Учет и отчетность благотворительной деятельности
Учет и отчетность благотворительной деятельности
План
Введение
1. Благотворительная деятельность
2. Налогообложение благотворительных организаций
3. Бухгалтерский учет благотворительных организаций
4. Отчетность благотворительных организаций
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Законодательство о благотворительной
деятельности состоит из соответствующих положений Конституции Российской
федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона «О
благотворительной деятельности и благотворительных организациях» и принятых на
его основе федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации.
Благотворительной организацией
является неправительственная (негосударственная и немуниципальная) некоммерческая
организация, цель создания которой не получение прибыли, а осуществление
благотворительной деятельности в интересах общества в целом или отдельных
категорий лиц.
Статус «благотворительная
организация» присваивается регистрирующими органами субъекта Российской
Федерации. Благотворительная организация вправе создавать филиалы и открывать
представительства на территории Российской Федерации с соблюдением требований
законодательства Российской Федерации. Нередко благотворительные организации
образуются в виде фондов, являющихся одной из разновидностей организационно-правовой
формы некоммерческой организации.
Фондом признается не имеющая членства
некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами
на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные,
благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные
цели.
Благотворительные некоммерческие
организации относятся к юридическим лицам, в отношении которых их учредители не
имеют имущественных прав.
Фонды, равно как и другие
некоммерческие организации, могут осуществлять предпринимательскую
деятельность, призванную служить достижению целей, ради которых они созданы, и
соответствовать этим целям. Для осуществления предпринимательской деятельности
фонды вправе создавать хозяйственные общества.
1. Благотворительная
деятельность.
Под благотворительной деятельностью
понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной
(безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим
лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ,
предоставлению услуг, оказанию иной поддержки.
К участникам благотворительной
деятельности относятся:
- граждане и юридические лица,
осуществляющие благотворительную деятельность на основе добровольности и
свободы выбора ее целей, в том числе путем поддержки, существующей или путем
создания новой благотворительной организации. Они называются благотворителями
или добровольцами;
- граждане и юридические лица, в
интересах которых осуществляется благотворительная деятельность. Они называются
благополучателями.
Благотворителями (гражданами и
юридическими лицами) называются лица, осуществляющие благотворительные
пожертвования в форме бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях)
передачи в собственность имущества, в том числе денежных средств и (или)
объектов интеллектуальной собственности, а также бескорыстного наделения
правами владения, пользования и распоряжения любыми объектами права
собственности.
В части бескорыстного (безвозмездного
или на льготных условиях) выполнения работ, предоставления услуг закон гласит:
если работы и услуги осуществляют юридические лица, то они называются
благотворителями. Если же выполнение работ в форме безвозмездного труда, в том
числе в интересах благотворительной организации, осуществлено гражданином, то
он именуется добровольцем. Благотворительная организация может оплачивать
расходы добровольцев, связанные с их деятельностью в этой организации
(командировочные расходы, затраты на транспорт и др.), так как в соответствии с
Законом она вправе определять цели и порядок использования своих пожертвований.
Цель благотворительно деятельности
состоит:
- в социальной поддержке и защите
граждан, включая улучшение материального положения малообеспеченных, социальную
реабилитацию безработных, инвалидов и иных лиц, которые в силу своих физических
или интеллектуальных особенностей, иных обязательств не способны самостоятельно
реализовать свои права и законные интересы;
- подготовке населения к преодолению
последствий стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф,
к предотвращению несчастных случаев;
- оказании помощи пострадавшим в
результате стихийных бедствий, экологических, промышленных, или иных катастроф,
социальных, национальных, религиозных конфликтов, жертвам репрессий, беженцам и
вынужденным переселенцам;
- содействию укрепления мира, дружбы
и согласия между народами, предотвращению социальных, национальных, религиозных
конфликтов;
- в содействии укреплению престижа
и роли семьи в обществе;
- в содействии защите материнства,
детства и отцовства;
- в содействии деятельности в сфере
образования, науки, культуры, искусства, просвещения, духовному развитию
личности;
- в содействии деятельности в сфере
профилактики и охраны здоровья граждан, а также пропаганды здорового образа
жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан;
- в содействии деятельности в сфере
физической культуры и массового спорта;
- охране окружающей природной среды и
защиты животных;
- охране и должном содержании зданий,
объектов и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или
природоохранное значение, и мест захоронения.
Граждане и юридические лица вправе
свободно осуществлять благотворительную деятельность индивидуально или
объединившись, с образованием или без образования благотворительной
организации. Никто не вправе ограничивать свободу выбора целей
благотворительной деятельности и форм ее осуществления.
