бесплатные рефераты

Учетная политика бюджетной организации


Начисление амортизации на объект основных средств
стоимостью от 1000 до 10 000 руб. записывается следующим образом:

Приобретено оборудование (кофеварки) стоимостью 7080 руб. (в том числе НДС - 1080 руб.). Оборудование не требует монтажа и сразу было введено в эксплуатацию. Операции связаны с бюджетной деятельностью учреждения.

Бухгалтер записал:


Операция

Дебет

Кредит

Сумма

Оприходованное    оборудование

1 106 01 310

"Увеличение капитальных вложений в основные средства"

1 302 19 730

Увеличение  кредиторской  задол

женности по приобретению основных средств

7080 руб

Оборудование введено в эксплуатацию

1 101 06 310

"Увеличение  стоимости  производственного  и хозяйственного инвентаря"

1 106 01 410

Уменьшение капитальных  вложений в основные средства

7080 руб

Начислена  амортизация по  оборудованию   в  размере

100%

1 401 01 271        

"Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов"

1 104 04 410          

Уменьшение   стоимости  машин  и

и оборудования за счет  амортиза ции

7080 руб


На объекты основных средств стоимостью свыше 10 000 руб. амортизация начисляется в соответствии с рассчитанными в установленном порядке нормами.

Рассмотрим далее пример отражения амортизации в бухгалтерском учете:

Приобретено оборудование (принтеры) стоимостью 10 620 руб. (в том числе НДС - 1620 руб.). Оборудование не требует монтажа и введено в эксплуатацию.

Срок службы оборудования составляет 2 года.

Ежегодная норма амортизации - 50 процентов (100% : 2 года). Ежегодная сумма амортизации - 5310 руб. (10 620 руб. х 0,5), ежемесячная сумма амортизации - 442,5 руб. (5310 руб. : 12 мес.).

Каждый месяц бухгалтер учреждения будет делать следующую проводку:



Операция

Дебет

Кредит

Сумма

Начисление амортизации

1 401 01 271

"Расходы на амортизацию основных  средств  и нематериальных

активов"

 

1 104 04 410

"Уменьшение   стоимости  машин  и

оборудования за счет амортизации"

 

442,5 руб

 

Амортизация по оборудованию, приобретенному
за счет средств от предпринимательской деятельности рассматривается так:

При отражении амортизации по основным средствам, приобретенным за счет средств от предпринимательской деятельности, следует помнить, что в большинстве случаев в первоначальную стоимость основного средства не включается НДС.

Подробнее о том, как учесть НДС, уплаченный поставщику при приобретении основных средств в рамках предпринимательской деятельности, см. страницу 51.

Расходы бюджетного учреждения по предпринимательской деятельности отражаются на счете 0 106 04 000 "Изготовление материалов, готовой продукции (работ, услуг)". Поэтому сумма начисленной амортизации по основным средствам, используемым в предпринимательской деятельности, также относится на этот счет.

К непроизводственным активам относят:

¾   землю;

¾   ресурсы недр;

¾   прочие непроизведенные активы

К непроизведенным активам относят активы, удовлетворяющие одновременно следующим условиям:

¾   отсутствие материально-вещественной (физической) структуры;

¾   возможность идентификации (выделения, отделения) от другого имущества;

¾   использование в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд учреждения;

¾   использование в течение длительного времени, т.е. срока полезного использования, продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;

¾   не предполагается последующая перепродажа данного имущества;

¾   наличие надлежаще оформленных документов, подтверждающих существование самого актива и исключительного права у учреждения на результаты интеллектуальной деятельности (патенты, свидетельства, другие охранные документы, договор уступки (приобретения) патента, товарного знака и т.п.).

Группировку объектов нематериальных активов осуществляют в соответствии с ОКОФ.            

В состав объектов НМА не включают:

¾   не давшие положительного результата научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы;

¾   не законченные и не оформленные в установленном законодательством порядке научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы;

¾   материальные объекты (материальные носители), в которых выражены произведения науки, литературы, искусства, программы для ЭВМ и базы данных.

Объекты НМА отражают в бюджетном учете и отчетности по балансовой стоимости, т.е. по стоимости фактических вложений на их приобретение (изготовление).

Начисление амортизации производят линейным способом исходя из первоначальной (восстановительной) стоимости НМА, исчисленной из срока полезного использования. Амортизацию начисляют ежемесячно по 1/12 годовой суммы.

К материальным запасам относят:

¾   предметы, используемые в деятельности школы в течение периода, не превышающего 12 месяцев, независимо от их стоимости;

¾   предметы, используемые в деятельности школы в течение периода, превышающего 12 месяцев, но не относящиеся к основным средствам в соответствии с ОКОФ;         

¾   готовую продукцию.

Материальные запасы в учете и отчетности отражают по фактической стоимости, включая расходы на их приобретение.

Списание производят по фактической стоимости каждой единицы. Списание, использованных при ремонте основных средств, производят по Акту о списании материальных запасов (форма по ОКУД 0504230), при этом в графе «Направление расхода» указывают причину списания. Например, при списании жесткого диска, установленного при ремонте в компьютер Intel Celeron 2667MHz /256Mb /80Gb /Video /Sound /Lan /ATX 300W (инвентарный № 1234567891011), указывают «Установлен при ремонте в компьютер (инвентарный № 1234567891011) взамен пришедшего в негодность жесткого диска».

