бесплатные рефераты

Внешнеэкономическая деятельность коммерческих банков

Внешнеэкономическая деятельность коммерческих банков



















 





 

 



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Профессиональный лицей экономики и

управления № 334

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

         Курсовая работа

по предмету «Банковские операции»

                                                       на тему

«Внешнеэкономическая деятельность коммерческих банков»

 

Студента 23 группы ВО

факультета ОБД

Киселёва Максима Юрьевича

 

Преподаватель: Семибратова О.И.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва – 2000








 



         

Введение…………………………………………………………………………………………………. 3

Особенности проведения валютных операций в РФ…………………………………………… 5

Законодательное регулирование валютных операций в РФ………………………………….. 6

Лицензирование операций с иностранной валютой в коммерческих банках……………..  16

Бухгалтерский учёт валютных операций в банке……………………………………………… 19

Валютные счета и порядок их открытия клиентам банка…………………………………. 25

Ведение операций по валютным счетам, открытым в уполномоченных банках РФ……27

…………………………………………………………………………………………………………….

Порядок обязательной продажи части валютной выручки предприятиями, организациями и учреждениями………………………………………………………………………………..28

Покупка и продажа иностранной валюты на внутреннем рынке……………………………31

Формы международных расчётов по экспортно-импортным операциям…………………33

Библиография………………………………………………………………………………………….49

Нормативные документы































Введение

Международные валютные отношения являются составной частью и одной из наиболее сложных сфер рыночного хозяйства. В них сосредоточены проблемы национальной и мировой экономики, развитие которых исторически идет параллельно и тесно переплетаясь. По мере интернационализации хозяйственных связей увеличиваются международные потоки товаров, услуг и особенно капиталов и кредитов.

Большое влияние на международные валютные отношения оказывают ведущие промышленно развитые страны ( особенно “семерка” ), которые выступают как партнеры соперники. Последние десятилетия отмечены активизацией развивающихся стран в этой сфере.

Под влиянием многих факторов функционирование международных валютных отношений усложнилось и характеризуется частыми изменениями. Следовательно, изучение мирового опыта представляет большой интерес для складывающейся в России и других странах СНГ рыночной экономики. Постепенная интеграция России в мировое сообщество, вступление в Международный валютный фонд ( МВФ ) и группу Международного банка реконструкции и развития ( МБРР ) требуют знания общепринятого кодекса поведения на мировых рынках валют, кредитов, ценных бумаг, золота.

Международные валютные отношения - совокупность общественных отношений, складывающихся при функционировании валюты в мировом хозяйстве обслуживающих взаимный обмен результатами деятельности национальных хозяйств. Отдельные элементы валютных отношений появились еще в античном мире-Древней Греции и Древнем Риме-в виде вексельного и меняльного дела. Следующим этапом их развития явились средневековые “вексельные ярмарки” в Лионе, Антверпене и других торговых центрах Западной Европы, где производились по переводным векселям ( траттам ). В эпоху феодализма и становления капиталистического способа производства стала развиваться система международных расчетов через банки.

Развитие международных валютных отношений обусловлено ростом производительных сил, созданием мирового рынка, углублением международного разделения труда ( МРТ ), формированием мировой системы хозяйства, интернационализацией хозяйственных связей.

Международные валютные отношения постепенно приобрели определенные формы организации на основе интернационализации хозяйственных связей. Валютная система-форма организации и регулирования валютных отношений, закрепленная национальным законодательством или межгосударственными соглашениями. Различаются национальная, мировая, международная (региональная) валютные системы.

Исторически первыми возникли национальные валютные системы, закрепленные национальным законодательством с учетом норм международного права. Национальная валютная система является составной частью денежной системы страны, хотя она относительно самостоятельна и выходит за национальные границы. Ее особенности определяются степенью развития и состоянием экономики и внешнеэкономических связей страны.

