бесплатные рефераты

Сущность и функции финансов коммерческих предприятий

Сущность и функции финансов коммерческих предприятий

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение  высшего  профессионального образования

 

 

Северо-Западный государственный заочный

технический университет

 

 

Институт управления производственными и

инновационными программами

 

 

 

Кафедра  экономики предприятий и менеджмента

 

 

 

 

Курсовая работа  по дисциплине

 «Финансы и кредит».

 

 

 

 

Тема:     “Сущность и функции финансов коммерческих организаций и

                  предприятий.”

 

                    

 

 

Выполнила студентка: Шестакова Мария Дмитриевна

ИУПиИП

Курс:  III

Специальность: 80502.65

Шифр: 5780304393

 

 

 

 

Оценка:

 

Преподаватель:  Сакович Марина Игоревна

 

Подпись преподавателя:

 

Дата:

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2008                                                

План работы.

 

 

 

         Введение.                                        -      -      -      -      -      -      -     -    -    -     -      -     -     -     -   3   

 

 

1.  Финансовые отношения коммерческих предприятий.        -     -    -    -    -    -  5

2.  Функции финансов.             -     -    -    -    -    -    -    -    -    -    -    -    -    -    -    -    -    -    -    -    -   7       

3.  Принципы организации финансов коммерческих организаций и      

     предприятий.                                    -     -     -     -     -     -     -     -     -     -     -     -     -     -     -     -     -   9

4.  Факторы, влияющие на организацию финансов предприятий.   -    -    12

 

 

5.  Затраты предприятия на производство   продукции и выручка  от

     ее  реализации.             -     -    -    -    -   -    -    -     -    -    -    -    -    -    -    -     -    -    -    -   -    -    - 14

6.  Собственный капитал предприятия.                      -    -    -    -    -    -    -    -    -   -    -   17

7.  Особенности  формирования  и использования финансовых ресурсов      

         предприятия в условиях рынка.                                   -    -    -    -    -    -    -    -    -    -    -  19

8.  Организация финансовой работы предприятия.     -    -    -    -    -    -    -    -   - 21

9.  Роль    финансов   в   кругообороте    основных     производственных   

      фондов.                          -     -     -    -    -    -    -    -    -    -    -    -    -    -    -    -    -    -    -    -    -    -   22  

10.  Финансовый  аспект  формирования   и  использования   оборотных      

         средств.                       -     -     -    -    -    -    -    -    -    -    -    -    -    -    -    -    -    -    -    -    -    -   27

11.  Прибыль и рентабельность предприятия.     -    -    -    -    -    -    -    -    -    -    -   30                                                                           

12.  Распределение и использование прибыли.       -    -    -    -    -    -    -    -    -    -    -  32                                                           

 

 

         Заключение.                                -    -     -    -    -    -    -    -    -    -    -    -    -    -    -    -    -   - 36

 

 

Библиографический  список.                           -    -     -    -    -    -    -    -    -    -    -    -    -    -    -    -    -    -37

 

 

 

 

 

 

Введение.

По вопросу происхождения термина «финансы» существуют разные точки зрения. Одни авторы утверждают:  “этот термин возник в XIIIXV веках  в торговых городах Италии, а в дальнейшем получил международное распространение и стал употребляться как понятие, связанное с системой денежных отношений между населением и государством.”.  Другие авторы утверждают, что:  “это понятие было введено  в  обиход   французским ученым Ж. Боденом, который в 1755 г. издал работу «Шесть книг о республике».”

Возникновение государства предполагает, кроме всего прочего, установление определенных взаимоотношений по распределению и перераспределению создаваемых экономических благ между государством в лице верховной власти и остальными субъектами воспроизводственных отношений. Собственно, эти отношения и определялись понятием «финансы».

В обществах с преобладанием натуральных отношений перераспределительные процессы носили прежде всего характер натуральных налогов и различного рода личных повинностей. Развитие товарно-денежных отношений привело к изменению формы перераспределительных  отношений, - они стали носить преимущественно денежный характер. Однако суть этих отношений принципиально не меняется.

