Управление финансами, планирование финансов и финансовый контроль
Под
функциями планирования понимаются обособившиеся виды труда, порождаемые
разделением труда внутри процесса планирования, то есть любая работа,
любое действие, совершаемое в процессе формирования плана и направленное на
изменение состояния предприятия.
Цели планирования могут быть различны на разных
предприятиях. Функциям планирования может придаваться разное значение в
зависимости от вида и величины предприятия.
В состав функций
планирования входят следующие:
1)
Уменьшение сложности.
Важнейшей
функцией планирования является преодоление реально существующей
сложности планируемых объектов и процессов.
2)
Мотивация.
С
помощью процесса планирования должно инициироваться эффективное
использование материального и интеллектуального потенциала предприятия.
3)
Прогнозирование.
Одной
из функций планирования является как можно более точное
прогнозирование состояния как внешней, так и внутренней среды предприятия
путем систематического анализа всех факторов. Качество прогноза
определяет и качество плана.
4)
Обеспечение безопасности.
Планирования
должно учитывать фактор риска, чтобы избежать или уменьшить его.
5)
Оптимизация.
В
соответствии с данной функцией планирование должно обеспечить выбор
допустимых и наилучших, с точки зрения ограничений, альтернатив
использования ресурсов.
6)
Функция координации и интеграции.
Планирование
должно объединять людей, как в процессе разработки плана, так и в процессе
его реализации. Так же должно предотвращать конфликты, учитывать
интеграцию различных сфер деятельности предприятия.
7)
Функция упорядочения.
С
помощью планирования создается единый порядок действий всех работников
предприятия.
8)
Функция контроля.
При
помощи планирования можно наладить эффективную систему контроля за
производственно-хозяйственной деятельностью, анализировать работу всех
подразделений предприятия.
9)
Функция документирования.
Планирование
обеспечивает документированное представление хода
производственно-хозяйственной деятельности.
10)
Функция воспитания и обучения.
Планирование
оказывает воспитательный эффект посредством образцов рациональных действий
и позволяет учиться на ошибках.
Финансовый
план предприятия – это документ, отражающий объем поступления и
расходования денежных средств, фиксирующий баланс доходов и направления
расходов предприятия, включая платежи в бюджет на планируемый период.
В
современной рыночной экономике усилилась стимулирующая роль финансов в
повышении эффективности производственно-хозяйственной деятельности.
Финансовые планы перестали носить директивный характер.
В
то же время значительно повысилась ответственность финансовых работников
предприятия за качество принятых плановых решений. Увеличился риск при
формировании стратегии развития предприятия: работать прибыльно или стать
банкротом.
Рыночная
концепция управления предприятиями вызвала подлинный интерес руководителей
и специалистов к зарубежным моделям финансового планирования. Владение
этими моделями, средствами и методами финансового планирования вошло в
число основных профессиональных требований, предъявляемых к руководителям и
специалистам предприятий и объединений.
Финансовое
планирование на предприятии осуществляется планово-экономическим и
финансовым отделами.
Основная
цель финансового планирования состоит в том, чтобы сбалансировать
намеченные расходы предприятия с финансовыми возможностями.
Финансовый
план составляется в виде баланса доходов и расходов, а также расчетных
форм для определения статей баланса.
Состав
показателей такого плана может быть различной степени детализации.
Поэтому форму финансового плана следует согласовывать с вышестоящей
организацией, а также органами, куда он может представляться.
Финансовое планирование
представляет собой составную часть народно-
хозяйственного планирования, базируется на показателях
плана социально-экономического развития, направлено на координацию
деятельности всех органов финансовой системы.
Главным
объектом финансового планирования являются звенья финансов, получающие в плане свое
количественное выражение. Движение средств конкретного денежного фонда
выражается и закрепляется в соответствующих финансовых планах, которые
объединены в единую систему.
