бесплатные рефераты

Трудовые ресурсы мира и основные направления их современной миграции

Западная Европа. Наиболее разви­тые западноевропейские страны, и, прежде всего страны, входящие в Европей­ский союз, притягивают рабочую силу из менее развитых западноевропейских стран (Португалии, Мальты, Испании), арабских стран Северной Африки и Ближнего Востока, стран Африки к югу от Сахары, восточноевропейских стран и республик бывшего СССР. Миграции работников из африканских стран — бывших колоний западноевропейских государств - способствуют общность языка, исторически сложившиеся традиционные торговые и иные связи. Притоки иммигрантов в Западную Европу в середине 90-х годов оценивались на уровне 180 тыс. человек в год. Более того, в рамках западноевропейской интеграции создан и развивается общий рынок рабочей силы, предполагающий свободу перемещения работников между странами Европейского союза и унификацию трудового законодательства.

Ближний Восток. Нефтедобывающие страны этого региона привлекают дешевую иностранную рабочую силу на тяжелые низкооплачиваемые работы. Рабочие приезжают в основном из соседних арабских стран, а также из Индии, Пакистана, Бангладеш, Кореи, Филиппин. Более половины рабочей силы Саудовской Аравии, Объединенных Арабских Эмиратов, Катара, Бахрейна, Кувейта и Омана составляют иностранные рабочие.

Другие развивающиеся страны.

Новый феномен 90-х годов интенси­фикация трудовой миграции среди самих развивающихся стран. Обычно потоки работников направляются в те страны, которые быстрее продвигаются по пути экономических реформ. Так, в Латинской Америке сезонные рабочие и рабочие на сборочные предприятия направляются в Аргентину и Мексику. В Африке к югу от Сахары на Берег Слоновой Кости, Нигерию и ЮАР приходится более половины притока всех иммигрантов. В результате войны в Персидском заливе в 1991 году около 1 млн. египтян покинули Ирак, 800 тыс. йеменцев уехали из Саудовской Аравии и около 500 тыс. палестинских и иорданских рабочих покинули Кувейт, куда на их место приехали рабочие из Индии и Египта.

Новые индустриальные страны. В связи с бурным развитием этих государств Юго-Восточной Азии туда значительно увеличился приток иммигрантов, нанимающихся на временные работы. Особенно это заметно в случае Южной Кореи и Малайзии.

Практически все страны, в кото­рые иммигрирует более 25 тыс. человек в год, — высокоразвитые государства с ВНП более 6900 долл. на душу населения. Источник эмиграции — развивающиеся страны (рис 2), главные из которых — Мексика и страны Азии,

Итак, количественные показатели, связанные с миграцией рабочей силы, являются частью баланса текущих операций и классифицируются по статьям трудовых доходов (выплаты нерезидентам) и частных неоплаченных переводов, которые представляют собой оценочный денежный эквивалент имущества, перемещаемого мигрантами в момент их отъезда за границу и последующих посылок товаров и денег на родину. Распределение положительного экономического эффекта, получаемого в результате миграции, происходит в форме роста доходов мигрантов, переводов денежных средств из-за рубежа на  родину, в результате снижения издер­жек производства в странах, получающих денежные переводы. Развитые страны являются основным направлением иммиграции, а развивающиеся — источником эмиграции.

 

Организация ММРС.

 

1)    добровольное – не принудительное переселение населения;

2)    организованное – перемещение населения, которое осуществляют специальные фирмы в соответствие с национальным законодательством  (организованный набор рабочих);

3)    самостоятельное – нелегальное перемещение населения за пределы своей страны;

4)    принудительные – выселение граждан из своей страны на основании решения судебных органов.

 

Профессиональный состав:

-         миграция рабочих

-         миграция специалистов

-         миграция представителей гуманитарных профессий

Качественный состав:

-         миграция рабочей силы с низкой квалификации;

-         миграция рабочей силы с высокой квалификацией;

-         миграция учёных.

 

 

2.4. Регулирование ММРС.

 

Основные методы регулирования ММРС.

