бесплатные рефераты

Статистический анализ рынка труда Тюменской области


1.5.         Регулирование рынка труда.

Государственная политика на рынка труда в целом и в области содействия занятости населения определена статьей 5 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации». Она состоит в следующем:

·        Государство проводит политику содействия реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость.

·        Государственная политика в области содействия занятости населения направлена на решение многообразных социально-экономических проблем рационального и продуктивного использования наличного трудового потенциала общества.

Органы государственного регулирования рынка труда являются составной частью системы регулирования занятости.

Федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в области труда, занятости и социальной защиты населения  является Министерство труда и социального развития РФ, образованное Указом Президента РФ от 14 августа 1996 г., № 1177 «О структуре органов исполнительной власти» на базе упраздненных Министерства социальной защиты РФ, Министерства труда РФ и Федеральной службы занятости России.

Основными задачами Министерства труда и социального развития РФ являются разработка предложений и реализация основных направлений и критериев государственной социальной политики по решению комплексных проблем социального развития, народонаселения, повышению уровня жизни и доходов населения, развитию социального страхования, кадрового потенциала, совершенствованию системы оплаты труда и социального партнерства, организации пенсионного обеспечения и социального обслуживания, улучшению условий и охраны труда, обеспечению эффективной занятости населения и социальных гарантий, социальной защиты семьи, женщин, детей, граждан пожилого возраста и ветеранов, инвалидов, граждан, уволенных с военной службы и членов их семей, становлению и развитию государственной службы, совершенствованию законодательства о труде, занятости и социальной защите населения, осуществлению международного сотрудничества в установленной сфере деятельности.

Особенностью функционирования региональных органов по труду и занятости населения является то, что во многих субъектах Российской Федерации, а тем более в отдельных городах страны территориальные органы службы занятости, в отличие от управлений по труду, не являются структурными подразделениями соответствующих органов исполнительной власти. На территории субъектов РФ отдельных городов и районов, сельских поселений органы службы занятости функционируют самостоятельно и лишь координируют свою деятельность с деятельностью органов местного самоуправления в пределах их компетенции.

Функции государственного контроля за соблюдение работодателями основных законодательных актов и нормативных документов в области организации и охраны труда выполняет Федеральная инспекция труда (Рострудинспекция), созданная при Минтруде Указом Президента РФ в декабре 1994 г. У этого органа два основных направления работы:

1.     контроль и надзор за соблюдением законодательства о труде в целом (этими проблемами занимаются государственные правовые инспекторы);

2.     контроль за соблюдением норм по охране труда (прерогатива государственных инспекторов по охране труда).

Разрешение коллективных трудовых споров возложено на службу по урегулированию коллективных трудовых споров и ее органы на местах. Положение о этой службе утверждено постановлением Правительства РФ от 15 апреля 1996 г., № 468.

В соответствии с действующим законодательством, органы службы урегулирования коллективных трудовых споров на местах формируют списки посредников и трудовых арбитров и проводят их подготовку к разрешению коллективных трудовых споров; проверяют, в случае необходимости, полномочия сторон коллективного трудового спора; осуществляют уведомительную регистрацию коллективных трудовых споров; выявляют и обобщают причины и условия возникновения коллективных трудовых споров, подготавливают предложения по их устранению; оказывают методическую помощь сторонам на всех этапах разрешения коллективных трудовых споров; организуют финансирование примирительных процедур, т.е. оплату посредников, трудовых арбитров; организуют работу по урегулированию коллективных трудовых споров.

















Глава 2. Статистический анализ рынка труда Тюменской области

за 1997-2001 г.г.

2.1. Статистические методы анализа рынка труда

          В статистической практике используются различные методы анализа экономических явлений. Некоторые из них мы рассмотрим в данной работе.

Группировка статистических данных.

          Группировка – это разбиение совокупности на группы, однородные по какому-либо признаку. С точки зрения отдельных единиц совокупности группировка – это объединение отдельных единиц совокупности в группы, однородные по каким-либо признакам.

          Устойчивое разграничение объектов выражается классификацией. Классификация – это как бы стандарт, в котором каждая атрибутивная запись может быть отнесена лишь к одной группе или подгруппе. Классификация основывается на самых существенных признаках, которые меняются очень мало.

          Метод группировки основывается на двух категориях – группировочном признаке и интервале.

          Группировочный признак – это признак, по которому происходит объединение отдельных единиц совокупности в однородные группы. Классификация и группировка должны производиться на вполне объективных и легко распознаваемых признаков.

