Трудовые ресурсы как социально-экономическая категория и объект управления
Обучение — это большая,
специализированная область. Специфические методы обучения весьма
многочисленны, причем их нужно приспосабливать к
требованиям профессии и организации. Некоторые основные требования,
обеспечивающие эффективность программ обучения,
сводятся к следующему:
1. Для обучения нужна
мотивация. Люди должны понимать цели программы, каким образом обучение повысит
их производительность и, тем самым, их собственное удовлетворение своей работой.
2. Руководство должно создать климат,
благоприятствующий обучению. Это подразумевает поощрение учащихся, их активное
участие в процессе обучения, поддержку со стороны преподавателей, желание
отвечать на вопросы. Важным моментом может оказаться и создание определенной
физической среды. Некоторые организации предпочитают проводить обучение в
специальных центрах, а не в помещениях своей организации.
3. Если навыки, приобретаемые
посредством обучения, являются сложными, то процесс обучения следует разбить на
последовательные этапы. Участник программы должен иметь возможность отработать на практике навыки, приобретенные на каждомзтапе обучения, и уже только затем двигаться дальше.
4. Учащиеся должны почувствовать обратную
связь по отношению к результатам обучения, необходимо обеспечить
положительное закрепление пройденного материала. Это может происходить в форме похвалы
или признания успеховсо
стороны преподавателя, либо,
в случае компьютеризированных современных систем обучения, в виде непосредственной обратной связи
при правильном решении задач,
предложенных программой.
Административные функции:
повышение по службе, понижение, перевод, прекращение трудового договора. Каждая организация
должна выполнять оценку труда своего персонала для принятия администратниныхрешений
о повышении, переводе
и прекращении трудового договора. Продвижение по
службе помогает организации, поскольку позволяет ей заполнить вакансии служащими, которые уже
проявили свои способности. Оно помогаете служащим, посколкуудовлетворяет их стремление к успеху, достижениям и самоуважению. Продвяжение по службе — отличный способ признания выдающегося исполнения
работы. Однако при принятии решений о продвижении
по службе руководство должно повышать только тех, кто имеет
способности для эффективно-исполнения обязанностей
на новой должности. К сожалению, иногда повышают тех работников,
которые хорошоисполняют свои нынешние обязанности, но не располагают потенциалом для
эффективной работы в
новой должности. Очень многие отделы сбыта впадали
в ошибку, выдвигая отличного продавца на должность
заведующей. В результате они теряли хорошего
продавца и приобретали посредственного заведующего.
Перевод можно использовать, чтобы расширить опыт работника, а также
в тех случаях, когда рукокодство
считает, что он или она будут работать более эффективно на другой должности. Иногда
перевод используется и в тех случаях, когда человек работает неудовлетворительно,
но в связи с его большим стажем или прошлыми заслугами руководствосчитает, что прекращение
трудового договора с ним было бы неэтичным. В такой ситуации перевод представляет собой понижение в должности, и бедняга оказывается на такой должности,
где он или она еще могут приносить какую-то
пользу, но не будут блокировать карьеру способному
молодому работнику или фактически препятствовать реализации
целей организации.
расторгнут
во имя реализации целей организации. Какова бы ни была административная
ситуация, ясно, что без эффективного метода оценки результатов
деятельности
невозможно принять обоснованное решение.
Информационные функции. Оценка результатов
деятельности нужна и длятого, чтобы можно было информировать людей об относительком уровне их работы. При должной постановке этого дела работник узнает
не только достаточно ли хорошо он или она работает, но и что конкретно является
его силой или слабостью и в каком направлении он
может совершенствоваться.
Мотивационные
функции. Оценка
результатов трудовой деятельности представляет собой важное средство мотивации
поведения людей. Определив сильных работников,
администрация может должным образом вознаградить
их благодарностью, зарплатой или повышением в
должности. Систематическое положительное подкрепление
поведения, ассоциирующегося с высокой производительностью, должно вести к аналогичному поведению и в будущем. Как
вы могли уже понять, информационные,
административные и мотивационные функции оценки
трудовой деятельности взаимосвязаны, т.е.
