Сущность и характерные черты менеджмента в социально-культурной сфере. Учет деятельности учреждения ...
Сущность и характерные черты менеджмента в социально-культурной сфере. Учет деятельности учреждения ...
Самарское училище культуры
Заочное отделение
Контрольная работа
по предмету
«Экономика и менеджмент»
на тему «Менеджмент в социально-культурной сфере.
Учет деятельности учреждения культуры»
Выполнила студентка группы 4 Б
Колесникова Надежда Анатольевна
Преподаватель _________________
______________________________
САМАРА 2005
Содержание
1. Сущность и характерные черты менеджмента в
социально-культурной сфере 3
1.1. Сущность менеджмента. 3
1.2. Характерные черты менеджмента. 5
2. Учет деятельности учреждения культуры.. 10
2.1. Роль и значение учета и отчетности. 10
2.2. Виды учета и отчетности. Требования к их организации. 10
2.3. Текущий учет.. 12
2.4. Статистический учет и отчетность. 13
2.5. Творческий отчет.. 14
Список
использованных источников. 16
1. Сущность
и характерные черты менеджмента в социально-культурной сфере
1.1. Сущность менеджмента
Под менеджментом
понимается система управленческой деятельности, обеспечивающей успешное
функционирование самых различных социальных институтов – организаций,
призванных осуществлять некоторую социально-значимую деятельность.
Социально-культурная
сфера – сложное, неоднозначное понятие. Одни авторы определяют
социально-культурную сферу как совокупность предприятий, выпускающих продукт,
связанный с жизнедеятельностью людей, и в этом случае к социально-культурной
сфере относятся очень многие отрасли экономики, такие как автомобилестроение,
производство бытовой техники и пр. Другие вкладывают в понятие
социально-культурной сферы совокупность предприятий, выполняющих
социально-культурные функции, имеющие значение для культурного уровня всего
общества, в этом случае в социально-культурную сферу попадает достаточно узкий
перечень предприятий – театры, библиотеки, клубы, музеи.
Под
социально-культурной сферой мы будем понимать совокупность отраслей,
предприятия которых производят товары и услуги, необходимые для удовлетворения
социально-культурных потребностей человека.
Деятельность в социально-культурной
сфере осуществляется организациями, учреждениями, предприятиями различной
ведомственной принадлежности (государственными, муниципальными, частными,
общественными организациями) и формы собственности, а также частными лицами.
Далее, фирма – любое учреждение социально-культурной сферы.
Менеджмент в
социально-культурной сфере представляет для нас особый интерес.
Во-первых, потому
что в его технологическом содержании раскрывается все богатство менеджмента
вообще – как уже говорилось, в сфере культуры действуют самые различные фирмы.
Во-вторых,
перспективы такого рассмотрения важны для уяснения возможностей сотрудничества
со сферой культуры других сфер деловой активности. Главная особенность
менеджмента в социально-культурной сфере заключается в том, что деньги в этой
сфере зарабатываются преимущественно не на основе простой коммерции, а на
основе привлечения средств заинтересованных доноров: спонсорства, патронажа,
благотворительности.
В-третьих, еще
более очевидно другое обстоятельство – нарастание требований к менеджментной
компетентности специалистов и работников социально-культурной сферы. Переход от
сугубо административно-распределительной технологии управления сферой к все
более широкому использованию экономических методов, от чисто дотационного
бюджетного финансирования структур к финансированию программ, к конкуренции за
бюджетные средства, необходимости широкого привлечения внебюджетных средств,
идеологический и политический плюрализм, хозяйственная самостоятельность – все
это радикально меняет требования к профессионализму менеджера в
социально-культурной сфере. Если раньше он видел себя преимущественно
работником «идеологического фронта», педагогом-воспитателем, то теперь он
должен быть практически ориентирован в технологии маркетинга в коммерческой и
некоммерческой деятельности, быть экономически и юридически грамотным
специалистом, короче говоря – быть полноценно компетентным в вопросах
менеджмента, без всяких скидок на пресловутую «специфику» сферы.
