|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
В силу темы данной работы остановимся подробнее на классификации лизинга в зависимости от страны пребывания основных участников лизинговой сделки. По этой классификации лизинг подразделяется на внутренний и международный. При внутреннем лизинге все участники лизинговой сделки являются юридическими лицами (или гражданами) одной страны. Если же местом пребывания лизингодателя и лизингополучателя являются разные страны, лизинг считается международным. При этом для страны пребывания лизингополучателя международный лизинг называют импортным, если имущество договора приобретается за рубежом. Если же имущество приобретается в стране пребывания лизингодателя , лизинг считается экспортным. Существует прямой международный лизинг, который представляет собой сделку, где все операции совершаются между коммерческими организациями (с правом юридического лица) из двух разных стран. Особенность его состоит в том, что лизингодатель имеет возможность получить экспортный кредит в стране постоянного проживания и тем самым расширить рынок сбыта своего имущества, услуг; лизингополучатель обеспечивает полное финансирование использования этого имущества и укоренное переоснащение производства ____________ 1 Лещенко М. И. Лизинг в промышленности. – М.: МГИУ, 1998. предприятия. Различие экспортного и импортного лизинга определяется страной местонахождения лизингополучателя и лизингодателя. При импортнои лизинге производитель (продавец) находится за рубежом, а при экспортном – зарубежным партнером является лизингополучатель.
В зарубежной практике выделяют еще одну разновидность международного лизинга – транзитный лизинг, когда лизингодатель, лизигополучатель и производитель (продавец) находятся в разных странах. Транзитный международный лизинг имеет место в тех случаях, когда лизингодатель одной страны берет кредит или приобретает необходимое имущество в другой стране и поставляет его лизингополучателю, находящемуся в третьей стране (рис. 1.1).
Рис. 1.1 Упрощенная схема транзитного международного лизингаКак правило, транзитные операции контролируются транснациональными корпорациями и банками, которые имеют дочерние лизинговые фирмы с разветвленной сетью зарубежных филиалов и представительств, взаимодействующих с местными лизингополучателями. При инвестировании в транзитный лизинг в сравнении с прямыми сделками лизингодатель имеет ряд преимуществ: получение доступа к местным финансовым источникам страны лизингополучателя; снижение риска, связанного с обменом валюты; расширение номенклатуры сдаваемого в лизинг имущества; снижение налоговых барьеров на перевод лизинговых платежей за границу; снятие ограничений на деятельность иностранных партнеров-лизингодателей; упрощение процедуры регистрации имущества на имя иностранных владельцев; расширение иностранных рынков сбыта производимой продукции. Развитие лизингового рынка в мире связано не только с увеличением стран-участниц, интенсивным развитием производств и интеграцией, но и с расширением и объединением международного лизинга. К сожалению, в Западной Европе, по данным Организации европейского лизинга, международный лизинг осуществляется лишь в пределах 2% общего объема лизинговых операций. Поскольку лизинг в каждой стране развивается на законодательной базе данного государства, то он подпадает под национальные режимы как по налогообложению, так и по бухгалтерской отчетности, а это зачастую сдерживает интеграцию международного лизинга, хотя и не является непреодолимым препятствием. Как известно, оптимальное развитие лизинга зависит от двух концепций - экономической и юридической. Гармонизации лизинга в международном масштабе можно достичь при полном экономическом и валютном союзе. Например, в странах - участницах Европейского Союза, где происходит сближение юридических норм, регулирующих лизинговую деятельность, а также соответствующих экономических условий наблюдается: • унификация налоговых систем; • сближение режимов амортизации; • унификация бухгалтерского учета лизинговой деятельности. Основным экономическим аспектом лизинговой деятельности является интегрирование налогообложения, инвестиционных льгот, таможенного и валютного регулирования, что требует унификации национальных законодательств некоторых стран, поскольку любые различия, например в налогообложении, нормах амортизации, бухгалтерском учете и другим, ведут к искажению условий конкуренции между странами. На данном этапе единого рынка лизинга нет, но процессы объединения национальных рынков уже начались. Странами Евросоюза пройден значительный путь по выравниванию условий налогообложения, однако еще существуют некоторые различия как в отношении принципов налоговых систем, так и в отношении ставок налогообложения и исчисления налогооблагаемой базы. Реформируя налоговую систему, страны Евросоюза обеспечивают и сближение амортизации имущества, что напрямую связано с лизинговым механизмом. При этом многие страны используют режим ускоренной амортизации, что позволяет занижать налогооблагаемую базу, увеличивать амортизационные фонды. Поэтому в сентябре 1982 г. Комитет по международным стандартам бухгалтерского учета опубликовал стандарт бухгалтерского учета для лизинговых операций (IAS 17), в котором приведены определения финансового и оперативного лизинга и их основные отличия. Согласно стандарту IAS 17 под финансовым лизингом понимается лизинговая сделка, в которой практически все риски и доходы, связанные с владением имуществом, передаются лизингополучателю. Право собственности на имущество может передаваться (или не передаваться) в конце срока договора. В финансовом лизинге лизинговые платежи в течение всего срока лизинга обеспечивают лизингодателю возврат стоимости имущества и получение прибыли на вложенный капитал. Под оперативным лизингом в стандарте IAS 17 понимается любой другой лизинг, отличный от финансового. При оперативном лизинге в основном все риски и потери, свойственные владельцу имущества, остаются за лизингодателем. Срок оперативного лизинга соответствует короткому сроку найма имущества. Наряду с процессом сближения законодательства по лизингу и режимов налогообложения лизинговых операций страны Евросоюза осуществляют и унификацию