|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Источники: Российский статистический
ежегодник, 2000. БИКИ N 15.
Несмотря на то,
что соглашение о Таможенном союзе формально начало действовать с 1995 г., на
практике его положения подвергались нарушениям много раз, например, со стороны
Республики Казахстан неоднократно в одностороннем порядке вводился запрет на
импорт определенных категорий товаров из России. Существуют проблемы в сближении национальных валютных систем. Из-за отсутствия свободной конвертируемости рубля и тенге, участники внешнеэкономической деятельности предпочитают использовать евро и доллар США. Кроме того, значительная часть товарооборота (45 - 50 %) обслуживается бартером и двусторонним клирингом. Можно выделить следующие группы факторов, способствующих активизации деятельности российского капитала в Казахстане: Географическая отдаленность Казахстана от основных рынков сбыта своей продукции (за исключением Китая), «анклавизация» республики в центре евразийского материка. Россия сохраняет тем самым преимущества ближайшего соседа, выгодного партнера по бизнесу и естественного, а часто и единственного транзитного агента. Сохраняющаяся технологическая зависимость предприятий Казахстана, построенных в советский период, от российских контрагентов. В большой степени аналогичный российскому уровень подготовки инженерно-технического и рабочего персонала предприятий Казахстана. Отсутствие языкового барьера в общении. Сходный менталитет населения двух государств. Сохраняющиеся возможности для казахстанской стороны улаживать спорные проблемы, в том числе финансовые, с помощью политического лоббирования своих интересов в российских эшелонах власти. Близкие по направленности действия третьих сил в отношении ограничений развития бизнеса России и Казахстана, выхода этих стран со своей продукцией на мировые рынки.[28] Наличие разнообразных форм межгосударственного интеграционного сотрудничества, включая экономическую сферу. В том числе – в рамках структур СНГ и Евразийского экономического сообщества.[29] Большие по сравнению с казахстанским бизнесом преимущества российского бизнеса в финансовом отношении. Удачная политическая конъюнктура, связанная с дискредитацией нынешнего казахстанского руководства в широких кругах политических деятелей и предпринимателей на Западе, вынуждающая казахстанский бизнес искать новых партнеров в России. Возможность принятия законодательного обеспечения бизнеса двух государств-партнеров в относительно короткие сроки. К факторам, которые могут затруднить активизацию деятельности российского капитала в Казахстане, следует отнести некоторое ужесточение политики в отношении иностранных инвесторов, стремление защищать интересы местных товаропроизводителей. В правительстве Казахстана, например, открыто высказываются о том, что схема кредитования по линии «Гермеса» является кабальной для отечественных предприятий, выдвигается требование пересмотра условий предоставления кредитов казахстанским предприятиям. Президент РК Н. Назарбаев вскоре после избрания итальянской компании «Agip» в качестве оператора по разведке и разработке месторождения Кашаган заявил, что одна из важнейших задач оператора подключить к проекту казахстанские подрядные организации и закупать оборудование у местных производителей. Обращают на себя внимание факты, свидетельствующие о том, что казахстанское государство предпринимает попытки вернуть себе часть приватизированной собственности. Так, стало известно, что часть акций Павлодарского НПЗ якобы добровольно была возвращена государству. Является ли это попыткой пересмотра результатов приватизации, сказать на основе имеющейся информации пока невозможно. Некоторые политики и бизнесмены для решения своих проблем пытаются ущемлять интересы российского предпринимательста в Казахстане. Об этом свидетельствует, в частности, выступление бывшего министра энергетики, индустрии и торговли М. Аблязова против соглашения между правительством РК и РАО « ЕЭС России», которым предусматривалось создание российско-казахстанского СП с включением в него имущественного комплекса Экибастузской ГРЭС-2. Выступления подобного рода заслуживают внимания с двух точек зрения. Во-первых, они коррелируют в определенной степени с настроениями среди определенных кругов казахских предпринимателей. Во-вторых, риторика