|
|||||||||||||||||||||||
* Δ i баз = ∑ Δ і цеп. ** Крбаз = Пi=1 Крцеп. Система средних показателей динамики включает: средний уровень ряда, средний абсолютный прирост, средний темп роста, средний темп прироста. Средний уровень ряда – это показатель, обобщающий итоги развития явления за единичный интервал или момент из имеющейся временной последовательности. В данной работе мы будем рассматривать равные периоды времени, поэтому средний уровень ряда будем рассчитывать по формуле: Y‾ = ∑1n Yi/n или ∑on Yi/(n+1), где n и (n+1) – общая длина временного ряда или общее число равных временных отрезков, каждому из которых соответствует свой уровень Yi. Средний абсолютный прирост рассчитывается по формулам в зависимости от способа нумерации интервалов (моментов). ∆‾ ═ ∆‾баз : n или ∆‾ = ∆баз : (n – 1). Средний темп роста: Т‾р = К‾р ∙100, где К‾р – средний коэффициент роста, рассчитанный как К‾р = n√∏Кцеп = n√Кбаз. Здесь Кцеп – цепные коэффициенты роста; Кбаз – базисный коэффициент роста. Если нумерация уровней ряда начинается с единицы, то формула среднего коэффициента роста выглядит следующим образом: К‾р = n-1√∏Кцеп = n-1√Кбаз. Средний темп прироста (%) определяется по единственной методологии: Т‾пр = Т‾р – 100. Индексный метод. Индекс – это относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления в данных условиях отличается от уровня того же явления в других условиях. Различие условий может проявляться во времени (тогда говорят об индексах динамики), в пространстве (территориальные индексы), в выборе в качестве базы сравнения какого-либо условного уровня, например планового показателя, уровня договорных обязательств и т.п. Соответственно вводят индекс выполнения обязательств или, если плановый уровень сравнивается с уровнем предыдущего периода, - индекс планового задания. Если известно, что изучаемое явление неоднородно и сравнение уровней можно провести только после приведения их к общей мере, экономический анализ выполняют посредством так называемых общих индексов. Индекс становится общим, когда в расчетной формуле показывается неоднородность изучаемой совокупности. Приведем формулы расчета некоторых наиболее употребительных агрегатных индексов. Индекс изменения общей суммы затрат на производство продукции в зависимости от объема производства (q) и затрат на единицу (z): Ic= (∑z1·q1) / (∑zo·qo) = [(∑zo· q1) / (∑zo·qo)]·[ (∑z1·q1) / (∑zo· q1)] = Iq·Iz. Индекс изменения общего фонда оплаты труда в связи с изменением общей численности работающих (Т) и заработной платы (f): IF = (∑f1·T1) / (∑fo·To) = [(∑fo· T1) / (∑fo·To)]·[ (∑f1·T1) / (∑fo· T1) = IT·If. Индекс изменения объема продукции в связи с изменением численности работающих (Т) и уровня их выработки (w): IQ = (∑w1·T1) / (∑wo·To) = [(∑wo· T1) / (∑wo·To)]·[ (∑w1·T1) / (∑wo· T1) = IT·Iw. Аналогичным образом находят общие агрегатные индексы и по многим другим экономическим показателям. Метод корреляционно – регрессионного анализа. В общем виде задача статистики в области изучения взаимосвязей состоит не только в количественной оценке их наличия, направления и силы связи, но и в определении формы (аналитического выражения) влияния факторных признаков на результативный. Для ее решения применяют методы корреляционного и регрессионного анализа. Задачи корреляционного анализа сводятся к измерению тесноты связи между варьирующими признаками, определению неизвестных причин связи (причинный характер которых, должен быть выяснен с помощью теоретического анализа) и оценке факторов, оказывающих наибольшее влияние на результативный признак. Задачами регрессионного анализа являются выбор типа модели (формы связи), установление степени влияния независимых переменных на зависимую и определение расчетных значений зависимой переменной (функции регрессии). Решение всех названных задач приводит к необходимости комплексного использования этих