бесплатные рефераты

Учет расчетов по единому социальному налогу

Учет расчетов по единому социальному налогу

 

 

Институт экономики, управления и права (г. Казань)

Набережночелнинский филиал

 

 

Экономический факультет

 

 

Кафедра «Бухгалтерского учета и аудита»

 

 

Учет расчетов по единому социальному налогу

(курсовая работа)

Исполнитель: студент 3 курса                                     ________Самерханова Л.Ф.

Научный руководитель: ассистент                              ________Багаев И.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Набережные Челны – 2005

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3

1. ХАРАКТЕРИСТИКА ЕДИНОГО СОЦИАЛЬНОГО НАЛОГА КАК ОБЪЕКТА БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА………………………………………….5

     1.1. Структура, объекты обложения и ставки ЕСН…………………………….5

     1.2. Нормативные документы, регулирующие порядок начислений и уплаты

       по ЕСН……………………………………………………………..................9

1.3. Синтетический и аналитический учет начислений и платежей

      по ЕСН………………………………………………………...……………..11

1.4. Суммы и льготы, уменьшающие платежи по ЕСН………………………13

2. РАСЧЕТЫ С ВНЕБЮДЖЕТНЫМИ ФОНДАМИ НА ПРИМЕРЕ

ООО «АКТИВ»……………………………………………………………………..18

     2.1. Учет расчетов с Фондом социального страхования……………………...18

     2.2. Учет расчетов с Пенсионным фондом и бюджетом……………………...20

     2.3. Учет   расчетов      с     Фондом          обязательного        медицинского

            страхования…………………………………………………………………22 

ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ……………………………………………………23

СПИСОК ИСПОЛЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………26

 

 













ВВЕДЕНИЕ

Целью данной курсовой работы является  изучение  учета расчетов по единому социальному налогу. Для этого необходимо решить следующие задачи:

а)     разобрать элементы налогообложения;

б)    установить ставки ЕСН;

в)     определить суммы, не подлежащие налогообложению и  налоговые льготы;

г)     изучить учет расчетов с внебюджетными фондами.

Одно из направлений мобилизации средств, предназначенных для финансирования мероприятий по государственному социальному страхованию, связано с совершенствованием работы по учету и контролю за поступлением страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды.

Идея введения единого социального налога, т.е. объединения всех страховых взносов, возникла еще в 1998 г., когда Госналогслужба России (затем Министерство по налогам и сборам РФ в 2004 г. упразднено и ныне входит в состав Министерства финансов РФ) предложила при сохранении механизма сбора страховых взносов в социальные внебюджетные фонды установить для них единую унифицированную налогооблагаемую базу и передать функции учета и контроля одному ведомству. Однако тогда эти предложения из-за их не совершенства оказались невостребованными, и вопрос остался открытым.

Теперь же, после принятия части второй Налогового кодекса РФ и Федерального закона от 5 августа 2000 г. № 118-ФЗ “О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах” с 1 января 2001 года, вступил в силу новый порядок исчисления и уплаты взносов в государственные социальные внебюджетные фонды.

Главой 24  части   второй   Налогового    кодекса РФ   был    введен  единый  

социальный налог (ЕСН).

Единый социальный налог является серьезным новаторством. Этот налог заменил собой действовавшие ранее отчисления в три государственных внебюджетных социальных фонда – Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования. При этом необходимо отметить, что замена отчислений на единый социальный налог не отменила целевого назначения налога. Средства от его сбора будут поступать как в указанные выше фонды, так и частично в федеральный бюджет.

Основное назначение этого налога осталось прежним — обеспечить мобилизацию средств для реализации права граждан России на государственное пенсионное и социальное обеспечение и медицинскую помощь.

Порядок расходования средств, уплачиваемых (зачисляемых) в фонды, а также иные условия, связанные с использование этих средств, устанавливаются законодательством  РФ об обязательном социальном страховании.

Контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в фонды взносов, уплачиваемых в составе ЕСН, согласно ст. 9 Федерального закона № 118-ФЗ осуществляется налоговыми органами Российской Федерации.












1. ХАРАКТЕРИСТИКА ЕСН КАК ОБЪЕКТА БУХГАЛТЕРСКОГО

УЧЕТА

 

1.1. Структура, объекты обложения и ставки ЕСН

 Единый социальный налог действует в соответствии с гл. 24 НК РФ и как федеральный налог обязателен к уплате на всей территории Российской Федерации.

Налогоплательщиками ЕСН являются:

1.     Лица, производящие выплаты физическим лицам: организации, индивидуальные предприниматели, физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями;

2.     Индивидуальные предприниматели, адвокаты (не производящие выплаты физическим лицам).

Налог предназначен для уплаты в:

a)     Федеральный бюджет;

б) Фонд социального страхования (ФСС) РФ;

в) Фонд обязательного медицинского страхования РФ: Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС) РФ и территориальные фонды обязательного медицинского страхования (ТФОМС) РФ.

Необходимо отметить, что индивидуальные предприниматели и адвокаты, не производящие выплаты в пользу физических лиц, не уплачивают налог в ФСС РФ. (16, С.88 – 89).

