бесплатные рефераты

Венчурное инвестирование в России: проблемы развития

Функции венчурного инвестора.

Эффективность при распределении финансовых ресурсов в масштабах всей экономики благодаря оперативности. Отсутствие лоббирования и субъективистских подходов. Создание новых коммерчески успешных инновационных предприятий, которые, повторю, являются катализатором роста инновационной экономики. Поддержка развития компаний с высоким потенциалом роста именно на ранних стадиях, в то время когда иные источники недоступны для компании. И, конечно, создание многих и многих рабочих мест через развитие инновационных компаний. Последняя статистика показывает, что более миллиона рабочих мест в Европе создано с помощью венчурного капитала.

Посмотрим, а что же у нас в стране? Возьмем 2006 год. В России около 100 различных инвестиционных институтов, которые обладают достаточным количеством капитала, это более 6 млрд. долларов, и его можно использовать. Конечно, часть инвестируется в компании на более поздних стадиях, но есть достаточно средств, которые можно использовать в них на ранних стадиях развития.

Источники капитала в этих фондах. [8]

Отмечу: российские источники – 24 процента. Некоторое время назад, в 1994 году, когда появились первые венчурные фонды в России в рамках специальной программы Европейского банка реконструкции и развития, эта цифра была 3 процента, может быть, даже меньше. А сейчас наш прогноз говорит о том, что через пару лет 35 процентов капитала будет чисто из российских источников. Кто же дает из российских источников деньги в венчурные фонды? В основном, конечно, это институциональные инвесторы: частные лица, государственные агентства, промышленные предприятия. Банки, пенсионные фонды, к большому сожалению, до последнего времени или вообще не работали на этом рынке, или очень слабо себя позиционировали, не проявляли интерес к этому капиталу, к этому инструменту. Но надо отметить, что в последний год и банки, и пенсионные фонды стали создавать венчурные фонды, используя те ресурсы, которые у них есть.

Зарубежные источники. [9]

Помните, более 70 процентов зарубежных источников? Здесь мы посмотрим: институциональные инвесторы (больше 70 процентов) — банки и частные лица, примерно так же, как и у нас. Так как частные лица в последнее время активизировались, мы с Торгово-промышленной палатой в прошлом году выступили инициаторами по созданию ассоциации или союза "бизнес-ангелов" России. Уже год эта ассоциация функционирует, мы за ней тщательно наблюдаем, посмотрим, каких результатов она достигнет в следующем году.  Что же делается в Европе, откуда поступает капитал? Банки 14 процентов, пенсионные фонды 27 процентов своих средств поставляют в венчурные фонды.

Самое интересное для инновационных компаний – это малые фонды. У них (41 фонд, 35 управляющих компаний по статистике 2006 года) небольшая общая капитализация — полмиллиарда долларов. Но именно они важны для малых инновационных компаний, которые в начале своего развития не нуждаются в больших капиталах, но очень нуждаются в малых для того, чтобы развиваться и не сойти с дистанции.

Куда же и в какие компании наши инвесторы инвестируют? Вы видите, что приоритет — компании расширения. Конечно, когда компания долго присутствует на рынке, она уже все знает, у нее стабильный бизнес, ее деятельность можно просчитать. Конечно, инвесторы здесь менее рискуют. Но, тем не менее, инвесторы, работающие на российском рынке, все-таки стали обращать внимание и на инновационные компании.

Что творится в Европе? В Европе самое большое – это выкуп, это уже совсем поздняя стадия. Start up и компания на ранней стадии – около 8 процентов. То есть если не обращать внимания на величину в рублях или в долларах, то в процентном отношении мы идем почти "ноздря в ноздрю". Но в долларах, к сожалению, мы сильно разнимся. Позволю себе несколько статистических цифр.

2006 год продемонстрировал в Европе рост доверия инвесторов к европейской индустрии прямых инвестиций венчурного капитала, который выразился в рекордной сумме мобилизованного фондами средств – 112 млрд. евро было собрано в прошлом году, что существенно превысило цифру 2005 года, когда было 72 миллиарда. Осуществленные инвестиции также вышли на рекордный уровень, достигнув суммы 71 млрд. евро, в 2005 году было инвестировано 47 миллиардов.[10]

Америка – родина венчурного предпринимательства. В 2007 году венчурные капиталисты США мобилизовали капитал на сумму 35 млрд. долларов. Из них 9,7 млрд. долларов были сфокусированы для инвестиций в компании на ранних стадиях развития, из которых на посевную стадию было вложено 1,2 млрд. долларов. Конечно, цифры впечатляющие, но и возраст индустрии в США и странах Европы намного старше, чем в России.