Финансовые
планы имеют все звенья финансовой системы, причем форма финансового плана,
состав его показателей отражают специфику соответствующего звена финансовой
системы. Так, предприятия и организации, функционирующие на коммерческих
началах, составляют балансы доходов и расходов; учреждения, осуществляющие
некоммерческую деятельность, сметы; общественные объединения, страховые
компании финансовые планы; органы государственной власти бюджеты
различных уровней.
Конкретные
задачи финансового планирования определяются финансовой политикой. Это
определение объема денежных средств и их источников, необходимых для выполнения
плановых заданий; выявление резервов роста доходов, экономии в расходах;
установление оптимальных пропорций в распределении средств между
централизованными и децентрализованными фондами.
Финансовое
прогнозирование предвидение возможного финансового положения, обоснование
показателей финансовых планов. Финансовое прогнозирование предшествует стадии
составления финансовых планов, вырабатывает концепцию финансовой политики на
определенный период развития. Целью финансового прогнозирования является
определение реально возможного объема финансовых ресурсов, источников
формирования и их использования в прогнозируемом периоде. Прогнозы позволяют
наметить разные варианты развития и совершенствования системы финансов, формы и
методы реализации финансовой политики.
Финансовое
прогнозирование предполагает применение различных методов- построение
эконометрических моделей, описывающих динамику показателей финансовых планов в
зависимости от факторов, определяющих или влияющих на экономические процессы;
-
корреляционно-регрессионный анализ;
- метод
экспертной оценки.
Финансовое
программирование метод финансового планирования, использующий
программно-целевой подход, в основе которого заложены четко сформулированные
цели и средства их достижения, предполагает- установление приоритетов расходов
по направлениям;
- повышение
эффективности расходования средств;
-
прекращение финансирования в соответствии с выбором альтернативного варианта.
Выбор
варианта программы зависит, прежде всего, от экономических факторов
(ресурсных). При этом учитываются не только масштабы, значение и сложность
достижения цели, но и размеры имеющихся заделов, ожидаемый суммарный эффект,
потенциальные потери от недостижения цели.
Финансовое
регулирование социально-экономических процессов представляет собой организуемую
государством деятельность по использованию всех аспектов финансовых отношений в
целях корректировки параметров воспроизводства. Субъектами финансового
регулирования выступают государственные структуры, а объектами доходы и расходы
участников общественной системы.
Основная
задача, решаемая в ходе финансового регулирования, связана с установлением
пропорций распределения накопления, обеспечивающих максимально возможное удовлетворение
потребностей общества, как на макро , так и на микроуровне.
Финансовыми
регуляторами рыночного хозяйства являются- налоги и неналоговые платежи в
бюджет;
- финансовые
льготы и санкции;
- общие и
целевые субсидии;
- доходы и
расходы внебюджетных фондов;
- доходы и
расходы государственных предприятий и организаций.
Финансовому
воздействию присущи прямые, косвенные и смешанные формы регулирования.
Прямое
влияние на ход рыночных процессов оказывается: с помощью взимания прямых
общегосударственных налогов; посредством применения повышенных или пониженных
ставок налогов и платежей в бюджет и в централизованные внебюджетные фонды; при
изменении нормативов государственных расходов; в результате взимания штрафов,
пени, неустоек за нарушение финансовой дисциплины. Все это прямо изменяет и
уровень доходов субъектов воспроизводства и рыночную конъюнктуру.
К
косвенным формам регулирования относится: косвенное государственное
налогообложение и осуществление текущих государственных расходов.
Среди
смешанных форм финансового воздействия выделяются: местные налоги, система
неналоговых платежей в бюджет, льготное налогообложение и льготное
финансирование отдельных сфер деятельности и мероприятий, нормативы образования
и использования децентрализованных внебюджетных фондов и фондов государственных
предприятий и организаций.
