бесплатные рефераты

Свободные экономические зоны

Свободные экономические зоны

МПС РФ

 

СГУПС

 

Кафедра Экономической теории

 

Курсовая работа

 

Тема: Свободные экономические зоны:

мировой опыт.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: студент второго курса

Гусев А. О.

Факультет МЭиП, группа СКС-211

                                     Проверил:   Купреева Н.Ю.          

 

Новосибирск 2002

Содержание:

 

Вступление.                                                          -3-

 

Свободные экономические зоны в мировой      -3-   

экономике.

 

Фазы жизнненного цикла свободной                 -8-

экономической зоны.

 

Свободные экономические зоны: опыт США. -12-

 

-        Свободные торговые зоны.

-        Предпринимательские зоны.

-        Технологические парки.

  

Нужны ли России свободные экономические -15-

зоны.

 

Заключение.                                                       -24-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

К середине 90х годов в мире функционировало около 1200  различного рода свободных экономических зон, в том числе около 400 свободных торговых зон, 400 научно-промышленных парков, более 300 экспортно-производственных зон и, примерно, 100 зон специального назначения (оффшорные центры, зоны рекреации, эколого-экономические регионы, туристические центрны и др.)

Совокупный объем выпуска товаров только из экспортно-производственных зон вырос с 17 млрд. долл. В 1990г. до 25 млрд. долл. В 1995г. Общее число занятых в экспортно-производственных зонах увеличилось за этот период с 2 до 3 млн. человек. В оффшорных центрах сосредоточена почти треть всех банковских депозитов. По оценкам к 2000г. через СЭЗ будет проходить от 10 до 20% мирового товарооборота.

 

 

Свободные экономические зоны в мировой экономике.

Классификация специальных экономических зон.

Можно выделить такие типы:

-      таможенные зоны

-      беспошлинные торговые зоны

-      таможенные свободные зоны

-      зоны свободной торговли

-      внешнеторговые зоны

-      беспошлинные экспортно-производственные зоны

-      свободные экспортные зоны

-      свободные экспортно-производственные зоны

-      экспортно-производственные зоны

-      свободные экономические зоны

-      свободные производственные зоны

-      зоны экономического благоприятствования

-      промышленные экспортноориентированные зоны

-      свободные промышленные зоны

-      предпринимательские зоны

-      зоны совместного предпринимательства

-      зоны технико-экономического развития

-      зоны развития новой и высокой технологии

-      технико-внедренческие зоны

-      научно-промышленные парки

-      оффшорные центры

-      международный оффшорный финансовый центр

-      свободные банковские зоны

-      эколого-экономические регионы

-      открытые районы

-      туристические центры

 

       Несмотря на организационно-функциональные различия, СЭЗ обладают рядом общих признаков, позволяющих сформулировать следующее определение: это часть национальной территории (иногда выделенной из общей таможенной черты государства), имеющая расширенную самостоятельность в решении хозяйственных вопросов, особый режим управления и преференциальные условия экономической деятельности для иностранных и национальных предпринимателей.

Классификацию СЭЗ можно осуществить по четырем основным критериям: 1 По характеру деятельности или функциональному предназначению, 2 По степени интегрирования в мировую и национальную экономику, 3 По отраслевому признаку и 4 По характеру собственности.

  По характеру деятельности и функциональному предназначению можно выделить 4 основных типа зон: зоны свободной торговли, экспортно-производственные зоны, научно-промышленные парки, оффшорные центры.

К зонам свободной торговли относятся территории, функции которых в основном сводятся к ввозу, хранению, сортировке, упаковке и перевалке товаров без их дополнительной обработки. В ряде случаев допускается незначительная обработка иностранных товаров с целью их дальнейшего реэкспорта. Несмотря на определенные выгоды, получаемые от таможенных пошлин, а также за счет экономии на накладных расходах, возможности подобных зон в развитии экспортного производства, вовлечении в него национальных материальных и трудовых ресурсов весьма ограничены, и этот тип СЭЗ в чистом виде не получил широкого распространения.

По мере усиления конкурентной борьбы, усложнения задач социально-экономического развития таможенно-юридический статус зон свободной торговли дополняется новыми элементами с целью более активного привлечения иностранного капитала в сферу материального производства. Это приводит к трансформации зон свободной торговли в экспортно-производственные зоны.

В частности, в США свободные внешнеторговые зоны, создание которых было предусмотрено законом 1934г., в настоящее время осуществляют и производственные функции. Кроме того, с целью экономического возрождения отдельных областей и районов США широкое распространение получили так называемые предпринимательские зоны.

Таким образом производственная деятельность и все связанные с ней функции образуют основу наиболее распространенного в мире типа СЭЗ – экспортно-производственных зон. Они распространены в новых индустриальных странах, использующих модель экспортной ориентации. Этот тип СЭЗ представляет наибольший интерес для многих стран. Продукция, выпускаемая в экспортно-производственных зонах, отличается высокой конкурентноспособностью, главным образом из-за малых издержек производства, что позволяет успешно конкурировать на мировом рынке, устанавливая низкие экспортные цены.

Но поскольку в современных условиях основным фактором конкурентноспособности становится не цена товара, а его качество, новизна, наукоемкость, многие экспортно-производственные зоны начали трансформироваться в научно-промышленные парки.

Особым видом СЭЗ являются оффшорные центры, так называемые «Налоговые гавани». В них концентрируется банковский, страховой бизнес, через них осуществляются экспортно-импортные операции, операции с недвижимостью, трастовая и консалтинговая деятельность. Центры привлекают клиентов благоприятным валютно-финансовым режимом, высоким уровнем банковской и коммерческой секретности, льготным налоговым и внешнеторговым законодательством.