При ликвидации благотворительной
организации имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов,
используется на благотворительные цели в предусмотренном уставом порядке или по
решению ликвидационной комиссии, если порядок использования имущества
благотворительной организации не предусмотрен в уставе.
Контроль за деятельностью благотворительной
организации, осуществляет орган, принявший решение о ее государственной
регистрации. Благотворительная организация ежегодно предоставляет в орган,
принявший решение о ее государственной регистрации, отчет о своей деятельности,
содержащий сведения:
- о финансово-хозяйственной
деятельности, подтверждающие соблюдение требований Закона по использованию
имущества и расходованию средств благотворительной организации;
- о персональном составе высшего
органа управления благотворительной организацией;
- о составе и содержании
благотворительных программ благотворительной организации (перечень и описание
указанных программ);
- о содержании и результатах
деятельности благотворительной организации;
- о нарушениях требований Закона,
выявленных результате проверок, проведенных налоговыми органами, и принятых
мерах по их устранению.
Ежегодный отчет предоставляется
благотворительной организацией в орган, принявший решение о ее государственной
регистрации, в тот же срок, что и годовой отчет о финансово-хозяйственной
деятельности, предоставляемый в налоговые органы.
Орган, принявший решение о
государственной регистрации благотворительной организации, обеспечивает
открытый доступ, в том числе доступ средств массовой информации, к полученным
им ежегодным отчетам данной благотворительной организации.
Налоговые органы осуществляют
контроль за источниками доходов благотворительных организаций, размерами
получаемых ими средств и уплатой налогов в соответствии с законодательством
Российской Федерации о налогах.
В рамках благотворительности возможно
оказание помощи перечислением денежных средств на расчетный счет фонда,
передачей товарно-материальных ценностей, а также предоставлением помещений для
офиса фонда.
Отношения между благотворителями и
фондом могут оформляться договором или соглашением на оказание безвозмездной
помощи, в котором оговаривается предназначение получаемых средств.
2. Налогообложение благотворительных
организаций.
1.Налог на добавленную
стоимость.
Не облагается НДС передача товаров
(выполнение работ, оказание услуг) безвозмездно в рамках благотворительной
деятельности, за исключением подакцизных товаров. Благотворительные организации
должны выполнить
все условия установленные Законом, с
тем, чтобы безвозмездная передача была признана благотворительностью. При этом
надо обязательно надо оформить счет-фактуру, так как по операциям,
освобожденным от обложения НДС все равно выставляется счет-фактура, только
сумма НДС не выделяется , а делается надпись «Без налога (НДС)».
Для подтверждения и обоснования права
на освобождение от уплаты НДС по благотворительной деятельности
благотворительной организации необходимо представить в налоговый орган
следующие документы:
- договоры (контракты)
налогоплательщика с получателем благотворительной помощи на безвозмездную
передачу товаров (выполнение работ, оказание услуг) в рамках осуществления
благотворительной деятельности;
- копии документов, подтверждающих
принятие на учет благополучателем безвозмездно полученных товаров (выполненных
работ, оказанных услуг);
- акты или другие документы,
свидетельствующие о целевом использовании полученных (выполненных, оказанных) в
рамках благотворительной деятельности товаров (работ, услуг).
Не является целевым поступлением на
содержание благотворительной организации выручка от реализации ею имущества,
ранее полученного в качестве пожертвований или благотворительной помощи от
организаций, в том числе осуществляющих благотворительную деятельность.
Реализация такого имущества облагается НДС в общеустановленном порядке.
Необходимо восстановить НДС по
имуществу, передаваемому в рамках благотворительной деятельности в том случае,
если ранее он был принят вычету из бюджета. Дело в том, что сумма НДС по
товарам (работам, услугам), используемым для операций, не облагаемым НДС, учитывается
в стоимости этих товаров, работ или услуг. Это влечет за собой необходимость
восстановить НДС, принятый ранее к вычету и уплатить его в бюджет.
При передаче основных средств
восстанавливается сумма НДС, приходящаяся на остаточную стоимость основного
средства.
Принять к вычету НДС при
осуществлении благотворительной деятельности нельзя, так как вычетам подлежат
только те суммы налога, которые предъявлены налогоплательщику и уплачены им при
приобретении товаров (работ, услуг), используемых для осуществления операций,
признаваемых объектом налогообложения. А благотворительная деятельность не
является объектом налогообложения НДС. Следовательно, суммы уплаченного НДС в
данном случае не возмещаются.