Предметы мягкого инвентаря маркируют материально-ответственным лицом в присутствии руководителя подразделения (или лиц замещающих его) и работника бухгалтерии при выдаче со склада специальным штампом несмываемой краской без порчи внешнего вида    с указанием «школа» (п. 56 Инструкции по бюджетному учету № 25н). Производят дополнительную маркировку при выдаче предметов в эксплуатацию, указывая год и месяц выдачи со склада.   В соответствии с Законом РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании», ст. 39 п. 11 (в ред. от 29.12.2004 г.), школа имеет право выступать в качестве арендатора и арендодателя[20].

Школа сдает в аренду муниципальное имущество, находящееся на ее балансе, закрепленное за ней на праве оперативного управления (статьи 296, 298 и гл. 34 (параграфы 1 и 4) ГК РФ).

Средства, полученные школой в качестве арендной платы зачисляются на лицевой счет ОФК как дополнительный источник финансирования федерального бюджета и используются на обеспечение и развитие образовательного процесса в школе.

Изменения в учетной политике, существенно влияющие на оценку и принятие решения пользователей бухгалтерской отчетности в отчетном году или в периодах, следующих за отчетным, а также причины этих изменений и оценка их последствий в стоимостном выражении подлежат обособленному раскрытию в бухгалтерской отчетности.

В данном разделе бакалаврской работы описываются все нюансы налогообложения школы, система построения налогового учета согласно главе 25 НК РФ

Любые операции с налогами ранее называли налоговым учетом. В принципе, этот термин существует и сегодня, но необходимо помнить, что, согласно главе 25 НК РФ, необходимо делать «специальный налоговый учет». Причем созданные регистры могут оказаться различными.

Формы, технология и схема построения налогового учета.

Учет исполнения сметы доходов и расходов в учреждении осуществляют по рабочему плану счетов бухгалтерского учета  в соответствии с Инструкцией по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях № 25н, Налоговым Кодексом РФ (в том числе главами 21, 22, 23, 24, 26, 27, 28, 30, 31), федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, действующими на территории РФ.

Налоговый учет (в части налога на прибыль) исполнения смет доходов и расходов в школе осуществляют по плану счетов налогового учета в соответствии с Налоговым кодексом РФ (глава 25), а также с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, действующими на территории РФ.

Необходимо так же установить формы ведения налогового учета по налогу на прибыль: аналитические регистры налогового учета с применением вычислительной техники.

Аналитические регистры налогового учета формируют на основании Порядка применения плана счетов налогового учета (Приложение № 4), по плану счетов налогового учета (Приложение № 5) в разработочных таблицах (Приложение №6) на основании учетных документов бюджетного учета (включая справку бухгалтера). По конечным показателям регистров налогового учета производят расчет налоговой базы.

В части налога на прибыль - для заполнения аналитических регистров налогового учета используют первичные документы из базы данных бухгалтерского учета с отличительным признаком в 4, 5, 6-м разрядах бюджетного счета «3 02».

В случаях нецелевого использования целевого финансирования и поступлений используют первичные документы из базы данных бюджетного учета с отличительными признаками:

-  в 18-м разряде бюджетного счета                - 1

-  в 4, 5, 6-м разрядах бюджетного счета      - 3 03

для заполнения соответствующих аналитических регистров налогового учета.

Учет налога на прибыль ведет бухгалтерия  с выполнением всех налоговых проводок и формированием соответствующих аналитических регистров налогового учета и отчетности.

Материальные запасы в учете и отчетности отражают по фактической стоимости каждой единицы, включая расходы на их приобретение.

При определении размера материальных расходов при списании сырья и материалов, используемых при производстве (изготовлении) товаров (выполнении работ, оказании услуг), применяют метод оценки по фактической стоимости.

Определение дохода.

Доход от предоставления платных образовательных услуг школой (консультации, репетиторства, кружки и секции) определяют на последний день отчетного (налогового) периода, при этом цену договора распределяют между отчетными (налоговыми) периодами равномерно с учетом количества дней действия договора в данном отчетном (налоговом) периоде.

Определение расхода.

1.  Расходы по платным образовательным услугам определяют по отчетным (налоговым) периодам финансового года с учетом обоснованной расходной части сметы доходов и расходов по данному виду деятельности.

2.  Расходом признают обоснованные и документально подтвержденные затраты в отчетном (налоговом) периоде.

К прямым расходам относят:

1) материальные затраты, определяемые в соответствии с подпунктами 1 и 4 п. 254 НК РФ

2) расходы на оплату труда персонала, участвующего в процессе производства товаров выполнения работ, оказания услуг, а также суммы единого социального налога, и расходы на обязательное пенсионное страхование, идущие на финансирование страховой и накопительной части трудовой пенсии, начисленные на указанные суммы расходов на оплату труда;

3)  суммы начисленной амортизации по основным средствам, используемым при производстве товаров, работ, услуг.

К косвенным расходам относят все иные суммы расходов, за исключением внереализационных расходов, определяемых в соответствии со ст. 265 НК РФ, осуществляемых в течение отчетного (налогового) периода.