Национальная валютная система неразрывно связана с мировой валютной системой, то есть формой организации мировых валютных отношений, закрепленной межгосударственными соглашениями. Мировая валютная система сложилась к середине XIX в. Характер функционирования и стабильность мировой валютной системы зависят от степени соответствия ее принципов структуре мирового хозяйства.



Особенности проведения валютных операций в РФ

Внешнеэкономическая деятельность ком­мерческих банков связана с осуществлением банковских операций в рублях и иностран­ной валюте при экспорте-импорте товаров и услуг, их реализации за иностранную ва­люту на территории Российской Федерации, сделках неторгового характера, хозяйство­вании нерезидентов внутри страны.

  Экономические преобразования, прово­димые после распада СССР, сняли юриди­ческие ограничения на прямой выход рос­сийских предприятий на внешние рынки и иностранных предпринимателей на рос­сийский рынок. Произошло уменьшение до­ли централизованного экспорта и импорта во внешнеторговом обороте; интенсифика­ция внешнеэкономических связей на микро­уровне потребовала расширения количества коммерческих банков, занимающихся ва­лютным обслуживанием клиентов.

С 1 июня 1992 г. введен единый плава­ющий курс рубля к свободно конвертиру­емым валютам.

Вместе с тем либерализация экономики не привела к свободной конвертируемости рубля. В настоящий момент в полной мере использование методов денежно-кредитной и валютной политики, характерных для стран с развитым рынком, нереально из-за нерешенности ряда социально-экономичес­ких проблем народного хозяйства.

Кризисное состояние народного хозяй­ства, незавершенность его структурной пе­рестройки, отставание некоторых отраслей и инфраструктуры внутреннего производства от мирового уровня требуют сохранения на прак­тике преимущественно государственного финанси­рования отдельных предприятий, регионов, перво­степенных социальных программ. Вместе с тем го­сударственные субвенции и централизованные кре­диты ЦБР, сохраняя чрезмерный хронический де­фицит федерального и местных бюджетов, усили­вают инфляционные процессы, что порождает спе­кулятивный спрос на свободно конвертируемую ва­люту.

Сокращение объемов внешней торговли, отсут­ствие экономических взаимосвязей между экспор­том и импортом, сохранение методов нетарифно­го регулирования вывоза стратегически важных сырьевых товаров, составляющих основу российско­го экспорта, снижают доходы государства от внеш­неэкономической деятельности. Поступлений в го­сударственные валютные резервы, несмотря на по­ложительное сальдо торгового баланса, недостаточ­но для выполнения текущих платежей по внешне­му долгу. Для его обслуживания необходимо при­влечение дополнительных бюджетных ресурсов за счет перераспределенных доходных и расходных ста­тей, изменения валютного курса в сторону понижения рубля для стимулирования экспорта. Но такие моме­нты лишь усугубляют бюджетный дефицит и инф­ляцию.

Неблагоприятный инвестиционный климат, рост таможенных пошлин и акцизов на импортные то­вары, обязательная продажа части экспортной вы­ручки за рубли при устойчивом падении его курса не заинтересовывают экспортеров переводить ва­лютную выручку в российские банки, способ­ствуют нелегальному вывозу российскими пред­принимателями и гражданами валюты за гра­ницу.

Невозможность разрешения отмеченных проблем в ближайшей перспективе требует сохранения и в определенной степени усиления характерных для командной экономики юридических ограничений на обращение иностранной валюты и совершение ва­лютных операций. В регулировании валютных от­ношений основную роль играет специальное валют­ное законодательство.



