бесплатные рефераты

Вексельное обращение и перспективы его развития в РФ

            На практике, при работе с векселем очень важным является вопрос о том, что происходит при неоплате векселя и что необходимо делать.

            Вексель должен предъявляться к платежу либо непосредственно в день, когда он должен быть оплачен, либо в один из двух следующих рабочих дней. При неоплате векселя в срок отказ от платежа должен быть своевременно (на следующий день после истечения даты платежа по векселю, но не позже 12 часов следующего дня) удостоверен в нотариальной конторе, т.е. следует заявить протест в неплатеже (Приложение № 3) (однако этого можно не делать, если в векселе есть оговорка "без расходов (протеста)"). После этого в течение четырех рабочих дней, векселедержатель может предъявить претензии индоссантам (если они были) и выставителю векселя. Каждый индоссант должен в течение двух рабочих дней после получения соответствующего извещения сообщить его суть своему индоссанту; одновременно извещаются авалисты (в данном случае действует следующее правило: по векселю солидарно обязаны перед ремитентом все те, кто поставил на нем свою подпись, за исключением индоссантов, поместивших слова "без оборота на меня"). При этом держатель векселя имеет право предъявления иска ко всем этим лицам вместе и к каждому в отдельности, причем без соблюдения последовательности, в которой они обязались; такое же право принадлежит каждому, подписавшему вексель, после того как он его оплатил. Если же векселедержатель не предъявил своевременно вексель к оплате, не опротестовал его при необходимости в соответствующие сроки, то он теряет свои права на предъявление претензий к трассанту, всем индоссантам и авалисту (но не к самому должнику). И в конечном счете при неоплате векселя дело передается в суд.

 

2. Вексельное обращение в современных условиях

2.1. Государство и его работа с векселями

            Рынок векселей России в настоящей время- загадка экономики. Даже соответствие на законодательном уровне мировым "стандартам" не говорит о всё ясности и понятности. В следствие этого и было принято решение об учреждении Федеральной комиссии по  ценным бумагам, которая смогла бы разобраться во всех функциональных вопросах.

            Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг (ФКЦБ России) является федеральным органом исполнительной власти по проведению государственной политики в области рынка ценных бумаг, контролю за деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг, обеспечению прав инвесторов, акционеров и вкладчиков.

            ФКЦБ России создана в соответствии с ФЗ «О рынке ценных бумаг» [5] и Указом Президента Российской Федерации от 01.06.1996г., подчиняется непосредственно Президенту Российской Федерации, является коллегиальным органом и состоит из 6 человек. Члены ФКЦБ России назначаются и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации.

            ФКЦБ России разрабатывает основные направления развития фондового рынка, координирует деятельность государственных органов по вопросам его регулирования, устанавливает требования к проспектам эмиссии и операциям с ценными бумагами, лицензирует различные виды профессиональной деятельности на рынке. В функции Комиссии входит контроль за соблюдением эмитентами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг и их саморегулируемыми организациями требований законодательства Российской Федерации, а также стандартов и правил, утвержденных ФКЦБ России.

            Деятельность Комиссии направлена на развитие российского рынка ценных бумаг, обеспечение защиты прав субъектов фондового рынка - инвесторов, эмитентов, профессиональных участников. Поэтому особое внимание ФКЦБ России уделяет совершенствованию нормативной правовой базы фондового рынка, повышению информационной прозрачности, открытости рынка.

            Результатом деятельности столь важного органа находим например: "Положение об обращении бездокументарных простых векселей"[6], "Положение о сертификации операторов системы обращения бездокументарных простых векселей", "Стандарт деятельности участников системы обращения бездокументарных простых векселей". Однако если рассмотреть даже только название ... бездокументарных простых векселей, мы обнаруживаем странную безграмотность ФКЦБ России, которая обязалась в точности исполнять законы и положения [1], где говориться (п.1.3) об обязательности бумажного носителя. Потому неудивительно, что через четыре месяца опубликования этих положений выходит телеграмма ЦБ РФ (Приложение № 6), где говориться о несоответствии термина и понятия бездокументарный- Женевской конвенции. Поэтому непонятно, чего дальше ждать от этого государственного органа.

