|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Приоритетными направлениями за период 1991–1998 гг. являлись:
Источник: БИКИ, №№ 139, 140. По состоянию на 1.1.99 в рамках российских национальных программ ьыло реализовано 469 проектов на сумму 582.4 млн. экю. По данным Бюро ТАСИСа по программам 1991–1998 степень реализации проектов по количеству – 62.3%, а по стоимости –46.9%. Успешно выполняемыми значатся – производство и распределение продовольствия, транспорт, финансовое обслуживание, содействие предприятиям и др.Приоритетными регионами были выделены – Москва, Санкт–Петербург, Самара, Тюмень (1992г.), Уральский регион и Зап.Сибирь (1993), Краснодарский, Ставропольский края, Ростовская и Калининградская области (1994 г.), Архангельская, Мурманская обл. И Бурятия (1995 г.) На осуществление 180 проектов в рамках региональных подпрограмм на Москву приходилось 43.9% проектов и 39.1% средств, на Юго–Западный регион соответственно 7.8% и 11.7%. Приоритетными направлениями программ ТАСИСа для России являются: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Всего:68.5 млн.евро |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
развитие людских ресурсов и социальная защита |
20.0 "–" |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
поддержка предприятий |
17.5 "–" |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
транспорт и телекоммуникации |
6.5 "–" |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
энергетика |
4.0 "–" |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
охрана окружающей среды |
8.0 "–" |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
производство, переработка и распределение продуктов питания |
5.0 "–" |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
поддержка малобюджетных проектов "Бистро" |
5.0 "–" |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
техническое бюро ТАСИСа |
1.5 "–" |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
резерв |
1.0 "–" |
Источник: ТАСИС 1999. Программа действий: Российская Федерация, Брюссель,1999.
Кроме того, на 1999 г. предусмотрены средства 3.5 млн.евро для осуществления антикризисных проектов в области финансов в рамках Бангкогского Соглашения ЕБРР и 5 млн. евро согласно решения Европарламента для осуществления ряда мероприятий в Ленинградской, Калининградской областях, на Северо–западе России.
Оценивая эффективность программ помощи, можно зафиксировать, что Россия не принимает участия в процессе принятия решений, национальный координатор не имеет права перераспределения выделенных ресурсов, КЕС не представляет РФ информацию о годовом размере бюджета программы, российские предприятия и специалисты редко привлекаются к участию в проектах ТАСИСа, ориентированных на консалтинг, ограничен бюджет проектов, где могут участвовать россияне. Кроме того, большая часть средств ТАСИСа не попала в реальный сектор, поэтому повышения эффективности экономики за счет этих средств ожидать довольно трудно.
В этой связи мы полагаем, что в целях создания долгосрочной стратегии участия России в работе международных финансовых организаций и повышения эффективности такого сотрудничества необходимо формирование независимой группы /комиссии, которая бы принимала участие в определении целевых задач кредитов, контролировала бы и аккумулировала отраслевую информацию по эффективности использования международных заемных ресурсов и регулярно бы с привлечением официальной прессы гласно отчитывалась бы перед Правительством РФ по эффекту привлечения ресурсов. Это позволит международным организациям правильно оценить свою роль в процессе трансформирования экономики страны–реципиента инвестиций.
Портфельные инвестиции – это легкие, быстрые деньги, которые только тогда могут иметь существенное значение для реального сектора экономики ( а это и должно являться целью с государственной точки зрения ), когда в стране существует регулируемый фондовый рынок, связанный с реальным сектором экономики, когда финансовые методы регулирования экономики подчинены развитию хозяйственного потенциала, когда чиновно–бюрократический аппарат поставлен в условия высокой степени гласной отчетности и за механизм и инструменты, результаты приватизации, и использования привлечения портфельных инвестиций из–за рубежа. В противном случае эти инвестиции обращаются на рынке капитала, включаясь в международные финансовые потоки краткосрочных сделок, не только не способствуют или даже просто отражают развитие реального сектора хозяйства, но наоборот, в любой момент могут "обрушить" всю финансовую систему страны (например, инфляционные ожидания, или слухи о возникновении политической нестабильности и пр.пр.), обусловив бегство капиталов и сброс национальных ценных бумаг (и акций, и облигаций, и евробондов), не подкрепленных реальным развитием экономики страны.