Особенности отнесения расходов по коммунальным услугам (223), услугам связи (221), транспортных расходов по обслуживанию административно-управленческого персонала (222), расходов по все видам ремонта основных средств на уменьшение доходов, полученных от предпринимательской деятельности.

Руководствуясь ст. 321.1 НК РФ принимают расходы по коммунальным услугам (223), услугам связи (221), транспортных расходов по обслуживанию административно-управленческого персонала (222), расходов по все видам ремонта основных средств на уменьшение доходов, полученных от предпринимательской деятельности пропорционально объему средств,  полученных от предпринимательской деятельности, в общей сумме доходов (сумма средств целевого финансирования и средств, полученных от предпринимательской деятельности).

К средствам целевого финансирования в целях расчета пропорции относят в том числе бюджетное финансирование Федерального агентства по образованию в размере лимитов бюджетных обязательств на соответствующий отчетный (налоговый) период, которым предусмотрено финансирование соответствующих расходов.

Порядок расчетов с арендаторами.

Необходимо учесть особенности налогообложения государственного образовательного учреждения в том числе:

Для целей налога на добавленную стоимость (далее по тексту - НДС)

Нормативная база:

¾   Глава 21 «Налог на добавленную стоимость» Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ; Налоговым периодом признается квартал).

Моментом определения налоговой базы, если иное не предусмотрено пунктами 3, 7-11 13-15 ст. 167 НК РФ, является наиболее ранняя из следующих дат:

-    день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав;

-  день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнение работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.

Не подлежит налогообложению:

-    реализация на территории РФ продуктов питания, непосредственно произведенные школьными столовыми (пп. 5 п. 2 ст. 149 НК РФ);

-     реализация на территории РФ услуг в сфере образования по проведению некоммерческими образовательными организациями учебно-производственного (по направлениям основного и дополнительного образования, указанным в лицензии) или воспитательного процесса, за исключением консультационных услуг, а также услуг по сдаче помещения в аренду (пп. 14 п. 2 ст. 149 НК РФ);

Уплату консолидированного налога производить бухгалтерии школы.

В учетную политику школы, как и любого другого бюджетного учреждения необходимо вносить изменения и дополнения. Делается это в следующих случаях:

1)  изменения законодательства Российской Федерации или нормативных актов органов, осуществляющих регулирование налогового и бухгалтерского учета;

2)  разработки новых способов ведения бухгалтерского и налогового учета;

3) существенного изменения условий деятельности школы;

4) изменения состава и полномочий должностных лиц, права и обязанности которых устанавливает настоящий приказ;

5) необходимости детализации отдельных пунктов приказа для совершенствования управленческого учета в школе без снижения степени достоверности информации.

         Рассмотрим несколько наиболее значительных проблем:

         Основная деятельность МОУ школы №5 – образовательная (реализация государственного стандарта и выбранных школой образовательных программ), она финансируется из регионального бюджета. Местный, городской бюджет покрывает коммунальные расходы. Основная проблема состоит в следующем: по плану бюджета ежегодно региональный бюджет выделяет определенную сумму средств для данного учреждения, сумма полученная по факту зачастую составляет 1/3 от запланированной. Учитывая недостаточность бюджетного финансирования, школа пытается использовать дополнительные его источники путем привлечения безвозмездно полученного имущества, в том числе денежных средств. Нередко такую помощь называют спонсорской. Однако неправильное оформление внебюджетных поступлений может повлечь отрицательные налоговые последствия. Следует учитывать, что далеко не все безвозмездные поступления бюджетных учреждений не подлежат обложению налогом на прибыль. К целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, которые не учитываются при определении налоговой базы, относятся лишь те виды поступлений, которые указаны в ст. 251 НК РФ. В частности, не облагаются налогом на прибыль на основании пп. 14 п. 1, п. 2 ст. 251 НК РФ доходы, полученные в виде целевых поступлений из бюджета, целевые поступления, средства, поступившие безвозмездно от других организаций и физических лиц,
поступления в виде пожертвования, средства, которые получены на осуществление благотворительной деятельности.

Проблема в том, что бывает непонятно как указать в документах эти поступления. Ошибкой в оформлении дополнительного финансирования от юридических и физических лиц является указание в документах формулировок «спонсорский взнос», «спонсорская помощь» и им подобных. Судебно-арбитражная практика показывает, что слово «спонсор» часто употребляется в значении «рекламодатель». В п. 21 Информационного письма Президиума ВАС РФ № 37[1] указывается, что информация о спонсоре либо о товарах, соответствующая условиям спонсорского договора, является рекламой. Налоговая инспекция, на основании положений Закона «О рекламе», может квалифицировать такие поступления как подлежащие налогообложению. Согласно п. 9 ст. 3 указанного закона, если организация предоставляет имущество, результаты интеллектуальной деятельности, услуги, работы другим лицам на условиях распространения информации о ней, ее товарах получателем, то такая деятельность называется спонсорством. В результате спонсорский вклад признается платой за рекламу, а спонсор и спонсируемый соответственно – рекламодателем и рекламораспространителем. В случае использования формулировки «спонсорская помощь», весьма вероятно, придется отстаивать свою точку зрения в суде. А. Вифлеемский /к.э.н., директор Нижегородского центра экономики образования/ рекомендует использовать недвусмысленные формулировки, которые верно передают смысл совершаемых действий и полностью соответствуют предписаниям законодательства о налогах и сборах, во избежание ненужных споров с налоговыми органами. Рекомендуется получить от лиц, оказавших спонсорскую помощь, письма об ошибочности формулировок в платежных поручениях с указанием верной формулировки – «пожертвование на уставную деятельность».