            Рассмотрим государственные казначейские векселя и обязательства, которые были выпущены под реализации различных проектов и ликвидацию задолженностей.

            К марту 1994 года задолженность государства предприятиям-поставщикам составляла порядка 11 триллионов рублей. При этом каждый рубль государственного долга стимулировал 2-3 рубля долгов предприятий. Пытаясь разрешить эту проблему хотя бы частично безинфляционным способом, Правительство РФ решило переоформить 10% своей задолженности в казначейские векселя 1994г. Министерства финансов РФ [7]. Объем выпуска векселей составил 1100 млрд. рублей. Векселя выпускались сериями с единой датой выпуска и погашения внутри серии, сроком на один  год от даты составления. Вексельная сумма составила 14 миллионов рублей и ею была оформлена государственная задолженность в 10 миллионов рублей, то есть доходность векселей составила 40% годовых.

            Центральный банк РФ выступает генеральным агентом по размещению, обращению и погашению векселей. Он хранит их бланки без выдачи на руки владельцам и регистрирует все сделки по их купле-продаже.

            Выпуск Казначейских Обязательств, представляющих собой в сущности те же векселя, только еще больше похожие на ГКО, преследовал ту же цель - безэмиссионно сократить дефицит федерального бюджета и погасить задолженность государства перед предприятиями.

            Эмитентом Казначейских Обязательств является Министерство финансов, которое выпускает их сериями, устанавливая объем и даты эмиссий. Внутри серии обязательства имеют единые даты выпуска, погашения, номинальную стоимость и процентную ставку. Эти параметры могут изменяться при новой эмиссии.

            Казначейские обязательства выпускаются в бездокументарной форме в виде записей на счетах "депо" в депозитариях. Каждый выпуск оформляется двумя сертификатами, один из которых хранится в Министерстве финансов, а другой в соответствующем депозитарии.

Обращение Казначейских обязательств допускается в ограниченной и неограниченной формах. К числу ограничений могут относиться: обязательность использования КО только для погашения кредиторской задолженности, передача только юридическим лицам, минимальное число "передаточных надписей", сроки предъявления к погашению и обмену на налоговые освобождения.

            Использование КО для налоговых освобождений является наиболее привлекательной их стороной, так как в этом случае они абсолютно ликвидны. Суть их в том, что государство погашает часть своих долгов перед предприятием путем зачета (не взимания) платежей в федеральный бюджет.

            Казначейское налоговое освобождение является именным и не подлежит передаче другому предприятию. К зачету принимаются вся сумма недоимок в федеральный бюджет на дату представления освобождения.

            Государственные векселя  не были встречены на ура, однако вслед за первой эмиссией последовали новые. Так например имеем проект поддержки коммерческих банков.

"О выпуске векселей Министерства финансов Российской Федерации для восстановления коммерческим банкам собственных кредитных ресурсов взамен погашенных ими централизованных кредитов и процентов по ним ЦБ России ...(с изменениями на 29 апреля 1996 года)", Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 21.08.1995 №92, где в частности говориться:

1. Для восстановления собственных кредитных ресурсов коммерческим банкам, осуществившим в 1992 - 1994 годах кредитование организаций агропромышленного комплекса, организаций потребительской кооперации, а также организаций, осуществляющих завоз (хранение и реализацию) продукции (товаров) в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, обеспечить в рамках верхнего предела государственного внутреннего долга Российской Федерации на 1995 год выпуск с 1 сентября 1995 года свободно обращающихся простых векселей Министерства финансов Российской Федерации в размере задолженности заемщиков по централизованным кредитам и процентам по ним по состоянию на 1 апреля 1995 года, образовавшейся в результате погашения с их корреспондентских счетов централизованных кредитов и процентов по ним Центральному банку Российской Федерации без уплаты средств заемщиками.

