Сущность и функции финансов коммерческих предприятий
Сущность и функции финансов коммерческих предприятий
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего
профессионального образования
Северо-Западный государственный заочный
технический университет
Институт управления производственными и
инновационными программами
Кафедра экономики предприятий и менеджмента
Курсовая работа по дисциплине
«Финансы и кредит».
Тема: “Сущность и функции финансов коммерческих
организаций и
предприятий.”
Выполнила студентка: Шестакова
Мария Дмитриевна
ИУПиИП
Курс: III
Специальность:
80502.65
Шифр: 5780304393
Оценка:
Преподаватель:
Сакович Марина Игоревна
Подпись преподавателя:
Дата:
Санкт-Петербург
2008
План работы.
Введение. -
- - - - - - - - -
- - - - - 3
1. Финансовые отношения
коммерческих предприятий. - - - - - - 5
2. Функции финансов. - - - -
- - - - - - - - - - -
- - - - - - 7
3. Принципы организации
финансов коммерческих организаций и
предприятий. -
- - - - - - - - - - - - -
- - - 9
4. Факторы, влияющие на
организацию финансов предприятий. - - 12
5. Затраты предприятия на
производство продукции и выручка от
ее реализации. - -
- - - - - - - -
- - - - - - - -
- - - - - 14
6. Собственный капитал предприятия. -
- - - - - - - - - - 17
7. Особенности формирования и
использования финансовых ресурсов
предприятия в условиях рынка. - - - - -
- - - - - - 19
8. Организация
финансовой работы предприятия. - - - - - - - -
- 21
9. Роль финансов
в кругообороте основных производственных
фондов. - - - -
- - - - - - - - - - - -
- - - - - - 22
10. Финансовый аспект формирования и использования оборотных
средств. - -
- - - - - - - -
- - - - - - - - - - - - 27
11. Прибыль и
рентабельность предприятия. - - - - - - -
- - - - 30
12. Распределение и использование прибыли. - -
- - - - - - - - - 32
Заключение. - - - -
- - - - - - - - - - - - - - 36
Библиографический список.
-
- - - - - - - - - - - - - - -
- -37
Введение.
По вопросу происхождения термина «финансы»
существуют разные точки зрения. Одни авторы утверждают: “этот термин возник в XIII – XV
веках в торговых городах Италии, а в дальнейшем получил международное
распространение и стал употребляться как понятие, связанное с системой денежных
отношений между населением и государством.”. Другие
авторы утверждают, что: “это
понятие было введено в обиход французским ученым Ж. Боденом, который в 1755
г. издал работу «Шесть книг о республике».”
Возникновение государства предполагает, кроме всего
прочего, установление определенных взаимоотношений по распределению и
перераспределению создаваемых экономических благ между государством в лице
верховной власти и остальными субъектами воспроизводственных отношений. Собственно, эти отношения и определялись понятием «финансы».
В обществах с преобладанием натуральных отношений
перераспределительные процессы носили прежде всего характер натуральных налогов
и различного рода личных повинностей. Развитие товарно-денежных отношений
привело к изменению формы перераспределительных отношений, - они стали носить
преимущественно денежный характер. Однако суть этих отношений принципиально не
меняется.
В то же время любые перераспределительные процессы
создаваемых экономических благ в обществе отождествлять с финансами вряд
ли правомерно. Собственно понятие «финансы» в современном его представлении можно отнести к этапу
обособления государственной казны, возникновению государственного бюджета.
Следует отметить, что представление о финансах,
сущности финансовых
отношений видоизменялось. Трансформация взглядов на экономическую категорию финансов с конца XVII до конца XX в.
достаточно емко и компактно дана в работе С. Витте. Он считал, что : “… с конца XVII века… под словом «финансы»… стали понимать всю совокупность
государственного имущества и вообще состояние всего государственного хозяйства.
В смысле всей совокупности материальных средств, имеющихся в распоряжении
государства – его доходов, расходов и долгов, - понимается это слово и теперь.
