бесплатные рефераты

Свободные экономические зоны: сущность, возможности

§     освобождение от уплаты налогов на период до 15 лет;

§     косвенные субсидии в виде предоставления в распоряжение фирмы обустроенной территории.

1.       Специальные льготы (предоставляются конкретной страной):

§     Процентная скидка с налога на прибыль (до 50%)

§     Специальные субсидии для возмещения  фирмам расходов за пределами страны;

§     Скидка иностранным фирмам при покупке оборудования местного производства.

Многие льготы из группы общих льгот на самом деле являются символическими и в стоимостном выражении равны нулю. Так введение 10-летнего льготного периода на выплату налогов не является финансовой потерей для государственного бюджета, поскольку в отсутствие такого периода инвестор, возможно, не заинтересовался бы зоной. Как показывает опыт, специальные льготы играют лишь второстепенную роль в принятии иностранными фирмами решения об участии в зонах. В лучшем случае, эти льготы обеспечивают лишь небольшую дополнительную выгоду, которая часто не реализуется. Вместе с тем, затраты на предоставление специальных льгот может оказаться значительными, поскольку получателями их потенциально может быть большое число фирм. Страна, которая намеревается участвовать в конкуренции на мировом рынке свободных экономических зон, должна предложить стимулы и льготы, которые будут находиться на уровне мировых требований или превосходить этот уровень. Такой же подход существует на мировом рынке зон в отношении наличия в зонах экономических преимуществ.[5]

Изучение мирового опыта показывает, что ни одна зона не может работать успешно без соответствующей инфраструктуры: обустроенной территории, сети телекомунникаций, снабжения водой, электроэнергией, без доступа к аэропорту, без наличия жилья для местного и иностранного персонала. То, что 15-20 лет тому назад рассматривалось инвесторами как сравнительное преимущество (близко расположенный международный аэропорт, хорошая телефонная связь и т.п.), сейчас считается одним из исходных условий, без удовлетворения которого иностранная фирма просто не будет рассматривать вопрос об участии в зоне. Постепенное усреднение материальных и экономических льгот подтверждает, что эти две группы предоставляемых преимуществ недолго будут весомым аргументом для привлечения иностранных инвесторов в зоны. Они являются лишь предварительным условием для принятия инвестором положительного решения об осуществлении инвестиций или о возможности инвестиций в будущем. Окончательное решение – вкладывать капитал в зону или нет – зависит от тактических и стратегических соображений инвестора.

Если исходить из того, что зоны с самого начала будут ориентированы на размещение в них как иностранных, так и местных предприятий, то необходимо разработать и условия привлечения в зоны национальных фирм и инвесторов. На первый взгляд представляется, что привлечь национальных инвесторов не сложно, так как они заинтересованы в использовании развитой инфраструктуры и льгот, предоставляемых зоной. Но как показывает практика, положение может быть совершенно иным. Национальные инвесторы могут занять скорее выжидательную позицию или, проявив на первых порах заинтересованность, затем могут отказаться от участия в зонах. Это объясняется тем, что вполне реальные преимущества зоне могут превышать для них возможные сложности работы в непривычных для национальных фирм условиях работы в зонах. Очень трудным для них предоставляется переход от методов организации и управления производством, которые они используют, к работе в новых производственных, технологических и организационных условиях.

Таким образом, при разработке проектов свободных экономических зон необходимо уделять соответствующее внимание проблеме привлечения национальных предприятий, которые успешно бы функционировали бы в данной свободной экономической зоне.[5]

Общей характерной чертой различных видов свободных эко­номических зон является наличие благоприятного инвестици­онного климата, включающего в себя таможенные, финансо­вые, налоговые льготы и преимущества по сравнению с об­щим режимом для предпринимателей, существующим в той или иной стране. Конкретные льготы и стимулы имеют некото­рые количественные отличия по зонам разных стран; по суще­ству они, как правило, сходны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Свободные экономические зоны Казахстана

2.1 Первые СЭЗ в Казахстане

Первые свободные экономи­ческие зоны в Казахстане появились в 1991 году: Жайрем-Атасуйская в Жезказганской области. Алакульская и Жаркентская в Талдыкорганской области, субзона на базе пред­приятия «Талдыкорганвнештранс» в Талдыкоргане, Лисаковская в Костанайской области и свободная тор­говая зона «Атакент» в г. Алматы. Еще ряд областей (Атырауская, Во­сточно-Казахстанская, Карагандин­ская и Мангистауская) были объяв­лены свободными экономическими зонами. Однако первый опыт обра­зования СЭЗ не достиг задуманных целей из-за несовершенного пра­вового и организационного механиз­ма функционирования, не было до­статочной самостоятельности в ре­шении финансовых, налоговых и других вопросов.

Вновь создаваемые специ­альные экономические зоны пред­ставляют собой ограниченные тер­ритории РК, на которых действует особый правовой режим.[6]

Согласно статье 3 вышеназ­ванного указа, СЭЗ «создаются в целях ускоренного развития реги­онов для активизации вхождения экономики республики в систему мировых хозяйственных связей, создания высокоэффективных экспортоориентированных произ­водств, освоения выпуска новых видов продукции, привлечения ин­вестиций, отработки правовых норм рыночных отношений, вне­дрения современных методов уп­равления и хозяйствования, а также решения социальных про­блем».[7]

Реформирование экономичес­кой системы привело в движение рыночные механизмы, что предпо­лагает интеграцию в мировую эко­номику за счет разнообразных форм торгового и делового сотруд­ничества. СЭЗ, являясь инструмен­том ускорения регионального раз­вития, оказывают положительное воздействие на экономику, что и показывает опыт других стран. На международной конференции в Бишкеке (октябрь, 1997 г.), посвя­щенной проблемам развития сво­бодных экономических зон, СЭЗ рассматривались как точки эконо­мического роста и интеграции стран и регионов.[6]

Показатели экономического роста Лисаковской специаль­ной экономической зоны сви­детельствуют о стабилизации экономического положения в ре­гионе. Со дня образования Лиса­ковской СЭЗ в 1993 г. объем про­мышленного производства увели­чился в 22,9 раза, рост производ­ства в 1997 г. составил 74%. Объем розничного товарооборо­та в том же году к уровню 1996 г. составил 129,5%. Сохранились действующие предприятия, со­зданы десятки новых в легкой и пищевой промышленности, что позволило расширить ассорти­мент выпускаемой продукции. Ди­намичное развитие получили хо­зяйствующие субъекты малого и среднего предпринимательства, удельный вес которых в общей сумме доходов бюджета значи­тельно увеличился (59.8%). Адми­нистративный совет получил воз­можность вовремя и в полном объеме финансировать проекты, осуществлять текущие платежи по выплате заработной платы и пенсий.[8]