2. Определить следующие параметры эмиссии:

- общая сумма выпуска векселей определяется подтвержденным органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также отдельными коммерческими банками, являвшимися непосредственными получателями централизованных кредитных ресурсов, размером превышения задолженности по централизованным кредитам и процентам по ним, числящейся на лицевых счетах организаций агропромышленного комплекса, потребительской кооперации, а также организаций, осуществляющих завоз (хранение и реализацию) продукции (товаров) в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности в обслуживающих их коммерческих банках по состоянию на 1 апреля 1995 года над размером этой задолженности коммерческих банков Центральному банку Российской Федерации, образовавшейся в результате погашения с их корреспондентских счетов централизованных кредитов и процентов по ним Центральному банку Российской Федерации без уплаты средств заемщиками;

- срок обращения - 10 лет начиная с 1 сентября 1995 года по 31 августа 2005 года включительно;

- срок погашения - равными долями от сумм задолженности ссудозаемщиков по централизованным кредитам и процентам по ним по состоянию на 1 апреля 1995 года в течение восьми лет начиная с 1 сентября 1998 года по 31 августа 2005 года включительно;

- процентная ставка - 10 процентов годовых, включаемая в номинальную сумму векселя за целое число лет его обращения от момента выпуска до срока погашения;

            В связи с этим удивляет телеграмма ЦБ РФ (Приложение № 5), об ограничении приёма ЦБ у комбанков векселей серии АПК, а затем практика переучёта практически сводится на нет.

Тем не менее затем получает своё развитие проект поддержки АО "Камаз":

"О выпуске векселей Министерства финансов Российской Федерации для переоформления обязательств акционерного общества "Камаз" перед коммерческими банками в задолженность по бюджетной ссуде Министерству финансов Российской Федерации", Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 10.04.1996 №197, где читаем:

1. Для переоформления обязательств АО "КамАЗ" перед коммерческими банками России, осуществившими в 1994 - 1995 гг. кредитование АО "КамАЗ" на восстановление мощностей по производству двигателей и стабилизацию производства, обеспечить в рамках верхнего предела государственного внутреннего долга Российской Федерации, определенного Федеральным законом "О федеральном бюджете на 1996 год, выпуск свободно обращающихся простых векселей Министерства финансов Российской Федерации в размере обязательств АО "КамАЗ" перед коммерческими банками, определенном  п.4 Постановления Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1996 г. N 139.

2. Определить следующие параметры эмиссии:

- общий объем выпуска векселей составляет 1745524998828 рублей с учетом уплаты процентов по имеющейся задолженности в размере 1/3 учетной ставки Центрального банка Российской Федерации на момент подписания Соглашения о переоформлении обязательств АО "КамАЗ" по кредитным договорам с коммерческими банками в задолженность по бюджетной ссуде Министерству финансов Российской Федерации...

            То есть наблюдается активная и благоразумная деятельность государства.

 

2.2. Операции банков и предприятий с векселями

            В негосударственной сфере, наиболее характерно преобладание финансовых векселей над коммерческими. Это и понятно - порожденный инфляцией дефицит денежной массы определяет главное применение векселей - служить заменой денег. Отчасти поэтому векселя приобретают все более несвойственную им функцию ГКО. Специфическая практика обращения векселей в России показывает также, что получили распространение некие расчетные бумаги, имеющие форму векселей (а иногда и ее нарушающие), но по сути векселями не являющиеся. Условия их погашения таковы, что котировки этих бумаг (цены купли-продажи на вторичном рынке) не достигают номинала даже после наступления соответствующих сроков. Вызвано это, в частности, отсутствием у этих бумаг одного из важнейших вексельных свойств - безусловности обязательства. В отечественной практике почти не встречается корпоративных векселей, которые гасились бы "живыми деньгами".

