Тенденции и перспективы развития рынка ценных бумаг в России
Тенденции и перспективы развития рынка ценных бумаг в России
Клименко
Виктор
ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ В РОССИИ
Рынок ценных бумаг начал
формироваться в России сравнительно недавно но, несмотря на его молодость, он
пережил взлеты и падения сравнимые по размаху с зарубежными рынками, что повлекло
за собой серьезные экономические последствия. Например, спад на рынке акций
российских компаний, который привел к их обесцениванию более чем на 40% в мае
1998г., в связи с оттоком спекулятивных иностранных капиталов, вызванным
кризисом на зарубежных фондовых рынках. Этот спад повлек за собой
небезызвестный дефолт государства по ГКО в августе 1998г.
Возникновение РЦБ РФ было
во многом обусловлено внеэкономическими причинами, что определило западную
модель его формирования.
Согласно разворачивающимся в мире
тенденциям число стран, где могут сохраниться и продолжать функционировать
полноценные рынки ценных бумаг, постепенно сокращается. Есть основания
полагать, что уже в ближайшее десятилетие сохраняющиеся немногочисленные
национальные финансовые рынки будут приобретать форму мировых финансовых
центров, а их наличие в той или иной стране будет одним из важнейших признаков
конкурентоспособности экономик таких стран, роста их влияния в мире,
обязательным условием их экономического, а значит и политического суверенитета.
Поэтому обеспечение долгосрочной конкурентоспособности российского финансового
рынка, формирование в России мирового финансового центра не может
рассматриваться как сугубо «отраслевая» или «ведомственная» задача. Решение
этой задачи должно стать важнейшим приоритетом долгосрочной экономической
политики России.
В соответствии с
концепцией «Программы развития рынка ценных бумаг России на 2003-2010 годы», предлагаются
приоритетные задачи, решение которых нацелено на долгосрочное развитие российского
финансового рынка и формирование в России одного из мировых финансовых центров:
- консолидация и повышение
капитализации российской финансовой инфраструктуры;
- формирование благоприятного
налогового климата для участников рынка ценных бумаг;
- снижение административных барьеров
и упрощение процедур государственной регистрации выпусков ценных бумаг;
- расширение спектра производных
финансовых инструментов и развитие срочного рынка;
- внедрение механизмов,
обеспечивающих широкое участие розничных инвесторов на финансовом рынке и
защиту их инвестиций;
- обеспечение эффективной системы
раскрытия информации на рынке ценных бумаг;
- развитие и совершенствование
корпоративного управления;
- совершенствование регулирования на
финансовом рынке;
- формирование и продвижение
положительного имиджа российского финансового рынка.
Указанные задачи могут
быть решены в ходе реализации комплекса среднесрочных на период 2008-2012 годы
и долгосрочных на период до 2020 года мер.
По объему капитализации российский
финансовый рынок находится примерно на 12 месте в мире и у России есть все
основании рассчитывать на то, чтобы в 2012 году войти в число 10, а к 2020 году
5 крупнейших по капитализации финансовых рынков мира. Достижению этих целей
будет способствовать ряд важных тенденций, уже получивших свое развитие в
последние годы. Согласно Стратегии к 2009 году соотношение капитализации к ВВП
должно было составить 70%, но уже в 2007 году этот целевой показатель был
превышен. Капитализация рынка акций на конец 2007 года составила 32,3 трлн.
рублей при объеме ВВП почти 33 трлн. рублей. Таким образом, впервые в истории
российского финансового рынка соотношение «капитализация/ВВП» вплотную
приблизилось к 100%.
Задача создания в России
мирового финансового центра предполагает совершенствование налогообложения на
финансовом рынке, без чего невозможно качественно повысить ликвидность рынка
финансовых инструментов; повысить привлекательность долгосрочных инвестиций;
расширить спектр инструментов, обращающихся на российском финансовом рынке,
перечень операций и оказываемых услуг; создать условия для преимущественного
развития организованного рынка финансовых инструментов.
В ряде случаев действующее в России
налоговое законодательство не учитывает особенностей налогообложения отдельных
видов финансовых операций. Его нормы в отношении финансового рынка не всегда
имеют однозначного толкования, а в ряде случаев режим налогообложения на
российском финансовом рынке оказывается более жестким, чем в других мировых
финансовых центрах. В настоящее время необходимо принять меры, для того чтобы
сделать налогообложение на российском финансовом рынке более привлекательным,
чем налоговые режимы, существующие в странах, в которых действуют конкурирующие
финансовые центры.