бухгалтерской отчетности. Немаловажную роль в этом процесс играет Организация европейского лизинга, Комиссия Евросоюза - форум по бухгалтерскому учету. Однако до сих пор в странах Евросоюза имеют место как экономическая, так и юридическая концепции, когда на балансе учитывается передаваемое имущество экономического и юридического владельца. Как известно, при экономическом подходе не учитывается юридическое содержание лизингового соглашения, поскольку отражается лишь его экономическая суть. При этом лизинговое имущество, а также амортизация при оперативном лизинге учитываются на балансе его владельца, а при финансовом лизинге - на балансе пользователя имуществом. Такая система бухгалтерского учета в основном используется в Бельгии, Великобритании, Ирландии, Нидерландах. При юридическом подходе, который характерен для Германии, Дании, Франции, владелец, как правило, учитывает лизинговое имущество на своем балансе независимо от вида лизинга. 2. Организация и управление лизинговыми операциями. При формировании инфраструктуры отечественного лизингового механизма необходимо учитывать зарубежный опыт. Так, управление лизингом осуществляется в основном путем создания специализирующихся на проведении лизинговых операций компаний, которые сосредоточивают воедино все операции, связанные с предоставлением имущества в лизинг. Конечно, в зависимости от стадии развития лизинга, его вида,размера, типа коммерческих организаций и сложившейся практики может иметь место производственный метод управления лизинговым процессом, где вся работа по подготовке и реализации лизинговых операций выполняется производственным подразделением предприятия – изготовителя имущества. Это позволяет более оперативно обеспечивать сбыт новой техники, организовывать ее качественный ремонт и обслуживание у лизингополучателя, поскольку предприятие располагает как квалифицированными кадрами, так и техническими возможностями. Однако с увеличением лизинговой доли в объеме выпускаемой продукции такая организационная форма может не отвечать экономическим интересам участников, поэтому на определенном этапе возникает необходимость использования более высокого уровня управления. Как правило, обеспечить такой уровень управления лизинговыми операциями под силу самостоятельным подразделениям, которые могут входить в состав маркетинговых служб предприятий, организаций (банков), а также особой специализированной отрасли, представленной различного рода лизинговыми компаниями, что позволяет уже с большей долей профессионализма управлять процессом лизинга. Для решения комплекса вопросов по созданию лизинговой компании необходимо в первую очередь определиться с ее статусом. В указе Президента РФ «О развитии финансового лизинга в инвестиционной деятельности» от 17 сентября 1994 г. № 1929 предусмотрено «установить, что лизинговые предприятия создаются в форме акционерных обществ, главным образом открытого типа». Однако в дальнейшем в нормативных актах это требование не выдвигалось как обязательное, поэтому ряд российских лизинговых компаний зарегистрировались как товарищества с ограниченной ответственностью, а также как акционерные общества закрытого типа. В соответствии с конкретными условиями управления лизинговыми операциями существуют во времени и пространстве, одновременно образуя различные комбинации применительно к конкретному виду лизинга. Другими словами, развитие организационных форм управления лизинговыми операциями может обуславливаться тенденциями, связанными с законами кооперации и концентрации производства. Так, например, кооперация крупных финансодержателей в лице банков и страховых компаний с предприятиями – производителями имущества, а также ремонтных предприятий с непосредственными потребителями позволяет избежать трудностей развития лизинга в условиях формирования рынка. Создание лизинговых компаний, как правило, обеспечивается заинтересованными в получении прибыли участниками пропорционально вложенному капиталу. Поскольку повышенный спрос на технические средства увеличивает объем лизинговых сделок, то в этом случае возможно и укрупнение лизинговых компаний, их специализация, создание юридически самостоятельных структур, в которых данное акционерное общество может иметь контрольный пакет акций, т.е. возможен вариант лизинговых компаний холдингового типа. При этом функциональный принцип построения лизинговых компаний на основе компаний холдингового типа позволяет существенно сократить расходы по проведению лизинговых операций. Так, например, вопросы рекламы и издательской деятельности могут осуществляться холдинговой компанией – держателем контрольного пакета акций. При этом она может иметь общую службу изучения клиентуры, решать вопросы страхования лизинговых сделок на уровне холдинга при условии контракта со страховой компанией. Новые сферы деятельности лизинговых компаний, несомненно, усложняют организационную структуру. Проявляется общий принцип – организационная структура перестраивается с учетом потребностей рынка, обеспечивая прогресс в лизинговом предпринимательстве. Необходимость лицензирования деятельности лизинговых компаний вытекает из постановления Правительства РФ «Положение о лицензировании лизинговой деятельности в Российской Федерации» от 26 февраля 1996 г. № 167. В соответствии с этим документом лицензия является официальным документом, разрешающим лизинговой компании осуществление деятельности в течение установленного срока с соблюдением лицензионных условий и действующего законодательства. Лицензированием лизинговой деятельности занимается Государственная регистрационная палата, созданная при Министерстве экономики РФ. Рассмотрим схему лизингового процесса. Приобретая имущество, лизинговая компания или банк берут на себя функции лизингодателя, на основании которых непосредственно и определяют основные направления лизинга и обеспечивают контроль за ситуацией, сложившейся на лизинговом рынке. При этом, как правило, организация лизингового процесса осуществляется с учетом приоритетных направлений. Предпочтение отдается в первую очередь тому виду имущества, которое обеспечивает производство высококачественной продукции и развитие сферы услуг.
Лизинговый процесс осуществляется, как правило, в три этапа (рис. 2.1)2.