            Например, векселя Энергетического союза погашаются электроэнергией, точнее принимаются в счет задолженностей перед определенным кругом энергетических предприятий по платежам за электроэнергию. Векселя Министерства путей сообщения гасятся так называемыми железнодорожными тарифами, т.е. правом перевозки грузов на определенную сумму по железной дороге. Иногда векселя выпускаются для расчетов внутри замкнутых цепочек. Выпадая из них, вексель может значительно потерять в цене, или, более того, быть отозванным векселедателем. Существуют векселя "бензиновые", "угольные", "металлургические" и др. (Приложение № 11, 12, 13)

            Подобный беспредел налагает порой несколько криминальный оттенок на порядок обращения расчетных векселей. Криминальные структуры, традиционно работающие на рынке долгов, начинают активно осваивать и вексельный рынок. Ситуация благоприятствует этому: с одной стороны, - цены вторичного рынка, сложившиеся на уровне 20-60% от номинала, с другой стороны, - возможность использования по номиналу.

            Значение банков в вексельном обращении велико, что обусловлено соблюдением ими законов. Опишем несколько активно используемых операций. Так платеж по векселю может быть полностью или частично обеспечен посредством аваля, выдаваемого банком, для которого он представляет один из видов выдаваемого кредита. Авальный кредит (или банковский аваль) представляет собой ответственность банка по вексельному обязательству клиента. При этом реальная выплата денег банком происходит лишь в том случае, если получатель такого кредита не в состоянии рассчитаться по своему долгу. В противном же случае сделка ограничивается согласием банка авалировать вексель со взиманием комиссионных платежей, размер которых зависит от срока действия аваля, условий его предоставления, платежеспособности клиента.

            Наряду с уже упомянутой операцией по инкассированию векселей, когда банки берут на себя ответственность по предъявлению векселей в срок плательщику и получению причитающихся по ним платежей в пользу их держателей, существует еще и операция домицилирования векселей, когда плательщиком по ним являются сами банки. Это операции по оплате банками по поручению и за счет векселедателей (трассатов) векселей. В этом случае векселедатели заключают с банком договор, в котором банк назначается плательщиком по векселям и обязуется своевременно их оплачивать, а векселедатель обязуется своевременно предоставить банку денежные суммы, необходимые для оплаты его векселей. Внешним признаком домицилированного векселя служат слова "уплата в ... банке", помещенные в тексте векселя.

            Также банкам принадлежит важная роль в реализации третьей возможности векселедержателя использовать вексель. Ее суть заключается в покупке векселя коммерческим банком (учетный кредит); при этом банк заплатит бывшему владельцу векселя не всю сумму, указанную в нем, а за вычетом так называемой учетной ставки (дисконта), т.е. процентов, по которым банк "учитывает" (покупает) вексель.

            Кроме продажи векселя коммерческому банку, векселедержатель может продать его и другим желающим по цене несколько ниже суммы, по которой вексель должен быть погашен. Еще одной возможностью досрочного использования векселя является получение в банке кредита под залог банковского векселя.

Финансовые (банковские) векселя

            Основанием большинства вексельных сделок в условиях российской экономики являются коммерческие товарные векселя, которые и были рассмотрены нами выше. Кроме товарных, существуют и финансовые векселя [11], когда одна сторона выдает другой определенную сумму денег, получая взамен долговое обязательство должника - вексель (Приложение № 14, 15, 16). Наличие финансовых векселей возможно по причине отсутствия в их тексте упоминания об основании их выставления. Но одновременно это приводит и к появлению фиктивных векселей, не связанных с реальным перемещением ни товаров, ни денежных средств; среди финансовых векселей выделяют дружеские, встречные и бронзовые, которые к использованию в России запрещены [13], но в узких кругах используются.