Еще одна проблема. Не так давно школа, «ущемленная» в финансировании со стороны бюджета имела право в случае необходимости (например, замена ламп освещения в учебных классах) для продолжения учебной деятельности, использовать средства, полученные из дополнительных источников доходов. Это рассматривалось налоговой как ………………..Теперь в такой ситуации не разрешается использовать данные средства, поясняя это…………………..Ситуация зашла в тупик. Образовательная деятельность  данного учреждения является заказом правительства, которое в свою очередь не в состоянии профинансировать ее должным образом. На мой взгляд (такое выражение уместно?), это главная проблема на сегодняшний день.

2.2 Анализ финансовой деятельности школы №5

Обеспечение эффективного функционирования учреждения требует экономически грамотного управления его деятельностью, которое во многом определяется умением её анализировать.  С помощью анализа изучаются тенденции развития, глубоко и системно исследуются факторы изменения результатов деятельности, обосновываются планы и управленческие решения, осуществляется контроль за их выполнением, выявляются резервы повышения эффективности производства, оцениваются результаты деятельности учреждения, вырабатывается экономическая стратегия его развития.

Главной целью данного раздела работы является анализ финансового состояния учреждения, как инструмента для проведения мероприятий по улучшению финансово-экономического состояния и стабилизации экономического положения.

Чтобы достичь поставленной цели, в разделе будут рассмотрены наиболее важные моменты проведения финансового анализа, как в теоретическом, так и в практическом аспекте.

Для реализации поставленной цели потребуется:

1.                     рассмотреть общеэкономическую характеристику учреждения;

2.                     обосновать финансово – экономическое состояние его развития;

3.                     выполнить финансовый анализ;

4.                     сделать финансовый прогноз ожидаемых результатов.

В данном разделе будут изучены и проанализированы фактические данные работы МОУ школы №5 г. Саяногорска. На основании собранных отчетных материалов в работе отражается состояние развития учреждения за два отчетных периода, которые будут представлены  в виде таблиц.

Школа имеет закрепленное за ней на праве оперативного управления обособленное имущество, являющееся муниципальной собственностью муниципального образования г. Саяногорска, самостоятельный баланс, лицевые счета, открытые в установленном порядке в органах казначейства для учета операций по исполнению расходов республиканского и иных бюджетов и учета полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, имеет печать со своим полным официальным наименованием и изображением Государственного герба Российской Федерации, штампы, бланки и иные реквизиты юридического лица.

Основные потребители услуг МОУ школы №5 г. Саяногорска  - дети г.Саяногорска и его пригорода (п.Сизая, п. Майна, пгт. Черемушки).

Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях имеет специфические особенности, обусловленные законодательством о бюджетном процессе. Инструкцией  по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях, утвержденной приказом Министерства Финансов РФ, другими нормативными документами по учету  и отчетности в бюджетных организациях, отраслевой их спецификой. К этим особенностям нужно отнести:

- организация учета в разрезе статей бюджетной классификации;

- контроль исполнения сметы расходов;

- выделение в учете кассовых и фактических расходов;

- отраслевые особенности учета в учреждениях бюджетной сферы (здравоохранение, образование, науки).

Бухгалтерский баланс – способ отражения в стоимостной оценки состояния активов учреждения и источников их образования на определенную дату. Так как школа является бюджетным учреждением и занимается предпринимательской деятельностью, ее баланс одновременно отражает бюджетные, внебюджетные средства по отдельности и вместе в одном балансе (Приложение 7).

Средства в активе учреждения группируются по двум разделам:

- в первом разделе отражаются нефинансовые активы учреждения (основные средства в первоначальной и остаточной стоимости, их амортизация, нематериальные активы, материальные запасы);

- во втором разделе отражаются финансовые активы учреждения (денежные средства, в т.ч. денежные средства на банковских счетах, во временном распоряжении, в пути, касса, денежные документы; финансовые вложения; расчеты с дебиторами по доходам,  в т.ч. от рыночных продаж услуг; расчеты по авансам, в т.ч. услуги связи, коммунальные услуги, транспортные услуги, услуги по содержанию имущества, авансам за приобретение основных средств; расчеты с подотчетными лицами, в т.ч. по оплате труда, по оплате услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг; расчеты по недостачам; расчеты с прочими дебиторами).

Пассив баланса представлен двумя разделами:

- обязательства (расчеты с кредиторами по долговым обязательствам; расчеты с поставщиками и подрядчиками; расчеты по платежам в бюджеты; прочие расчеты с кредиторами);

- финансовый результат (финансовый результат учреждения; финансовый результат текущей деятельности, в т.ч. доходы, расходы учреждения; финансовый результат прошлых отчетных периодов; доходы будущих периодов).

Проанализировав расшифровку к бюджету можно проследить все изменения (отклонения) по статьям бюджета. Так за период с 01 января по 01 октября было приобретено  основных средств на суму 166785,3 рублей, материальных запасов (канцелярских, хозяйственных товаров) на сумму 134342,11 рублей и т.д.