подобного рода оказывает воздействие и на правительство, и на местные власти. В Протоколе к Соглашению между Правительством РФ и Правительством РК о сотрудничестве и развитии топливно-энергетических комплексов говорится о том, что стороны окажут содействие своим хозяйствующим субъектам в создании в первом квартале 2001 г. совместной казахстанско-российской компании на базе имущественного комплекса Экибастузской ГРЭС-2 с передачей 50% акций в собственность РАО «ЕЭС России». Тем не менее процесс создания СП пробуксовывает, а высокопоставленные казахстанские чиновники в неофициальном порядке указывают на смущающий их факт, что РАО «ЕЭС России» является интегрированной государственной компанией. Затруднить сотрудничество с Казахстаном может выдвигаемое его правительственными чиновниками требование снизить тарифы Транснефти за прокачку казахстанской нефти. Данное требование представляется необоснованным и нереализуемым.[30] Осложняет работу в Казахстане частая смена министров и других высокопоставленных чиновников в ключевых экономических ведомствах. В Астане допускают, что в конце нынешнего, либо в начале следующего года может быть сменен премьер-министр. Хотя К. Токаев вполне устраивает президента РК, в преддверии парламентских выборов президент, возможно, захочет видеть на этом посту более энергичного и решительного политика. Остается неясным вопрос о внутренних таможенных сборах в Казахстане. Речь идет не о незаконных поборах со стороны милиции, а о узаконенных местными властями тарифах за провоз груза автотранспортом по территории области. Сотрудники аппарата Совета безопасности уверяли, что все областные таможенные сборы отменены и более не взимаются. Так ли это на самом деле, проверить пока не удалось. Эффективно использовать транспортную систему Казахстана мешает плохое состояние автомагистралей, к тому же уровень ремонтной базы транспортных хозяйств Казахстана не отвечает требованиям качества эксплуатации транспортных систем сегодняшнего дня. В Казахстане даже по сравнению с другими странами СНГ (Россией и странами Закавказья) низка доля электрифицированных железнодорожных путей общего пользования (примерно 26%, в РФ – 45%) Отслужили свой нормативный срок многие устройства контактной сети и оборудование тяговых подстанций на электрифицированных линиях железной дороги. К факторам в долговременном плане, затрудняющим активизацию деятельности российского капитала в Казахстане, можно отнести: Элементы этнократизма в политике государства Казахстана. Коррумпированность государственных структур Казахстана. Внедрение в массовое сознание казахского народа антироссийских фобий. Острая конкурентная борьба за вытеснение российского влияния из Казахстана со стороны третьих сил. Стремление казахстанской политической и деловой элиты поправить за счет России свои дела, получить временные выгоды, надежды на очередное списание ряда долгов со стороны российского руководства. Сырьевая направленность казахстанской экономики, делающая ее в некоторых отношениях конкурентом российских аналогов. Возрастающая внешняя угроза безопасности Казахстана со стороны агрессивного ислама. Надежды казахстанского руководства на отдачу российскому бизнесу наименее прибыльных сегментов рынка в обмен на внушительные инвестиции. Уменьшение численности русскоязычного населения республики. Неэффективность деятельности интеграционных структур в рамках СНГ.[31] 2.5. Рекомендации по ускорению дальнейшей эффективной демократизации торгово-экономических отношений между Россией и Казахстаном.Анализируя тенденции нашего взаимного товарооборота, можно констатировать, что Россия и Казахстан вошли в некий коридор возможностей. Причем этот коридор объективно ограничен. С одной стороны, степенью развития каждой из отдельно взятых экономик, а с другой стороны, степенью реальной, работающей интегрированности российской и казахстанской экономик и мер по ее регулированию. У такого коридора может быть лишь две перспективы: сужение (замыкание в рамках национальных границ, ужесточение барьеров для движения товаров, услуг, капиталов, рабочей силы, убыточное импорто-замещение). Можно спрогнозировать, что в этих условиях объем товарооборота будет находиться в пределах 3,5 млрд. долл., демонстрируя некоторые всплески в связи с благоприятной ценовой конъюнктурой или сезонностью, но