Объект налогообложения:

1.     Объектом налогообложения для организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, не признаваемые индивидуальным предпринимателями  осуществляющих выплаты в пользу физических лиц, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками по  трудовым и гражданско – правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением         вознаграждений,          выплачиваемых         индивидуальным

предпринимателям), а так же по авторским договорам.

2.     Объектом налогообложения у индивидуальных предпринимателей  - не работодателей признаются доходы от предпринимательской либо профессиональной деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением.

Для налогоплательщиков – членов крестьянского (фермерского) хозяйства из дохода исключаются фактически произведенные указанным хозяйством расходы, связанные с развитием крестьянского (фермерского) хозяйства.

3.     Указанные в п. 1 ст. 235 НК выплаты и вознаграждения (вне зависимости от формы, в которой они производятся) не признаются объектом налогообложения, если:

a)     у налогоплательщиков – организаций такие выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде;

б)    у налогоплательщиков – индивидуальных предпринимателей или физических лиц такие выплаты не уменьшают налоговую базу по налогу на доходы физических лиц в текущем отчетном (налоговом) периоде. (18,С.213).

Ставки налога

Таблица

Ставки налога для лиц производящих выплаты физическим лицам

Налоговая база на каждое физическое лицо нарастающим итогом с начала года

Федеральный бюджет

Фонд социального страхования Российской Федерации

Фонд обязательного медицинского страхования

Итого

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования

Территориальный фонд обязательного медицинского страхования

1

2

3

4

5

6

До 280 000 руб-

лей

20,0 процента

3,2 процента

0,8 процента

2,0 процента

26,0 процента

От 280001 руб- ля до 600 000 рублей

56000 рублей + 7,9процента с суммы,    пре-

вышающей 280000 рублей

8960 рублей + 1,1 процента с суммы,    пре-

вышающей 280000 рублей

2240 рублей + 0,5 процента с суммы превышающей 280 000 рублей

5600 рублей + 0,5 процента с суммы превышающей 280 000 рублей

72 800 руб + 10,0 процента с суммы, пре- вышающей 280 000 руб


Продолжение таблицы

1

2

3

4

5

6

Свыше 600 000 рублей

81280 рублей + 2,0 процента с суммы, пре-

вышающей 280000 рублей

12480 рублей

3840 рублей

7200 рублей

104 800 рублей + 2,0 процента с суммы, превышающей 600000 рублей


Налоговым периодом по ЕСН является календарный год, а отчетными признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

Одна из особенностей налога – применение регрессивной шкалы налогообложения, что означает снижение ставки налога с увеличением налоговой базы.

До 1 января 2005 г. применение регрессивной шкалы ставок было возможно только при условии, что на момент уплаты авансовых платежей накопленная с начала года величина налоговой базы в среднем на одно физическое лицо, деленная на количество месяцев, истекших в текущем налоговом периоде, составляла не менее 2500 руб.

Если это условие не выполнялось,то налогоплательщик  терял право  на   ее

применение до конца календарного года независимо от фактической величины налоговой базы по каждому физическому лицу.

С 1 января 2005 г. такое условие отменено. Это значительно облегчает работу по исчислению налога особенно у тех организаций, в состав которых входят обособленные подразделения. Кроме того, появляется возможность применять регрессивные ставки налога теми организациями, которые начисляют выплаты в пользу физических лиц не с момента ее регистрации, а несколько позднее.

Ставки снижаются по мере увеличения налоговой базы. Интервал налоговой базы с 1 января 2005 г. меняется. Если до 1 января 2005 г. самая высокая ставка налога применялась при условии налоговой базы на каждого работника нарастающим итогом до 100 000 руб., то с 1 января 2005 г. – до 280 000 руб. При этом  вместо четырех интервалов ставки предусмотрено три. Во втором интервале налоговая база от 280 001 руб. до 600 000 руб. (ставка налога – 72000 руб. плюс 10% с суммы превышения 600 000 руб.), в третьем – свыше 600 000 руб. (ставка налога – 104 800 руб. плюс 2% с суммы превышения 600 000 руб.).

Положительный эффект от снижения налоговых ставок, безусловно, смогут ощутить те налогоплательщики, у которых выплаты на одно физическое лицо не превышают 100 000 руб. за налоговый период. Регрессивную шкалу ставок не смогут применять большинство налогоплательщиков, поскольку сумма выплат у них на  одно физическое лицо в месяц не превысит 280 000 руб.

Сумма налога определяется  как соответствующая процентная доля налоговой базы. Налогоплательщики, осуществляющие выплаты в пользу  физических лиц, самостоятельно исчисляют сумму налога. При этом налоговая база определяется по каждому физическому лицу с начала налогового периода по истечении каждого месяца нарастающим итогом.

Налогоплательщики в течении отчетного периода по итогам каждого календарного  месяца исчисляют ежемесячные авансовые платежи по налогу. Сумма ежемесячного платежа, подлежащая уплате за отчетный период, определяется с учетом ранее уплаченных сумм ежемесячных авансовых платежей. 

Уплата ежемесячного авансовых платежей производится не позднее 15-го числа следующего месяца. Сумма налога (авансового платежа), подлежащая уплате в федеральный бюджет, уменьшается не сумму страховых взносов (авансовых платежей) на обязательное пенсионное страхование (налоговый вычет). При этом сумма налогового вычета не может превышать сумму налога, подлежащего уплате в федеральный бюджет за тот же период.