информация, ведущая к административному решению о повышении по службе, должна положительно
мотивировать человека к хорошей работе.
Эффективность оценки
результатов деятельности.
В одном исследовании было установлено, что более
90% компаний имеют ту или иную систему оценки результатов трудовой
деятельности. Однако эффективность системы оценки определяется несколькими факторами. Для начала
отметим, что наиболее часто работа подчиненного оценивается его
непосредственным вышестоящим начальником. Поэтому он должен обладать
способностью точно оценивать работу, не основывая свою оценку на личном отношении к подчиненному. Он должен также уметь довести эту оценку до подчиненного. Это может
оказаться довольно трудным делом, когда работа плохая, особенно, если начальник
никогда не проходил подготовки по технике общения. Из-за этих потенциальных
проблем руководители могут выступать против формальных систем оценки
результатов деятельности подчиненных.
Интенсивные исследования
оценки результатов работы на фирме «Дженерал Электрик» привели к ряду важных
выводов. Один из них заключается в том, что
критика не является эффективным способом информирования подчиненных о недостатках в их работе. Критика часто вызывает
защитную реакцию поведения. Подчиненный в этом случае более озабочен тем, чтобы
защитить себя, а не сутью проблемы и не способами
улучшения работы. Как писала одна группа авторов, «для достижения полезной
оценки, нужно, чтобы работники были бы готовы к взаимному общению и хотели бы обсудить свою работу, не
занимая оборонительную позицию». Для этого
необходимо, чтобы руководитель создал спокойную, без каких-либо угроз обстановку, в которой его подчиненные могли открыто обсудить
свои проблемы, связанные с результатами деятельности.
Руководитель должен четко
понимать различие между критикой и оценкой работы.
Критика представляет собой общение в одном направлении. Для эффективной
информации и должной обратной связи руководитель должен разрешить двустороннюю конструктивную дискуссию по конкретным вопросам
улучшения работы. Так, например, вместо того,
чтобы сказать: «Последние два месяца ты работал отвратительно», можно сказать: «Джон, наша норма на отходы
составляет 2% от используемого материала. В
последний месяц у тебя отходы составили 5%. Как ты думаешь, почему это случилось?». Обратите внимание, что такая формулировка позволяет руководству определить, лежит ли причина в плохой
работе данного работника или тут сказалось
действие каких-то других факторов.
Второй вывод исследования «Дженерал Электрик» заключается в том, что метод
выдачи подчиненным раз или два раза в год
информации с оценкой их работы неэффективен.
Ежегодно необходимо планировать проведение одной или двух официальных сессий по оценке результатов
деятельности. Вместе с тем оценку необходимо
выдавать всегда, когда это необходимо, ежедневно или так часто, как этого требует ситуация.
Если подчиненный работает по новому краткосрочному проекту, то его работу нужно оценивать два или три раза в
месяц. Если подчиненный не уверен в своих
способностях, руководитель может обсуждать его
успехи с ним раз в несколько дней, чтобы воспитать
в нем уверенность в себе. С опытными, уверенным и проверенными работниками руководитель может
беседовать по мере необходимости для поддержания
контроля над ними.
Третий вывод исследования «Дженерал
Электрик» заключался в том, что не следует
обсуждать вопрос об оценке результатов
деятельности и зарплате одновременно. Силу и
слабость подчиненного лучше обсуждать на отдельных встречах с ним а не вместе с административными мерами,
касающимися зарплаты.
Дуглас МакГрегор настоятельно
выступает в пользу оценки трудовой деятельности,
ориентированной на результаты труда. Он
утверждает, что традиционные оценки не являются
адекватными, поскольку они сфокусированы на основных чертах
характера, таких как инициатива, способность срабатываться с коллективом,
надежность, отношения с людьми. Это вынуждает
руководителя быть пристрастным,а не объективным. Вместе с тем, если подчиненному
говорят, что у него плохие отношения в коллективе,
то это несет очень мало информации о том, что же он или она деляет не так как надо и что же надо делать иначе.