Таким образом, науку о финансах можно определить как науку о способах
наилучшего удовлетворения материальных потребностей государства.”.
Итак, можно сказать, что первоначально понятие «финансы»
рассматривалось только в плоскости формирования, а в дальнейшем и
использования денежных фондов для удовлетворения государственных нужд. Позднее
эта экономическая категория получила название «публичные финансы»,
которые в настоящее время включают в себя государственные и местные финансы (финансы органов местного самоуправления).
Рыночная экономика, при всем разнообразии ее моделей,
известных мировой практике, характеризуется тем, что представляет собой
социально ориентированное хозяйство, дополняемое государственным
регулированием. Огромную роль, как в самой структуре рыночных отношений, так и
в механизме их регулирования со стороны государства играют финансы. Они —
неотъемлемая часть рыночных отношений и одновременно важный инструмент
реализации государственной политики. Вот почему сегодня как никогда важно
хорошо знать природу финансов, глубоко разбираться в условиях их функционирования, видеть способы
наиболее полного их использования в интересах эффективного развития
общественного производства.
В структуре финансовых взаимосвязей народного хозяйства финансы предприятий занимают
исходное, определяющее положение, так как обслуживают основное звено
общественного производства, где создаются материальные и нематериальные блага и
формируется преобладающая масса финансовых ресурсов страны.
Неизбежный переход страны к рыночной экономике был
невозможен, пока сохранялась в огромных масштабах государственная
собственность, препятствующая развитию конкуренции, соревнования за достижение
лучших результатов деятельности. Было необходимо начать последовательное
разгосударствление собственности, так как одной из основ рыночной экономики
является многообразие форм собственности: и государственной, и частной, и
акционерной, и других.
Проводимые экономические реформы повлекли за собой
глобальное изменение в структуре финансовых и производственных отношений. Цель
данной работы – рассмотреть изменившуюся структуру финансовых ресурсов коммерческих предприятий, так как именно финансы
предприятия являются основой производственной
деятельности.
Как мне кажется, наиболее значимыми вопросами являются
вопросы о роли финансов в кругообороте основных производственных фондов; формировании и
использовании оборотных средств; и, наконец, самый уязвимый вопрос – это
вопрос о распределении прибыли.
Финансы коммерческих организаций и предприятий, являясь основным звеном финансовой системы, охватывают процессы
создания, распределения и использования ВВП в стоимостном выражении. Они
функционируют в сфере материального производства, где в основном создаются
совокупный общественный продукт и национальный доход.
Финансовые условия
хозяйствования претерпели существенные изменения, которые
выразились в либерализации экономики, изменении форм собственности, проведении
широкомасштабной приватизации, изменении условий государственного
регулирования, введении системы налогообложения коммерческих организаций и
предприятий. Все это привело к повышению роли распределительных отношений.
Конечной целью предпринимательской деятельности стало извлечение прибыли при
сохранении собственного капитала.
В ходе предпринимательской
деятельности коммерческих организаций и предприятий возникают определенные финансовые отношения, связанные с организацией производства и реализацией продукции,
оказанием услуг и выполнением работ, формированием собственных финансовых ресурсов и привлечением внешних источников финансирования, их
распределением и использованием.
Материальной основой финансовых отношений
являются деньги. Финансовые отношения — часть денежных отношений. Они возникают лишь при реальном движении денежных средств и сопровождаются
формированием и использованием собственного капитала, централизованных и
децентрализованных фондов денежных средств.
1. Финансовые отношения
коммерческих предприятий.
Финансы коммерческих предприятий и организаций — это финансовые или денежные
отношения, возникающие в ходе предпринимательской деятельности в процессе формирования
собственного капитала, целевых фондов денежных средств, их распределения и
использования.