методов. Для количественной оценки тесноты связи используют линейный коэффициент корреляции. Если заданы значения переменных Х и У, то он вычисляется по формуле: rxy= (n∑xy-∑x∑y) / (√[n∑x² - (∑x)²]·[n∑y² - (∑y)²]) Коэффициент корреляции принимает значения в интервале от –1 до +1. Принято считать, что если |r|< 0,30, то связь слабая; при |r| = (0,3; 0,7) – средняя; при |r| > 0,70 – сильная, или тесная. Когда |r| = 1 – связь функциональная. Если же r ≈ 0, то это дает основание говорить об отсутствии линейной связи между У и Х. Для характеристики влияния изменений Х на вариацию У служат методы регрессионного анализа. В случае парной линейной зависимости строится регрессионная модель: Yi = ao + a1·Xi + εi,i = 1,...,n, где n – число наблюдений; ao , a1 - неизвестные параметры уравнения; εi - ошибка случайной переменной У. Уравнение регрессии записывается как Уi теор = ao + a1·Xi, где Уi теор – рассчитанное выравненное значение результативного признака после подстановки в уравнение Х. Параметры ao и a1 оцениваются с помощью процедур, наибольшее распространение из которых получил метод наименьших квадратов. Его суть заключается в том, что наилучшие оценки ao и a1 получают, когда ∑( Yi - Уi теор)² = min, т.е. сумма квадратов отклонений эмпирических значений зависимой переменной от вычисленных по уравнению регрессии должна быть минимальной. Сумма квадратов отклонений является функцией параметров ao и a1. Ее минимизация осуществляется решением системы уравнений: n ao + a1∑X = ∑У; ao ∑X + a1∑X² = ∑ХУ. Важен смысл параметров: a1 – это коэффициент регрессии, характеризующий влияние, которое оказывает Х на У. Он показывает, на сколько единиц в среднем изменится У при изменении Х на одну единицу. Если a1 больше 0, то наблюдается положительная связь. Если a1 имеет отрицательное значение, то увеличение Х на единицу влечет за собой уменьшение У в среднем на a1. Параметр a1 обладает размерностью отношения У к Х. Параметр ao – это постоянная величина в уравнении регрессии. На мой взгляд, экономического смысла она не имеет, но в ряде случаев его интерпретируют как начальное значение У. 2.2. Анализ рынка труда Тюменской области за 1997 – 2001г.г. 2.2.1. Изучение структуры и динамики основных показателей рынка труда Для изучения изменения показателя экономически активного населения (см. Приложение 1) можно использовать такие показатели динамики, как абсолютный прирост, коэффициент роста, темп роста, коэффициент прироста, темп прироста. тыс. человек | |||||||||||||||||||||||
Показатель |
1997 |
1998 |
1999 |
2000 |
2001 |
||||||||||||||||||
б |
ц |
б |
ц |
б |
ц |
б |
ц |
б |
ц |
||||||||||||||
Абсолют-ный прирост |
- |
- |
-83,5 |
-83,5 |
93,2 |
176,7 |
51,8 |
-41,4 |
99,2 |
47,4 |
|||||||||||||
Коэффици-ент роста |
- |
- |
0,94 |
0,94 |
1,06 |
1,11 |
1,03 |
0,98 |
1,06 |
1,03 |
|||||||||||||
Темп роста |
- |
- |
94 |
94 |
106 |
111 |
103 |
98 |
106 |
103 |
|||||||||||||
Коэффици-ент прироста |
- |
- |
-0,06 |
-0,06 |
0,06 |
0,11 |
0,03 |
-0,02 |
0,06 |
0,03 |
|||||||||||||
Темп прироста |
- |
- |
-6 |
-6 |
6 |
11 |
3 |
-2 |
6 |
3 |
* на 1999г.:
Δ i баз = 1728,2 – 1635,0 = 93,2 (тыс. человек)
Δ і цеп = 1728,2 – 1635,0 = 176,7 (тыс. человек)
Кр = 1728,2/1635,0 = 1,06 (баз)
Кр = 1728,2/1551,5 = 1,11 (цеп)
Тр = 1,06 ∙ 100 = 106% (баз)
Тр = 1,11 ∙ 100 = 111% (цеп)
Кпр = 1,06 – 1 = 0,06 (баз)
Кпр = 1,11 – 1 = 0,11 (цеп)
Тпр = 106 – 100 = 6% (баз)
Тпр = 111 – 100 = 11% (цеп)
Если в качестве примера брать базисный период, то мы видим, что численность экономически активного населения не только увеличивалась, но и уменьшалась. А уменьшалась она в 1998 году. В остальные же годы наблюдается увеличение экономически активного населения. Так в 1999 г., по сравнению с 1997 г., это увеличение составляло 93,2 тыс. человек, в 2000 г. – 51,8 тыс. человек, а в 2001 г. оно было самым высоким и составило 99,2 тыс. человек.