Вместо этого, утверждает МакГрегор, руководитель и
подчиненный вместе должны определить согласованные цели, которые будут использованы как стандарт для будущих оценок. Когда конкретные цели установить невозможно, руководитель должен
выдать подчиненному информацию, в которой описывалось
бы его желательное поведение, а не свойства характера
или расплывчатые производственные цели.
Для достижения максимальной
точности оценки результатов трудовой деятельности
желательно, чтобы собеседование носило двусторонний характер.
Работник должен иметь возможность свободно
обсуждать, почему его работа не соответствует
стандарту, что могло послужить причиной этого и что
будет предпринято для исправления положения.
И, наконец, руководитель
должен пытаться воспринимать работу подчинен как
можно более объективно.
Когда, например, руководителя просят дать оценку
своим подчиненным по каким-то свойствам их
характера (надежность, отношения с людьми и ò.ä.), то в рейтингах проявляется эффект «ореола», т.е. какое-то
лицо получает одни и те же оценки по всем
свойствам характера, хотя какие-то черты у него ярче выражены, а какие-то нет.
Было также отмечено, что одни
руководители имеют тенденцию давать всем высокие оценки, другие же, наоборот, — низкие, что еще
больше снижает точность и полезность оценок работы.
2.4. Подготовка
руководящих кадров
Подготовка сводится к
развитию навыков и умений, необходимых служащим для эффективного выполнения своих должностных
обязанностей или
производственных заданий в будущем. На практике систематические
программы подготовки наиболее часто используют для того, чтобы готовить руководителей к
продвижению по службе. Для успешной подготовки
руководящих кадров, как и для обучения вообще,
нужны тщательный анализ и планирование.
Посредством оценки
результатов деятельности организация прежде всего должна определить способности своих менеджеров.
Затем, на основе анализа
содержания работы, руководство должно установить —
какие способности и навыки
требуются для выполнения обязанностей на всех линейных и штабных должностях в
организации. Это позволяет организации выяснить, кто из руководителей обладает наиболее подходящей квалификацией для занятия тех или иных должностей, а кто нуждается
в обучении и переподготовке. Решив все эти вопросы, руководство может разработать график подготовки конкретных лиц, намечаемых к
возможному продвижению
по службе или переводу на другие должности.
Подготовка руководящих
кадров и мотивация. Подготовка руководящих
кадров в основном ведется для того, чтобы руководящие работники овладели умениями и навыками,
требующимися для реализации целей организации. Другим
соображением, неотделимым от предыдущего, является необходимость удовлетворения потребностей более высокого уровня:
профессионального роста, успеха, испытания своих сил. К сожалению, многие
организации не предоставляют достаточных возможностей для удовлетворения таких
потребностей путем повышения ответственности и продвижения по службе. Исследования
показали, что выпускники министерских курсов
обучения бизнесу отмечали большое расхождение между
их личными ожиданиями на рост и продвижение по службе и тем, что им смогли
предоставить в действительности. Если эти ожидания имеют для человека большое значение, то он обычно увольняется с такой
работы. Нет необходимости говорить о
нежелательности текучести управленческих кадров в силу
высокой стоимости их найма и адаптации в организации. Замена такого служащего
может обходиться в несколько его месячных окладов.
Методы подготовки
управленческих кадров.
Подготовка управленческих кадров может проводиться
путем организации лекций, дискуссий в составе
небольших групп, разбора конкретных деловых ситуаций,
чтения литературы, деловых игр и ролевого
тренинга. Вариантами этих методов являются организуемые ежегодно курсы и
семинары по проблемам управления. Другим широко применяемым
методом является ротация по службе. Перемещая
руководителя низового
звена из отдела в отдел на срок от трех месяцев до одного
года, организация знакомит нового руководителя со многими сторонами деятельности.