Законодательное регулирование валютных операций в РФ

Основним документом действующего в РФ ва­лютного законодательства является Закон Российской Федерации «О валютном регулировании и валютном контроле», принятый 9 ноября 1992 г. Он устанавли­вает принципы проведения операций с российской и иностранной валютой на территории Российской Федерации, полномочия и функции органов валют­ного регулирования и валютного контроля, права и обязанности юридически? и физических лиц при владении, пользовании и распоряжении валютными ценностями, ответственность за нарушение действующего законодательства

В целях оперативного решения возникающих при осуществлении валютных операций проблем и даль­нейшего совершенствования валютного законодате­льства Центральному банк; России предоставлено право на издание обязательных к исполнению но­рмативных актов: инструкции, писем, положении, телеграмм и т.п., которые уточняют и дополняют отдельные вопросы регулирования валютных отно­шений. Наиболее полным нормативным документом ЦБР является письмо Госбанка СССР от 24 мая 1991 г. № 352 «Основные положения о регулировании валютных операций на территории СССР» с соот­ветствующими изменениями и дополнениями, вне­сенными ЦЕР.

В ст. 1 Закона РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» определены основные понятия, используемые в нормативные документах по валют­ному регулированию: валюта Российской Федерации, ценные бумаги в валюте Российской Федерации, ино­странная валюта, валютные ценности, резиденты, не­резиденты, 1алютные операции, текущие валютные операции, валютные операции, связанные движением капитала, уполномоченные банки, ценные бумаги в иностранной валюте, драгоценные металлы, при­родные драгоценные камни.

Важнейшей задачей валютного законодательства является защита российского рубля в условиях обращения свободно конвертируемой  иностранной валюты. Согласно ст. 2 вышеуказанного закона расчеты между резидентами осуществляются в ва­люте Российской Федерации без ограничений. ЦБР оп­ределяет условия приобретения и использования нере­зидентами российских рублей. Нерезидентам разреше­но рассчитываться с резидентами как в валюте Россий­ской Федерации, так и в свободно конвертируемой ва­люте, если иное не предусмотрено в международных договорах с участием России. Нерезиденты могут от­крывать на свое имя счета в уполномоченных банках Российской Федерации по местоположению своего представительства либо (при отсутствии представи­тельства) осуществлять расчеты в рублях через рубле­вые корреспондентские счета банков-нерезидентов, от­крытых в уполномоченных банках. Резиденты не имеют права открывать рублевые счета в банках-нерезидентах и их филиалах на территории Российской Федерации. За их счет и по их поручению запрещено списывать сред­ства с рублевых корреспондентских счетов банков-нере­зидентов. Операции по рублевым счетам нерезидентов осуществляются в соответствии с их режимами, ого­воренными в инструкции ЦБР № 16 от 16 июня 1993 г.

Положение о порядке вывоза и пересылки из РФ и ввоза и пересылки в РФ валюты РФ от 6 октября 1993 г., утвержденное ЦБР (№ 02-29/36}, Министер­ством финансов РФ (№ 11-05-02) и ТТК РФ (№ 01-20/1007 5), запрещает ввоз, вывоз и пересылку за границу и из-за границы валюты РФ юридическими лицами, за исключением ЦБР, либо по его разреше­нию физические лица (резиденты и нерезиденты) могут ввозить в РФ и вывозить из РФ наличные рубли в пределах норм, устанавливаемых Центральным банком. Письмо ЦБР от 31 марта 1993 г. № 29-1/251 разрешает ввозить и вывозить до 500 тыс. руб. (для государств рублевой зоны) и до 100 тыс. руб. для других государств ближнего и даль­него зарубежья). Письмо ЦБР № 02-29-834 от 23 ап­реля 1993 г. устанавливает для граждан Украины нор­мы ввоза и В1воза наличных рублей, действующие для граждан рублевой зоны (до 500 тыс. руб.). Пересылка наличной валюты РФ за границу и из-за границы физическими лицами запрещена.

Государство гарантирует защиту права собствен­ности на валютные ценности резидентов и нерезиден­тов. Федеральные законы определяют виды обязатель­ных платеже в иностранной валюте в бюджеты всех уровней. Правительство Российской Федерации уста­навливает порядок совершения сделок с драгоценными металлами, природными драгоценными камнями, а также жемчугом.