Процесс
планирования
Предприятие должно осуществлять планирование и контроль в
двух основных экономических областях. Речь идет о прибыльности (рентабельности)
его работы и финансовом положении. Поэтому бюджет (план) по прибыли и
финансовый план (бюджет) являются центральными элементами внутрифирменного
планирования.
Планирование потребности в оборотном капитале. На
предприятии необходимо проводить планирование использование как основного, так
и оборотного капитала. Важным фактором планирования использования оборотного
капитала является планирование времени поступления дохода и расхода. Наличие
оборотного капитала предприятия должно покрывать расходы со времени начала
производства до оплаты продукта потребителем.
Планирование потребностей в основном капитале. По мере
развития предприятия станки изнашиваются, изменяется технология, требуются
новые здания, оборудование, компьютеры. Часто сроки приобретения основного капитала
достаточно велики.
Это означает, что важно включить финансовое планирование
в процесс стратегического планирования предприятия. Если предприятие хочет
завоевать новые рынки и расширить производство продукта, оно должно
позаботиться о потребности в капитале в процессе формирования долгосрочных
планов по маркетингу и основных исследований по производственным методам.
Планирование источников дохода. Известно много
источников фондов предприятия, включая доход от продажи продукции, инвестиции
ее собственников, а также займа. Задача прежде всего состоит в нахождении
лучшего источника для каждой потребности и именно в то время, когда возникает
такая потребность.
Качественное планирование заключается в том, чтобы
получать необходимые фонды не только вовремя, но и по самой низкой цене. Для
этого нужно найти банк, который может их предоставить в настоящее время,
соотнести источник фондов с целью, для которой они будут использоваться,
сбалансировать различные источники, так как нельзя полагаться лишь на банковские
займы, только на выпуск акций или поступлений с доходов. В частности, нужно
правильно выбрать время: продавать акции, когда рынок акций процветает, не
брать взаймы, когда учетные ставки высоки и т.д.
Финансовый контроль
Назначение
финансового контроля заключается в содействии успешной реализации финансовой
политики государства, обеспечении процесса формирования и эффективного
использования финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях народного хозяйства.
Финансовый контроль является формой реализации контрольной функции финансов.
По
определению, финансовый контроль - это совокупность действий и операций по
проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов
хозяйствования и управления с применением специфических форм и методов его
организации. Для осуществления финансового контроля создаются особые
контрольные органы, укомплектованные высококвалифицированными специалистами. Их
права, обязанности и ответственность строго регламентированы, в том числе и в
законодательном порядке. Объектом финансового контроля являются денежные,
распределительные процессы при формировании и использовании финансовых
ресурсов, в том числе в форме фондов денежных средств, на всех уровнях и
звеньях народного хозяйства. Непосредственным предметом проверок выступают
такие финансовые (стоимостные) показатели, как прибыль, доходы, налог на
добавленную стоимость, рентабельность, себестоимость, издержки обращения,
отчисления на различные цели и в фонды. Эти показатели имеют синтетический
характер, поэтому контроль за их выполнением, динамикой, тенденциями охватывает
все стороны производственной, хозяйственной и коммерческой деятельности
объединений, предприятий, учреждений, а также механизм финансово-кредитных
взаимосвязей.
Сферой
финансового контроля являются практически все операции, совершаемые с
использованием денег, а в некоторых случаях и без них (бартерные сделки и т.
п.). Контролю подлежат не только плохо работающие предприятия и организации, но
и имеющие нормальные результаты деятельности. Финансовый контроль включает
проверку: соблюдения требований экономических законов, оптимальности пропорций
распределения и перераспределения стоимости валового общественного продукта и
национального дохода; составления и исполнения бюджета (бюджетный контроль);
финансового состояния и эффективного использования трудовых, материальных и
финансовых ресурсов предприятий и организаций, бюджетных учреждений, а также
налоговый контроль; другие направления.
