Виды монополий и особенности определения цены и объёма производства
Виды монополий и особенности определения цены и объёма производства
19
Заключение
В процессе работы над темой курсовой работы, нам
стало известно, что в экономике различают четыре варианта монопольного
положения – субъектов рыночной экономики: 1) монополию, 2) олигополию, 3)
монопсонию 4) оли-гопсонию, четыре вида монополий: естественную,
искусственную, администра-
тивную и экономическую и четыре формы
монополистических союзов: картель, синдикат, трест и концерн. Каждый из
последних по-своему добивается господ-ствующего положения на рынке. Картель –
делит рынок. Синдикат совместно производит сбыт продукции и закупку сырья.
Трест это полностью объединён-ные предприятия под единым руководством. Концерн
– многоотраслевой комп-лекс, вкладывающий капитал в более доходные отрасли.
Исследуя положительные и отрицательные стороны
монополий, мы выясни-ли, что плюсы и минусы монополии имеют противоположную
тенденцию; что
ценовая дискриминация не одинаково влияет
на разные слои населения, а иног-да она попадает под антимонопольное
законодательство; что некоторые харак-терные черты монополии могут оказывать
положительное и отрицательное влияние на её эффективность. Например, высокие
барьеры, препятствующие вступлению в
монополистическую отрасль, могут сдерживать производство необходимых обществу
товаров (это снизит общественную эффективность производства) или, наоборот
могут обеспечить экономию затрат на основе эффекта масштаба производства.
В краткосрочном периоде монополия
выбирает цену и объём выпуска, либо максимизирующие прибыль, либо
минимизирующие убытки, а в долгосрочном периоде стремится к безубыточности.
Ибо, будучи даже чистой монополией, монополистическая фирма не имеет
стопроцентной гарантии, что останется такой навсегда. Причинами этого могут
стать или падение спроса на выпус-каемую продукцию, или потеря рыночной власти
над ценой вследствие появ-ления в отрасли конкурентов (как, например у
Аэрофлота).
20
Поэтому достижение мечты каждого
субъекта рыночной экономики – стать монополистом – требует ещё более сложной
задачи: остаться таковым!
|