 В то же время любые перераспределительные процессы создаваемых экономических благ в обществе отождествлять с финансами вряд ли правомерно. Собственно понятие «финансы» в современном его представлении можно отнести к этапу обособления государственной казны,  возникновению государственного бюджета.

Следует отметить, что представление о финансах, сущности финансовых отношений видоизменялось. Трансформация взглядов на экономическую категорию финансов с конца XVII до конца XX в. достаточно емко и компактно дана в работе С. Витте. Он считал, что  : “… с конца XVII века… под словом «финансы»… стали понимать всю совокупность государственного имущества и вообще состояние всего государственного хозяйства. В смысле всей совокупности материальных средств, имеющихся в распоряжении государства – его доходов, расходов и долгов, - понимается это слово и теперь. Таким образом, науку о финансах можно определить как науку о способах наилучшего удовлетворения материальных потребностей государства.”.

Итак, можно сказать, что первоначально понятие «финансы» рассматривалось только  в плоскости формирования, а в дальнейшем и использования денежных фондов для удовлетворения государственных нужд. Позднее эта экономическая категория получила название «публичные финансы», которые  в настоящее время включают в себя государственные и местные финансы (финансы органов местного самоуправления).

Рыночная экономика, при всем разнообразии ее моделей, известных мировой практике, характеризуется тем, что представляет собой социально ориентированное хозяйство, дополняемое государственным регулированием. Огромную роль, как в самой структуре рыночных отношений, так и в механизме их регулирования со стороны государства играют финансы. Они — неотъемлемая часть рыночных отношений и одновременно важный инструмент реализации государственной политики. Вот почему сегодня как никогда важно хорошо знать природу финансов, глубоко разбираться в условиях их функционирования, видеть способы наиболее полного их использования в интересах эффективного развития общественного производства.

В структуре финансовых взаимосвязей народного хозяйства финансы предприятий занимают исходное, определяющее положение, так как обслуживают основное звено общественного производства, где создаются материальные и нематериальные блага и формируется преобладающая масса финансовых ресурсов страны.

Неизбежный переход страны к рыночной экономике был невозможен, пока сохранялась в огромных масштабах государственная собственность, препятствующая развитию конкуренции, соревнования  за достижение лучших результатов деятельности. Было необходимо начать последовательное разгосударствление собственности, так как одной из основ рыночной экономики является многообразие форм собственности: и государственной, и частной, и акционерной,  и других.

Проводимые экономические реформы повлекли за собой глобальное изменение в структуре финансовых и производственных отношений.  Цель данной работы – рассмотреть изменившуюся структуру финансовых ресурсов коммерческих предприятий, так как именно финансы предприятия являются основой производственной деятельности.

Как мне кажется, наиболее значимыми вопросами являются вопросы о роли финансов в кругообороте основных производственных фондов; формировании и использовании оборотных средств; и, наконец,  самый уязвимый вопрос – это вопрос о распределении прибыли.

Финансы коммерческих организаций и предприятий, явля­ясь основным звеном финансовой системы, охватывают процес­сы создания, распределения и использования ВВП в стоимост­ном выражении. Они функционируют в сфере материального производства, где в основном создаются совокупный общест­венный продукт и национальный доход.

Финансовые условия хозяйствования претерпели существен­ные изменения, которые выразились в либерализации экономи­ки, изменении форм собственности, проведении широкомас­штабной приватизации, изменении условий государственного регулирования, введении системы налогообложения коммерче­ских организаций и предприятий. Все это привело к повыше­нию роли распределительных отношений. Конечной целью предпринимательской деятельности стало извлечение прибыли при сохранении собственного капитала.

В ходе предпринимательской деятельности коммерческих организаций и предприятий возникают определенные финансо­вые отношения, связанные с организацией производства и реа­лизацией продукции, оказанием услуг и выполнением работ, формированием собственных финансовых ресурсов и привлечением внешних источников финансирования, их распределением и использованием.

Материальной основой финансовых отношений являются деньги. Финансовые отношениячасть денежных отношений. Они   возникают лишь при реальном движении денежных средств и со­провождаются формированием и использованием собственного капитала,   централизованных и децентрализованных фондов де­нежных средств.

 

1.    Финансовые отношения коммерческих предприятий.