В результате, молодой менеджер познает разнообразные проблемы различных отделов, уясняет
необходимость координации, неформальную организацию и взаимосвязь между целями различных подразделений. Такие знания жизненно
необходимы и для успешной работы на более высоких должностях, но особенно
полезны для руководителей низших уровней управленческой иерархии.
В одном из исследовакий была установлена тесная связь между
уровнем требований в процессе обучения новых менеджеров и
их последующим продвижением по службе. Те лица, перед которыми с самого начала ставились более трудные
задачи, выработали в себе
более высокие рабочие
качества и оказались лучше подготовленными к будущим задачам, чем те, которым давались менее сложные
задания. Первая группа менеджеров и по службе продвигалась тоже быстрее.
2.5. Управление
продвижением по службе
В развитие программ по подготовке руководящих кадров в начале 70-х годовмногиекомпании и
консультационные фирмы разработали программы по
управлению карьерой, т.е. продвижением по службе. Один из авторов определяет понятие управления
карьерой как официальную программу продвижения работников по службе, которая
помогала бы раскрывать все свои способности и применять их наилучшим, с
точки зрения организации, образом. Программы управления продвижением по службе
помогают организациям использовать способности своих работниковв полной мере, а самим работникам дают возможность наиболее полно применить
свои способности.
Официальная программа управления продвижением по службе дает людям возможностьвоспринимать их работу в организации как «серию перемещений по различным должностям, способствующую развитию как организации, так и личности». Это имеет большое значение, поскольку
исследования говорят о том, что люди обычно
относятся к своей карьере
достаточно пассивно. Они склонны к тому, чтобы важные решения об их карьере
инициировались бы другими людьми, а не их собственными
интересами, потребностями
и целями. По мнению
авторов публикаций и исследователей, работающих в этой области, результатом программ продвижения по службе является
большая преданность интересам организации,
повышение мотивации производитсльности труда,
уменьшение текучести кадров и более полное
использование способностей работников.
Женщины — резерв
управленческих кадров.
Многие организации создали программы по подготовке
руководящих кадров и продвижению их по службе, нацеленные
на привлечение женщин в качестве источника пополнения управленческих
кадров. Как говорит профессор Уэнделл Френч,
«основные причины непропорционального
представительства женщин среди руководителей
имеют глубокие корни в культуре и выражаются в целом ряде предрассудков,
сложившихся у мужчин-руководителей по отношению к
женщинам». К таким предрассудкам относятся,
например, следующие предположения: 1) женщины, выходя замуж, покидают работу; 2) женщины не
будут работать, пока у них маленькие дети; 3)
женщины неуютно чувствуют себя в мире мужчин, а когда они
в него попадают, то мужчины начинают ощущать неудобства; 4) женщины — ненадежные
работники, они слишком эмоциональны и могут сорваться в кризисной ситуации; 5)
женщин-руководителей нельзя перевести в другой город, если их мужья имеют
аналогичную или лучшую работу.
В большей своей части
приведенные заявления основаны на старых предрассудках и дезинформации мужчин.
Последние исследования прямо отвергают их или ставят под вопрос. Исследование, проведенное среди
мужчин и женщин-руководителей предприятий
розничной торговли, не показало значительного различия в таких стимулах труда, как
престиж, чувство ответственности, зарплата, рост по службе, чувство
удовлетворения . Еще одно исследование, охватившее
1000 руководителей-мужчин и 1000 руководителей-женщин,
показало, что в принципе нет никаких особых различий в том, как они руководят.
К установленным различиям относилось то, что женщины больше поддаются мотивации
к работе, а мужчины более открыты и откровенны со своими коллегами.
Некоторые из программ,
направленных на увеличение доли женщин-менеджеров и повышение эффективности их
работы, предусматривают: 1) развитие должного понимания специфики поведения лиц
обоего пола на рабочем месте; 2) оказание помощи женщинам в осознании некоторых
психологических и социально-этических барьеров на пути к исполнению руководящих
ролей; 3) обучение прямому и твердому стилю общения с мужчинами и женщинами; 4)
обучение методам создания «сети поддержки» и развития основы власти в
организации; 5) участие в традиционных программах подготовки административно-управленческих
кадров.