По своему экономическому содержанию всю совокупность финансовых отношений можно сгруппировать по следующим направлениям:
·
между учредителями в момент создания предприятия —
связаны с формированием собственного капитала и в его составе уставного
(акционерного, складочного) капитала. Конкретные способы образования уставного
капитала зависят от организационно-правовой формы хозяйствования. В свою
очередь уставный капитал является первоначальным источником формирования
производственных фондов, приобретения нематериальных активов;
·
между предприятиями и организациями — связаны с производством
и реализацией продукции, возникновением вновь созданной стоимости. Это финансовые отношения между поставщиком и покупателем сырья, материалов, готовой продукции
и т.п., отношения со строительными организациями при осуществлении
инвестиционной деятельности, с транспортными организациями при перевозке
грузов, с предприятиями связи, таможней, иностранными фирмами и т.п. Эти
отношения являются основными, поскольку от их эффективной организации во
многом зависит конечный финансовый результат коммерческой деятельности;
·
между предприятиями и его подразделениями
(филиалами, цехами, отделами, бригадами) — по поводу финансирования расходов,
распределения и использования прибыли, оборотных средств. Эта группа отношений
влияет на организацию и ритмичность производства;
·
между предприятием и его работниками — при распределении
и использовании доходов, выпуске и размещении акций и облигаций предприятия,
выплате процентов по облигациям и дивидендов по акциям, взыскании штрафов и
компенсаций за причиненный материальный ущерб, удержании налогов с физических
лиц. От организации этой группы отношений зависит эффективность использования
трудовых ресурсов;
·
между предприятием и вышестоящей организацией, внутри
финансово-промышленных
групп, внутри холдинга, с союзами и ассоциациями,
членом которых является предприятие. Финансовые отношения возникают при формировании,
распределении и использовании централизованных целевых денежных фондов и
резервов, финансировании целевых отраслевых программ, проведении маркетинговых исследований,
научно-исследовательских работ, проведении выставок, оказании финансовой помощи
на возвратной основе для осуществления инвестиционных проектов и пополнения
оборотных средств. Эта группа отношений связана, как правило, с
внутриотраслевым перераспределением денежных средств и направлена на поддержку
и развитие предприятий;
·
между коммерческими организациями и предприятиями —
связаны с эмиссией и размещением ценных бумаг, взаимным кредитованием, долевым
участием в создании совместных предприятий. От организации этих
отношений зависит возможность привлечения дополнительных источников финансирования предпринимательской
деятельности;
·
между предприятиями и финансовой системой государства — при уплате налогов и осуществлении других платежей в бюджет,
формировании внебюджетных фондов, предоставлении налоговых льгот, применении
штрафных санкций, финансировании из бюджета;
·
между предприятиями и банковской системой — в
процессе хранения денег в коммерческих банках, получения и погашения ссуд,
уплаты процентов за банковский кредит, покупки и продажи валюты, оказания
других банковских услуг;
·
между предприятиями и страховыми компаниями и организациями
— при страховании имущества, отдельных категорий работников, коммерческих и
предпринимательских рисков;
·
между предприятиями и инвестиционными институтами —
в ходе размещения инвестиций, приватизации и др.
Каждая из перечисленных групп отношений имеет свои особенности
и сферу применения. Однако все они носят двусторонний характер, и их
материальной основой является движение
денежных средств. Движением денежных средств сопровождается формирование собственного и в его составе уставного
капитала предприятия, начинается и завершается кругооборот средств
предприятия, формирование и использование денежных фондов и резервов.
2. Функции финансов.
Сущность финансов проявляется в их функциях, под
которыми понимают “работу”, выполняемую финансами. В соответствии
с этим можно выделить несколько функций финансов: распределительную, контрольную,
регулирующую и стимулирующую. Функции финансов коммерческих предприятий и организаций те же, что и общегосударственных финансов. К
основным относят — распределительную и контрольную. Однако многие экономисты
выделяют также регулирующую и стимулирующую функции финансов. Все функции тесно
взаимосвязаны.
Посредством распределительной функции
происходят формирование первоначального капитала, образующегося за счет вкладов
учредителей, авансирование его в производство, воспроизводство капитала,
создание основных пропорций при распределении доходов и финансовых ресурсов, обеспечивающих оптимальное сочетание интересов отдельных товаропроизводителей,
хозяйствующих субъектов и государства в целом. С распределительной функцией финансов связано формирование денежных фондов коммерческих предприятий и
организаций посредством распределения и перераспределения поступающих доходов.