Анализ финансирования………………

Анализ был выполнен на базе фактических данных работы МОУ школы №5 г.Саяногорска. Затраты на реализацию услуг соответствуют установленной норме, т.е. полученная выручка от реализации услуг не только позволяет полностью возместить осуществляемые эксплуатационные затраты, связанные с производством и реализацией услуг, но и получить прибыль от реализации, которую можно направить на дельнейшее развитие и расширение производства.


2.3 Международные и российские подходы к учетной политике
бюджетных организаций

В настоящее время происходит выработка элементов учета, определение и формирование учетной политики бюджетных учреждений, т.е. фактически создается сама технология реформированного бухгалтерского учета с целью последовательного приближения к МСФО.

Уже сегодня возникла необходимость отработки технологии анализа элементов учета, принятия решения и управления производственными процессами. Однако еще рано говорить о том, что бухгалтерская технология в существующем Плане счетов сформировалась окончательно и что она всех устраивает. Рано пока говорить и о высвобождении тех ресурсов, которые сегодня вовлечены в разработку программных продуктов и в проведение самой ре формы бухгалтерского учета. Но одно, несомненно: реформа учета - это начало реформы управления Бюджетными учреждениями.

Вполне резонно предположить, что после того как российские учреждения определятся с элементами учета и технологиями его последующего контроля, у них в процессе перехода на Международные стандарты финансовой отчетности возникнет потребность в пересмотре учтенных и неучтенных элементов.

При формировании учетной политики по конкретному направлению ведения и организации бухгалтерского учета, как правило, возникает необходимость выбора одного способа из нескольких, допускаемых законодательством. Если по тому или иному аспекту учета в законодательстве не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то при формировании учетной политики учреждение разрабатывает соответствующий способ исходя из основных принципов бухгалтерского учета и требований к составлению финансовой отчетности.

В зарубежной учетной практике со стороны регулирующих органов зачастую вводятся определенные ограничения на выбор методологии учета, тем не менее, организация самостоятельно определяет (в заранее установленных границах) свою учетную политику. Она должна соответствовать целям налоговых служб и представлять собой именно ту часть учета, которая и составляет финансовый учет. В то же время администрация бюджетной организации может иметь свои цели, не совпадающие с целями налоговых служб. В этом случае она выбирает для исчисления финансовых результатов свои методы учета и организовывает помимо финансового учета внутренний управленческий учет.

Прибыль, (когда организация ведет еще и предпринимательскую деятельность) исчисленная по данным финансового учета, может не совпадать с ее прибылью, показанной в управленческом учете. Это не фальсификация данных, а сознательный подход к достижению различных целей - исчислению налогооблагаемой прибыли, с одной стороны, и оценки администрацией организации результатов своей работы, с другой.

В соответствии с МСФО 1 руководство организации само выбирает такую учетную политику, которая позволяет финансовой отчетности соответствовать всем требованиям стандартов и толкований Постоянного комитета по интерпретации этой отчетности. В тех случаях, когда в них не содержится особых требований, при выборе и осуществлении учетной политики рекомендуется руководствоваться такими принципами, как уместность, правдивое представление, преобладание сущности над формой, нейтральность, осмотрительность и существенность учетной информации.

Некоторые стандарты дают возможность выбора учетной политики, но при этом не поясняют, как именно такой выбор можно осуществить. Например, при составлении отчетности в соответствии с МСФО 8 "Чистая прибыль или убыток за период, фундаментальные ошибки и изменения в учетной политике" любые изменения в учетной политике следует или отражать как поправки к нераспределенной прибыли на начало отчетного периода, или включать в нераспределенную прибыль за данный период.

Учетная политика - это, прежде всего, конкретные принципы, основы, условия, правила и практика, принятые бюджетной организацией для подготовки и представления финансовой отчетности.

Если нет конкретного международного стандарта и разъяснений Постоянного комитета по интерпретации, руководство использует свои собственные суждения для разработки учетной политики, которая обеспечивает наиболее полезную информацию для пользователей финансовой отчетности организации. При вынесении такого суждения следует учитывать:

1) требования и руководства МСФО, затрагивающие аналогичные или связанные с их использованием проблемы;

2) критерии определения, признания и оценки активов, обязательств, доходов и расходов, установленные в Принципах подготовки и составления финансовой отчетности Комитета по МСФО;

3) решения других органов, устанавливающих стандарты и принятую отраслевую практику в той, и только в той, степени, в какой они соответствуют требованиям первых двух пунктов.

Учетная политика является важной составляющей МСФО 1, поэтому данный стандарт предлагает несколько основных положений бухгалтерского учета, которые следует использовать в процессе подготовки финансовой отчетности. Эти положения применяются во многих странах и считаются приемлемыми для использования в практике бухгалтерского учета. Считаем целесообразным, их привести в той форме, в какой они предлагаются данным стандартом:

Метод начисления. Данный метод используется при подготовке всех видов финансовой отчетности, за исключением отчета о движении денежных средств.

Последовательность в представлении. Представление и классификация статей в финансовой отчетности должны сохраняться от одного отчетного периода к другому, кроме тех случаев, когда изменение приводит к более качественному отражению операций хозяйствующего субъекта, либо данное изменение необходимо провести в соответствии с МСФО.