Перед
финансовым контролем стоят следующие задачи: содействие сбалансированности
между потребностью в финансовых ресурсах и размерами денежных доходов и фондов
народного хозяйства; обеспечение своевременности и полноты выполнения
финансовых обязательств перед государственным бюджетом; выявление
внутрипроизводственных резервов роста финансовых ресурсов, в том числе по
снижению себестоимости и повышению рентабельности; содействие рациональному
расходованию материальных ценностей и денежных ресурсов на предприятиях, в
организациях и бюджетных учреждениях, а также правильному ведению
бухгалтерского учета и отчетности; обеспечение соблюдения законодательства и
нормативных актов, в том числе в области налогообложения предприятий,
относящихся к различным организационно-правовым формам; содействие высокой
отдаче внешнеэкономической деятельности предприятий, в том числе по валютным
операциям и др.
Финансовый
контроль тесно связан с ответственностью предприятий, организаций, учреждений,
а также государственных и финансово-банковских структур за выполнение
финансовой дисциплины. Эта ответственность может быть выражена как в
административных, так и в экономических (материальных) мерах воздействия на
нарушителя финансовой дисциплины. В зависимости от субъектов, осуществляющих
финансовый контроль, различают государственный, внутрихозяйственный и
независимый (аудиторский) финансовый контроль.
Государственный
финансовый контроль реализуется через общегосударственный и ведомственный.
Общегосударственный финансовый контроль осуществляют органы государственной
власти и управления. Он направлен на объекты, подлежащие контролю независимо от
их ведомственной подчиненности. Ведомственный финансовый контроль производят
контрольно-ревизионные отделы министерств, концернов, соответствующие
управления местных органов власти и др. Его объектом является
производственная и финансовая деятельность подведомственных предприятий, учреждений.
Внутрихозяйственный
финансовый контроль осуществляется экономическими службами предприятий,
организаций и учреждений (бухгалтерии, финансовые отделы и т. д.).
Объектом
здесь выступает производственная и финансовая деятельность самого предприятия,
а также его структурных подразделений. Независимый финансовый контроль
осуществляют специализированные аудиторские фирмы и службы. Контрольные и
консультационные услуги аудиторские фирмы оказывают всем предприятиям и
организациям на платной основе. Аудиторские фирмы являются независимыми
организациями, призванными способствовать повышению качества контроля, его
объективности. По формам проведения финансовый контроль делится на
предварительный, текущий и последующий. Предварительный финансовый контроль
осуществляется на стадии составления, рассмотрения и утверждения финансовых
планов предприятий, смет доходов и расходов учреждений и организаций, проектов
бюджетов, текстов договорных соглашений, учредительских документов и т. д.
Текущий финансовый контроль проводится в процессе исполнения финансовых планов,
в ходе осуществления хозяйственно-финансовых операций, когда проверяется
соблюдение норм и нормативов расходования товарно-материальных ценностей и
денежных средств, соответствие отпуска средств выполнению планов расходов,
использованию ранее выданных ресурсов. Предварительный финансовый контроль
осуществляется после завершения отчетного периода и финансового года в целом.
Проверяется целесообразность расходования государственных денежных средств при
исполнении бюджетов, выполнении финансовых планов предприятий и организаций,
смет бюджетных учреждений. По приемам и способам осуществления финансового
контроля различают: проверки, обследования, анализ, ревизии.
Контроль финансово - хозяйственной деятельности предприятий
проводят специальные органы. Объектом контроля является деятельность всех
экономических субъектов, т.е. предприятий независимо от их организационно -
правовых форм и
видов собственности, объединений предприятий - союзов, ассоциаций,
концернов, межотраслевых, региональных и других объединений, а также остальных
экономических субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность,
органов государственной власти и управления и органов местного
самоуправления.
Содержанием аудиторского контроля являются проверки
бухгалтерской (финансовой) отчетности, платежно - расчетной документации, других
финансовых обязательств и требований экономических субъектов. Цель аудиторской
деятельности - установление достоверности бухгалтерской (финансовой)
отчетности предприятий и соответствия совершенных ими финансовых и
хозяйственных операций действующему законодательству.