К ним относятся: уставный капитал или уставный фонд, резервный фонд, добавочный
капитал, фонд накопления, фонд потребления, валютный фонд и др.
Распределительные отношения затрагивают интересы как общества
в целом, так и отдельных хозяйствующих субъектов, их работников, акционеров,
кредитных и страховых институтов. Поэтому первостепенная задача — их
оптимальная организация. Выполнению этой задачи способствует контрольная функция финансов.
При нарушении нормального кругооборота средств, увеличении
затрат на производство продукции, выполнение работ, оказание услуг снижаются
доходы хозяйствующего субъекта и общества в целом, что свидетельствует о
недостатках в производственном процессе, недостаточном воздействии
распределительных отношений на эффективность производства. Анализ финансовых показателей позволяет оценить итоги хозяйственной деятельности и при
необходимости применить меры финансового
воздействия с целью улучшения финансовых результатов.
Объективная основа контрольной функции — стоимостной учет затрат на производство и реализацию продукции, выполнение
работ и оказание услуг, процесс формирования доходов и денежных фондов. Финансы как
распределительные отношения обеспечивают источниками финансирования воспроизводственный
процесс (распределительная
функция) и тем самым связывают воедино все фазы
воспроизводственного процесса: производство, обмен, потребление. Однако
распределить и использовать доходов больше, чем создано в процессе производства
продукции, выполнения работ и оказания услуг и получено после их реализации,
невозможно. Размер получаемых хозяйствующим субъектом доходов определяет
возможности его дальнейшего развития. От эффективности производства, снижения
затрат, рационального использования финансовых ресурсов зависят конкурентоспособность
предприятия, его финансовая
устойчивость.
Регулирующая
функция финансов определяется основной
характеристикой финансов как отношений, санкционированных государством. Посредством финансов и их
механизмов регулируются основные макроэкономические пропорции экономики:
уровень цен, объем валового национального продукта, процентные ставки и прочее.
Именно финансы стимулируют расширенное воспроизводство и определяют целесообразную
деятельность по созданию централизованных и децентрализованных денежных
средств, используемых на производственные и социальные нужды общества. Проще
говоря, регулирующая
функция состоит из классификации и систематизации
действующих потребностей и возможностей общества и государства.
Стимулирующая
функция финансов состоит в том, что государство с
помощью целой системы финансовых
рычагов может оказать воздействие на развитие
предприятий или отраслей в целом в нужном обществу направлении. Имея такой финансовый рычаг,
как распределение денежных доходов, государство может эффективно стимулировать
или сдерживать развитие любого экономического процесса. Также к рычагам
воздействия на экономические процессы можно отнести: бюджет, цены и тарифы,
налоги, экспортно-импортные пошлины.
Финансовый контроль за деятельностью хозяйствующего субъекта осуществляют:
- непосредственно
хозяйствующий субъект путем всестороннего анализа финансовых показателей, оперативного контроля за ходом выполнения финансовых планов, своевременным поступлением выручки от реализации продукции
(работ, услуг), обязательств перед поставщиками товарно-материальных
ценностей, заказчиками и потребителями продукции, государством, банками и
другими контрагентами;
- акционеры
и владельцы контрольного пакета акций путем контроля за эффективным
вложением денежных средств, получением прибыли и выплатой дивидендов;
- налоговые
органы, которые следят за своевременностью и полнотой уплаты налогов и
других обязательных платежей в бюджет;
- контрольно-ревизионная
служба Министерства финансов РФ, контролирующая финансово-хозяйственную
деятельность предприятий и организаций, использующих бюджетные средства;
- коммерческие
банки при выдаче и возврате ссуд, оказании других банковских услуг;
- независимые
аудиторские фирмы при проведении аудиторских проверок.