Рис. 2.1. Схема формирования лизингового процесса1 - получение заявки от лизингополучателя; 2 - подготовка заключения о _________________ 2 Лизинг для малых предприятий / Под ред. В. С. Штерна, - М.: МЛК, 1996. платежеспособности лизингополучателя и эффективности лизингового проекта; 3 - направление поставщику (продавцу) заказа-наряда; 4 - получение ссуды для проведения лизинговой сделки; 5 -заключение договора купли-продажи имущества; 6 - подписание акта приемки имущества в эксплуатацию; 7 - заключение лизингового соглашения; 8 - заключение договора о техническом обслуживании передаваемого в лизинг имущества; 9 - заключение договора о страховании имущества; 10 - выплата лизинговых платежей; 11 - возврат имущества или оформление его в собственность лизингополучателя; 12 - возврат ссуды и выплата процентов. На первом этапе (1-4) проводится подготовительная работа по заключению юридических соглашений (договоров). Этому предшествует подробное изучение всех условий и особенностей каждой сделки, после чего оформляются: заявка, получаемая лизингодателем от будущего лизингополучателя; заключение о платежеспособности лизингополучателя и эффективности лизингового проекта; заказ-наряд, направляемый лизингодателем поставщику имущества; кредитный договор с банком о предоставлении ссуды для проведения лизинговых сделок, заключаемый лизингодателем (лизинговой компанией). На втором этапе (5 - 9) лизингового процесса проводится юридическое заключение лизинговой сделки в трех- и двусторонних договорах. При этом юридически оформляются следующие документы: договор купли-продажи имущества в лизинг; акт приемки имущества в эксплуатацию; лизинговое соглашение на техническое обслуживание передаваемого в лизинг имущества. Третий этап (10-12) охватывает период использования имущества. При этом ведется бухгалтерский учет и отчетность по всем лизинговым операциям, осуществляется выплата лизингодателю лизинговых платежей, а по истечении срока лизинга оформляется договор о дальнейшем использовании имущества. Как правило, «запуску» лизингового механизма предшествует большая организационная работа. Во-первых, необходимо организовать широкую рекламу данного механизма, показать его преимущество для потенциальных лизингополучателей. При этом весьма важно изучить лизинговый рынок, его основные направления, спрос на определенные виды имущества, оценить колебание рыночных цен, цены и тарифы на сопутствующие лизингу услуги (техническое обслуживание, ремонт) и т. д. На практике лизинговые компании после изучения рынка создают банк данных на различные типы имущества, которое может быть сдано в лизинг. При этом основной целью такого изучения является поиск лизингодателем потенциальных лизингополучателей. Однако инициатива в заключении лизинговых сделок остается все-таки за лизингополучателем, который самостоятельно находит поставщика (продавца) необходимого имущества, а затем обращается к посредникам - лизинговой компании или банку. Взаимоотношения между сторонами начинаются с заявления-ходатайства будущего лизингополучателя к лизингодателю, которое составляется в произвольной форме, к нему прилагаются: анкета клиента, технико-экономическое обоснование, перечень необходимого имущества и др. Одновременно с заявлением потенциальный лизингополучатель предъявляет лизингодателю юридически заверенную копию устава и всю необходимую информацию (в форме бизнес-плана) о своем экономическом положении, перспективах развития и др. Лизингодатель оценивает экономическую деятельность лизингополучателя с точки зрения его платежеспособности, а также анализирует бизнес-план для определения возможности сдачи имущества повторно в лизинг или его продажи в случае досрочного расторжения лизингового соглашения по вине лизингополучателя. Оценка платежеспособности лизингополучателя может производиться по схеме, принятой для анализа банком кредитоспособности клиентов. Поскольку лизинговые операции имеют длительный срок, лизингодателя интересует не только текущее финансовое положение лизингополучателя, но и способность выполнять платежи в течение периода, оговоренного в лизинговом оглашении. При этом наряду с анализом коэффициентов покрытия, ликвидности и дополнительных показателей кредитоспособности необходимо уделять особое внимание общей экономической устойчивости лизингополучателя. Следует также оценивать конъюнктуру рынка, место и перспективы данного лизингополучателя в рыночной конкуренции. Все это позволяет лизинговой компании или банку сделать заключение о платежеспособности лизингополучателя и выдать рекомендацию на установление с ним лизинговых отношений. Когда заключаемая сделка связана с большим риском, то лизингодатель вправе требовать необходимых гарантий. После изучения заявления-ходатайства лизингополучателя, его бизнес-плана и получения положительного решения лизингодатель заключает с поставщиком (продавцом) имущества договор купли-продажи на согласованных между будущим лизингополучателем и поставщиком (продавцом) коммерческих и технических условиях и направляет поставщику заказ-наряд на поставку имущества в соответствии с этими условиями. В заказе-наряде указываются: наименование, местонахождение и номер расчетного счета лизингодателя, а также объем работ и сроки их выполнения (при необходимости - по этапам), стоимость работ, порядок сдачи и приемки по этапам и в целом. Кроме этого к заказу-наряду прилагаются техническое задание и другие документы, определяющие условия выполнения работ. После получения заказа-наряда поставщик (продавец) направляет лизингодателю подтверждение его получения, а после отгрузки имущества лизингополучателю - счет (в двух экземплярах) с указанием своих реквизитов. Как правило, параллельно с заключением договора купли-продажи и передачи заказа-наряда поставщику (продавцу) юридически оформляется лизинговая сделка. Исходя из практики работы можно проследить последовательность и определить продолжительность подготовительных лизинговых процессов: • получение лизинговой компанией заявки на лизинг (в течение 10 дней), в которой указывается характеристика рабочих параметров лизинга, определяется его стоимость, а также задание по подготовке рекламы; • анализ условий лизинга (в течение 20 дней), где отражается получение лизинговой компанией данных от заявителя, его потенциальные возможности, результаты проверки местонахождения, окончательное оформление заявки на лизинг, а также результаты независимой экспертизы лизингового проекта; • предварительная подготовка собственника (в течение 30 дней); • выработка предварительного решения (в течение 60 дней), т. е. переговоры с заявителем, оценка стоимости лизинга, установление преимуществ заявителя, разработка лизинговой компанией соглашения, утверждение стоимости лизинга, изучение таможенных условий; • принятие предложения (в течение двух месяцев), т. е. готовится схема организации работ, уточняются и изменяются первоначальные условия. Общая продолжительность подготовительных лизинговых процедур - 3-4 месяца. Такая организация, как правило, предшествует заключению лизингового соглашения и приемлема для лизинговых компаний при проведении сделок лишь при условии насыщения рынка и необходимости борьбы за потребителя. Поскольку лизинговые сделки являются рискованными, то и в процедурах значительное место отводится независимой экспертизе лизингового проекта, на основании которой выявляется предпочтительный лизингополучатель. В целом для лизингового процесса необходимы четкость и оперативность. 