Однако по страховым взносам не предусмотрены льготы по выплатам в размере не более 100 000 руб., начисленным на каждое физическое лицо – инвалида I, II или III группы.

Регрессивная     шкала     ставок    страховых    взносов    на     обязательное пенсионное страхование  учитывает   возрастные  группы,  в    пользу    которых

начисляются выплаты.

С 1 января 2005 г. предусмотрены две возрастные группы физических лиц: до 1966 года рождения включительно и 1967 года рождения и моложе. При этом страховые взносы на выплаты в пользу физических лиц до 1966 года рождения целиком направляются на финансирование страховой части трудовой пенсии, а в пользу физических лиц 1967 года  рождения  и  моложе –  на  финансирование страховой накопительной части  трудовой   пенсии.   Если    по

итогам налогового периода  сумма фактически уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (авансовых платежей) превысит сумму налогового вычета, то эта разница подлежит возврату налогоплательщику.

Необходимо иметь в виду, что сумма налога,  подлежащая уплате в ФСС, уменьшается налогоплательщиком на сумму произведенных им самостоятельных расходов на цели государственного социального страхования в соответствии с законодательством РФ. Если расходы на  государственное социальное страхование превышают сумму налога, начисленную в ФСС РФ, то эта разница возмещается отделениями Фонда социального страхования.

Данные о сумме уплаченных (начисленных) авансовых платежей, а также о сумме налогового вычета и суммах фактически уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование налогоплательщик должен отразить в расчетах, представленных в налоговый орган не позднее 20-го числа месяца, следующего отчетным периодом по форме, утвержденной Минфином РФ.

Разница между суммой налога, подлежащей уплате по итогам налогового периода, и суммами налога, уплаченными в течении налогового периода, подлежит уплате не позднее 15 дней со дня, установленного для подачи налоговой декларации за налоговый период, либо зачету в счет предстоящих платежей по налогу, либо возврату налогоплательщику. (16, С.90 – 92).    

 

1.2. Нормативные документы, регулирующие порядок

начислений и уплаты по ЕСН

К нормативным документам, регулирующим порядок начислений и уплаты ЕСН относятся:

1.     Налоговый кодекс РФ. Часть вторая. Глава 24 «Единый социальный налог»;

2.     Трудовой кодекс РФ;

3.     Федеральный закон от 5 августа 2000 г. № 118-ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах»;

4.     Федеральный закон от 24 июля 2002 г. «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных нормативных актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах»;

5.     Положение о порядке уплаты страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, утвержденным постановлением НК РФ от 24 февраля 1993 г. № 4543-1 «О порядке финансирования обязательного медицинского страхования граждан на 1993 год»;

6.     Федеральный закон  от 15 декабря 2001 г. №  167-ФЗ    «Об    обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»;

7.     Федеральный закон от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования»;

8.     Федеральный закон от 24 июля 1998 г. «Об обязательном социальном страховании     от       несчастных       случаев     на        производстве     и

профессиональных заболеваний»;

9.     Федеральный закон  от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях   в Российской Федерации»;

10. Закон РФ от 28 июня 1991 г. № 1499-1 «О   медицинском     страховании 

граждан в Российской Федерации»;

11. Федеральный закон от 29 мая 2002 г. № 61-ФЗ «О бюджете     Пенсионного    фонда Российской Федерации на 2002 год»;

12. Письмо МНС России от 29 июля 2002 г. № СА-6-05/1106 «Об уплате единого социального налога и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование»;

13. Письмо ФСС России от 12 января 2005 г. № 02-18/07-81 «Об  исчислении пособий по беременности и родам»;

14. Письмо Минфина России от 29 ноября 2004 г. № 09-05-02/1740 «О применении регрессивной шкалы тарифов страховых взносов на обязательное пенсионное страхование»;

15.  Письмо ФСС РФ от 21 июня 2001 г. № 02-18/05-4479 «Об уплате единого социального налога организациями, в состав которых входят обособленные подразделения».

 

1.3. Синтетический и аналитический учет

начислений и платежей по ЕСН

В бухгалтерском учете для учета расчетов по ЕСН используется пассивный счет 69 «Расчеты по   социальному    страхованию и   обеспечению».

Счет 69 «Расчеты по   социальному    страхованию и   обеспечению» предназначен для обобщения информации о расчетах по социальному страхованию, пенсионному обеспечению и обязательному медицинскому страхованию работников организации.

К счету 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» могут быть открыты субсчета:

69-1 «Расчеты по социальному страхованию»,

69-2 «Расчеты по пенсионному обеспечению»,

69-3 «Расчеты по обязательному медицинскому страхованию».

На субсчете 69-1 «Расчеты   по  социальному  страхованию»   учитываются

расчеты по социальному страхованию работников организации.

На субсчете 69-2 «Расчеты по пенсионному обеспечению» учитываются расчеты по пенсионному обеспечению работников организации.

На субсчете 69-3 «Расчете по обязательному медицинскому страхованию» учитываются расчеты по обязательному медицинскому страхованию работников организации.

При наличии у организации расчетов по другим видам социального страхования и обеспечения к счету 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» могут открываться дополнительные субсчета.