Если мы будем рассматривать цепные периоды, то увидим, что в 1998 г., по сравнению с 1997 г., численность экономически активного населения уменьшилась на 83,5 тыс. человек; в 1999 г., по сравнению с 1998 г., увеличилась на 176,7 тыс. человек; в 2000 г., по сравнению с 1999 г., уменьшилась на 41,4 тыс. человек; в 2001 г., по сравнению с 2000 г., увеличилась на 47,4 тыс. человек.
Самый высокий коэффициент роста приходится на 1999 г., он составляет 1,06 (в базисный период) и 1,11 (в цепной период). Соответственно самые высокие темп роста, коэффициент прироста и темп прироста приходятся на 1999 г.
Для изучения изменения показателя безработицы (см. Приложение 2) можно использовать такие показатели динамики, как средний уровень ряда, средний абсолютный прирост, средний коэффициент роста, средний темп роста, средний темп прироста. Показатель безработицы мы будем рассматривать не в целом по области, а по автономным округам.
Ханты – Мансийский автономный округ:
тыс. человек
1997
1998
1999
2000
2001
93,4
93,7
89,6
86
86,8
Средний уровень ряда = 449,5 / 5 = 89,9 (тыс. человек)
Средний абсолютный прирост = -6,6 / 4 = -1,65
Средний коэффициент роста = 5√0,93 = 0,985
Средний темп роста = 0,985 ∙ 100 = 98,5%
Средний темп прироста = 98,5 – 100 = -1,5%
Ямало-Ненецкий автономный округ:
тыс. человек
1997
1998
1999
2000
2001
34,7
33,5
30,7
24,1
21,8
Средний уровень ряда 144,8 / 5 = 28,96 (тыс. человек)
Средний абсолютный прирост = -12,9 / 4 = -3,225
Средний коэффициент роста = 5√0,63 = 0,912
Средний темп роста = 0,912 ∙ 100 = 91,2%
Средний темп прироста = 91,2 – 100 = -8,8%
Тюменская область (без автономных округов):
тыс. человек
1997
1998
1999
2000
2001
82,1
89,8
71,3
64,2
71,3
Средний уровень ряда = 378,7 / 5 = 75,74 (тыс. человек)
Средний абсолютный прирост = -10,8 / 4 = -2,7
Средний коэффициент роста = 5√0,86 = 0,97
Средний темп роста = 0,97 ∙ 100 = 97%
Средний темп прироста = 97 – 100 = -3%.
На данном этапе мы можем сравнить темпы развития безработицы в разных автономных округах Тюменской области. Самый высокий уровень безработицы в Ханты-Мансийском автономном округе, а самый низкий в Ямало-Ненецком.
Интенсивней рост безработицы протекает в Ханты-Мансийском автономном округе, средний темп роста составляет 98,5%, в то время как в Ямало-Ненецком – 91,2%, а на юге Тюменской области 97%.
Из вышесказанного соответственно следует, что и средний темп прироста в Ханты-Мансийском автономном округе выше, чем в Ямало-Ненецком и на юге области.
В Ямало-Ненецком автономном округе уровень безработицы существенно уменьшается, чего не скажешь о других частях Тюменского региона, где он колеблется.
Другие показатели рынка труда региона можно рассматривать аналогично.
2.2.2. Индексный метод анализа рынка труда региона.
Индекс изменения общего фонда оплаты труда в связи с изменением общей численности экономически занятых (см. Приложение 1) и среднемесячной начисленной заработной платой работников (см. Приложение 3) по Тюменской области в целом:
1997-1998 г.г.
Iфот = 3727125050/3567414240 ≈ 1,045
1998-1999 г.г.
Iфот = 6231011160/3727125050 ≈ 1,672
1999-2000 г.г.