По степени интегрирования в мировую и национальную экономику можно выделить 2 типа СЭЗ: экстравертивный – имеющий анклавный характер, ориентированный на внешний рынок и интравертивный – интегрированный в национальную экономику.

Экстравертивный, анклавный характер имеют большинство СЭЗ в новых индустриальных странах Азии, в отдельных странах Центральной Америки и Карибского бассейна. Предприятия, расположенные в таких зонах, вывозят, как правило, от 75 до 90% и более производимой продукции.

Специфика предприятий в анклавных зонах – сборочный характер производства, основанный на импортных материалах, компонентах, полуфабрикатах и деталях. В таких зонах создают свои филиалы и дочерние компании транснациональные корпорации для создания продукции с более низкими издержками.

Анклавные зоны существенно различаются по принципам организации. В современном мировом хозяйстве можно выделить 3 основных типа таких зон.

К первому можно отнести зоны, охватывающие территории отдельных предприятий, на которые распространяется льготный налоговый и таможенный режим. Такие зоны широкое развитие получили в Мексике, где функционируют так называемые «макиладорас» - экспортные предприяти, расположенные вдоль границы США. По таким же принципам создаются экспортно-производственые зоны в Венгрии.

Ко второму направлению можно отнести небольшие индустриальные анклавы, представляющие собой замкнутые участки от нескольких десятков до нескольких сотен гектаров. Они широко распространены в новых индустриальных странах, а также в отдельных индустриально развитых странах, например, в Ирландии.

Принципиальное отличие третьего направления в организации зон анклавного типа – широкий территориальный охват многих районов и городов страны. Такой принцип характерен для организации экспортно-производственных зон в Китае, а также в малых странах – Шри-Ланке, Маврикии и др.

Для интравертных экспортно-производственных зон интегрированного типа наиболее важной характерной особенностью являются тесные экономические связи с внутренними районами страны. Помимо проблем, связанных с развитием экспортного потенциала, эти зоны решают задачи повышения технологического уровня местной промышленности, качества и конкурентноспособности выпускаемых товаров. Они ориентированны не на импорт промежуточных товаров, а на использование национальных материалов, компонентов и полуфабрикатов.

Наиболее ярким представителем  этого типа экспортно-производственных зон является свободная зона Мануас в Бразилии. В отличии от мексиканских «макиладорас» бразильские пркдприятия имеют значительно более высокую долю национальных компонентов в своей готовой продукции (по телевизорам – 90%, электро-вычислительным машинам – 70%, настольным калькуляторам – 65%, видеокассетам – 40%, компакт-дисковым проигрователям – 35%). Из зоны Мануас в начале 90х гг. на экспорт поставлялось лишь 5-10% выпускаемой продукции.

К интегрированному типу экспортно-производственных зон можно отнести и американские внешнеторговые зоны. В частности, в конце 30х гг. 78% всех поставок сырья, полуфабрикатов, компонентов и материалов осуществлялось из внутренних районов США, в свою очередь, 88% производимой в таких зронах готовой продукции шло на внутренний рынок страны.

В настоящее время в Китае рассматривается концепция более тесной интеграции экспортно-производственных зон в национальную экономику.

Классификация по отраслевому признаку затруднена тем, что, как правило, в экспортно-промышленных зонах располагются предприятия разных отраслей. Но существует и определенная специализация на одной или нескольких отраслях промышленности.

В Южной Корее промышленная зона в г. Куми специализируется на выпуске электронных и электротехнических изделий, в г. Чханвоне – на производстве машиностроительной продукции, зона в г. Ечхоне – на выпуске нефтехимической продукции.

Экспортно-производственные зоны на о. Маврикий, в Шри-Ланке, Египте и Доминиканской республике специализируются на выпуске и экспорте одежды, текстильных изделий, обуви.

Одна из крупнейших зон в Малайзии, расположенная на о. Пинанг, является крупнейшим в стране центром по выпуску электронных компонентов, электронно-вычислительной техники и бытовой электронной аппаратуры. Специалисты называют о.Пинанг «силиконовым островом». Такую же специализацию имеет индийская зона «Санта-Круз электроникс экспорт процессинг зоун».

В Израиле одна из свободных торговых зон, расположенная недалеко от Тель-Авива, где находится алмазная биржа страны, специализируется исключительно на частичной переработке и продаже алмазов.

К зонам с ярко выраженной отраслевой специализацией можно отнести торговые зоны, оффшорные, туристические и рекреационные зоны.

Отраслевая специализация характерна не только для экспортно-производственных зон, но и для научно-промышденных парков. Основные отрасли их специализации – микроэлектроника, информатика, биотехнология, генная инженерия. В частности, в Гонконге 2 парка специализируются на разработке новых поколений электронной и электротехнической продукции.

В то же время существуют и нетрадиционные подходы к отраслевой специализации научнопромышленных парков. Так, например, в Сингапуре в середине девяностых годов было создано 10 агропромышленных парков с целью разработки принципиально новых технологий выращивания овощей и фруктов, разведения рыбы и использования морепродуктов.

При относительной универсальности  некоторая специфика присуща и оффшорным центрам. В частности, центры, специализирующиеся на банковской деятельности, регистрируются в Швейцарии, Люксембурге, Гонконге, Сингапуре, Бахрейне и на Каймановых островах. Оффшорные холдинговые компании доминируют в Швейцарии и Лихтенштейне. Страховые фирмы предпочитают Бермудские острова, острова Мэн, Гернси, Теркс, Кайкос и др. Оффшорные морские компании предпочитают регистрироваться в Либерии, Панаме, Белизе, Гибралтаре.

По характеру собственности СЭЗ можно разделить на государственные, частные и смешанные. Наиболее распространен в мировой практике смешанный тип собственности, где наряду с государственной пристутствует и частная собственность.