Валютные операции могут осуществляться только через уполномоченные банки на основании оформленных надлежащим образом документов, содержащих информацию о валютной операции и подтверждающих ее соответствие действующему законодательству. Расчеты в иностранной валюте юридические лица-ре­зиденты могут делать только в пределах имеющихся в их распоряжении законных средств. Легальными ис­точниками иностранной валюты могут быть:

-         средства федеральных, республиканских и местных бюджетов в иностранной валюте;

-         взносы в уставный фонд (капитал);

-         валютные кредиты от уполномоченных и иностран­ных банков и финансовых учреждений, других ино­странных юридических лиц на основании лицензии

ЦБР;

-         покупка валюты на внутреннем валютном рынке за рубли через уполномоченные банки;

-         благотворительные фонды.

Физические лица-резиденты могут иметь в со­бственности

·        валютные ценности, введенные, переведенные или пересланных из-за границы в Россию с соблюдением таможенных правил и банковского законодательства;

·        наличную иностранную валюту, купленную в уполномоченных банках;

·        заработную плату и другие виды вознаграждения в иностранной валюте, полученные от юридических лиц-резидентов и за работу вне территории Российской Федерации от юридических лиц-нерезидентов.

Личные средства граждан подлежат свободному зачислению на текущие счета и во вклады в упол­номоченных банках. Режимы текущих счетов устанав­ливаются в зависимости от характера происхождения вносимой (зачисляемой) валюты.

Действующее законодательство устанавливает сле­дующие рамки на проведение резидентами валютных операций. Текущие валютные операции осуществляют­ся резидентами без ограничений. К текущим валют­ным операциям относятся:

1.     переводы в Российскую Федерацию и из Российской Федерации иностранной валюты, связанные с экспор­том и импортом, без отсрочки платежа и кредитовани­ем на срок не более 180 дней;

2.     получение и предоставление финансовых кредитов на срок не более 180 дней;

переводы в Российскую Федерацию и из неё доходов по вкладам, инвестициям, креди­там и прочим операциям, связанным с движением капитала;

3. переводы неторгового характера в Российскую Фе­дерацию и из Российской Федерации.

Операции, связанные с движением капитала, осуще­ствляются резидентами в порядке, устанавливаемом Центральным банком России. К ним относятся:

-         прямые инвестиции:

-         портфельные инвестиции;

-         покупка прав собственности и иных прав на здания, сооружения, землю, недра и иное имущество, включая недвижимость;

-         предоставление и получение отсрочки платежа по экспорту и импорту на срок более 180 дней;

-         предоставление и получение финансовых кредитов на срок более 180 дней;

-         другие валютные операции, не являющиеся те­кущими.

В настоящий момент юридические лица-резиден­ты могут осуществлять взносы в уставный фонд ре­зидентов за счет собственных валютных средств; фи­зические лица могут приобретать валютные акции коммерческих банков при регистрации проспекта эмис­сии. В расчетах между юридическими лицами-резидентами использование иностранной валюты допускается в следующих случаях:

-         в расчетах между экспортерами транспортными, страховыми и экспедиторскими организациями при включении стоимости их услуг в цену экспортируемого товара;

-         в расчетах между импортерами транспортными, страховыми, экспедиторскими организациями при до­ставке грузов к границе Российской Федерации;

-         при транзитных перевозках через территорию Рос­сии;

-         за услуги по аренде международных каналов связи предприятиями связи;

-         при оплате комиссионного вознаграждения посред­ником, осуществляющим по заказу экспортеров и импортеров операции с иностранными партнерами;

-         при расчетах между поставщика» и субпоставщи­ками экспортной продукции в пределах выручки, оста­вшейся в распоряжении экспортеров;

-         при оплате расходов и комиссий банковских учреж­дений и посреднических организаций, компенсирую­щих их расходы в иностранной валюте;

-         при проведении расчетов, связанных с получением и погашением коммерческих и банковских кредитов в иностранной валюте;

-         при покупке и продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке.

