. Однако полнокровное подлинное функционирование рынка капиталов зависит от других более важных факторов. В настоящее время на пути создания такого рынка пока существует, пожалуй, больше препятствий, чем благоприятных условий и обстоятельств. В последние годы создается прогрессивная воспроизводственная структура, базирующаяся на подлинной самостоятельности предприятий и самофинансировании. Формирование или движение рынка капиталов будет определяться кардинальными изменениями в сфере производства и реорганизации экономического механизма на базе рынка. Основными условиями такой реорганизации стала ликвидация отраслевых министерств и ведомств, создание рынка средств производства, сырья и материалов, пересмотр цен, формирование альтернативных видов собственности. В этих условиях сами предприятия, промышленность, транспорт, сельское хозяйство и прочие сферы экономики должны определять дополнительные потребности в денежных средствах как через рынок капиталов, так и рынок ценных бумаг. Эта сфера обращения должна развиваться в зависимости от объективных потребностей воспроизводства. До 1992 г. картина формирования рынка капиталов искажалась отсутствием должной мобильности предприятий из-за сохраняющихся командно-административных методов, жесткими бюджетно-налоговыми рычагами, неэффективностью банковских кредитов, государственным распределением и перераспределением материальных ресурсов. Без устранения этих негативных факторов все мероприятия по созданию рынка носили формальный, неэффективный и декларативный характер. При создании рынка возникает вопрос, какой должна быть его оптимальная структура. Известно, что в практике капиталистических стран рынок капиталов определяется двумя основными признаками – временным и институциональным. Первый признак означает, что рынок делится на два основных элемента: денежный рынок (рынок краткосрочных капиталов или денежных средств, выступающих в платежных средствах) и рынок среднесрочных и долгосрочных капиталов (или денежных средств), представляющих инвестиционный фактор в развитии экономики. Что касается второго признака, то здесь необходимо использование мирового опыта, прежде всего США, где сложилась, наиболее гибкая, разветвленная и многоступенчатая структура рынка капиталов. Структура рынка капиталистических стран в институциональном понимании складывается, прежде всего, из кредитно-финансовых институтов (банков и других учреждений) и рынка ценных бумаг, который в свою очередь разделяется на внебиржевой оборот (новые эмиссии ценных бумаг) и фондовую биржу. При этом в капиталистических странах существуют некоторые различия. Так, в США преобладают частные кредитно-финансовые институты (акционерные), а в странах Западной Европы и в Японии наравне с частными большое место занимают полугосударственные, государственные и кооперативные кредитно-финансовые учреждения. В институциональной структуре рынка в бывшем СССР был лишь один элемент – банковская система, весьма ограниченная и неэффективная. Для полноценного функционирования рынка нужна была не только сама банковская система, а ее дальнейшая реорганизация и принятие новых законов о Центральном банке и создании новой банковской системы. Первой попыткой создания рыночных отношений в банковской сфере была реорганизация банковской системы страны в 1987 г. Создание новых специализированных банков по существу не добавило эффективности в функционировании банковской системы, так как оно проводилось при отсутствии закона о собственности. Новые банки оказались в орбите абстрактной государственной собственности, т.е. в руках той же административной системы. Реорганизация банковской системы 1987 г. носила скорее негативны, чем позитивный характер, так как проводилась она весьма торопливо и при отсутствии самой концепции перестройки новых рыночных механизмов. Негативная сторона выразилась прежде всего в том, что по существу было создано несколько банков, а монополия трех банков заменена монополией шести, в результате чего возникла отраслевая концентрация банковских ресурсов по ведомственному признаку. Опять, как прежде, предприятия стали закрепляться за банками, не имея альтернативы при выборе кредитного учреждения. Специализированные банки вновь олицетворяли всего лишь государственную абстрактную собственность и представляли тех, кто проводил эту реорганизацию, т.е. сложившийся банковский аппарат. По существу реорганизация носила административный характер ради реорганизации, а не ради достижения эффективного использования денежных ресурсов. Спецбанки продолжали осуществлять распределение ресурсов по вертикали между своими клиентами. В результате этого не было альтернативы выгодному помещению кредитных ресурсов. Банки, как и раньше, проводили финансовое обслуживание и субсидирование предприятий и отраслей, продолжая сокрытие их низкой ликвидности и платежеспособности. Спецбанки не создали условий для развертывания денежного рынка и торговли кредитными ресурсами, но использовали при этом систему искусственных поборов с предприятий и населения. В результате реформы 1987 г. банковский аппарат вырос, а банки повели войну между собой за раздел многочисленных текущих и ссудных счетов. Головной банк страны – Госбанк – продолжал функционировать как орган