Iфот = 10144035000/6231011160 ≈ 1,628
2000-2001 г.г.
Iфот = 15511914000/10144035000 ≈ 1,53
Судя по данным вычислениям, мы можем сказать, что фонд оплаты труда по области с каждым последующим годом увеличивается: в 1998 г. в 1,045 раз, в 1999 г. в 1,672 раза, в 2000 г. в 1,628 раз, в 2001 г. в 1,53 раза. Это увеличение связано с постоянно возрастающей среднемесячной начисленной заработной платой.
Индекс изменения общего фонда оплаты труда в связи с изменением общей численности экономически занятых и среднемесячной начисленной заработной платой работников среди автономных округов Тюменской области:
1998 г.:
Ханты-Мансийский – Ямало-Ненецкий
Iфот = 1798093700/1085812400 ≈ 1,656
Ямало-Ненецкий – юг области
Iфот = 1085812400/679081920 ≈ 1,599
Ханты-Мансийский – юг области
Iфот = 1798093700/679081920 ≈ 2,648
1999 г.:
Ханты-Мансийский – Ямало-Ненецкий
Iфот ≈ 2,126
Ямало-Ненецкий – юг области
Iфот ≈ 1,633
Ханты-Мансийский – юг области
Iфот ≈ 3,471
2000 г.:
Ханты-Мансийский – Ямало-Ненецкий
Iфот ≈ 2,329
Ямало-Ненецкий – юг области
Iфот ≈ 1,86
Ханты-Мансийский – юг области
Iфот ≈ 4,331
2001 г.:
Ханты-Мансийский – Ямало-Ненецкий
Iфот ≈ 2,468
Ямало-Ненецкий – юг области
Iфот ≈ 1,611
Ханты-Мансийский – юг области
Iфот ≈ 3,977
Рассчитав индексы изменения фонда оплаты труда среди различных автономных округов Тюменской области в разные периоды, мы видим, что за период с 1998 г. по 2001 г. самый большой фонд оплаты труда в Ханты-Мансийском округе. Это объясняется тем, что в нем большее число экономически занятого населения и среднемесячная начисленная заработная плата выше, чем в Ямало-Ненецком автономном округе и на юге Тюменской области. Так фонд оплаты труда в Ханты-Мансийском округе выше, чем в Ямало-Ненецком: в 1998 г. в 1,656 раза, в 1999 г. в 2,126 раза, в 2000 г. в 2,329 раза, в 2001 г. в 2,468 раза; чем на юге области: в 1998 г. в 2,648 раза, в 1999 г. в 3,471 раза, в 2000 г. в 4,331 раза, в 2001 г. в 3,977 раза. Мы видим, что превосходство Ханты-Мансийского автономного округа в объеме фонда оплаты труда над другими регионами Тюменской области с каждым годом растет, но в 2001 г. это превосходство чуть сокращает юг области.
На втором месте по размеру фонда оплаты труда находится Ямало-Ненецкий автономный округ. По сравнению с югом Тюменской области его размер превышал: в 1998 г. в 1,599 раза, в 1999 г. в 1,633 раза, в 2000 г. в 1,86 раза, в 2001 г. в 1,611 раза. Таким образом мы видим, что юг области также в 2001 г. сократил это превышение скорее всего, это связано с тем, что на юге области значительно увеличилось число экономически занятого населения и заметно возросла среднемесячная начисленная заработная плата работников.
2.2.3. Влияние демографической ситуации на состояние рынка труда региона.
Для начала мы рассмотрим влияние естественного движения населения (Х) (см. Приложение 6) на уровень безработицы (У) (см. Приложение 2) (за период с 1997 по 2001 г.г.) по Тюменской области в целом.
Для количественной оценки тесноты связи мы используем линейный коэффициент корреляции:
r = [5 · 6030930000 - 29673450000] / √[(5 · 196950000 - 93050000) · (5 · 190692130000 – 946534410000)] = 481200000 / 614394075 ≈ 0,78.
Т.к. линейный коэффициент корреляции равен 0,78, то это дает основание говорить, что связь сильная, точнее тесная, т.е. естественное движение населения очень сильно влияет на уровень безработицы.