3. Международная унификация лизингового механизма и международные лизинговые сделки в России. В настоящее время на рынке лизинговых услуг участвует около 100 стран мира, половина из которых - развивающиеся, где лизинг идет ускоренными темпами, особенно при приобретении промышленного оборудования, транспортных средств и др. Расширение лизингового рынка является объективным фактом при интернационализации производства и финансовой сферы. Как известно, лизинговый рынок дает возможность импортировать оборудование многим странам с весьма ограниченными ресурсами. Лизинг более надежен при выполнении финансовых обязательств, чем другие формы инвестиций. Он не только облегчает инвестирование импорта промышленного оборудования, но и позволяет обеспечить передачу технологий из промышленно развитых стран в развивающиеся. Поскольку лизинг способствует активизации инвестиционных процессов, росту объемов производства, развитию здоровой конкуренции, он всячески поддерживается Всемирным банком, Европейским банком реконструкции и развития, Комиссией Евросоюза, Европейской экономической комиссией и другими международными структурами. Существует как внутренний лизинг (наиболее развитый во многих странах мира), так и международный, характеризуемый несколько иной отраслевой структурой. Так, например, если на внутреннем национальном лизинговом рынке преобладает производственное оборудование, автомобили и другое имущество, то на международном - суда, самолеты, железнодорожный подвижной состав и более дорогостоящее имущество. Как правило, международный лизинг может развиваться, когда есть преимущества в таможенном обложении по сравнению с обычными закупками, определены более льготные процедуры перехода лизинговых платежей, исключающие возможные потери по сравнению с национальной лизинговой операцией, а также незначительные отличия в национальном законодательстве по лизингу и др. Существует международная унификация юридических понятий и условий лизинговых соглашений, которая разработана Международным институтом по унификации частного права на основе материалов, отражающих теорию и практику лизинга в соответствующих странах мира. Впервые проект унифицированного законодательства по лизингу был рассмотрен в 1979 г. Он разрабатывался с участием Организации европейского лизинга, рассматривался на нескольких конференциях и симпозиумах, в результате чего в мае 1998 г. в Оттаве (Канада) Международной конференцией по лизингу при участии 55 стран мира была принята Конвенция УНИДРУА о международном финансовом лизинге. Основные положения, предусмотренные Конвенцией УНИДРУА, следующие: • лизинг - самостоятельный правовой институт; • лизинг - трехсторонняя сделка, имеющая общие черты с арендой, условной куплей-продажей, ссудой, но не относящаяся ни к одной из них и представляющая собой единство двух соглашений - купли-продажи и собственно лизинга. Определенная роль отведена потребителю имущества, который является инициатором сделки и имеет все риски собственника, не являясь таковым юридически. При этом лизингодатель играет роль исключительно посредника по инвестированию сделки. Срок лизингового соглашения предусматривается исходя из условия возврата лизингодателю капиталовложений и ориентировочно равен сроку амортизации имущества. Отнесение лизинговой сделки к международной предусматривается тогда, когда лизингодатель и лизингополучатель принадлежат к разным странам. При этом собственник имущества - лизингодатель не отвечает за его качество, а ответственность несет изготовитель-поставщик имущества лизингополучателю. При нарушении лизингового соглашения лизингодатель вправе либо востребовать еще не оплаченные выплаты, либо прервать действие соглашения. Конвенцией предусмотрена унифицированная согласованная концепция лизинга, что способствует правовому регулированию лизинга в разных странах, исходя из единых юридических понятий и на гармонизированных условиях. Как известно, становлению международного лизинга предшествовало формирование в странах мира внутреннего лизинга, поэтому интернациональные лизинговые сделки стали возможны исходя и из национальных законодательств многих стран, где предусмотрены льготы по лизингу, что могут использовать в своих интересах страны-партнеры при проведении международной лизинговой сделки. Такие сделки можно отнести к сделкам с двойной выгодой. Так, например, лизингодатель, сохраняя право на льготные нормы амортизации в своей стране, может воспользоваться низкими ставками арендных платежей, получаемых при распространении на него налоговых льгот страны-лизингодателя. Особенно широко таким преимуществом при международном лизинге пользуются в Австралии, Великобритании, США, Японии. Однако замедлению развития такого лизинга зачастую способствуют законодательства некоторых стран, где не всегда предусмотренные льготы (которые предоставляются лизингодателю и влияют на размер лизинговых выплат) распространяются на сделки международного лизинга, из чего можно сделать вывод о том, что далеко не во всех странах поощряется международный лизинг. Процесс совершенствования международного лизинга, стандартизация условий его проведения продолжаются силами Международного совета по лизингу, которым разработано «Руководство по составлению документов в сделках по международному лизингу». Появление спроса на новый вид финансовых услуг в России связано с началом рыночных отношений после 90-х годов. Именно в это время ведущими банками России были сформированы лизинговые компании: Мосбизнесбанком - «Лизингбизнес», Межрегиональным банком - «Меликон», Промстройбанком (Санкт-Петербург) - «Балтлиз» и др. В 1994 г. была создана Российская ассоциация лизинговых компаний («Рослизинг»), объединяющая в настоящее время более 50 лизинговых компаний. Российские лизинговые компании можно сгруппировать следующим образом: • компании, организованные крупными банками, в том числе и с участием иностранных учредителей (Интеррослизинг, Пром-радтехлизинг, РГ-Лизинг и др.); • муниципальные и специализированные отраслевые лизинговые компании, ориентированные в основном на выполнение инвестиционных проектов, осуществляемых в рамках региональных программ (Центр - агролизинг при АО «Агроснаб», Московская лизинговая компания и др.); • лизинговая компания крупных промышленных структур (Аэрофрахт, Лукойл-лизинг и др.). Однако, несмотря на бурный рост числа лизинговых компаний, большинство из них не смогли достигнуть необходим мого уровня. Более успешно работают лишь те, которые имеют доступ к использованию в той или иной форме бюджетных и других финансовых средств или статус уполномоченных органов исполнительной власти федерального или местного уровней. Хотя и имеет место существенный ежегодный рост объемов лизинговых услуг, их доля в общем объеме инвестиций остается все-таки незначительной, где-то в пределах 20%, тогда как в развитых странах мира она достигает 30 - 40%. При этом большая доля лизинговых услуг обеспечивается крупными лизинговыми компаниями (например, Евролизинг, РГ-Лизинг и др.) и в основном на операциях международного лизинга. Причем более 80% сделок осуществляются на передаче оборудования для переработки сельскохозяйственного сырья, производства пищевой продукции, телекоммуникационной, компьютерной техники, грузовых автомобилей и др. Лизинговыми компаниями России достигнуты определенные успехи, о чем свидетельствуют данные табл. 3.13. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
1998 г. |
1999 г. |
2000 г. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
всего |
в % к итогу |
всего |
в % к итогу |
всего |
в % к итогу |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Лизинговые операции - всего |
66 |
100 |
119 |
100 |
173 |
100 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
В том числе: по объектам производственного назначения |
42,9 |
65 |
77,1 |
65 |
112,6 |
65 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Из них: машиностроение |
6,6 |
10 |
11,9 |
10 |
19,1 |
11 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
химико-лесотехнический комплекс |
5,3 |
8 |
10,7 |
9 |
17,3 |
10 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
строительство |
5,3 |
8 |
9,5 |
8 |
12,2 |
7 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
транспорт и связь |
6,6 |
10 |
10,7 |
9 |
15,5 |
9 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
АПК |
5,9 |
9 |
9,2 |
8 |
13,8 |
8 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
металлургия |
3,3 |
5 |
7,2 |
6 |
10,4 |
6 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ТЭК |
4,5 |
7 |
7,2 |
6 |
8,6 |
5 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
другие отрасли |
1,4 |
2 |
2,4 |
2 |
3,5 |
2 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
по объектам непроизводственного назначения |
23,1 |
35 |
41,9 |
35 |
60,4 |
35 |
При этом в общем объеме лизинговых операций в России значительную долю составляют международные сделки. При международном лизинге имущества в роли лизингоплучателей, как правило, выступают российские юридические лица.