 

1.Административно – правовые:

-         меры национального законодательства, определяющие юридический, политический и профессиональный статус иммигрантов в данной стране;

-         действие национальных служб миграции в т.ч.:

а) контроль над выездом в страны миграции;

б) выдача разрешений на выезд в страны;

в) выдача разрешений на работу;

г) выдача разрешений на время пребывания иммигрантов в сране.

-меры межправительственных соглашений регулирования ММРС.

2. Экономические:

-         осуществление вербовки иностранных рабочих

а) предоставление работы;

б) сравнительно высокий уровень заработной платы;

в) предоставление жилья, улучшение жилищных условий;

г) медицинское обслуживание;

-         привлечение к вербовки иммигрантов частных посредников

-         выдача лицензий, позволяющих вербовать работников за границей.

 

Уровни регулирования ММРС.

 

1.    Национальный уровень – совокупность мер отдельного государства по осуществлению миграционный политики в своей стране;

2.    международный уровень – система мер по регулированию ММРС в регионах мирового сообщества.

3.    Интеграционный уровень – меры по регулированию ММРС в рамках интеграционного объединения

На этих уровнях политика осуществляется следующими органами:

1.На национальном уровне:

-         министерством труда;

-         министерством юстиции;

-         министерством внутренних дел;

-         национальными миграционными службами;

-         посредническими миграционными фирмами.

2. на международном уровне:

-         международным органом труда (МОТ);

-         международным органом миграции (МОМ);

Члены МОТ:

-         правительства стран-участниц;

-         профсоюзы;

-         организации предпринимательства;

Основные задачи МОТ:

-         регламентация рабочего времени;

-         регламентация набора рабочей силы;

-         борьба с безработицей;

-         обеспечение нормальных условий жизни иммигрантов;

-          защита рабочих от профессиональных заболеваний и несчастных случаев в производстве;

-         защита детей подростков и женщин;

-         реформирование вопросов социального страхования и социального обеспечения;

-         организация профессионально-технического обеспечения.

Основные задачи МОМ:

-         разработка долгосрочных программ в области регулирования иммиграционных потоков;

-         оказание помощи в вопросах организации миграции;

-         развитие технического сотрудничества в области миграции;

-         предотвращение ”утечки мозгов” и реэмиграции;

-         предоставление экспортных услуг в связи с ММРС.

3. На интеграционном уровне:

-         осуществляется путём выполнения соглашений договоров, правил, контрактов, заключенных между государствами интеграционного объединения (например, ЕС «НАФТА»).

Основные задачи:

-         передвижение безвизового населения в рамках интеграционного объединения;

-         создание общих интеграционных систем по иммиграции рабочей силы в рамках интеграционного объединения;

-         принятие совместных мер по борьбе с нелегальной миграцией;

-         принятие совместных технических мер для осуществления контроля над эмигрантами.

 

Стимулирование реэмиграции

В условиях давления со стороны профсоюзов, которые видят в наплыве иммигрантов главную причину безработицы, правительства многих западных стран с начала 70-х годов стали принимать активные меры по стимулированию выезда иммигрантов назад на родину. В числе традиционных государственных мер реэмиграции следующие:

Программы стимулирования реэмиграции.. Они включают широкий круг мероприятий, начиная от мер по принудительной репатриации незаконных иммигрантов до оказания материальной помощи иммигрантам, желающим вернуться на родину. В западноевропейских странах (ФРГ, Франция, Нидерланды) принимались программы материального поощрения реэмиграции, предусматривающие выплаты выходных пособий при добровольном увольнении иммигрантов и их отъезде на родину. В некоторых случаях пособия выплачивались при одном только заявлении иммигранта о его желании покинуть принимающую страну, в других — через некоторое время после его фактического возвращения домой. Причем получение выходного пособия лишало иммигранта права повторно въехать в принимающую страну. Выплаты пособия осуществлялись за счет средств, накопленных в фонде социального страхования или пенсионном фонде в результате отчислений предприятием, нанявшим иммигранта на работу. Хотя считалось, что такой способ финансирования не возлагает дополнительного бремени на расходную часть бюджета, на практике бюджетные расходы оказались также весьма значительными в результате необходимости создания электронной системы государственного учета иммигрантов и выплаты пособий. Эффективность программ стимулирования реэмиграции остается весьма низкой.