Распределение объемов инвестиций по отраслям. В России потребительский рынок и телекоммуникационный сектор, конечно, являются приоритетом. И в этом мы ничем не отличаемся, и не отстаем от того, что делается в Европе. Конечно, все остальные отрасли хотелось бы видеть более привлекательными для инвесторов или видеть в них большее количество инвесторов, как в Европе. Но вы посмотрите: потребительский рынок и телекоммуникации здесь тоже приоритетные. То есть мы идем, используя опыт европейских инвесторов, и когда нам будет 25 лет, я думаю, мы, может быть, эти цифры даже перепрыгнем.

Число профинансированных компаний. Конечно, 60 компаний в год – это смешно. Но учтите, что нашему венчурному предпринимательству 10 лет, это очень юный возраст. Через 25 лет, думаю, мы будем уже оперировать европейскими цифрами, это 5–7 тыс. компаний, проинвестированных в течение года.


11. Проблемы венчурного инвестирования в России [11]

Среди трудностей, с которыми сталкиваются венчурные фонды и частные инвесторы в России, можно назвать следующие:

·        Недостаточное число компаний для венчурного финансирования:

o       Малое количество привлекательных инновационных проектов с требуемой фондами доходностью и темпами роста.

o       Низкий уровень культуры корпоративного управления в малых компаниях, непонимание особенностей стратегий инновационного развития и возможностей его финансирования.

o       Необходимость получения инвестиций в компании на стадии seed и start-up, когда большинство из имеющихся источников финансирования из-за сверхвысоких рисков закрыты.

o       Готовность большинства фондов инвестировать преимущественно в компании на поздних стадиях – роста и расширения.

o       Недостаточное присутствие венчурных фондов в регионах России.

o       Низкая осведомленность или неверное представление об особенностях деятельности и подходов венчурных фондов, особенно в регионах страны.

·        Недостаточное количество специалистов с соответствующей квалификацией и опытом инвестиционного менеджмента для работы в управляющих компаниях  фондов, а также их перегрузка из-за необходимости проведения экспертизы большого количества представляемых для инвестирования проектов.

·        Трудности с привлечением частного капитала в фонды из-за несовершенства правовой формы ЗПИФ и несовершенства законодательства в области доверительного управления (отсутствия понятия фидуциарной ответственности).

·        Несоответствие и неподчинение российского юридического поля в области регулирования акционерных отношений традициям международного права, в случае венчурных инвестиций, ориентированного на англо-саксонскую, а не романскую (как в нашей стране) системы права.

·        Малый размер капитала некоторых фондов, что делает их непривлекательными для управляющих компаний международного уровня, не видящих возможности покрытия управленческих затрат (повышенных за сет использования формы ЗПИФ), что приводит к использованию специалистов недостаточной квалификации.

Современная ситуация в России

В бывшем Советском Союзе технологиям, в особенности их военным и космическим применениям, уделялось самое пристальное внимание. Именно в этих отраслях было сконцентрировано большинство материальных и человеческих ресурсов. На финансирование исследований и разработок в Советском Союзе исторически направлялось до 15% мировых затрат на аналогичные цели. 4 миллиона человек работали в советских научно-исследовательских институтах, более 80% от их числа - в России.
   Достижения российских организаций в разработке технических решений для Запада были несомненными на протяжении десятилетий. Лазеры и искусственные спутники - изобретения российской науки первыми нашли свое коммерческое применение на Западе. В области авиастроения преимущества советских вертолетов, истребителей, транспортных самолетов и ракет, таких как Скад, очень хорошо известны. В сфере космических технологий - запуск и автоматическая посадка космического корабля "Буран" и полет "Лунохода" были бы невозможны, без наличия высокоразвитых и интегрированных технологических решений в самых разных областях электроники и инженерии. Русские - превосходные компьютерные специалисты.
     Российские технологические ресурсы, однако, не были широко представлены в гражданских отраслях. К примеру, несмотря на то, что телеметрия советских космических аппаратов была очень высокого качества, существующие гражданские телекоммуникационные системы являлись явно отсталыми. Основной причиной такого существенного разрыва являлась командная система экономики, рассматривавшая большинство научных достижений как секретную информацию. Эта же система не поощряла, а напротив, зачастую просто запрещала предприятиям свободно конкурировать на рынке. В закрытой экономической системе практически отсутствовал импорт и существовал лишь ограниченный экспорт товаров, не имеющих отношения к вооружению.   Более того, гражданское использование технологий чрезвычайно страдало от недостатка финансирования, поскольку львиная доля направлялась на военные нужды.