Благотворительная организация обязана
вести журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур, книгу покупок и
книгу продаж, так как эта обязанность возложена на всех налогоплательщиков
(кроме банков, страховщиков, негосударственных пенсионных фондов и др.). А к
налогоплательщикам относятся все организации. Отсюда следует, что формально у
благотворительной организации должны иметься все перечисленные документы, даже
если в некоторых из них отсутствуют данные для заполнения.
2.Налог на имущество.
На основании гл.30 НК РФ
благотворительные организации являются плательщиками налога на имущество
организаций. Конкретные ставки налога на имущество предприятий, определяемые в
зависимости от видов деятельности, устанавливаются законодательными
(представительными) органами субъектов Российской Федерации. Так для поощрения
и поддержания благотворительной деятельности организаций освобождаются от
обложения налогом на имущество организации, получившие Паспорт
благотворительной организации.
3. Налог на доходы физических
лиц.
Не подлежат налогообложению доходы
физических лиц, полученные единовременно в виде гуманитарной помощи
(содействия). А также в виде благотворительной помощи (в денежной и натуральной
формах), оказываемой зарегистрированными в установленном порядке российскими и
иностранными благотворительными организациями (фондами, объединениями),
включенными в перечни, утверждаемые Правительством Российской Федерации.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации данная льгота по
налогу на доходы физических лиц предоставлена только Общероссийскому общественному
благотворительному фонду поддержки военнослужащих (сотрудников) и гражданского
персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских
формирований, специальных служб и правоохранительных органов Российской
Федерации «Национальный военный фонд».
Не облагаются налом на доходы
физических лиц:
- доходы, получаемые детьми- сиротами
и детьми, являющимися членами семей, доходы которых на одного члена не
превышают прожиточного минимума, от благотворительных фондов,
зарегистрированных в установленном порядке;
- стипендии учащихся, выплачиваемые
благотворительными фондами студентам, аспирантам, ординаторам, адъюнктам или
докторантам учреждений профессионального высшего образования или
послевузовского профессионального образования, научно-исследовательских
учреждений, а также учащимся учреждений начального профессионального и среднего
профессионального образования, слушателям духовных учебных учреждений.
Налоговая база по налогу на доходы
физических лиц может уменьшаться на полученные социальные налоговые вычеты:
- в сумме доходов, перечисляемых
налогоплательщиком на благотворительные цели в виде денежной помощи
организациям науки, культуры, образования, здравоохранения и социального
обеспечения, частично или полностью фиксируемым из средств соответствующих
бюджетов, а также физкультурно-спортивным организациям, образовательным и
дошкольным учреждениям на нужды физического воспитания граждан и содержании
спортивных команд;
- в сумме пожертвований,
перечисляемых (уплачиваемых) налогоплательщиком религиозным организациям на
осуществление им уставной деятельности.
Налоговый вычет по указанным
перечислениям на благотворительные цели предоставляется в размере фактически
произведенных расходов, но не превышающем 25% суммы дохода, полученного в
налоговом периоде.
Социальный налоговый вычет
предоставляется на основании письменного заявления налогоплательщика при подаче
налоговой декларации в налоговый орган по окончании налогового периода.
Заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано
налогоплательщиком в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
У налогоплательщика, заявляющего
социальный налоговый вычет в связи с расходами на благотворительность,
налоговый орган вправе потребовать документы, свидетельствующие о правильности
исчисления налога, в частности документы, подтверждающие фактические расходы:
- справку (справки) о доходах
налогоплательщика по форме № 2-НДФЛ;
- документы, подтверждающие факт
внесения (перечисления)денежных средств налогоплательщика на благотворительные
цели.
Документом, подтверждающим
осуществленные расходы, может служить выдаваемая налогоплательщику по его
требованию справка организации о произведенных по его заявлению перечислениях
на благотворительные цели, а также копия платежного поручения с отметкой банка
об исполнении.
Если денежные средства перечислены
непосредственно налогоплательщиком с его банковского счета, произведенные
расходы подтверждаются банковской выпиской о перечислении денежных средств на
указанные цели.
При внесении налогоплательщиком
денежных средств наличными суммами в кассу организации, которой оказывается
денежная помощь, подтверждающим документом является квитанция к приходному
кассовому ордеру с указанием назначения вносимых средств.
4.Налог на прибыль.
Как было отмечено ранее,
благотворительная организация может осуществлять предпринимательскую
деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради
которых она создана. Такой деятельностью, в частности, признаются приносящее
прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания некоммерческой
организации, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и
неимущественных прав.
При определении налоговой базы для
исчисления налога на прибыль благотворительные организации должны обратить
внимание на следующее обстоятельство:
- не облагаются налогом на прибыль
организаций целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение
ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно от других организаций и
(или) физических лиц и использование указанными получателями по назначению.