 

Финансы коммерческих предприятий и организаций — это фи­нансовые или денежные отношения, возникающие в ходе предпринимательской деятельности в процессе формирова­ния собственного капитала, целевых фондов денежных средств, их распределения и использования.

По своему экономическому содержанию всю совокупность финансовых отношений можно сгруппировать по следующим направлениям:

·        между учредителями в момент создания предприятия — связаны с формированием собственного капитала и в его составе уставного (акционерного, складочного) капитала. Конкретные способы образования уставного капитала за­висят от организационно-правовой формы хозяйствования. В свою очередь уставный капитал является первоначальным источником формирования производственных фондов, приобретения нематериальных активов;

·        между предприятиями и организациями — связаны с про­изводством и реализацией продукции, возникновением вновь созданной стоимости. Это финансовые отношения между поставщиком и покупателем сырья, материалов, го­товой продукции и т.п., отношения со строительными организациями при осуществлении инвестиционной дея­тельности, с транспортными организациями при перевоз­ке грузов, с предприятиями связи, таможней, иностран­ными фирмами и т.п. Эти отношения являются основны­ми, поскольку от их эффективной организации во многом зависит конечный финансовый результат коммерческой деятельности;

·        между предприятиями и его подразделениями (филиалами, цехами, отделами, бригадами) — по поводу финансирования расходов, распределения и использования прибыли, оборотных средств. Эта группа отношений влияет на ор­ганизацию и ритмичность производства;

·        между предприятием и его работниками — при распреде­лении и использовании доходов, выпуске и размещении акций и облигаций предприятия, выплате процентов по облигациям и дивидендов по акциям, взыскании штрафов и компенсаций за причиненный материальный ущерб, удержании налогов с физических лиц. От организации этой группы отношений зависит эффективность исполь­зования трудовых ресурсов;

·        между предприятием и вышестоящей организацией, внут­ри финансово-промышленных групп, внутри холдинга, с союзами и ассоциациями, членом которых является пред­приятие. Финансовые отношения возникают при форми­ровании, распределении и использовании централизован­ных целевых денежных фондов и резервов, финансирова­нии целевых отраслевых программ, проведении марке­тинговых исследований, научно-исследовательских работ, проведении выставок, оказании финансовой помощи на возвратной основе для осуществления инвестиционных проектов и пополнения оборотных средств. Эта группа отношений связана, как правило, с внутриотраслевым пе­рераспределением денежных средств и направлена на поддержку и развитие предприятий;

·        между коммерческими организациями и предприятиями — связаны с эмиссией и размещением ценных бумаг, вза­имным кредитованием, долевым участием в создании со­вместных предприятий. От организации этих отношений зависит возможность привлечения дополнительных ис­точников финансирования предпринимательской деятель­ности;

·        между предприятиями и финансовой системой государст­ва — при уплате налогов и осуществлении других плате­жей в бюджет, формировании внебюджетных фондов, предоставлении налоговых льгот, применении штрафных санкций, финансировании из бюджета;

·        между предприятиями и банковской системой — в процессе хранения денег в коммерческих банках, получения и погашения ссуд, уплаты процентов за банковский кредит, покуп­ки и продажи валюты, оказания других банковских услуг;

·        между предприятиями и страховыми компаниями и орга­низациями — при страховании имущества, отдельных ка­тегорий работников, коммерческих и предприниматель­ских рисков;

·        между предприятиями и инвестиционными институтами — в ходе размещения инвестиций, приватизации и др.

Каждая из перечисленных групп отношений имеет свои осо­бенности и сферу применения. Однако все они носят двусто­ронний характер, и их материальной основой является движение денежных средств. Движением денежных средств сопровождает­ся формирование собственного и в его составе уставного капи­тала предприятия, начинается и завершается кругооборот средств предприятия, формирование и использование денежных фондов и резервов.

 

2.    Функции финансов.

 

Сущность финансов проявляется в их функциях, под которыми понимают “работу”, выполняемую финансами.  В соответствии с этим можно выделить несколько  функций финансов: распределительную,  контрольную, регулирующую и стимулирующую.  Функции финансов коммерческих предприятий и организаций те же, что и общегосударственных финансов. К основным относят — распределитель­ную и контрольную. Однако многие экономисты выделяют также регулирующую и стимулирующую функции финансов. Все функции тесно взаимосвязаны.