Лизингополучателями могут быть также и иностранные юридические лица, осуществляющие предпринималельскую деятельность в России. Чтобы международная лизинговая сделка соответствовала российскому законодательству об иностранных инвестициях, лизингодатель должен быть иностранным инвестором. Что касается изготовителя имущества, то страна его местопребывания не имеет значения (это может быть как иностранное предприятие, так и российское). Главное, чтобы имущество, изготовленное им и приобретенное иностранной лизинговой компанией, предназначалось для российского лизингополучателя.
Вместе с тем иностранные и российские сталкиваются при осуществлении сделок с некоторыми проблемами, которые снижают экономическую эффективность международных лизинговых операций: это двойное обложение налогом на добавленную стоимость. НДС начисляется на стоимость самого имущества при ввозе его на таможенную территорию России, а также на стоимость собственно лизинговых услуг, предоставляемых по международному соглашению лизинга. Согласно действующим нормативным актам лизинговое имущество числится на балансе лизингодателя, а в бухгалтерском учете лизингополучателя отражается только на забалансовом счете. Это предполагает, что лизингополучатель не имеет права на возмещение НДС, начисленного на используемое им по лизингу имущество, поскольку оно не является предметом его бухгалтерского учета и отчетности.
__________
3 Серегин В. П. Иностранный капитал на пути в Россию, М.: ИНФРА , 1999.
Двойное начисление НДС по международному лизингу приводит к тому, что при прочих равных условиях получение одного и того же импортного имущества по лизингу обходится российскому лизингополучателю на 20% дороже его обычной покупки. Кроме того, российский лизингодатель не имеет прямой возможности для возмещения этих 20% стоимости имущества. Право на зачет выплаченного НДС принадлежит иностранному лизингодателю, но при этом он не может получать в России доходы, облагаемые НДС. Однако при регистрации иностранного лизингодаталя в качестве налогоплательщика в налоговых органах России НДС на его лизинговые услуги начисляется по более низкой ставке, так как в этом случае лизингодатель получает возможность возмещения налога.
Начисление НДС и на стоимость лизингового имущества (оборудования), и на полный объем лизинговых платежей сдерживает заключение международных лизинговых сделок. Для изменения ситуации необходимо внесение поправок в российское налоговое законодательство. Например, НДС мог бы начисляться лишь на определенную часть стоимости импортного лизингового имущества или только на сумму комиссионного вознаграждения иностранного лизингодателя.
При реализации международного лизинга проблемой является и необходимость получения российским лизингополучателем специальной лицензии Центрального банка РФ для перевода лизинговых платежей в иностранной валюте зарубежному лизингодателю.
В соответствии с письмом Центрального банка РФ от 6 октября 1995 г. № 12-524 для получения лицензии на операции, связанные с движением капитала, следует представить в Главное управление валютного регулирования и валютного контроля Банка России следующие документы:
• письмо-заявление;
• нотариально заверенные копии учредительных документов резидента;
• нотариально заверенную копию документа о государственной регистрации резидента;
• справку из налогового органа об отсутствии задолженности резидента по платежам в бюджет и об отсутствии нарушений налогового законодательства;
• справки из уполномоченных банков России, в которых у резидента открыты валютные счета, об отсутствии задолженности по поступлению валютной выручки и обязательной продажи ее части, об имевших место нарушениях валютного законодательства, а также о достаточности средств на счете для осуществления перевода (для операций, предусматривающих перевод средств);
• справку из Министерства государственного имущества РФ, его территориальных управлений и/или других уполномоченных
государственных органов при распоряжении объектами, находящимися в федеральной собственности (в случае, если распоряжение этими объектами должно осуществляться по решению указанных органов и/или с их согласия);
• баланс резидента за последний отчетный год с приложением аудиторских заключений (если проводились аудиторские проверки);
• баланс резидента по состоянию на последнюю отчетную дату перед датой обращения с заявкой в Банк России (заверенной подписями руководителя, главного бухгалтера и удостоверенной печатью резидента);
• отчет о финансовых результатах резидента (прибыль/убытки) за последний отчетный год и на последнюю отчетную дату перед датой обращения с заявкой в Банк России (заверенной налоговой инспекцией);
• справку из соответствующего государственного органа по статистике о присвоении кодов резиденту.
Кроме того, при лизинге имущества, используемого в производственных целях на срок более 180 дней, требуется дополнительно представить:
• технико-экономическое обоснование, включая принципиальную схему осуществления платежей за имущество (пользование имуществом) по сделке и порядок движения денежных средств по бухгалтерскому учету;
• нотариально заверенные копии контрактов.
Необходимость получения лицензии Банка России на право осуществления операций, связанных с движением капитала, во многом усложняла процедуру заключения лизингового контракта с компанией-нерезидентом, особенно с лизингополучателями из регионов.
В соответствии с Законом Российской Федерации «О валютном регулировании и валютном контроле» от 9 октября 1992 г. № 3615-1 все валютные операции подразделяются на текущие и связанные с движением капитала. При этом текущие валютные операции осуществляются резидентом без ограничений, в то время как валютные операции, связанные с движением капитала, требуют наличия лицензии Центрального банка РФ.