Исходя из процесса эволюции форм СЭЗ выделяются 4 поколения. К СЭЗ первого поколения можно отнести зоны свободной торговли, второго – экспортно-производственные, третьего – технопарки, технополисы, оффшорные центры, четвертого поколения – эколого-экономические регионы и узкоспециализированные зоны.

 

 

Фазы жизненного цикла СЭЗ.

Теория жизненного цикла товара, основоположником которой является известный американский экономист Раймонд Вернон, увязывающая функционирование производства и мировой торговли готовыми изделиями с четырмя этапами жизненного цикла товара (внедрение, рост, зрелость, упадок). Товары и само производство перемещаются из страны в страну в зависимости от этапа цикла.

Первая стадия – «внедрение», или «становление», характеризующаяся выбором объекта будущего производства, налаживанием его экспериментального выпуска. На этой стадии наиболее велики затраты на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, маркетинговые исследования и т. д.

Для СЭЗ первая стадия – это выбор территории или места будущей зоны, разработка концепции ее функционирования, подготовка основных законодательных актов, создание промышленной инфраструктуры.

После того как новый продукт создан, его можно производить в любой стране мира. Однако, как правило,  превоначально производство налаживается в стране, где создано изделие, около предполагаемого потребителя.

В современном мире в разработке и внедрении новых товаров доминируют  промышленно развитые страны, которые имеют такие конкурентные преимущества, как: значительные ассигнования на НИОКР, наличие высококвалифицированных специалистов, емкий внутренний рынок и требовательные потребители, почтительное отношение к нововведениям. Сравнительный анализ экономики десяти крупнейших мировых торговых держав показал, что нововведения и новаторства являются лдним из основных источников их конкурентной мощи на мировом рынке.

На первой стадии «становления» основная доля продаж приходится на внутренний рынок, однако постепенно часть продукции отправляется на внешний рынок, где уже знают о новом товаре и готовы его приобрести. Как правило, это страны с аналогичной сегментацией рынка, схожей структурой потребления и запросами потребителей.

Вторая стадия – «рост». Основные финансовые ресурсы отправляются на отладку и совершенствование технологических процессов, оптимизацию каналов сбыта и реализацию товаров. Если сбыт товаров начинает расти, то для конкурентов появляется стимул нарушить монополию производителя. Даже на этой стадии спрос может оказаться достаточным, чтобы покрыть затраты на организацию производства в других странах, чтобы снизить транспортные расходы и издержки на ввозных тарифах.

Для деятельности СЭЗ на второй стадии характерно налаживание промышленного производства из импортных материалов и полуфабрикатов, активное привлечение иностранного капитала и технологий, специализация на выпуске отдельных товаров. Процесс производства остается капиталоемким, но влияние этого фактора уменьшается. Исходная страна-производитель увеличивает свой экспорт, однако постепенно теряет некоторые ключевые экспортные рынки, где может начаться местное производство.

На этом этапе производитель часто пользуется преимуществами, которые предоставляют зоны свободной торговли, и прежде всего правом беспошлинной поставки товаров на зарубежные рынки. Могут разрабатываться планы по переносу производства в развивающиеся страны, и в том числе в экспортно-производственные зоны.

Третья стадия – «зрелость» характеризуется организацией массового поточного производства, где доминируют расходы, связанные с оплатой труда наемных рабочих, рекламой товаров и т. д.

Мировой спрос начинает выравниваться, может происходить вытеснение первичных производителей, поскольку модели товаров становятся высокостандартизированными. Крупносерийное производство доступно и для зарубежных предприятий, которые могут добиться снижения издержек производства и себестоимости продукции. Более низкая себестоимость дает возможность увеличить сбыт в развивающиеся страны.

Для СЭЗ на третьей стадии характерно производство массовой потребительской продукции, постепенное увеличение доли местного компонента в экспортной продукции, диверсификация производства и расширение рынков сбыта товаров.

С расширением рынков и распространением технологии появляются стимулы для перемещения производства в развивающиеся страны, где недорогая, но относительно квалифицированная рабочая сила может быть эффективно использована в стандартизированных (капиталоемких) процессах. В фазе «зрелости» дальнейшие инвестиции в расширение или модернизацию  производства неэффективны, необходима смена объекта производства или перенос его в развивающиеся страны. За счет этого продляется «жизненный цикл товара», так как на стадии «спада» вложения в совершенствование производственных процессов и производимых товаров не дают осязаемых результатов. Инвестиции целесообразно направлять на разработку и внедрение принципиально новых идей, в подготовку, освоение и выпуск изделий «нового поколения».

И, наконец, четвертая стадия – это «спад», или «упадок» - характеризуется снижением загрузки производственных мощностей, сокращением объема продаж, свертыванием каналов реализации в связи с трудностями сбыта. Тенденции, появившиеся на этапе «зрелость», продолжают развиваиться. Рынки в промышленно развитых странах сворачиваются быстрее, чем в развивающихся, так как основная часть потребителей переходит на новые товары. К этому времени рыночные и стоимостные факторы заставляют почти все производство перемещаться в развивающиеся страны.

Для СЭЗ на этом этапе характерно или выравнивание условий деятельности инвесторов по всей территории страны или переформирование зоны на выпуск наукоемкой продукции и трансформация ее в технопарк или другой вид узкоспециализированной зоны.

Наиболее благоприятные условия для перемещения производства на стадии «спада» из промышленно развитых в развивающиеся страны были созданы в экспортно-производственных зонах.