постепенно двигаясь к своей нижней границе. При этом проблемы на рынке услуг и капиталов будут заставлять обе стороны искать инвесторов в третьих странах и обходные маршруты транспортировки. Расширение (минимизация, а в перспективе устранение трансграничных издержек движения товаров, услуг, капиталов, чтобы конкурировать с потенциалом общего интегрированного пространства). В этой связи единственный путь интенсивного развития - реальная, институционально закрепленная экономическая интеграция. Политический импульс для нового качества процессов уже есть - это заявление Президентов России, Украины, Белоруссии и Казахстана. В соответствии с этим заявлением планируется реализовать движение в направлении четырех свобод: - трансграничной торговли товарами; - трансграничной торговли услугами; - движения капиталов; - движения рабочей силы. [32] При этом важно не повторять определенных ошибок прошлого, не пойти по пути "упрощенных" решений, нивелирующих эффект интеграции. Давайте вырвем одну позицию, пусть даже очень важную, например, транспортные тарифы. Унифицируем их, и что, все будет после этого хорошо? Не будет. Радость от успеха продвижения просуществует короткое время и затем под тяжестью различий в конкурентной, таможенной, нетарифной и т. д. политиках рухнет, а по транспортным тарифам откатимся на еще более тяжелые позиции, чем до унификации. Давайте двигаться от одной формы интеграции к другой: сначала полноценная зона свободной торговли, а потом… Но ничего потом может и не быть. Мы все это проходили и сегодня имеем без всяких хлопот. Любая замороженная форма, например зоны свободной торговли, будет воспроизводить препятствия, объективно ей присущие, и, как корабль, обрастать ракушками, мешая движению или вообще устойчивости. Поэтому двигаться можно только параллельно, создавая условия для реализации всех четырех свобод и выстраивая, таким образом, единое экономическое пространство. Если исследовать проблему с позиции понимания интегрированных процессов, то очевидно, что нужна замена административных мер и барьеров экономическими механизмами и совсем другая логика регулирования. В основу должны быть положены эффективность деятельности, снижение издержек, реальная отдача от инвестиций, возможность конкурировать на внешних для единого экономического пространства рынках. Примерами же сотрудничества могут стать Кузбасс, Экибазстуз, общее обустройство энергетического рынка, образование единого топливно-энергетического баланса, зерно; принятие единой тарифной политики, а также политики в области технического регулирования и т. д. [33] Наиболее перспективными областями сотрудничества двух стран являются – добыча и переработка нефти, производство электроэнергии, газоснабжение. Россия заинтересована в закупках казахстанского хлопка, также в следующих видах казахстанской продукции: хромовая сталь, цинк, свинец, рафинированная медь, триполифосфат натрия, полистирол, полипропилен, фосфор желтый (марка «А»), кислота ортофосфорная. Помимо этого Казахстан представляет собой важную транзитную территорию – только через территорию Казахстана осуществляются поставки российских товаров в Узбекистан, Туркменистан, Киргизию и Таджикистан. В некоторых случаях транзит через Казахстан наиболее удобен и при экспорте в Китай (в первую очередь это касается динамично развивающего Синьцзян-Уйгурского автономного района КНР) Транспортно-коммуникационный комплекс (ТКК) Казахстана объективно является одной из самых доходных отраслей экономики. Доля ТКК в структуре ВВП в 1999 г. составляла 10%, в первом квартале 2000 г. она достигла уровня 13,9%. Можно однозначно прогнозировать, что в ближайшем будущем Казахстану потребуются весомые инвестиции в развитие транспортных коммуникаций. В отличие от своих соседей – Туркменистана и Узбекистана, Казахстан за последние годы в эту сферу не осуществлял почти никаких вложений. В результате произошло существенное сокращение перевозок и выбытие из числа действующих транспортных сетей и транспортных средств. Износ ряда сетей приближается к критической отметке. Существенно уменьшился подвижной состав железнодорожного транспорта (прежде всего тепловозов, пассажирских и грузовых вагонов). С учетом роста производства и решением задачи увеличения экспорта в эту сферу неизбежны инвестиции. Кроме того, освоение новых месторождений и