Теория и практика фискальной политики в развитых странах и России
Увеличение ставок подоходного
налога.
Ранее
анализ велся без учета изменения процентных ставок подоходного налога. Далее
проанализируем изменение данного параметра. Для экспансионистской фискальной
политики характерно снижение ставок подоходного налога. Механизм влияния
снижения ставки подоходного налога на объем национального производства легче и
нагляднее анализировать на числовом примере (Рис 2).
AS
AE AS
AE2
AE1
2326
Y1=4000 Ye=5000 Y
Рис.(2) Изменение налоговой
ставки.
Естественный
уровень реального дохода вновь принимаем равным 5000 д.е. При существующей
налогово-бюджетной политике: предельная налоговая ставка принимается равной
30%, а предельная склонность к потреблению – 0,6, задан определенный уровень
плановых расходов (кривая АЕ1 на рис 2). Наклон кривой плановых
расходов в этих условиях будет равен МРС*(1-t), т.е. 0,42. Это означает, что
величина мультипликатора затрат составляет Кр=1/(1-МРС+МРС*t)=1,72; общие автономные затраты равны
2326 д.е. (точка пересечения кривой плановых расходов с вертикальной осью).
Расчетный уровень национального дохода (4000 д.е.) равен произведению общих
автономных затрат (2326 д.е.) на мультипликатор затрат (1,72).
Равновесный
уровень национального дохода может быть увеличен до необходимого уровня в 5000
д.е. без какого-либо изменения уровня автономных затрат в случае смещения
кривой плановых расходов (в положение АЕ2 на рисунке). Это можно
сделать с помощью снижения предельной налоговой ставки с 30% до 11%. Наклон
кривой плановых расходов возрастет в данном случае с 0,42 до 0,53.
Мультипликатор затрат составит уже 2,15. Умножив новый мультипликатор затрат на
прежнюю величину автономных расходов, получим желаемый равновесный уровень
национального дохода в 5000 д.е.
Примером
такой фискальной политики являются действия Правительства США в 1964 году,
когда были значительно сокращены индивидуальные и корпоративные подоходные
налоги. Цель этих мероприятий заключалась в том, чтобы стимулировать расходы на
потребление и инвестиции, что должно было привести к более высокому уровню
дохода и занятости.
2.1.2 Рестрикционная фискальная
политика.
Для
упрощения анализа изменения величины госрасходов и автономных чистых налогов
примем, что предельная налоговая ставка равна нулю.
Уменьшение государственных
закупок.
AS,
AE
AS
AE2
AE1
DAE=--400
DY=1000
Ye=5000 Y1=6000 Y
Рис(3) Уменьшение госзакупок.
На
рисунке 3 представлена ситуация экономического роста при неизменном количестве
ресурсов, когда планируемый уровень национального производства Y1 больше естественного уровня Ye, что вызвано увеличением совокупного
спроса, который провоцирует рост национального производства выше естественного
уровня. Если в подобной ситуации со стороны правительства не последует
корректировочных мер, то экономика будет находиться в перегруженном состоянии и
при наличии гибких цен увеличит темпы инфляции.
Избыток
реального национального дохода возникает за счет ожидаемого превышения уровня автономных
расходов на величину DAE (вертикальный разрыв между
кривыми АЕ1 и АЕ2). Этот разрыв можно ликвидировать с
помощью мер фискального характера, аналогичных экспансионистским, но имеющих
противоположное направление. Т.е. в данном случае правительству необходимо
сократить государственные закупки с целью сокращения совокупных расходов.
И
вновь перед правительством встает вопрос: на сколько нужно сократить
государственные закупки, чтобы реально планируемый объем национального
производства соответствовал его естественному уровню. И вновь, этот вопрос
вызван тем, что в экономике присутствует мультипликативный эффект. Но так как
мультипликативный эффект действует как в направлении повышения совокупных
затрат так и противоположном направлении, то правительственные закупки стоит
сократить на величину меньшую чем разрыв между реально планируемым и
естественным объемами производства.
И
вновь, обратимся к числовому примеру, только реально планируемый объем
производства возьмем равным 6000 д.е., Ye=5000д.е., предельная склонность к потреблению МРС=0,6. Правительству
необходимо сократить планируемый объем производства на 1000 д.е.=DY.
DY=DAE*Kp
Kp=1/(1-MPC)
Kp=2.5
DAE=DG
DG=DY/Kp
DG=-1000/2.5
DG=-400 д.е.
Из
расчетов видно, что правительству следует сократить госзакупки на 400 д.е.;
этот толчок под действием мультипликатора расходов приведет к сокращению
планируемого объема производства на 1000 д.е.
Увеличение автономных чистых
налогов.
Так
как рестрикционная фискальная политика применяется во время экономического
роста, во время которого доходы населения возрастают, а, следовательно,
возрастает и совокупное потребление, то для сокращения совокупных расходов
достаточно сократить располагаемый доход домохозяйств. Это можно осуществить
путем урезания трансфертных выплат и увеличения налогов, что в равной степени
приведет к желаемому результату.
Как и
ранее, чтобы не говорить обо всех возможных путях рестрикционного сокращения
совокупных расходов, можно воспользоваться комплексным показателем –
автономными чистыми налогами. Этот показатель объединяет в себе сразу три
возможных варианта проведения рестрикционной фискальной политики: увеличение
автономных налогов, сокращение трансфертных выплат и их синтез, т.е.