Первый год работы Акмолинской СЭЗ характеризуется ожив­лением и оздоровлением промышленных предприятий, наблюдает­ся ежемесячный рост объемов вы­пускаемой продукции на 1,5-2%. Средства фонда экономического и социального развития были на­правлены на реализацию програм­мы СЭЗ, обустройство и расшире­ние новой столицы.[9]

Придание статуса специаль­ной экономической зоны городу Кызылорде позволило осуще­ствить мероприятия по возобнов­лению работы длительно простаи­вающих предприятий, освоению новых производств, оказанию под­держки малому и среднему пред­принимательству, привлечению ин­вестиций.  (Приложение №1)

Приложение №1.

Таблица 1. Нормативы отчислений СЭЗ в бюджет в % в 1996-2000 гг.

СЭЗ

1996

1997

1998

1999

2000

Акмолинская

40

40

40

40

40

Лисаковская

20

25

30

35

40

Жайрем-Атасуйская

10

10

20

30

40

Кызылординская

-

20

40

40

40

 

В 1997 г. объем продукции в нефтедобывающей промышленно­сти увеличился на 3.0%. а легкой -в 3.4 раза и пищевой промышлен­ности – на 57,8%. Производство сельскохозяйственных жаток воз­росло в 23 раза. запасных частей к сельхозмашинам - в 4 раза. бу­маги - в 2.3 раза, нефти - на 2,7%, швейных изделий - на 34%. хлеба и хлебобулочных изделий - на 31,4%, кондитерских изделий - в 4.1 раза. Предприятиями города освоен выпуск оконных жалюзи (ТОО «Ансар», ТОО «Темирхан»), муки пшеничной (ДТОО «Айдан Агро»), фруктовых соков (АО «Сыр-Шарабы»). Возобновлено произ­водство нетканых материалов в ДТОО «Айдан ФНМ». обуви - в ДТОО «Айдан-обувь', яиц. мяса птицы - в ДТОО «Айдан-Аккус». Малые предприятия увеличили объем производства в 3.1 раза.[10]

В настоящее время в регионе действуют 7 совместных предпри­ятий, из них 4 - по разработке неф­тегазовых месторождений. В тече­ние 1997 г. в развитие Кызылординской СЭЗ было вложено и ос­воено 1,8 млрд. тенге (23.8 млн. долл. США) иностранных инвести­ций, на стадии рассмотрения нахо­дятся проекты на сумму 62.5 млрд. тенге (821.8 млн. долл. США).

Таким образом, создание и становление СЭЗ в Казахстане по­зволяет осуществлять экономичес­кие реформы в регионах: разви­вать производство промышленных товаров, привлекать инвестиции, создавать дополнительные рабо­чие места и обеспечивать заня­тость населения, расширять по­ставки на внутренний рынок кон­курентоспособных товаров и услуг производственного и непроизвод­ственного назначения.

 

2.2 Проблемы функционирования правового режима специальных экономических зон

Правовой режим СЭЗ в РК предусматривает особые условия функционирования для финансо­вой и банковской деятельности. налогообложения, таможенного ре­гулирования. государственной ре­гистрации юридических лиц, ли­цензирования. пребывания ино­странных граждан.

Административные советы мо­гут формировать финансовые фон­ды или. в случае совпадения гра­ницы СЭЗ с границей администра­тивно-территориальной единицы, единый бюджет. Поэтому бюджеты Акмолинской, Кызылординской и Лисаковской СЭЗ одновремен­но являются и бюджетами соответ­ственно гг. Акмолы, Кызылорды, Лисаковска. В Жайрем-Атасуйской СЭЗ формируется финансовый фонд, так как она включает в себя территории г. Каражала, п. Жайрем, п. Шалгинский и земли запа­са Жезказганской области. В до­ход финансового фонда или бюд­жета СЭЗ зачисляются общегосу­дарственные и местные налоги и сборы, уплачиваемые юридически­ми и физическими лицами, заре­гистрированными на территории СЭЗ в качестве налогоплательщи­ков. Платежи в специальные фон­ды, предусмотренные действую­щим законодательством, не могут быть источниками формирования финансового фонда (бюджета).

По Кызылординской СЭЗ такое формирование доходной части бюджета увеличило пос­ледний в 1997 г. почти в два раза в сравнении с соответствующим периодом прошлого года.

Кроме того, объем субвенций для Кызылординской области уменьшился с 54,3% в 1996 г. до 27,0% в 1997 г. Аналогично дина­мика доходов бюджета Лисаков­ской СЭЗ свидетельствует о посто­янном росте объема бюджета. По­ступление доходов в бюджет по, Лисаковской СЭЗ составило 165%. по Кызылординской - 112,6%. Особенности формирования финансов позволяют иметь СЭЗ значитель­ные денежные средства для выполнения социально-экономичес­ких программ развития региона. [14]

Взаимоотношения финансово­го фонда (бюджета) СЭЗ с выше­стоящим бюджетом определяются через долговременный стабильный норматив отчислений от общей суммы доходов, поступающих в фи­нансовый фонд (бюджет) (табл. 2), что способствует развитию не только зоны, но и региона в целом.

Особый правовой режим по финансам предусматривает, что административный совет специ­альной экономической зоны может учреждать целевые финансовые фонды, а том числе фонд эконо­мического и социального развития. Такой фонд образован всеми СЭЗ РК, кроме того, по Акмолинской предусмотрено образование фон­да инвестиций, связанного с обу­стройством новой столицы, по Жайрем-Атасуйской - фонда соци­альной защиты.

Целевые финансовые фонды СЭЗ образуются за счет свобод­ных бюджетных средств, отчисле­ний и сборов неналогового харак­тера. доходов от проведения тор­гов, зональных лотерей, займов. добровольных взносов и пожерт­вований юридических и физичес­ких лиц, а также иных источников. не запрещенных действующим за­конодательством.