Как показывает мировой опыт, первоначально транснациональные корпорации переносили производство в СЭЗ преимущественно на третьей и четвертой стадиях, когда технология производства полностью отлажена, осуществляется крупносерийный поточный выпуск продукции. Этим они повышали прибыльность своих операций и конкурентноспособность продукции в основном за счет сокращения издержек производства. Экономия на значительной разнице в заработной плате квалифицированного рабочего принимающей страны и страны базирования транснациональных корпораций (ТНК).

Однако значительный рост заработной платы в новых индустриальных и отдельных развмвающихся странах сделал экономически менее эффективным для ТНК перенос трудоемкого производства в эти страны. Кроме того развитие робототехники и электроники позволило создать в странах базирования ТНК в отдельных отраслях сборочные заводы, по своей эффективности значително превосходящие подобные предприятия в экспортно-производственых зонах.

Вместе с тем в промышленно развитых странах наблюдается значительное подорожание исследоаний, связанных с разработкой новой техники и технологии, что соответствует первой и второй стадиям «жизненного цикла товара».

На этих двух стадиях основные финансовые затраты осуществляются на организацию научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, управление. Важным условием является близость рынка сбыта (хотя в современных условиях значание этого фактора снижается) и наличие основного капитала для организации  производства.

Теперь указанными экономическими факторами обладают не только развитые капиталистические страны, но и новые индусриальные страны. Причем эти страны имеют и определенные преимущества в виде относительно дешевой, но достаточно квалифицированной рабочей силы и растущего числа инженерно-технических и научных кадров.

Таким образом, в современных условиях для ТНК становится более выгодным перенос производства в новые индустриальные и развивающиеся страны на первой и второй стадиях «жизненного цикла», а не на третьей и четвертой. При этом экономия на НИОКР оказывается более весомой, чем на разнице в оплате неквалифицированной рабочих.

Отмеченные тенденции в международном разделении труда оказали влияние на эволюцию форм СЭЗ, многие из которых стали трансформироваться в научно-промышленные парки. В наиболее развитых новых индустриальных странах начали организовываться современные технополисы, одной из основных задач которых является разработка новых технологий, товаров и материалов.

В результате первая фаза «жизненного цикла товара» перестает быть прерогативой промышленно развитых стран. В процесс не только производства, но и создания новых товаров активно включаются новые индустриальные и отдельные развивающиеся страны. Существенную роль в этом играет развитие научно-промышленных парков.

Таким образом,  к зонам первого поколения можно отнести зоны свободной торговли, второго – экспортно-производственные зоны, третьего – оффшорные центры, технопарки, технополисы, и четвертого поколения – эколого-экономические регионы и узкоспециализированные зоны.

 

 

Свободные экономические зоны: опыт США.

Свободные торговые зоны.

Первые зоны стали появляться в США на основе закона о свободных торговых зонах 1934г. для более глубокого вовлечения США в мировую торговлю, путем расширения экономической активности этих зон, а также снижения уровня безработицы, масштабы котрой были огромны в период «Великой депрессии». В соответствии с этим законом в составе министерства торговли США был создан комитет  по свободным торговым зонам (СТЗ), который занимался рассмотрением и утверждением заявок на их организацию, а также регулирует деятельность таких зон. В 1950г и в 1991г. в закон о СТЗ были внесены существенные поправки и дополнения, направленные на расширение работы этих зон и ее диверсификацию.

Действующие на американской территории СТЗ подразделяются на зоны общего назначения и субзоны. Зоны общего назначения находятся вне пределов юрисдикции таможенной службы США и располагаются, как правило, около портов и аэропортов. Сфера их деятельности в основном включает складирование, сортировку, упаковку и перевалку товаров без их дополнительной обработки. Зоны общего назначения создаются на основе разрешения, которое выдается комитетом по СТЗ различным организациям при правительстве штата и местных властях. Управляются зоны обычно частными компаниями, с которыми организации, получившие разрешение на создание зон, заключают контракты. Первые торговые зоны общего назначения появилисьв США в середине тридцатых годов 20в. в крупных портах: Нью-Йорке, Нью-Орлеане, Сан-Франциско, Окленде, Лос-Анджелесе, Сиэтле. Однако наибольшее количество зон общего назначения создано в восьмидесятых – девяностых годах 20в. В этот период зоны появились в городах, не имеющих выхода в море, но играющих важную роль во внешней торговле.

Специализированные зоны (субзоны) создаются для работы отдельных, обычно крупных компаний, деятельность которых выходит за рамки зон общего назначения, решением их руководства, утверждаемого комитетом по СТЗ, для образования сборочных заводов, или различных промышленных производств. Субзоны появились в 1952г. после внесения в закон 1934г. дополнения, разрешающего создавать в них промышленные, в том числе сборочные производства.

Практика показывает, что большинство СТЗ функционирует эффективно. Только незначительная их часть по ряду объективных и субъективных причин не смогла выполнить поставленные перед ними задачи: в 1939-1981гг. деятельность пяти зон была приостановлена; в 1955 – 1992гг. 13 зон было закрыто; в 1988 – 1990гг. права трех зон были переданы другим. Несмотря на отдельные неудачи, в последнее десятилетие в США наблюдается бурный рост числа зон общего назначения с 17 в 1975г. до 190 в 1992г., а специализированных с 2 до 259. Общий объем вывезенной продукции из СТЗ в 1992г. достиг 93,4 млрд. долл., в том числе экспорт в зарубежные страны. Сейчас в зонах обоих типов действует более 2,5 тыс. фирм, главным образом американских, а число занятых достигло почти 300 000 человек.

В последние годы в США прилагают значительные услия, чтобы повысить эффективность этих зон. С этой целью в начале девяностых годов 20в. на федеральном уровне была разработана специальная программа, направленная на постепенную переориентацию с импортных на экспортные операции.

 

 

Предпринимательские зоны.