            Дружеские векселя представляют собой своеобразную услугу, когда платежеспособное предприятие, пользующееся солидной репутацией, выставляет простой вексель на другое предприятие, испытывающее финансовые затруднения, предоставляя ему тем самым возможность реализовать вексель и получить деньги. При этом предполагается наличие определенных отношений между этими предприятиями, что позволит в последующем урегулировать вопрос долга (при этом возможен вариант, когда вексель будет погашен самим нуждающимся предприятием). Встречные векселя преследуют ту же цель, когда одно нуждающееся в деньгах предприятие обменивается безденежным векселем с другим (векселя одной и той же суммы выставляются "друг на друга" на один и тот же срок). Что касается бронзовых (или, как их еще называют, дутых) векселей, то их выставление обычно происходит по инициативе предприятий, которым по причине своей финансовой несостоятельности трудно рассчитывать на получение дружеского векселя и которые по этой причине организуют появление дутого векселя от имени либо несуществующих (фиктивных) предприятий, либо (за небольшую плату) практически неплатежеспособных лиц.

            Настоящим финансовым векселем сейчас можно назвать только банковский, получившим значительное распространение в последние годы как среди граждан (рассматривающих их в качестве одного из способов более или менее надежного вложения своих сбережений), так и среди предприятий (для которых в условиях длительного прохождения платежей через банковскую систему на первый план выходит возможность осуществления расчетов векселем). Для их приобретения необходимо внести вексельную сумму на счет (в кассу) банка, после чего последний выписывает вексель. При этом датой его составления является дата поступления денежных средств в банк.

            Существует также две основные формы вексельного кредитования: предъявительский (в форме учета векселей) и векселедательский. В последнем случае также возможны варианты:

            1. Банк может кредитовать своих клиентов векселями с одновременным заключением кредитного договора. Векселедержатели расплачиваются ими со своими поставщиками. Затем вексель может пройти по цепочке от одного предприятия к другому, производя расчеты между ними, и на каком-то этапе будет предъявлен в банк для оплаты. Погашение векселя банком может быть осуществлено за счет средств, полученных в погашение договора кредита.

            2. Предприятие, являющееся получателем векселедательского кредита, выставляет переводной вексель на банк, который акцептует его (банковский акцепт). При этом по договоренности банка с клиентом последний обязан до срока погашения векселя предоставить денежное покрытие.

            В обоих случаях практикуется применение банком льготных процентных ставок, поскольку в нормальной ситуации он не использует собственных ресурсов.

            Различают дисконтные и процентные банковские векселя. Дисконтные векселя погашаются по номиналу, а продаются со скидкой (дисконтом), размер которой и составляет доход векселедержателя. Процентные векселя продаются по номиналу, а погашаются по цене, включающей в себя сумму, "набежавшую" в соответствии с процентной ставкой, указанной в векселе. В последнее время наблюдается тенденция увеличения роли процентных векселей, как более выгодных и для векселедателей, и для векселеполучателей. Объясняется это, во-первых, тем, что сумма, взимаемая Центробанком с выпускающего вексель рассчитывается к номиналу; вторая причина - странность закона о налогообложении, в результате которой доходы, получаемые в форме дивидендов и процентов облагаются налогом по ставке 15%, а доходы в форме разницы между ценой покупки и ценой продажи (погашения) долговых обязательств включаются в полной сумме в состав вне реализационных доходов и облагаются соответственным налогом - 35%.

            Важный вклад в развитие оборота банковскими векселями внёс Тверьуниверсалбанк.

И то, что история начавшаяся в 1994г. закончилась в 1996г. не говорит о плохой программе вексельного обращения, которую сегодня претворяют в жизнь такие банки, как Онексим, Менатеп, Сбербанк, Российский кредит, банк развития предпринимательства и др.

            В начале 1994 г. в соответствии с принятой стратегией разрешения кризиса неплатежей Тверьуниверсалбанком совместно с Институтом народнохозяйственного прогнозирования Российской Академии Наук были проведены исследования и анализ экономического состояния российской промышленности и возможностей применения векселей для улучшения положения предприятий.