Существенность и агрегирование. Несущественные статьи аналогичного характера и назначения допускается предоставлять агрегированно. Существенные статьи предоставлять агрегированно нельзя.

Взаимозачет. Активы и пассивы взаимозачитываются только в том случае, если это допустимо в соответствии с МСФО.

Сравнимость информации. Сравнительная информация должна быть раскрыта в отношении предшествующего периода для всей числовой информации, представленной в финансовой отчетности. Сравнительная информация также должна быть включена в обзорную и описательную информацию в целях улучшения понимания финансовой отчетности за текущий период. При изменении классификации статей сравнительные показатели должны быть реклассифицированы с указанием характера, суммы и причин реклассификации.

Содержание учетной политики организации должно определять возможные варианты учета тех или иных операций, по которым предусмотрены альтернативные решения в рамках системы нормативного регулирования бухгалтерского учета и налогообложения.

Учетная политика организации не должна дублировать положения по бухгалтерскому учету отдельных операций, а также положений по его инвестиционной политике и других положений в той части, которая жестко определена действующими нормативными документами.

Принятая организацией учетная политика подлежит оформлению соответствующей организационно-распорядительной документацией (приказами, распоряжениями и т.п.).

Организация должна раскрывать в примечании к финансовой отчетности принципы своей учетной политики, существенно влияющие на оценку и принятие решений заинтересованными пользователями финансовой отчетности. Существенными признаются способы ведения бухгалтерского учета, без знания, о применении которых заинтересованными пользователями финансовой отчетности невозможна достоверная оценка финансового положения, движения денежных средств и других финансовых результатов деятельности организации.

Учетная политика, как правило, не пересматривается и не меняется в течение года. В России такие изменения в настоящее время должны быть согласованы с ГНИ. Пересмотр учетной политики бюджетной организации может иметь место в следующих случаях:

1. изменения в системе нормативного регулирования бухгалтерского учета и налогообложения;

2. реорганизации (слияния или разделения) хозяйствующего субъекта;

3. смены собственников (если организация становится не бюджетной);

4. возникновения других объективных причин.

         Самое, пожалуй, значимое нововведение и, как следствие решение многих проблем российской системы учетов планирует ввести в 2009 или 2010 году Минфин. Будет предоставлен проект поправок, касающихся учетной политики.

Их главная цель - формализовать весь комплекс отношений, связанных с учетной политикой. Сейчас налоговый орган требует при проведении проверки информацию об учетной политике, но формально обязанность предоставления документов по учетной политике нигде не закреплена. Кроме того, представляется целесообразным определить в Налоговом кодексе, что же такое учетная политика и определить требования к ней.
          При этом законопроект практически не будет вводить ограничений для компаний. Как отметили в Минфине: «Ограничение, связанное с учетной политикой, будет только одно. Оно касается особенностей использования кассового метода при сделках между взаимозависимыми организациями. Никаких других ограничений мы не планируем»[21].
           Эта мера заключается в запрете покупателю при сделках между взаимозависимыми организациями учитывать расходы до тех пор, пока контрагент, применяющий кассовый метод, не учел доходы.
           По мнению чиновников, такое правило исключит схему, при которой покупатель на методе начисления снижает налогооблагаемую прибыль на «бумажные» расходы, тогда как продавец не платит налог, "дожидаясь" оплаты.

         Эти разработки помогут гораздо более эффективно использовать учетную политику, что прямо отразится на качестве всей системы учета.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Учетная политика имеет огромное значение в работе организации, это не просто формальный документ, который должен быть утвержден приказом за подписью директора, это план работы на год, он может помочь организации оптимизировать налогообложение и зачастую выиграть спор в суде.

Любые изменения учетной политики организации требуют предельно внимательного и квалифицированного подхода. Это объясняется целым рядом причин, таких как:

1. новая учетная политика будет действовать в течение всего отчетного года;

2. с помощью учетной политики можно управлять финансовыми ресурсами предприятия;

3. элементы учетной политики влияют на формирование налоговых обязательств предприятия перед бюджетом и затрагивают порядок исчисления налогов.

В данной бакалаврской работе была изучена тема учетной политики бюджетного учреждения школы №5 города Саяногорска

Особенностью МОУ школы №5 является то, что, это учреждение является государственным состоит на бюджете и осуществляет свою деятельность по смете расходов, а также на основе экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации введенным с 2001 года. Учреждение  занимается предпринимательской деятельностью и  ведением налогового учёта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛОССАРИЙ

1.     Учетная политика организации - это внутренний документ организации, раскрывающий всем заинтересованным лицам особенности бухгалтерского (налогового) учета этой организации в конкретном отчетном периоде.

2.     Реклассификация - процесс переноса скорректированных остатков со счетов в российском Плане счетов на предлагаемый План счетов МСФО.

3.     Агрегирование - объединение, суммирование экономических показателей по какому-либо признаку для получения обобщенных, совокупных показателей.

4.     Аналитические регистры налогового учета - сводные формы систематизации данных налогового учета за отчетный (налоговый) период, сгруппированных в соответствии с требованиями НК РФ, без распределения по счетам бухгалтерского учета.