Более того, сама
эта специфика заключается отнюдь не в «усеченности» менеджмента, а наоборот – в
его расширительном применении. Социально-культурная сфера включает в себя
деятельность как сугубо некоммерческую (нонпрофитную), так и коммерческую
(платные услуги), как местного, так и (в том числе – применительно к тому же
виду деятельности) международного масштаба.
Бизнес и культура
в современном обществе «скованы одной цепью» – предполагают и дополняют друг
друга, немыслимы друг без друга. Эта «обреченность» на сотрудничество имеет
глубокий политологический смысл, чрезвычайно важный для развития и
преобразования общества. Дело в том, что это сотрудничество, по сути дела,
является способом реализации гражданского общества – не декларирования его, а
наращивания его реальной ткани, его механизмов, процедур и «мускулов». Только
общество, в котором сложилась и вызрели развитые формы сотрудничества делового
мира и сферы культуры, способно к саморазвитию и саморегуляции
социально-экономических и социально-культурных процессов – по возможности
независимо от государства.
1.2.
Характерные черты менеджмента
Обычно специфику
менеджмента в сфере культуры связывают с особенностями «духовного
производства». «Продукты» такой деятельности носят не столько вещественный
характер, сколько связаны с феноменами сознания (восприятия, понимания,
мышления, переживания и т.д.), не поддаются непосредственному прямому счету,
складированию. Их производство зачастую совпадает с их потреблением (просмотр
спектакля, кинофильма, прослушивание концерта, чтение книги и т.д. Книга,
которую не читают, картина, которую не смотрят и т.п., не являются
художественными ценностями). Более того, в отличие от продуктов материального
производства, уничтожаемых в процессе потребления (сапоги снашиваются, яблоки
съедаются), культурные ценности в процессе потребления наращивают свою ценность
(чем больше народу прочитало книгу, видело картину, слышало концерт и т.п., –
тем выше их социальная значимость).
Однако под услугами
в сфере культуры теперь уже можно и нужно понимать не только услуги
непосредственно посетителям, но и донорам, готовым выделять средства и
поддерживать эту деятельность. Сфера культуры – сфера преимущественно
некоммерческой деятельности. Главная особенность менеджмента в сфере культуры
заключается в том, что деньги в этой сфере появляются преимущественно не на
основе коммерции, а на основе привлечения средств, вовлечения интересов самых
различных сил и инстанций: органов власти, ведающих бюджетными средствами,
спонсоров, благотворительных организаций и прочих доходов. Даже в шоу-бизнесе,
на первый взгляд предельно коммерциализированном секторе сферы культуры, доходы
от продажи билетов составляют обычно около 15% бюджета гастроли. Остальное –
средства спонсоров. Да и сама гастроль чаще всего является лишь частью
рекламной компании нового диска или альбома.
Некоммерческая
деятельность не означает «непривлекательная» для бизнеса. Во всем мире
некоммерческий (нонпрофитный) сектор – один из наиболее интенсивно
развивающихся секторов экономики. Действительно, что может быть привлекательней
деятельности, когда все ваши доходы идут на покрытие ваших расходов и прибыль
не образуется в принципе! Некоммерческая сфера обладает рядом законодательно
закрепленных льгот и гарантий, привлекающих туда капитал. В силу своей
публичности, социальной значимости она обладает явно выраженным рекламным
потенциалом, возможностями формирования и продвижения привлекательного имиджа,
репутации, социального статуса и т.д.
Более того, некоммерческая
деятельность имеет более общий характер, она может включать в себя коммерческую
как свою часть. Например, музей может заниматься предпринимательской
деятельностью, открывать производство сувениров, типографию, ремонтные
мастерские и т.п.