 Посредством распределительной функции происходят формирование первоначального капитала, образующегося за счет вкладов учредителей, авансирование его в производство, воспроизводство капитала, создание основных пропорций при распределении доходов и финансовых ресурсов, обеспечиваю­щих оптимальное сочетание интересов отдельных товаропроиз­водителей, хозяйствующих субъектов и государства в целом. С распределительной функцией финансов связано формирование денежных фондов коммерческих предприятий и организаций посредством распределения и перераспределения поступающих доходов. К ним относятся: уставный капитал или уставный фонд, резервный фонд, добавочный капитал, фонд накопления, фонд потребления, валютный фонд и др.

Распределительные отношения затрагивают интересы как обще­ства в целом, так и отдельных хозяйствующих субъектов, их работ­ников, акционеров, кредитных и страховых институтов. Поэтому первостепенная задача — их оптимальная организация. Выполне­нию этой задачи способствует контрольная функция финансов.

При нарушении нормального кругооборота средств, увеличе­нии затрат на производство продукции, выполнение работ, оказание услуг снижаются доходы хозяйствующего субъекта и об­щества в целом, что свидетельствует о недостатках в производст­венном процессе, недостаточном воздействии распределитель­ных отношений на эффективность производства. Анализ финан­совых показателей позволяет оценить итоги хозяйственной дея­тельности и при необходимости применить меры финансового воздействия с целью улучшения финансовых результатов.

Объективная основа контрольной функции — стоимост­ной учет затрат на производство и реализацию продукции, вы­полнение работ и оказание услуг, процесс формирования дохо­дов и денежных фондов. Финансы как распределительные от­ношения обеспечивают источниками финансирования воспро­изводственный процесс (распределительная функция) и тем са­мым связывают воедино все фазы воспроизводственного процес­са: производство, обмен, потребление. Однако распределить и использовать доходов больше, чем создано в процессе производ­ства продукции, выполнения работ и оказания услуг и получено после их реализации, невозможно. Размер получаемых хозяйст­вующим субъектом доходов определяет возможности его даль­нейшего развития. От эффективности производства, снижения затрат, рационального использования финансовых ресурсов за­висят конкурентоспособность предприятия, его финансовая ус­тойчивость.

Регулирующая функция финансов определяется основной характеристикой финансов как отношений, санкционированных государством. Посредством финансов и их механизмов регулируются основные макроэкономические пропорции экономики: уровень цен, объем валового национального продукта, процентные ставки и прочее. Именно финансы стимулируют расширенное воспроизводство и определяют целесообразную деятельность по созданию централизованных и децентрализованных денежных средств, используемых на производственные и социальные нужды общества.  Проще говоря, регулирующая функция состоит из классификации и систематизации действующих потребностей и возможностей общества и государства.

Стимулирующая функция финансов состоит в том, что государство с помощью целой системы финансовых рычагов может оказать воздействие на развитие предприятий или отраслей в целом в нужном обществу направлении. Имея такой финансовый рычаг, как распределение денежных доходов, государство может эффективно стимулировать или сдерживать развитие любого экономического процесса. Также к рычагам воздействия на экономические процессы можно отнести: бюджет, цены и тарифы, налоги, экспортно-импортные пошлины.

Финансовый контроль за деятельностью хозяйствующего субъекта осуществляют:

  • непосредственно хозяйствующий субъект путем всесто­роннего анализа финансовых показателей, оперативного контроля за ходом выполнения финансовых планов, свое­временным поступлением выручки от реализации продук­ции (работ, услуг), обязательств перед поставщиками то­варно-материальных ценностей, заказчиками и потреби­телями продукции, государством, банками и другими контрагентами;
  • акционеры и владельцы контрольного пакета акций путем контроля за эффективным вложением денежных средств, получением прибыли и выплатой дивидендов;
  • налоговые органы, которые следят за своевременностью и полнотой уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет;
  • контрольно-ревизионная служба Министерства финансов РФ, контролирующая финансово-хозяйственную деятель­ность предприятий и организаций, использующих бюд­жетные средства;
  • коммерческие банки при выдаче и возврате ссуд, оказа­нии других банковских услуг;
  • независимые аудиторские фирмы при проведении ауди­торских проверок.