Эта норма относится и к
благотворительным организациям. При этом благотворительные организации обязаны
вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках
целевых поступлений и предпринимательской деятельности.
Перечень целевых поступлений,
используемых на содержание благотворительных организаций и ведение ими уставной
деятельности, приведен в п. 2 ст. 251 НКРФ. Этот перечень исчерпывающий и
включает:
- осуществленные в соответствии с
законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях
вступительные взносы, членские взносы, целевые взносы и отчисления в
публично-правовые профессиональные объединения, построенные на принципе
обязательного членства, паевые вклады, а также пожертвования, признаваемые
таковыми в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации;
- имущество, переходящее
некоммерческим организациям по завещанию или в порядке наследования;
- суммы финансирования из
федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных
бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов, выделяемые на
осуществление уставной деятельности некоммерческих организаций;
- средства и иное имущество, которые
получены на осуществление благотворительной деятельности.
Если поступившие средства в рамках
благотворительной деятельности используются благотворительной организацией не
по целевому назначению, они включаются в состав внереализационных доходов и
облагаются налогом на прибыль в общеустановленном порядке по налоговой ставке
24%.
3. Бухгалтерский учет
благотворительных организаций.
В бухгалтерском учете
благотворительной организации мероприятия целевого назначения отражаются
проводками:
Дебет 51 Кредит
76, субсчет «Расчеты с благотворителем» - получены денежные средства;
Дебет 76, субсчет «Расчеты с
благотворителем» Кредит 86 – отражено получение целевых средств;
Дебет 60 Кредит 51 –
оплачены счета организации за товары для благотворительных целей, оговоренных в
договоре с благотворителем;
Дебет 41 Кредит 60 –
получены товары для благотворительных целей от поставщика;
Дебет 76, субсчет «Расчеты с
благотворителем» Кредит 90-1 – переданы безвозмездно товары для
благотворительных целей;
Дебет 90-2 Кредит 41 –
списана стоимость товаров для благотворительных целей с баланса
благотворительной организации;
Дебет 86 Кредит 76, «Расчеты
с благополучателем» - отражен использование целевых средств.
Благотворительные организации имеют
право не представлять в составе годовой бухгалтерской отчетности отчет о
движении денежных средств, а при отсутствии соответствующих данных – отчет об
изменениях капитала и приложение к бухгалтерскому балансу.
Имущество, полученное
благотворительной организацией безвозмездно в рамках благотворительной деятельности
должно приниматься к учету по рыночной стоимости.
В случае, если остаточная стоимость
основного средства, которое передано благотворителем, равна нулю или если
жертвователь не организация, а гражданин, который никакого бухгалтерского учета
не ведет, можно использовать цены, которые используются обычно при сделках по
купле-продаже такого же или схожего имущества. А можно пригласить оценщика,
который определит рыночную стоимость переданного имущества.
В бухгалтерском учете некоммерческие
благотворительные организации не могут начислять амортизацию по своим основным
средствам. Вместо амортизации основных средств такие организации должны в конце
года начислять износ.
Но для целей налогообложения
некоммерческие организации амортизацию могут начислять только тем основным
средствам, которые куплены за счет доходов от предпринимательской деятельности
и используются в этой же деятельности.
4.Отчетность
благотворительных организаций.
Контроль за деятельностью
благотворительной организации, осуществляет орган, принявший решение о ее
государственной регистрации. Благотворительная организация ежегодно
предоставляет в орган, принявший решение о ее государственной регистрации,
отчет о своей деятельности, содержащий сведения:
- о финансово-хозяйственной
деятельности, подтверждающие соблюдение требований Закона по использованию
имущества и расходованию средств благотворительной организации;
- о персональном составе высшего
органа управления благотворительной организацией;
- о составе и содержании благотворительных
программ благотворительной организации (перечень и описание указанных
программ);
- о содержании и результатах
деятельности благотворительной организации;
- о нарушениях требований Закона,
выявленных результате проверок, проведенных налоговыми органами, и принятых
мерах по их устранению.
Поскольку сведения о размерах и
структуре доходов благотворительной организации, а также о размерах ее
имущества, ее расходах, численности работников, об оплате их труда и о
привлечении добровольцев не являются коммерческой тайной, поэтому, орган,
принявший решение о государственной регистрации благотворительной организации,
обеспечивает открытый доступ. В том числе доступ массовой информации, к
полученным им ежегодным отчетам данной благотворительной организации.
Налоговые органы осуществляют
контроль за источниками доходов благотворительных организаций, размерами
получаемых ими средств и уплатой налогов в соответствии с законодательством
Российской Федерации о налогах.