3. ПОвышение КАЧЕСТВА
ТРУДОВОЙ ЖИЗНИ
3.1. Удовлетворение
работника своим трудом
Одна из наиболее важных последних разработок в области управления человеческими
ресурсами связана с созданием программ и методов повышения качества трудовой жизни. Дж.Р.Хекман и Дж.ЛлойдСаттл определяют качество трудовой жизни как «ту степень, до которой члены производственной
организации могут удовлетворить свои важные личные
потребности через посредство их работы в этой организации».
Высокое качество трудовой жизни должно характеризоваться следующим:
1. Работа должна быть интересной.
2. Рабочие должны получать справедливое вознаграждение и признание своего труда.
3. Рабочая среда должна быть чистой, с низким уровнем
шума и хорошей освещенностью.
4. Надзор со стороны руководства должен быть
минимальным, но осуществляться всегда, когда в нем
возникает необходимость.
5. Рабочие должны принимать участие в принятии
решений, затрагивающих их и работу.
6. Должны быть обеспечены гарантия работы и развитие
дружеских взаимоотношений с коллегами.
7. Должны быть обеспечены средства бытового и
медицинского обслуживания.
Качество трудовой жизни можно
повысить, изменив любые организационные параметры, влияющие на людей. Это включает децентрализацию власти, участие в
вопроса руководства, обучение, подготовку руководящих кадров, программы
управления продвижением по службе, обучение
работников методам более эффективного общения и
поведения в коллективе. Все эти меры направлены на то, чтобы дать людям
дополнительные возможности для удовлетворения своих активных личных нужд при одновременном повышении эффективности
деятельности ооганизации.
3.2.Совершенпствование организации труда
Многие из ранних идей науки управления вращались вокруг разработки
задания таким способом, который позволял бы в
максимальной степени использовать преимущества
разделения труда, современной технологии и автоматики. По мере того, как американские рабочие становились все более
экономически обеспеченными, изменялись
образовательные, культурные и социальные ценности, промышленность стала испытывать затруднения, связанные с характером
труда. Все большее количество людей находило, что
узкоспециализированные, повторяющиеся операции вызывают
утомление и потерю интереса. Возросли прогулы и текучесть кадров, появились
дажеслучаи саботажа. Соответственно, прирост
производительности, которого нормально было бы
ожидать от узкой специализации, значительно снизился. Для решенияпроблемы ряд наиболее прогрессивных фирм начали
экспериментировать с организацией труда для того, чтобы труд стал давать
большее внутреннее удовлетворение и больше возможностей для удовлетворения
высших потребностей человека— заинтересованности, самоутверждения и развития
личности. Руководство при этом, конечно же, надеялось на то, что
возросшая в результате таких измененийудовлетворенность своей работой приведет к
повышению производительности и снизит убытки от прогулов, высокой текучести кадров и
снижения качества.
Расширение объема и
обогащение содержания работы.
Два наиболее широко применяемых метода
реорганизации труда — это расширение объема работы
и обогащение ее содержания.
Объем работы — это количество различных операций, выполняемых рабочими частота их повторения. Объем называют узким,
если рабочий выполняет лишь несколько операций и
повторяет их часто. Типичным примером может служить работа
на сборочном конвейере. Объем работы называют широким, если человек выполняет много различных операций и повторяет их
редко. Объем работы банковского кассира обычно
шире по сравнению с работой человека, занятого только вводом данных через клавиатуру в систему финансового учета.
Содержательность
работы — это относительная степень того влияния, которое
рабочий может оказать на саму работу и рабочую среду. Сюда относятся такие факторы, как самостоятельность в планировании и
выполнении работы, определении ритма работы и
участие в принятии решений. Работа лаборанта не будет считаться содержательной, если она сводится лишь к установке
оборудования, загрузке химикатов и уборке
лаборатории. Если же лаборант может заказывать химикаты и оборудование, проводить некоторые эксперименты и
готовить отчеты о результатах работ, — содержательность
будет высокой.