Счет 69  «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» кредитуется на суммы платежей на социальное страхование и обеспечение работников, а также обязательное медицинское страхование их, подлежащие перечислению в соответствующие фонды. При этом записи производятся в корреспонденции со:

а)     счетами, на которых отражено начисление оплаты труда, – в части отчислений, производимых за счет  организации;

б)    счетом 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» – в части отчислений, производимых за счет работников организации.

Кроме того, по кредиту счета 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» в корреспонденции со счетом прибылей и убытков или расчетов с работниками по прочим операциям (в  части  расчетов с   виновными  лицами)

отражается начисленная сумма пеней за несвоевременный взнос платежей, а в корреспонденции со счетом 51 «Расчетные счета» – суммы, полученные в случаях превышения соответствующих расходов над платежами.

По дебету счета 69 «Расчеты по социальному страхования и обеспечению» отражаются перечисленные суммы платежей, а также суммы, выплачиваемые за счет платежей на социальное страхование, пенсионное обеспечение, обязательное медицинское страхование. (19, С. 103 – 104).

Таблица

Основные бухгалтерские проводки

по начислению и уплате ЕСН

Наименование операции

Сумма, руб.

Счет

Дебет

Кредит

1

2

3

4

1.Начислены платежи в ФСС

1589

20,23,25,26,44

69-1

2. Уплачены платежи в ФСС

1589

69-1

51

3.Начислены платежи по пенсионному страхованию

2750

20,23,25,26,44

69-2

4. Уплачены платежи по пенсионному страхованию

2750

69-2

51

5. Начислены платежи в ФОМС

500

20,23,25,26,44

69-3

6. Уплачены платежи в ФОМС

500

69-3

51

7. Начислен ЕСН в части, зачисляемой в ФФОМС

235

20,23,25,26,44

69-3-1

8. Начислен ЕСН а части, зачисляемой  в ТФОМС

321

20,23,25,26,44

69-3-2

7.Начислены штрафы за несвоевременную уплату налога

700

99

69

8. Начислены больничные

350

69-1

70

 

 1.4. Суммы и льготы, уменьшающие платежи по ЕСН

Суммы, не подлежащие налогообложению, и льготы по единому социальному налогу установлены ст. 238 и 239 главы 24 НК РФ.

В соответствии с пп.1 п.1 ст.238 НК РФ не подлежат налогообложению государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями правительственных органов местного  самоуправления, в том числе пособий по временной нетрудоспособности, пособия по уходу за больным ребенком, пособия по безработице, беременности и родам.    

В соответствии с пп.2 п.1 ст.238 НК РФ не подлежат налогообложению все виды установленных законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат, связанных с возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья; бесплатным предоставлением жилых помещений и коммунальных услуг, питания и продуктов, топлива или соответствующего денежного возмещения; оплатой стоимости и (или) выдачей полагающегося натурального довольствия, а также выплатой денежных средств взамен этого довольствия; оплатой стоимости питания, спортивного снаряжения, оборудования, спортивной и парадной формы, получаемых спортсменами и работниками физкультурно – спортивных организаций для учебно – тренировочного процесса и участия в спортивных соревнованиях; увольнением работников, включая компенсации за неиспользованный отпуск; возмещением иных расходов, включая расходы на повышение профессионального уровня работников; трудоустройством работников, уволенных в связи с осуществлением мероприятий по сокращению численности или штата, реорганизацией или ликвидацией организации; выполнением физическим лицом трудовых обязанностей (в том числе переезд на работу в другую местность и возмещение командировочных расходов).

В соответствии с пп.3 п.1. ст.238 НК РФ не подлежат налогообложению суммы единовременной материальной помощи, оказываемой налогоплательщиком физическим лицам в связи со стихийным бедствием или другим чрезвычайным обстоятельством в целях возмещения причиненного им материального ущерба или вреда их здоровью, а также физическим лицам, пострадавшим от террористических актов на территории РФ; членам семьи умершего работника или работнику в связи со смертью члена (членов) его семьи.  

В соответствии с пп.4 п.1 ст.238 НК РФ не подлежат налогообложению суммы оплаты труда и другие суммы в иностранной валюте, выплачиваемые своим работникам, а также военнослужащим, направленным на работу (службу) за границу, налогоплательщиками – финансируемыми из федерального бюджета государственными учреждениями или организациями – в пределах размеров, установленных законодательством РФ.

В соответствии с пп.5 п.1 ст.238 НК РФ не подлежат налогообложению доходы членов крестьянского (фермерского) хозяйства, получаемые в этом хозяйстве от производства и  реализации    сельскохозяйственной   продукции, а

также от производства сельскохозяйственной    продукции,    ее    переработки и

реализации – в течении пяти лет начиная с года регистрации хозяйства.

В соответствии с пп.6 п.1 ст.238 НК РФ   не   подлежат    налогообложению

доходы, получаемые членами зарегистрированных в установленном порядке родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, от реализации продукции, полученной в результате ведения ими традиционных видов промысла.

В  соответствии с пп.7 п.1 ст.238 НК РФ не подлежат налогообложению суммы страховых платежей по обязательному страхованию работников, осуществляемому налогоплательщиком в порядке, установленным законодательством РФ; суммы платежей налогоплательщика по договорам добровольного личного страхования работников, заключаемым на срок не менее одного года, предусматривающим оплату страховщиками    медицинских

расходов этих застрахованных лиц.