Результатом проверок аудиторской фирмы становится
подтверждение или неподтверждение реальности данных, содержащихся в отчетности.
Если говорить о всестороннем контроле за финансово - хозяйственной
деятельностью предприятия, получившем название внутреннего аудита, то он
нацелен на предварительную проверку правильности отражения финансовых
результатов, полноты и своевременности уплаты налогов в бюджет, распределение
прибыли, выплаты дивидендов и пр. Вкупе с анализом финансового состояния
предприятия на основе специальных показателей внутренний контроль является
инструментом управления финансами предприятия.
Задачи финансового контроля
Финансовый
контроль, с одной стороны одна из завершающих стадий управления финансами, а с
другой он выступает необходимым условием эффективности управления ими.
Финансовый
контроль, являясь формой реализации контрольной функции финансов, представляет
собой совокупность действий и операций за соблюдением финансово-экономического
законодательства и финансовой дисциплиной в процессе формирования и использования
денежных фондов на макро и микроуровне с целью обеспечения целесообразности и
эффективности финансово-хозяйственных операций.
Объектом
финансового контроля являются денежные отношения, перераспределительные
процессы при формировании и использовании финансовых ресурсов, в том числе в
форме денежных фондов на всех уровнях и во всех звеньях хозяйства. Финансовый
контроль включает- проверку соблюдения экономических законов (оптимальности
распределения и перераспределения национального дохода);
- составления и
исполнения бюджетного плана (бюджетный контроль);
- эффективности
использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов предприятий и
организаций, бюджетных учреждений;
- налоговый
контроль.
Финансовый контроль
преследует следующие задачи- содействие сбалансированности между потребностью
в финансовых ресурсах и размерами денежных фондов;
- обеспечение
своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед
государственным бюджетом;
- выявление
внутрипроизводственных резервов увеличения финансовых ресурсов.
Важную
роль в обеспечении качества финансового контроля играет уровень организации
учета в стране бухгалтерского, бюджетного, налогового. Отчетная документация
главный объект финансового контроля. Успешное и эффективное проведение
финансового контроля зависит от уровня организации и видов контроля, форм и
методов его проведения.
В
зависимости от субъектов контроля, осуществляющих финансовый контроль, различают
следующие его виды:
- общегосударственный
контроль, проводится органами государственной власти. Главная цель обеспечить
интересы государства и общества по поступлению доходов и при расходовании
государственных средств;
- ведомственный
контроль, осуществляется контрольно-ревизионными управлениями, другими
структурами министерств и ведомств, охватывает деятельность подотчетных им
предприятий, учреждений и организаций;
-
внутрихозяйственный контроль проводится экономическими и финансовыми службами
предприятий и организаций. Объект контроля хозяйственная и финансовая
деятельность;
- общественный
контроль осуществляют неправительственные организации. Объект контроля зависит
от стоящих перед ними задач;
- независимый
контроль проводится специальными органами: аудиторскими фирмами и другими
службами.
К
методам финансового контроля относятся- проверка производится по отдельным
вопросам финансово-хозяйственной деятельности на основе отчетных, балансовых и
расходных документов. В процессе проверки выявляются нарушения финансовой
дисциплины и намечаются мероприятия по их устранению.
- Обследование
охватывает отдельные стороны деятельности предприятий, организаций и
учреждений.
- Надзор проводится
контролирующими органами за экономическими субъектами, получившими лицензию на
определенный вид финансовой деятельности: страховую, банковскую и др. Он
предполагает контроль за соблюдением нормативов и правил.
- Экономический
анализ, как разновидность финансового контроля, имеет целью детальное изучение
периодической или годовой финансовой и бухгалтерской отчетности с целью общей
оценки результатов хозяйственной деятельности, финансового состояния и
обоснования возможностей их эффективного использования.