Для характеристики влияния изменения естественного движения населения на уровень безработицы мы используем метод регрессионного анализа:
Уравнение регрессии Уi теор = ao + a1·Xi.
Найдем параметры ao и a1:
5 ao + 30500 a1 = 972900
30500 ao + 196950000 a1 = 6030930000
ao = 194580 - 6100 a1
30500 (194580 - 6100 a1 ) + 196950000 a1 = 6030930000
10900000 a1 = 96240000
a1 ≈ 8,83
ao ≈ 140717
Уравнение регрессии запишется так:
Уi теор = 140717 + 8,83 Xi.
Т.к. a1 ≈ 8,83 и больше нуля, то в этом случае связь положительная, при увеличении естественного движения населения на один миллион человек уровень безработицы возрастет на 8,83 тысячи человек.
Теперь мы можем рассмотреть влияние численности экономически активного населения (Х) (см. Приложение 1) на уровень миграции населения (У) (см. Приложение 5) (за период с 1997 по 2001 г.г.) по Тюменской области в целом.
Оценим тесноту связи этих показателей с помощью линейного коэффициента корреляции:
r ≈ 0,01, т.к. он меньше 0,3, то это дает основание говорить, что связь между показателями слабая или практически отсутствует. Т.е. численность экономически активного населения оказывает очень слабое влияние на уровень миграции населения.
Для характеристики влияния ЭАН на миграцию мы используем метод регрессионного анализа.
Уравнение регрессии примет вид:
Уi теор = - 150184,4 + 0,15 Xi.
Т.к. a1 ≈ 0,15 и больше нуля, то можно сказать, что связь положительная. При увеличении численности экономически активного населения на один миллион человек уровень миграции населения возрастет на 150 человек.
Заключение
В данной работе сделана попытка, дать анализ как научно-теоретического, так и практического аспекта деятельности такого составного элемента рыночной экономики, как рынок труда. Очевидно, что из-за чрезмерной обширности данной темы невозможно подробно рассмотреть в одной работе все стороны этой проблемы. Однако, исходя из всего вышесказанного, можно сделать некоторые выводы, обобщая анализ каждого из рассмотренных вопросов.
Итак, теперь можно уже с уверенностью говорить о том, что рынок труда это не только отношения между наемными молодыми работниками как субъектами предложения труда и предпринимателями как субъектами спроса, возникающие по поводу купли-продажи этого труда. Ведь рынок труда испытывает колоссальное влияние со стороны различных субъектов трудовых отношений: это и профсоюзы, отстаивающие интересы наемных работников, и государство, поддерживающее интересы, как работников, так и работодателей посредством специализированных организаций и законодательного регулирования трудовых отношений, и предпринимательские объединения, создающиеся в противовес профсоюзам.
В нашей же экономике с присущим ей крупным государственным сектором и активным вмешательством в рыночные процессы говорить о построении эффективной социальной экономики рано. Этому способствует и несовершенство правовой базы, и налогового законодательства, и коррупция в руководящем составе. Словом, чтобы начать эффективно решать проблемы на рынке труда, нужно сначала реформировать все сферы экономической, политической и социальной жизни общества.
В период радикальных преобразований, связанных с разгосударствлением, приватизацией, конверсией, демонополизацией, проведением рыночных реформ в экономике, происходит ломка традиционных структур занятости. Переход к новой экономической системе требует крупномасштабных перемещений работников, высвобождаемых из распадающихся структур. Для значительных контингентов рабочих и служащих массовых профессий, вытесняемых свертыванием или технологизацией производства, недостаточно одного только изыскания новых рабочих мест. Необходима переподготовка специалистов узкого профиля, частичных работников, высвобождающихся при ликвидации устаревших хозяйственных и управленческих структур, модернизации традиционных секторов экономики на частнопредпринимательской основе. Не все они находят себе новое место работы, но общество рассматривает многих из них как потенциальный и мобильный резерв труда. Он будет использован при дальнейшем расширении и совершенствовании производства и услуг, когда общество выработает материально подтвержденные, в том числе и в денежной форме, потребности, а экономика будет готова создать новые эффективные рабочие места. Поддерживать полную занятость всех, кого высвобождают высокие технологии и рыночные формы хозяйствования, кто не может эффективно работать на приватизированных предприятиях становится все труднее. Создание новых рабочих мест требует крупных капиталовложений, а спрос на дополнительных работников определяется эффективностью использования рабочей силы на производстве.