Проведение иных расчетов допускается только при наличии специального разрешения Центрального бан­ка России. Все расчеты между юридическими лицами-резидентами в иностранной валюте производятся на основании заключенных между ними договоров, в ко­торых должна быть ссылка на контракт с иностран­ным контрагентом. Расчеты осуществляются в валюте контракта с иностранным партнером. Уполномочен­ные банки могут предоставлять рублёвые кредиты под залог валютных ценностей. При неспособности долж­ника выполнить свои обязательства заложенные ва­лютные ценности реализуются на внутреннем валют­ном рынке. Требования кредитора покрываются за счет рублевой выручки. При этом уполномоченным банкам запрещено взыскивать с клиентов процент в иностранной валюте по ссудам предоставленным в рублях.

получение и предоставление финансовых кредитов на срок не более 180 дней;

переводы в Российскую Федерацию и из Российской Федерации доходов по вкладам, инвестициям, креди­там и прочим операциям, связанным с движением капитала;

 переводы неторгового характера в Российскую Фе­дерацию и из Российской Федерации.

Операции, связанные с движением капитала, осуще­ствляются резидентами в порядке, устанавливаемом Центральным банком России. К ним относятся:

·        прямые инвестиции:

·        портфельные инвестиции;

·        покупка прав собственности и иных прав на здания, сооружения, землю, недра и иное имущество, включая недвижимость;

·        предоставление и получение отсрочки платежа по экспорту и импорту на срок более 180 дней;

·        предоставление и получение финансовых кредитов на срок более 180 дней;

другие валютные операции, не являющиеся те­кущими.

В настоящий момент юридические лица-резиден­ты могут осуществлять взносы в уставный фонд ре­зидентов за счет собственных валютных средств; фи­зические лица могут приобретать валютные акции коммерческих банков при регистрации проспекта эмис­сии. В расчетах между юридическими лицами-резидентами использование иностранной валты допускается в следующих случаях:

-         в расчетах между экспортерами транспортными, страховыми и экспедиторскими организациями при включении стоимости их услуг в цену экспортируемого товара;

-         в расчетах между импортерами транспортными, страховыми, экспедиторскими организациями при до­ставке грузов к границе Российской Федерации;

-          при транзитных перевозках через территорию Рос­сии;

за услуги по аренде международных каналов связи предприятиями связи;

-         при оплате комиссионного вознаграждения посред­ником, осуществляющим по заказ экспортеров и импортеров операции с иностранными партнерами;

-         при расчетах между поставщика» и субпоставщи­ками экспортной продукции в пределах выручки, оста­вшейся в распоряжении экспортеров;

-         при оплате расходов и комиссий банковских учреж­дений и посреднических организаций, компенсирую­щих их расходы в иностранной валюте;

-         при проведении расчетов, связанных с получением и погашением коммерческих и банковских кредитов в иностранной валюте;

-         при покупке и продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке.

Проведение иных расчетов допускается только при наличии специального разрешения Центрального Бан­ка России. Все расчеты между юридическими лицами-резидентами в иностранной валюте производятся на основании заключенных между ними договоров, в ко­торых должна быть ссылка на контракт с иностран­ным контрагентом. Расчеты осуществляются в валюте контракта с иностранным партнером. Уполномочен­ные банки могут предоставлять рублёвые кредиты под залог валютных ценностей. При неспособности долж­ника выполнить свои обязательства заложенные ва­лютные ценности реализуются на внутреннем валют­ном рынке. Требования кредитора покрываются за счет рублевой выручки. При этом уполномоченным банкам запрещено взыскивать с клиентов процент в иностранной валюте по ссудам, предоставленным в рублях.