    Сегодня деятельность научно-исследовательских институтов не является более закрытой, а обмен информацией внутри России и между российскими и западными научными центрами свободен. При этом централизованное финансирование научных исследований практически приостановилось, в результате чего научно-исследовательские институты вынуждены заниматься коммерческой деятельностью, продвигая свои разработки на рынок и вступая в конкуренцию друг с другом. Результаты работы этих институтов и услуги ведущих специалистов сегодня доступны для коммерческого использования.

Развитие рынка прямых и венчурных инвестиций может обеспечить растущий российский бизнес финансированием, которое сегодня не могут предложить банки и другие институты развития в виду различных причин.

В последние годы российская экономика становится все привлекательнее для фондов прямых и венчурных инвестиций. Приоритетные направления государственной политики, нацеленные на формирование благоприятной среды для развития малых и средних компаний (в том числе высокотехнологичных), а также положительная в целом динамика развития российской экономики, приводят к созданию все более выгодных условий для деятельности прямых и венчурных инвесторов в России.

В России к концу 2006 года объем капитала под управлением, аккумулированный во всех фондах, действующих на российском рынке прямого и венчурного инвестирования, превысил 6 млрд. долл. - таким образом, прирост по отношению к предыдущему (2005) году составил порядка 25,6%. По оценкам экспертов, на конец 2007 года на российском рынке прямых и венчурных инвестиций было аккумулировано более 10 млрд. долл., из которых (очень приблизительно) на венчурный капитал «падает» не более 1 млрд долларов.

Вложения в компании наукоемких отраслей (особенно на ранних стадиях) по-прежнему относительно невелики. Доля таких инвестиций в 2006 году составила примерно 11,5% от общего объема вложенных средств, однако следует отметить двукратное увеличение числа подобных сделок по сравнению с 2005 годом. [12]

Объем вновь привлеченных в 2006 году средств (1,45  млрд. долл.) распределился следующим образом:

·        32,5%  были собраны 7 фондами для пополнения капитала;

·        67,5% - на создание 22 новых фондов.

Следует отметить, что около 100 млн. долл. было привлечено 13 фондами, созданными в форме  закрытых паевых инвестиционных фондов особо рисковых (венчурных) инвестиций (ЗПИФВ) (в 2005 году - 30 млн. долл.). Такая динамика связана, прежде всего, с завершением в ряде регионов конкурсов по выбору управляющих компаний для создаваемых по инициативе МЭРТ региональных венчурных фондов инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере (высоких технологий).

Отток капитала с рынка прямых и венчурных инвестиций в 2006 году составил порядка 172,7 млн долл., что многократно превышает данный показатель за 2005 год (10 млн долл.). Это связано с завершением работы трех фондов. Один из фондов закрылся в связи с изменением корпоративной политики, ликвидация другого связана отсутствием коммерчески привлекательных проектов в сфере интересов фонда, третий фонд успешно завершил свою работу и перешел в стадию ликвидации.

Процентное соотношение российских и зарубежных средств примерно соответствует уровню 2005 года – по-прежнему, около четверти привлеченных средств имеют российское происхождение. Однако при сравнении с данными 2005 года можно отметить почти трехкратное сокращение доли государственного участия в российских источниках капиталов фондов. Одной из объясняющих причин такой динамики является формирование одного из крупных венчурных фондов с государственным участием, капитализация которого эквивалентна почти половине государственных средств в структуре капитала в 2005 году.

По оценкам экспертов, 2007 год будет характеризоваться дальнейшим ростом объема капитала в количественном выражении, поступившего из государственных источников. Прежде всего, это связано с созданием венчурных фондов, формируемых из средств РВК, и региональных венчурных фондов, формируемых по программе МЭРТ.

Общая сумма инвестиций в российские компании в 2006 году составила около 653 млн долл., что превышает объем инвестиций за 2005 год более чем в  2,5 раза. Инвестиционные приоритеты фондов фактически не изменились, и лидирующие позиции сохранились за секторами телекоммуникаций, потребительского рынка и финансов. При этом выросли в абсолютном выражении суммарные объемы сделок.