Человек, потерявший работу и готовый к ней приступить вновь, безусловно, имеет право на содействие в трудоустройстве и переквалификации, ему должна быть предоставлена необходимая материальная помощь. Это аксиома рынка труда.
Рынок труда является фундаментом рыночной экономики. Он диктует свои непреложные законы. Эти законы достаточно просты. Они гласят, что заработная плата должна быть не ниже прожиточного минимума, что работающие по найму должны иметь нормальную продолжительность рабочего времени, что тот, кто оказался среди вынуждено безработных, должен получить трудовую и материальную помощь. Законы рынка труда действуют на уровне здравого смысла, опираясь на них человек может добиться в жизни того, на что он действительно способен, не полагаясь особо на государство. Если законы рынка труда действуют в полной мере и трудовое законодательство отвечает их требованиям, а экономика дает материальное обеспечение рабочей силе в виде разнообразных рынков товаров и услуг, общество идет по пути к процветанию. Даже содержание нетрудоспособных и безработных не представляется ему в тягость: эффективное хозяйство, основанное на свободном и заинтересованном труде позволяет содержать освобожденных от труда, предоставлять им необходимую поддержку. Для общества экономически выгоднее и нравственно честнее поступать таким образом, чем прилаживать к делу без надобности каждого ради всеобщей занятости. Не желающий или не способный работать по объективным причинам не должен мешать трудящимся, что естественно вытекает из законов рынка труда.
Список литературы
1. В.А. Павленко «Рынок труда», Москва, 1992.
2. В.М. Гусаров «Теория статистики», Москва, Издательское объединение «ЮНИТИ», 1992.
3. Л.И. Кожухарь «Основы общей теории статистики», Москва, Финансы и статистика, 1999.
4. Н.С. Зоткина «Экономика и социология труда», Издательство Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов, 2001.
5. П.Я. Октябрьский «Статистика», Издательство Санкт-Петербургского университета, 2001.
6. Общая теория статистики. / Под редакцией Башиной О.Э., Спирина А.А. – Москва: Финасы и статистика, 2001.
7. Рынок труда и доходы населения. / Под редакцией Волгина Н.А. – Москва: 1999.
8. Харченко Л.П., Долженкова В.Г., Ионин В.Г. и др., Статистика. Новосибирск, Издательство «НГАЭ и У», 1996.
9. Экономика. Демография. Статистика. / Под редакцией Аперьян Е.Г. – Москва, Издательство «Наука», 1990.
10. Социально-экономическое положение Тюменской области в сфере трудовых отношений. Итоги 2001 года. // Информационно-аналитический сборник. – Тюмень, 2002.
11. Статистический ежегодник 2002. Часть 1. – Издательство Тюменского областного комитета государственной статистики, 2002.
12. Труд и занятость Тюменской области (1997-2001 г.г.). // Статистический сборник. – Издательство Тюменского областного комитета государственной статистики, 2002.
Приложение 1.
Численность экономически активного населения.
Экономически активное население, тыс. человек
В % к итогу
занятые в экономике
безработ-ные
занятые в экономике
безработ-ные
1997
1998
1999
2000
2001
1635,0
1551,5
1728,2
1686,8
1734,2
1424,8
1334,5
1536,7
1512,5
1554,3
210,2
217,0
191,6
174,3
179,8
87,1
86,0
88,9
89,7
89,6
12,9
14,0
11,1
10,3
10,4
автономный округ
1997
1998
1999
2000
2001
743,9
649,8
789,4
770,6
785,3
650,6
556,1
699,8
684,6
698,6
93,4
93,7
89,6
86,0
86,8
87,5
85,6
88,6
88,8
89,0
12,5
14,4
11,4
11,2
11,0
автономный округ
1997
1998
1999
2000
2001
323,5
298,3
305,1
302,6
305,1
288,8
264,8
274,5
278,5
283,3
34,7
33,5
30,7
24,1
21,8
89,3
88,8
89,9
92,0
92,9
10,7
11,2
10,1
8,0
7,1
Тюменская область (без автономных округов)
1997
1998
1999
2000
2001
567,5
603,4
633,6
613,6
643,8
485,4
513,6
562,4
549,4
572,5
82,1
89,8
71,3
64,2
71,3
85,5
85,1
88,7
89,5
88,9
14,5
14,9
11,3
10,5
11,1
Приложение 2.