          Интервал очерчивает количественные границы групп. Как правило, он представляет собой промежуток между максимальным и минимальным значениями признака в группе. Интервалы бывают:

          равные, когда разность между максимальным и минимальным значениями в каждом интервале одинакова;

          неравные, когда, например, ширина интервала постепенно увеличивается, а верхний интервал часто не закрывается вовсе;

          открытые, когда имеется только либо верхняя, либо нижняя граница;

          закрытые, когда имеются и нижняя, и верхняя границы.

          Статистические группировки и классификации преследуют цели выделения качественно однородных совокупностей, изучения структуры совокупности, исследования существующих зависимостей. Каждой из этих целей соответствует особый вид группировки: типологическая, структурная, аналитическая (факторная).

          Типологическая группировка решает задачу выявления и характеристики социально-экономических типов (частных подсовокупностей).

          Структурная дает возможность описать составные части совокупности или строение типов, а также проанализировать структурные сдвиги.

          Аналитическая (факторная) группировка позволяет оценивать связи между взаимодействующими признаками.

Ряды динамики.

          Ряд динамики – это последовательность упорядоченных во времени числовых показателей, характеризующих уровень развития изучаемого явления. Всякий ряд динамики включает два обязательных элемента: во-первых, время и, во-вторых, конкретное значение показателя, или уровень ряда.

          При изучении явления во времени перед исследователем встает проблема описания интенсивности изменения и расчета средних показателей динамики. Для характеристики интенсивности во времени такими показателями будут: абсолютный прирост, темп роста, темп прироста, абсолютное значение одного процента прироста.

          Расчет показателей динамики представлен в следующей таблице:

Показатель

Базисный

Цепной

Абсолютный прирост   (Δ i баз; Δ і цеп)*

Yi - Yo

Yi - Yi-1

Коэффициент роста (Кр)**

Yi : Yo

Yi:Yi-1

Темп роста (Тр)

(Yi : Yo)·100

(Yi : Yi-1) ·100

Коэффициент прироста (Кпр)

Кр – 1;

(Yi - Yo) : Yo;

Δбаз : Yo

Кр – 1;

(Yi - Yi-1) : Yi-1;

Δцеп : Yi-1

Темп прироста (Тпр)

Кпр·100;

Тр – 100

Кпр·100;

Тр – 100

Абсолютное значение одного процента прироста (А)

Yo : 100

Yi-1 : 100;

Δ : Тпр;

(Yi - Yi-1) : (Тр – 100)

* Δ i баз = ∑ Δ і цеп.

** Крбаз = Пi=1 Крцеп.

          Система средних показателей динамики включает: средний уровень ряда, средний абсолютный прирост, средний темп роста, средний темп прироста.

          Средний уровень ряда – это показатель, обобщающий итоги развития явления за единичный интервал или момент из имеющейся временной последовательности. В данной работе мы будем рассматривать равные периоды времени, поэтому средний уровень ряда будем рассчитывать по формуле:

Y‾ = ∑1n Yi/n  или ∑on Yi/(n+1),

где n и (n+1) – общая длина временного ряда или общее число равных временных отрезков, каждому из которых соответствует свой уровень Yi.  

          Средний абсолютный прирост рассчитывается по формулам в зависимости от способа нумерации интервалов (моментов).

∆‾ ═ ∆‾баз : n или  ∆‾ = ∆баз : (n – 1).

          Средний темп роста:

Т‾р = К‾р ∙100,

где К‾р – средний коэффициент роста, рассчитанный как

К‾р = n√∏Кцеп  = n√Кбаз.

          Здесь Кцеп – цепные коэффициенты роста; Кбаз – базисный коэффициент роста. Если нумерация уровней ряда начинается с единицы, то формула среднего коэффициента роста выглядит следующим образом:

К‾р = n-1√∏Кцеп  = n-1√Кбаз.

          Средний темп прироста (%) определяется по единственной методологии:

Т‾пр = Т‾р – 100.

Индексный метод.

Индекс – это относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления в данных условиях отличается от уровня того же явления в других условиях. Различие условий может проявляться во времени (тогда говорят об индексах динамики), в пространстве (территориальные индексы), в выборе в качестве базы сравнения какого-либо условного уровня, например планового показателя, уровня договорных обязательств и т.п. Соответственно вводят индекс выполнения обязательств или, если плановый уровень сравнивается с уровнем предыдущего периода, - индекс планового задания.

Если известно, что изучаемое явление неоднородно и сравнение уровней можно провести только после приведения их к общей мере, экономический анализ выполняют посредством так называемых общих индексов. Индекс становится общим, когда в расчетной формуле показывается неоднородность изучаемой совокупности.

Приведем формулы расчета некоторых наиболее употребительных агрегатных индексов.