Вложения в наукоемкие отрасли (особенно в компании ранних стадий) по-прежнему относительно невелики. Доля инвестиций на венчурных стадиях  в общем объеме вложенных средств осталась на том же уровне – примерно 11,5% от общего объема вложенных средств за 2006 год. Вместе с тем рост вложений в венчурные стадии в денежном выражении по сравнению с 2005 годом увеличился в 2,6 раза. Однако следует отметить, что количество сделок на венчурных стадиях по сравнению с 2005 годом увеличилось только в 2 раза. Возможно, данная ситуация претерпит существенные изменения в связи с разворачиванием деятельности различных фондов венчурных инвестиций с государственным участием, декларирующих в качестве своих приоритетов инвестиции в компании ранних стадий из наукоемких секторов.[13]

Одной из специфических особенностей рынка в 2006 году стали примеры инвестирования фондами не только в отечественные компании, но и компании из стран СНГ, для последующего вывода разработанного продукта на внутренний российский рынок. В 2006 году был заключен целый ряд подобных сделок, что подтверждает намечающуюся тенденцию "избытка" свободных средств у российских инвесторов в виду нехватки проектов для инвестирования, высоких рисков и т.д.

Следует особо отметить, что распределение вложенных за 2006 год средств по федеральным округам в процентном соотношении практически повторяет данные прошлых лет. Лидером по объему привлеченных инвестиций является Центральный ФО: его доля всех вложенных средств составляет 71,4%. На втором месте остается Северо-Западный ФО – порядка 20,8%. Уральский и Сибирский ФО в 2006 году привлекли соответственно 1,7% и 5,3% от всего объема вложенных средств за 2006 год.


Ежегодный опыт проведения Российской Венчурной Ярмарки, проводящейся в рамках Российского Венчурного Форума, также доказывает неравномерность по федеральным округам участвующих компаний, заинтересованных в привлечении венчурных инвестиций и представляющих потенциальный интерес для венчурных инвесторов.  Наиболее активные округа – Центральный ФО и Северо-западный ФО. Третье место занимает Приволжский ФО.




При этом следует учесть, что из 373 компаний-экспонентов, принимавших участие  в Ярмарках, около 16%  - смогли привлечь инвестиции для развития бизнеса  на общую сумму 120 млн долларов.[14]


12. Ситуация в мире[15]

По данным Национальной Ассоциации Венчурного Капитала США (NVCA), американские компании, использовавшие венчурный капитал на протяжении 30 лет в период с 1975 по 2005 годы, в совокупности создали  более 10 млн новых рабочих мест и принесли свыше 2,1 трлн долларов дохода. Сейчас в них уже занято 9% рабочей силы частного сектора США и создается 16,6% ВВП. За последние несколько десятилетий венчурный капитал поддержал целый ряд известных компаний: Microsoft, Intel, Apple, Cisco, Yahoo, Hotmail, Google, Skype и многие другие.

Венчурный капитал стал поистине «глобальным». Согласно отчету по глобальному венчурному капиталу, опубликованному в июне 2007 года консалтинговой компанией Deloitte & Touche, более трети (34%) венчурных фондов США намерены главным фокусом своей международной экспансии сделать Китай, а 24% - Индию.

Интересно, что в 2006 году инвестиции венчурного капитала в китайский бизнес выросли на 55% и составили 2,9 млрд долларов, что позволило КНР обойти Великобританию (2,8 млрд долларов) и занять второе после США место в мире.

Примечательно, что к 2009 году в тройку лидеров готова после США и Китая войти Индия. Однако это возможно лишь при условии сохранения темпов роста венчурных инвестиций на уровне 2006 года:

-  в Китае венчурное финансирование увеличилось более чем в два раза с 420 миллионов долларов в 2002 году, до 1 миллиарда в 2003 году. В первой половине 2004 года венчурные инвестиции выросли на 32 % по сравнению с 2003 годом. В связи с серией успешных IPO на бирже NASDAQ, а также с улучшением законодательства, к 2005 году в фондах ориентированных на инвестиции в Китае было мобилизовано 4 миллиарда долларов США;

- инвестиции венчурного капитала в Индийскую промышленность в первой половине 2006 года составляют 3 миллиарда долларов, а к концу года прогнозируется рост до 6.5 миллиарда долларов.