Эти
обстоятельства накладывают свои особенности на маркетинг некоммерческой
деятельности: он оказывается многомерным, в отличие от традиционного маркетинга
в коммерческих сферах. Например, в некоммерческой сфере довольно часто субъект
платежеспособного спроса (тот, кто платит деньги) не совпадает с
непосредственным потребителем (клиентом). Так, типичные потребители услуг в
социально-культурной сфере – это дети, подростки, ветераны. Работа с ними, с
очевидностью, необходима, но кто должен оплачивать оказываемые им услуги?
Зачастую – не они сами. Что-то оплачивают родители, что-то поддерживается
бюджетными средствами, что-то – заинтересованными в такой деятельности
донорами, что-то – благотворительными фондами и т.д. Фактически в
социально-культурной сфере действуют, как минимум, два рынка: рынок
потребителей и рынок доноров. И не всегда можно сказать, какой из этих рынков
первичен: то ли сначала определяются виды работ с потребителями и затем ищутся
доноры на их поддержку, то ли потребители подбираются для обеспечения интересов
доноров, готовые платить деньги за определенные виды работ с этими группами.
Эти особенности,
вне всякого сомнения, сказываются на технологии менеджмента в
социально-культурной сфере. Однако при всей их важности они не отличают
менеджмент в социально-культурной сфере от любого менеджмента услуг.
Практически все указанные особенности суть особенности услуг.
Менеджмент в
социально-культурной сфере может заключаться исключительно в создании
организационных и экономических условий саморазвития социально-культурной жизни
– не больше, но и не меньше. И в этом заключается подлинное содержание
характера менеджмента в социально-культурной сфере.
Бизнес все более
интегрируется с другими сферами жизни общества: политикой, культурой, наукой,
образованием, искусством, спортом. Все большее распространение получили
спонсорство и благотворительность, патронаж. Все это не только резко изменило и
обогатило своим содержанием технологию менеджмента, придало ему характер
социально и культурологически ориентированной деятельности.
Важно, что все
эти особенности проявляются на фоне бурного развития современных информационных
технологий, информатизации и компьютеризации, мультимедиа, освоения
возможностей Интернета, без которого немыслимы уже современная реклама, PR, другие бизнес-технологии.
Интенсивно проникают эти технологии и в социально-культурную сферу, открывая
перед нею совершенно новые горизонты развития.
Современный рынок
все более явно глобализируется. Начинается тотальная конкуренция всех со всеми.
На первый план выходит способность занять свое уникальное место в сети
глобальных рыночных связей. А это возможно только при условии привлечения
внимания к своему бизнесу, достижения известности любыми средствами.
В этом плане
современный бизнес, как впрочем и политика, все более сближаются по своей
технологии с шоу-бизнесом и социально-культурной деятельностью в целом. В своем
технологическом содержании современный менеджмент окончательно приобрел черты и
формы технологии социально-культурной деятельности.
Все эти
особенности современного менеджмента, которые являются закономерным выражением
действия внутренних тенденций развития самого менеджмента, заметно сближают его
со сферой культуры и социально-культурной сферой в целом.
Все эти
обстоятельства предъявляют новые требования к компетентности и профессионализму
современного менеджера. К традиционным требованиям знания технологии,
организации, финансового контроля и маркетинга в современных условиях
добавляются требования культурологического и гуманитарного характера.
Современный менеджер, вне зависимости от профиля деятельности его фирмы, должен
быть не только теоретически, но практически ориентированным в вопросах общей и
прикладной культурологи, социальной психологии, быть знакомым с современными
культурными процессами в тех обществах, в среде которых ему приходится или
придется иметь дело, практически ориентироваться в механизмах и процедурах
принятия политических решений, в современной политической жизни, иметь развитое
чувство вкуса, гармонии, стиля, владеть иностранными языками, быть развитым и
продвинутым в плане нравственной и интеллектуальной культуры. Не только
зарубежные данные, но нынешняя российская действительность убедительно
показывают, что больше шансов стать успешными предпринимателями и менеджерами
имеют выпускники гуманитарных вузов по сравнению с выпускниками технических
вузов, а среди последних – бывшие научные сотрудники.