Индекс изменения общей суммы затрат на производство продукции в зависимости от объема производства (q) и затрат на единицу (z):

Ic= (∑z1·q1) / (∑zo·qo) = [(∑zo· q1) / (∑zo·qo)]·[ (∑z1·q1) / (∑zo· q1)] = Iq·Iz.

Индекс изменения общего фонда оплаты труда в связи с изменением общей численности работающих (Т) и заработной платы (f):

IF = (∑f1·T1) / (∑fo·To) = [(∑fo· T1) / (∑fo·To)]·[ (∑f1·T1) / (∑fo· T1) = IT·If.

Индекс изменения объема продукции в связи с изменением численности работающих (Т) и уровня их выработки (w):

IQ = (∑w1·T1) / (∑wo·To) = [(∑wo· T1) / (∑wo·To)]·[ (∑w1·T1) / (∑wo· T1) = IT·Iw.

Аналогичным образом находят общие агрегатные индексы и по многим другим экономическим показателям.

Метод  корреляционно – регрессионного анализа.

          В общем виде задача статистики в области изучения взаимосвязей состоит не только в количественной оценке их наличия, направления и силы связи, но и в определении формы (аналитического выражения) влияния факторных признаков на результативный. Для ее решения применяют методы корреляционного и регрессионного анализа.

          Задачи корреляционного анализа сводятся к измерению тесноты связи между варьирующими признаками, определению неизвестных причин связи (причинный характер которых, должен быть выяснен с помощью теоретического анализа) и оценке факторов, оказывающих наибольшее влияние на результативный признак.

          Задачами регрессионного анализа являются выбор типа модели (формы связи), установление степени влияния независимых переменных на зависимую и определение расчетных значений зависимой переменной (функции регрессии).

          Решение всех названных задач приводит к необходимости комплексного использования этих методов.

          Для количественной оценки тесноты связи используют линейный коэффициент корреляции. Если заданы значения переменных Х и У, то он вычисляется по формуле:

rxy= (n∑xy-∑x∑y) / (√[n∑x² - (∑x)²]·[n∑y² - (∑y)²])

          Коэффициент корреляции принимает значения в интервале от –1 до +1. Принято считать, что если |r|< 0,30, то связь слабая; при |r| = (0,3; 0,7) – средняя; при |r| > 0,70 – сильная, или тесная. Когда |r| = 1 – связь функциональная. Если же r ≈ 0, то это дает основание говорить об отсутствии линейной связи между У и Х.

          Для характеристики влияния изменений Х на вариацию У служат методы регрессионного анализа. В случае парной линейной зависимости строится регрессионная модель:

Yi = ao + a1·Xi + εi,i = 1,...,n,

где n – число наблюдений;

      ao , a1 - неизвестные параметры уравнения;

 εi  - ошибка случайной переменной У.

          Уравнение регрессии записывается как

Уi теор = ao + a1·Xi,

где Уi теор – рассчитанное выравненное значение результативного признака после подстановки в уравнение Х.

          Параметры ao и a1 оцениваются с помощью процедур, наибольшее распространение из которых получил метод наименьших квадратов. Его суть заключается в том, что наилучшие оценки ao и a1 получают, когда

∑( Yi - Уi теор)² = min,

т.е. сумма квадратов отклонений эмпирических значений зависимой переменной от вычисленных по уравнению регрессии должна быть минимальной. Сумма квадратов отклонений является функцией параметров ao и a1. Ее минимизация осуществляется решением системы уравнений:

n ao + a1∑X = ∑У;

ao ∑X + a1∑X² = ∑ХУ.

          Важен смысл параметров: a1 – это коэффициент регрессии, характеризующий влияние, которое оказывает Х на У. Он показывает, на сколько единиц в среднем изменится У при изменении Х на одну единицу. Если a1 больше 0, то наблюдается положительная связь. Если a1 имеет отрицательное значение, то увеличение Х на единицу влечет за собой уменьшение У в среднем на a1. Параметр a1 обладает размерностью отношения У к Х.

          Параметр ao – это постоянная величина в уравнении регрессии. На мой взгляд, экономического смысла она не имеет, но в ряде случаев его интерпретируют как начальное значение У.


2.2. Анализ рынка труда Тюменской области за 1997 – 2001г.г.

2.2.1. Изучение структуры и динамики основных показателей рынка труда

          Для изучения изменения показателя экономически активного населения (см. Приложение 1) можно использовать такие показатели динамики, как абсолютный прирост, коэффициент роста, темп роста, коэффициент прироста, темп прироста.