Работу можно реорганизовать, изменив ее объем или содержательность. Укрупнение работы относитсяк
совершенствованию организации за счет увеличения ее объема. Обогащение ее содержания предусматривает
изменения за счет повышения содержательности.
Когда изменение
организации труда становится желательным? Усиление мотивации и повышение производительности
путем изменения организации условий труда является
еще одной из концепций, в основе которой лежит двухфакторная
теория мотивации Герцберга. Исследования Герцберга
показали, что сам труд является фактором мотивации, деньгиявляются в основном гигиеническим фактором. Поэтому
теоретикам и практикам науки управления казалось
вполне логичным, что изменение характера труда в целях
повышения соответствующей внутренней заинтересованности,
должно усилить
мотивацию и повысить производительность. К
сожалению, это не всегда так. Недавние исследования в области мотиваций
указывают, что эта теория не может быть справедливой
для всех людей и во всех ситуациях. Поэтому изменения
в организации труда уместны лишь применительно к людям и организациям, обладающим определенными
характеристиками. Эти характеристики обобщены в
модели, разработанной Ричардом Хекманом и ГрегомОлдхэмом.
В соответствии с теорией Хекмана и Олдхэма
существуют три психологических
состояния, определяющих удовлетворенность человека своим трудом и мотивацию: воспринимаемая значимость работы,
т.е. степень, с которой человек воспринимает свой
труд как что-то важное, ценное и стоящее; ощущаемая ответственность, т.е. та степень, в которой
человек чувствует себя ответственным и подотчетнымза результаты своего труда; знание результатов,
т.е. степень понимания человеком эффективности или
результативности своего труда. Те виды работ, которые организованнытак, что позволяют какой-то части рабочих испытывать
все эти три состояния в достаточно высокой
степени, должны дать высокую мотивацию за счет самой работы,
высокое качество исполнения работ, большую удовлетворенность работой, а такжепривести к
снижению количества прогулов и уменьшить текучесть кадров.
Ощущение значимости труда можно реализовать предоставлением работнику
возможности расширения количества
трудовых навыков, определенностью производственныхзаданий, повышением их важности.
Ответственность за результаты труда можно усилить, предоставив работнику больше самостоятельности.
Осознание реальных результатов своего труда
развивается, если рабочий получает ответную информацию.
Однако необходимо иметь ввиду и то, что не все работники положительно реагируют
из подобного рода изменения.
Как уже отмечалось выше, при рассмотрении проблемы
мотивацки, люди различаются по потребностям,
отношению к работе, надеждам, связываемым с работой. Исследования показали, что люди
с сильным стремлением к росту, достижениям, самоуважению обычно положительно реагируют на обогащение
содержания труда. Когда же люди не столь сильно
мотивируются потребностями высокого уровня, обогащение содержания труда зачастую
не дает заметных успехов.
На возможность изменений
условий труда могут влиять
и особенности технологии. Организации, использующие
ïîòî÷íî-массовую
технологию, имеют гораздо меньше возможностей в этом отношении,
чем предприятия, выпускающие единичную продукцию. Для
фирм с поточно-массовойтехкологией
стоимость реорганизации условий труда зачастую
перевешивает ожидаемую от нее прибыль. «Там,
где технология не очень гибкая и требует больших капиталовложений, стоимость
реорганизации может оказаться очень высокой. Одна изоптимальнейших, возможностей
для внедрения прогрессивной организации труда
открывается при создании новых производств
(заводов, предприятий, учреждений). Фактически, некоторые из наиболее известных экспериментов
в этой области как раз и были проведены при создании новых мощностей. Тем не
менее, хотя существующая
технология и
ограничивает возможности реорганизации условий
труданафирмах с массовым производством, такие возможности все же существуют.
Внедрение
и результаты.