строительство новых предприятий потребуют строительства новых железнодорожных и автодорожных путей. Вероятно, это вызовет спрос на соответствующую строительную технику, строительные материалы, а также на оборудование и механизмы по эксплуатации созданных путей. В частности, Казахстан будет нуждаться в грузовых автомобилях (их число сократилось более чем на треть), авиалайнерах, цистернах для нефти и химических веществах. Развитие морского флота республики на Каспии выявит потребность в судах различных классов и в портовом оборудовании. Прорабатываются вопросы о создании на территории Казахстана совместных предприятий по сборке автомобилей марки УАЗ, гусеничных тракторов (конвейер на Павлодарском тракторном заводе стоит, сборку осуществляют вручную в малых количествах), экскаваторов, железнодорожных цистерн. Казахстан может представлять в настоящее время особый интерес для российского бизнеса и в связи с тем, что процесс передела собственности и приватизации в этой стране вступил в новую фазу. Уже официально объявлено о предстоящей приватизации Народного сберегательного банка. В 2005 г. должна пройти приватизация Западно-Казахстанской, Актюбинской и Кустанайской распределительных электросетевых компаний. Учитывая тот факт, что имеется значительная задолженность распределительных электросетевых компаний Казахстана перед РАО «ЕЭС России», погашение ее может быть осуществлено путем передачи РАО «ЕЭС» в счет погашения долга части активов вышеуказанных РЭК.[34] Грядет реструктуризация «Казахойл», в результате которой компанию лишат контрольных функций, которыми она сейчас обладает, они отойдут министерству по энергетике, часть ее активов будет приватизирована. В число дочерних предприятий «Казахойл» входят ПО «Узеньмунайгаз» (в январе-феврале 2003 г. добыто 628, 23 тыс. т нефти) и ОАО «Казахойл-Эмба» (в январе-феврале 2003г. –369,59 тыс. т нефти).В конце 2002 г. «Казахойл» закончила строительство нефтепровода от принадлежащего ей местрождения Забурунье (годовая добыча на нем – 0,2 млн. т) до Атырау. Протяженность нефтепровода – 81,2 км. Правда, следует учесть, что «Узеньмунайгаз» и «Казахойл-Эмба» работают в основном на месторождениях, находящихся в стадии стабильной или падающей добычи. Позиции президента
национальной кампании «Казахойл» Н. Балгимбаева явно ослаблены. В конце 2002 г.
в ходе правительственного часа в парламенте он оказался в сложной ситуации
перед лицом депутатов. Как отмечалось, он не дал прямого ответа ни на один из
поставленных вопросов. В последнее время возникли ряд проблем между американскими нефтяными компаниями и официальными лицами Казахстана. Таким образом, можно с достаточно большой вероятностью предсказать грядущую приватизацию части активов «Казахойл», некоторые из них могут представить интерес для российских инвесторов. Представляется целесообразным внимательнее изучить выгоды участия от приватизации в Казахстане систем водоснабжения и канализации. В октябре 2002 г. министр экономики Ж. Кулекеев утверждал, что госкомпании, ведающие водоснабжением и канализацией оказались неэффективными. Министр призывал передать этот сектор городского жизнеобеспечения в руки отечественных и зарубежных частных компаний. Контроль над тарифами и качеством воды он предлагал сохранить за государством. Полных официальных данных о планах приватизации нет. В правительстве Казахстана обсуждаются три различных проекта, но все они остаются рабочими документами, не подлежащими опубликованию и открытому обсуждению. Казахстан планирует организовать ферромарганцевое производство стоимостью 176,3 млн. долл. на базе Жайремского горно-обогатительного комбината в Карагандинской области. Проект ферромарганцевого производства, как сообщает пресс-служба Министерства энергетики и минеральных ресурсов, будет включен правительством в список наиболее важных производств для привлечения прямых отечественных и иностранных инвестиций. Планируемый ферромарганцевый комплекс будет состоять из 4-х основных производств – существующего карьера Ушкатын, вновь создаваемых обогатительной фабрики и 2-х цехов. Ожидается, что срок окончания строительства фабрики, цехов и ввода ферромарганцевого производства на проектную мощность составит 3 года. Жайремский горно-обогатительный комбинат (ГОК) – один из крупнейших производителей марганцевого концентрата в республике. В 2000 г. компания планировала увеличить производство до 800 тыс. т товарной продукции по сравнению с 500 тыс. т в 1999 г. Компания также выпускает железно-марганцевую и полиметаллическую руду, баритовую продукцию. Ранее представитель Жайремского ГОК говорил Рейтер, что более 90% акций компании принадлежат швейцарским фирмам, в том числе компании «Накоста». Государство в прошлом году продало оставшиеся 4,62% принадлежавших ему акций этого предприятия. В Казахстане на сегодняшний день основным производителем ферросплавов, которые используются для выпуска различных видов стали, является транснациональная компания «Казхром».