Положительный финансовый результат хозяйственной деятельности
коммерческих организаций и предприятий свидетельствует об эффективности
применяемых форм и методов управления финансовыми ресурсами, и,
наоборот, отрицательный результат или отсутствие его — о недостатках в
управлении финансовыми
ресурсами, организации производства и возможности
банкротства предприятия.
3. Принципы организации финансов коммерческих
организаций и предприятий.
Финансовые отношения коммерческих организаций и предприятий строятся на определенных принципах, связанных с основами хозяйственной деятельности: хозяйственная самостоятельность,
самофинансирование, материальная заинтересованность, материальная
ответственность, обеспечение финансовыми
резервами.
Принцип
хозяйственной самостоятельности не может быть
реализован без самостоятельности в области финансов. Хозяйствующие
субъекты независимо от формы собственности самостоятельно определяют сферу
экономической деятельности, источники
финансирования, направления вложения денежных средств,
с целью извлечения прибыли. Рынок стимулирует коммерческие организации и предприятия
к поиску новых сфер приложения капитала, созданию гибких производств, соответствующих
потребительскому спросу. Коммерческие организации и предприятия с целью
получения дополнительной прибыли могут осуществлять финансовые инвестиции
краткосрочного и долгосрочного характера в форме приобретения ценных бумаг
других предприятий, государства, участия в формировании уставного капитала
других хозяйствующих субъектов. Однако о полной хозяйственной самостоятельности говорить нельзя, так как государство регламентирует отдельные стороны
их деятельности. Так, законодательно устанавливаются взаимоотношения коммерческих
организаций и предприятий с бюджетами разных уровней. Коммерческие организации
и предприятия всех форм собственности в законодательном порядке уплачивают
необходимые налоги в соответствии с установленными ставками, участвуют в
формировании внебюджетных фондов. Государство определяет и амортизационную политику.
Начисление амортизации по основным средствам, приобретенным до 1998г., происходит
по нормам, установленным законодательно.
Принцип
самофинансирования. Реализация
этого принципа — одно из основных условий предпринимательской деятельности,
которое обеспечивает конкурентоспособность хозяйствующего субъекта. Самофинансирование означает полную самоокупаемость затрат на производство и реализацию
продукции, выполнение работ и оказание услуг, инвестирование в развитие производства
за счет собственных денежных средств и при необходимости банковских и
коммерческих кредитов. В развитых рыночных странах на предприятиях с высоким
уровнем самофинансирования удельный вес собственных средств достигает 70% и более.
К основным
собственным источникам финансирования коммерческих
предприятий и организаций относятся: амортизационные отчисления, прибыль,
отчисления в ремонтный фонд. Доля собственных источников в общем объеме
инвестиций российских предприятий в 2007 г. составила 78%, что соответствует
уровню развитых рыночных стран. Однако общий объем денежных средств еще достаточно
низкий и не позволяет осуществлять в полной мере серьезные инвестиционные
программы. В настоящее время не все коммерческие организации и предприятия
способны реализовать этот принцип. Предприятия и организации ряда отраслей,
выпуская продукцию и оказывая услуги, необходимые потребителю, по объективным
причинам не могут обеспечить их рентабельность. К ним относятся отдельные
предприятия городского пассажирского транспорта, жилищно-коммунального
хозяйства, сельского хозяйства, оборонной промышленности, добывающих отраслей.
Такие предприятия по мере возможности получают государственную поддержку в
форме дополнительного финансирования из бюджета на возвратной и безвозвратной
основе.
Принцип
материальной заинтересованности — объективная необходимость этого принципа обеспечивается основной целью
предпринимательской деятельности — извлечением прибыли. Заинтересованность в
результатах предпринимательской деятельности проявляется не только ее
участниками, но и государством в целом. На уровне отдельных работников предприятия
реализация этого принципа может быть обеспечена высоким уровнем оплаты труда.
Для предприятия этот принцип может быть реализован в результате проведения
государством оптимальной налоговой политики, экономически обоснованной
амортизационной политики, созданием экономических условий для развития производства.