На примере России мы видим, что иностранный частный капитал наиболее существенную позитивную роль играет тогда и только на тех объектах, поставлены под жесткий контроль региональных органов власти, и поступил под гарантию или правительства РФ, или субъекта РФ в пределах его полномочий. И мы не должны забывать, что иноинвестор идет в другую страну с целями: снижения издержек и максимизации своей прибыли, доступа до новых рынков и увеличения объемов реализации, попутно решая задачу подавления своих конкурентов, в т.ч. и в стране, куда он идет, получения новых ресурсных возможностей и даже своего рода промышленно–технологического "шпионажа", но ни в коем разе не преследуя цель формирования экспортного потенциала страны–реципиента инвестиций, вывода ее на новый технологический уровень, решения ее первоочередных хозяйственных задач.
Исходя из этого на наш взгляд все страны ЦВЕ и СНГ, Балтии и другие, решающие свои задачи трансформации хозяйственной системы, реструктуризации экономики государств, находятся практически на одном поле "конкуренции" с индустриально развитыми странами, вступившими в пятый технологический цикл развития, и естественно проигрывают им и по эффективности, и по "стабильности" экономического развития, по тем сложившимся стереотипам восприятия экономических систем частным инвестором, где немалую роль играет квалифицированная и неграмотная информация в прессе, подчас ориентированная на сенсацию и разжигание ненужных страстей.
В этой связи мы бы считали целесообразным следующие рекомендации:
И в заключение хотим подчеркнуть, что иностранный капитал – это лишь вспомогательное средство обеспечения экономического развития, преследующее в первое очередь свои собственные интересы. Но умелое и грамотное регулирование инвестиционного климата в стране в конкретно избранный отрезок времени и этапа развития страны может превратить его существенный движитель оживления национальной конкурентной среды, завоевания новых рынков и инновационно–технологического прорыва.
5. Процесс экономической интеграции СНГ и трансформация экономической модели хозяйствования.
Слепое копирование западных либеральных моделей и идеализация регулирующих возможностей рынка, подтвердивших свою функциональную дееспособность в странах ЦВЕ, по мнению не только российских ученых, но и зарубежных неоправданно.
К числу специфических особенностей, с которыми мы в принципе согласны, относятся следующие:
Для сравнения: в Венгрии и Чехии менеджментом и бизнесом занято 17–19 %% причем профессионально, а во многих странах Европы, Северной Америки и стран АТС– до 1 / 4 всего населения.
Существуют шесть отличий западного (преимущественно протестантского) и восточного (православно–мусульманского) отношения к хозяйственной деятельности (ментальности).
1. Для протестанта личный доход служит критерием его трудолюбия, практичности поведения Заботы о семье, основой для уважения со стороны окружающих.
Для СНГ – по традиции "не в деньгах счастье", православные подвижники и мусульманские дервиши отрицала значимость материальных благ (в протестантской традиции им нет аналогов). Хотя "новые русские " не следуют этим традициям, богатый сосед в большинстве стран СНГ вызывает подозрительность и зависть, но не желание изучить и повторить его опыт. Лозунг: от трудов праведных не наживешь палат каменных; не обманешь – не продашь; – это оценка купечества русскими поговорками.
2. Рационализм – как этическая норма поведения, основан на примате индивидуальности, субъективной оценки полезности, личном выборе предпочтений и свободе их реализации – Т.Е. НА СУВЕРЕНИТЕТЕ ЛИЧНОСТИ. На этом основана теория рационных ожиданий, по которой можно прогнозировать поведение человека в конкретных ситуациях согласно его интересам.
Для СНГ – личность – прежде всего член семьи, клана, рода, общины, артели, гражданин государства и т.д. и не получила своего правового определения.
Социальный человек свободен лишь в рамках выбора, сделанного сообществом, к которому он принадлежит, а следовательно, его традиций и приоритетов. Тот, кто высовывается, т.е. проявляет ненужную инициативу с точки зрения большинства (например в бизнесе, а агросекторе) рискует нарваться не только неприязнь, но и прямое противодействие.
3. Западный стиль предпринимательства (а также и американцев, и японцев, и европейцев) предполагает постоянное сопоставление затрат и результатов, личной выгоды и затрат на достижение, высокую пунктуальность и бережливость. Это базис теории предельной полезности.
В СНГ – размытость территории расселения, богатство природных ресурсов, громадные массивы свободных земель – уменьшали необходимость подобных сопоставлений. Нужна была "одна победа на всех", скромный облик протестантских церквей контрастирует с роскошью золотых куполов, пышными одеждами церковнослужителей, золотыми окладами, пышностью убранства жилищ правителей, помпезностью приемов и внешним блеском. На больших просторах никогда точность не была в почете, а к потере имущества, людей относились – "бог дал – бог взял".
4. Постоянные набеги завоевателей, засухи и другие стихийные бедствия не располагали к долгосрочному планированию, которое в крови у западных бизнесменов.