Средства фонда экономичес­кого и социального развития на­правляются на финансирование мероприятий, предусмотренных программами развития СЭЗ, на со­здание и расширение мощностей по производству товаров народно­го потребления и оказанию услуг населению, на подготовку кадров и другие цели. В частности, из фон­да экономического и социального развития Кызылординской СЭЗ в 1997 г. было профинансировано 29 субъектов малого бизнеса на об­щую сумму 110 млн. тенге и 13 субъектов индивидуального пред­принимательства на сумму 2.48 млн. тенге.[8]

Налогообложение на террито­рии СЭЗ осуществляется в соот­ветствии с Налоговым кодексом РК, который предусматривает для хозяйствующих субъектов льгот­ный режим: подоходный налог с юридических лиц взимается в раз­мере 20% (против 30%).

Кроме льготы по подоходно­му налогу с юридических лиц, в со­ответствии с Законом РК «О госу­дарственной поддержке прямых инвестиций» хозяйствующим субъектам для реализации приори­тетных проектов могут предостав­ляться льготы и преференции:

·      в виде государственных на­турных грантов;

·      на срок до 5 лет с момента заключения контракта - в виде по­нижения ставки подоходного нало­га, земельного налога и налога на имущество до 100% основной ставки, а также на последующий период до 5 лет - в пределах не более 50% основной ставки.

Льго­ты предоставляются Государствен­ным комитетом РК по инвестици­ям. Для специальных экономичес­ких зон целесообразно было бы ввести его уполномоченный орган, потому что установленная льгота по подоходному налогу с юриди­ческих лиц неконкурентна со льгот­ным режимом, предусмотренным в вышеназванном законе и более благоприятным для инвесторов в других регионах, чем в СЭЗ.[10]

Учитывая происходящие ре­формы в финансово-кредитной и налоговой системе республики, а также опыт других стран, добив­шихся успехов в области дей­ственности налоговой политики СЭЗ (например, США, Китай), ста­новится очевидной необходимость совершенствования налогового режима в СЭЗ, в частности уста­новление дополнительных льгот.[8]

Таможенное регулирование регламентируется соответствую­щими указами Президента РК. Тер­ритория СЭЗ рассматривается как находящаяся вне таможенной тер­ритории Республики Казахстан, и на ней действует режим свобод­ной зоны. Он предусматривает ос­вобождение от таможенных по­шлин и налогов ввозимого обору­дования, сырья, материалов, а так­же других товаров, необходимых для выполнения производственных операций. При вывозе товары. произведенные или подвергнутые переработке на территории СЭЗ, тоже освобождаются от таможен­ных пошлин. Организовав пред­приятие в СЭЗ, можно беспошлин­но ввозить оборудование и сырье и беспошлинно же вывозить гото­вую продукцию. Остальные това­ры при ввозе с территории СЭЗ на другие территории и вывозе за пределы РК облагаются таможен­ными пошлинами в зависимости от страны происхождения. Учитывая. что хозяйствующие субъекты име­ют еще и налоговые льготы, мож­но отметить, что режим таможен­ного оформления СЭЗ стимулиру­ет производство, выпуск экспортоориентированной продукции.[8]

 

2.3 Наличие налоговых и тамо­женных льгот делает привлека­тельным климат СЭЗ для потен­циальных инвесторов

В Кызы­лординской СЭЗ уже работают со­вместные предприятия по добыче нефти и газа, и есть конкретные предложения по организации про­изводства лекарственных препа­ратов (Индия), обуви (Турция), рас­ширению производства мяса кур (Испания), выпуску прохладитель­ных напитков (Израиль) и др.[10]

Необходимо отметить, что спе­циальные экономические зоны име­ют принципиальное отличие от сво­бодных таможенных зон. и если в последних не предусмотрено осво­бождение розничной продажи то­варов от таможенных пошлин и на­логов. то эта норма не может быть приемлемой для СЭЗ. Товары на­родного потребления ввозятся на территорию СЭЗ, как правило, для их реализации населению, поэто­му целесообразно освободить там розничную продажу товаров от та­моженных пошлин и налогов.

Банковская деятельность осу­ществляется в соответствии с бан­ковским законодательством, для иностранных инвесторов на тер­ритории СЭЗ предусмотрено пра­во открытия счетов в националь­ной или иностранной валюте.

Государственная регистрация юридических лиц, а также учетная регистрация филиалов и предста­вительств юридических лиц в со­ответствии с указом Президента РК должна производиться уполномо­ченным органом Министерства юс­тиции непосредственно на терри­тории зоны. Однако внесенные из­менения в статью 13'Указа Прези­дента РК, имеющего силу закона, от 26 января 1996 г. № 2823 зна­чительно ухудшили условия реги­страции юридических лиц, особен­но совместных предприятий с уча­стием иностранного капитала, вы­нужденных теперь проходить реги­страцию только в Министерстве юстиции. Исходя из того. что по­рядок регистрации юридических лиц должен быть упрощенным, не­обходимо, чтобы хозяйствующие субъекты, организующие СП, ре­гистрировались на этой же терри­тории. В мировой практике регис­трацию хозяйствующих субъектов осуществляют органы управления на территории СЭЗ, поэтому видит­ся целесообразным восстановле­ние порядка регистрации юриди­ческих лиц.

Лицензирование деятельнос­ти, осуществляемой хозяйствую­щими субъектами на территории СЭЗ. производится в соответствии с действующим законодатель­ством РК.

Порядок пребывания иностран­ных граждан установлен соответ­ствующим законодательством РК и международными соглашениями, участником которых является рес­публика. Для выполнения функций по оформлению въезда, выезда, транзита и пребывания иностран­ных граждан и лиц без гражданства и их транспортных средств на тер­ритории СЭЗ центральными испол­нительными органами создаются отдельные подразделения соответ­ствующих государственных орга­нов. Однако отсутствие консульс­ких пунктов и агентств на террито­рии отдельных СЭЗ сдерживает оперативное оформление порядка пребывания иностранных граждан.

