бесплатные рефераты

Управление инновационным проектом

Состав бизнес-плана и степень его детализации зависят от вида инновационного проекта, т.е. масштабов, значения для народного хозяйства, научной направленности, размеров предполагаемого рынка сбыта и наличия конкурентов.


2.3  Оформление проектной документации

 

Разработка инновационного проекта завершается подготовкой проектной документации. Единый состав проектной документации пока не установлен и в каждом конкретном случае ее состав определяется в исходном задании. Инновационный проект любого уровня должен включать следующие разделы:

- содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения в рамках проекта;

- основные цели и задачи, сроки и этапы реализации проекта;

- система мероприятий программы проекта;

- состав НТС;

- ресурсное обеспечение проекта за счет средств федерального бюджета и внебюджетных источников, бюджетов субъектов РФ и т.д.;

- оценка эффективности, социально-экономических и экологических последствий от реализации проекта;

- механизм реализации проекта;

- организация управления проектом и контроль за ходом его реализации.

Каждый из перечисленных разделов представляется табличным или графическим материалом. К проекту должны быть приложены пояснительная записка и бизнес-план с социально-экономическими обоснованиями.

При оформлении проекта можно выделить выполнение следующих процедур:

- подготовка проектной документации;

- проектирование организационных мероприятий по реализации проекта;

- утверждение проекта;

- распределение заданий проекта по соответствующим планам;

- составление координационных планов решения проблемы на ближайший период;

- подготовка заказов-нарядов на проведение работ.






















3.    Основные критерии оценки и эффективность инновационных проектов

 

3.1  Основные критерии оценки инновационных проектов


При реализации инновационных проектов приоритетными и поддерживаемыми со стороны государства должны быть те проекты, которые ориентированы на конечные социально-экономические результаты. В Приложении приведен рекомендуемый перечень критериев инновационных проектов.

Важно отметить, что показатели верхнего уровня, приоритетные направления  - это показатели, важные для уровня народного хозяйства в целом. Они являются обязательными для оценки и контроля на всех последующих более низких по иерархии уровнях, решающих частные задачи (социально-экономические приоритеты и ключевые проблемы; приоритетные направления НТП; государственные научно-технические программы; проекты, реализующие эти программы). На следующем уровне ключевых проблем (например, обеспечение теплом и энергией) добавляются внутренние автономно используемые на этом уровне характеристики.

В результате формируется система критериев, которая дает возможность оценить вклад инновационного проекта любого уровня в достижении конечных целей реформ и использовать эту информацию для соответствующего распределения ресурсов на реализацию таких проектов.

Полная оценка инновационного проекта включает в себя анализ всех вышеперечисленных критериев и основных элементов реализации проекта. Для того чтобы свести полученные результаты в единое целое для получения общей оценки, можно использовать критерии, перечисленные в таблице 3.1.


                                                                                                  Таблица 3.1


Критерии

Оценка

1

2

3

4

5

Цели, стратегия, политика и ценности предприятия






1. Совместимость проекта с текущей стратегией






2. Согласованность проекта с представителями потребителей о предприятии






3. Соответствие проекта отношению предприятия к риску






4. Временный аспект риска






Маркетинг






1. Соответствие проекта определенным потребностям рынка






2. Оценка общей емкости рынка






3. Оценка доли рынка






4. Вероятность коммерческого успеха






5. Возможный объем продаж






                                                                           Продолжение табл. 3.1


Критерии

 

Оценка

 

1

 

2

 

3

 

4


5

6. Оценка конкурентов







7. Согласованность с существующими каналами сбыта






8. Общественное мнение о новом продукте






Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы






1. Соответствие проекта инновационной стратегии предприятия






2. Вероятность технического успеха






3. Стоимость и время разработки проекта






4. Отсутствие патентных нарушений






5. Наличие научно-технических ресурсов






6. Возможность будущих разработок продукта и дальнейшее применение внедряемой технологии






7. Согласованность с другими инновационными проектами предприятия






8. Наличие вредных воздействий продукта и процесса его производства на окружающую среду






9. Соответствие проекта текущему и перспективному законодательству об охране окружающей среды






Финансы






1. Стоимость НИОКР






2. Затраты на производство






3. Стоимость маркетинговых исследований






4. Наличие финансовых средств и необходимые сроки






5. Согласованность с финансированием других проектов предприятия






6. Ожидаемая норма прибыли






7. Соответствие проекта критериям эффективности финансовых вложений, принятых на предприятии






Производство






1. Соответствие численности и квалификации научно-производственного персонала предприятия для реализации инновационного проекта






2. Согласованность проекта с имеющимися мощностями предприятия






3. Стоимость и наличие необходимого сырья, материалов, комплектующих изделий






4. Издержки производства






5. уровень безопасности производства









Примечание: 5 – очень высокая оценка, 4- высокая оценка, 3- удовлетворительная оценка, 2- низкая оценка, 1 – очень низкая оценка.

Для получения полной оценки инновационного проекта экспертам необходимо оценить каждую позицию, а затем на основе обобщенной оценки принимать решение об эффективности анализируемого проекта.

Для оценки качественных характеристик требуется содержательная информация, состав которой регламентируется соответствующими формами документов (вклад в крупные структурные сдвиги, повышение экономической эффективности, конкурентоспособность на внутреннем рынке, перспективность и др.).