Экстраполяция данных по тенденциям в сегменте венчурного капитала показывает: взрывной рост инвестиций в развивающихся странах продолжится, а вот инвестиции в Европе будут сокращаться. Высокие темпы роста венчурного финансирования в Китае и Индии означают, что именно сюда перетекает капитал, который раньше пошел бы в развитые страны. Американские венчурные фонды в последние годы особенно активно переводили капитал из Европы в Азию.

Однако США и Европа остаются главными рынками для венчурного капитала, несмотря на бурный рост венчурного финансирования в азиатских странах. В 2006 году объем венчурного капитала, инвестированного в США, составил 28,4 млрд долларов, а в 2007 году венчурные капиталисты США мобилизовали капитал уже на сумму 35 млрд долл, из которых 10 млрд – были сфокусированы для инвестиций в компании ранних стадий развития. Для сравнения, рынок прямых и венчурных инвестиций Швеции составляет порядка 1,4% от ВВП, в то время как в России он достигает менее 0,01% или порядка $6 -10 млрд.

В Европе 2006 год продемонстрировал рост доверия к прямым инвестициям и венчурному капиталу, выразившийся в рекордной сумме мобилизованных фондами средств – 112 млрд.долл. Осуществленные инвестиции также достигли своего максимума, составив сумму 70 млрд. долл.

13. Почему мало проектов[16]

Многие разработчики предпочитают не использовать потенциальные возможности частного капитала, опасаясь хищения технологии «коварными инвесторами». С другой стороны, существует проблема дефицита менеджеров инновационных проектов: профессии серийного предпринимателя и бизнес-ангела в России только начали зарождаться.

Среди основных причин отсутствия адекватного потребностям рынка прямых и венчурных инвестиций количества компаний научно-технического сектора, можно выделить малое число привлекательных инновационных проектов с требуемой фондами доходностью и темпами роста, низкий уровень культуры корпоративного управления в малых компаниях, недостаточную осведомленность и неверное представление о деятельности и особенностях подходов венчурных фондов.

Кроме того, недостаточное присутствие инвестиционных институтов в регионах и существующие приоритеты большинства фондов инвестировать преимущественно в компании более поздних стадий оказывают сдерживающее влияние на развитие и рост компаний, особенно высокотехнологичного сектора.


14. Венчурный капитал и инновации

Привлечение венчурного капитала в стратегически важные области российского технологического сектора, являясь необходимым условием активизации инновационной деятельности и повышения конкурентоспособности отечественной промышленности, обретает статус одной из приоритетных государственных задач. Развитие национальной индустрии венчурного капитала, как правило, пользуется государственной поддержкой в качестве компонента общей инновационной политики роста.

Адресные меры государственного вмешательства играют важную роль в формировании динамично развивающейся индустрии венчурного капитала: так было в США (SBIC), Финляндии (SITRA), в Израиле (Yozma) и почти во всех развитых странах.

Явные успехи инновационных предприятий на глобальных рынках не остались незамеченными правительствами и предпринимателями развивающихся стран. Соблазненные чужим примером, они вкладывают средства в отечественные высокотехнологичные компании, призывая их завоевывать мировой рынок.


15. Источники инвестиций[17]

В России около 100 различных инвестиционных институтов, которые обладают достаточным количеством капитала, это более 6 млрд. долларов, и его можно использовать. Конечно, часть инвестируется в компании на более поздних стадиях, но есть достаточно средств, которые можно использовать в них на ранних стадиях развития.

Источники капитала в этих фондах.

Отмечу: российские источники – 24 процента. Некоторое время назад, в 1994 году, когда появились первые венчурные фонды в России в рамках специальной программы Европейского банка реконструкции и развития, эта цифра была 3 процента, может быть, даже меньше. А сейчас наш прогноз говорит о том, что через пару лет 35 процентов капитала будет чисто из российских источников.

Кто же дает из российских источников деньги в венчурные фонды? В основном, конечно, институциональные инвесторы: частные лица, государственные агентства, промышленные предприятия. Банки, пенсионные фонды, к большому сожалению, до последнего времени или вообще не работали на этом рынке, или очень слабо себя позиционировали, не проявляли интерес к этому капиталу, к этому инструменту. Но надо отметить, что в последний год и банки, и пенсионные фонды стали создавать венчурные фонды, используя те ресурсы, которые у них есть.

Зарубежные источники.