Нарастание
гуманитарного содержания современного менеджмента проявляется практически по
всем векторам практики менеджмента.
Если
воспользоваться удачной метафорой Э. Фромма, то можно сказать, что если еще
послевоенный менеджмент осуществлялся в модусе «Иметь» (to have, haben), то современный менеджмент
осуществляется скорее в модусе «Быть» (to be, sein). Современная фирма во все большей степени предстает как культура – в
буквальном, терминологическом смысле слова: со своими ценностями, нормами,
традициями, ритуалами, героями, мифами, легендами, фольклором, субкультурами и
т.д. Фирменный стиль, организационная культура, дух корпорации из метафор очень
быстро превратились в конкретные технологические требования. Все большее число
ведущих зарубежных специалистов по менеджменту склонны рассматривать
современный менеджмент как «культурологический» по преимуществу.
2. Учет
деятельности учреждения культуры
Учет и отчетность
являются частью информационного механизма менеджмента, связанного с
характеристиками реальных результатов деятельности фирмы. Учет – это
характеристика итогов деятельности учреждения в утвержденной системе
показателей.
2.1.
Роль и значение учета и отчетности
Правильно
организованные учет и отчетность играют важнейшую роль в технологии
менеджмента. Фиксируя итоги деятельности за определенный период, данные учета и
отчетности создают информационную базу данных как для контроля, так и для
принятия последующих плановых и других решений. Без опоры на эти данные невозможна
эффективная организация заработной платы, задание системы стимулирования. Без
достоверных данных учета и отчетности невозможна выработка норм и нормативов,
создание нормативной базы. Сведенные в региональном и общегосударственном
масштабе данные учета и отчетности создают основу для выработки культурной
политики, принятию решений по бюджету, для научно-теоретического анализа,
выявления тенденций и закономерностей, действующих в социально-культурной
сфере, ее отраслях, экономике и обществе в целом.
2.2.
Виды учета и отчетности. Требования к их
организации
Из определения
учета и отчетности видно, что центральную роль в их организации играет выбор
системы конкретных показателей и принятие специального решения по утверждению
их в качестве показателей учета и отчетности. Этим последние отличаются от
показателей, фигурирующих в анализе, – там аналитик волен применить те показатели,
которые наиболее соответствуют целям анализа. В учете же речь должна идти о
стабильной системе характеристик.
Система учета и
отчетности должна соответствовать нескольким очевидным требованиям:
– показатели
учета и отчетности должны соответствовать планируемым показателям, иначе
утрачивается единство информационного механизма менеджмента;
– система учета
должна быть простой и ясной, по возможности исключать показатели, требующие
расчет (это функция анализа), и использовать простые натуральные и стоимостные
показатели;
– учет должен
быть оперативен и своевременен – всякие «рисования» учета задним числом создают
почву для злоупотреблений;
– учет должен
быть максимально полным, т.е. охватывать все стороны деятельности фирмы;
– данные учета и
отчетности должны быть достоверными – как показывает практика, наиболее сложное
для социально-культурной сферы требование.
В
социально-культурной сфере действуют четыре вида учета и отчетности: текущий
(первичный, оперативный), статистический, бухгалтерский учет (и соответствующая
отчетность), а также творческие отчеты. Бухгалтерский учет является частью
финансового контроля и настолько технологически специфичен, что образует
достаточно развитую самостоятельную дисциплину менеджмента, образующую
самостоятельный учебный курс. Кроме того, бухучету посвящен чрезвычайно широкий
круг специальной литературы и материалов. Поэтому в данной работе
рассматриваться не будет. Следует помнить также, что все виды учета (отчасти,
включая и творческий отчет), так или иначе, но во все большей степени опираются
на использование современных компьютерных технологий. Существует веер АРМов
(автоматизированных рабочих мест) по бухгалтерскому учету, статистике, текущему
учету с соответствующим программным обеспечением.