В соответствии с пп.9 п.1 ст.238 НК РФ не подлежит  налогообложению стоимость проезда работников и членов их семей к месту проведения отпуска и обратно, оплачиваемая налогоплательщиком лицам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в соответствии с действующим законодательством, трудовыми договорами или коллективными договорами.

В соответствии с пп.10 п.1 ст.238 НК РФ не подлежат налогообложению суммы, выплачиваемые физическим лицам избирательными комиссиями, а также из средств избирательных фондов кандидатов, зарегистрированных кандидатов на должность Президента РФ, кандидатов, зарегистрированных кандидатов в депутаты Государственной Думы, кандидатов, зарегистрированных кандидатов в депутаты законодательного органа государственной власти субъекта РФ.

В соответствии с пп.11 п.1 ст.238 НК РФ не подлежит налогообложению стоимость форменной одежды и обмундирования, выдаваемых работниками, обучающимся, воспитанникам в соответствии с законодательством РФ, а также государственным служащим федеральных органов власти бесплатно или с частичной оплатой и остающихся в личном постоянном пользовании.

В соответствии  с пп.12 п.1 ст.238  НК РФ  не  подлежит  налогообложению 

стоимость льгот по проезду, предоставляемых законодательством РФ отдельным категориям работников, обучающихся, воспитанников.  

В соответствии с пп.15 п.1 ст.238 НК РФ не подлежат налогообложению суммы материальной помощи, выплачиваемые физическим лицам за счет бюджетных источников организациями, финансируемыми за счет средств бюджетов, не превышающие 3 000 рублей на одно физическое лицо за налоговый период.  

В соответствии с п.3 ст.238 НК РФ  в налоговую базу (в части суммы налога, подлежащей уплате в Фонд социального страхования РФ), помимо выплат, указанных в пункте 1 настоящей статьи, не включаются также любые вознаграждения, выплачиваемые физическим лицам по договорам гражданско – правового характера, авторским договорам. (17, С. 8 – 15).

Налоговые льготы

Любая организация, где есть работники инвалиды I,II, III  групп,  может  не

начислять ЕСН на выплаты таким работникам. Но это возможно только при условии, что доход каждого из них за год не превысил 100 000 руб. (подп. 1 п.1 ст.239 НК РФ). При этом  не имеет значения, сколько  на предприятии работает инвалидов и чем они занимаются. 

Однако надо помнить, что в соответствии со статьей 20 ТК РФ инвалиды работниками считаются только в том случае, если с ними заключен трудовой договор. Если же с ними заключен договор гражданско – правового характера или авторский, то вознаграждения инвалидам  I, II, III групп от соцналога не освобождаются.

Некоторые организации, где работают  инвалиды, могут не уплачивать ЕСН с выплат всем своим работникам. Что это за организации, перечислено в подпункте 2 пункта 1 статьи 239 ТК РФ.

Так, это общественные  организации    инвалидов    и их    региональные   и

местные отделения. Они могут не начислять налог на выплаты работнику, если за год он получил не больше 100 000 руб. При этом не имеет значения, является инвалидом конкретный сотрудник или нет. Важно, чтобы в организации в целом работало не меньше 80 процентов инвалидов или их законных представителей (один из родителей, усыновителей, опекун, попечитель).

Также льготой по соцналогу пользуются предприятия, чей уставный  капитал полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов. Но есть ограничения. Из общего числа сотрудников предприятия не менее 50 процентов должны составлять инвалиды. Более того, доля их зарплаты в фонде оплаты труда не может быть меньше 25 процентов.

Отметим, что в среднесписочную численность работников не включают инвалидов, которые работают по совместительству, по договорам подряда и другим гражданско – правовым договорам.           

Льготой по ЕСН не могут пользоваться предприятия, которые производят или продают подакцизные товары, минеральное сырье, полезные ископаемые, а также товары, указанные в постановлении Правительства РФ от 22 ноября 2000г. № 884.

Если такие товары производились не всегда, то прекратить пользоваться льготой надо с того месяца, в котором предприятие начало их выпускать или продавать.  (20, С. 63 – 64).  

 








 

 

 

 

 

2. УЧЕТ РАСЧЕТОВ С ВНЕБЮДЖЕТНЫМИ ФОНДАМИ

 

2.1.   Учет расчетов с Фондом социального страхования

Хозяйственная ситуация №1:

Сотрудник работает в организации, в которой установлена пятидневная рабочая неделя.  С 14 по 18 февраля 2005 г. он находился на больничном. Его оклад  - 10 000 руб., непрерывный трудовой стаж – 9 лет. Предположим, что сотрудник отработал в данной организации 12 календарных месяцев, предшествующих заболеванию. Заработная плата за этот промежуток времени составила 120 000 руб.

1)     Так как сотрудник отработал в расчетном периоде три месяца, то пособие ему рассчитывается исходя из среднего заработка.

2)     Среднедневной заработок составил 485,83 руб. (120 000 руб. : 247 дн.), где 247 – рабочие дни за период с февраля 2004 г.  по январь 2005 г.