Помните, более 70 процентов зарубежных источников? Здесь мы посмотрим: институциональные инвесторы (больше 70 процентов) — банки и частные лица, примерно так же, как и у нас. Так как частные лица в последнее время активизировались, мы с Торгово-промышленной палатой в прошлом году выступили инициаторами по созданию ассоциации или союза "бизнес-ангелов" России. Уже год эта ассоциация функционирует, мы за ней тщательно наблюдаем, посмотрим, каких результатов она достигнет в следующем году.

Что же делается в Европе, откуда поступает капитал? Банки 14 процентов, пенсионные фонды 27 процентов своих средств поставляют в венчурные фонды.

Самое интересное для инновационных компаний – это малые фонды. У них (41 фонд, 35 управляющих компаний по статистике 2006 года) небольшая общая капитализация — полмиллиарда долларов. Но именно они важны для малых инновационных компаний, которые в начале своего развития не нуждаются в больших капиталах, но очень нуждаются в малых для того, чтобы развиваться и не сойти с дистанции.

Россия также жаждет совершить такой рывок и стать полноправной участницей большой игры, в которой ставки делаются на технологии мирового уровня, принципиально новые товары и венчурный капитал. Российское правительство предпринимает ряд мер, направленных на диверсификацию российской экономики и снижение ее зависимости от природных ресурсов. При этом большая часть бюджета инноваций достается проектам построения инфраструктуры – создания свободных экономических зон, технопарков и инкубаторов.

Самая крупная инициатива – Российская Венчурная Компания, которая призвана создать около 20 инвестиционных фондов для разных отраслей. Государство готово выделить огромные деньги, чтобы двинуть страну по пути технического прогресса и начать производство технологии мирового уровня.

Однако прошедший период с момента создания РВК показал, - России пока не удается набрать критическую массу технологических идей и инновационных компаний, способных привлечь российских и иностранных венчурных инвесторов. И причина не столько в недостатке денег, сколько в отсутствии числа перспективных и привлекательных для инвесторов проектов. Для достижения поставленных целей необходимо проделать огромный пул работ, включающий и построение инфраструктуры, и создание условий для появления инновационных компаний, и внедрение международных стандартов в деятельности создаваемых фондов.

Поэтому рынок венчурных инвестиций в России, который находится на этапе становления, требует (как это было и в других странах на данном этапе) участия государства – для создания адекватных институтов венчурного инвестирования. Важной задачей при этом является определение путей комплексного развития венчурной индустрии и повышения роли государственного участия в ее становлении. Также не менее важным является определение роли и частного бизнеса в развитии национальной венчурной индустрии.

По мнению экспертов, из 50–55 так называемых макротехнологий, которые определяют техническое могущество государств сегодня, наша страна полностью конкурентоспособна лишь по пяти-шести направлениям, еще по семи-восьми отставание от лидеров не критично. Следовательно, целесообразно для усиления конкурентоспособности российской экономики сосредоточиться на поддержке инвестирования в наиболее развитые направления, отказавшись или ограничив инвестирование в отстающие.


16. Проблемы отечественного венчурного инвестирования[18]

В качестве основных проблем, стоящих на пути развития российской венчурной индустрии, можно выделить:

-        несовершенство законодательной базы;

-        недостаточное  количество  проектов   с   высоким   экономическим потенциалом, привлекательных для венчурных инвесторов;

-        низкую   активность   банков,   пенсионных   фондов   и   страховых компаний в венчурном инвестировании;

-        недостаточную надёжность механизмов защиты прав инвесторов;

-        отсутствие   налоговых   стимулов   перехода   малых   и   средних предприятий на инновационный путь развития;

-        отсутствие    развитой    системы    коммерциализации    и    защиты интеллектуальной собственности;

-        недостаточную информационную поддержку венчурной индустрии.

В большинстве российских регионов либо слабо развита, либо полностью отсутствует инфраструктура венчурного инвестирования, наблюдается острый дефицит квалифицированных специалистов, способных управлять венчурными проектами.

В целях эффективного развития системы венчурного инвестирования в России Совет считает необходимым рекомендовать принять следующие меры по развитию системы венчурного инвестирования в Российской Федерации и его законодательного обеспечения

1.                Активизировать разработку и принятие федерального закона об
инновационной деятельности в Российской Федерации.

2.                В соответствии с Бюджетным посланием Президента Российской
Федерации Федеральному Собранию Российской  Федерации о бюджетной
политике в 2008 - 2010 годах разработать и принять федеральный закон,
направленный   на   налоговое   стимулирование   научной   и   инновационной деятельности.