«После выбора приоритетов следует определить стратегические направления развития инновационной деятельности и методы государственной поддержки инновационного предпринимательства. Стратегия начального этапа может включать более эффективное использование ресурсов в таких отраслях, как телекоммуникации, пищевая и легкая промышленность, строительство и лесопереработка, малый бизнес. На втором этапе возможна стратегия концентраций усилий в отраслях, где Россия имеет определенные конкретные преимущества (биотехнологии, информационные технологии, авиакосмическая и оборонная промышленность). На третьем этапе появляется возможность реализовать стратегии создания новых технологий в отраслях, где Россия имеет позиции на рынке, с последующим выходом на новые рынки.

Все три стратегии предполагают соответствующую поддержку государства, создание как внешних, так и внутренних условий. К внешним условиям можно отнести меры государственного регулирования (налоги, пошлины, тарифы), направленные на стимулирование инновационной деятельности и обеспечение конкурентоспособности.

К внутренним условиям следует отнести реструктуризацию и реформирование существующих инновационных предприятий и организаций с целью повышения эффективности менеджмента. В результате восстанавливается платежеспособность инновационных предприятий, создается потенциал роста их стоимости, инвестиционной привлекательности.

В составе внешних условий особое место занимают федеральные программы (в том числе для инновационных предприятий), а также гранты, безвозмездные субсидии для научных организаций». [3]

Можно выделить три типа разработок и соответствующих им программ.

1.                       Проекты, по которым имеются готовые образцы, составляют основу рынка инновационных программ, дающих основную практическую отдачу. Основой их маркетинга является активизация спроса на результаты инноваций и продвижение их на рынок, создание благоприятного инвестиционного климата. В основном используются косвенные методы управления (через предоставление льгот и т.п.). прямые методы и бюджетные ассигнования используются через федеральные и межгосударственные программы решения важнейших проблем развития.

2.                       Приоритетные объекты, находящиеся на завершающих стадиях, являются основой государственной, научно-технических программ, направленных на решение среднесрочных (3-7 лет) ключевых проблем.

3.                       Фундаментальные и поисковые долгосрочные (7-15 лет) ключевые проблемы развития. Основой их выполнения является базовое финансирование с мониторингом (оценка и выявление прорывных направлений, критических технологий для включения в тип 2).

Приоритетным типом разработок, требующим прямой государственной поддержки, является тип 2. главным принципом отбора научных достижений в качестве приоритетов НТП должна быть их ориентация на вклад в достижение важнейших конечных социально-экономических целей.



3.2  Эффективность инвестиционных проектов

 

«Методическими рекомендациями по оценке инвестиционных проектов и их отбору для финансирования (утвержденными Госстроем, Министерством экономики, Министерством финансов и Госкомпромом РФ №7 -12/47 от 31 марта 1994 г.) установлены следующие основные показатели эффективности инновационного проекта:

- коммерческая (финансовая) эффективность, учитывающая финансовые последствия реализации проекта для его непосредственных участников;

- бюджетная эффективность, отражающая финансовые последствия осуществления проекта для федерального, регионального и местного бюджетов;

- народнохозяйственная экономическая эффективность, учитывающая затраты и результаты, связанные с реализацией проекта, выходящие за пределы прямых финансовых интересов участников инвестиционного проекта и допускающие стоимостное измерение». [3]

Коммерческая эффективность (финансовое обоснование) проекта определяется соотношением финансовых затрат и результатов, обеспечивающих требуемую норму доходности, и рассчитывается как для проекта в целом, так и для отдельных участников с учетом их вкладов. При этом в качестве эффекта на t – шаге (3t) выступает поток реальных денег.

В рамках каждого вида деятельности происходит приток Пi (t) и отток Оi(t) денежных средств. Обозначим разность между ними через Фi (t):


Фi (t) = Пi (t) - Оi(t),

где i = 1,2,3.


Приток реальных денег Ф(t) называется разностью между притоком и оттоком денежных средств от инвестиционной и операционной деятельности в каждом периоде осуществления проекта (на каждом шаге расчета):

Ф(t) = [П1(t) – O1(t)] + [П2(t) – O2(t)] = Ф1(t) - Ф`(t).

 

Показатели бюджетной эффективности отражают влияние результатов осуществления проекта на доходы и расходы соответствующего бюджета. Основным показателем бюджетной эффективности, используемым для обоснования предусмотренных в проекте мер федеральной и региональной поддержки, является бюджетный эффект. Бюджетный эффект (Bt) для t-шага осуществления проекта определяется как превышение дохода соответствующего бюджета (Dt) над расходами (Pt) в связи с осуществлением данного проекта:

(Bt) = (Dt) - (Pt).

Интегральный бюджетный эффект В рассчитывается как сумма дисконтированных годовых бюджетных эффектов или как превышение интегральных доходов бюджета (Dинт) над интегральными бюджетными расходами (Pинт).

Показатели народнохозяйственной экономической эффективности отражают эффективность проекта с точки зрения интересов народного хозяйства в целом, а также участвующих в осуществлении проекта регионов (субъектов Федерации), отраслей, организаций.