3)     В связи с тем что непрерывный стаж работника составляет более 8 лет, ему положена 100%-ная оплата больничного листа, то есть размер дневного пособия равен 485,83 руб.

4)     Определим максимальную величину дневного пособия с учетом того, что у сотрудника в феврале 2005 г. было 14 рабочих дней: 12 480 руб. : 14  дн. =

= 891,43 руб.

Размер дневного пособия, рассчитанный исходя из среднедневного заработка (485,83 руб.), не превышает его максимальной величины (891,43 руб.), поэтому пособие выплачивается исходя из фактически рассчитанного размера дневного пособия.

5)     Общая сумма пособия составит 2429,15 руб. (485,83 руб. х 5 дн.). Из них пособие за первые два дня болезни в размере 971,65 руб. (485,83 руб. х 2 дн.) работнику оплатит организация, оставшуюся сумму (1457,50 руб.) – Фонд социального страхования.

В бухгалтерии предприятия перечисленные хозяйственные операции оформляются следующие образом:

Таблица

Начисление и уплата пособия по временной нетрудоспособности

Наименование операции

Сумма, руб.

Счет

Дебет

Кредит

1

2

3

4

1. Начислено пособие по временной нетрудоспособности за первые два дня болезни

971,65

20 (26,44)

70

2. Начислена часть пособия, оплачиваемая ФСС

1457,50

69-1

70

3. Выдано пособие работнику

2429,15

70

50

 

Хозяйственная ситуация №2:

Павлова Е.А. работает в ООО «Актив» менеджером. В апреле 2005 года работница представила в бухгалтерию предприятия листок нетрудоспособности на отпуск по беременности и родам сроком 140 календарных дней (с 5 апреля по 22 августа включительно).

Павлова Е.А.  полностью отработала 12 месяцев, которые предшествовали отпуску. Поэтому пособие ей нужно рассчитать исходя из среднего заработка. Павлова получает ежемесячно 2900 руб. Следовательно, зарплата за указанные 12 месяцев составила 34 800 руб. (2900 руб. х 12 мес.). В расчетном периоде 251 рабочий день.

Так как Павлова получает ежемесячно меньше 12 480 руб., пособие будет рассчитано исходя из ее заработка. Для этого определим среднедневную зарплату сотрудницы:

34 800 руб. : 251 дн. = 138,65 руб/дн.

Количество рабочих дней, которые приходятся на отпуск Павловой, составляет 96 дней: апрель – 20 дн.; май – 18 дн.; июнь – 21 дн.; июль – 22 дн.; август – 15 дн.

Таким образом, общая сумма пособия по беременности и родам составит 13 310,40 руб. (138,65 руб/дн. х 96 дн.).

Бухгалтер ООО «Актив» сделает следующие записи:

1.     Начислено Павловой пособие по беременности и родам:

     Дебет сч.69 субсчет «Расчеты по социальному страхованию» - 13 310,40 руб.

Кредит сч.70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»;

2.   Выплачено сотруднице  пособие из кассы фирмы:

      Дебет сч.70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» - 13 310,40 руб.

Кредит сч.50 «Касса».


    2.2. Учет расчетов с Пенсионным фондом и бюджетом

Хозяйственная ситуация №1:

В январе 2005 года ООО «Актив» начислило главному бухгалтеру  (родился в 1968 г.) 24 000 руб. С указанной суммы исчислен единый социальный налог  в сумме 6240 руб. (26% от 24 000 руб.). Обязательства эти организация должна распределить между соответствующими внебюджетными фондами в следующем соотношении:

а)     в федеральный бюджет    Пенсионного   фонда  –  4 800   руб.  (20%  от                           

     24 000 руб.);

б)    в Фонд социального страхования – 768 руб. (3,2% от 24 000 руб.);

в)     в Федеральный  фонд   обязательного  медицинского  страхования  –  192  руб. (0,8% от 24 000 руб.);

г)     в территориальный фонд обязательного медицинского страхования – 480  руб. (2% от 24 000 руб.).

Исходя из требований пенсионного законодательства страховая часть трудовой пенсии главного бухгалтера организации составит – 2400 руб. (10% от 24 000 руб.), а накопительная – 960 руб. (4% от 24 000 руб.). Следовательно, общий размер страховых взносов будет равен 3360 руб. (2400 руб. + 960 руб.).

Разницу между начисленной суммой налога и суммой страховых взносов в ПФР ООО «Актив» должно перечислить в федеральный бюджет. Эта разница – 1440 руб. (4800 руб. - 3360 руб.).

Таким образом сумма единого  социального  налога  и страховых взносов в

ПФР  с  заработной  платы  главного  бухгалтера   равна  6240  руб.  (3360 руб. +

+ 1440 руб. + 768 руб. + 192 руб. + 480 руб.).

Бухгалтер ООО «Актив» сделает следующие записи:

Таблица

Начисление и уплата страховых взносов в ПФР

Наименование операции

Сумма, руб.