одновременное их применение.
Если
рассматривать числовой пример с ситуацией необходимости рестрикционного
фискального вмешательства, то увеличение автономных чистых налогов стоит
проводить по той же схеме, что и в ситуации с разрывом ВНП, только
направленность данных действий должна быть диаметрально противоположной. По
расчетам, увеличение автономных чистых налогов должно произойти в размере
666,6 д.е. Этот импульс вызовет, под действием мультипликативного эффекта,
сокращение планируемого уровня совокупных расходов до его естественного уровня.
В результате чего перегрузка экономики будет ликвидирована.
Увеличение ставки подоходного
налога.
AS,
AE
AS
AE1
t AE2
3158
Ye=5000 Y1=6000 Y
Рис(4) Увеличение ставок
подоходного налога.
Применение
такого инструмента фискальной политики как предельная налоговая ставка весьма
эффективно. В случае необходимости рестрикционного вмешательства в экономике
применение этого инструмента позволяет сократить планируемый уровень совокупных
расходов.
Для
наглядности обратимся к примеру. Естественный уровень национального
производства равен 5000 д.е., реально планируемый – 6000 д.е., предельная
склонность к потреблению равна 0,6, предельная налоговая ставка равна 20 %.
(Эти данные соответствуют кривой АЕ1 на рисунке 4.) Наклон кривой
плановых расходов равен МРС(1-t), т.е.
0,48; Сложный мультипликатор затрат равен 1/(1-МРС+МРС*t)=1,9. Отсюда следует, что уровень
автономных затрат равен 3158 д.е., так как реально планируемый объем совокупных
затрат равен произведению мультипликатора затрат на автономные расходы. Так как
уровень автономных затрат остается неизменным, то мы можем найти новый
мультипликатор, который будет соответствовать новой предельной процентной
ставке, он равняется 1,6. Зная формулу сложного мультипликатора расходов и его
значение, мы можем найти ту ставку подоходного налога, которую следует
установить правительству для того чтобы сократить планируемый уровень расходов
до естественного уровня. В итоге получается, что предельную налоговую ставку
следует повысить до 38 %. При этом наклон новой кривой совокупных расходов
будет равен 0,37, т.е. в результате увеличения налоговой ставки угол наклона
кривой совокупных расходов сократился, что и отображает график.
2.2. Автоматическая
фискальная политика.
Автоматическая
(недискреционная) фискальная политика – это автоматическое изменение величины
государственных расходов, налогов и сальдо государственного бюджета в
результате циклических колебаний совокупного дохода. Недискреционная фискальная
политика предполагает автоматическое увеличение (или уменьшение) чистых
налоговых поступлений в государственный бюджет в периоды роста (или уменьшения)
ВНП, которое оказывает стабилизирующее воздействие на экономику. Эти изменения
происходят под действием встроенных стабилизаторов.
Встроенный
(автоматический) стабилизатор – это экономический механизм, позволяющий снизить
амплитуду циклических колебаний уровней занятости и выпуска, не прибегая к
частым изменениям экономической политики правительства. Встроенные
стабилизаторы экономики относительно смягчают проблему продолжительных
временных лагов дискреционной фискальной политики, так как эти механизмы
включаются без непосредственного вмешательства правительства.
Такими
автоматическими стабилизаторами являются:
1. прогрессивная налоговая
система, которая сдерживает рост совокупного спроса в периоды экономического
роста, так как по мере роста дохода население подвергается более высокой ставке
налогов, и, наоборот, при уменьшении дохода, вызванного экономическим спадом,
происходит стимуляция совокупного спроса, так как происходит увеличение
располагаемого дохода вследствие снижения налоговой ставки.
2. пособия по безработице и
прочие социальные выплаты, которые в ситуации экономического спада
увеличиваются вследствие увеличения числа безработных, и, наоборот, при наличии
экономического роста, в результате которого происходит снижение безработицы,
данные выплаты автоматически снижаются.
Рассмотрим механизм действия
автоматического стабилизатора.
G,T
Бюджетные Бюджетные
дефициты
излишки T`
T=Ta+tY
G=const
G=Ga-yY
Y1 Yo
Y2 Y
Рис.(5) Действие встроенного
стабилизатора.
Если
экономика находится в фазе циклического подъема Y2>Y0 , то, вследствие увеличения доходов,
происходит автоматическое увеличение налогов, т.к. величина налоговых
поступлений зависит от автономных налогов (Та) и налогов,
являющихся зависимыми от величины доходов (tY). Одновременно с этим, вследствие увеличения занятости, происходит
снижение госрасходов. И все это приводит к образованию бюджетного излишка и
сдерживанию инфляции.
Если
же экономика испытывает спад Y0>Y1 , то уменьшаются налоги, и
возрастают государственные расходы. В результате этого образуется бюджетный
дефицит на фоне относительного роста совокупного спроса и объема производства,
что ограничивает глубину спада.
Величины
циклических дефицитов и излишков определяются степенью «крутизны» графиков
налоговой и расходной функций. Угол наклона налоговой функции Т определяется
величиной предельной налоговой ставки t , а угол наклона функции государственных расходов G – величиной , которая характеризует
соотношение между изменением суммы получаемого трансферта и изменением величины
дохода. Соответственно, чем выше уровень дохода, тем выше вносимый налог и ниже
трансферт, получаемый от государства.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|