  1. Консолидированная отчетность - под консолидированной финансовой отчетностью понимается систематизированная информация, отражающая финансовое положение, финансовые результаты деятельности и изменения финансового положения рассматриваемых в целях составления данной отчетности как единый хозяйствующий субъект в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности (далее – МСФО) организации, других организаций, иностранных организаций.
  2. Консолидированный баланс - сводная бухгалтерская отчетность о деятельности и финансовых результатах материнского и дочерних обществ в целом
  3. Нематериальные активы - являются активы, либо не имеющие материально-вещественной формы, либо материально-вещественная форма которых не имеет существенного значения для их использования в хозяйственной деятельности, способные приносить доход и приобретенные с намерением использовать в течение длительного периода (свыше одного года).
  4. Имущественная обособленность означает, что имущество и обязательства предприятия существуют отдельно от имущества и обязательств собственников.
  5. Непрерывность деятельности предприятия означает, что, принимая какое-либо решение по вопросам учетной политики, исходят из того, что предприятие будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем и у него отсутствует намерение или необходимость ликвидации или существенного сокращения деятельности и, следовательно, обязательства будут погашаться в остановленном порядке
  6. Последовательное применение учетной политики - это когда избранные предприятием способы ведения бухгалтерского учета,  применяются последовательно от одного периода к другому.
  7. Документооборот - это движение документов с момента их получения или создания до завершения исполнения отправки или сдачи в дело
  8.  Непроизведенные активы - Различают природные активы (земля, недра, естественные биологические ресурсы, водные ресурсы) и непроизведенные нематериальные активы (ценные бумаги, юридические документы), которые возникают в связи с процессами производства и периодически переходят от одних лиц к другим.
  9.  Реорганизация - Реорганизация предприятий является как одной из форм создания, так и одной из форм ликвидации юридического лица, причём одновременно могут создаваться и ликвидироваться несколько юридических лиц. Реорганизация предприятий необходима также при смене организационной формы предприятия, изменение уставного капитала, корректировке учредительных документов.
  10. Дебет - левая сторона бухгалтерского счета. В активных счетах Д. означает увеличение учитываемых сумм, а в пассивных счетах - уменьшение. Д. показывает наличие учитываемых ценностей на начало каждого месяца и их поступление в течение месяца. Каждая операция в бухгалтерском учете в одинаковых суммах записывается дважды: в дебете одного счета и кредите другого.
  11.  Дебиторская задолженность - имущественные права (требования), принадлежащие организации-должнику как кредитору по неисполненным денежным обязательствам третьих лиц по оплате фактически поставленных товаров, выполненных работ или оказанных услуг.
  12.  Кредит - правая сторона бухгалтерского счета. По активным и активно-пассивным счетам, увеличение кредита означает стоимости имущества или имущественных прав организации. По пассивным счетам, увеличение кредита означает увеличение собственных средств организации (источников).

17.      Малоценные предметы - представляют собой группу средств, участвующих в  производственном процессе   предприятий   в   качестве   орудий    труда    (инструменты    и приспособления), хозяйственного инвентаря (столы, стулья  и  т.д.),  средств защиты   работающих   от   вредных   воздействий   производственной    среды (спецодежда, спецобувь  и  др.). 

18.                       Счетоводство - Ведение счетов, работа со счетами от их оформления и до получения конечного результата

19.                        Минимальный размер оплаты труда - оплата труда в размере не ниже размера прожиточного минимума трудоспособного человека.

20.                       Журнал-ордер - бухгалтерский регистр, построенный по шахматному принципу на свободных листах специального разграфления.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Нормативно-правовые акты

1.     Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»

2.     Федеральным законом от 21.11.1996 № 129-ФЗ  «О бухгалтерском учете»

3.     Федеральный закон «О бухгалтерском учете» № 129 – ФЗ от 21.11.1996 г., (с изм. и доп. от 23.07.1998 г., 28.03., 31.12.2002 г., 11.01.2003 г.) // СЗРФ от 25.11.1996 г. №48

4.     Закон РФ "Об образовании" от 10 июля 1992 г. N 3266-I

5.     7Приказ Минфина РФ №60н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету» Учетная политика организации «ПБУ 1/98» (с изм. и доп. от 30.12.1999 г.) // «Российская газета» от 20.01.2000 г.

6.     Приказ Минфина РФ №94н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и Инструкции по его применению» от 31.10.2000 г. // «Финансовая газета» ноябрь 2000 г., №46, 47.

7.     Приказ Минфина РФ №60н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету» Учетная политика организации «ПБУ 1/98» (с изм. и доп. от 30.12.1999 г.) // «Российская газета» от 20.01.1999 г.

8.     Приказ Минфина России от 10.02.2006 № 25н «Об утвеждении Инструкции по бюджетному учету»

9.     Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации от 29 июля 1998г. № 34н

10. Распоряжение Минимущества России от 13.05.2002 № 1185-р

11. Налоговый Кодекс РФ

12. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 21 октября
1994  года № 51-ФЗ (в ред. от 27.07.2006 г.) // СЗ РФ.-   1994.  - №32.

13. Козлова Е.П. Бухгалтерский учет в организациях: Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2004

14. Кондраков Н. П. Бухгалтерский учет: Учебное пособие. – 4-е изд., перераб. И доп. – М.: ИНФРА-М, 2004

15. Кутер М.И. Бухгалтерский учет: основы теории. Учеб. пособие. - М.: Экспертное бюро-М, 2000.