            Банком была разработана программа разрешения кризиса неплатежей и совершенствования системы расчетов с использованием векселей в качестве платежного средства. В разработке вексельной программы принимали участие специалисты администрации Президента РФ и Правительства РФ; сама программа была представлена и нашла поддержку в Государственной Думе России. По сути было предложено замещение в обороте коммерческих долговых обязательств банковскими. Таким образом, сомнительные долговые обязательства предприятий, которыми и являются неплатежи, замещаются достаточно надежными  и однородными, надлежащим образом финансово оформленные, обратимыми и сравнительно доходными банковскими бумагами. Тем самым одновременно хозяйство получает выигрыш по всем трем основным характеристикам долгов, поступающих в оборот (ликвидности, риску и доходности вложений в соответствующие обязательства). При этом появляется возможность дифференцированного подхода к различным коммерческим обязательствам и реальной оценки ответственности должников. Никакой банк никогда не станет эмитировать собственные обязательства, если их обеспечением будут лишь сомнительные обязательства клиента..

            Таким образом становилось возможным:

- преодолеть необоснованное и неэффективное ограничение платежеспособного  спроса и в целом ряде случаев можно добиться роста производственной активности.

- предприятия, получая на свой актив более надежные и более ликвидные  обязательства, оказываются в существенно более привлекательном (и, что крайне важно, поддающемся достаточно точной оценке) финансовом положении, что должно сказаться как на их ценовой политике, так и на качестве формирования производственных программ.

- банковская гарантия платежа снимает  необходимость предоплаты в тех нередких случаях, когда она служит исключительно для защиты от риска неплатежа. Таким образом, появляется возможность для ускорения материального оборота.

С помощью векселя Тверьуниверсалбанка можно было уменьшить сроки платежа по сравнению с безналичными банковскими расчетами, т.к. расчетные счета при этом не использовались. При наступлении срока платежа векселя оплачивались Тверьуниверсалбанком в тот же банковский день.

            Юридическое лицо могло получить кредит в виде набора векселей на общую сумму кредита. Кредит мог быть получен векселями с разными сроками платежа под конкретные потоки платежей, при этом изменение срока векселей влекло за собой изменение процентной ставки по вексельному кредиту.

            Кредитование могло осуществляться:

а) Срочными векселями.

Для кредита срочными векселями ТУБ, дата погашения которых совпадало со сроком окончания кредита, была установлена процентная ставка порядка 35 % годовых. В случае, когда общий срок кредита превышал срок векселя, размер процентной ставки увеличивался.

б) Векселями с оплатой  по предъявлении.

Проценты за пользование таким кредитом определялись следующим образом: 35%  годовых за время до погашения векселя плюс проценты по ставке, близкой к ставке рефинансирования ЦБ России, с момента погашения векселя  до  окончания срока кредита. В результате, суммарная (итоговая) ставка по кредиту превышала 35% и зависела от срока обращения векселя, оставаясь тем не менее меньше ставки обычного рублевого кредита.

            По срокам платежа векселя Тверьуниверсалбанка делились на:

Векселя, погашаемые по предъявлении в банк и срочные векселя, т.е. векселя, погашаемые банком только через определенный срок от даты составления векселя или определенного числа.

            Вексель Тверьуниверсалбанка мог быть предъявлен к оплате в место, обозначенное в графе "место платежа", в любой филиал Тверьуниверсалбанка или в банк, взявший на себя обязательства по оплате векселей Тверьуниверсалбанка. Векселя погашались в течение одного банковского дня в случае их предъявления непосредственно в Тверьуниверсалбанк.

            Вексельный центр предлагал владельцам срочных векселей такую услугу, как оплата векселей до наступления срока платежа по ним, что позволяло в любой момент получить деньги по векселю, но за вычетом определенного процента - дисконта досрочного учета, который уменьшался с приближением срока погашения векселя.

            Тверьуниверсалбанк осуществлял обмен казначейских обязательств (КО), находящихся в свободном обращении, на векселя Тверьуниверсалбанка.

            Таким образом, эти векселя были быстрым, простым и удобным способом расчета между юридическими лицами, во многих городах существовала практика зачета выплат в областной бюджет векселями Тверьуниверсалбанка.