Программы по реорганизации условий труда были
реализованы во многих крупных компаниях, включая «ЭйТиэндТи»,«Тексас Инструментс», «Моторола», «Проктер энд Гэмбл»,«ДженералФудз»,«Корнинг Гласс Уоркс»,«Мэйтег»,
«Дженерал Таер энд Раббэр»,
«Бьюик», «Бэнкерз
Траст», «Меррилл
Линч». Так, например, в одной из научно-исследовательских
лабораторий техники чувствовали, что их знания и
способности не используются, поскольку научные
работники доверяют им
лишь рутинную работу. Была реализована программа, в соответствии с которой
лабораторных техников привлекли к планированию работ и
экспериментов. Качество месячных отчетов этих
техников значительно улучщилосьпо сравнению с отчетами группы, не принимавшей
участия в программе. Другая программа касалась
торговых представителей трех английских компаний. Одной
из групп было предоставлено право самостоятельно определять частоту
посещения своих клиентов. Были сняты требования предоставления отчетов по
каждому клиенту и дано право самостоятельного и
непосредственного урегулирования претензий клиентов
на сумму до 250 долл. После такого обогащения содержания работы торговые представители
добились увеличения объема продаж на19%.
«Тексас Инструментс»
осуществила программу, в соответствии с которой рабочие»
по уборке территории получили возможность
самостоятельно распределять и планировать свою
работу и выполнять ее по собственным стандартам. В
результате, требующеесяколичество работников сократилось со 120 до 71 человека,
текучесть кадров упала со 100% до 10%, а территории стали чище.
Отделение «Бьюик Моторс» фирмы «Дженерал Моторс» провело программу реорганизации:
рабочие в дополнение своим обязанностям стали отвечать и за некоторые вопросы
контроля качества. Руководство «Бьюика» считает, что эта программа позволила полностью покончить с жалобами по мелким вопросам,
сократить число случаев переделывания работы, поднять производительность на 13%.
Заключение
Объем
проведенных исследований пока еще недостаточен для
окончательных выводов о результативности программ по реорганизации
условий труда, но уже имеющиеся данные показывают,
что такие программы способствуют развитию чувства
удовлетворения работой, снижению количества прогулов и текучести кадров и повышению качества продукции. Вместе с тем было установлено, что во многих случаях повышения
производительности
труда не отмечалось, что, видимо, былообусловлено крайней степенью
его специализации.
Хотя эти результаты и
указывают на то, что программы изменения организации труда
способствуют повышению эффективности деятельности
организаций, находятся специалисты, критикующие такие программы. Некоторые критики утверждают,
что нельзя отдавать приоритет чувствам удовлетворения рабочего, посоображениям экономической
эффективности. «Если уж изменять технологию и оборудование для улучшения условий
труда, — говорят они, — то это следует делать только
тогда, когда изменения обещают более высокую прибыль».
Другие же говорят, что «многие рабочие не испытывают чувства отчуждения от своей
работы и не хотят
большей ответственности или привязанности к работе».
Кроме того, эти же авторы заявляют, что попытки обогатить содержание труда
зачастую разбиваются об ограничения,
устанавливаемые профсоюзами в виде должностных инструкций, требований к срокам пребывания в должности, нормативных актов по ряду специальностей, а также наталкиваются на общее недоверие. Таким образом, руководство
должно воздерживаться от реорганизации условий труда до тех пор, пока оно
убедится в том, что рабочие предрасположены к нему. В ходе выполнения некоторых программ рабочим дали больше самостоятельности, чем они того желали. Результат —плохая работа и
раздраженность работников.
Ведущаяся в последнее время критика идеи
реорганизации условий труда поддерживает такие
взгляды. Тем не менее, при
должной проработке программы совершенствование организации и условий труда способствует развитию чувства удовлетворенности работников, повышению качества труда, снижению количества прогулов и текучести кадров.
Таким образом, учитывая, что трудовые
ресурсы относятся к социальн-экономической категории, и на основании всего
вышеизложенного, являющегося ярким тому подтверждением, можно сделать вывод,
что управление этими самыми трудовыми ресурсами способно повлечь за собой
изменения как в экономической, так и в социальной сферах деятельности общества.