Само предприятие может способствовать реализации данного принципа соблюдением
экономически обоснованных пропорций при распределении вновь созданной
стоимости, формировании фонда потребления и фонда накопления. Интересы
государства могут быть соблюдены рентабельной деятельностью предприятий,
ростом производства и соблюдением налоговой дисциплины. Очевидно, что в
настоящее время еще не в полной мере реализуется этот принцип, так как:
·
существующая система налогообложения носит ярко
выраженный фискальный характер;
·
не все коммерческие организации и предприятия выполняют
обязательств перед своими работниками по выплате заработной платы в установленные
сроки;
·
слабый рост производства не позволяет обеспечить
интересы государства, полноту и своевременность уплаты налогов в бюджет.
Принцип
материальной ответственности означает наличие определенной
системы ответственности за ведение и результаты финансово-хозяйственной
деятельности. Финансовые
методы реализации этого принципа различны и
регламентируются российским законодательством. Предприятия, нарушающие договорные
обязательства, расчетную дисциплину, сроки возврата полученных кредитов, налоговое
законодательство и т.п., уплачивают пени, штрафы, неустойки. К
нерентабельным предприятиям, не способным отвечать по своим обязательствам,
может быть применена процедура банкротства.
Руководители предприятий несут административную ответственность
за нарушение налогового законодательства в соответствии с Законом РФ от 27
декабря 1991г. № 2118—1 «Об основах налоговой системы в РФ».
К отдельным работникам предприятий и организаций применяются
система штрафов в случаях допущения брака, лишение премии, увольнение с работы
в случаях нарушения трудовой дисциплины. Этот принцип реализован в настоящее
время наиболее полно.
Принцип обеспечения
финансовыми резервами диктуется условиями предпринимательской
деятельности, сопряженной с определенными рисками невозврата вложенных в
бизнес средств. В условиях рыночных отношений последствия риска ложатся на
предпринимателя, который добровольно и самостоятельно на свой страх и риск
реализует разработанную им программу. Кроме того, в экономической борьбе за
покупателя предприниматели вынуждены продавать свою продукцию с риском
невозврата денег в срок. Финансовые
вложения предприятий также связаны с риском невозврата
вложенных денежных средств, либо получением дохода ниже предполагаемого.
Наконец, могут иметь место прямые экономические просчеты в разработке производственной
программы. Реализацией этого принципа является формирование финансовых резервов и других аналогичных фондов, способных укрепить финансовое положение предприятия в критические моменты хозяйствования.
Финансовые резервы могут формироваться предприятиями всех организационно-правовых форм
собственности из чистой прибыли, после уплаты из нее налога и других
обязательных платежей в бюджет. Акционерные общества обязаны формировать финансовый резерв
в законодательно установленном порядке. На практике, из-за низких финансовых возможностей, не все предприятия образуют финансовые резервы, необходимые для их финансовой устойчивости.
Все
принципы организации финансов
предприятий находятся в постоянном развитии и для их реализации в каждой конкретной
экономической ситуации применяются свои формы и методы, соответствующие
состоянию производительных сил и производственных отношений в обществе.
4. Факторы, влияющие на организацию финансов предприятий.
На организацию финансов предприятий оказывают влияние
два фактора:
·
организационно-правовая форма хозяйствования;
·
отраслевые технико-экономические особенности.
Организационно-правовая
форма хозяйствования определяется Гражданским
кодексом РФ, в соответствии с которым юридическим
лицом признается организация, которая имеет в собственности,
хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и
отвечает по своим обязательствам этим имуществом. Оно вправе от своего имени
приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести
обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридическое лицо должно
иметь самостоятельный баланс или смету. Юридическими лицами могут
быть:
·
преследующие извлечение прибыли в качестве
основной цели своей деятельности — коммерческие организации,
·
не имеющие извлечение прибыли в качестве такой
цели и не распределяющие прибыль между участниками — некоммерческие организации.
Страницы: 1, 2, 3
|