Теоретическое обоснование инновационного развития общеобразовательных учреждений
Теоретическое обоснование инновационного развития общеобразовательных учреждений
Сравнение содержания,
способов и особенностей реализации управленческих действий, осуществляемых
субъектами в школах, работающих в режиме функционирования и в режиме развития
Управленческие действия
Функционирование
Развитие
1
2
3
Планирование
Поскольку ситуация стабильна, результаты образования
удовлетворяют школу и социальных заказчиков, внимание руководителей во всей
проектировочной деятельности сосредоточено на планировании текущей работы, а
деятельность по программированию и прогнозированию имеет второстепенное
значение и по объёму и по весомости, ибо когда ситуация стабильна, не нужно
смотреть далеко.
Поскольку ситуация неопределённа (в
эксперименте может быть и отрицательный результат), нестабильна (многое ведь
пробуется, испытывается впервые, в новых условиях), акцент в проектировочной
деятельности всех субъектов управления делается прежде всего на
прогнозировании результатов, позитивных и возможных негативных последствий,
разрабатывается перспективная (с опережением, в соответствии с требованиями социального
заказа не сегодняшнего, а завтрашнего) программа развития школы, где
операциональный план действий является хотя и значимой, но только одной её
частью.
1
2
3
Организация
Организационная структура управляющей подсистемы
строится по линейно-функциональному принципу, где преобладают вертикальные
связи и отношения (субординации, подчинения); горизонтальные связи также
регламентированы; в целом структура, число индивидуальных и коллективных
субъектов и их функциональных обязанности и права стабильны в течение года
При построении организационной структуры управляющей
системы сочетается более или менее жёсткая линейно-функциональная
оргструктура управления функционированием с гибкой, подвижной матричной
структурой управления развитием, при которой кроме стабильных органов
создаются и временные творческие группы, ВНИКи и т.п. для решения разовых
инновационных задач (эти органы распускаются сразу же после решения задачи);
трудно идёт установление горизонтальных связей, так как они жёстко не
регламентированы из-за того, что приходится решать много так называемых
разовых задач; первые руководители в этом случае очень перегружены, ибо
именно на них лежит обязанность по координации связей; организационная
структура, естественно, нестабильна, подвижна, динамично изменяется в
соответствии с новыми инновационными задачами; функциональные обязанности и
права субъектов могут меняться в зависимости от задач, создания новых
структур и т.д.
1
2
3
Руководство
Отсутствует специальная деятельность руководителей
по преодолению сопротивления в работе; мотивы сотрудников изучаются и
учитываются только в той мере, в какой это необходимо для поддержания
имеющихся результатов, стабильности учебно-воспитательного процесса
Осуществляется специальная деятельность
руководителей по преодолению сопротивления нововведениям со стороны
консерваторов, рутинёров, скептиков и т.п.; изучаются мотивы, ценности,
интересы. Потребности участников инновационного процесса с тем, чтобы
используя результаты этой диагностики, целенаправленно осуществить стимулирование
и мотивацию людей на инновационную деятельность, на творчество, на
эксперименты; создаётся так называемая структура неформальных отношений между
участниками инновационного процесса;
используются особые методы мотивации, направленные
не столько на эффективную ткущую работу за зарплату, сколько на работу ради
высоких ценностных ориентиров; обеспечивается участие субъектов низовых
звеньев в выработке управленческих решений с самого начала – с выбора
направления преобразования, идеи, на стадиях планирования, разработки и до
полного освоения нововведения
1
2
3
Контроль
Контроль по частоте и методам определяется в той
мере, в какой это необходимо для поддержания имеющегося потенциала школы,
полученных в прежние годы результатов образования; частота контроля, как
правило, не меняется и соответствует плану, определенному в начале года
Особенность контроля определяется прежде
всего его опережающим характером; интенсивность контроля может быть меньше,
чем при функционировании, так как контрольные точки расположены реже, а
целевые ориентиры более удалены во времени; по содержанию в период развития
школы контролируется скорее тенденция. Чем состояние, оптимальная частота
контроля очень индивидуальна