[35] Объемы производства ферромарганца в Казахстане пока незначительны. Мелкие производители, например в прошлом году, по данным Агентства по статистике, произвели 1076 т ферромарганца, содержащего более 2% углерода. В Казахстане в 2000 г. было произведено 1,091 млн. т ферросплавов, что на 9,2% больше, чем в предыдущем году. Российский бизнес в настоящее время наращивает свои контакты с Казахстаном в атомной энергетике. Есть проекты в отношении Ульбрихтского комбината (выпуск уранового сырья), строительству малых АЭС. в частности, Балхашской атомной электростанции в 400 км. от Алма-Аты. Предполагается ввести 3 блока по 640 МВт каждый стоимостью 2 млрд. долл. Существуют проекты возведения до 2030 г. в центральном и западном Казахстане 6 малых АЭС мощностью по 1 млн. МВт. Суммарная стоимость проекта – 5-6 млрд. долл. Необходимость в развитии атомной энергетики связана помимо прочего с тем, что ранее построенные электростанции на угле, загрязняют окружающую среду. Развивается сотрудничество с российскими партнерами в области исследований и разработок новых технологий по переработке и выпуску урановых, берилловых и танталовых руд.[36] Отказ России и Казахстана от реализации совместных программ и проектов в экономической сфере приведет к целому ряду негативных последствий: Уменьшатся возможности для обеих стран осуществить рыночные реформы наиболее безболезненным путем с минимизацией социальных издержек. Разрыв экономических связей и их переориентация на другие государства приведет к устойчивому взаимному восприятию России и Казахстана как откровенных конкурентов в процессе включения в мировую экономику и к обострению борьбы между ними. Это вызовет также цепную реакцию, усилит этнократические черты казахстанского политического режима, вызовет продолжение миграции из республики русскоязычного населения, ослабит возможности России по обеспечению своей безопасности на южном направлении. «Дрейф» Казахстана в сторону от России вызовет формирование своеобразной буферной зоны между Россией и странами Центральной, Юго-Восточной и Южной Азии, а также Среднего Востока, в развитии торговли с которыми Россия весьма заинтересована. Уменьшение зависимости Казахстана от России усилит вероятность включения этой республики в блоки и союзы, направленные против России.[37] Заключение.Без сомнения, возможности коренного улучшения российско-казахстанских отношений более всего заключает в себе экономическая сфера. Идеальный вариант - сотрудничество в рамках экономического союза. К этому имеются все предпосылки. В настоящее время Россия и Казахстан вместе с Белоруссией, Киргизией и недавно присоединившимся Таджикистаном образуют таможенный союз ('Союз пяти'). Членами таможенного союза провозглашен курс на его преобразование в Евразийское экономическое сообщество примерно по образцу западноевропейского 'Общего рынка'. Это является хорошей основой более тесного экономического сотрудничества России и Казахстана в перспективе. Однако большинство договоренностей о сотрудничестве в рамках таможенного союза не выполняются. Граница между Россией и Казахстаном продолжает оставаться серьезным препятствием для развития торгово-экономических связей между двумя странами даже в рамках приграничной торговли. Несмотря на предоставление некоторой экономической самостоятельности административным областям Казахстана, республика продолжает оставаться в гораздо большей степени по сравнению с РФ централизованным государством. Поэтому все усилия российских и казахстанских региональных лидеров по восстановлению и развитию хозяйственных связей между подведомственными им территориями обречены на неудачу из-за позиции центральных властей, обнаруживающие пока