К валютным операциям с движением капитала по Закону РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» относятся операции по предоставлению и получению отсрочки платежа на срок более 180 дней по экспорту и импорту товаров, работ и услуг.
Применительно к международному лизингу это означает, что если срок, в течение которого лизингополучатель уплачивает нерезиденту плату за предоставленное в лизинг имущество, превышает 180 дней от даты его предоставления, то осуществляемые при этом переводы иностранной валюты следует квалифицировать как валютные операции, связанные с движением капитала. В этом случае лизингополучатель-резидент должен получить лицензию Центрального банка РФ. Если же платежи осуществляются в течение 180 дней от даты предоставления имущества в лизинг, то переводы валюты рассматриваются как текущие операции, и лицензия не требуется.
Очевидно, что продолжительность договора лизинга и периода выплаты лизинговых платежей, как правило, превышает 180 дней, что автоматически требует от российского лизингополучателя получения лицензии на проведение валютных операций. Исходя из вышеизложенного Центральный банк РФ приказом «Об утверждении положения об изменении порядка проведения в Российской Федерации некоторых видов валютных операций» от 24 апреля 1996 г. № 02-94 установил порядок, при котором перевод иностранной валюты из Российской Федерации, а также перевод иностранной валюты на валютный счет, открытый на имя нерезидента в уполномоченном банке в счет оплаты произведенных работ (услуг), в случае после их приема резидентом или соответствующего этапа работ (услуг) независимо от срока, прошедшего с момента их приема до даты осуществляемого резидентом платежа, не требует разрешения Центрального банка РФ, т. е. независимо от срока договора лизинга и периода лизинговых платежей для лизингополучателя-резидента не требуется получения лицензии Центрального банка РФ. Вместе с тем обобщенные формулировки документа допускают возможность их различной трактовки и, следовательно, не создают прочной нормативной основы для реализации международного лизинга. Особый характер таких сделок и рас-
четов по ним требует четкого и адекватного режима валютного регулирования.
Несмотря на некоторые проблемы, многие иностранные лизинговые компании высоко оценивают перспективы российского рынка лизинга и стремятся закрепиться на нем. Одним из путей преодоления существующих сегодня сложностей при реализации международного лизинга, которым идут иностранные компании, является создание в России дочерних фирм-резидентов или участие в капитале российских лизинговых компаний.
Осуществление лизинговых сделок через контролируемую компанию, имеющую статус российского юридического лица, помогает решать некоторые из проблем налогового и юридического характера.
Если данная компания самостоятельно осуществляет закупки имущества для последующей его передачи в лизинг, а не выступает в качестве простого посредника по операциям сублизинга, то тем самым решается вопрос о возмещении НДС, а также расширяются возможности получения дополнительных налоговых льгот. Эта компания, имея лицензию Центрального банка РФ на осуществление валютных операций, способна обслуживать все расчеты иностранной материнской компании по лизинговым платежам с различными российскими предприятиями-лизингополучателями.
С другой стороны, работающая под иностранным контролем лизинговая компания может иметь доступ к гораздо более значительным, а главное, более дешевым кредитным ресурсам по сравнению с чисто российскими предприятиями. В России в настоящее время процентные ставки и по рублевым, и по валютным кредитам несколько выше, чем в странах с развитой рыночной экономикой. В этой ситуации даже операции по сублизингу имущества через компанию с иностранным участием обходились бы лизингополучателям в России дешевле прямого лизинга имущества у отечественных лизингодателей.
Понятно, что действующие в России иностранные и подконтрольные им отечественные лизинговые компании заинтересованы в продвижении на российский рынок импортного имущества. Некоторые из них имеют порой очень узкую специализацию, занимаясь передачей в лизинг определенных видов имущества например только компьютеров или средств связи и т. д.
Созданию условий развития в России импортного и экспортного международного лизинга способствуют Закон Российской Федерации «О лизинге» от 29 октября 1998 г. № 164-913 и предшествующие ему законодательные и подзаконные акты, а также письмо Государственного таможенного комитета РФ «О таможенном оформлении товаров, временно ввозимых в рамках лизинговых соглашений» от 20 июня 1995 г. № 01-13/10268, которое предусматривает частичное освобождение объектов международного финансового лизинга, ввозимых на территорию России, от уплаты таможенных пошлин и налогов.
При частичном освобождении от уплаты таможенных пошлин и налогов за каждый полный и неполный календарный месяц уплачивается 3% суммы таможенных пошлин и налогов, которая подлежала бы уплате при выпуске товаров для свободного обращения или при вывозе в соответствии с таможенным режимом экспорта (периодические таможенные платежи).
При общей положительной оценке вышеуказанного письма следует заметить, что им предполагается обязательный возврат имущества, ввозимого (вывозимого) по лизинговому соглашению, т. е. отождествляются лизинговые и обычные арендные отношения. На практике же при лизинге имущество часто становится собственностью пользователя и второй раз границу не пересекает. Поэтому лизингополучатель после выполнения лизингового соглашения обязан предоставить отчет с приложением счетов и платежных поручений, выписок по валютному счету, подтверждающих осуществление проплат при осуществлении сделки. При» этом для выкупа передаваемого в лизинг имущества по остаточной стоимости таможне необходимо разрешение ЦБ РФ.
Развитию международного финансового лизинга также способствуют следующие законодательные документы:
• письмо Государственного таможенного комитета Российской \ Федерации «О порядке уплаты таможенных платежей при • частичном освобождении от ушаты таможенных пошлин, налогов, временно ввозимых (вывозимых) товаров» от 28 июля 1995 г. № 01-20/11927;
• инструкция «О порядке осуществления валютного контроля за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые товары» от 26 июля 1995 г. (введена в действие на основании письма ЦБ РФ от 15 ноября 1995 г. № 208 и приказа Государственного таможенного комитета РФ от 15 ноября 1995 г. № 604);
• письмо ЦБ РФ «О введении в действие порядка осуществления валютного контроля за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые товары» от 15 ноября 1995 г. № 208;
• положение «О порядке привлечения и погашения резидентами Российской Федерации финансовых кредитов и займов в иностранной валюте от нерезидентов на срок свыше 180 дней» от 6 октября 1997 г. № 527.