            Даже такие органы, как Пенсионный фонд РФ активно стали работать по зачёту в счёт платежей векселей отдельных банков, например (Приложение № 7) , что обусловлено тем, что ПФ РФ берёт кредиты в банках, которые участвуют в денежных зачётах.

По сводкам вексельного центра КБ "Российский кредит" на 17.11.97г. имеем дословно:

            За прошедшую неделю (Приложение № 9) на фоне обострившегося всеобщего дефицита денежных средств на рынке было достаточно предложений как ликвидных корпоративных векселей (ОАО "Лукойл", РАО "Газпром"), так и высоколиквидных банковских (Онэксимбанк, Менатеп). Это, в свою очередь, сказалось на существенном понижении цен и увеличении доходности этих бумаг.

            Так, уровень доходности простых векселей РАО Газпром со сроком погашения в конце декабря 1997г. достиг 28,5-30%.

            Для "металлургического" сегмента рынка характерны незначительные колебания котировок. Довольно много предложений векселей Магнитогорского металлургического комбината. Они выставляются в среднем по цене 54,5% от номинала для бумаг 01 или 02 статьи бюджета, однако спрос по данным векселям в основном сфокусирован на 10 и 12 статьи бюджета по цене 55% от номинала. Сделки по векселям Северстали серии "А" проходили в ценовом диапазоне 54,5-55,5%. Предложения по векселям Нижнетагильского металлургического комбината держались на отметке 32,5%.

Фактическое отсутствие на рынке векселей МБО ЕЭЭК серий ИН-1,2,3 обусловило рост их цен на до среднего показателя в 40,5% от номинала.

            Определенно не пользуются популярностью на рынке векселя Энергогаза и Энергоатома. Индикативные котировки данных векселей составляют соответственно 7-8% и 0,8-1% от номинала.

            Наблюдалось локальное проявление интереса на рынке к такой "экзотике", как векселя Финансово-энергетического союза (ФЭС). В зависимости от серии уровень спроса и предложения этих векселей находился в диапазоне 0,25-0,55%.

            Относительно сбалансированными на прошлой неделе можно считать объемы спроса и предложения по векселям Энергоатомфинанса, стремящиеся к ценовой отметке 34%.

            На этом фоне достаточно хаотичными выглядели предложения бумаг Курской АЭС, сопровождаемые гарантийными письмами на Рязаньэнерго, по цене 28,5%. На бумаги этой АЭС был заметен сдержанный спрос. На те векселя Курской АЭС, которые сопровождались гарантийными письмами на Липецкэнерго и на Белгородэнерго спрос был по цене 27% от номинала.

            Для "железнодорожного" сектора рынка характерен полный штиль, вызванный ограничениями приема дорогами своих векселей к погашению. Например, участившиеся за последнее время предложения бумаг Юго-Восточной железной дороги по цене 48,5-49%, фактически не находят спроса. Аналогично на фоне дефицита денежных средств наблюдались отдельные предложения по векселям компании "Алмазы России-Саха". Заявленная доходность этих векселей с "ближними" и "дальними" сроками погашения была на уровне соответственно 70% и 55%.

            Как видно, работа на вексельном рынке России кипит.

 

 

 

2.3. Ситуация на вексельном рынке Чувашии

            Появлением векселей в Чувашии, по данным из неофициальных источников мы обязаны КБ "Агропромбанк", а также  КБ "АЯР", который с сентября 1995г. уже начав испытывать трудности с финансовыми ресурсами, стал выпускать векселя под различные операции. Бухгалтера и финансисты в 1995г. сталкиваясь с векселем терзались вопросом: "А что с ним делать?", и не сразу находили ответ. Позже, когда в регионе появились векселя КБ "Тверьуниверсалбанк", остро встаёт вопрос о бухучёте этих векселей, поскольку поначалу даже налоговые инспектора ничего не могли объяснить.