Изучение опыта СЭЗ РК пока­зало, что в целях эффективного го­сударственного регулирования экономики, обеспечения их нор­мального функционирования необходимо совершенствование нормативно-правовой базы СЭЗ. Для этого следует:

·      во-первых, предусмотреть государственную регистрацию юридических лиц, а также учет­ную регистрацию филиалов и пред­ставительств юридических лиц на территории специальной экономи­ческой зоны через уполномочен­ные органы Министерства юс­тиции РК:

·      во-вторых, предусмотреть в статье 74 Указа Президента РК. имеющего силу закона, от 20 июля 1995 года № 2368 «О таможенном деле в Республике Казахстан» дополнение о том, что на терри­ториях специальных экономичес­ких зон, на которых действует ре­жим свободной таможенной зоны, может производиться розничная продажа товаров для внутренне­го потребления;

·      в-третьих, необходимо вне­сение изменений и дополнений в действующие законодатель­ные акты по расширению полно­мочий административных сове­тов и увеличению льгот и префе­ренций. Вызвано это тем. что хо­зяйствующие субъекты, осуществ­ляющие деятельность на территории специальной экономической зоны, порой оказываются в менее выгод­ных условиях, чем находящиеся за ее пределами. Административные советы, призванные решать практи­чески все вопросы, касающиеся де­ятельности СЭЗ, не имеют соответ­ствующих полномочий. Более того. в специальных экономических зонах других стран для инвесторов обес­печены более привлекательные ус­ловия, чем в Казахстане. К приме­ру, отечественные предпринимате­ли предпочитают устанавливать свои взаимоотношения со свобод­ной экономической зоной «Бишкек» ввиду ее большей привлекательно­сти, чем с СЭЗ Казахстана.[10]

Внесение дополнений и изме­нений в соответствующие норма­тивные акты будет способствовать улучшению правового режима функционирования специальных экономических зон и позволит обеспечить ускоренное экономи­ческое развитие данных регионов.


3. СЭЗ – приоритетное направление в экономике

3.1 Зоны внешней торговли

Первые ЗВТ, создававшиеся на основе За­кона о зонах внешней торговли (1934 г.) пре­следовали цели глубже вовлечь США в миро­вую торговлю путем расширения (с помощью таможенных льгот) экономической активности на определенных территориях, а также добить­ся снижения уровня безработицы, масштабы которой в стране были чрезвычайно велики в период «великой депрессии». В соответствии с Законом, в составе Министерства торговли США был создан Комитет по зонам внешней торговли, занимающийся рассмотрением и ут­верждением заявок на организацию этих зон, а также регулирующий деятельность их админи­страции. В 1950 и в 1991 гг. в указанный Закон были внесены существенные поправки и допол­нения. Направленные на расширение деятель­ности ЗВТ и ее диверсификацию.[11]

Согласно существующему законодательству, ЗВТ, действующие на территории США, под­разделяются на зоны общего назначения и спе­циализированные (субзоны). Зоны общего на­значения (они располагаются, как правило, око­ло или на территории портов и аэропортов) на­ходятся вне пределов юрисдикции таможенной службы США. Типичная ЗВТ общего назначе­ния имеет сдаваемые в аренду площади для хра­нения товаров, размещенный там же дистрибьютерный центр с доступом к любым способам транспортировки; в большинстве таких зон имеются также площадки промышленных пар­ков, на которых пользователи зон могут распо­лагать свое хозяйство, коммунальные услуги предоставляются на основе публикуемых тари­фов для государственных компаний.

Сфера деятельности зон общего назначения (представляющих американский вариант того, что в международной практике называется зо­ной свободной торговли или свободной гава­нью) в основном охватывает складирование, сортировку, упаковку и перевалку товаров без их дополнительной обработки: а ряде случаев допускается незначительная обработка реэкс­портируемых иностранных товаров. Такие зоны создаются на основе разрешения, выдаваемого Комитетом по зонам внешней торговли различ­ным организациям, существующим при прави­тельстве штата или при местных властях (на­пример администрации порта, комитетам по промышленному развитию штата или графства. Агентствам и корпорациям по экономическому развитию и т.д.). Важным условием создания этих зон является внесение ими вклада в хо­зяйственное развитие штата или графства, в повышение уровня занятости, расширение тор­говли. Управляются зоны государственными или частными компаниями, с которыми орга­низации, получившие разрешение на создание зон, заключают контракты.

Первые торговые зоны общего назначения располагались в крупных портах — в Нью-Йор­ке, Новом Орлеане, Сан-Франциско, Окленде, Лос-Анджелесе и Сиэтле. В 50-е годы подоб­ные зоны были созданы в Толедо (штат Огайо), Бей-Каунти (штат Мичиган). Маягуэс (штат Пуэрто-Рико) и Гонолулу (штаг Гавайи). Одна­ко более всего количество зон общего назначе­ния увеличилось в 70—80-е годы, что отразило рост внешней торговли США и усиление кон­курентной борьбы на их внутреннем рынке. В этот период подобные зоны создавались не только при морских портах и международных аэропортах, но также в городах, не имеющих выхода к океану, но играющих важную роль во внешней торговле (из 52 созданных в 1970 г. Зон общего назначения 24 были расположены в го­родах, не имеющих выхода к океану или Вели­ким озерам). Важную роль в этом процессе, по­мимо возросшего объема торговли США, сыграли активизация деятельности иностранных корпораций на внутреннем рынке, быстрый рост различных видов экспортных операций, что привело к созданию в стране новой торго­вой инфраструктуры.

Специализированные зоны (субзоны) орга­низуются в интересах компаний (обычно круп­ных), деятельность которых выходит за рамки зон общего назначения, и ориентированы толь­ко на одного пользователя. Такие зоны созда­ются решением руководства зон общего назна­чения, утверждаемым Комитетом по внешне­торговым зонам, для организации той или иной частной компанией сборочных заводов или раз­личных промышленных производств. Посколь­ку статус субзоны является вторичным по от­ношению к статусу зоны общего назначения и, как правило, предоставляется уже существую­щим производствам, для его получения не тре­буется отдельного законодательства. Обычно субзоны представляют собой площадки частных заводов, уже имеющих лицензии Комитета по зонам внешней торговли на совершение опера­ций, и технически являются частью зон общего назначения, хотя территориально размешают­ся за их пределами, а иногда даже значительно удалены от них. Создание субзон преследует цели развития экспортного потенциала, нала­живания импортозамещающих производств.[12]