тыс. человек

Показатель

1997

1998

1999

2000

2001

б

ц

б

ц

б

ц

б

ц

б

ц

Абсолют-ный прирост

-

-

-83,5

-83,5

93,2

176,7

51,8

-41,4

99,2

47,4

Коэффици-ент роста

-

-

0,94

0,94

1,06

1,11

1,03

0,98

1,06

1,03

Темп роста

-

-

94

94

106

111

103

98

106

103

Коэффици-ент прироста

-

-

-0,06

-0,06

0,06

0,11

0,03

-0,02

0,06

0,03

Темп прироста

-

-

-6

-6

6

11

3

-2

6

3

* на 1999г.:

Δ i баз = 1728,2 – 1635,0 = 93,2 (тыс. человек)

Δ і цеп = 1728,2 – 1635,0 = 176,7 (тыс. человек)

Кр = 1728,2/1635,0 = 1,06 (баз)

Кр = 1728,2/1551,5 = 1,11 (цеп)

Тр = 1,06 ∙ 100 = 106% (баз)

Тр = 1,11 ∙ 100 = 111% (цеп)

Кпр = 1,06 – 1 = 0,06 (баз)

Кпр = 1,11 – 1 = 0,11 (цеп)

Тпр = 106 – 100 = 6% (баз)

Тпр = 111 – 100 = 11% (цеп)

          Если в качестве примера брать базисный период, то мы видим, что численность экономически активного населения не только увеличивалась, но и уменьшалась. А уменьшалась она в 1998 году. В остальные же годы наблюдается увеличение экономически активного населения. Так в 1999 г., по сравнению с 1997 г., это увеличение составляло 93,2 тыс. человек, в 2000 г. – 51,8 тыс. человек, а в 2001 г. оно было самым высоким и составило 99,2 тыс. человек.

          Если мы будем рассматривать цепные периоды, то увидим, что в 1998 г., по сравнению с 1997 г., численность экономически активного населения уменьшилась на 83,5 тыс. человек; в 1999 г., по сравнению с 1998 г., увеличилась на 176,7 тыс. человек; в 2000 г., по сравнению с 1999 г., уменьшилась на 41,4 тыс. человек; в 2001 г., по сравнению с 2000 г., увеличилась на 47,4 тыс. человек.

          Самый высокий коэффициент роста приходится на 1999 г., он составляет 1,06 (в базисный период) и 1,11 (в цепной период). Соответственно самые высокие темп роста, коэффициент прироста и темп прироста приходятся на 1999 г.

Для изучения изменения показателя безработицы (см. Приложение 2) можно использовать такие показатели динамики, как средний уровень ряда, средний абсолютный прирост, средний коэффициент роста, средний темп роста, средний темп прироста. Показатель безработицы мы будем рассматривать не в целом по области, а по автономным округам.

          Ханты – Мансийский автономный округ:

тыс. человек

1997

1998

1999

2000

2001

93,4

93,7

89,6

86

86,8

Средний уровень ряда = 449,5 / 5 = 89,9 (тыс. человек)

Средний абсолютный прирост = -6,6 / 4 = -1,65

Средний коэффициент роста = 5√0,93 = 0,985

Средний темп роста = 0,985 ∙ 100 = 98,5%

Средний темп прироста = 98,5 – 100 = -1,5%

          Ямало-Ненецкий автономный округ:

тыс. человек

1997

1998

1999

2000

2001

34,7

33,5

30,7

24,1

21,8

Средний уровень ряда 144,8 / 5 = 28,96 (тыс. человек)

Средний абсолютный прирост = -12,9 / 4 = -3,225

Средний коэффициент роста = 5√0,63 = 0,912

Средний темп роста = 0,912 ∙ 100 = 91,2%

Средний темп прироста = 91,2 – 100 = -8,8%

          Тюменская область (без автономных округов):

тыс. человек

1997

1998

1999

2000

2001

82,1

89,8

71,3

64,2

71,3

Средний уровень ряда = 378,7 / 5 = 75,74 (тыс. человек)

Средний абсолютный прирост = -10,8 / 4 = -2,7

Средний коэффициент роста = 5√0,86 = 0,97

Средний темп роста = 0,97 ∙ 100 = 97%

Средний темп прироста = 97 – 100 = -3%.

          На данном этапе мы можем сравнить темпы развития безработицы в разных автономных округах Тюменской области. Самый высокий уровень безработицы в Ханты-Мансийском автономном округе, а самый низкий в Ямало-Ненецком.

          Интенсивней рост безработицы протекает в Ханты-Мансийском автономном округе, средний темп роста составляет 98,5%, в то время как в Ямало-Ненецком – 91,2%, а на юге Тюменской области 97%.