Предпринимательские зоны возникли в США как порождение неконсервативного варианта региональной политики, направленной на оживление мелкого и среднего бизнеса в депрессивных районах, за счет предоставления предпринимателю большой свободы деятельности и значительных финансовых льгот. Обычно они расположены в экономически депрессивных районах городов, имеющих наиболее высокий уровень безработицы. Они стали важными центрами регионального развития, основанного на трех «Д»: дерегламентации, дефискализации, дебюрократизации. По юридическому статусу предпринимательские зоны в США подразделяют на 3 типа: федеральный, штатный и местный, каждый из которых создается разрешением на соответствующем уровне. Первая такая зона, находящаяся под юрисдикцией штата, была организована во Флориде в 1980г.

В соответствии с федеральной программой предпринимательских зон, принятой в 1987г. на основе закона о жилищном строительстве, было создано 100 федеральных предпринимательских зон. Однако этот процесс потребовал внесения существенных корректив в действующую программу, что привело к принятию конгрессом США в начале девяностых годов ряда законов, направленных на повышение эффективности зон.

Для получения статуса предпринимательской зоны район, выделяемый для этих целей должен соответствовать ряду требований, наиболее важные из которых следующие:

-      Более 70% жителей должны иметь личный или семейный доход менее 80% среднего дохода для этого города или всей страны.

-      Уровень безработицы в этом районе должен быть значительно выше, чем по городу, или по всей стране.

В большинстве штатов срок действия предпринимательских зон колеблется от 10 до 20 лет.

Всего свыше 1400 предпринимательских зон всех уровней действуют в 700 городах и пригородах США. Они не ложатся тяжелым бременем на бюджеты всех уровней и в то же время способствуют повышению деловой активности в депрессивных районах страны и уменьшают размеры безработицы, способствуют сокращению бюджетных ассигнований на различные социальные программы и постепенному увеличению налоговых поступлений.

 

 

Технологические парки.

Подавляющая часть технопарков (территориально сгруп-пированая совокупность научных лабораторий и производственных помещений, предоставленных на льготных условиях в аренду фирмам, занятым коммерческим освоением перспективных научных  и технологических нововведений и идей) не получает каких-либо привелегий от государственных организаций.

Определенные преимущества имеют компании, действующие в высокотехнологических отраслях национальной экономики, получая крупные доходы от выполнения федеральных заказов в основном в области оборонной промышленности. Поскольку фирмы, занятые в этих отраслях производства, сконцентрированы в технопарках, то парки получают значительные стимулы по сравнению с другими промышленными предприятиями страны.

В США существует 2 типа технопарков: созданные по инициативе отдельных лиц или частных организаций и по указанию правительств отдельных штатов.

Согласно различным оценкам в США насчитывается от 80 до 150 технопарков. Эти парки являются, как правило, собственностью на долевых началах университета, местного муниципалитета, акционерных обществ и ассоциаций. Одни парки функционируют на коммерческих основах. Другие являются бесприбыльными организациями.

Несмотря на растущее число технопарков, не все они работают эффективно. Причины тому были были разные, но главная заключалась в неумении привлечь к сотрудничеству предпринимателей. Кроме того необходимо отметить продолжительный период становления технопарков.

В последние годы процесс создания технопарков в США несколько замедлился. Отмечается не столько образование новых технопарков, сколько повышение эффективности существующих.

 

 

Нужны ли России свободные экономические зоны.

Сегодня этот вопрос представляет собой не только предмет академического спора, но и существо острых разногласий политиков и бизнесменов. Порой высказываются взаимоисключающие точки зрения. В нашей стране есть также и сторонники, и противники СЭЗ. Последние ссылаются на безрезультатность первого опыта таких зон в России, особенно тех, которые создавались в границах целых областей и краев; на широкие масштабы коррупции вокруг и внутри СЭЗ. А теперь у них появился дополнительный аргумент: Всемирная торговая организация выступает против свободных экономических зон, ибо в них применяются нормы и правила, отличающиеся от общепринятых на мировом рынке.

Видимо стоит разобраться в этих оценках, чтобы яснее представить себе перспективы СЭЗ в России.

Как известно из имеющихся определений, в частности Киотской конвенции  1973г., и практики функционирования более 700 свободных экономических зон в различных странах мира, преимущественно в развитых, подобная зона предполагает главным образом и прежде всего полностью или частично свободное (беспрепятственное) перемещение товаров, услуг, интелектуальной собственности, инвестиций и людей (рабочей силы и специалистов) через государственную и таможенную границу, отделяющую мировой рынок от территории какого-либо государства.  Кроме таможенных могут предоставляться и некоторые другие льготы, например налоговые.

В современной мировой практике существует более 20 разновидностей СЭЗ – от небольших до очень крупных, включающих широкий набор отраслей и производств. Предпринимательство в СЭЗ развивается от простого к сложному, от дешевых вариантов к более капиталоемким и дорогим. При этом производственные функции все чаще сочетаются со снабженческо-сбытовой, инвестиционной, банковской, страховой. Продукция предприятий, расположенных на территории СЭЗ, реализуется на внешнем и на внутреннем рынках.

Иностранные предприниматели обычно приглашаются в зону после того, как там создана необходимая инфраструктура. А капиталовложения в инфраструктуру составляют основную долю всех затрат, связанных с созданием и функционированием СЭЗ. Поэтому примерно 80% всех инвестиций в СЭЗ приходится на внутренние источники капиталовложений. У нас же в России многие надеются покрыть основные первоначальные затраты за счет иностранных источников, что зарубежным предприни-мателям просто не понятно.