Впервые специализированные зоны возник­ли в 1952 г. После внесения в Закон 1934 г. До­полнения, разрешающего создавать в общих ЗВТ промышленные (в том числе сборочные) производства, и вначале стали временными пло­щадками для проведения торговых ярмарок. Первая специализированная зона, в которой были размешены производственные мощности, была утверждена Комитетом по зонам внешней торговли в 1962 г. В г. Пенуэлос (Пуэрто-Рико), где компания «Юнион карбайд», получив раз­решение на закупку неквотированного объема сырой нефти для выпуска необходимой продук­ции, построила нефтехимический завод. В 1980 г. В США насчитывалось семь специали­зированных зон, имевших различные льготы в торговых операциях с сырой нефтью, транс­портным и конторским оборудованием, тексти­лем и стальными трубами. В середине 80-х го­дов в субзонах было разрешено создавать пред­приятия по сборке различных узлов и блоков компьютеров, электронно-вычислительной тех­ники, телефонных аппаратов, холодильных ус­тановок и автомобилей. Именно льготы, полу­чаемые автомобильными компаниями в этой сфере бизнеса, способствовали дальнейшему росту числа специализированных зон.[13]

Торговые зоны общего назначения в боль­шинстве случаев компактно располагаются на одном участке и занимают небольшие, в не­сколько сот акров (1 акр = 0,4 га) территории (бывают, правда, и исключения, когда эти зоны в силу производственной необходимости рас­ширяются и занимают несколько земельных участков, находящихся в одном районе, но не смежных]. Большинство зон общего назначения имеет в своем составе одну или две, а иногда три—четыре специализированные зоны, а в зоне общего назначения, расположенной в Кан­зас-Сити (штат Миссури), действует 6 субзон.[13]

Практика показывает, что большинство со­здаваемых зон функционирует эффективно. Только незначительная их часть по ряду объек­тивных и субъективных причин не смогла вы­полнить поставленные перед ними задачи.

В последние 25 лет в США наблюдался бы­стрый рост количества ЗВТ: за 1975—1992 гг. число зон общего назначения увеличилось с 17 до 190, а специализированных зон — с 2 до 259. Сейчас на рассмотрении Комитета по зонам внешней торговли находятся заявки на откры­тие еще около 70 зон. Вместе с тем в виду не­эффективности часть ЗВТ была закрыта (за 195 5—1992 гг. — тринадцати), деятельность отдельных была приостановлена (за 1939— 1981 гг. — пяти), права некоторых (за 1988— 1990 гг. — трех) были переданы другим зонам.

К настоящему времени ЗВТ существуют в 48 штатах практически на территории всей страны. География их размещения свидетель­ствует о том, что наибольшая концентрация ЗВТ отмечается либо в штатах, имеющих вы­ход к морю или океану (Техас — 26 зон, Нью-Йорк — 13, Флорида — 12, Калифорния — 7 зон), либо в штатах, не имеющих выхода к вод­ным артериям, но располагающих крупными промышленными комплексами (Огайо — 8 зон, Индиана и Иллинойс — по 6, Аризона и Ми­чиган — по 5, Северная Каролина — 4 зоны). Помимо удобного географического положения создание ЗВТ диктовалось комплексом эконо­мических, производственных и социальных факторов.[13]

Широкому распространению СЭЗ способ­ствуют в первую очередь различные льготы, которые предоставляются компаниям (как мест­ным, так и иностранным), действующим на их территории. Главные из них таковы.

1. Таможенные пошлины и внутренние налоги США, если таковые должны взиматься, уплачиваются только тогда, когда товары пере­возятся из зоны внешней торговли на террито­рию таможни и предназначаются для внутрен­него потребления.

2. Товары, находящиеся в ЗВТ, не облагают­ся таможенными пошлинами и с них не взима­ются акцизные сборы; частная собственность компаний или отдельных лиц, находящаяся на территории зоны, освобождается от взимания федерального и местного налогов.

3. Товары, которые экспортируются из ЗВТ в третьи страны, не облагаются таможенными пошлинами, внутренними налогами и не под­лежат квотированию.

4. Товары, экспортируемые из зоны внеш­ней торговли, благодаря хорошо отлаженной на ее территории системе охраны не требуют боль­ших страховых затрат.

5. Таможенная процедура при экспорте то­варов из ЗВТ сведена к минимуму.

6. Товары, запрещенные для импорта в США, не ввозятся на территорию ЗВТ. Исклю­чение делается для товаров, предназначенных для последующего импорта в США, если они пройдут соответствующую переработку в зоне согласно требованиям американской таможен­ной службы.

7. Импорт товаров из ЗВТ на территорию США осуществляется в соответствии с проце­дурой, позволяющей импортеру уплачивать та­моженную пошлину либо на товар, поступив­ший в ЗВТ, либо на иностранные компоненты, использованные в процессе его переработки. Тем самым импортеру предоставляется право выбирать меньшую пошлину.

8. Импортеры продукции таких отраслей промышленности, как судо- и автомобилестро­ение, производство конторского и промышлен­ного оборудования, нефтепродуктов, а также продукции, собираемой или производимой в ЗВТ, при ввозе конечного продукта на таможен­ную территорию США освобождаются от уп­латы так называемого инверсированного или обратного тарифа. Механизм установления по­следнего предусматривает более высокие по­шлины на узлы и отдельные блоки, нежели на готовую продукцию с большей долей добавленной стоимости. Освобождение от такого тари­фа позволяет, например, автомобильным ком­паниям США. Осуществляющим в ЗВТ сборку различных узлов и блоков из деталей внутрен­него и импортного производства, при их ввозе на таможенную территорию США уплачивать пошлину в размере 2.5% ад валорем (ставка, которая применяется при импорте готовых авто­мобилей), а не обычную 4-11% (ставка на им­порт комплектующих деталей), В 90-е годы око­ло 90% экономической активности в ЗВТ было связано с деятельностью фирм обрабатываю­щей промышленности (главным образом авто­мобилестроительной), стремившихся избежать оплаты инверсированного тарифа при импорте товаров из ЗВТ для обеспечения работы своих предприятий на территории США, что давало им существенную экономию и повышало конкурентоспособность выпускаемой продукции.[13]

Для многих компаний крайне важна также отсрочка уплаты импортных пошлин на пери­од нахождения иностранных товаров в преде­лах ЗВТ (до момента их выпуска на таможен­ную территорию США), а также невзимание по­шлин в случае реэкспорта ранее ввезенных в зону иностранных товаров. По этим причинам многие дистрибьюторы товаров иностранного производства располагаются на территории ЗВТ. Несмотря на, как правило, существую­щий запрет розничной торговли на террито­рии зон, компании розничной торговли, рас­полагающие на этих территориях свои скла­ды, также выигрывают от отсрочки уплаты импортных пошлин.[13]

О масштабах и основных направлениях де­ятельности зон внешней торговли США свиде­тельствуют следующие данные. В 1992 г. Общая стоимость товаров, которые были завезены и переработаны в ЗВТ, достигла 93,8 млрд. долл. (по сравнению с 102 млн. в 1970 г.), в том чис­ле в зонах общего назначения 10,7 млрд. и в специализированных зонах — 83,1 млрд. долл. В конце 90-х годов общая стоимость товаров, ежегодно ввозимых в ЗВТ, составляла уже 130-150 млрд. долл.