            1996 год в Чувашии ознаменовался бурным ростом взаимоотношений между предприятиями, основанных на векселе, по видимому во исполнение Постановления  Правительства  РФ от 26.09.1994г. N 1094 "Об оформлении взаимной задолженности предприятий и организаций векселями   единого  образца  и  развитии  вексельного обращения". 15.03.1996г.  президент ЧР подписывает Указ № 29 "О выпуске в обращение простых векселей Министерства Финансов ЧР", что приводит к активизации вексельного обращения на "высшем" уровне. Читая этот указ, а также "Условия  выпуска  и   обращения  простых  векселей   Министерства   финансов   ЧР",  утвержденные приказом Министерства финансов ЧР от 21.03.1996  года  №  104  и  зарегистрированным   Миниcтерством юстиции ЧР 22.03.1996 г.  №37 с дополнениями - приказ  от 11.02.1997 г. №45,  мы можем убедиться в их соответствии нормативам вексельного права. Особо важным моментом в выпуске данных векселей явилось то, что они могли быть приняты для: "погашения недоимок   и   штрафных  санкций, имеющихся у векселедержателя на момент  предъявления  векселя,  по    платежам, зачисляемым  в  доход республиканского бюджета Чувашской Республики кроме налога на добавленную стоимость, акцизов и налога   на прибыль". А как показала практика они безусловно погашались и в срок платежа.

            Дальнейшее развитие вексельного обращения в ЧР привело к полному извращению самого понятия векселя, когда стал слышен термин- "товарный вексель" (в связи с оплатой за электроэнергию, спиртовую продукцию и др.), что шло в разрез с вексельным правом, рассмотренным в п.1.3. Однако в истории  Италии XIX в. известны прецеденты выписывания векселя с условием оплаты зерном п.1.3., но подобное там было быстро прекращено, тогда как у нас в ЧР подобное было практически узаконено??? Для примера выдержка из Распоряжения Кабинета Министров ЧР от 27.03.1997г. N 112-р:

  2. Установить,  что векселя указанных организаций  выпускаются   сроком обращения   90  дней  от  даты  составления  и  принимаются   векселедателями  к  оплате  исключительно  в  обмен  на   товарную   продукцию (услуги, работы).

Подобное наблюдаем также во всех постановлениях по выпуску векселей предприятий Чувашии, что сразу же привело к резкому снижению их биржевой стоимости (Приложение №  ). Однако в том же распоряжении обнаруживаем следующий пункт:

   3. Министерству  финансов  Чувашской  Республики  обеспечить в   установленном порядке приём указанных  векселей  в  течение  всего   периода их  обращения в счет погашения недоимок и штрафных санкций   по платежам,  зачисляемым   в   доход   республиканского   бюджета   Чувашской Республики. ,

что дало возможность использовать эти неликвидные векселя, как средство расчёта по местным налогам, что в свою очередь привело к вымыванию из республиканского бюджета "живых" денег. В результате Минфин ЧР перестаёт принимать свои же векселя если нет налоговой задолженности. Смотря на "солидный с виду" Минфин ЧР начинают хитрить и предприятия, когда при предъявлении векселя к оплате они требуют денежное сопровождение или отдавая продукцию завышают цену на 30-50%.

            Возникает вопрос: "Кто от этого что-то получил, кто потерял?". Кто получает ?- это я думаю вопрос, который должен возникать у наших правоохранительных органов, которым следуют взяться за исполнение вексельного законодательства и обратить внимание на хитрую безграмотность финансовых отделов Минфина ЧР и предприятий. Важнее рассмотреть вопрос: "Кто теряет ?". А всё очень просто- получив от предприятий "товарные" векселя в счёт налогов, Минфин "финансирует ими бюджетные организации, т.е. платит бюджетникам" долгами предприятия. И тут начинается головная боль руководителей бюджетных организаций, когда они стараются рассчитаться этими векселями со своими подрядчиками и кредиторами, или же пытаясь хоть как то получить зарплату отдают векселя инвестиционным компаниям ниже номинала, вешая на своём балансе жуткий дисконт, а в результате это выливается в новые ухищрения по завышению цены.

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 РЕФЕРАТЫ