Вторая ошибка, допускаемая при организации СЭЗ – совершенно необоснованый расчет на крупные прибыли уже после двух-трех лет их функционирования. С особой осторожностью следует подходить к созданию СЭЗ в восточных районах страны, где и сроки строительства длиннее и среднее качество продукции ниже. Надо решительно отмеживаться от заблуждения, что чем дальше от Москвы, тем проще и быстрее решить все проблемы.

Некоторые наши экономисты предлагают создавать в числе других и такие экономические зоны, которые будут поставлять на экспорт не менее 50% своей продукции, причем имеется ввиду, что эта продукция обязательно будет высокотехнологичной. Думается, что планка поднята слишком высоко. Пока продукция России, котрую можно отнести к высокотехнологичной, составляет примерно 1,5% от экспорта страны. Поэтому целесообразно предусмотреть определенную шкалу поощрений за поставку на экспорт наукоемкой продукции, начиная, допустим, с 15-20% продукции конкретного предприятия зоны.

Кроме того, неразумно исключать поставку на экспорт из некоторых свободных экономических зон, расположенных на востоке страны, сырья и полуфабрикатов. При определенных условиях экспорт таких товаров может оказаться наиболее выгодным, причем выгодным по-настоящему, без всяких скидок на северные надбавки, искусственно установленные транспортные тарифы и другие льготы.

Во многом правы те наши экономисты, котрые утверждают, попытки создания СЭЗ в границах целых областей не могли увенчаться успехом. За дело взялись неграмотно, одержимые только одним желанием – получить иностранные инвестиции, на худй конец – инвестиции из федерального бюджета; обеспечить себе льготы и привелегии за счет других регионов. Совершенно не учитывалось, что при этом целая область или край должны быть исключены из единого таможенного пространства России. А как это сделать хотя бы технически, не говоря уж об экономических последствиях для всей страны? Об этом никто всерьез не задумывался.

Несколько слов о коррупции в связи с созданием свободных экономических зон. Коррупция, несомненно, дело отрицательное. Но почему она особенно пышно процветает на ниве подобного предпринимательства? Потому, что для определенных элементов появляется возможность урвать от жирного чужого пирога. Нам кажется, что, принимая решительные меры против коррупции, надо правильно оценивать и более широкую перспективу, а именно: сопоставлять ущерб от коррупции с ценностью того пирога, который в конечном счете достается государству в результате создания и функционирования СЭЗ. Одинаково неправильны и невмешательство в коррупцию, и преувеличение ее последствий.

Специфической формой сотрудничества являются особые экономические зоны в России. Первая зона такого рода была образована в Калининградской области в январе1996г.

Федеральным законом было определено, что территория зоны распространяется на всю Калининградскую область, за исключением объектов, имеющих оборонное и стратегическое значение, а также объектов нефте-газовой отрасли на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.  Заметим, что ситуация в Калининградской области сложна и запутана в связи с тем, что ранее там была создана еще и свободная экономическая зона «Янтарь».

В мае 1999г. принят закон о создании Особой экономической зоны в Магаданской области, относящейся к числу регионов с довольно сложной экономической ситуацией. Срок жизнедеятельности зоны короткий – до 31 декабря 2014г.

В сентябре 1999г. Государственная дума приняла закон «Об особой экономической зоне в районе Байкало-Амурской железнодорожной магистрали». Правда, Совет Федерации отказался утвердить данный вариант закона. Эта зона ограничивается четырехсоткилометровой полосой вдоль БАМа и создается для освоения природных ресурсов и социально-экономического развития субъектов РФ, на территории которых она расположена. Иностранные инвесторы в зоне БАМ, согласно проекту, смогут приобретать имущество, акции и другие ценные бумаги российских организаций, а также права пользования землей на основе договоров аренды сроком до 50 лет и прва пользования недрами на основе договоров аренды на 20 лет. В зоне БАМ предполагается установить особый порядок землепользования и освоения природных ресурсов, который предусматривает осуществление любых видов деятельности, не запрещенных российским законодательством.

К слабым сторонам свободных экономических зон относятся увлечение гигантскими масштабами территории, грандиозность производственных планов и инвистиционных ожиданий, нечеткость механизма предоставления льгот предпринимателям, сложность в ряде случаев экономических проблем. Нельзя не отметить стремление местной администрации ограничить свободу транспортного перемещения товаров. Речь идет, в частности, о Калининградской области, где через неделю после принятия закона о создании зоны местная администрация «продавила» постановление правительства РФ о резком ограничении импорта на большой перечень товаров на территории области.

В настоящее время Государственная дума работает над проектом закона «О свободных экономических зонах». Необходимость в таком законе давно назрела. До недавнего времени единственной правовой базой СЭЗ в форме федерального законодательства России была глава 7 «Иностранные инвестиции в свободных экономических зонах» закона «Об иностранных инвестициях в РСФСР», введенного в действие 1 сентября 1991г. Эта глава включала статью 41 «Свободные экономические зоны» и статью 42 «Условия хозяйственной деятельности иностранных инвесторов и предприятий с иностранными инвестициями в свободных экономических зонах».

Закон о СЭЗ прошел первое чтение после многих лет работы Государственой Думы над его проектом. По мнению ряда специалистов, недостаток этого проекта заключается в том, что из него изъяты все положения, связанные с перемещением через государственную и таможенную границу ресурсов, необходимых для функционирования СЭЗ. Поэтому в настоящем виде он по существу потерял право называться законом о СЭЗ. Проект закона свелся к предоставлению некоторых, весьма ограниченных налоговых льгот.

Думается, что перечни и размер предоставляемых льгот находятся в тесной зависимости с ситуацией на мировом рынке капиталов. Если Россия не будет обладать какими-либо существенными преимуществами по сравнению с конкурентами на этом рынке, то трудно расчитывать на успех. Причем в качестве реальных конкурентов следует рассматривать не только такие страны как США, Германия, Франция, Норвегия, Нидерланды, Китай, Южная Корея, но и многие развивающиеся страны, а также страны СНГ.