Расширение хозяйственной деятельности ЗВТ происходит главным образом благодаря росту сборочных предприятий и производству готовой продукции на базе использования как местных, так и зарубежных материалов (среди последних — компоненты и узлы автомобилей, сырая нефть, оборудование для производства аудиотехники, конторское и оптическое обору­дование, компоненты и узлы для телевизоров и электронной техники). Основные пользователи субзон — заводы по сборке автомобилей (в 1996 г. Их было около 40), на них приходится 63% всего объема выполняемых в зонах работ. Товары отечественного производства составля­ют 75% от общего объема завозимых в ЗВТ то­варов (в субзонах их доля еще выше — более 80%). В настоящее время в зонах внешней тор­говли обоих типов действует более 2,8 тыс. фирм, главным образом американских, а число занятых составляет около 320 тыс. человек.

Таким образом, зоны внешней торговли, глу­боко интегрированные в экономику страны вносят заметный вклад в ее социально-эконо­мическое развитие, прежде всего, стимулируя американские компании с помощью льготного налогового режима производить в самих США различные виды готовой продукции, более кон­курентоспособной по сравнению с иностранной продукцией, продаваемой на американском рынке. Деятельность зон внешней торговли так­же благотворно влияет на инвестиционный кли­мат в стране, противодействуя тенденции сокра­щения рабочих мест и способствуя росту внеш­ней торговли (через ЗВТ проходит 2% импорта и около 1,5% экспорта страны). Возрастает роль этих зон и в обеспечении потребностей внут­реннего рынка — в начале 90-х годов здесь было реализовано 88% продукции, производимой и перерабатываемой в ЗВТ.

В последние годы США прилагают большие усилия в направлении повышения эффективно­сти зон внешней торговли и их ориентации на расширение экспорта и транзитной торговли США. С этой целью в начале 90-х годов на фе­деральном уровне была разработана специаль­ная программа, нацеленная на повышение эф­фективности зон и постепенную переориента­цию их деятельности с импортных на экспорт­ные операции. В соответствии с этой програм­мой были приняты меры по оказанию поддерж­ки американских фирм, действующим в ЗВТ в тех отраслях, где существует жесткая конкурен­ция со стороны иностранных компаний. В чис­ле таких мер — изменение практики и процедуры получения экспортных лицензий. [13]

 

3.2 Предпринимательские зоны

Предпринимательские зоны (ПЗ) возникли в США как порождение неоконсервативного варианта региональной политики, направлен­ной на оживление мелкого и среднего бизнеса в депрессивных районах, главным образом в городских, путем предоставления предприни­мателям большей свободы деятельности и зна­чительных финансовых льгот. Эти зоны стали важными центрами регионального развития, основанного на трех «д»: дерегламентация, дефискализация и дебюрократизация.

По юридическому статусу предпринима­тельские зоны в США подразделяются на три типа — федеральный, штатный и местный. От­носящиеся к тому или иному типу зоны созда­ются, соответственно, решениями правитель­ственных органов на федеральном, штатном и местном уровнях. Власти, обращающиеся за разрешением на создание ПЗ к вышестоящим государственным органам, должны четко обо­значить свои обязательства по отношению к этим образованиям. Так, власти штата, получа­ющие подобные разрешения в Министерстве жилищного строительства и государственного управления, должны указать, какие льготы (на­логовые, административные и др.) на уровне штата предоставляются создаваемой зоне.

ПЗ обычно расположены в экономически депрессивных районах крупных городов, имеющих наиболее высокий уровень безработицы. Они охватывают, как правило, районы площа­дью от 2,5 до 5 кв. км (в некоторых случаях — до 13 кв. км), не имеют огороженных пределов и выделяются лишь статусом расположенных там компаний.

ПЗ всех типов образуются и действуют на основе правительственных программ, принима­емых исполнительной властью США на различ­ном уровне. Так, в соответствии с программой развития предпринимательских зон на уровне штатов, принятой в 1980 г., подобные зоны были созданы в 36 штатах. Однако каждый штат в силу своих социально-экономических особен­ностей имеет собственное законодательство, ре­гулирующее создание и функционирование зон. Первая ПЗ, находящаяся под юрисдикцией шта­та, была организована во Флориде в 1980 г.

Государственная программа федеральных предпринимательских зон была принята в 1987 г. на основе Закона о жилищном строитель­стве. В соответствии с этой программой было создано 100 федеральных предпринимательс­ких зон. Жизнь вскоре потребовала внесения существенных корректив в действующую про­грамму, что привело к принятию Конгрессом США в начале 90-х годов ряда законов, направ­ленных на повышение эффективности создава­емых ПЗ.

Для получения статуса предпринимательс­кой зоны район, выделяемый для этих целей, должен отвечать ряду требований, наиболее важные из которых таковы: более 70% жителей данного района должны иметь личный или се­мейный доход ниже 80% среднего дохода жи­телей данного города или всей страны; уровень безработицы в этом районе должен быть зна­чительно выше существующего во всем городе или во всей стране.

Основные ограничения, касающиеся орга­низации ПЗ всех типов управления, распрост­раняются на срок, на который они создаются. В большинстве штатов он составляет 10—20 лет (в штате Коннектикут — б, в штате Кентук­ки — 7 лет). Федеральные предпринимательс­кие зоны создаются на 20 лет, и в дальнейшем решением исполнительной власти срок может быть продлен.[13]

На федеральном уровне ПЗ организуются и курируются Министерством жилищного стро­ительства и городского развития после получе­ния и утверждения соответствующей заявки от правительства штата или местных властей. На местном уровне предпринимательские зоны управляются муниципальными органами.