Физические лица-резиденты имеют право:

1.     переводить, вывозить или пересылать из Российс­кой Федерации без ограничений валютные ценности, переведенные или пересланные ранее на их бан­ковский счет или ввезенные ими при наличии тамо­женных или других подтверждающих документов;

2.     вывозить или переводить за границу при выезде владельца счета валюту, купленную в уполномочен­ном банке в течение года со дня покупки при наличии разрешения либо снятую с текущего счета, на который она должна быть зачислена после покупки в упол­номоченном банке (письмо Госбанка СССР № 352 от 24 мая 1991 г., раздел VIII, пункты 6, 9; инструкция ЦБР № 21 от 25 января 1994 г. «Об утверждении порядка организации работы пунктов обмена иностран­ной валюты на территории Российской Федерации», пункт 6.1);

3.     использовать валюту, зачисленную на текущие ва­лютные счета, без предъявления документов о легаль­ном происхождении валюты, только для расчетов на территории Российской Федерации (письмо Госбанка СССР № 352 от 24 мая 1991 г., пункт 7);

4.     оплачивать по безналичному расчёту товары и услуги предпри­ятий, имеющих разрешение Центрального банка Рос­сии на розничную торговлю и оказание услуг населе­нию за иностранную валюту на территории Российс­кой Федерации в соответствии с инструкцией ЦБР № 11 от 20 января 1993 г.;

5.     продавать валюту уполномоченному банку соглас­но письму Госбанка СССР № 352 от 24 мая 1991 г. (раздел VIII, пункт 15).

Сделки с валютными цен­ностями на территории Российской Федерации, минуя уполномоченные банки, между физическими лицами-резидентами, а также резидентами и нерезидентами допускаются в следующих случаях:

-         передача в дар государству, фондам, организациям на общественные и благотворительные цели;

-          дарение валютных ценно­стей супругу или близким родственникам;

-         завещание или получение валютных ценностей по праву наследо­вания;

-         приобретение, продажа и обмен единичных ино­странных денежных знаков (в том числе и из драгоцен­ных металлов) в целях коллекционирования.

Приоритетным направлением валютного регулиро­вания является внутренний валютный рынок. Его устойчивое функционирование при нестабильном состоянии экономики требует применения директивных ограничений на вывоз важных ценностей за границу. Юридическим лицам-резидентам запрещено откры­вать текущие валютные счета в иностранной валюте за границей без разрешения ЦБР. Заявления клиентов на открытие валютных счетов за границей рассматрива­ются ЦБР с учётом специфики проведения конкретных операций и невозможности открытия подобных счетов в российских уполномоченных банках.

Юридические лица-резиденты, получившие разре­шение на открытие валютных счетов за границей обязаны отчитываться по остаткам средств и процентам, полученным и помещённым в уполномоченные банки, по форме и в сроки, установленные ЦБР. Часть нахо­дящихся на счетах за границей средств, превышающая необходимые для осуществления операций текущие остатки, может быть переведена в уполномоченные банки по требованию Центрального банка России. Фи­зическим лицам-резидентам разрешено иметь валют­ные счета и вклады в зарубежных банках только на период их пребывания за границей либо по разреше­нию ЦБР. По окончанию срока пребывания остатки средств переводятся в уполномоченные банки либо ввозятся с соблюдением таможенных правил.

Иностранная валюта, полученная резидентами за рубежом, подлежит переводу в течение 30 дней с даты осуществления платежа в любой форме в пользу рези­дента банком плательщика-нерезидента либо другим банком по поручению плательщика.

Переводу не подлежат:

·        средства, используемые для оплаты местных рас­ходов резидента из выручки от сооружения объектов на территории иностранного государства;

·        поступления от участия в фондовых операциях, ис­пользуемые для дальнейшего участия в операциях и покрытия операционных расходов на период прове­дения операций;

·        валютные поступления резидентов от выставок, спортивных, культурных и иных мероприятий за гра­ницей для покрытия рисков по их проведению.