          Из вышесказанного соответственно следует, что и средний темп прироста в Ханты-Мансийском автономном округе выше, чем в Ямало-Ненецком и на юге области.

          В Ямало-Ненецком автономном округе уровень безработицы существенно уменьшается, чего не скажешь о других частях Тюменского региона, где он колеблется.

          Другие показатели рынка труда региона можно рассматривать аналогично.


2.2.2. Индексный метод анализа рынка труда региона.

          Индекс изменения общего фонда оплаты труда в связи с изменением общей численности экономически занятых (см. Приложение 1) и среднемесячной начисленной заработной платой работников (см. Приложение 3) по Тюменской области в целом:

1997-1998 г.г.

Iфот = 3727125050/3567414240 ≈ 1,045

1998-1999 г.г.

Iфот = 6231011160/3727125050 ≈ 1,672

1999-2000 г.г.

Iфот = 10144035000/6231011160 ≈ 1,628

2000-2001 г.г.

Iфот = 15511914000/10144035000 ≈ 1,53

          Судя по данным вычислениям, мы можем сказать, что фонд оплаты труда по области с каждым последующим годом увеличивается: в 1998 г. в 1,045 раз, в 1999 г. в 1,672 раза, в 2000 г. в 1,628 раз, в 2001 г. в 1,53 раза. Это увеличение связано с постоянно возрастающей среднемесячной начисленной заработной платой.

          Индекс изменения общего фонда оплаты труда в связи с изменением общей численности экономически занятых и среднемесячной начисленной заработной платой работников среди автономных округов Тюменской области:

1998 г.:

Ханты-Мансийский – Ямало-Ненецкий

Iфот = 1798093700/1085812400 ≈ 1,656

Ямало-Ненецкий – юг области

Iфот = 1085812400/679081920 ≈ 1,599

Ханты-Мансийский – юг области

Iфот = 1798093700/679081920 ≈ 2,648

1999 г.:

Ханты-Мансийский – Ямало-Ненецкий

Iфот ≈ 2,126

Ямало-Ненецкий – юг области

Iфот ≈ 1,633

Ханты-Мансийский – юг области

Iфот ≈ 3,471

2000 г.:

Ханты-Мансийский – Ямало-Ненецкий

Iфот ≈ 2,329

Ямало-Ненецкий – юг области

Iфот ≈ 1,86

Ханты-Мансийский – юг области

Iфот ≈ 4,331

2001 г.:

Ханты-Мансийский – Ямало-Ненецкий

Iфот ≈ 2,468

Ямало-Ненецкий – юг области

Iфот ≈ 1,611

Ханты-Мансийский – юг области

Iфот ≈ 3,977

          Рассчитав индексы изменения фонда оплаты труда среди различных автономных округов Тюменской области в разные периоды, мы видим, что за период с 1998 г. по 2001 г. самый большой фонд оплаты труда в Ханты-Мансийском округе. Это объясняется тем, что в нем большее число экономически занятого населения и среднемесячная начисленная заработная плата выше, чем в Ямало-Ненецком автономном округе и на юге Тюменской области. Так фонд оплаты труда в Ханты-Мансийском округе выше, чем в Ямало-Ненецком: в 1998 г. в 1,656 раза, в 1999 г. в 2,126 раза, в 2000 г. в 2,329 раза, в 2001 г. в 2,468 раза; чем на юге области: в 1998 г. в 2,648 раза, в 1999 г. в 3,471 раза, в 2000 г. в 4,331 раза, в 2001 г. в 3,977 раза. Мы видим, что превосходство Ханты-Мансийского автономного округа в объеме фонда оплаты труда над другими регионами Тюменской области с каждым годом растет, но в 2001 г. это превосходство чуть сокращает юг области.

          На втором месте по размеру фонда оплаты труда находится Ямало-Ненецкий автономный округ. По сравнению с югом Тюменской области его размер превышал: в 1998 г. в 1,599 раза, в 1999 г. в 1,633 раза, в 2000 г. в 1,86 раза, в 2001 г. в 1,611 раза. Таким образом мы видим, что юг области также в 2001 г. сократил это превышение скорее всего, это связано с тем, что на юге области значительно увеличилось число экономически занятого населения и заметно возросла среднемесячная начисленная заработная плата работников.


2.2.3. Влияние демографической ситуации на состояние рынка труда региона.

          Для начала мы рассмотрим влияние естественного движения населения (Х) (см. Приложение 6) на уровень безработицы (У) (см. Приложение 2) (за период с 1997 по 2001 г.г.) по Тюменской области в целом.