Программы  профессиональной подготовки иммигрантов. В качестве средства, которое могло бы побудить иммигранта вернуться на родину, правительства отдельных стран (Франция, ФРГ, Швейцария) рассматривают программы профессионального образования иммигрантов. По логике этих программ, получив образование в развитой стране, иммигранты смогут рассчитывать на более высокооплачиваемую и престижную работу, что и побудит их вернуться на родину. Однако интерес со стороны иммигрантов к участию в таких программах оказался довольно низким по той причине, что приобретение специальности само по себе не гарантировало получение работы по этой специальности на родине. Поэтому большинство иммигрантов предпочитали сохранить свои существующие, пусть и низкооплачиваемые, работы в развитых странах, чем реэмигрировать и пытаться найти лучшую работу на родине.

Программы экономической помощи странам массовой эмиграции. Развитые страны заключают соглашения со странами—экспортерами рабочей силы об инвестициях части переводов работников на родину и части государственных средств в создание новых предприятий в развивающихся странах, которые могли бы стать местами работы для реэмигрантов. Такие предприятия приобретали форму кооперативов, совместных компаний, акционерных обществ. Наибольшее развитие эта форма получила в двусторонних отношениях ФРГ и Турции. В ряде случаев новые турецкие компании, созданные в основном за немецкие деньги, не толь­ко стали пунктом притяжения для реэмигрантов, но и приостановили новые потоки эмиграции из Турции.

Несмотря на активные действия правительств принимающих стран, большинство программ стимулирования реэмиграции не достигли поставленных целей: при некотором увеличении реэмиграции в начале их осуществления отъезд иностранных рабочих на родину резко уменьшался по мере того, как сокращалось финансирование программ. Однако главной причиной их низкой эффективности является то, что правительства стран, экспортирующих рабочую силу, просто не заинтересованы в ее реэкспорте и не предпринимают должных усилий по сокращению эмиграции.

Итак, государственное регулирование международного рынка труда осущест­вляется на основе национального законодательства принимающих стран и стран, экспортирующих рабочую силу, а также на основе межгосударственных и межведомственных соглашений между ними. Регулирование осуществляется через принятие финансируемых из бюджета программ, направленных на ограничение притока иностранной рабочей силы (иммиграции) либо на стимулирование иммигрантов к возвращению на родину (реэмиграции). Большинство принимающих стран используют селективный подход при регулировании иммиграции. Отсев нежелательных иммигрантов осуществляется на основе требований, предъявляемых к квалификации, образованию, возрасту, состоянию здоровья, и осуществляется на основе количественного и географического квотирования, прямых и косвенных запретов на въезд, временных и иных ограничений. Стимулирование реэмиграции осуществляется через выплату материальной компенсации уезжающим иммигрантам, создание рабочих мест, профессиональную подготовку иммигрантов, оказание экономической помощи странам массовой эмиграции.

 

2.5. Социально экономические последствия ММРС.

 

 Дохо­ды страны—экспортера рабочей силы далеко не ограничиваются переводами эмигрантов из-за рубежа, хотя они и составляют их основную долю. В числе прочих доходов, которые увеличивают совокупный ВНП и благоприятно ска­зываются на платежном балансе, — налоги, накладываемые на фирмы по трудоустройству за рубежом, прямые и портфельные инвестиции эмигрантов в экономику родной страны, сокращение расходов на обучение, здравоохранение и других расходов социального харак­тера, которые покрываются для эми­грантов другими странами. Возвращаясь на родину, мигранты, по оценкам, при­возят с собой еще столько же накопле­ний, сколько ими было переведено че­рез банки. Более того, приобретя опыт работы за рубежом и повысив свою ква­лификацию, мигранты привозят этот опыт домой, в результате чего страна бесплатно получает дополнительные квалифицированные кадры.

Эмиграция оказывает весьма ощутимое положительное воздействие на эко­номику трудоизбыточных стран, по­скольку отъезд работников за рубеж сокращает масштабы безработицы. Так, в 70-е годы египетское правительство, принимая программы борьбы с безрабо­тицей, специально закладывало в них стимулирование эмиграции в страны Персидского залива. В Пуэрто-Рико за­кон о минимальной зарплате исходил из того, что, по меньшей мере, треть ра­бочей силы переедет в США.