В 700 городах и пригородных районах США действуют свыше 1400 предпринимательских зон всех уровней. Быстрое распространение этих зон объясняется уже упоминавшимися эко­номическими и другими льготами, предостав­ляемыми действующим на их территории аме­риканским компаниям для развития производ­ства и увеличения занятости. На федеральном уровне — это пятипроцентная скидка на нало­ги. выплачиваемые при строительных и ремонт­ных работах, налоговые скидки предприятиям за каждого дополнительно принятого на рабо­ту (до 2 тыс. долл. на одного человека), отмена налога на увеличение стоимости капитала. На уровне различных штатов — это пятидесяти­процентная скидка на доходы предприятия (штат Коннектикут), стопроцентные скидки с налога на продажи оборудования (штат Луизи­ана) и строительных материалов (штат Канзас), на основной капитал (штат Вирджиния). Более 70% всех налоговых льгот получают предпри­ниматели, которые создают в ПЗ новые рабо­чие места.

Помимо экономических стимулов на пред­принимателей, действующих в зонах, распрос­траняется и ряд других льгот (в частности, уп­рощенная процедура ведения документации, снижение требований к стандартам по охране окружающей среды и нормам безопасности). Правительства некоторых штатов предоставля­ют зонам прямую поддержку. Так, в штате Кон­нектикут создан специальный фонд в размере 1 млн. долл. для финансирования деятельности предприятий, расположенных в зонах штата.

Федеральное правительство и власти шта­тов продолжают политику расширения органи­зации ПЗ и предоставления им новых льгот. Одна из причин такой политики состоит в том, что создание этих зон, не ложась тяжелым бре­менем на бюджета всех уровней, способствует повышению деловой активности в депрессив­ных районах страны и уменьшению размеров безработицы. Благодаря распространению ПЗ в США было создано или сохранено в 1987 г. 80 тыс. рабочих мест, в 1991 г. — около 95 тыс. Функционирование предпринимательских зон способствует также сокращению бюджетных ассигнований на различные социальные про­граммы для проживающих в них и постепенно­му увеличению налоговых поступлений в бюджеты различных уровней от предприятий и граждан в результате оживления экономической деятельности и увеличения числа занятых. [13]

Следует особо отметить, что предпринима­тельские зоны ориентированы в основном на решение внутриэкономических задач посред­ством опоры на местный капитал и рабочую силу.

3.3 Технологические парки

В отличие от зон свободной торговли и пред­принимательских зон для создания технологи­ческого парка обычно не требуется разрешения того или иного правительственного органа. Ус­ловием их создания является наличие опреде­ленной среды, характеризующейся сочетанием соответствующих географических, экономичес­ких, научных и социальных факторов. В послед­ние годы некоторые штаты стремятся искус­ственно создавать у себя такую среду, исполь­зуя различные стимулы. Нельзя не отметить, что в современных условиях технопарки играют важную роль в повышении конкурентоспособ­ности США на мировом рынке и в развитии на­циональной базы для высокотехнологичных производств.

Подавляющая часть парков не получает ка­ких-либо привилегии от государственных орга­низаций. Режим их работы такой же, как и у фирм. действующих в высокотехнологичных производствах, хотя в 50—60-е годы эти фир­мы (как и технопарки) имели определенные льготы по сравнению с компаниями, функцио­нировавшими в традиционных отраслях эконо­мики (например, снижение налога на ускорен­ную амортизацию капитала, скидка с налога на инвестиции, предназначенные на исследования и развитие высокотехнологичной продукции), отмененные в 70-е годы.

Определенные преимущества имеют фир­мы, действующие в высокотехнологичных от­раслях национальной экономики на основе фе­деральных контрактов (в основном в области оборонной промышленности). При заключении подобных контрактов федеральное правитель­ство выделяет значительные средства для осу­ществления рискованных проектов, связанных с исследованиями, разработкой и производ­ством новейших видов высокотехнологичной продукции. Поскольку фирмы, занятые в этих отраслях, сконцентрированы в технологических парках, последние, соответственно, оказывают­ся в более выгодном положении по сравнению с другими промышленными районами страны. Однако, основным побудительным мотивом у фирм, занимающихся высокотехнологичными производствами, для размещения своих пред­приятий в технопарках служит тот синергический эффект многочисленных факторов, харак­теризующих каждый из таких парков, благода­ря которому стимулируется дальнейшее разви­тие высокотехнологичных и наукоемких произ­водств.

В США существуют два типа технопарков: те, что возникли спонтанно, по инициативе от­дельных личностей или частных организаций, и такие, которые создавались по указанию пра­вительств отдельных штатов. Парки второго типа продолжают создаваться и сейчас, однако особенно известные и эффективно действую­щие технопарки относятся к первому типу. Сре­ди них: технопарк Силиконовая долина в г. Сан-та-Клара (Калифорния) неподалеку от Станфордского университета; «Бостонский маршрут 128», расположенный рядом с Массачусетсом технологическим институтом и Гарвардским университетом; Парк-треугольник Северной Ка­ролины, созданный в центре района, где распо­лагаются три университета — университет Дюка, университет Северной Каролины и уни­верситет штата Северной Каролины. Эти три технопарка стали моделями для создания подоб­ных центров не только в других районах США, но и за границей.[13]

Согласно различным оценкам, в настоящее время в США насчитывается от 80 до 150 тех­нопарков. Хотя конкретные формы их органи­зации и управления не единообразны, технопарки, как правило, являются совместной собствен­ностью на деловых началах университета, мест­ного муниципалитета, акционерных обществ и ассоциаций. Финансирование технопарков осу­ществляется из разных источников: фондами, учреждаемыми университетами или благотво­рительными организациями, местными муници­палитетами, федеральными ведомствами и ми­нистерствами, промышленными фирмами, а также за счет собственных средств. Некоторые яз технопарков функционируют на прибыльной основе, другие являются бесприбыльными орга­низациями.

Несмотря на разнообразие форм управления, и источников финансирования, всем технопаркам присуща одна характерная черта, связанная с выполнением целевой установки: предостав­ление помощи на льготных условиях венчурным компаниям, отдельным изобретателям и уче­ным, разрабатывающим новые виды продукции и новые технологии. Эта помощь включает пре­доставление в аренду производственных и кон­торских помещений, лабораторного оборудования, оказание консультативных услуг, осуществ­ление технологической экспертизы индивиду­альных изобретений, составление бизнес-пла­нов создаваемых компаний, содействие в полу­чении займов у Администрации по делам ма­лого бизнеса и т.д.