Счет

Дебет

Кредит

1

2

3

4

1. Начислены страховые взносы в ПФР на финансирование страховой части трудовой пенсии

2400

26

69-2-1

2. Начислены страховые взносы на финансирование накопительной части трудовой пенсии

960

26

69-2-2

3.Уплачены платежи по Пенсионному страхованию

3360

69-2

51

4. Начислен ЕСН, уплачиваемый в ФБ

1440

26

68

5. Уплачен ЕСН в ФБ

1440

68

51


Хозяйственная ситуация №2:

Работнику ООО «Актив» Соловьеву А.Н. за январь 2005 года полагается зарплата, равная 30 000 руб. С этой суммы бухгалтер начислил ЕСН, уплачиваемый в федеральный бюджет – 6000 руб. (20% от 30 000 руб.) и взносы в ПФР – 4200 руб. (14% от 30 000 руб.). Поскольку Соловьев родился в 1965 года, вся сумма пенсионных взносов была направлена на страховую часть трудовой пенсии.

Бухгалтер ООО «Актив» сделает следующие  записи:

1.     Начислен единый социальный налог, уплачиваемый в федеральный бюджет:

Дебет сч.20 «Основное производство» - 6000 руб.

Кредит сч.69 субсчет «Расчеты с федеральным бюджетом по ЕСН»;

2.     Начислены страховые взносы в ПФР на финансирование страховой части трудовой пенсии:

Дебет сч.69 субсчет «Расчеты с федеральным бюджетом по ЕСН» - 4200 руб.

Кредит сч.69 субсчет «Расчеты с ПФР по финансированию страховой части трудовой пенсии».

 


2.3. Учет расчетов с Фондом обязательного медицинского страхования

Хозяйственная ситуация № 1:

Согласно штатному расписанию количество работников основного производства  составляет 6 человек. Фонд оплаты труда работников в 2005 году составил 13200 руб. С указанной суммы исчислен взнос в Фонд обязательного медицинского  страхования – 370 руб. (2,8% от 13200 руб.). Обязательства эти организация должна распределить между Федеральным и территориальным фондами обязательного медицинского страхования в следующем соотношении:

1)     в ФФОМС – 106 руб. (0,8% от 13200 руб.);

2)     в ТФОМС – 264 руб. (2% от 13200 руб.).

Бухгалтер ООО «Актив» сделает следующие записи: 

Таблица

Начисление и уплата страховых взносов в ФОМС

Наименование операции

Сумма, руб.

Счет

Дебет

Кредит

1

2

3

4

1. Начислены платежи в ФОМС

370

20

69-3

2. Уплачены платежи в ФОМС

370

69-3

51

3. Начислены страховые взносы в ФФОМС

106

20

69-3-1

4. Уплачены страховые взносы в ФФОМС

106

69-3-1

51

5. Начислены страховые взносы в ТФОМС

264

20

69-3-2

6. Уплачены страховые взносы в ТФОМС

264

69-3-2

51



 

       ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Роль и значение данного  налога велико. Само название налога и направленность использования средств говорит о том, что с его помощью решаются насущные проблемы жизнедеятельности народа и конкретно каждого человека.

В целом изменения и дополнения, внесенные в гл.24 НК РФ направлены на облегчение налогового бремени налогоплательщика с предоставлением ему возможностей для развития его производственной базы.

Значительные изменения претерпели нормы, касающиеся вопросов применения ставок налогообложения.

Длительное время при взимании страховых взносов в государственные внебюджетные социальные фонды сохранялся высокий уровень процентных отчислений. С целью устранения тенденций сокрытия реально получаемых работниками доходов и увеличения объемов выплат неучтенными наличными средствами или их переведения в доходы, не подлежащие налогообложению при определении ставок ЕСН в основу был положен регрессивный подход. В 2001 г. организация имела право применять регрессивные ставки налогообложения при условии выплаты достаточно высокой средней заработной платы работникам организации в предыдущем году и ее сохранении на минимально допустимом уровне в текущем. Теперь же предусмотрено упрощение этих условий. Поэтому уже многие организации пользуются в течение года регрессивными ставками налогообложения и, тем самым, снижают уровень своих издержек. В связи с отменой п.2 ст.241 НК РФ бухгалтеру производить трудоемкие расчеты для подтверждения права на применение регрессивной шкалы с 2005 г. больше не приходится. С 1 января 2005 года базовая ставка ЕСН снижена с 35,6% до 26%. Законопроект внес изменения в регрессивную шкалу ЕСН. Так, работодатель, выплачивающий работнику менее 280 тыс. рублей в год,  платит ЕСН по ставке 26%. Если работник получает от 280 до 600 тыс. рублей в год, то ставка налога составляет 10%. Зарплаты свыше 600 тыс. рублей в год  облагается по ставке 2%.  Законодатели повысили порог, с которого регрессивная ставка может применяться. Ее можно будет использовать после того, как сумма выплат работнику с начала года превысит 280 000 рублей (а не 100 000 рублей, как прежде).

Однако регрессивную шкалу ставок не смогут применять большинство налогоплательщиков, поскольку сумма выплат у них на одно физическое лицо в месяц  не превысит 280 000 руб.

Также данная шкала исчисления платежей не способствует решению проблем снижения социальной напряженности, а наоборот, ее усиливает, в конечном счете, при этом нарушается принцип справедливости и равной напряженности взимания налогов, при котором физические лица, имеющие более высокие доходы, участвуют в формировании  социальных фондов с меньшей нагрузкой, чем физические лица, получающие более низкие доходы.