лишь неспособность договориться по принципиальным вопросам экономического сотрудничества, среди которых в настоящее время наиболее актуальной является проблема обеспечения режима беспошлинной взаимной торговли, беспрепятственного пересечения границы. Серьезной причиной ослабления, а в некоторых случаях и разрыва долгосрочных экономических связей между предприятиями России и Казахстана, является переход важнейших объектов тяжелой промышленности Казахстана в руки владельцев из третьих стран, зачастую не заинтересованных в сохранении их ориентации на российских потребителей или смежников. Российские же компании, как частные, так и государственные, очень вяло пока участвуют в процессе приватизации предприятий тяжелой индустрии Казахстана. На наш взгляд, более активная роль в этом процессе РАО 'Газпром' и РАО 'ЕЭС России' соответствовало бы коренным геостратегическим и экономическим интересам нашего государства. Особенно важно в этом плане обеспечить контроль российской стороной над производством энергоносителей и промышленного сырья в Казахстане, основная часть которых потребляется российскими предприятиями (над добычей угля в Экибастузском бассейне, добычей и обогащением железной и медной руды и т.д.). Вместе с тем
оживление российско-казахстанского инвестиционного сотрудничества происходит по
инициативе казахстанской стороны, хотя она, казалось бы, меньше заинтересована
в этом. В частности между инвестиционным центром 'Акбулак', созданном и
действующим при поддержке правительства Казахстана, и администрациями
Кемеровской и Омской областей заключено предварительное соглашение о финансировании
в размере до 2 млрд. дол. казахстанской стороной российских межрегиональных
программ развития 'СибВПКнефтегаз - 2000', 'Газификация', 'Ремтрансмаш - 2005',
а также других отдельных инвестиционных проектов, разработанных в рамках
Межрегиональной ассоциации 'Сибирское Соглашение'. Список литературы
Приложение 1. Источник: Российский статистический ежегодник. 2003: Стат. сб. / Госкомстат России. – М., 2003. Приложение 2. Источник: www.customs.ru – ФТС России Основные показатели ВНП Республики Казахстан в 2003 году.
Приложение 3. Источник: Регионы России. Социально-экономические показатели. 2003: Стат. сб. / Госкомстат России. – М., 2003. Динамика внешней торговли России со странами СНГ в 2003 г. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
2002 год |
2003год |
Доля Республики Казахстан в % к общему товарообороту со странами СНГ |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Товарооборот (млрд. долл.) |
27,9 |
28,43 |
16,24 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Экспорт (млрд. долл.) |
14,6 |
15,31 |
18,5 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Импорт (млрд. долл.) |
13,3 |
13,12 |
14,3 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Сальдо |
1,3 |
2,19 |
4,2 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Темпы прироста (%) |
24,0 |
1,9 |
2,5 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Доля стран СНГ в общем товарообороте (%) |
18,6 |
18,2 |
|
Приложение 4.
Источник: Таможенная статистика внешней торговли за 2003 г.: Бюллетень / Отдел внешнеэкономических связей Министерства экономического развития и торговли Омской области.
Экспорт отдельных видов товаров в страны СНГ в январе-ноябре 2003 года
Январь-ноябрь 2003г
В % к январю-ноябрю 2002 г.
Доля Республики Казахстан, в % от общего экспорта
Нефть сырая, млн.тонн
20,5
133,9
3
Нефтепродукты, тыс.тонн
2318,4
72,5
в том числе:
Бензин автомобильный
417,2
54,6
0,1
Дизельное топливо тыс.тонн
961,9
97,9
0,02
Мазут
195,6
34,4
0,3
Газ природный, млрд.куб.м
43,6
80,9
0,6
Уголь каменный, тыс.тонн
5188,7
91,4
0,8
Машины и оборудование,
млн.долларов США
2660,4
126,9
4
Руды и концентраты железные, тыс.тонн
11413,9
122,3
16
Черные металлы (кроме чугуна, ферросплавов и лома), млн.долларов США
516,0
109,8
9
Каучук синтетический, тыс.тонн
57,8
120,4
12
Целлюлоза древесная, тыс.тонн
66,0
168,3
7
Бумага газетная, тыс.тонн
94,6
92,9
5
Пшеница, тыс.тонн
395,5
97,5
0,1
Приложение 5.
Приложение 6.
[1] Международные экономические отношения./Под ред.. Б.П..Супруновича. – М.: 1999.- ст.125
[2] Щебаров Н. Внешнеэкономическая политика России // Вопросы экономики. – 2003. – №1.
[3] Кудров В. Современная мировая экономика и Россия // Вопросы экономики. – 2003. – №3.