2.3.
Текущий учет
Речь идет об
учете текущей (каждодневной) деятельности учреждения культуры. В силу этого его
также называют оперативным (в отличие от других – так или иначе, но
эпизодических видов учета и отчетности) учетом. Этот учет является базой, над
которой надстраиваются все другие виды учета и отчетности – отсюда его еще одно
название – первичный.
С некоторой
степенью условности можно различать два вида текущего учета: количественный и
качественный. Количественный учет связан с учетом объемов выполненной работы
(количество мероприятий, посетителей, доход и т.п.). Типичным документом
текущего учета в сфере культуры является журнал учета текущей работы. Обычно
учет в нем ведется по следующим позициям: порядковый номер, дата, наименование
работы, время начала и окончания, количество посетителей, подпись
ответственного лица, примечания. Регулярно (ежемесячно, ежеквартально) данные
об объеме выполненной работы суммируются с заполнением специальных таблиц.
Страницы такого журнала пронумерованы, прошнурованы и должны скрепляться печатью,
так как журнал является документом финансовой дисциплины. Хотя вести его могут
должностные лица, которым это поручено, ответственность за достоверность,
своевременность и полноту записей в журнале несет руководитель организации. К
другим документам текущего учета относятся списки коллективов, журналы посещения
кружков и коллективов, журналы дежурств и другие документы, в которых ведется
учет работы в подразделениях и службах.
Что может
подтвердить записи в журнале учета текущей работы? Не секрет, что в сфере
культуры, в силу особенностей оказываемых услуг, имеются возможности для
«рисования» учета, а значит и «липовой» отчетности. В качестве подтверждающих
материалов могут выступать планы, программы, пригласительные билеты, сметы,
сценарии, фотографии, видео- и киноматериалы, корешки путевок и квитанций –
практически все материалы и документы, сопровождающие ход подготовки и
проведения конкретных мероприятий. Поэтому такие документы и материалы также
могут быть отнесены к текущему учету.
Качественный учет
– учет уровня и эффективности проводимой работы. К его материалам и документам
относятся справки по итогам проверок, отзывы посетителей и клиентов, рецензии и
отзывы в СМИ, результаты экспертных оценок и т.п.
Примером
документа, в котором объединяются качественные и количественные характеристики
выполненной работы, являются акты сдачи-приемки выполненной работы, подписанные
представителями исполнителя и заказчика, в которых фиксируются объемы
выполненных работ, их соответствие запланированным, наличие или отсутствие
претензий заказчика к исполнителю по объему и качеству выполненных работ. Кроме
того, в сфере культуры неоднократно предпринимались попытки введения паспортов
учреждений культуры, в которых систематически фиксировались итоги и оценки их
деятельности.
2.4.
Статистический учет и отчетность
На основе данных
текущего учета регулярно (обычно один раз в год) составляется статистический
отчет. Статистический отчет заключается в заполнении специальной табличной
формы. Для каждого типа учреждений культуры заполняется своя типовая форма
статотчета согласно альбому типовых форм Государственного Комитета по
статистике (Госкомстата). В содержание такой формы входит подробная инструкция
по ее заполнению, так что подготовка статистического отчета обычно особого труда
не составляет – при условии хорошо налаженного текущего учета. В противном
случае оформление статотчета превращается в «творчество» сомнительного
характера.
Форма статотчета
заполняется в трех экземплярах по истечении отчетного года, подписывается руководством
фирмы и передается (высылается) в региональный орган Госкомстата и вышестоящую
ведомственную инстанцию (учредителю). Один экземпляр остается в архиве
учреждения.