Валютная выручка, переводимая в уполномочен­ный банк и поступавшая собственность резидента, может использоваться для осуществления перевода только для оплаты банковских и иных компенсаций, других расходов, связанных непосредственно с данной операцией. Остатки средств и прибыль от разрешен­ных операций и мероприятий за границей подлежат переводу в Российскую Федерацию в течение 30 дней от даты завершения операций.

При предварительной оплате (авансовых платежах) предприятий и организаций-резидентов в пользу нере­зидентов в уполномоченный банк плательщиком пред­ставляются копии контрактов, в которых должно со­держаться обязательство нерезидента по передаче то­варов (выполнению работ, оказанию услуг) в срок не позднее 180 дней от даты предварительного платежа. В случае осуществления предварительного платежа ре­зидент в течение 180 дней от даты перевода обязан представить в уполномоченный банк копии грузовой таможенной декларации и других документов, подтве­рждающих факт передачи товаров (выполнения работ, оказания услуг резиденту), либо сообщить о причинах невыполнения обязательств нерезидентом.

Резидентам запрещено продлевать сроки оплаты требований к нерезидентам и их размер. Не допуска­ются также оказание услуг, передача имущества и иму­щественных прав в рублях с последующим получением эквивалента в иностранной валюте за границей.

На счета резидентов в уполномоченных банках под­лежат обязательному зачислению иностранная валю­та, полученная в качестве дара, благотворительных взносов и иных поступлений неторгового характера.

Устойчивое предложение иностранной валюты на внутреннем валютном рынке обеспечивается:

-         обязательной продажей предприятиями-резидентами 50% валютной экспортной выручки через уполномо­ченные банки на межбанковских валютных биржах;

-         добровольной продажей юридическими лицами (резидентами и нерезидентами) собственных валютных средств по коммерческому курсу при посредничестве уполномоченных банков;

-         валютными интервенциями Центрального банка России.

Спрос на валюту регулируется ограничениями на ее покупку для предприятий и уполномоченных банков. Предприятия могут покупать иностранную валюту на внутреннем валютном рынке только для проведения текущих операций и выполнения платежей по задол­женности в иностранной валюте при представлении в уполномоченный банк соответствующих документов.

Уполномоченные банки имеют право приобретать иностранную валюту за счет собственных средств для последующей продажи на внутреннем валютном рын­ке в пределах лимита открытой валютной позиции.

Легализация части наличной валюты населения, снятие ограничений на ее покупку и продажу в упол­номоченных банках сделали необходимым регулирова­ние розничной торговли за иностранную валюту. Со­гласно инструкции ЦБР Л № 11 от 21 января 1993 г. указанной деятельностью могут заниматься юридичес­кие лица-резиденты, получившие специальную лицен­зию в территориальных главных управлениях ЦБР. Запрещается реализация за иностранную валюту това­ров, произведенных в РФ или купленных за рубли.

За иностранную валюту могут реализовываться в безналичном порядке товары, купленные:

1.     у нерезидента непосредственно, по договорам ко­миссии или поручениям;

2.     у российского посредника, закупившего товары у нерезидента;

3.     услуги гостиниц, баров и ресторанов;

4.     услуги по различным видам страхования, связан­ные с выездом граждан за рубеж и приобретением ими товаров зарубежного производства;

5.     услуги по перевозке пассажиров и их багажа по территории Российской Федерации (для нерезидентов) и в международном сообщении;

6.     услуги по международной связи;

7.     услуги по международному туризму;

8.     услуги по организации обучения (стажировке) рос­сийских граждан за рубежом и иностранных граждан на территории Российской Федерации.

Реализация указанных товаров и услуг осуществля­ется одновременно за рубли и иностранную валюту по самостоятельно установленному коммерческому кур­су. Выручка в иностранной валюте зачисляется на текущие валютные счета и не подлежит обязательной продаже на внутреннем валютном рынке. С 1 января 1994 г. оплата перечисленных товаров и услуг возмож­на только в безналичном порядке, за исключением магазинов беспошлинной торговли, представительств иностранных транспортных компаний.