«Утечка мозгов» является серьезной проблемой для большинства развиваю­щихся стран, особенно в Африке (Ма­лави, Судан, Заир, Замбия). Однако «утечка мозгов» в большинстве случа­ев прекращается, когда экономическое положение страны улучшается. Так, ин­дийские ученые, вернувшиеся на родину после того, как они несколько лет рабо­тали в высокотехнологичных американ­ских корпорациях в районе Силиконовой долины, стали основоположниками развития индийской промышленности по созданию новых компьютерных про­грамм.

Экономические эффекты иммигра­ции зачастую упрощенно описываются как отрицательные, поскольку рабочие, приезжающие из-за рубежа, сокращают количество рабочих мест и увеличива­ют безработицу среди коренного насе­ления. Не отрицая существования такой проблемы, необходимо, однако, отме­тить, что иммигранты привносят новый опыт, знания и навыки. США, Канада и Австралия — страны, возникшие в ре­зультате иммиграции. В других странах иммигранты привносят динамизм в эко­номическое развитие целых отраслей. Примером могут служить китайские промышленные рабочие в Индонезии и Малайзии, предприниматели из Гон­конга в Канаде, индийские и ливанские бизнесмены в Африке, иорданские и палестинские служащие в нефтедобы­вающих странах Персидского залива. Более того, иммигранты во многих странах заполняют вакансии, на кото­рые все равно нет претендентов среди местного населения. Неквалифициро­ванные работники из Турции и Север­ной Африки составляют 60-80% им­миграции в ФРГ, Францию. На тяжелую работу охотно нанимаются палестинцы в Израиле, индонезийцы в Малайзии, боливийцы в Аргентине. Более того, некоторые отрасли производства, даю-

щие в том числе экспортный доход для стран, не выжили бы без иммигрантов. В числе примеров — горнорудная про­мышленность ЮАР, сельскохозяйствен­ные плантации в Доминиканской Рес­публике,  Малайзии  и  Испании, каучуковая и резиновая промышлен­ность Малайзии.

Нельзя, разумеется, отрицать и нега­тивные последствия иммиграции, кото­рые в развитых странах связаны, прежде всего с понижением в результате при­тока иммигрантов реальных зарплат неквалифицированной рабочей силы. Например, в США один из каждых четырех занятых с образованием менее 12 классов — иммигрант. Иммигранты занимают места в секторах, производя­щих не торгуемые товары, которые в противном случае могли бы перейти к местным рабочим, в результате торгов­ли оказавшимся вытесненными из сек­торов, производящих торгуемые товары. (Наглядно последствия ММРС для стран показаны в таблице 3.)  

 

Заключение.

 

Миграция рабочей силы представ­ляет собой переселение трудоспособно­го населения из одних государств в дру­гие сроком более чем на год, вызванное причинами экономического и иного характера, и может принимать фор­му эмиграции (выезда) и иммиграции (въезда). Миграция рабочей силы ведет к выравниванию уровней оплаты труда в различных странах. В результате ми­грации совокупный объем мирового производства возрастает вследствие бо­лее эффективного использования трудо­вых ресурсов за счет их межстранового перераспределения.

 Количественные показатели, свя­занные с миграцией рабочей силы, яв­ляются частью баланса текущих опера­ций и классифицируются по статьям трудовых доходов (выплаты нерезиден­там) и частных неоплаченных пере­водов, которые представляют собой оценочный денежный эквивалент иму­щества, перемещаемого мигрантами в момент их отъезда за границу и после­дующих посылок товаров и денег на родину. Распределение положительного экономического эффекта, получаемого в результате миграции, происходит в форме роста доходов мигрантов, пере­водов денежных средств из-за рубежа на родину, в результате снижения издер­жек производства в странах, получаю­щих денежные переводы. Развитые страны являются основным направле­нием иммиграции, а развивающиеся — источником эмиграции.