При расчетах показателей народнохозяйственной экономической эффективности в состав результатов проекта включаются (в стоимостном выражении):

- конечные производственные результаты (выручка от реализации на внутреннем и внешнем рынке всей производственной продукции, потребляемой российскими организациями-участниками);

- социальные и экономические результаты, рассчитанные исходя из совместного воздействия всех участников проекта на здоровье населения, социальную и экологическую обстановку в регионах;

- прямые финансовые результаты;

- кредиты и займы иностранных государств, банков и фирм, поступления от импортных пошлин и т.п.

Необходимо учитывать также косвенные финансовые результаты: обусловленные осуществлением проекта изменения доходов сторонних организаций и граждан, рыночной стоимости земельных участков, зданий и иного имущества, а также затраты на консервацию и ликвидацию производственных мощностей, потери природных ресурсов и имущества от возможных аварий и других чрезвычайных ситуаций.

Социальные, экологические, политические и иные результаты, не поддающиеся стоимостной оценке, рассматриваются как дополнительные показатели народнохозяйственной эффективности и учитываются при принятии решения о реализации и (или) о государственной поддержке проектов.

Наряду с техническими критериями выбора инноваций инвесторы предъявляют экономические ограничения на инновационные процессы, стремясь обеспечить себе гарантию не только возврата вложенных средств, но и получения дохода. Немаловажным фактором, который инвесторы учитывают при принятии решений о финансировании инновации, является период, в течение которого будут возмещены понесенные расходы, а также период, необходимый для получения расчетной прибыли.


3.2.1 Срок окупаемости инвестиций

 

Одним из самых простых и распространенных методов оценки является метод определения срока окупаемости инвестиций. Срок окупаемости определяется подсчетом числа лет, в течение которых инвестиции будут погашены за счет получаемого дохода (чистых денежных поступлений). При равномерном распределении денежных поступлений по годам:

                            Инвестиции

Срок окупаемости = _________________________________________

                                    Годовая амортизация + Годовая чистая прибыль


Если денежные доходы (прибыль) поступают по годам неравномерно, то срок окупаемости равен периоду времени (числу лет), за который чистые суммарные денежные поступления (кумулятивный доход) превысят величину инвестиций.

В общем виде срок окупаемости n равен периоду времени, в течение которого

n

∑Pk >I,

k = 1

где Pk – чистый денежный доход в год k, обусловленный инвестициями; рассчитывается как сумма годовой амортизации в k-й год и годовой чистой прибыли за k-й год; I – величина инвестиций.

Существенные недостатки:

- он не делает различия между проектами с одинаковой суммой общих (кумулятивных) денежных доходов, но с разным распределением доходов по годам;

- не учитывает доходов последних периодов, т.е. периодов времени после погашения суммы инвестиций.


3.2.2 Коэффициент эффективности инвестиций

 

Другим простым достаточно методом является метод расчета коэффициента эффективности инвестиций (бухгалтерской рентабельности инвестиций). Коэффициент эффективности инвестиций определяется путем деления среднегодовой прибыли на среднюю величину инвестиций. В расчет принимается среднегодовая чистая прибыль (балансовая прибыль за вычетом отчислений в бюджет). Средняя величина инвестиций выводится делением исходной величины инвестиций на два. Если по истечении срока аннулируемого проекта предполагается наличие остаточной стоимости (срок проекта меньше срока амортизации оборудования, т.е. не вся стоимость оборудования списана в течение срока проекта), то она должна быть исключена:

Коэффициент                              Среднегодовая чистая прибыль

эффективности инвестиций = ______________________________.

                                                      Сумма инвестиций – Остаточная

                                                                                           стоимость ОФ

Полученный коэффициент эффективности инвестиций целесообразно сравнить с коэффициентом эффективности всего капитала предприятия, который можно рассчитать на основе данных баланса по формуле:

                                                               Общая чистая прибыль

Эффективность капитала = _________________________________.

                                                    Общая сумма вложенных средств

Преимуществами данного метода являются простота и наглядность расчета, возможность сравнения альтернативных проектов по одному показателю. Недостаток метода заключается в том, что он не учитывает временной составляющей прибыли.


3.2.3 Дисконтирование денежных потоков

 

В мировой практике существует несколько методов дисконтирования денежных потоков, их суть сводится к сопоставлению величины инвестиций с общей суммой приведенных (дисконтированных) будущих поступлений.

Инвестиции I в течение ряда лет n приносят определенный годовой доход, соответственно Р1, Р2…, Pn. Но одна и та же сумма имеет разную ценность в будущем и настоящем – на финансовых рынках любые деньги, как правило, завтра дешевле, чем сегодня. Доходы, разнесенные по разным периодам времени, необходимо упорядочить, привести к единой сегодняшней временной оценке, поскольку величина инвестиций также имеет сегодняшнюю оценку. Предприятию целесообразно сравнить величину инвестиций не просто с будущими доходами, а с накопленной величиной дисконтированных, приведенных к оценке сегодняшнего дня, будущих доходов.

Основные принципы оценки денежных потоков с поправкой на время состоят в следующем:

Будущая стоимость определенного количества сегодняшних денежных средств, приносящих процент i на протяжении n периодов, рассчитывается по формуле:

Будущая стоимость = Настоящая стоимость × (1+ i) × 5n;

Настоящая (сегодняшняя) стоимость будущих платежей, получение которых возможно при определенной ставке процента i в течении n периодов, определяется по формуле:

Настоящая стоимость = Будущая стоимость /(1+ i) × 5n.