Бухгалтерская отчетность.
Благотворительная организация ведет
бухгалтерский учет и отчетность в порядке установленном законодательством
Российской Федерации.
Благотворительные организации, так же
как и иные некоммерческие организации, представляют в налоговые органы
промежуточную бухгалтерскую отчетность в составе согласно «Указаниям об объеме
форм бухгалтерской отчетности» и «Указаниям о порядке составления и
представления бухгалтерской отчетности», утвержденным приказом Минфина РФ:
- бухгалтерский баланс (форма №1)
- отчет о прибылях и убытках (форма
№2)
В составе годовой бухгалтерской
отчетности помимо форм №1 и №2 благотворительным организациям рекомендуется
включать в состав бухгалтерской отчетности Отчет о целевом использовании
полученных средств (форма №6). В нем благотворительная организация отражает
целевые поступления на содержание организации и ведение уставной
(благотворительной) деятельности.
Благотворительные организации могут
не представлять в составе бухгалтерской отчетности Отчет об изменения капитала
(форма№3), Отчет о движении денежных средств (форма№4), приложение к
бухгалтерскому балансу (форма №5) при отсутствии данных.
Прилагаемая бухгалтерская отчетность
прилагается к сопроводительному письму благотворительной организации,
оформленному в установленном порядке и содержащему информацию о составе
представляемой бухгалтерской отчетности.
Налоговая отчетность.
Налогоплательщики, в том числе и
благотворительные организации, должны представлять в налоговый орган по месту
учета в установленном порядке налоговые декларации по налогам, которые они
обязаны уплатить, если такая обязанность предусмотрена законодательством о
налогах и сборах.
По окончании налогового периода при
получении благотворительных средств, благотворительная организация должна
представить в налоговый орган по месту своего учета лист 10 «Отчет о целевом
использовании имущества (в том числе денежных средств), работ, услуг,
полученных в рамках благотворительной деятельности, целевых поступлений,
целевого финансирования» в составе декларации по налогу на прибыль организаций.
Средства, полученные в виде
пожертвований, благотворительные организации в декларации по НДС не отражают.
Так как при определении налоговой базы по налогу на добавленную стоимость
выручка от реализации товаров (работ, услуг) определяется исходя их доходов
налогоплательщика, связанных с расчетами по уплате товаров (работ, услуг),
полученных в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными
бумагами. А средства, не связанные с расчетами по оплате товаров (работ,
услуг), включая пожертвования, никакого отношения к налоговой базе по НДС не
имеют и следовательно, в декларации по НДС не отражаются.
Заключение.
Одна из основных задач социальной
защиты населения на перспективу – усиление внимания к нуждам ветеранов и детей,
организация социального обслуживания этих групп населения. Главное здесь –
внедрение наиболее эффективных и экономичных форм и методов предоставления
социальных услуг.
Дальнейшее развитие системы
социального обслуживания связано с разработкой и утверждением государственных
социальных стандартов, устанавливающих основные требования к объемам и
качеству социальных услуг, порядку и условиям их оказания разным
категориям населения. Применение указанных стандартов обеспечит защиту
интересов граждан с точки зрения объема и качества предоставляемых социальных
услуг, создаст условия для развития социального обслуживания на базе новейших
достижений науки и практики, позволит реализовать принципы равнодоступности,
добровольности, гуманности и приоритетности.
Потребность населения в социальных
услугах возрастает, но государственные и муниципальные учреждения зачастую не
имеют возможности предоставить их в необходимом объеме, своевременно и
качественно.
Хорошо структурированная, правильно
подданная информация способствует не только приходу в сферу социальных услуг
новых организаторов, но и созданию положительного имиджа всей благотворительной
деятельности. Это важно как для вовлечения в нее большого числа волонтеров, так
и аккумулирования спонсорских средств для целенаправленной помощи нуждающимся.
Список используемой
литературы.
1. Конституция РФ 1993г.
2. Закон РФ «Об основах налоговой
системы в РФ»
3. Черник Д.Г. Налоги. Учебное
пособие. – М.: Финансы и кредит, 1995г.
4. «Финансы предприятий». Учебник.
Под редакцией Н.В. Колчиной. М.Финансы 1998г.
5. Памигорева Г.И., Пилипенко В.И.
Учет в некоммерческих организациях.- СПб.: Питер, 2002г.
6. Гамольский П.Ю. Некоммерческие
организации: бухгалтерский учет и налогообложение в 2002г. Издательство
«Бухгалтерский учет».
7. Макольская М.Л., Пирожкова Н.А.
Некоммерческие организации в России: создание, права, налоги, учет и
отчетность, 2001г.
|