Магазинам беспошлинной торговли разрешено за­ниматься розничной торговлей за иностранную валю­ту под таможенным контролем на таможенной территории РФ при наличии разрешения территориаль­ных ГУ ЦБР и с применением зарегистрированных в Государственной налоговой инспекции контрольно-кассовых машин.

Без ограничений на текущие валютные счета пред­приятий, учреждений, организаций (резидентов и нерезидентов) в уполномоченных банках могут зачи­сляться следующие поступления в наличной иностранной валюте:

-         неиспользованный остаток средств на командиро­вочные расходы, ранее полученные предприятием;

-         таможенные платежи физических лиц согласно та­моженному законодательству;

-         суммы в уплату физическими лицами подоходного налога в соответствии с налоговым законодатель­ством;

-         конфискованные суммы в соответствии с законода­тельством РФ;

-         выручка от реализации гражданам на территории РФ представительствами иностранных транспортных предприятий перевозочных документов

-         суммы, ввезенные в Российскую Федерацию с со­блюдением таможенных правил по доверенности пред­приятий, учреждений и организаций-нерезидентов.

Предоставление в кредит наличной иностранной валюты и погашение кредита наличной иностранной валютой допускаются только по межбанковским до­говорам для обеспечения валютно-кассового обслужи­вания клиентов.

Консульские сборы в наличной иностранной валю­те запрещено зачислять на текущие валютные счета официальных представительств иностранных госу­дарств в уполномоченных банках в связи с возмож­ностью покупки валюты на внутреннем валютном рынке за счет сумм консульских сборов, зачисленных на их рублевые счета типа «Т».

Обязательной продаже не подлежат:

·        платежи от резидентов за счет средств, зачисленных на текущие валютные счета после обязательной продажи части экспортной выручки;

·        средства, купленные на внутрен­нем валютном рынке;

·        экспортная выручка нерезиден­тов, зачисленная на транзитные счета посреднических организаций и перечисляемая по поручению посред­нических организаций на валютные счета нерезидентов за вычетом комиссионного вознаграждения.

С транзитных счетов можно оплачивать относимые на себестоимость расходы по транспортировке, стра­хованию и экспедированию грузов в пользу нерезиден­тов (с перечислением на их валютные или транзитные счета), таможенные процедуры, таможенные пошлины (по разрешению Минфина РФ). Вышеуказанные рас­ходы и комиссия посреднических организаций умень­шают объем экспортной выручки, подлежащий обяза­тельной продаже. Посреднические организации по по­ручению поставщиков экспортной продукции могут переводить экспортную выручку за вычетом комисси­онного вознаграждения в свою пользу на транзитные счета предприятий. Предприятия в этом случае само­стоятельно оплачивают расходы с транзитных счетов и осуществляют обязательную продажу.

Посреднические предприятия могут осуществлять по поручению предприятий -поставщиков экспорт­ной продукции обязательную продажу части экспорт­ной выручки за минусом расходов и комиссионного вознаграждения. Остаток экспортной выручки перево­дится на текущие валютные счета поставщиков экс­портной продукции либо по их поручению на текущие валютные счета посреднических организаций для опла­ты импорта в Российскую Федерацию на основании соответствующих контрактов. Суммы комиссионных вознаграждений посреднических организаций остают­ся на транзитных счетах и подлежат частичной обяза­тельной продаже.

ЦБР установил особый порядок обязательной про­дажи экспортной выручки российских транспортных, страховых, экспедиторских организаций, предприятии и учреждений, оказывающих услуги международной связи (письмо N5 03-113 от 12 ноября 1992 г., письмо № 72 от 24 января 1994 г., письмо N9 19-4-00711414 от 15 июля 1992 г.). Указанные предприятия ежекварталь­но в установленные сроки представляют в уполномо­ченные банки расчеты с указанием сумм, подлежащих обязательной продаже.

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 РЕФЕРАТЫ