3.                Внести изменения в законодательство об инвестиционных фондах, отражающие особенности деятельности венчурных инвестиционных фондов с учетом   мирового   опыта,   в   том   числе   особенности   их   формирования, перечисления   средств   со   стороны   инвесторов,   принятия   инвестиционных решений, переоценки их активов и др.

4.                 Рассмотреть вопрос о включении новых и расширении состава
существующих мероприятий федеральных целевых программ, направленных
на   развитие   инфраструктуры   поддержки   инновационной   деятельности   и венчурного   предпринимательства,   в   частности,   Федеральной   целевой
программы     "Исследования  и  разработки  по  приоритетным  направлениям развития   научно-технологического   комплекса  России   на   2007-2012  годы" выделения   в   её   рамках   определенной   доли   средств,   целевым   образом предназначенных   для   финансирования   малых   и   средних   инновационных предприятий.

5.                Активизировать работу по совершенствованию законодательства о защите интеллектуальной собственности, в части чёткого определения правил осуществления    прав    на   результаты    научно-технической   деятельности, полученные полностью или частично за счет средств федерального бюджета, в том числе внести изменения в законодательство Российской Федерации в развитие подхода, содержащегося в Постановлении Правительства от 17 ноября 2005 года № 685 "О порядке распоряжения правами на результаты научно-технической деятельности, полученные за счет средств федерального бюджета".

6.                Внести    изменения    в    Арбитражный    процессуальный    кодекс Российской Федерации, в федеральные законы о хозяйственных обществах и рынке  ценных  бумаг  в  части  совершенствования  механизмов  разрешения корпоративных споров.

7.                Активизировать разработку законодательных и нормативных актов, регулирующих права государственных высших учебных заведений, научных учреждений    и    унитарных    предприятий    на    распоряжение    объектами интеллектуальной     собственности     и     результатами     научно-технической деятельности, созданными в ходе научной деятельности данных учреждений, а также регламентировать их право на участие в капитале малых инновационных компаний.

8.                Внести изменения в        гражданское        законодательство,
регламентирующие     правовой     статус     договоров     между     участниками хозяйственных обществ о порядке осуществления прав участника (акционера) и прав на акции.

9.                Внести   изменения   в   гражданское   законодательство   в   части
ограничения права свободного выхода участника из общества с ограниченной ответственностью.

10.            Для представления интересов российского сообщества венчурных
предпринимателей и инвесторов рассмотреть вопрос о включении в состав
Совета  директоров  Российской  венчурной  компании   (РВК)   представителя Российской Ассоциации прямых и венчурных инвестиций (РАВИ).

11.           Оказывать всестороннюю поддержку в проведении Российского
венчурного форума и Ярмарки бизнес-ангелов и инноваторов «Российским
инновациям - российский капитал», как мероприятиям федерального значения.

12.           Поддержать   инициативу  и   обращение   Российской  Ассоциации прямых и венчурных инвестиций (РАВИ) в Европейскую Ассоциацию прямых инвестиций и венчурного капитала (EVCA) о проведении Годового Собрания EVCA 2010 года в г. Санкт-Петербурге.


17. Выводы:

Индустрия прямого и венчурного капитала в России занимает важную позицию в комплексе мер по переходу на модель инновационного развития  и повышению конкурентоспособности на глобальном рынке. Она способствует стимулированию экономики путем активного инвестирования и поддержки бизнеса с высоким потенциалом роста в существующих и новых секторах промышленности и сферы услуг.

Механизмы частно-государственного партнерства широко используются для дальнейшего экономического развития России  и создания эффективной системы поддержки отечественных технологий, повышения конкурентоспособности и инновационной активности. 

Анализируя процессы формирования института венчурных инвестиций в России на основе партнерства общества и бизнеса, можно сделать некоторые выводы:

·        Спецификой российского пути развития венчурного инвестирования является осознание государством своей роли в этом процессе, которая стала значительной в 2006-2007 годы.

·        Государство должно научиться включать частный бизнес в решение своих приоритетных задач за счет создания привлекательных условий: венчурной инфраструктуры, изменений в законодательстве, регулирующих трастовые отношения и введение фидуциарной ответственности; введения поправок в закон об инвестиционных фондах, закон об акционерных обществах и т.п.; изменений соотношения риск-доходность и других.

·        В России впервые создается модель государственного стимулирования инноваций и создания института венчурного бизнеса такого масштаба.