- Ревизия наиболее
распространенная форма финансового контроля, представляющая собой
взаимосвязанный комплекс проверок финансово-хозяйственной деятельности
предприятий, учреждений и организаций. Ревизия проводится для установления
целесообразности, обоснованности, экономической эффективности совершенных
хозяйственных операций, проверки финансовой дисциплины, достоверности данных
бухгалтерского учета и отчетности для выявления нарушений и недостатков в
деятельности ревизуемого объекта.
Контроль
осуществляют законодательные органы власти, исполнительные органы управления,
финансовые, налоговые и кредитные учреждения, страховые организации,
госкомитеты, министерства и ведомства; финансовые службы предприятий,
организаций и учреждений.
Значение финансового контроля
Значение
финансового контроля выражается в том, что при его проведении проверяется, в
первую очередь, соблюдение правопорядка,экономическая обоснованность и
эффективность осуществляемых действий, соответствие их задачам государства; он
служит важным способом обеспечения законности и целесообразности проводимой
финансовой деятельности с учетом эффективного развития социально-экономической
сферы в целом. Основными направлениями финансового контроля в отношениях,
регулируемых финансовым правом, являются:
- проверка функций
по аккумуляции, распределению и использованию финансовых ресурсов;
- проверка
выполнения финансовых обязательств перед государством и органами местного
самоуправления;
- проверка
правильности использования предприятиями и организациями находящихся в их
собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении денежных ресурсов
(бюджетных, собственных, кредитных, внебюджетных средств и любых других
материальных активов);
- проверка
соблюдения правил совершения финансовых операций, расчетов и хранения денежных
средств;
- выявление
внутренних резервов;
- устранение и предупреждение
нарушений финансовой дисциплины.
В
результате реализации задач финансового контроля укрепляется финансовая
дисциплина, т.е. четкое соблюдение установленных правил образования,
распределения, использования денежных средств. Объект финансового контроля не
ограничивается проверкой только денежных средств. Он также означает контроль за
использованием материальных, трудовых, природных и других ресурсов.В условиях
перехода к рыночным отношениям усиливается значение повседневного контроля
собственника.
Предприятиям и фирмам предоставлены
права самостоятельно действовать в соответствии с принятой учетной политикой и
международными стандартами бухгалтерского учета и отчетности. В этих условиях
функционально обособленного направления экономической работы на фирме
становится необходимой организация контроля, которая обеспечивала бы принятие
оперативных, стратегических и перспективных управленческих решений. Контроль на
предприятии (контроллинг) включает текущий сбор и обработку информации,
проверку отклонений фактических показателей деятельности фирмы от нормативных
или плановых и, что более важно, - подготовку рекомендаций для принятия
решений. Координируя деятельность всей системы управления фирмой по достижению
поставленной цели, контроль обеспечивает выполнение функции «управление
управлением» и является синтезом планирования, учета, экономического анализа,
организации информационных, денежных потоков, документооборота. Контроль
выявляет слабые стороны позволяет оптимально использовать ресурсы, вводить в
действие резервы, а также избежать банкротства и кризисных ситуаций. Контроль
на предприятии включается в процесс управления, установление целей, разработку
бизнес-планов, бюджетов, мониторинга, оперативной работы, отклонений от
намеченных целей на всех этапах жизни товара: от его создания до реализации. В
современных условиях при создании новых изделий, организации неиспользованной
работы, достижений науки и техники роль контроля будет усиливаться.
Виды
финансового контроля
Финансовый
контроль подразделяется на несколько видов по разным основаниям. В зависимости
от времени проведения он может быть предварительным, текущим, последующим.
Предварительный финансовый контроль относится, как правило, к документам,
подлежащим утверждению проектам бюджета, финансовым планам, кредитным заявкам и
т.п. Текущий финансовый контроль это контроль в процессе совершения денежных
операций. Последующий финансовый контроль осуществляется после совершения
финансовых операций, использования денежных средств, уплаты налогов и сборов.