Наиболее комплексно изложены подходы к осуществлению операций по международному финансовому лизингу в «Методических указаниях (рекомендациях) по проведению международных лизинговых операций» от 25 декабря 1997 г. № 10-09/5249 (утверждены Министерством экономических связей и торговли РФ по согласованию с ГТК РФ и Государственным комитетом по поддержке и развитию малого предпринимательства РФ).
Значительный объем международных лизинговых услуг осуществляют в России не только отечественные и совместные (с участием иностранного учредителя), но и непосредственно зарубежные лизинговые компании. Как правило, их лизинговый рынок охватывает воздушные суда, различного вида транспортное оборудование, а также оборудование для многих отраслей промышленности. При этом, как правило, все коммерческие и политические риски перестраховываются специальными уполномоченными институтами (нерезидентами). Благодаря этому создаются УСЛОВИЯ для заключения лизинговых соглашений напрямую между лизинговой компанией (нерезидентом), выступающей в качестве лизингодателя, и российским потребителем (лизингодателем). К сожалению, такая схема лизинга не стимулирует российского производителя имущества, однако на лизинговом рынке она присутствует, имея немалый объем услуг.
Существует и другой подход к развитию международных лизинговых услуг в России, когда наряду с поощрением конкуренции в финансовой среде такие институты, как, например, Европейский банк реконструкции и развития, Международная финансовая корпорация и другие, оказывают содействие в обеспечении широкого диапазона финансовых услуг, в том числе и лизинговых. При этом отбор претендентов на получение инвестиций осуществляется на основе опыта работы в лизинговой финансовой сфере исходя из существования зарубежного стратегического партнера с опытом проведения лизинговых операций и др. Однако в России этот подход пока не получил достаточно широкого распространения.
Объясняется это в основном тем, что наряду с жестким налоговым и таможенным законодательством существуют серьезные ограничения на деятельность нерезидентов в российском финансовом секторе. При этом такое положение заинтересованы сохранять российские банки, а также крупные лизинговые компании, поскольку указанные ограничения вынуждают иностранные лизинговые компании сотрудничать с ними по схеме сублизинга или по другим схемам долевого участия (с малыми лизинговыми компаниями России).
Переход России к рыночным отношениям осуществляется в условиях неразвитости необходимых экономических институтов, что сказывается на темпах развития экономики. Поэтому лизинг как один из рыночных механизмов преодоления инвестиционного кризиса необходимо поднять на достаточно высокий уровень, обеспечить его развитие как экономического и инвестиционного инструмента, создавая для этого необходимые льготные условия. В настоящее время налоговый режим и таможенно-валютное регулирование недостаточны для стимулирования лизинга. Необходимы дополнительные подзаконные акты, государственные гарантии и прямая государственная поддержка эффективных инвестиционных проектов реализуемых через финансовый (в том числе и международный) лизинг. Как известно, последний имеет экономический смысл только тогда, когда он выгоден для всех его участников. Однако если лизингополучатель всегда получает
налоговый выигрыш за счет отнесения лизинговых платежей на себестоимость производимой продукции, то лизингодатель, отнеся свои издержки на производственные затраты, имеет ограничение действующими нормами налогового законодательства. Поэтому государство может весьма эффективно регулировать инвестиции и лизинг, например, путем введения в действие режима ускоренной амортизации и других льготных мер. Рынок лизинговых услуг в условиях инвестиционного кризиса ограничен, однако если его правильно организовать, используя все преимущества, то лизинговые компании могут превратиться в постоянный источник поставки имущества как отечественным, так и зарубежным потребителям. При этом лизинговые компании могли бы иметь скидки с цен за имущество, поставляемое крупными партиями. Кроме того, взаимодействуя с зарубежными лизинговыми компаниями, обеспечили бы доступ к относительно дешевым зарубежным кредитам.
Основными предпосылками такого развития рынка лизинговых услуг являются: стандартизация лизинговых соглашений; система контроля кредитоспособности клиентов; расширение каналов сбыта имущества и предложений инвестиционных услуг.
Поскольку процентные ставки за валютные кредиты в России значительно выше, чем во многих зарубежных странах, то взаимодействие российских лизингодателей с зарубежными партнерами, имеющими доступ к более дешевым кредитам, реализуемым в виде смешанных сделок по лизингу и сублизингу, более выгодно.
Развитию лизингового рынка в России могут способствовать и некоторые его особенности, преимущества как особого инвестиционного механизма:
• соглашение России с рядом зарубежных стран об изменении двойного налогообложения;
• использование механизма получения более низких процентных ставок по кредиту от развитых стран;
• исключение из списка того вида имущества, которое облагается НДС;
• использование преимуществ оффшорных зон;
• предоставление услуг по лизингу в одном пакете с традиционными банковскими кредитами и др.
Международный лизинг, опирающийся на соответствующие исследования национальной практики в области лизинга, инвестиционных, налоговых льгот, особенностей нормативно-законодательной базы в той или иной стране, режима амортизации экспортно-импортного регулирования и т. д., позволяет комбинировать разного рода преимущества, предоставляемые национальным и иностранным деловым участникам. Так, например, можно обеспечить привлекательность лизинговой сделки и через третьи страны (путем регистрации в ней своего филиала), которые предоставляют особо льготный режим налогообложения через оффшорные зоны.
Как известно, валютное регулирование в России допускает лизинговые сделки местными лизингополучателями с лизингодателями, расположенными в оффшорных зонах, что обеспечивает им налоговые преимущества.
Развитие международного лизинга между Россией и теми странами, которые имеют с ней соглашения о регулировании налогообложения, имеет определенные преимущества. Так, если лизингодатель зарегистрирован в качестве налогоплательщика в другой стране или в России, то российский лизингополучатель освобождается от дополнительного налога на прибыль в размере 20%, который должен быть выплачен в соответствии с постановлением Правительства РФ «О внесении дополнений в положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг),включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли» от 20 ноября 1995 г. № 1133.
Таким образом, при осуществлении в России лизинговой сделки зарубежная лизинговая компания может избежать двойного налогообложения, когда она действует через оффшорную, российскую дочернюю лизинговую компанию или через механизм сублизинга.