          Для количественной оценки тесноты связи мы используем линейный коэффициент корреляции:

r = [5 · 6030930000 - 29673450000] / √[(5 · 196950000 - 93050000) · (5 · 190692130000 – 946534410000)] = 481200000 / 614394075 ≈ 0,78.

Т.к. линейный коэффициент корреляции равен 0,78, то это дает основание говорить, что связь сильная, точнее тесная, т.е. естественное движение населения очень сильно влияет на уровень безработицы.

          Для характеристики влияния изменения естественного движения населения на уровень безработицы мы используем метод регрессионного анализа:

Уравнение регрессии Уi теор = ao + a1·Xi.

Найдем параметры ao и a1:

5 ao + 30500 a1 = 972900

30500 ao + 196950000 a1 = 6030930000                      

ao = 194580 - 6100 a1

30500 (194580 - 6100 a1 ) + 196950000 a1 = 6030930000

10900000 a1 = 96240000

a1 ≈ 8,83

ao ≈ 140717

Уравнение регрессии запишется так:

Уi теор = 140717 + 8,83 Xi.

Т.к. a1 ≈ 8,83 и больше нуля, то в этом случае связь положительная, при увеличении естественного движения населения на один миллион человек уровень безработицы возрастет на 8,83 тысячи человек.

          Теперь мы можем рассмотреть влияние численности экономически активного населения (Х) (см. Приложение 1) на уровень миграции населения (У) (см. Приложение 5) (за период с 1997 по 2001 г.г.) по Тюменской области в целом.

          Оценим тесноту связи этих показателей с помощью линейного коэффициента корреляции:

r ≈ 0,01, т.к. он меньше 0,3, то это дает основание говорить, что связь между показателями слабая или практически отсутствует. Т.е. численность экономически активного населения оказывает очень слабое влияние на уровень миграции населения.

          Для характеристики влияния ЭАН на миграцию мы используем метод регрессионного анализа.

          Уравнение регрессии примет вид:

Уi теор = - 150184,4 + 0,15 Xi.

Т.к. a1 ≈ 0,15 и больше нуля, то можно сказать, что связь положительная. При увеличении численности экономически активного населения на один миллион человек уровень миграции населения возрастет на 150 человек.






















Заключение

В данной работе сделана попытка, дать анализ как научно-теоретического, так и практического аспекта деятельности такого составного элемента рыночной экономики, как рынок труда. Очевидно, что из-за чрезмерной обширности данной темы невозможно подробно рассмотреть в одной работе все стороны этой проблемы. Однако, исходя из всего вышесказанного, можно сделать некоторые выводы, обобщая анализ каждого из рассмотренных вопросов.

Итак, теперь можно уже с уверенностью говорить о том, что рынок труда это не только отношения между наемными молодыми работниками как субъектами предложения труда и предпринимателями как субъектами спроса, возникающие по поводу купли-продажи этого труда. Ведь рынок труда испытывает колоссальное влияние со стороны различных субъектов трудовых отношений: это и профсоюзы, отстаивающие интересы наемных работников, и государство, поддерживающее интересы, как работников, так и работодателей посредством специализированных организаций и законодательного регулирования трудовых отношений, и предпринимательские объединения, создающиеся в противовес профсоюзам.

В нашей же экономике с присущим ей крупным государственным сектором и активным вмешательством в рыночные процессы говорить о построении эффективной социальной экономики рано. Этому способствует и несовершенство правовой базы, и налогового законодательства, и коррупция в руководящем составе. Словом, чтобы начать эффективно решать проблемы на рынке труда, нужно сначала реформировать все сферы экономической, политической и социальной жизни общества.

В период радикальных преобразований, связанных с разгосударствлением, приватизацией, конверсией, демонополизацией, проведением рыночных реформ в экономике, происходит ломка традиционных структур занятости. Переход к новой экономической системе требует крупномасштабных перемещений работников, высвобождаемых из распадающихся структур. Для значительных контингентов рабочих и служащих массовых профессий, вытесняемых свертыванием или технологизацией производства, недостаточно одного только изыскания новых рабочих мест. Необходима переподготовка специалистов узкого профиля, частичных работников, высвобождающихся при ликвидации устаревших хозяйственных и управленческих структур, модернизации традиционных секторов экономики на частнопредпринимательской основе. Не все они находят себе новое место работы, но общество рассматривает многих из них как потенциальный и мобильный резерв труда. Он будет использован при дальнейшем расширении и совершенствовании производства и услуг, когда общество выработает материально подтвержденные, в том числе и в денежной форме, потребности, а экономика будет готова создать новые эффективные рабочие места. Поддерживать полную занятость всех, кого высвобождают высокие технологии и рыночные формы хозяйствования, кто не может эффективно работать на приватизированных предприятиях становится все труднее. Создание новых рабочих мест требует крупных капиталовложений, а спрос на дополнительных работников определяется эффективностью использования рабочей силы на производстве.