В ряде государств зарубежный инвестор имеет возможность получить не только  весомые таможенные и налоговые льготы, не только арендовать землю под предприятие, но и купить этот участок. Есть и более заманчивые варианты. Например, недавно президент Филиппин лично участвовал в переговорах с корпорацией «Дженерал моторз» и предлагал самый крупный пакет льгот, когда-либо предоставлявшийся этой страной зарубежной компании, в том числе право на бесплатное пользование земельным участком на 5 лет и коипенсацию за инвестиции в инфраструктуру.

Особое внимание следует уделить странам СНГ, претендующим на крупные иностранные инвестиции. К ним относится, например, Украина. В ее законе о свободных экономических зонах есть статья 15 под многообещающим для потенциальных иностранных инвесторов названием «Свобода экономической деятельности в специальной (свободной) экономической зоне». В ней, в частности, говорится: «На территории специальной (свободной) экономической зоны имеют право функционировать любые субъекты экономической деятельности согласно законодательству Украины  и закону о создании этой зоны.

Субъекты экономической деятельности, указанные в части первой настоящей статьи, имеют право самостоятельно выбирать виды, формы и методы своей деятельности на территории специальной (свободной) экономической зоны, не противоречащие настоящему закону, закону о создании этой зоны и законодательству Украины».

Комментарии, видимо, излишни, особенно если сопоставить тексты украинского и российского законов. Последний отличается жесткостью стиля, многочисленными ограничениями и,  даже,  запретами.

На наш взгляд при разработке российского закона о СЭЗ нельзя упускать из виду, что этот закон – своего рода приглашение иностранным инвесторам сотрудничать на взаимовыгодной основе. Отсюда особые требования к форме и стилю изложения закона.

Прродолжая тему Украины, заметим, что там, по всей вероятности, не очень терзаются сомнениями о целесообоазности создания СЭЗ. Более того, к уже имеющимся зонам добавляются новые.  Совсем недавно было принято решение создать очередную зону на Дунае в городе Рени. Как следует из проекта, эта зона будет частью международной экономической зоны «Рени-Галац-Джурджулетти». На первом этапе каждая из стран-участниц созжает свою локальную зону, которые затем должны слиться в единую. Таким образом Украина, Молдавия и Румыния решили объединить свои усилия для реализации многообещающего проекта. Место для учреждения СЭЗ выбрано очень удачно. Низовье Дуная завершает корридор Рейн-Майн-Дунай, по которому проходят грузопотоки из Западной Европы в Россию и дальше на Восток, а из России и стран Восточной Европы – на Балканы и Средиземноморье. С развитием зоны есть надежда существенно увеличить грузооборот ренийского порта.

На базе морского торгового порта Рени предполагается учредить зону сроком на 49 лет. Потребность в капиталах определена примерно в 50 млн. долл. Намечается реконструировать нефтяной причал, построить терминал для перевалки минеральных удобрений, комплекс для перегрузки вина и элеватор. После создания Ренийской СЭЗ при благоприятных обстоятельствах проектанты надеются к 2005г. увеличить грузопоток по Дунаю почти в 4 раза. Сроки, как видим, намечены сжатые, а темпы роста – сверхвысокие.

Немалый опыт организации накоплен в Китайской Народной Республике. Китайская практика создания СЭЗ насчитывает около 20 лет. С 1980г. в стране создано 5 особых экономических районов (ОЭР). Шэньчжэнь, Чжухай, Шаньтоу в провинции Гандун, Сямэнь в провинции Фуцзянь, а также остров Хайнань, который является одноименной провинцией. В 1984г. для внешней торговли были открыты 14 городов: Далянь (Дальний), Циньхуандао, Тяньцзинь, Яньтай, Циндао, Ляньюньган, Наньтун, Шанхай, Нинбо, Вэньчжоу, Фучжоу, Гуанчжоу (Кантон), Чжаньцзян, Бэйхай, то есть все крупные порты страны.

В 1985г. стали создаваться открытые экономические зоны в дельтах рек Янцзы и Чжуцзян, в экономическом треугольнике южной провинции Фуцзянь, на Шаньдунском и Ляодунском полуостровах, а также в Гуанси-Чжуанском автономном районе.

После 1991г. решениями Госсовета КНР статус «открытых» получил и ряд приграничных городов и административные центры внутриконтинентальных провинций и автономных районов.

В крупных и средних городах страны было создано 13 беспошлинных зон, 32 зоны технико-экономического освоения и 52 – освоения новых и высоких технологий государственного значения.  Все ОЭР расположены в юго-восточной части Китая. ОЭР ориентированы на внешние рынки. Из 5 особых экономических районов экспортируется более 50% произведенной там продукции. Развивается главным образом обрабатывающая промышленность, а также сфера НИОКР и торгово-сбытовая сеть. На территории районов осуществляется специфическая экономическая политика и особая система управления. Иностранные инвесторы там пользуются многими налоговыми и таможенными льготами, им предоставляются большие права и полномочия. Это позволяет Китаю приобретать самые совершенные виды техники и технологии, заимствовать современные методы управления производством, получать надежную информацию о положении на мировых товарных и финансовых рынках, повышать уровень подготовки кадров.

Четырнадцати открытым приморским городам принадлежит роль «окон» и посредников на внешнем рынке. Созданные в них зоны технико-экономического освоения притягивают иностранных инвесторов. Число совместных предприятий в этих городах исчисляется тысячями, а объем привлекаемых капиталов достигает нескольких миллиардов долларов.