Значительную экономию средств венчурным фирмам, входящим в состав технопарка, дает пользование его централизованными службами: секретарскими услугами, компьютерной техни­кой и программным обеспечением, копироваль­ной техникой, библиотеками и справочно-библиографической службой.

Основное требование, выдвигаемое руко­водством технопарка входящим в его состав венчурным фирмам, состоит в ведении научных исследовании и разработок в области высоко­технологичных производств и соответствие спе­циализации парка приоритетным направлени­ям исследований, проводимых в базовом уни­верситете. Поэтому в рамках технопарка раз­решаются все виды деятельности, научной и ад­министративной, которые прямо или косвенно связаны с исследованиями и разработками вен­чурных фирм.

Еще одна характерная черта деятельности технопарков — их сотрудничество с промыш­ленными компаниями, которые в свою очередь получают доступ к университетским ресурсам и имеют возможность привлекать к работе пре­подавательский состав и наиболее способных студентов и аспирантов, пользоваться библио­текой и т.д.;. Для технопарка. и в частности для университета как основного его подразделения, подобное сотрудничество дает возможность не­посредственно участвовать в практической ре­ализации идеи и результатов исследований, использовать более современное исследовательс­кое оборудование, привлекать специалистов из промышленности в качестве лекторов и адъюнкт-профессоров, обеспечивать дополнитель­ными заработками сотрудников университета. Нередко на территории технопарка создается и промышленное производство, правда, в боль­шинстве случаев при условии, что оно предназ­начено для выпуска опытных партий продук­ции, сборки высокотехнологичных изделий, явившихся непосредственным результатом ис­следований и разработок, выполненных в пар­ке венчурными фирмами.[2]

Несмотря на рост числа технологических парков, не все они оказываются эффективны­ми. Причины неэффективной работы ряда тех­нопарков разные, но главная, как показывает практика, заключается в неумении привлечь к сотрудничеству предпринимателей. К особен­ностям технопарков следует отнести и продол­жительный период становления. Например, для достижения успеха потребовалось технологи­ческому парку Силиконовая долина около 35 лет, технологическому парку-треугольнику Се­верной Каролины — 30, технопарку универси­тета Юта — около 20 лет. [13]

В последние годы процесс создания техно­логических парков в США несколько замедлил­ся. Отмечаются не столько образование новых технопарков, сколько активизация деятельнос­ти существующих: улучшаются системы управ­ления, происходит более четкая специализация, углубляется сотрудничество с промышленными фирмами, организуются широкие рекламные кампании. Крупные частные компании и пра­вительственные организации увеличивают ас­сигнования на помощь молодым венчурным фирмам, создаваемым на территории технопарков. Все эти и другие факторы способствуют росту эффективности деятельности многих тех­нологических парков, повышению их роли как связующего звена между наукой и производ­ством, возрастанию наукоемкости последнего. О роли, которую играют технологические пар­ки в экономике США, свидетельствует тот факт, что в 1995 г. Силиконовая долина, которая счи­тается центром высокотехнологичной инду­стрии, привлекла 1,29 млрд. долл. (более 20%) из общей суммы в 6,1 млрд. долл. общих инве­стиций, вложенных во все промышленные пред­приятия США.[13]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Анализ деятельности свободных экономических зон свидетельствует, к сожалению, о том, что пока они не выполняют основной своей роли – служить очагами динамичного экономического роста, дающего импульс для развития других территорий. Их вклад в хозяйственное развитие страны чрезвычайно мал. Но это вовсе не говорит о том, что функционирование свободных экономических зон в нашей стране не имеет перспективы.

Создание свободных экономических зон рассматривается их учредителями как важное звено в реализации принципов открытой экономики. Их функционирование связывается с либерализацией и активизацией внешнеэкономической деятельности. В свободных экономических зонах экономика имеет высокую степень открытости внешнему миру, а таможенный, налоговый и инвестиционный режимы благоприятны для внешних и внутренних инвестиций.
В то же время образование свободной экономической зоны может означать то, что страна, не желая полностью открывать свою экономику иностранному капиталу или повсеместно использовать особый инвестиционный климат, использует частичную, локальную открытость в виде специальной зоны.

У нашей страны есть относительно небольшой опыт по привлечению инвестиций в СЭЗ. Возьмем для примера СЭЗ «Астана – новый город» (Приложение №1).

СЭЗ «Астана  новый город» до 2007 года планируется вложить инвестиций в строительство объектов на сумму 238,6 млрд. тенге (1,6 млрд. долларов США). В текущем году на территории СЭЗ «Астана  новый город» планируется освоить за счет всех источников финансирования 47,7 млрд. тенге (317 млн. долларов США). По структуре инвестиций 44,7% составят средства госбюджета, 15,1% инвестиции национальных компаний, 26,8% капитал частных компаний, и 13,4% гранты иностранных государств [14]

Таким образом, свободные экономические зоны – это мощный инструмент по привлечению иностранных инвестиций, а также они могут использоваться для сглаживания экономических показателей регионов страны.

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

1. Большой экономический словарь, издательство «Москва», 2002 год

2. Информационно-маркетинговый центр инвестиций //investments.com.uaru.wikipedia.org

3. Е.Ф. Авдокушин. Международные экономические отношения. М., 1996 г.

4. Мозаис П.М. Стереотипы поведения иностранных инвесторов в свободной экономической зоне. Дело и право. 1994 №2,3

5. Соц. Гуманитарные знания, №1, 2001г. Басенко А.М, канд. эк. наук, доцент// Привлечение иностранных инвестиций в свободные экономические зоны

6. www.kazinvest.kz

7. Закон Республики Казахстан от 26.01.1996 года №2823 «О специальных экономических зонах в Республике Казахстан

8. www.government.kz

9. www.astanabuild.kz

10. www.astana.dan.kz

11. Данько Т.П., Окрут З.М. Свободные экономические зоны: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 1998.

12. Лемешко М. Свободные зоны не свободны от кризиса. - Деловые люди, 1994, N 3

13. Р.Зименков. Свободные экономические зоны: американский опыт. // Российский экономический журнал, 1998, №2.

14. Из интервью агентству «Хабар» Директора соответствующего департамента Ережепова Бирлика Бекмурзаевича (21.02.07)

 

 

 

 

Приложение №1

1 Объем инвестиций СЭЗ "Астана - новый город" за 2007 год


Страницы: 1, 2


© 2010 РЕФЕРАТЫ