В СНГ – менталитет не одобряет возмездные отношения между людьми согласно протестантской этике. Коран прямо запрещает ростовщичество, но обязывает помогать неимущим. В СНГ неприемлемо, когда каждый платит сам за себя, распространена идеология "хашара" – коллективная помощь соседу в постройке дома. Символом доброго дела в России служит обитель Сергия Радонежского – бескорыстного аскета, призывавшего народ к единству, в США – мемориал миллиардеров Рокфеллеров, подаренный ими Нью–Йорку.
Народы СНГ не отличались особой дисциплиной, законопослушнотью, руководствуясь не буквой закона, а внутренним сознанием, традициями, общественным мнением. Понятие частной собственности никогда не имело того значения, что на Западе, т.к. Верховный собственник – БОГ, а не его грешные чада.
Другими словами предпринимательская этика в СНГ существенно отличается от западной, протестантской. Хотя коммерческая деятельность (кроме ссуд под %% – коран) не возбраняется, безмерное накопление богатства не приветствуется, а КОЛЛЕКТИВНЫЕ, ОБЩИННЫЕ, ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ИНТЕРЕСЫ СТАВЯТСЯ ВЫШЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ, духовные ценности ставятся выше всех материальных, а взаимопомощь и справедливость в распределении богатств выше соперничества и стремления к личному успеху.
Как отмечали Ключевский В.П. и Бердяев Н.А. бесформенность, безграничность, устремленность в бесконечность просторов породили особую " широту души". Никто не мог определенно сказать, что принадлежит ему лично, что является его незыблемыми правами – что породило особую зависимость от власти. Долготерпение и смиренность сменялись бунтом, бессмысленным и беспощадным, неприязнь к размеренной, пунктуальной работе – чудесами напряженного труда в короткие кризисные периоды.
П.Флоренский отмечал перевес этических и религиозных начал над правовыми. Латинская пословица " не откладывай на завтра то, что можешь сделать сегодня" в РОССИИ звучит: " утро вечера мудренее", "работа не волк, в лес не убежит". Эти традиции – важный институт экономики.
До создания в СНГ гражданского общества, правовой экономики, политической стабильности ГОСУДАРСТВО призвано выполнять, в т.ч. с помощью законных авторитарных методов, гораздо более широкий круг функций, чем западные демократии. Иначе органы правосудия смещаются структурами, которые берут на себя решение конфликтов, связанных с неплатежами, неисполнением договоров и т.д. с инструментарием неправового характера.
В СНГ пытались поспешно освоить либеральный механизм западной демократии и государственного управления. В ответ теневые структуры создали свою систему "работающей" экономики, расширив сферу бизнеса на несвойственные ей отрасли, сформировав налоговую и охранные службы. Средства от лжепредпринимательства, бесконтрольного сбора средств у населения, "пирамид", налоговых неплатежей перекачиваются за границу, а потом возвращаются в виде средств в портфельные или прямые инвестиции экспортабельные проекты и предприятия.
Согласно Аналитического центра РАН – 35% капитала акционерных обществ перешло в руки криминальных структур. Под их контролем более 40–тысяч фирм и банков. Половина преступных доходов, по данным МВД, уходит на подкуп чиновников. Теневой денежный оборот в России в 1995 г. достиг 40% ВВП по сравнению с 5–10 % развитых зарубежных стран. Психологическая готовность к правонарушениям существовала в СССР у значительных групп населения, поскольку они служили постоянным источником доходов "цеховиков", спекулянтов, чиновников, распределяющих ресурсы. Социологические опросы 80–х – лишь 3–9%% опасались за мелкие хищения по месту работу, морального осуждения, потери должности. Следовательно, в СССР общественное мнение перестало быть фактором социального контроля, а законы подавляли всякую инициативу частного предпринимательства, даже без нанесения ущерба обществу в целом.
Реформы средств массовой информации привели к рекламе потребительского образа жизни (база – протестантский тип предпринимательства), богатства – как символа успеха. Однако экономическая структура общества не давала возможности большинству населения "законных способов овладения " рекламируемого благополучия. В результате создается устойчивый механизм антисоциального поведения, прежде всего молодежи и дискриминируемых национальных меньшинств. В этой связи 70 % опрошенных в 90–х гг. В СНГ предпочли порядок и ограничение демократии против демократии как самодовлеющей ценности.
В СНГ невозможно создать единую модель реформ: РФ – федеральное устройство, Украина предоставляет автономию Крыму, а Молдова – Приднестровью и Гагаузии, а другие государства – по типу унитарные, но при этом центральной проблемой остается: распределение полномочий между центром и регионами по вопросам собственности, налогов, бюджета, управления местной инфраструктурой и социальным развитием.