Численность безработных.
Численность безработных, тыс. человек
В % к экономически активному населению
всего
в том числе
всего
в том числе
мужчи-ны
женщи-ны
мужчи-ны
женщи-ны
1997
1998
1999
2000
2001
210,2
217,0
191,6
174,3
179,8
112,6
114,1
108,0
88,1
93,7
97,5
102,8
83,5
86,2
86,1
12,9
14,0
11,1
10,3
10,4
12,8
13,4
11,6
9,6
10,0
13,0
14,7
10,5
11,2
10,8
Ханты-Мансийский автономный округ
1997
1998
1999
2000
2001
93,4
93,7
89,6
86,0
86,8
49,3
46,6
51,5
43,1
43,9
44,1
47,1
38,1
42,9
42,9
12,5
14,4
11,4
11,2
11,0
12,2
13,0
12,0
10,2
10,3
13,0
16,1
10,6
12,3
11,9
Ямало-Ненецкий автономный округ
1997
1998
1999
2000
2001
34,7
33,5
30,7
24,1
21,8
14,9
14,3
15,3
11,8
11,6
19,8
19,2
15,3
12,2
10,2
10,7
11,2
10,1
8,0
7,1
8,4
8,7
9,1
7,1
7,0
13,4
14,4
11,2
9,0
7,3
Тюменская область (без автономных округов)
1997
1998
1999
2000
2001
82,1
89,8
71,3
64,2
71,3
48,5
53,2
41,2
33,2
38,2
33,6
36,5
30,1
31,1
33,1
14,5
14,9
11,3
10,5
11,1
16,0
16,1
12,4
10,1
11,2
12,7
13,4
10,0
10,9
11,0
Приложение 3.
Среднемесячная начисленная заработная плата работников.
Тыс. рублей, с 1998г. - рублей
В % к предыдущему году
номинальная
реальная
1997
1998
1999
2000
2001
2503,8
2792,9
4054,8
6706,8
9980,0
121,6
11,5
145,2
165,4
148,8
103,9
91,0
83,7
135,9
122,0
Ханты-Мансийский автономный округ
1997
1998
1999
2000
2001
…
3233,4
4854,9
8492,2
12589,8
…
…
150,1
174,9
148,3
…
…
87,0
142,6
122,8
Ямало-Ненецкий автономный округ
1997
1998
1999
2000
2001
…
4100,5
5821,1
8964,7
12577,1
…
…
142,0
154,0
140,3
…
…
85,2
125,4
115,3
Тюменская область (без автономных округов)
1997
1998
1999
2000
2001
…
1322,2
1740,3
2443,3
3862,9
…
…
131,6
140,4
158,1
…
…
73,6
115,2
128,6
Приложение 4.
Численность населения.
Все население, тыс.человек
городское
1997
1998
1999
2000
2001
3180,5
3211,0
3226,4
3221,0
3236,6
2415,7
2444,9
2460,1
2455,6
2473,3
764,8
766,1
766,3
765,4
763,3
1997
1998
1999
2000
2001
3197,6
3228,1
3243,5
3236,9
3253,7
2433,5
2462,7
2477,9
2472,8
2491,1
764,1
765,4
765,6
764,1
762,6
Приложение 5.
Миграция населения.
человек
1997
1998
1999
2000
2001
125893
106548
87456
93524
86012
в том числе из:
Российская Федерация
Страны СНГ и Балтии
Страны вне СНГ и Балтии
92213
33543
137
81216
25156
176
71760
15596
100
77764
15648
112
78210
7678
124
Приложение 6.
Естественное движение населения.
всего, тыс. человек
1997
1998
1999
2000
2001
Родившихся
33,3
35,3
33,3
34,2
37,1
Умерших
27,5
26,6
27,4
30,1
31,1
Естественный прирост, убыль (-)
5,8
8,7
5,9
4,1
6,0
Страницы: 1, 2