Положительный финансовый результат хозяйственной дея­тельности коммерческих организаций и предприятий свидетель­ствует об эффективности применяемых форм и методов управ­ления финансовыми ресурсами, и, наоборот, отрицательный ре­зультат или отсутствие его — о недостатках в управлении фи­нансовыми ресурсами, организации производства и возможно­сти банкротства предприятия.

 

3.   Принципы организации финансов коммерческих организаций и предприятий.

 

Финансовые отношения коммерческих организаций и пред­приятий строятся на определенных принципах, связанных с основами хозяйственной деятельности: хозяйственная само­стоятельность, самофинансирование, материальная заинтере­сованность, материальная ответственность, обеспечение фи­нансовыми резервами.

Принцип хозяйственной самостоятельности не может быть реализован без самостоятельности в области финансов. Хозяйст­вующие субъекты независимо от формы собственности само­стоятельно определяют сферу экономической деятельности, ис­точники финансирования, направления вложения денежных средств, с целью извлечения прибыли. Рынок стимулирует ком­мерческие организации и предприятия к поиску новых сфер приложения капитала, созданию гибких производств, соответст­вующих потребительскому спросу. Коммерческие организации и предприятия с целью получения дополнительной прибыли могут осуществлять финансовые инвестиции краткосрочного и долго­срочного характера в форме приобретения ценных бумаг других предприятий, государства, участия в формировании уставного капитала других хозяйствующих субъектов. Однако о полной хозяйственной самостоятельности говорить нельзя, так как госу­дарство регламентирует отдельные стороны их деятельности. Так, законодательно устанавливаются взаимоотношения ком­мерческих организаций и предприятий с бюджетами разных уровней. Коммерческие организации и предприятия всех форм собственности в законодательном порядке уплачивают необхо­димые налоги в соответствии с установленными ставками, уча­ствуют в формировании внебюджетных фондов. Государство оп­ределяет и амортизационную политику. Начисление амортиза­ции по основным средствам, приобретенным до 1998г., проис­ходит по нормам, установленным законодательно.

Принцип самофинансирования.  Реализация этого принципа — одно из основных условий предпринимательской деятельности, которое обеспечивает конкурентоспособность хозяйствующего субъекта. Самофинансирование означает полную самоокупае­мость затрат на производство и реализацию продукции, выпол­нение работ и оказание услуг, инвестирование в развитие произ­водства за счет собственных денежных средств и при необходи­мости банковских и коммерческих кредитов. В развитых рыноч­ных странах на предприятиях с высоким уровнем самофинанси­рования удельный вес собственных средств достигает 70% и более.

К основным собственным источникам финансирования ком­мерческих предприятий и организаций относятся: амортизаци­онные отчисления, прибыль, отчисления в ремонтный фонд. Доля собственных источников в общем объеме инвестиций рос­сийских предприятий в 2007 г. составила 78%, что соответствует уровню развитых рыночных стран. Однако общий объем денеж­ных средств еще достаточно низкий и не позволяет осуществлять в полной мере серьезные инвестиционные программы. В настоящее время не все коммерческие организации и предприятия способны реали­зовать этот принцип. Предприятия и организации ряда отрас­лей, выпуская продукцию и оказывая услуги, необходимые по­требителю, по объективным причинам не могут обеспечить их рентабельность. К ним относятся отдельные предприятия город­ского пассажирского транспорта, жилищно-коммунального хозяйства, сельского хозяйства, оборонной промышленности, до­бывающих отраслей. Такие предприятия по мере возможности по­лучают государственную поддержку в форме дополнительного фи­нансирования из бюджета на возвратной и безвозвратной основе.