Новый район Пудун площадью 350 кв. км. расположен на восточном берегу реки Хуанпу (Вампу) рядом со старой частью Шанхая, который, как предполагается, станет одним из крупнейших центров мировой экономики, финансов и торговли. Правительство предоставило району большие льготы. В отличие от других форм СЭЗ, применяемых в Китае, в Пудуне иностранным инвесторам разрешено создавать финансовые организации (в том числе фондовые биржи), магазины, супермаркеты, выпускать акции.

С 1991г. в районе идет интенсивное строительство, создается инфраструктура. Так построены Наньпуский и Янпуский мосты, пудунский участок автоэстакады внутреннего кольца, Вайгаоцяоский морской порт, Пудунский газогенераторный завод и очистные сооружения. В строительную программу включены Вайгаоцяосская электростанция, Ляньцяосская станция водоснабжения, система связи и другие объекты.

Важным шагом в расширении внешнеэкономических связей КНР  и привлечении иностранных инвестиций стали беспошлинные зоны. Такая зона представляет собой особую, полностью изолированную территорию, называемую в других странах «свободным портом» или «зоной беспошлинной торговли». Там действует особая таможенная политика, применяющая специфические правила таможенного управления и надзора.

После 1990г. в стране создано более десяти беспошлинных зон, в них уже функционирует несколько тысяч предприятий, а вложенный капитал исчисляется десятками миллиардов долларов. Особенно успешно идет развитие в Вайгаоцяо (Шанхай) и в Тяньцзинском морском порту. Зоны этого рода занимают относительно ограниченную площадь, над которой сравнительно легко установить соответствующий пограничный и таможенный контроль. Устройство беспощлинных зон не требует больших капиталовложений, а эффект от них ощутим уже через некоторое время.

В 1992г. КНР открыла внешнему миру 13 приграничных городов. Они обладают преимуществами для развития экономического сотрудничества с соседями, среди которых видное место занимает Восточная Сибирь и Дальний Восток. В них создается инфраструкткра и развивается приграничная торговля бартерного характера.

Правительство КНР оказывает поддержку приграничной торговле, которая при правильной организации дела является не только взаимовыгодной, но и под час единственно возможной формой получения дополнительного дохода. В неменьшей степени в этом виде торговли объективно заинтересованы соседи Китая. Это следовало бы иметь ввиду некоторым руководителям  наших восточных регионов, которые свою бездеятельность в области нормального международного сотрудничества пытаются скрыть шумихой об экспансии соседей. При этом, как представляется, совершенно недопустимо, чтобы российская граница была объектом приватизации, как это происходит на нашем Дальнем Востоке.

Согласно постановлению Госсовета КНР 13 открытых приграничных городов получили право создавать на своей территории зоны приграничного экономического сотрудничества, в которых предоставляются те же льготы, что и в приморских зонах технико-экономического освоения.

Создание СЭЗ в Китае в основном себя оправдало. Вместе с тем здесь возникают новые сложности. Как известно Китай ведет длительные переговоры о вступлении в ВТО. Одним из основополагающих принципов ВТО является безоговорочное применение национального режима, что означает одинаковое отношение как к отечественным, так и к иностранным компаниям. В этих условиях преференции иностранным компаниям становятся формально недопустимы.

Как сложится в дальнейшем судьба китайских СЭЗ? Пока однозначно ответить на этот вопрос трудно. Сейчас происходит противоборство самых различных, порой взаимоисключающих мнений – ВТО, иностранных предпринимателей в Китае, китайского руководства, китайцев, рвботающих на предприятиях в свободных экономических зонах и получающих намного более высокую заработную плату, чем на других предприятиях страны.

Можно предположить, что в Китае будет проведена определенная реорганизация СЭЗ. Часть из них, котрая не оправдала надежды, будет закрыта или преобоазована. Другие зоны, особенно связанные с уже осуществленными крупными капитальными вложениями и выпускающая современную продукцию, находящую хороший спрос на внутреннем и внешних рынках, будут сохранены и даже расширены. Китаю предстоят непростые переговоры с ВТО. Едва ли китайцы примут все ультимативные требования относительно СЭЗ. В любом случае нынешние реформаторы в Китае, прежде чем согласиться с ВТО, тщательно взвесят выгоды и потери.

Многообоазие СЭЗ в Китае успешно справляется с задачей привлечения иностранных инвестиций. В 1998г. в страну поступило 40 млрд. долл. В этом видится ответ на вопрос, который волнует многих наших экономистов: стоит ли тратить усилия на создание свободных экономических зон в России?

 

 

Заключение.

Свободные экономические зоны имеют широкие перспективы как в мире, так и в нашей стране. Об этом говорят динамичные темпы развития СЭЗ в количественном отношении и по совокупному объему выпуска продукции в них.

При организации таких зон в нашей стране следует уделять внимание не только подготовке инфраструктуры, но и законодательным актам, обеспечивающим правовую почву для создания, укрепления свободных зон и функционирования их экономических механизмов. Тогда СЭЗ станут инструментом экономического развития не только отдельных регионов, но и в целом России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

 

 

1 Ларина Н.И., Кисельников А.А. Региональная политика в странах рыночной экономики: учебное пособие (НГАЭиУ) – М.: ОАО изд-во «Экономика», 1998г.

 

 

2 Андрианов В.Д.  «Специальные экономические зоны в мировой экономике». // ЭКО - 1997 - №3.

 

 

3 Смородинская Н., Капустин А. «Свободные экономические зоны: мировой опыт и российские перспективы» // Вопросы экономики – 1994 – №32

 

 

4 Зименков Р.И. Свободные экономические зоны (опыт США) // США: экономика, политика, идеология – 1995 - №8

 

 

5 Савин В. Нужны ли России свободные зоны? // МэиМО – 2000 - №3

 

 

 



© 2010 РЕФЕРАТЫ