·        Частному  бизнесу  целесообразно адаптироваться к глобальной венчурной модели - научиться увеличивать стоимость инновационных компаний и  ориентироваться на капитализацию как главный критерий успеха.

Наиболее эффективными  с точки зрения стимулирования развития венчурного предпринимательства в России могут быть следующие виды государственной поддержки:

·        Государственные прямые инвестиции в приоритетные проекты.

·        Страхование и другие формы обеспечения инвесторов венчурных фондов, вкладывающих средства в эти компании.

·        Поддержка развития финансирования ранних стадий, например, путем покрытия  некоторых  расходов фондов, таких как расходы на экспертизу или  текущие расходы,  что поможет увеличить доход от портфельных инвестиций и снизить риски инвестирования.

·        Интегрированная, четкая и эффективная система по защите прав на интеллектуальную собственность.

·        Обучение и подготовка предпринимателей, формирование эффективной коммуникативной среды.

Если говорить о перспективах дальнейшего партнерства государства и общества, то представляется, что государству, обществу и бизнесу целесообразно уже сегодня приступить к формированию среднесрочной стратегии развития венчурного предпринимательства как одного из существенных источников финансирования инновационного сектора в России и/или ее отдельных регионов.

Одним из основных шагов на ближайшем этапе должна стать совместная разработка вариантного прогноза с тем, чтобы оценить возможности и понять цели, которые могли бы быть достигнуты при различных внешних условиях и инвестициях, а также разработка программ реализации сформулированных целей как стратегического плана (программы) действий государства и бизнеса с использованием венчурного инвестирования и частно-государственного партнерства в области инновационной экономики.

Литература:

1. АНАЛИТИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ № 5 (350)

О развитии венчурного инвестирования в Российской Федерации

2. Материал из Википедии — свободной энциклопедии

3. Фоломьев А.Н., Ревазов В.Г., Инновационное инвестирование, СПБ, Наука, 2001 год

4. Фоломьев А.Н.,Нойтберт М. Венчурный капитал. –СПБ, Наука 1999год. 

5. Государственное регулирование экономических процессов. Под редакцией ​В.И. Кушлина, В.П. Чичканова. М., Изд. РАГС, 2004.

6.  журнал Thomson Financial   1(2005)

7. Материал Российской Ассоциации прямого и венчурного инвестирования (РАВИ)

8. Материал Департамента корпоративного управления Министерства экономического развития и торговли РФ

9. материалы шестнадцатого заседания Совета по развитию малого и среднего предпринимательства при Председателе Совета Федерации

10. Национальной Ассоциации Венчурного Капитала США (NVCA)

11. Инновационный тип развития экономики России: Учебное пособие. – М.: Изд-во РАГС, 2005.




[1] Материал из Википедии — свободной энциклопедии


[2] Материал из Википедии — свободной энциклопедии


[3] Фоломьев А.Н.,Нойтберт М. Венчурный капитал. –СПБ, Наука 1999год. 

[4] Фоломьев А.Н., Ревазов В.Г., Инновационное инвестирование, СПБ, Наука, 2001 год

[5] Материал Национальной Ассоциации Венчурного Капитала

[6] Материал Российской Ассоциации прямого и венчурного инвестирования (РАВИ)


[7] Материал Департамента корпоративного управления Министерства экономического развития и торговли РФ

[8] Материал Российской Ассоциации прямого и венчурного инвестирования (РАВИ)

[9] Материал Российской Ассоциации прямого и венчурного инвестирования (РАВИ)


[10] Материал Российской Ассоциации прямого и венчурного инвестирования (РАВИ)


[11] материалы шестнадцатого заседания Совета по развитию малого и среднего предпринимательства при Председателе Совета Федерации

[12] АНАЛИТИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ № 5 (350)

О развитии венчурного инвестирования в Российской Федерации


[13] АНАЛИТИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ № 5 (350)

О развитии венчурного инвестирования в Российской Федерации


[14] АНАЛИТИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ № 5 (350)

О развитии венчурного инвестирования в Российской Федерации


[15] Национальной Ассоциации Венчурного Капитала США (NVCA)

[16] Фоломьев А.Н. М.Нойберг Венчурный капитал СПБ,Наука 1999год.

[17] АНАЛИТИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ № 5 (350)

О развитии венчурного инвестирования в Российской Федерации


[18] материалы шестнадцатого заседания Совета по развитию малого и среднего предпринимательства при Председателе Совета Федерации


Страницы: 1, 2


© 2010 РЕФЕРАТЫ