 Государственное   регулирование международного рынка труда осущест­вляется на основе национального зако­нодательства принимающих стран и стран, экспортирующих рабочую силу, а также на основе межгосударственных и межведомственных соглашений меж­ду ними. Регулирование осуществляет­ся через принятие финансируемых из бюджета программ, направленных на ограничение притока иностранной рабочей силы (иммиграции) либо на стимулирование иммигрантов к воз­вращению на родину (реэмиграции). Большинство принимающих стран ис­пользуют селективный подход при ре­гулировании иммиграции. Отсев неже­лательных иммигрантов осуществляется на основе требований, предъявляемых к квалификации, образованию, возрасту, состоянию здоровья, на основе количественного и географического квотирова­ния, прямых и косвенных запретов на въезд, временных и иных ограничений. Стимулирование реэмиграции осущес­твляется через выплату материальной компенсации уезжающим иммигрантам, создание рабочих мест, профессиональ­ную подготовку иммигрантов, оказание экономической помощи странам массо­вой эмиграции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

 

1.    Хасбулатов Р.И. Мировая экономика. – М.:«ИНСАН», 1995г.

 

2.    Кереев А. Международная экономика – М.: МЭО 1997г.

 

3.    Румянцев А.П., Румянцева Н.С. Международная экономика «Межрегиональный краткий конспект лекций» АУП 1999г.

 

4.    Линдерт П.Х. Экономика мирохозяйственных связей. – М.: Прогресс, 1992г.

 

5.    Ростов Е.Ф. Экономика стран мира .Справочник. – К.НВП «Картография», 1998г.

 

6.     World Bank. World Development Report. – 1995. – P.65.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1.

ТАБЛИЦА 1.

Денежные потоки, связанные с международной миграцией

(в млрд. долл.)

 

 

 

 

1987 г.

1990 г.

1993 г.

Трудовой доход

Кредит

13,8

19,5

20,7

Дебет

-16,0

-25,6

-26,7

Частные неоплаченные переводы

Кредит

64,9

100,1

95,6

Дебет

-58,2

-91,8

-102,5

Итого

Кредит

78,7

119,6

116,3

Дебет

-74,2

-117,4

-129,1

 

ТАБЛИЦА 2.

Население, родившееся за границей

 

 

 

В млн. чел.

В % от всего населения

 

 

1965 г.

1985 г.

1965 г.

1985 г.

Мир в целом

75,9

105,5

2,3

2,2

Развитые страны и страны с переход -

кой экономикой

в том числе

 

 

31,0

 

 

 

 

47,4

 

 

 

 

3,5

 

 

 

 

4,5

 

 

Европа

15,6

23,0

£,3 ^\Л

3,5

4,7

Северная Америка

12,7

20,4

6,0

7,8

Развивающиеся страны

в том числе

45,0

 

 

58,1

 

 

1,9

 

 

1,5

 

 

Юго-Восточная Азия

7,6

7,5

1,9

1,2

Северная Африка и Западная Азия

5,6

13,4

4,0

5,7

Южная Азия

107

10, /

19,2

20 ,0

1 в 1,0

Южная Америка

5,4

5,6

2,4

1,5

Африка к югу от Сахары

7,1

11,3

3,0

2,7

 

 

 

Приложение 2.

ТАБЛИЦА 3.

Последствия ММРС для стран.

 

Вывоз

Ввоз

1. Снижение уровня безработицы.

2. Уменьшение объёма национального дохода.

3. Снижение объёма выпуска продукции.

4. Снижение темпов роста НТП.

5. Повышение уровня квалификации рабочей силы.

6. Снижение уровня социальной напряженности.

7. Приток валютных средств.

@ налоги с прибыли фирм-посредников, которые осуществляют вербовку рабочей силы за рубежом.

@  налоги с непосредственных денежных переводов мигрантов на родину для поддержки семьи.

@ личное инвестирование эмигрантов:

-         привоз на родину средств производства и предметов длительного пользования

-         покупка земли

-         покупка недвижимости

-         приобретение ценных бумаг

@ капиталы от стран – импортёров рабочей силы, идущие на воспроизводство трудовых ресурсов.

1. Увеличение объема рабочей силы.

2. Снижение цены рабочей силы.

3. Обеспечение загрузки социально-непривлекательных рабочих мест.

4. Повышение темпов роста НТП.

5. Увеличение объема национального дохода.

6. Увеличение выпуска продукции.

7. Повышение социальной напряженности.

 

 

 

 

 

 


Страницы: 1, 2


© 2010 РЕФЕРАТЫ