 Используя формулы, связывающие настоящую и будущую стоимость денежных средств, можно получить формулу для определения дисконтированной (приведенной к настоящему, или актуализированной) будущей стоимости денежных поступлений, генерируемых в разные годы рассматриваемыми инвестициями:

Pk` = Pk/ (1+r) 5k,

Где Pk и Pk` - годовой доход и приведенный (дисконтированный) годовой доход, приносимый инвестициями в k- й год; r – желаемый ежегодный процент, по которому возвращаются средства.


3.2.4 Чистая текущая стоимость

 

Накопленную величину дисконтированных доходов следует сравнивать с величиной инвестиций. Общая накопленная величина дисконтированных доходов n лет будет равна сумме соответствующих дисконтированных платежей:

                                                        n

P` = ∑ Pk/ (1+r) 5k.

                                                      k = 1

Разность между общей накопленной величиной дисконтированных доходов и первоначальными инвестициями составляет чистую текущую стоимость (чистый приведенный эффект):  


Чистая текущая стоимость = Общая величина дисконтированных доходов – объем постоянных инвестиций

 

Таким образом, если чистая текущая стоимость положительна (> 0), то инвестиционный проект следует принять, если отрицательна – отвергнуть. В случае если чистая стоимость равна нулю, проект нельзя оценить ни как прибыльный, ни как убыточный, необходимо использование других методов сравнения. При сравнении нескольких альтернативных проектов предпочтение отдается тому проекту, который характеризуется высокой чистой текущей стоимостью.


3.2.5 Рентабельность инвестиций

 

Этот метод позволяет рассчитывать и сравнивать не только абсолютные (чистую текущую стоимость), но и относительные показатели, к которым относится рентабельность инвестиций:


Рентабельность инвестиций = Общая накопленная величина дисконтированных доходов/ Величина инвестиций

Если рентабельность больше единицы, то проект следует принять, если меньше – отвергнуть.

Рентабельность инвестиций как относительный показатель очень удобна при выборе одного проекта из ряда альтернативных, имеющих примерно одинаковые значения чистой текущей стоимости инвестиций, либо при комплектовании портфеля инвестиций, т.е. выборе нескольких различных вариантов одновременного инвестирования денежных средств, дающих чистую текущую стоимость.











































4.Управление реализацией инновационных проектов

 

4.1 Организация управления проектом

 

Для выполнения специфических функций управления реализацией инновационных проектов могут применяться различные организационные формы управления, такие, как линейно-программная, координационная, матричная и проектная.

Линейно-программная форма управления. Суть этой формы состоит в передаче всех исполнителей проекта в подчинение одному органу управления (из числа существующих или специально создаваемых) и формировании на этой основе фактически новой организационной системы (комитета, управления и т.д.). Их создание оправдано при выполнении одного или нескольких сложных, дорогостоящих и долговременных  проектов. Особенность – ее ориентация на специфическую цель и многофункциональная внутренняя структура. Это не позволяет передавать руководство проектов на средний уровень управления системы, в которую она входит, и требует централизации основных функций управления проектов.

Координационное управление. Система координационного управления проектами характеризуется тем, что высшие органы руководства передают часть функций по контролю и координации одному из наиболее активных исполнителей проекта, оставляя за собой право принимать содержательные решения. Часто для этого создаются специальные коллегиальные органы (координационные комитеты, рабочие комиссии и т.п.) из представителей всех или наиболее важных исполнителей проектов и потребителей результатов его выполнения. Структуры координационного типа, являясь наиболее гибкими и адаптивными, не требующими значительных дополнительных затрат на управление, могут успешно применяться при управлении реализацией комплексно-дискретных и слабо связанных проектов разных масштабов. Особенно просто строится и функционирует их организационный механизм при выполнении локальных и внутриорганизационных проектов.

Матричная форма управления. Во многих случаях выделение головной организации, обладающей лишь координационно-управленческими полномочиями, недостаточно. Возникает потребность в наделении такой организации еще и полномочиями по распределению и контролю за расходованием ресурсов, корректировке текущих планов, стимулированию своевременного и качественного достижения промежуточных результатов, а следовательно, возложению на нее дополнительных функций управления. В этом случае требуется значительное перераспределение полномочий и функций во всей системе управления и координационная форма управления проектом превращается в матричную форму.



Проектное управление. Под проектным управлением понимают совокупное управление всеми трудовыми, финансовыми, материальными и энергетическими ресурсами, требующимися для обеспечения процессов проектирования и производства новшества в указанный срок, в пределах запланированной сметной стоимости и с заданным качеством. Проектная форма организации управления наиболее эффективна при решении проблемных задач, связанных с переориентацией целей организации или изменением путей их достижения. В проектной структуре для решения конкретной инновационной задачи создается специальная рабочая группа (команда проекта), которая после завершения работы над проектом расформировывается. При этом соответствующий персонал и ресурсы, ранее привлеченные к работе, возвращаются в свои специализированные подразделения.

Одной из важнейших проблем является распределение функций между так называемыми проектным и организационным уровнями управления. Требуется решение вопроса о том, какую часть управления центр может без ущерба для дела передать вниз, на проектный уровень, и выполнение каких функций остается на верхнем уровне.

На организационном уровне осуществляется выбор проектов, устанавливаются сроки окончания их разработки и реализации, распределяются ресурсы между проектами. На проектном уровне управления, как правило, ведется подготовка проектных решений для последующей передачи их на организационный уровень управления.