Выделяется также обязательный и инициативный финансовый контроль. Обязательный
проводится в силу требований законодательства, по решению компетентных
органов, а инициативный контроль проводится по самостоятельному решению субъекта.
В зависимости от органов, проводящих контроль, можно выделить следующие его
виды: представительных органов государственной власти, аппарата Президента,
исполнительных органов, финансово-кредитных органов, ведомственный и
внутрихозяйственный, общественный, аудиторский. Существует также ведомственный
финансовый контроль контроль министерств, ведомств, других органов
исполнительной власти. Такой контроль осуществляют структурные
контрольно-ревизионные подразделения ведомств. К основным задачам такого
контроля относятся: контроль за выполнением плановых заданий, состоянием
бухгалтерской работы и т.п.
Контроль — важнейшее звено системы управления производством,
испытанное средство достижения целей управления. В условиях реформы экономики и
системы управления требуется совершенствование системы контрольной работы,
усиления контроля во всех звеньях и процессах управления производством.
Контроль является широко распространенным объективным
явлением в экономической жизни общества. Он тесно слит с другими явлениями,
поэтому не всегда обнаруживается его важная роль во всех без исключения процессах
управления производством. Контроль в системе управления не осуществляется
автоматически. Эта сфера субъективного творчества миллионов руководителей и
специалистов, органов руководства, трудовых коллективов, общественных и
государственных организаций, трудящихся. Для понимания действительной роли
контроля необходимо его качественное обособление и самостоятельный анализ этой
сферы теории и практики управления. Задача комплексной документальной ревизии
производственной и финансово-хозяйственной деятельности заключается не только
в том, чтобы вскрыть имеющиеся недостатки и нарушения, но и в том, чтобы
оказать организации помощь в разработке конкретных мероприятий по их
устранению. Следовательно, реализация материалов ревизии является одним из ее
этапов. Основная задача на этом этапе состоит в оказании реальной помощи в
устранении вскрытых ревизией недостатков и нарушений и в улучшении работы данной
организации.
Заключение
Финансы занимают особое место в экономических
отношениях. Их специфика проявляется в том, что они всегда выступают в денежной
форме, имеют распределительный характер и отражают формирование и использование
различных видов доходов и накоплений субъектов хозяйственной деятельнсоти сферы
материального производства, государства и участников непроизводственной сферы.
Финансовые отношения существуют объективно, но имеют
конкретные формы проявления, соответствующие характеру производственных
отношений в обществе. В современных условиях формы финансовых отношений
претерпевают серьезные изменения. Становление рынка и предпринимательства предполагает
не только разгосударствление экономики, приватизацию предприятий, их
демонополизацию для создания свободного экономического сектора, развитие
конкуренции, либерализацию цен и внешнеэкономических связей предприятий, но и
финансовое оздоровление народного хозяйства, создание адекватной системы финансовых
отношений.
Финансы
предприятий, будучи частью общей системы финансовых отношений, отражают процесс
образования, распределения и использования доходов на предприятиях различных
отраслей народного хозяйства и тесно связаны с предпринимательством, поскольку
предприятие является формой предпринимательской деятельности.
Список
использованной литературы
1. Финансы предприятий. Москва 1995г.
Е.И.Бородина,
Ю.С.Голикова, Н.В.Колчина, З.М.Смирнова.
2. Анализ хозяйственно-финансовой деятельности
предприятий. Москва 1988 г.
В.А.Раевский.
3. Экономика фирмы. Москва 1994г.
Й.Ворст, П.Ревентлоу.
4. Введение в бизнес. Ижевск 1991г.
Под общей редакцией
Б.И.Домненко, В.Д.Камаева.
5. Финансовый контроль. М.: ЮНИТИ, 2004 г
Поляк
Г.Б.
Страницы: 1, 2
|