          Человек, потерявший работу и готовый к ней приступить вновь, безусловно, имеет право на содействие в трудоустройстве и переквалификации, ему должна быть предоставлена необходимая материальная помощь. Это аксиома рынка труда.

          Рынок труда является фундаментом рыночной экономики. Он диктует свои непреложные законы. Эти законы достаточно просты. Они гласят, что заработная плата должна быть не ниже прожиточного минимума, что работающие по найму должны иметь нормальную продолжительность рабочего времени, что тот, кто оказался среди вынуждено безработных, должен получить трудовую и материальную помощь. Законы рынка труда действуют на уровне здравого смысла, опираясь на них человек может добиться в жизни того, на что он действительно способен, не полагаясь особо на государство. Если законы рынка труда действуют в полной мере и трудовое законодательство отвечает их требованиям, а экономика дает материальное обеспечение рабочей силе в виде разнообразных рынков товаров и услуг, общество идет по пути к процветанию. Даже содержание нетрудоспособных и безработных не представляется ему в тягость: эффективное хозяйство, основанное на свободном и заинтересованном труде позволяет содержать освобожденных от труда, предоставлять им необходимую поддержку. Для общества экономически выгоднее и нравственно честнее поступать таким образом, чем прилаживать к делу без надобности каждого ради всеобщей занятости. Не желающий или не способный работать по объективным причинам не должен мешать трудящимся, что естественно вытекает из законов рынка труда.




















Список литературы

1.     В.А. Павленко «Рынок труда», Москва, 1992.

2.     В.М. Гусаров «Теория статистики», Москва, Издательское объединение «ЮНИТИ», 1992.

3.     Л.И. Кожухарь «Основы общей теории статистики», Москва, Финансы и статистика, 1999.

4.     Н.С. Зоткина «Экономика и социология труда», Издательство Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов, 2001.

5.     П.Я. Октябрьский «Статистика», Издательство Санкт-Петербургского университета, 2001.

6.     Общая теория статистики. / Под редакцией Башиной О.Э., Спирина А.А. – Москва: Финасы и статистика, 2001.

7.     Рынок труда и доходы населения. / Под редакцией Волгина Н.А. – Москва: 1999.

8.     Харченко Л.П., Долженкова В.Г., Ионин В.Г. и др., Статистика. Новосибирск, Издательство «НГАЭ и У», 1996.

9.     Экономика. Демография. Статистика. / Под редакцией Аперьян Е.Г. – Москва, Издательство «Наука», 1990.

10. Социально-экономическое положение Тюменской области в сфере трудовых отношений. Итоги 2001 года. // Информационно-аналитический сборник. – Тюмень, 2002.

11. Статистический ежегодник 2002. Часть 1. – Издательство Тюменского областного комитета государственной статистики, 2002.

12. Труд и занятость Тюменской области (1997-2001 г.г.). // Статистический сборник. – Издательство Тюменского областного комитета государственной статистики, 2002.





Приложение 1.

Численность экономически активного населения.


Экономически активное население, тыс. человек

Из него

В % к итогу

занятые в экономике

безработ-ные

занятые в экономике

безработ-ные

Тюменская область

1997

1998

1999

2000

2001

 

1635,0

1551,5

1728,2

1686,8

1734,2

 

1424,8

1334,5

1536,7

1512,5

1554,3

 

210,2

217,0

191,6

174,3

179,8

 

87,1

86,0

88,9

89,7

89,6

 

12,9

14,0

11,1

10,3

10,4

Ханты-Мансийский

автономный округ

1997

1998

1999

2000

2001

 

 

743,9

649,8

789,4

770,6

785,3

 

 

650,6

556,1

699,8

684,6

698,6

 

 

93,4

93,7

89,6

86,0

86,8

 

 

87,5

85,6

88,6

88,8

89,0

 

 

12,5

14,4

11,4

11,2

11,0

Ямало-Ненецкий

автономный округ

1997

1998

1999

2000

2001

 

 

323,5

298,3

305,1

302,6

305,1

 

 

288,8

264,8

274,5

278,5

283,3

 

 

34,7

33,5

30,7

24,1

21,8

 

 

89,3

88,8

89,9

92,0

92,9

 

 

10,7

11,2

10,1

8,0

7,1

Тюменская область (без автономных округов)

1997

1998

1999

2000

2001

 

 

 

567,5

603,4

633,6

613,6

643,8

 

 

 

485,4

513,6

562,4

549,4

572,5

 

 

 

82,1

89,8

71,3

64,2

71,3

 

 

 

85,5

85,1

88,7

89,5

88,9

 

 

 

14,5

14,9

11,3

10,5

11,1

Приложение 2.