Взаимодействие между этими уровнями управления происходит путем передачи сверху вниз информации инструктивного характера, снизу вверх – текущих данных о проекте. При этом на организационный уровень передается в достаточной мере агрегированная информация. Системы проектного управления, будучи ориентированными на конечную цель – выполнение проекта, способствуют сокращению сроков его выполнения, повышению оперативности решения текущих задач, связанных с ходом выполнения проекта, более сбалансированной увязке программы работ с ресурсными возможностями, экономии ресурсов.


4.2 Контроль и регулирование работ по проектам

 

Одним из важных средств реализации поставленных задач является контроль за ходом реализации проекта, т.е. контроль за исполнением календарных планов и расходованием ресурсов. Контроль осуществляется по трем аспектам реализации проекта.

- Время – проект должен быть выполнен в определенный период времени.

- Стоимость – бюджет должен быть соблюден.

- Качество – соответствие требуемым характеристикам.

Контроль может быть определен как постоянный и структурированный процесс, направленный на проверку продвижения работ, а также на выполнение корректирующих действий. Контроль представляет собой: мониторинг и анализ результатов; сравнение достигнутых результатов с запланированными и выявление отклонений; прогнозирование последствий сложившейся ситуации; корректирующие действия.

В зависимости от требующейся точности различают следующие технологии оценки выполнения проекта: контроль и моменты окончания работ (метод «0 – 100»); контроль в момент 50% готовности (метод «50-50»); контроль в заранее определенных точках проекта (метод контроля по вехам); регулярный оперативный контроль (через равные промежутки времени); экспертная оценка степени выполнения работ и готовности проекта.

Контроль сроков. В соответствии с общепринятым принципом управления инновационными проектами считается, что эффективное управление сроками работ является ключом к успеху по всем трем показателям: сроки, стоимость, качество. Там, где сроки выполнения проекта основательно затягиваются, вероятно значительное перерасходование средств и возникновение серьезных проблем с качеством работы. Поэтому во всех основных методах управления работами по проектам основной акцент делается на календарном планировании работ и контроле за соблюдением календарного графика. Информация о ходе работ сопоставляется с графиком, чтобы определить, нет ли отклонений от календарного плана. В случае запаздывания работ проводится анализ отклонений, определяются причины запаздывания и рассматриваются различные варианты вхождения в график работ. Варианты мероприятий по корректировке возникшего отклонения оцениваются с точки зрения технической и организационной осуществимости, сметных и иных возможностей.

Контроль затрат. Контроль за расходованием средств на проект заключается в постоянном сравнении фактических затрат с бюджетом. Сравнение запланированных расходов с реальным дает возможность руководителю проекта прогнозировать расходы на ближайшее будущее и выявить возможные проблемы. Цель бюджетного контроля  проекта заключается в выполнении первоначального бюджета и нахождении отклонений от него, а не в поиске экономии расходов.

Сравнение фактических затрат с запланированным бюджетом ведется по заранее установленным контрольным точкам, по которым можно определить, все ли идет так, как намечено. Если в результате контроля устанавливается, что бюджет исполняется и отклонений нет, то выполнение следующих работ осуществляется в соответствии с планом. Если устанавливается, что фактические показатели бюджета не соответствуют плановым, необходимо найти причину расхождений и определить источник имеющихся отклонений. Пересмотренные цифры называются прогнозами. Схема организации бюджетного контроля приведена на рис. 4.1.

Контроль качества. Одним из важнейших факторов, определяющих эффективность проекта, является качество выполнения всех работ по его реализации. «Качественное выполнение проекта означает удовлетворение ожиданий заказчика. Решение этой задачи предлагает популярный и очень распространенный способ TQM (total quality management). Основной принцип TQM следующий: координировать все усилия, направленные на достижение уровня «ноль дефектов» при минимальной стоимости. Выражение ноль дефектов означает постоянное удовлетворение ожиданий заказчика продукта на всех этапах реализации проекта». [4]



 
























Рис. 4.1 Система бюджетного контроля.

 

Информационное обеспечение. Контроль времени, стоимости и качества требует от руководителя проекта детального и точного знания хода выполнения работ по проекту. Средствами получения необходимой информации являются отчеты о ходе выполнения работ по проекту и совещания (собрания). Независимо от применяемой формы представления отчетных данных и в целях достижения максимальной эффективности функций контроля составляемое сообщение должно включать пять основных пунктов:

- сметную стоимость. Это необходимо для сравнения фактических и прогнозируемых результатов;

- фактические результаты. Они характеризуют действительный процесс выполнения заданных объемов работ на данное число или настоящий период;

- прогнозируемые результаты. Они основаны на селективности имеющейся информации, характеризуют предполагаемое состояние проекта и его составных элементов на последующий период;

- отклонения, которые показывают, насколько фактические и прогнозируемые результаты отличаются от планируемых или расчетных показателей;

- причины отклонений: предполагаемые и непредвиденные обстоятельства, определяющие фактический и прогнозируемый процесс осуществления проекта, в том числе его отдельных операций.

К основным задачам совещания можно отнести: обмен информацией, при котором каждая группа участников проекта узнает о ходе выполнения работ других групп и выполнении программы проекта; обсуждение проблем, трудностей и общих интересов; обсуждение возможностей завершения отдельных работ в срок по календарному плану.