правительства, тогда как мировая практика показывает, что он должен быть независимым органом и строго следить за ограничением правительственных амбиций, ведомств и госпредприятий в области расходов и излишней денежной массы в стране. Более того, Госбанк должен регулировать кредитные ресурсы других банков путем ужесточения процентных ставок и ограничения кредитных резервов. В этом смысле создание в 1988-1989 гг. отраслевых коммерческих банков без такого регулирования мало что дало с точки зрения рационального воздействия кредитной системы в целом на экономику. Кроме того, банк может быть действительно коммерческим, если он прежде всего будет базироваться на вексельном обращении. Вексельный оборот – это картина финансового состояния предприятия путем движения векселя от него самого к коммерческому банку, а затем к учету его в Центральном Банке. Созданные коммерческие банки должны в определенном объеме хранить резервы в Госбанке (как это принято в западных странах), тогда возможно подлинное кредитное регулирование, приостановка кредита в случае неэффективных действий предприятий. Кроме того, должна быть определенная связь между предприятием и банком по линии взаимного владения ценными бумагами, тогда возможна взаимная эффективность и ответственность кредита. Поэтому до конца 1990 г. отношения банков с предприятиями носили не столько объективный экономический характер, сколько административный. До конца 1990 г. в целом наша кредитная система, подогнанная под административную систему, продолжала оставаться примитивной, если учесть, что страховые учреждения СССР, располагающие долгосрочными резервами, продолжали находиться вне сферы кредитной системы и действовали обособленно. Другим доказательством этого может служить тот факт, что Государственный (или Центральный) банк до проекта закона 1990 г. не осуществлял учета вексельного обращения, не хранил резервы других банков у себя и, таким образом, не производил их регулирование, не определял процентную ставку для других банков, а также не осуществлял покупку и продажу государственных ценных бумаг другим кредитно-финансовым институтам. Большое значение при дальнейшей реорганизации банковской системы имело соотношение между налоговыми ставками на прибыль предприятия и процентами, взимаемыми банками. Высокий уровень и тех и других может поставить предприятия в довольно тяжелое финансовое положение. Поэтому необходим гибкий механизм реагирования между финансовой и кредитной системами, позволяющий иметь объективную эластичную основу такого соотношения между налоговой и банковской процентными ставками. Кроме того, банки, должны в ряде случаев сами заниматься реорганизацией промышленности и других отраслей, если какая-то часть предприятий оказывается нерентабельной. Такая практика широко используется в западных странах. Использование опыта западных стран, бесспорно, может повысить эффективность целей кредитной системы. Однако это зависит также от применения прогрессивных, новых форм хозяйствования в стране. Поэтому финансовое оздоровление экономики в определенной степени зависело также и от кардинальной реорганизации кредитной системы страны. До 1990 г. были сделаны первые попытки создания отдельных элементов рынка ценных бумаг, так как до этого времени не было свободной торговли деньгами и титулами собственности. Первые попытки создания такого рынка 1988-1989 гг. носили ограниченный характер, поскольку распределение акций осуществлялось только в пределах данного предприятия или в отношении каких-то других предприятий. Это, ограничивало свободу передвижения ценных бумаг. Кроме того, банки в основном должны сами базироваться на акционерной или кооперативной собственности или на партнерском участии. Поэтому ссудный фонд страны должен быть заменен рынком капитала, основу которого составляет, согласно мировой практике, рынок краткосрочных и долгосрочных денежных ресурсов и рынок ценных бумаг. Все мероприятия и реорганизации, проводимые с 1987 по 1990 гг. оказались не эффективными, т.к. рыночные отношения не могли развиваться в рамках существующей командно-административной системы. Поэтому банковская реформа 1987 г. и выпуск первых ценных бумаг в условиях отсутствия приватизации (акционирования предприятий) не способствовали формированию в тот период ни рынка капиталов, ни рынка ценных бумаг. Возникла объективная необходимость в дальнейшей реорганизации банковской системы и создании условий для формирования рынка ценных бумаг. В июне 1990 г. был разработан новый проект банковской реформы. Однако этот проект, представленный правлением госбанка и Правительством до принятия Закона о Госбанке и банковской деятельности имел существенные изъяны. Он стал Законом в декабре 1990 г. с определенными модификациями, которые выразились в создании Совета Управляющих на базе Госбанка и Центральных банков республик, выходе банков из подчинения Правительству и создании новых методов, регулирующих деятельность коммерческих банков. В этой связи целесообразно проанализировать данный проект, который вводил двухъярусную систему. На первой ступени стоит Госбанк, который призван регулировать резервы других банков, на второй – коммерческие и кооперативные банки, предоставляющие кредиты. Страницы: 1, 2 |
|