Численность безработных.

 

Численность безработных, тыс. человек

В % к экономически активному населению

всего

в том числе

всего

в том числе

мужчи-ны

женщи-ны

мужчи-ны

женщи-ны

Тюменская область

1997

1998

1999

2000

2001

 

210,2

217,0

191,6

174,3

179,8

 

112,6

114,1

108,0

88,1

93,7

 

97,5

102,8

83,5

86,2

86,1

 

12,9

14,0

11,1

10,3

10,4

 

12,8

13,4

11,6

9,6

10,0

 

13,0

14,7

10,5

11,2

10,8

Ханты-Мансийский автономный округ

1997

1998

1999

2000

2001

 

 

93,4

93,7

89,6

86,0

86,8

 

 

49,3

46,6

51,5

43,1

43,9

 

 

44,1

47,1

38,1

42,9

42,9

 

 

12,5

14,4

11,4

11,2

11,0

 

 

12,2

13,0

12,0

10,2

10,3

 

 

13,0

16,1

10,6

12,3

11,9

Ямало-Ненецкий автономный округ

1997

1998

1999

2000

2001

 

 

34,7

33,5

30,7

24,1

21,8

 

 

14,9

14,3

15,3

11,8

11,6

 

 

19,8

19,2

15,3

12,2

10,2

 

 

10,7

11,2

10,1

8,0

7,1

 

 

8,4

8,7

9,1

7,1

7,0

 

 

13,4

14,4

11,2

9,0

7,3

Тюменская область (без автономных округов)

1997

1998

1999

2000

2001

 

 

 

82,1

89,8

71,3

64,2

71,3

 

 

 

48,5

53,2

41,2

33,2

38,2

 

 

 

33,6

36,5

30,1

31,1

33,1

 

 

 

14,5

14,9

11,3

10,5

11,1

 

 

 

16,0

16,1

12,4

10,1

11,2

 

 

 

12,7

13,4

10,0

10,9

11,0


Приложение 3.

Среднемесячная начисленная заработная плата работников.

 

Тыс. рублей, с 1998г. - рублей

В % к предыдущему году

номинальная

реальная

Тюменская область

1997

1998

1999

2000

2001

 

2503,8

2792,9

4054,8

6706,8

9980,0

 

121,6

11,5

145,2

165,4

148,8

 

103,9

91,0

83,7

135,9

122,0

Ханты-Мансийский автономный округ

1997

1998

1999

2000

2001

 

 

3233,4

4854,9

8492,2

12589,8

 

 

150,1

174,9

148,3

 

 

87,0

142,6

122,8

Ямало-Ненецкий автономный округ

1997

1998

1999

2000

2001

 

 

4100,5

5821,1

8964,7

12577,1

 

 

142,0

154,0

140,3

 

 

85,2

125,4

115,3

Тюменская область (без автономных округов)

1997

1998

1999

2000

2001

 

 

1322,2

1740,3

2443,3

3862,9

 

 

131,6

140,4

158,1

 

 

73,6

115,2

128,6

 

 

 

Приложение 4.

Численность населения.

 

Все население, тыс.человек

В том числе

городское

сельское

 

1997

1998

1999

2000

2001

Наличное

3180,5

3211,0

3226,4

3221,0

3236,6

 

2415,7

2444,9

2460,1

2455,6

2473,3

 

764,8

766,1

766,3

765,4

763,3

 

1997

1998

1999

2000

2001

Постоянное

3197,6

3228,1

3243,5

3236,9

3253,7

 

2433,5

2462,7

2477,9

2472,8

2491,1

 

764,1

765,4

765,6

764,1

762,6

 

 

 

Приложение 5.

Миграция населения.

человек

 

1997

1998

1999

2000

2001

Прибыло всего

125893

106548

87456

93524

86012

в том числе из:

Российская Федерация

Страны СНГ и Балтии

Страны вне СНГ и Балтии

 

92213

33543

137

 

81216

25156

176

 

71760

15596

100

 

77764

15648

112

 

78210

7678

124

 

 

 

 

 

Приложение 6.

Естественное движение населения.

всего, тыс. человек

1997

1998

1999

2000

2001

Родившихся

33,3

35,3

33,3

34,2

37,1

Умерших

27,5

26,6

27,4

30,1

31,1

Естественный прирост, убыль (-)

5,8

8,7

5,9

4,1

6,0



Страницы: 1, 2


© 2010 РЕФЕРАТЫ