Требуется уточнение налогового
законодательства, в части налогообложения производных финансовых инструментов.
Следует определить порядок налогообложения НДС при поставке базового актива в
рамках срочной сделки, хеджевых сделок и производных инструментов, не
предусмотренных в действующей редакции Налогового кодекса. В части налога на
прибыль предлагается предусмотреть особенности формирования налоговой базы по
сделкам с производными инструментами по аналогии с порядком, действующим для
профессиональных участников рынка ценных бумаг по операциям с ценными бумагами.
По состоянию на начало
2009 года отдельные важные положения Стратегии остаются не реализованными.
К 2010 году на финансовом
рынке необходимо внедрить систему электронного документооборота. Это позволит
не только создать дополнительные возможности раскрытия информации об участниках
финансового рынка, но и существенно снизить расходы, увеличить эффективность
функционирования рыночных институтов, обмена информации, совершения операций на
рынке ценных бумаг.
Целью совершенствования
регулирования и развития рынка ценных бумаг на среднесрочную и долгосрочную
перспективу является его превращение в важнейший фактор повышения
конкурентоспособности Российской экономики. Это требует отладки рыночных
механизмов привлечения инвестиций, обеспечивающих развитие инноваций и
инфраструктуры, реализацию проектов по модернизации экономики, а также
повышения эффективности исполнения государственных функций по защите прав и
законных интересов участников финансового рынка, по предупреждению и
предотвращению недобросовестной практики и нарушений законодательства на рынке
ценных бумаг. Все это является основой формирования в России одного из ведущих
мировых финансовых центров.
Важным фактором повышения
конкурентоспособности российского финансового рынка является создание его
позитивного имиджа в глазах отечественных и зарубежных инвесторов. Необходимо
сосредоточить усилия на том, чтобы преодолеть сохраняющиеся предрассудки в
отношении неразвитости российского финансового рынка или незащищенности
привлекаемых на российском рынке инвестиций. Необходима целостная система
распространения информации и знаний о российском финансовом рынке как среди
иностранных инвесторов, так и внутри России. Зачастую упрощенные представления
российских предпринимателей о финансовом рынке, приверженность отдельных
комментаторов и аналитиков штампам зарубежной прессы оборачиваются накоплением
неоправданно негативных оценок реальной ситуации в России. Низкий уровень
информированности населения, а также отсутствие доверия к инструментам
финансовых рынков приводит к тому, что до сих пор значительная часть сбережений
граждан осуществляется в наличной форме, путем вложений в иностранную валюту и
увеличения объема наличных денег на руках у населения.
Постоянное и осмысленное
участие населения на финансовом рынке является одним из признаков не только
повышения уровня жизни в стране, но и показателем определенной зрелости
финансового рынка, обеспечивающего трансформацию индивидуальных сбережений в
необходимые экономике инвестиции. Это свидетельствует и о росте знаний
населения о финансовом рынке, о понимании им основных принципов
функционирования рынка, включая оценку соответствующих экономических и иных
рисков. Государственное регулирования в этой области должно быть направлено на
усиление элементов сознательного поведения розничных инвесторов, их защиту,
создание условий снижения рисков индивидуальных инвестиций, исключение
спонтанности, необдуманного риска и азарта, обычно сопутствующих ранним стадиям
развития рынка ценных бумаг и инвестиционной активности населения.
Принимая во внимание сказанное,
можно заключить, что РЦБ РФ становится одним из элементов экономической
политики государства, влияющих на привлечение внутренних и внешних инвесторов
на долгосрочной основе.
Таким
образом, основной целью развития рынка ценных бумаг России в ближайшее
десятилетие должно стать его превращение в высокоэффективный механизм
перераспределения финансовых ресурсов, способствующий существенному увеличению
инвестиционной привлекательности России и снижению стоимости инвестиционных
ресурсов. В условиях кризиса, рынок ценных бумаг России, при всех своих существующих
недостатках обладает огромным потенциалом развития и должен превратиться из
механизма обслуживания преимущественно спекулятивных операций в механизм
перераспределения инвестиций.
|