Участникам международного лизинга на территории России в соответствии с Законом «О лизинге» разрешается выбирать форму международного, соглашения для регулирования взаимоотношений сторон.
В заключение следует отметить, что макроэкономическая ситуация в России, а также особенности таможенного, налогового, организационного законодательства позволяют обеспечивать более эффективное развитие международного лизингового рынка в России.
Заключение
Проблемы в экономике на данном этапе негативно сказываются на продвижении экономических реформ и соответственно на благосостоянии российских граждан. Отсутствие инвестиций в эффективно действующие отрасли порождает новые проблемы как у потребителя, так и у производителя продукции промышленных предприятий.
Промышленные предприятия, как правило, не способны оплачивать сразу приобретение новой техники, хотя постепенный возврат - в большинстве случаев - могут осуществлять за счет доходов от ее эксплуатации. При этом и производители промышленной техники не в состоянии помочь потребителям решить эту проблему, так как сами нуждаются в значительных оборотных средствах для организации производства. Таким образом, образовался порочный круг: с одной стороны, отечественные потребители готовы приобретать российскую технику при условии, если производители отдадут ее в кредит; с другой же - предприятия готовы производить необходимое имущество при условии, что покупатель ее оплатит сразу, а не в рассрочку.
В результате российские промышленные предприятия приобретают оборудование, машины, суда и другую технику зачастую у иностранных производителей, которые широко используют отработанный в западных странах рыночный опыт по передаче различной техники через механизм лизингового кредитования.
К сожалению, на эту проблему на данном этапе эффективно повлиять не может и государство, хотя поддержать реальные проекты необходимыми гарантиями оно способно, что может быть использовано при заимствовании капитала как у отечественных инвесторов, так и у зарубежных.
Состояние экономики в настоящее время диктует необходимость поиска новых подходов к инвестиционной политике и механизмам ее реализации, а также к формам воздействия государства на процессы, происходящие в этой сфере.
Одним из эффективных методов могут быть инновационные инвестиции - две неразрывно связанные сферы экономической деятельности промышленных предприятий.
Решать эту проблему с помощью строго централизованных бюджетных источников и фондов министерств невозможно. Однако в условиях перехода к рыночной экономике промышленным предприятиям удается формировать некоторые средства за счет разгосударствления. Кроме того, на инновационную и научно-техническую деятельность в отдельных случаях выделяются централизованные (хотя и небольшие) средства как из федеральных, так и из местных бюджетов. Основную же долю средств необходимо обеспечивать за счет капитала предприятий (товаропроизводителей). Однако его накопление в настоящее время происходит в основном в сфере обращения и в весьма малой степени затрагивает производство, за счет чего в рыночной экономике, как правило, обеспечивается самовозрастание капитала.
В связи с этим необходимо искать новые подходы к инновационно-инвестиционной политике и механизмам ее реализации, а также формам воздействия государства на процессы, происходящие в этой сфере.
Одним из таких подходов для предприятий может быть особая форма инвестирования – лизинг, который является на данном этапе развития экономики единственной перспективной формой долгосрочного привлечения инвестиций. Для предприятий сейчас главное - выбрать приоритетные нововведения, которые в короткий срок обеспечили бы ему успех.
Улучшению условий развития в России импортного и экспортного международного лизинга способствует письмо Государственного таможенного комитета РФ от 20 июля 1995 г. № 01-13/10268 «О таможенном оформлении товаров, временно ввозимых в рамках лизинговых соглашений», которое предусматривает частичное освобождение объектов международного финансового лизинга, ввозимых на время на территорию РФ, от уплаты таможенных пошлин и налогов.
При частичном освобождении от уплаты таможенных пошлин и налогов за каждый полный и неполный календарный месяц уплачивается 3% суммы таможенных пошлин и налогов, которая подлежала бы уплате при выпуске продукции для свободного обращения или при вывозе в соответствии с таможенным режимом экспорта (периодические таможенные платежи).
При общей положительной оценке вышеуказанного письма следует заметить, что оно предполагает обязательный возврат имущества, ввезенного (вывезенного) по лизинговому соглашению, т. е. отождествляет лизинговые и обычные арендные отношения. На практике же при лизинге имущество часто становится собственностью пользователя и второй раз границу не пересекает.
Развитию международного лизинга способствовало принятие следующих нормативных документов:
• Закон РФ от 9 октября 1992 г. № 3615-1 «О валютном регулировании и валютном контроле»;
• инструкция ЦБ РФ от 26 июля 1995 г. «О порядке осуществления валютного контроля за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые товары»;
• письмо ЦБ РФ от 15 ноября 1995 г. № 208;
• положение ЦБ РФ от б октября 1997 г. № 527 «О порядке привлечения и погашения резидентами Российской Федерации финансовых кредитов и займов в иностранной валюте от нерезидентов на срок свыше 180 дней»;
• Методические указания (рекомендации} по проведению международных лизинговых операций.
Следует отметить, что последний из указанных документов является наиболее обстоятельным в области регламентации вопросов международного лизинга.
Список использованной литературы:
1. Лещенко М. И. Основы лизинга: Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2000. – 336 с.
2. Лещенко М. И. Лизинг в промышленности. – М.: МГИУ, 1998. – 234 с.
3. Серегин В. П. Иностранный капитал на пути в Россию, М.: ИНФРА, 1999. – 321 с.
4. Лизинг для малых предприятий / Под ред. В. С. Штерна, М.: ИНФРА, 1996. – 112 с.
5. Лизинг в России / Финансовая газета, № 18, 1999, с. 4 – 5.
6. Операции международного лизинга / Экономика и управление в зарубежных странах, № 9. – 2001, с. 14 – 22.
7. Сущность международных лизинговых операций / Маркетинг в России и за рубежом, № 1. – 2001, с. 11 – 19.
8. Организация лизинговой деятельности / Бизнес для всех, № 23. – 2000, с. 12 – 19.
9. Закон Российской Федерации «О лизинге» от 29 октября 1998 г. № 16Ф-ФЗ
10. Постановление Правительства РФ «Положение о лицензировании лизинговой деятельности в Российской Федерации» от 26 февраля 1996 г. № 167.