16. Лобушин Н.П., Жаринов В.В.,Бородина Н.В. Теория бухгалтерского учета: Учеб. пособие для вузов. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: ЮНИТИ ДАНА, 2002.

17. Минфин внесет поправки в учетную политику в 2009 или 2010 году. ИА "Клерк.Ру". Отдел новостей.

18. Н. В. Пошерстник, М. С. Мейксин. Самоучитель по бухгалтерскому учету (9-е изд.) - СПБ.: «Издательский дом Герда», 2004.

19. Соколов Я.В. Основы теории бухгалтерского учета. — М.: Финансы и статистика, 2000



СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ

1.     ЛИФО - Метод оценки по себестоимости последних по времени приобретений. От английского Last in last out (последним пришел, последним ушел)

2.     ФИФО - Метод оценки по себестоимости первых по времени приобретений. От английского first in first out (первым пришел, первым ушел).

3.     ЖО - журнал-ордер

4.     ПД - приносящая доход деятельность

5.     КОСГУ - Классификации операций сектора государственного управления

6.     НДС – налог на добавленную стоимость

7.     НМА – нематериальные активы

8.     ОКОФ - Общероссийский классификатор основных фондов

9.     НФА - Национальная фьючерсная ассоциация - в США - основанная в 1982г.

10.                        ЭВМ – электронные вычислительные машины

11.                        ОКУД - Общероссийский классификатор управленческой документации

12.                        АСУ – автоматизированные системы управления

13.                        ПД – предпринимательская деятельность

14.                        РФ – Российская Федерация

15.                        НДФЛ  - налог на доходы физических лиц

16.                        ЕСН - единый социальный налог

17.                        НП - налога на прибыль

18.                        МСФО – международные стандарты финансовой отчетности

19.                        ГНИ – государственная налоговая инспекция

20.                        МРОТ – минимальный размер оплаты труда



1Соколов Я.В. Основы теории бухгалтерского учета. — М.: Финансы и статистика, 2000. С. – 202.

2Н. В. Пошерстник, М. С. Мейксин. Самоучитель по бухгалтерскому учету (9-е изд.) - СПБ.: «Издательский дом Герда», 2004. С. – 544.

3Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации от 29 июля 1998г. № 34н.

4Кутер М.И. Бухгалтерский учет: основы теории. Учеб. пособие. - М.: Экспертное бюро-М, 2000. С. – 478.

5Кондраков Н. П. Бухгалтерский учет: Учебное пособие. – 4-е изд., перераб. И доп. – М.: ИНФРА-М, 2004. С. – 588.

6Кондраков Н. П. Бухгалтерский учет: Учебное пособие. – 4-е изд., перераб. И доп. – М.: ИНФРА-М, 2004. С. – 592.

7Приказ Минфина РФ №60н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету» Учетная политика организации «ПБУ 1/98» (с изм. и доп. от 30.12.1999 г.) // «Российская газета» от 20.01.2000 г.

8Козлова Е.П. Бухгалтерский учет в организациях: Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2004. с. – 23.

9Приказ Минфина РФ №60н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету» Учетная политика организации «ПБУ 1/98» (с изм. и доп. от 30.12.1999 г.) // «Российская газета» от 20.01.1999 г.

10Федеральный закон «О бухгалтерском учете» № 129 – ФЗ от 21.11.1996 г., (с изм. и доп. от 23.07.1998 г., 28.03., 31.12.2002 г., 11.01.2003 г.) // СЗРФ от 25.11.1996 г. №48, ст. 5369.

11Кондраков Н. П. Бухгалтерский учет: Учебное пособие. – 4-е изд., перераб. И доп. – М.: ИНФРА-М, 2004. С. – 593.

12Приказ Минфина РФ №94н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и Инструкции по его применению» от 31.10.2000 г. // «Финансовая газета» ноябрь 2000 г., №46, 47.

13Лобушин Н.П., Жаринов В.В.,Бородина Н.В. Теория бухгалтерского учета: Учеб. пособие для вузов. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: ЮНИТИ ДАНА, 2002. С. – 42.

14Приказ Минфина РФ №60н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету» Учетная политика организации «ПБУ 1/98» (с изм. и доп. от 30.12.1999 г.) // «Российская газета» от 20.01.2003 г.

15Лобушин Н.П., Жаринов В.В.,Бородина Н.В. Теория бухгалтерского учета: Учеб. пособие для вузов. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: ЮНИТИ ДАНА, 2002. С. – 42.

[16] Приказ Минфина России от 10.02.2006 № 25н «Об утвеждении Инструкции по бюджетному учету»

[17] Закон РФ "Об образовании" от 10 июля 1992 г. N 3266-I

[18] Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 21 октября
1994  года № 51-ФЗ (в ред. от 27.07.2006 г.) // СЗ РФ.-   1994.  - №32.-ст.2

[19] Федеральным законом от 21.11.1996 № 129-ФЗ  «О бухгалтерском учете», ст. 7

[20] Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании», ст. 39 п. 11 (в ред. от 29.12.2004 г.)

[21] Минфин внесет поправки в учетную политику в 2009 или 2010 году

ИА "Клерк.Ру". Отдел новостей.


Страницы: 1, 2, 3


© 2010 РЕФЕРАТЫ