 

4.3 Порядок завершения проекта

 

Проект считается завершенным после выполнения всех работ по проекту или в результате решения о прекращении работы по незавершенному проекту. Основными этапами завершения проекта являются сдача проекта и закрытие контракта.

Сдача проекта. «Сдать инновационный проект – это значить установить соответствие решений, принятых заказчиком при разработке концепции проекта, результатам, полученным при его реализации. Все требования к сдаче и приемке работ установлены в договоре. Если результатом реализации проекта является готовый объект, то необходимо провести приемочные (или эксплуатационные) испытания. Если в результате приемочных испытаний будет получена продукция, отвечающая требованиям проекта, оформляется протокол комиссии по приемке готовых объектов. Результаты испытаний являются основанием для передачи ответственности от организаций-исполнителей к заказчику в период сдачи сдачи-приемки готовых объектов».[4]

Закрытие договора. Основные этапы закрытия договора: проверка финансовой отчетности; паспортизация; выявление невыполненных обязательств; завершение невыполненных обязательств. Проверка финансовой отчетности относится к отчетности заказчика и организаций-исполнителей. Результаты такой проверки позволяют получить данные для подготовки окончательных финансовых отчетов по проекту. На этом этапе проводятся окончательные расчеты с исполнителями. Паспортизация представляет собой один из важных элементов организации закрытия контракта. Для ее проведения необходимо представить соответствующую документацию, характеризующую, например, технические условия используемого сырья и материалов. Это могут быть сертификаты, так как ими аттестуется продукция. Вся документация передается заказчику для регистрации.

В целом порядок завершения проекта может предусматривать следующую процедуру:

- организации-исполнители проекта за определенный срок до завершения работ (тем) представляют в головную организацию по разделу проекта итоговый отчет за весь отчетный период с обязательной информацией о реализации научно-технической продукции;

- головная организация по разделу проекта готовит итоговый отчет по разделу и после рассмотрения его на научно-техническом совете по разделу проекта (НТСР) направляет в головную организацию по проекту в целом;

- НТСР осуществляет приемку результатов каждой работы своего раздела и утверждает акты: приемки-сдачи научно-технической продукции, о приемке работы;

- головная организация готовит итоговый отчет по результатам выполнения проекта и выносит его на рассмотрение головного научно-технического совета по проекту (ГНТС);

-  ГНТС рассматривает результаты выполнения работ и направляет итоговые материалы генеральному заказчику проекта для принятия соответствующего решения;

- генеральный заказчик имеет право назначать специальную комиссию с учетом представителей ГНТС по приемке как отдельных работ, так и проекта в целом.























Заключение

 

Под проектом понимается процесс целенаправленного изменения или создания новой технической или социально-экономической системы.

Инновационный проект представляет собой сложную систему взаимообусловленных и взаимоувязанных по ресурсам, срокам и исполнителям мероприятий, направленных на достижение конкретных целей (задач) на приоритетных направлениях развития науки и техники.

Каждый проект независимо от сложности и объема работ, необходимых для его выполнения, проходит в своем развитии определенные состояния: от состояния, когда «проект еще не готов», до состояния, когда «проекта уже нет». Состояния, через которые проходит проект, называются фазами. Каждая фаза разработки и реализации проекта имеет свои цели и задачи.

К основным элементам инновационного процесса относятся:

- сформулированные цели и задачи, отражающие основное назначение проекта;

- комплекс проектных мероприятий по решению инновационной проблемы и реализации поставленных целей;

- организация выполнения проектных мероприятий, т.е. увязка их по ресурсам и исполнителям для достижения целей проекта в ограниченный период времени и в рамках заданных стоимости и качества;

- основные показатели проекта, в том числе, характеризующие его эффективность.

Реализация замысла инновационного проекта обеспечивается участниками проекта. В зависимости от вида проекта в его реализации могут принимать участие от одной до нескольких десятков (иногда сотен) организаций. У каждой из них свои функции, степень участия в проекте и мера ответственности за его судьбу. Вместе  с тем все эти организации в зависимости от выполняемых ими функций принято объединять в конкретные группы (категории) участников проекта.

Многообразие возможных целей и задач научно-технического развития предопределяет большое разнообразие видов инновационных проектов. Общепринятой классификации их не существует. Я классифицировал инновационные проекты по таким признакам как период реализации проекта, характер его целей, вид удовлетворяемой потребности, тип инноваций и уровень принимаемых решений.

«Управление инновационным проектом – это процесс принятия и реализации управленческих решений, связанных с определением целей, организационной структуры, планированием мероприятий и контролем за ходом их выполнения, направленных на реализацию инновационной идеи».

«Разработка инновационного проекта представляет собой особым образом организованную научно-исследовательскую работу (НИР) прогнозно-аналитического и технико-экономического характера, связанную с постановкой цели инновационного проекта, разработкой его концепции, планированием проекта и оформлением его проектно-сметной документации». [4]

В управлении проектом главное место занимает планирование, воплощая в себе организующее начало всего процесса реализации проекта. Основная цель планирования – интеграция всех участников проекта для выполнения комплекса работ, обеспечивающих достижение конечных результатов проекта. План реализации инновационного проекта – детальный, развернутый во времени, сбалансированный по ресурсам и исполнителям, взаимоувязанный перечень научно-технических, производственных, организационных и других мероприятий, направленных на достижение общей цели или решение поставленной задачи.