Вышестоящие
инстанции иногда требуют в качестве приложения к статистическому отчету подробную
пояснительную записку о деятельности учреждения культуры (годовой
информационный отчет). Госкомстату такой отчет не требуется.
При всей
уязвимости для критики действующих форм статистической отчетности они играют
важнейшую роль, создавая информационную базу данных о состоянии и работе сферы
культуры в региональном масштабе и масштабе страны в целом. Поэтому
статистические показатели не могут произвольно меняться – в этом случае может
наступить так называемый «обрыв в статистике» – ситуация, делающая невозможным
прослеживание тенденций развития, в том числе и в историческом масштабе,
затрудняет сопоставление различных периодов развития сферы и общества.
2.5.
Творческий отчет
В этом случае
речь идет о специфических мероприятиях, на которых учреждения демонстрируют
образцы достигнутого уровня своей работы. Это могут быть концерты, выставки,
спектакли, фестивали, комплексные мероприятия. Подобные творческие отчеты могут
проводиться различного уровня: отдельных коллективов, мастеров и исполнителей,
учреждений и организаций, могут быть отчетные акции регионального масштаба и
даже республиканского уровня («дни культуры» или фестивали).
Творческий отчет
решает ряд задач:
– демонстрация
лучших образцов работы;
– оценка итогов
работы за определенный период;
– реклама и
пропаганда (продвижение имиджа и репутации) деятельности учреждения и его
самого;
– вербовка новых
клиентов, потребителей и активных участников деятельности организации.
По своим задачам
творческий отчет переплетается с public
relations и вполне может
рассматриваться также как одна из форм PR.
Творческие отчеты
имеют место не только в сфере культуры. Менеджмент практически во всех других
сферах и отраслях прибегает к выставкам продукции, дням открытых дверей и
другим акциям, носящим характер творческого отчета.
Чтобы мероприятие
могло рассматриваться в качестве творческого отчета, оно должно отвечать
нескольким требованиям:
– на нем должен
быть продемонстрирован лучший опыт работы;
– сценарий
проведения должен предполагать возможность оценки демонстрируемых образцов
работы (экспертный опрос, анкетирование посетителей или участников, книгу
отзывов, проведение конференций и т.п.);
– итоги
творческого отчета, и особенно оценки должны стать предметом специального
анализа (совещания, семинара) для определения перспектив дальнейшей
деятельности.
Список использованных источников
1. Андреев С.Н. Маркетинг некоммерческих
субъектов. – М.: Финпресс, 2002. – 312 с.
2. Законодательство о культуре: [Сборник/
Сост. Б. Букреев]. – М.: Касаткина, 2001. – 471 с.
3. Законодательная политика и правовое
регулирование в сфере культуры: аннот. библиогр. указ./ М-во культуры Рос.
Федерации, Рос. ин-т культурологии. – М.: РИК.
4. Морозова Е.Я. Экономика и организация
предприятий социально-культурной сферы. – СПб.: Михайлов, 2002. – 317 с.
5. Новаторов В.Е. Маркетинг в
социально-культурной сфере. – Омск: Омич, 2000. – 288 с.
6. Религия, образование, культура:
необходимость диалога: Форум интеллигенции, Уфа, 24-25 нояб. 2000 г./ Сост.
Филатов С.А. – М.: Фонд социал.-экон. и интеллектуал. прогр., 2001. – 223 с.
7. Тульчинский Г.Л. Менеджмент в сфере
культуры. – С.-Петерб. гос. ун-т культуры и искусств. – СПб.: Лань, 2001. – 382
с.
8. Шкута А.А. Практическое мышление
менеджера/ Под общ. ред. М.З. Бора. – М.: Финпресс, 1998. – 220 с.
9. Экономические отношения в
социально-культурной сфере: Межвуз. сб./ Под ред. Ф.Ф. Рыбакова. – СПб.: Изд-во
Санкт-Петербург. ун-та, 1992. – 145 с.
|