Для учета расчетов по единому социальному налогу в Плане счетов бухгалтерского учета предусмотрен счет со своими субсчетами, по которым ведутся расчеты с Пенсионным фондом РФ (ПФР), Фондом социального страхования РФ (ФСС) и с Фондами обязательного медицинского страхования (ФОМС).

Начисленные платежи по страховым взносам на накопительную часть трудовой пенсии, влияют на размер трудовой пенсии по старости каждого отдельного работника организации. То есть у работника существует реальная возможность,  в соответствии с размером получаемых доходов, самому накопить свою трудовую пенсию по старости.

ПФР создается с целью материального обеспечения работников пенсиями по возрасту, по инвалидности, в случае потери кормильца, а также пенсиями за выслугу лет некоторых категорий работников.

Средства ФСС предназначены для выплаты больничных, пособий по беременности и родам,   по   случаю   рождения    ребенка,    оплата     путевок в

санатории, выплата материальной помощи.

Средства ФОМС предназначены для содержания медицинских учреждений

и предоставления бесплатных медицинских услуг.

Сегодня ЕСН еще не является по – настоящему единым. Налоговая база фондов исчисляется раздельно в отношении каждого фонда, и налог уплачивается в каждый из них отдельными платежными поручениями. Осложняет расчеты по ЕСН право работодателей самостоятельно осуществлять расходы за счет средств ФСС РФ. Более правильно, было бы установить порядок, при котором все плательщики уплачивают полностью в ФСС РФ всю начисленную сумму взноса и потом уже в самом фонде получают возмещение своих расходов. Это будет способствовать своевременному и полному контролю за расходованием средств фонда.

Законодатели могли бы также объединить взносы в Федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования в один платеж, который начислялся бы по единой ставке и распределялся между ними органами федерального казначейства. Это упрости исчисление налога и отчетность, сократит количество платежных поручений, а заодно позволит сократить объем учетной работы и количество лицевых счетов в налоговых органах.

Предусмотреть абсолютно все при введении столь сложного по своей сути налога чрезвычайно трудно. Тем не менее, введение в действие новой главы Налогового кодекса не должно создавать проблем для функционирования государственных социальных внебюджетных фондов, как не должно стать препятствием для продолжения пенсионной реформы, реформы обязательного медицинского страхования и изменений в системе социального страхования.

Но уже сегодня, исходя из положительных результатов проделанной работы, можно смело сказать: введение единого социального налога  - правильный и обоснованный шаг. При внесении взвешенных законодательных поправок единый социальный налог максимально способен показать свою эффективность и жизнеспособность, а то в интересах и государства, и налогоплательщика, и граждан.


Список использованной литературы

 

I.      Нормативно – правовые материалы:

1.     Налоговый кодекс РФ. Часть вторая. Глава 24 «Единый социальный налог»;

2.     Трудовой кодекс РФ;

3.     Федеральный закон от 5 августа 2000 г. № 118-ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах»;

4.     Федеральный закон от 24 июля 2002 г. «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных нормативных актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах»;

5.     Положение о порядке уплаты страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, утвержденным постановлением НК РФ от 24 февраля 1993 г. № 4543-1 «О порядке финансирования обязательного медицинского страхования граждан на 1993 год»;

6.     Федеральный закон  от 15 декабря 2001 г. №  167-ФЗ    «Об    обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»;

7.     Федеральный закон от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования»;

8.     Федеральный закон от 24 июля 1998 г. «Об обязательном социальном страховании     от       несчастных       случаев     на        производстве     и

профессиональных заболеваний»;

9.     Федеральный закон  от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях   в Российской Федерации»;

10. Закон РФ от 28 июня 1991 г. № 1499-1 «О медицинском страховании  граждан в Российской Федерации»;

11. Федеральный закон от 29 мая 2002 г. № 61-ФЗ «О бюджете     Пенсионного    фонда Российской Федерации на 2002 год»;

12. Письмо МНС России от 29 июля 2002 г. № СА-6-05/1106 «Об уплате единого социального налога и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование»;

13. Письмо ФСС России от 12 января 2005 г. № 02-18/07-81 «Об  исчислении пособий по беременности и родам»;

14. Письмо Минфина России от 29 ноября 2004 г. № 09-05-02/1740 «О применении регрессивной шкалы тарифов страховых взносов на обязательное пенсионное страхование»;

15. Письмо ФСС РФ от 21 июня 2001 г. № 02-18/05-4479 «Об уплате единого социального налога организациями, в состав которых входят обособленные подразделения».

II.   Специальная литература:

16. Горина Г.А. ЕСН: методологический аспект  исчисления и уплаты// Справочник экономиста – 2005 - № 3 – с.88 – 94.

17. Дальнова В.Н. О пособиях, компенсациях и льготах при исчислении ЕСН// Бухгалтерский учет. Приложение – 2002 - № 23 – с. 8 – 15.

18. Налоговый кодекс РФ. Часть вторая. Глава 24 «Единый социальный налог»;

19. Новый план счетов бухгалтерского учета. – М.: «Издательский дом Герда», 2004. – 160 с.

20. Соломатина Ю.Б. Льготы по ЕСН для организаций, которые используют труд инвалидов// Главбух – 2003 - № 7 – с. 63 – 69.



 






 

  



© 2010 РЕФЕРАТЫ