В большинстве европейских стран конкуренция выравнивает издержки производства и рентабельность, по крайней мере в рамках отрасли. В СНГ этого нет и быть не может, т.к. инфраструктура неравномерно развита в разных регионах, рабочая сила менее мобильна, а перечень регионов, хозяйствующих в экстремальных условиях (Север, Восток, Памир и т.д.) очень велик.
Отсутствие традиций частной собственности на землю (кроме Молдовы, З. Украины и Беларуси) и устойчивого среднего класса. Зажиточное, рационально хозяйствующее крестьянство было уничтожено в годы коллективизации (особенно в РФ, Казахстане, Украине) либо ушло в эмиграцию. Значительную часть крестьянства составляют сегодня люмпены, расхищающие коллективную собственность и проедающих госдотации АПК.
Частная собственность на землю согласно опыту Венгрии, Чехии, Польши – это условие возрождения с/х и самообеспечения продовольствием, но и формирования рыночной экономики в целом. Для России ее полное введение – это повышение криминальности и перехода земли в руки спекулянтов, что в целом снизит товарность АПК.
Высокая доля ВПК – представлен преимущественно крупными предприятиями, ориентированными на кооперацию с другими республиками бывшего СССР. В России, Казахстане и др. государствах СНГ до 70% рабочих и 85% научных работников обслуживало ВПК (В США соответственно 25% и50% , в ФРГ и Японии – 5–10%% и до 15%). И именно в этом комплексе, изначально нерыночной ориентации и не связанном ни с рекламой, ни с маркетингом, ни с учетом затрат, находится центр тяжести выхода на мировой рынок с конкурентоспособной продукцией.
Трансформирование хозяйственнных систем бывшего СССР происходит при конфликтности раздела территорий, при отсутствии опыта реального макроэкономического регулирования на уровне бывших республик, да и сам СССР отличался культурной и экономической автаркией (доля внешней торговли в ВВП не превышала 5–8%% против 25–30%% и даже 40% развитых стран Запада). Не было резерва времени.
Организаторы реформ не располагали надежной информацией об уровне конкурентоспособности предприятий, их реальной платежеспособности и запросах внешнего рынка. Не было также ведущей политической силы (в отличие от КНР, Польши, Чехии и т.д.) и национальной идеологии реформ, ясной и близкой народу. Все это делает невозможным автоматическое саморегулирование экономики на основе предоставления максимальной самостоятельности и инициативы хозяйствующим субъектам и предпринимателям.
В этой связи для реализации интеграционного процесса де–факто и де–юре на территории бывшего пространства СССР именно ГОСУДАРСТВО должно в процессе трансформационного преобразования оставаться на определенный период времени, пока в целом инвестиционно–предпринимательская и социально–культурная среда не будет готова к самостоятельности конкурентного поступательного развития в условиях рынка, ХОЗЯЙСТВЕННЫМ СУБЪЕКТОМ И АРБИТРОМ, согласующим интересы общества, регионов, фирм и домашних хозяйств на основе осуществления структурной, научно–технической, региональной, ценовой, внешнеэкономической и социальной политик. В странах В. Европы государство потому лишено необходимости вмешательства в экономику, что существует конкурентный рыночный механизм, при котором динамика цен выравнивается и зависит от спроса и предложения. В СНГ не создан механизм перелива капитала в силу высокой доли предприятий ВПК, сохраняющих свои мобилизационные мощности даже при отсутствии госзаказа, неразвитости фондового рынка, высокой рисковости невозврата капитала. Капитал сосредоточен в торгово–финансовой сфере, где скорость оборота велика, а доля основных активов, которую нельзя изъять при угрозе экспроприации, невысока. В СНГ нет менеджеров, ориентированных на требование мирового рынка и ведущих хозяйствование согласно протестантской этике. Для создания условий такого же регулирования, как в ЕС. (включая жилой фонд для миграции рабочей силы в районы ее наибольшего спроса) необходимо минимально свободных около 2 триллионов долл., что естественно не могут позволить себе государства СНГ. Кроме того, особо следует подчеркнуть, что на примере жесткого дискриминационного воздействия со стороны КЕС на страны ЦВЕ, представляющих собой страны–кандидаты в Евросоюз, принятие которых будет осуществляться по принципу "регаты" (подготовленности требуемым условиям), России более целесообразным представляется именно налаживание с непосредственным государственным участием хозяйственного взаимодействия в рамках государств постсоветского пространства и на базе развития такого сотрудничества формировать свои ниши в мировом рынке, ориентированные на пятый технологический уклад. Обращение же стран СНГ и России своих приоритетов во внешнеэкономической деятельности в сторону стран развитого рыночного хозяйства должно четко учитывать следующие аспекты:
_____________________
Список использованной литературы:
.