Разработка инновационного проекта завершается подготовкой проектной документации. Единый состав проектной документации пока не установлен и в каждом конкретном случае ее состав определяется в исходном задании.

При реализации инновационных проектов приоритетными и поддерживаемыми со стороны государства должны быть те проекты, которые ориентированы на конечные социально-экономические результаты.

Для получения полной оценки инновационного проекта экспертам необходимо оценить каждую позицию, а затем на основе обобщенной оценки принимать решение об эффективности анализируемого проекта.

Для оценки качественных характеристик требуется содержательная информация, состав которой регламентируется соответствующими формами документов (вклад в крупные структурные сдвиги, повышение экономической эффективности, конкурентоспособность на внутреннем рынке, перспективность и др.).

«Методическими рекомендациями по оценке инвестиционных проектов и их отбору для финансирования (утвержденными Госстроем, Министерством экономики, Министерством финансов и Госкомпромом РФ №7 -12/47 от 31 марта 1994 г.) установлены следующие основные показатели эффективности инновационного проекта:

- коммерческая (финансовая) эффективность, учитывающая финансовые последствия реализации проекта для его непосредственных участников;

- бюджетная эффективность, отражающая финансовые последствия осуществления проекта для федерального, регионального и местного бюджетов;

- народнохозяйственная экономическая эффективность, учитывающая затраты и результаты, связанные с реализацией проекта, выходящие за пределы прямых финансовых интересов участников инвестиционного проекта и допускающие стоимостное измерение». [3]

Одним из самых простых и распространенных методов оценки является метод определения срока окупаемости инвестиций. Срок окупаемости определяется подсчетом числа лет, в течение которых инвестиции будут погашены за счет получаемого дохода (чистых денежных поступлений).

Другим простым достаточно методом является метод расчета коэффициента эффективности инвестиций (бухгалтерской рентабельности инвестиций). Коэффициент эффективности инвестиций определяется путем деления среднегодовой прибыли на среднюю величину инвестиций. В расчет принимается среднегодовая чистая прибыль (балансовая прибыль за вычетом отчислений в бюджет). Средняя величина инвестиций выводится делением исходной величины инвестиций на два. Если по истечении срока аннулируемого проекта предполагается наличие остаточной стоимости (срок проекта меньше срока амортизации оборудования, т.е. не вся стоимость оборудования списана в течение срока проекта), то она должна быть исключена.

В мировой практике существует несколько методов дисконтирования денежных потоков, их суть сводится к сопоставлению величины инвестиций с общей суммой приведенных (дисконтированных) будущих поступлений.

Накопленную величину дисконтированных доходов следует сравнивать с величиной инвестиций. Общая накопленная величина дисконтированных доходов n лет будет равна сумме соответствующих дисконтированных платежей.

Рентабельность инвестиций позволяет рассчитывать и сравнивать не только абсолютные (чистую текущую стоимость), но и относительные показатели.

Для выполнения специфических функций управления реализацией инновационных проектов могут применяться различные организационные формы управления, такие, как линейно-программная, координационная, матричная и проектная.

Одним из важных средств реализации поставленных задач является контроль за ходом реализации проекта, т.е. контроль за исполнением календарных планов и расходованием ресурсов. Контроль осуществляется по трем аспектам реализации проекта.

- Время – проект должен быть выполнен в определенный период времени.

- Стоимость – бюджет должен быть соблюден.

- Качество – соответствие требуемым характеристикам.

Проект считается завершенным после выполнения всех работ по проекту или в результате решения о прекращении работы по незавершенному проекту. Основными этапами завершения проекта являются сдача проекта и закрытие контракта.

Подытоживая контрольную работу хочу заметить, что цель, сформулированная во Введении выполнена.







Приложения

 

                                                                                 Приложение 1

 

                                                                                           Таблица 1.

Содержание фаз жизненного цикла проекта.

 

Предынвестиционная фаза проекта

Инвестиционная фаза проекта

Предынвестиционные исследования и планирование проекта

Разработка документации и подготовка к реализации

Проведение торгов и заключение контрактов

Реализация проекта

Завершение проекта

1. Изучение прогнозов

1. Разработка плана проектно-изыскательных работ

1. Заключение контрактов

1. Разработка плана реализации проекта

1. Пусконала-

дочные работы

2.Анализ условий для воплощения первоначального замысла, разработка концепции проекта

2. Задание на разработку ТЭО и разработка ТЭО

2. Договор на поставку оборудования

2. Разработка графиков

2. Пуск объекта

3. Предпроектное обоснование инвестиций

3. Согласование, экспертиза и утверждение ТЭО

3. Договор на подрядные работы

3. Выполне-

ние работ

3. Демобилиза-ция ресурсов, анализ результатов

4. Выбор и согласование места разрешения

4. Выдача задания на проектирова

ние

4. Разработка планов

4. Монито-

ринг и контроль

4. Эксплуатация

5. Экологическое обоснование

5. Разработка, согласование и утверждение

 

5. Корректи-

ровка плана проекта

5. Ремонт и развитие производства

6. Экспертиза

6. Принятие окончатель-

ного решения об инвестирова-

нии

 

6. Оплата

выполнен-

ных работ

6. Закрытие проекта, демонтаж оборудования

 

 

 

 

 

 

 

                                                                            Приложение 2

 

                                                                                     Таблица 2

 

Перечень критериев инновационных проектов.