[4] Макогон Ю.В., Миронов В.С., Бударина Н.А. Международная экономика: Учебное пособие. Под ред. Макогона Ю.В. – Донецк: 2001. – ст.14-16
[5] Россия: внешнеэкономические связи в условиях перехода к рынку. Под. ред.. И.П..Фаминского. –М.: 2001. – ст.47
[6] Федеральный Закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 9 июля 1999 г. №160 – ФЗ. //Собрание законодательства Российской Федерации. – 1999 г. - №2. – Ст. 1691.
[7] Николаева И.П. Мировая экономика: Учебное пособие для вузов. – М.: 2003. – ст.48
[8] Кравченко М. И., Бударина Н. А., Яценко А. Б. Мировая экономика и международные экономические отношения: Учебное пособие. – Донецк: 2002.- ст.155-158
[9] Богомолов О. Сложный путь интеграции России в мировую экономику // Мировая экономика и международные отношения. – 2003. –№9.
[10] Зиядуллаев Н. Экономика стран Содружества в условиях глобализации // Вопросы экономики. – 2002. – №3.
[11] Федеральный Закон «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации» от 4 января 1999 г. №4 – ФЗ. – Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. №2. //Собрание законодательства Российской Федерации. – 1999 г. - №23. – Ст. 2463.
[12] Косикова Л. Экономическое взаимодействие России со странами СНГ и реструктурирование постсоветского пространства: новые условия, тенденции и задачи // Российский экономический журнал. – 2003. – №11-12.
[13] Зиядуллаев Н. Экономика стран Содружества в условиях глобализации // Вопросы экономики. – 2002. – №3.
[14] www.stavinvest.ru – Территория сотрудничества. Юг России.
[15] Шурубович А., Ушакова Н. Присутствие российского капитала на постсоветском экономическом пространстве. – М.: 2002.
[16] Булатов А. С. Мировая экономика. – М.: 2001. – ст.89
[17] Основы внешнеэкономических знаний./Под ред.. И.П..Фаминского – М.: 2000.
[18] Зиядуллаев Н. Экономика стран Содружества в условиях глобализации // Вопросы экономики. – 2002. – №3
[19] www.avai.ru – Независимое российское аналитическое агентство
[20] Евпланов А. Таможенное трио.// Российская газета – 2004 -13 января.
[21] Федеральный Закон «О финансово-промышленных группах» от 30 ноября 1995 г. №190 – ФЗ. //Собрание законодательства Российской Федерации. – 1995 г. - №33. – Ст. 2003.
[22] www.cisstat.com – Межгосударственный статистический комитет СНГ
[23] www.economy.gov.ru – Министерство экономического развития и торговли
[24] Зиядуллаев Н. Экономика стран Содружества в условиях глобализации // Вопросы экономики. – 2002. – №3
[25] Федеральный Закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» от 8 декабря 2003 г. №164 – ФЗ. //Собрание законодательства Российской Федерации. – 2003 г. - №21. – Ст. 2168.
[26] Ситарян C. А.. Некоторые проблемы участия субъектов РФ во внешнеэкономической деятельности// Проблемы прогнозирования. -1999. -№6.
[27] www.diasp.ru – Планета диаспор
[28] Косикова Л. С. Проблемы постсоветских стран. – М.: 2001.- ст.79
[29] Федеральный Закон «О соглашениях о разделе продукции» от 30 декабря 1995 г. №225 – ФЗ. – Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. №1. //Собрание законодательства Российской Федерации. – 1996 г. - №18 – Ст. 1123.
[30] Щебаров Н. Внешнеэкономическая политика России // Вопросы экономики. – 2003. – №1.
[31] Косикова Л. С. Проблемы постсоветских стран. – М.: 2001. – ст.79
[32] Щебаров Н. Государственное регулирование: соотношение свободы торговли и протекционизма // Мировая экономика и международные отношения. – 2003. – №3.
[33] www.russia.org.ua – Сайт России в Казахстане
[34] Вардомский Л. Региональные приоритеты зарубежных стран в России. // Внешняя торговля. –2002. –№4.
[35] Шурубович А., Ушакова Н. Присутствие российского капитала на постсоветском экономическом пространстве. – М.: 2002. – ст. 23-32
[36] www.customs.ru – ФТС России
[37] Зиядуллаев Н. Экономика стран Содружества в условиях глобализации // Вопросы экономики. – 2002. – №3.
Страницы: 1, 2