Принцип материальной заинтересованности объективная необходимость этого принципа обеспечивается основной це­лью предпринимательской деятельности — извлечением при­были. Заинтересованность в результатах предпринимательской деятельности проявляется не только ее участниками, но и го­сударством в целом. На уровне отдельных работников пред­приятия реализация этого принципа может быть обеспечена высоким уровнем оплаты труда. Для предприятия этот прин­цип может быть реализован в результате проведения государст­вом оптимальной налоговой политики, экономически обосно­ванной амортизационной политики, созданием экономических условий для развития производства. Само предприятие может способствовать реализации данного принципа соблюдением экономически обоснованных пропорций при распределении вновь созданной стоимости, формировании фонда потребления и фонда накопления. Интересы государства могут быть соблю­дены рентабельной деятельностью предприятий, ростом произ­водства и соблюдением налоговой дисциплины. Очевидно, что в настоящее время еще не в полной мере  реализуется  этот  принцип,  так как:  

·        существующая система налогообложения носит ярко выраженный фискальный характер;

·        не все  коммерческие организации и предприятия   выполняют обязательств перед своими работниками по выплате заработной платы в установ­ленные сроки;

·        слабый рост производства не позволяет обеспечить интересы государства, полноту и своевременность уплаты налогов в бюджет.

Принцип материальной ответственности означает наличие оп­ределенной системы ответственности за ведение и результаты финансово-хозяйственной деятельности. Финансовые методы реализации этого принципа различны и регламентируются рос­сийским законодательством. Предприятия, нарушающие дого­ворные обязательства, расчетную дисциплину, сроки возврата полученных кредитов, налоговое законодательство и т.п.,   упла­чивают пени, штрафы, неустойки. К нерентабельным предприятиям, не способным отвечать по своим обязательствам, может быть применена процедура банкротства.

Руководители предприятий несут административную ответст­венность за нарушение налогового законодательства в соответст­вии с Законом РФ от 27 декабря 1991г. № 2118—1 «Об основах налоговой системы в РФ».

К отдельным работникам предприятий и организаций при­меняются система штрафов в случаях допущения брака, лише­ние премии, увольнение с работы в случаях нарушения трудовой дисциплины.  Этот принцип реализован в настоящее время наиболее полно.

Принцип обеспечения финансовыми резервами диктуется усло­виями предпринимательской деятельности, сопряженной с оп­ределенными рисками невозврата вложенных в бизнес средств. В условиях рыночных отношений последствия риска ложатся на предпринимателя, который добровольно и самостоятельно на свой страх и риск реализует разработанную им программу. Кро­ме того, в экономической борьбе за покупателя предпринимате­ли вынуждены продавать свою продукцию с риском невозврата денег в срок. Финансовые вложения предприятий также связаны с риском невозврата вложенных денежных средств, либо полу­чением дохода ниже предполагаемого. Наконец, могут иметь место прямые экономические просчеты в разработке производ­ственной программы. Реализацией этого принципа является формирование финансовых резервов и других аналогичных фон­дов, способных укрепить финансовое положение предприятия в критические моменты хозяйствования.

Финансовые резервы могут формироваться предприятиями всех организационно-правовых форм собственности из чистой прибыли, после уплаты из нее налога и других обязательных платежей в бюджет. Акционерные общества обязаны формиро­вать финансовый резерв в законодательно установленном по­рядке. На практике, из-за низких финансовых возможностей, не все предприятия образуют финансовые резервы, необходимые для их финансовой устойчивости.

Все принципы организации финансов предприятий находят­ся в постоянном развитии и для их реализации в каждой кон­кретной экономической ситуации применяются свои формы и методы, соответствующие состоянию производительных сил и производственных отношений в обществе.

 

4.   Факторы, влияющие на организацию финансов предприятий.

 

На организацию финансов предприятий оказывают влияние два фактора:

·        организационно-правовая форма хозяйствования;

·        отраслевые технико-экономические особенности.

Организационно-правовая форма хозяйствования определяется Гражданским кодексом РФ, в соответствии с которым юридиче­ским лицом признается организация, которая имеет в собствен­ности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом. Оно вправе от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные пра­ва, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юри­дическое лицо должно иметь самостоятельный баланс или смету.    Юридическими лицами могут быть:   

·        преследую­щие извлечение прибыли в качестве основной цели своей дея­тельности — коммерческие организации,

·        не имеющие извлече­ние прибыли в качестве такой цели и не распределяющие при­быль между участниками — некоммерческие организации.

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 РЕФЕРАТЫ