 

1. Социально-экономические характеристики

1.1  Социальные (качество жизни)

1.1.1 Благосостояние.

1.1.2 Здоровье.

1.1.3 Личная безопасность.

1.1.4 Культура.

1.1.5 Образование.

1.1.6 Быт.

1.1.7 Уровень занятости.

1.2 Вклад в решение важнейших проблем развития РФ

1.2.1 Обеспечение населения теплом и энергией.

1.2.2 Обеспечение населения продовольствием.

1.2.3 Обеспечение населения медицинскими услугами и медикаментами.

1.2.4 Обеспечение населения транспортом и связью.

1.3 Экономические (повышение экономической эффективности)

1.3.1 Повышение эффективности ресурсов:

трудовых;

материальных;

финансовых.

1.3.2 Создание новых экономически эффективных продуктов.

1.3.3 Вклад в крупные структурные сдвиги в экономике.

1.4 Рыночные параметры:

1.4.1 Конкурентоспособность продукции на внутреннем рынке:

спрос;

замещение импорта;

рентабельность продукции;

экономическая эффективность инвестиций;

позиция в конкурентной борьбе;

коммерческий риск.

1.4.2 Конкурентоспособность продукции на внешнем рынке:

спрос;

повышение экспортного потенциала (объем валютных поступлений);

экономическая эффективность инвестиций;

позиция в конкурентной борьбе;

коммерческий риск.

2. Обеспечение национальной безопасности

2.1 Вклад в обороноспособность РФ.

2.2 Вклад в экологическую безопасность

2.2.1 Вклад в снижение вредных веществ в различные природные среды:

атмосферу;

воду;

землю.

2.2.2 Вклад в природовосстановительную деятельность.

3.Научно-технические характеристики

 

                                                                                   Продолжение табл. 2

 

3.1 соответствие мировому уровню

3.2 Вклад в поддержку лидирующего положения российской науки и промышлен-

ности.

3.3     Вклад в развитие других научно-технических направлений.

3.4     Вклад в крупные технологические сдвиги.

3.5     Вклад в развитие научно-технического потенциала.

3.6     Степень новизны.

3.7     Включение в предыдущие программы и планы.

3.8     Сроки разработки.

3.9     Степень (вероятность) реализуемости проекта

3.9.1        Наличие фундаментального задела.

3.9.2        Наличие кадров исследователей высшей квалификации.

3.9.3        Наличие экспериментальной и производственной базы.

3.9.4        Технический и организационный риск реализации проекта в срок.

4. Экономические характеристики

4.1 Затраты на проект.

4.1.1. На НИР

4.1.2. На ОКР

4.1.3. На опытный образец.

4.1.4. Капиталовложения в создание производства.

4.1.5. Капиталовложения в процесс производства (оборотный капитал).

4.1.6. Срок окупаемости затрат.

4.2 Ожидаемая прибыль.

4.2.1. Потенциальный размер общей прибыли.

4.2.2. Ожидаемый размер валютной прибыли.

4.2.3. Время начала получения прибыли.

4.2.4. Рентабельность капиталовложений (инвестиций).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 

1.                      Инновационный менеджмент: Учебное пособие/ под ред. д.э.н., проф. Л. И. Оголевой. – М.: ИНФРА – М, 2006. – 238 с.

2.                      Круглова Н. Ю. Инновационный менеджмент. М.: РДЛ, 2001. – 352 с.

3.                      Медынский В.Г. Инновационный менеджмент. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 295 с.

4.                      Основы инновационного менеджмента. Теория и практика/под ред. Завлина П.Н., Казанцева А.К., Мендели Л.Э. – М.: «Экономика», 2000. – 475 с.

5.                      Уткин Э.А., Морозова Н.И., Морозова Г.И. Инновационный менеджмент. М.: АКАЛИС, 1996. – 208 с.
































Содержание

 

Введение                                                                                                                 3

1. Сущность инновационного проекта                                                                4

     1.1 Этапы инновационного проекта                                                                5

     1.2 Элементы инновационного проекта                                                          7

     1.3 Основные участники инновационного проекта                                        8

     1.4 Виды и содержание инновационных проектов                                       10

     1.5 Сущность и принципы управления инновационными проектами        12

2. Порядок разработки инновационного проекта                                               14

     2.1 Разработка концепции проекта                                                                 14

     2.2 Планирование инновационного проекта                                                  19

     2.3 Оформление проектной документации                                                    21

3. Основные критерии оценки и эффективность инновационных проектов   23

     3.1 Основные критерии оценки инновационных проектов                          23

     3.2 Эффективность инвестиционных проектов                                             26

          3.2.1 Срок окупаемости инвестиций                                                          28

          3.2.2 Коэффициент эффективности                                                           28

          3.2.3 Дисконтирование денежных потоков                                               29

          3.2.4 Чистая текущая стоимость                                                                 30

          3.2.5 Рентабельность инвестиций                                                              30

4. Управление реализацией инновационных проектов                                     32

     4.1 Организация управления проектом                                                          32

     4.2 Контроль и регулирование работ по проектам                                        33

     4.3 Порядок завершения проекта                                                                    36

Заключение                                                                                                             38

Приложения                                                                                                           41

Литература                                                                                                             44


Страницы: 1, 2


© 2010 РЕФЕРАТЫ